В соответствии с постановлением Правительства Вологодской области от 26.02.2008 N 286 "О порядке разработки, утверждения и реализации ведомственных целевых программ" приказываю:
1. Утвердить прилагаемую ведомственную целевую программу "Неотложные меры борьбы с туберкулезом" на 2011 - 2013 годы.
2. Планово-экономическому управлению департамента здравоохранения области (М.Д. Дуганов) осуществить передачу лимитов бюджетных обязательств на реализацию мероприятий ведомственной целевой программы ГУЗ "Вологодский областной противотуберкулезный диспансер", ГУЗ "Вологодский областной противотуберкулезный диспансер N 2", ГУЗ "Вологодский областной противотуберкулезный диспансер N 3".
3. Отделу лечебно-профилактической помощи и стандартизации департамента здравоохранения области (Т.Е. Лазарева):
3.1. Обеспечить контроль за ходом реализации ведомственной целевой программы.
3.2. Представлять в департамент экономики Правительства области отчеты о выполнении мероприятий ведомственной целевой программы, включая меры по повышению эффективности ее реализации, не позднее 20 января года, следующего за отчетным, по установленной форме.
4. Отделу лечебно-профилактической помощи и стандартизации департамента здравоохранения (Т.Е. Лазарева) в установленные сроки:
4.1. Направить копию приказа в прокуратуру Вологодской области.
4.2. Обеспечить публикацию настоящего приказа в областной газете "Красный Север".
4.3. Разместить настоящий приказ на сайте департамента здравоохранения области в сети Интернет (www.volmed.org.ru).
5. Контроль за исполнением приказа возложить на заместителя начальника департамента Н.А. Короленко.
Начальник департамента |
А.А.Колинько |
Ведомственная целевая программа
"Неотложные меры борьбы с туберкулезом" на 2011 - 2013 годы
(далее - Программа)
(утв. приказом Департамента здравоохранения Вологодской области
от 31 января 2011 г. N 39)
Паспорт Программы
Наименование субъекта бюджетного планирования |
департамент здравоохранения области |
Наименование Программы |
ведомственная целевая программа "Неотложные меры борьбы с туберкулезом" на 2011 -2013 годы |
Должностное лицо, утвердившее Программу |
начальник департамента здравоохранения области |
Основание для разработки Программы |
Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 года N 5487-1, постановление Правительства Российской Федерации от 10 мая 2007 года N 280 "О федеральной целевой программе "Предупреждение и борьба с социально значимыми заболеваниями (2007-2011 годы)" |
Основные цели и задачи Программы |
основная цель: - предупреждение распространения туберкулеза в области, повышение результативности его лечения; задачи: - обеспечение химиопрофилактики детей, инфицированных микобактериями туберкулеза; - госпитализация лиц, являющихся бактериовыделителями; проведение санитарно-оздоровительной работы в очагах туберкулеза |
Целевые индикаторы и показатели Программы |
- уровень смертности от туберкулеза на 100,0 тысяч населения; - уровень охвата химиопрофилактикой детей, инфицированных микобактериями туберкулеза, в %; - уровень госпитализации впервые выявленных бактериовыделителей, в % |
Характеристика программных мероприятий |
- профилактика и лечение туберкулеза; - оснащение противотуберкулезных диспансеров медицинским, технологическим и другим оборудованием |
Сроки реализации Программы |
2011-2013 годы |
Объемы и источники финансирования Программы |
объем финансирования на 3 года - 22489,6 тыс. рублей, в том числе на: 2011 год-11200,0 тыс. рублей; 2012 год - 5496,4 тыс. рублей; 2013 год - 5793,2 тыс. рублей. Источник финансирования -областной бюджет |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы и показатели ее социально- экономической эффективности |
- охват химиопрофилактикой детей, инфицированных микобактериями, не менее 90%; - уровень госпитализации впервые выявленных бактериовыделителей не ниже 90%; снижение: - смертности от туберкулеза до 7,5 на 100 тыс. населения. |
I. Характеристика проблемы, решение которой осуществляется путем реализации Программы
Эпидемиологическая ситуация в Вологодской области по туберкулезу постепенно улучшается. В 2000 году на диспансерном учете в противотуберкулезных учреждениях области состояло 22544 больных, из них 1792 требовали интенсивного лечения, в 2009 году - 6767 и 1136 больных соответственно.
Заболеваемость туберкулезом в учреждениях исполнения наказаний по сравнению с 2000 годом уменьшилась в 3 раза, но остается почти в 14 раз выше среднеобластного показателя и составляет 505,4 на 100 тыс. контингента уголовно-исполнительной системы в 2009 году при среднеобластном показателе 36,1 на 100 тыс. населения.
