28 октября 2011 г.
В соответствии с постановлением Правительства Вологодской области от 26.02.2008 N 286 "О порядке разработки, утверждения и реализации ведомственных целевых программ" приказываю:
1. Утвердить прилагаемую ведомственную целевую программу "Неотложные меры борьбы с туберкулезом" на 2011 - 2013 годы.
2. Планово-экономическому управлению департамента здравоохранения области (М.Д. Дуганов) осуществить передачу лимитов бюджетных обязательств на реализацию мероприятий ведомственной целевой программы ГУЗ "Вологодский областной противотуберкулезный диспансер", ГУЗ "Вологодский областной противотуберкулезный диспансер N 2", ГУЗ "Вологодский областной противотуберкулезный диспансер N 3".
3. Отделу лечебно-профилактической помощи и стандартизации департамента здравоохранения области (Т.Е. Лазарева):
3.1. Обеспечить контроль за ходом реализации ведомственной целевой программы.
3.2. Представлять в департамент экономики Правительства области отчеты о выполнении мероприятий ведомственной целевой программы, включая меры по повышению эффективности ее реализации, не позднее 20 января года, следующего за отчетным, по установленной форме.
4. Отделу лечебно-профилактической помощи и стандартизации департамента здравоохранения (Т.Е. Лазарева) в установленные сроки:
4.1. Направить копию приказа в прокуратуру Вологодской области.
4.2. Обеспечить публикацию настоящего приказа в областной газете "Красный Север".
4.3. Разместить настоящий приказ на сайте департамента здравоохранения области в сети Интернет (www.volmed.org.ru).
5. Контроль за исполнением приказа возложить на заместителя начальника департамента Н.А. Короленко.
Начальник департамента |
А.А.Колинько |
Ведомственная целевая программа
"Неотложные меры борьбы с туберкулезом" на 2011 - 2013 годы
(далее - Программа)
(утв. приказом Департамента здравоохранения Вологодской области
от 31 января 2011 г. N 39)
28 октября 2011 г.
Паспорт Программы
Наименование субъекта бюджетного планирования |
департамент здравоохранения области |
Наименование Программы |
ведомственная целевая программа "Неотложные меры борьбы с туберкулезом" на 2011 -2013 годы |
Должностное лицо, утвердившее Программу |
начальник департамента здравоохранения области |
Основание для разработки Программы |
Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 года N 5487-1, постановление Правительства Российской Федерации от 10 мая 2007 года N 280 "О федеральной целевой программе "Предупреждение и борьба с социально значимыми заболеваниями (2007-2011 годы)" |
Основные цели и задачи Программы |
основная цель: - предупреждение распространения туберкулеза в области, повышение результативности его лечения; задачи: - обеспечение химиопрофилактики детей, инфицированных микобактериями туберкулеза; - госпитализация лиц, являющихся бактериовыделителями; проведение санитарно-оздоровительной работы в очагах туберкулеза |
Целевые индикаторы и показатели Программы |
- уровень смертности от туберкулеза на 100,0 тысяч населения; - уровень охвата химиопрофилактикой детей, инфицированных микобактериями туберкулеза, в %; - уровень госпитализации впервые выявленных бактериовыделителей, в % |
Характеристика программных мероприятий |
- профилактика и лечение туберкулеза; - оснащение противотуберкулезных диспансеров медицинским, технологическим и другим оборудованием |
Сроки реализации Программы |
2011-2013 годы |
Объемы и источники финансирования Программы |
объем финансирования на 3 года - 22489,6 тыс. рублей, в том числе на: 2011 год-11200,0 тыс. рублей; 2012 год - 5496,4 тыс. рублей; 2013 год - 5793,2 тыс. рублей. Источник финансирования -областной бюджет |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы и показатели ее социально- экономической эффективности |
- охват химиопрофилактикой детей, инфицированных микобактериями, не менее 90%; - уровень госпитализации впервые выявленных бактериовыделителей не ниже 90%; снижение: - смертности от туберкулеза до 7,5 на 100 тыс. населения. |
I. Характеристика проблемы, решение которой осуществляется путем реализации Программы
Эпидемиологическая ситуация в Вологодской области по туберкулезу постепенно улучшается. В 2000 году на диспансерном учете в противотуберкулезных учреждениях области состояло 22544 больных, из них 1792 требовали интенсивного лечения, в 2009 году - 6767 и 1136 больных соответственно.