Наряду с другими факторами росту напряженности эпидемиологической ситуации способствует и отсутствие законодательной основы защиты населения от туберкулеза. В результате этого больные туберкулезом - страдающие хроническим алкоголизмом, прибывшие из учреждений исполнения наказаний, бомжи, беженцы, мигранты - уклоняются от лечения и, оставаясь бактериовыделителями, являются источниками заражения здоровых людей.
Отсутствие уголовной и административной ответственности за уклонение от профилактических осмотров ведет к повышению заболеваемости туберкулезом работников ряда отраслей экономики.
Санитарная профилактика в семейных туберкулезных очагах не дает желаемых результатов из-за низкой обеспеченности больных изолированной жилой площадью и невозможности разделения контактирующих лиц (ежегодно изолированной жилой площадью в области обеспечивается от 0 до 18 процентов нуждающихся больных).
Рост числа больных туберкулезом, выявленных при обращении к врачу, указывает на увеличение среди населения резервуара туберкулезной инфекции. Регистрируется утяжеление структуры смертности от туберкулеза в сторону значительного увеличения остро прогрессирующих форм туберкулеза. Кроме того, 30 процентов умерших от туберкулеза больных состояли на учете у фтизиатра менее года. Данный показатель свидетельствует о том, что население своевременно не обращается за медицинской помощью и распространяет инфекцию.
Достаточно высокая распространенность туберкулеза в области, дополняющаяся лицами, освободившимися из мест лишения свободы, приводит к расширению неизвестного резервуара туберкулезной инфекции среди населения, более быстрому инфицированию детей и подростков, возникновению большего числа заболеваний и их выявлению в более поздней стадии.
Рост профессиональной заболеваемости туберкулезом работников противотуберкулезных учреждений обусловлен постоянной их работой в очагах туберкулеза, увеличением числа больных с массивным бактериовыделением и устойчивыми штаммами микобактерий туберкулеза, а также притоком освобожденных из мест лишения свободы лиц, больных туберкулезом.
Низкая укомплектованность диспансеров врачами-фтизиатрами, недостаточная оснащенность медицинским оборудованием стационарной и санаторной сети, отсутствие хосписа для больных полирезистентным туберкулезом способствуют нерациональному использованию коек и отказам социально ориентированных больных от госпитализации, досрочной выписке из санаториев.
Борьба с туберкулезом требует значительных затрат. В то же время профилактическая работа, активное лечение своевременно выявленных больных туберкулезом дают экономический эффект, который в 3 и более раза превосходит затраты на мероприятия по лечению поздно выявленных больных, 30 процентов которых становятся инвалидами.
Поэтому из-за сохраняющейся сложной экономической ситуации, недостаточной социальной и санитарной профилактики туберкулеза требуется межведомственное взаимодействие для решения данных проблем, которое может быть обеспечено только программными методами.
II. Основные цели и задачи Программы
Цель Программы - предупреждение распространения туберкулеза в области и повышение результативности его лечения.
Для достижения поставленной цели предусматривается решение следующих задач:
обеспечение новорожденных детей прививками против туберкулеза;
организация профилактических осмотров населения на туберкулез всеми методами, в том числе беженцев, мигрантов, лиц, прибывших из мест лишения свободы, ВИЧ-инфицированных;
совершенствование эпидемиологического надзора за обследованием населения на туберкулез;
госпитализация лиц, являющихся бактериовыделителями;
проведение санитарной и специфической профилактики, санитарно-оздоровительной работы в очагах туберкулеза;
укомплектование врачами-фтизиатрами диспансеров, санаториев;
улучшение подготовки кадров по вопросам вакцинопрофилактики, туберкулинодиагностики;
совершенствование материально-технической базы существующих противотуберкулезных учреждений.
III. Ожидаемые результаты и социально-экономические последствия реализации Программы и целевые индикаторы по годам
Наименование показателя |
Ед. изм. |
Базовый показатель (2010 г.) |
2011 |
2012 |
2013 |
Охват химиопрофилактикой детей, инфицированных микобактериями |
% |
90,0 |
Не менее 90,0 |
Не менее 90,0 |
Не менее 90,0 |
Уровень госпитализации впервые выявленных бактериовыделителей |
% |
90,0 |
Не менее 90,0 |
Не менее 90,0 |
Не менее 90,0 |
Смертность от туберкулеза |
на 100 тыс. нас. |
8,0 |
7,8 |
7,7 |
7,5 |
Реализация мероприятий по профилактике туберкулеза, совершенствование эпидемиологического надзора за распространением данного заболевания позволят ограничить заболеваемость туберкулезом в области и не допустят роста показателей выше средних по Российской Федерации:
заболеваемость туберкулезом - 85,1 на 100 тыс. населения;
распространенность туберкулеза - 190,5 на 100 тыс. населения;
смертность от туберкулеза - 17,9 на 100 тыс. населения.
Своевременная диагностика и квалифицированное лечение туберкулеза уменьшат число бактериовыделителей, приведут к снижению числа инфицированного населения, сохранят трудоспособность больных, что позволит уменьшить расходы, связанные с лечением и различного рода выплатами в связи с инвалидностью.
IV. Перечень и характеристика основных мероприятий Программы
Перечень и характеристика основных мероприятий Программы, информация о необходимых ресурсах и сроках реализации каждого мероприятия отражены в приложении к Программе.
V. Срок реализации Программы
Срок реализации Программы - 2011 - 2013 годы.
VI. Ресурсное обеспечение Программы
Финансирование Программы осуществляется за счет средств областного бюджета согласно приложению к Программе. Объемы финансирования Программы ежегодно уточняются в установленном порядке при формировании областного бюджета на соответствующий год.
VII. Описание социальных и экономических последствий реализации Программы, общая оценка ее вклада в достижение соответствующей стратегической цели, оценка рисков ее реализации
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы:
- охват химиопрофилактикой детей, инфицированных микобактериями, - не менее 90,0%;
- уровень госпитализации впервые выявленных бактериовыделителей - не менее 90,0%;
- снижение показателя смертности от туберкулеза до 7,5 на 100,0 тысячи населения.
Реализация Программы позволит:
поддерживать статус территории с низкой заболеваемостью туберкулезом;
снизить заболеваемость до спорадического уровня (единичные случаи) и предупредить смертность от туберкулеза, управляемого средствами специфической профилактики, среди детей;
получить экономический эффект в результате снижения заболеваемости туберкулезом и выхода на инвалидность вследствие данного заболевания.
Возможные риски неисполнения Программы:
ограничение финансирования;
инфляция выше порогового уровня;
снижение жизненного уровня населения;
отсутствие подготовленных специалистов, обеспечивающих реализацию Программы;
форс-мажорные обстоятельства.
VIII. Оценка эффективности расходования бюджетных средств по годам или этапам в течение срока реализации Программы, а при необходимости - и после ее реализации
Социальная значимость Программы направлена на обеспечение эпидемиологического благополучия населения по туберкулезу, управляемого средствами специфической профилактики.
Постоянная с 1997 года реализация областной целевой программы "Неотложные меры борьбы с туберкулезом" позволила добиться высокого (выше 98%) охвата детей профилактическими прививками и снижения заболеваемости туберкулезом.
Повышение эффективности лечения больных туберкулезом позволило снизить показатель смертности от туберкулеза и выхода на инвалидность вследствие данного заболевания, что привело к снижению прямых экономических затрат, направленных на выплату пенсий и пособий.
IX. Методика оценки результативности Программы
Результативность Программы будет оцениваться по методике согласно постановлению Правительства Вологодской области от 26 февраля 2008 года N 286 "О порядке разработки, утверждения и реализации ведомственных целевых программ".
X. Обоснование потребности в необходимых ресурсах
Объемы финансирования Программы
XI. Система управления реализацией Программы
Управление реализацией Программы осуществляет департамент здравоохранения области.
Текущее управление реализацией Программы осуществляет ГУЗ "Вологодский областной противотуберкулезный диспансер".
Реализация Программы осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (с последующими изменениями).
Мониторинг и контроль за ходом реализации Программы осуществляет департамент здравоохранения области.
Для обеспечения мониторинга и контроля за ходом реализации Программы главный врач ГУЗ "Вологодский областной противотуберкулезный диспансер" представляет в департамент здравоохранения области отчет о выполнении мероприятий ведомственной целевой программы, включая меры по повышению эффективности их реализации, начальник департамента здравоохранения области представляет отчет в департамент экономики Правительства области и департамент финансов области ежегодно не позднее 20 января года, следующего за отчетным. К отчету прилагается пояснительная записка, отражающая эффективность и результативность выполнения мероприятий программы.
Контроль предусматривает сопровождение реализации мероприятий программы департаментом здравоохранения области, внутриведомственный контроль и проведение комплексных проверок с участием представителей иных органов.
Приложение
к Программе
Перечень
и характеристика основных мероприятий ведомственной целевой программы "Неотложные меры борьбы с туберкулезом" на 2011 - 2013 гг.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Департамента здравоохранения Вологодской области от 31 января 2011 г. N 39 "Об утверждении ведомственной целевой программы "Неотложные меры борьбы с туберкулезом" на 2011-2013 годы"
Текст приказа опубликован в газете "Красный Север" от 9 февраля 2011 г. N 23
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Приказ Департамента здравоохранения Вологодской области от 10 февраля 2014 г. N 64
Приказ Департамента здравоохранения Вологодской области от 12 июля 2012 г. N 438
Приказ Департамента здравоохранения Вологодской области от 28 октября 2011 г. N 1300