Заболеваемость туберкулезом в учреждениях исполнения наказаний по сравнению с 2000 годом уменьшилась в 3 раза, но остается почти в 14 раз выше среднеобластного показателя и составляет 505,4 на 100 тыс. контингента уголовно-исполнительной системы в 2009 году при среднеобластном показателе 36,1 на 100 тыс. населения.
Наряду с другими факторами росту напряженности эпидемиологической ситуации способствует и отсутствие законодательной основы защиты населения от туберкулеза. В результате этого больные туберкулезом - страдающие хроническим алкоголизмом, прибывшие из учреждений исполнения наказаний, бомжи, беженцы, мигранты - уклоняются от лечения и, оставаясь бактериовыделителями, являются источниками заражения здоровых людей.
Отсутствие уголовной и административной ответственности за уклонение от профилактических осмотров ведет к повышению заболеваемости туберкулезом работников ряда отраслей экономики.
Санитарная профилактика в семейных туберкулезных очагах не дает желаемых результатов из-за низкой обеспеченности больных изолированной жилой площадью и невозможности разделения контактирующих лиц (ежегодно изолированной жилой площадью в области обеспечивается от 0 до 18 процентов нуждающихся больных).
Рост числа больных туберкулезом, выявленных при обращении к врачу, указывает на увеличение среди населения резервуара туберкулезной инфекции. Регистрируется утяжеление структуры смертности от туберкулеза в сторону значительного увеличения остро прогрессирующих форм туберкулеза. Кроме того, 30 процентов умерших от туберкулеза больных состояли на учете у фтизиатра менее года. Данный показатель свидетельствует о том, что население своевременно не обращается за медицинской помощью и распространяет инфекцию.
Достаточно высокая распространенность туберкулеза в области, дополняющаяся лицами, освободившимися из мест лишения свободы, приводит к расширению неизвестного резервуара туберкулезной инфекции среди населения, более быстрому инфицированию детей и подростков, возникновению большего числа заболеваний и их выявлению в более поздней стадии.
Рост профессиональной заболеваемости туберкулезом работников противотуберкулезных учреждений обусловлен постоянной их работой в очагах туберкулеза, увеличением числа больных с массивным бактериовыделением и устойчивыми штаммами микобактерий туберкулеза, а также притоком освобожденных из мест лишения свободы лиц, больных туберкулезом.
Низкая укомплектованность диспансеров врачами-фтизиатрами, недостаточная оснащенность медицинским оборудованием стационарной и санаторной сети, отсутствие хосписа для больных полирезистентным туберкулезом способствуют нерациональному использованию коек и отказам социально ориентированных больных от госпитализации, досрочной выписке из санаториев.
Борьба с туберкулезом требует значительных затрат. В то же время профилактическая работа, активное лечение своевременно выявленных больных туберкулезом дают экономический эффект, который в 3 и более раза превосходит затраты на мероприятия по лечению поздно выявленных больных, 30 процентов которых становятся инвалидами.
Поэтому из-за сохраняющейся сложной экономической ситуации, недостаточной социальной и санитарной профилактики туберкулеза требуется межведомственное взаимодействие для решения данных проблем, которое может быть обеспечено только программными методами.
II. Основные цели и задачи Программы
Цель Программы - предупреждение распространения туберкулеза в области и повышение результативности его лечения.
Для достижения поставленной цели предусматривается решение следующих задач:
обеспечение новорожденных детей прививками против туберкулеза;
организация профилактических осмотров населения на туберкулез всеми методами, в том числе беженцев, мигрантов, лиц, прибывших из мест лишения свободы, ВИЧ-инфицированных;
совершенствование эпидемиологического надзора за обследованием населения на туберкулез;
госпитализация лиц, являющихся бактериовыделителями;
проведение санитарной и специфической профилактики, санитарно-оздоровительной работы в очагах туберкулеза;
укомплектование врачами-фтизиатрами диспансеров, санаториев;
улучшение подготовки кадров по вопросам вакцинопрофилактики, туберкулинодиагностики;
совершенствование материально-технической базы существующих противотуберкулезных учреждений.
III. Ожидаемые результаты и социально-экономические последствия реализации Программы и целевые индикаторы по годам
Наименование показателя |
Ед. изм. |
Базовый показатель (2010 г.) |
2011 |
2012 |
2013 |
Охват химиопрофилактикой детей, инфицированных микобактериями |
% |
90,0 |
Не менее 90,0 |
Не менее 90,0 |
Не менее 90,0 |
Уровень госпитализации впервые выявленных бактериовыделителей |
% |
90,0 |
Не менее 90,0 |
Не менее 90,0 |
Не менее 90,0 |
Смертность от туберкулеза |
на 100 тыс. нас. |
8,0 |
7,8 |
7,7 |
7,5 |
Реализация мероприятий по профилактике туберкулеза, совершенствование эпидемиологического надзора за распространением данного заболевания позволят ограничить заболеваемость туберкулезом в области и не допустят роста показателей выше средних по Российской Федерации:
заболеваемость туберкулезом - 85,1 на 100 тыс. населения;
распространенность туберкулеза - 190,5 на 100 тыс. населения;
смертность от туберкулеза - 17,9 на 100 тыс. населения.
Своевременная диагностика и квалифицированное лечение туберкулеза уменьшат число бактериовыделителей, приведут к снижению числа инфицированного населения, сохранят трудоспособность больных, что позволит уменьшить расходы, связанные с лечением и различного рода выплатами в связи с инвалидностью.
IV. Перечень и характеристика основных мероприятий Программы
Перечень и характеристика основных мероприятий Программы, информация о необходимых ресурсах и сроках реализации каждого мероприятия отражены в приложении к Программе.
V. Срок реализации Программы
Срок реализации Программы - 2011 - 2013 годы.
VI. Ресурсное обеспечение Программы
Финансирование Программы осуществляется за счет средств областного бюджета согласно приложению к Программе. Объемы финансирования Программы ежегодно уточняются в установленном порядке при формировании областного бюджета на соответствующий год.
VII. Описание социальных и экономических последствий реализации Программы, общая оценка ее вклада в достижение соответствующей стратегической цели, оценка рисков ее реализации
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы:
- охват химиопрофилактикой детей, инфицированных микобактериями, - не менее 90,0%;
- уровень госпитализации впервые выявленных бактериовыделителей - не менее 90,0%;
- снижение показателя смертности от туберкулеза до 7,5 на 100,0 тысячи населения.
Реализация Программы позволит:
поддерживать статус территории с низкой заболеваемостью туберкулезом;
снизить заболеваемость до спорадического уровня (единичные случаи) и предупредить смертность от туберкулеза, управляемого средствами специфической профилактики, среди детей;
получить экономический эффект в результате снижения заболеваемости туберкулезом и выхода на инвалидность вследствие данного заболевания.
Возможные риски неисполнения Программы:
ограничение финансирования;
инфляция выше порогового уровня;
снижение жизненного уровня населения;
отсутствие подготовленных специалистов, обеспечивающих реализацию Программы;
форс-мажорные обстоятельства.
VIII. Оценка эффективности расходования бюджетных средств по годам или этапам в течение срока реализации Программы, а при необходимости - и после ее реализации
Социальная значимость Программы направлена на обеспечение эпидемиологического благополучия населения по туберкулезу, управляемого средствами специфической профилактики.
Постоянная с 1997 года реализация областной целевой программы "Неотложные меры борьбы с туберкулезом" позволила добиться высокого (выше 98%) охвата детей профилактическими прививками и снижения заболеваемости туберкулезом.
Повышение эффективности лечения больных туберкулезом позволило снизить показатель смертности от туберкулеза и выхода на инвалидность вследствие данного заболевания, что привело к снижению прямых экономических затрат, направленных на выплату пенсий и пособий.
IX. Методика оценки результативности Программы
Результативность Программы будет оцениваться по методике согласно постановлению Правительства Вологодской области от 26 февраля 2008 года N 286 "О порядке разработки, утверждения и реализации ведомственных целевых программ".
X. Обоснование потребности в необходимых ресурсах
Объемы финансирования Программы
Приказом Департамента здравоохранения Вологодской области от 28 октября 2011 г. N 1300 в раздел XI настоящей Программы внесены изменения
XI. Система управления реализацией Программы
Управление реализацией Программы осуществляет департамент здравоохранения области.
Текущее управление реализацией Программы осуществляет БУЗ ВО "Вологодский областной противотуберкулезный диспансер".
Реализация Программы осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (с последующими изменениями).
Мониторинг и контроль за ходом реализации Программы осуществляет департамент здравоохранения области.
Для обеспечения мониторинга и контроля за ходом реализации Программы главный врач БУЗ ВО "Вологодский областной противотуберкулезный диспансер" представляет в департамент здравоохранения области отчет о выполнении мероприятий ведомственной целевой программы, включая меры по повышению эффективности их реализации, начальник департамента здравоохранения области представляет отчет в департамент экономики Правительства области и департамент финансов области ежегодно не позднее 20 января года, следующего за отчетным. К отчету прилагается пояснительная записка, отражающая эффективность и результативность выполнения мероприятий программы.
Контроль предусматривает сопровождение реализации мероприятий программы департаментом здравоохранения области, внутриведомственный контроль и проведение комплексных проверок с участием представителей иных органов.
Приказом Департамента здравоохранения Вологодской области от 28 октября 2011 г. N 1300 настоящее приложение изложено в новой редакции
Приложение
к Программе
Перечень
и характеристика основных мероприятий ведомственной целевой программы "Неотложные меры борьбы с туберкулезом" на 2011 - 2013 гг.
28 октября 2011 г.
N |
Содержание мероприятия |
Ответственный исполнитель |
Сроки исполнения (годы) |
Коды экономической классификации |
Объем расходов на реализацию мероприятий, тыс. руб. |
Планируемые показатели результатов деятельности |
|||||||
2011 год |
2012 год |
2013 год |
Наименование |
Единица измерения |
Промежуточное значение (непосредственный результат мероприятия) |
Целевое значение (конечный результат) |
|||||||
2011 год |
2012 год |
2013 год |
|||||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
Раздел I. Профилактика и лечение туберкулеза | |||||||||||||
1.1. |
Химиопрофилактика туберкулеза |
БУЗ ВО "Вологодский областной противотуберкулезный диспансер", БУЗ ВО "Вологодский областной противотуберкулезный диспансер N 2", БУЗ ВО "Вологодский областной противотуберкулезный диспансер N 3", тубкабинеты ЦРБ |
2011 - 2013 |
340 |
1000.0 |
1000.0 |
1000.0 |
Охват химиопрофилактикой детей, инфицированных микобактериями туберкулеза |
% |
Не менее 90.0 |
Не менее 90.0 |
Не менее 90.0 |
Не менее 90.0 |
1.2. |
Химиотерапия больных туберкулезом |
БУЗ ВО "Вологодский областной противотуберкулезный диспансер", БУЗ ВО "Вологодский областной противотуберкулезный диспансер N 2", БУЗ ВО "Вологодский областной противотуберкулезный диспансер N 3", тубкабинеты ЦРБ |
2011 - 2013 |
340 |
4000.0 |
4285.0 |
4570.0 |
Госпитализация впервые выявленных бактериовыделителей |
% |
Не менее 90.0 |
Не менее 90.0 |
Не менее 90.0 |
Не менее 90.0 |
1.3. |
Оплата транспортных расходов и хранения противотуберкулезных препаратов в аптечной организации |
БУЗ ВО "Вологодский областной противотуберкулезный диспансер" |
2011 - 2013 |
226 |
200.0 |
211.4 |
223.2 |
|
|
|
|
|
|
|
Итого по разделу I: |
|
|
|
5200.0 |
5496.4 |
5793.2 |
|
|
|
|
|
|
Раздел II. Оснащение диспансеров медицинским, технологическим и другим оборудованием | |||||||||||||
2.1. |
Оснащение противотуберкулезных диспансеров медицинским, технологическим и другим оборудованием |
БУЗ ВО "Вологодский областной противотуберкулезный диспансер", БУЗ ВО "Вологодский областной противотуберкулезный диспансер N 2" |
2011 - 2013 |
310 |
6000.0 |
0.0 |
0.0 |
Количество приобретенного оборудования |
Ед. |
2 |
- |
- |
2 |
|
Итого по разделу II: |
|
|
|
6000.0 |
0.0 |
0.0 |
|
|
|
|
|
|
|
Итого по Программе: |
|
|
|
11200.0 |
5496.4 |
5793.2 |
|
|
|
|
|
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Департамента здравоохранения Вологодской области от 31 января 2011 г. N 39 "Об утверждении ведомственной целевой программы "Неотложные меры борьбы с туберкулезом" на 2011-2013 годы"
Текст приказа опубликован в газете "Красный Север" от 9 февраля 2011 г. N 23
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Приказ Департамента здравоохранения Вологодской области от 10 февраля 2014 г. N 64
Приказ Департамента здравоохранения Вологодской области от 12 июля 2012 г. N 438
Приказ Департамента здравоохранения Вологодской области от 28 октября 2011 г. N 1300