В целях реализации Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 9 июня 2010 года N 690, а также постановления Правительства области от 22 июня 2009 года N 961 "О Стратегии развития системы противодействия деструктивным социальным явлениям в Вологодской области на период до 2020 года" Правительство области постановляет:
1. Утвердить прилагаемую долгосрочную целевую программу "Комплексные меры по противодействию незаконному обороту наркотиков и снижению масштабов злоупотребления алкогольной продукцией, профилактике алкоголизма и наркомании в Вологодской области на 2013 - 2016 годы".
2. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2013 года.
Губернатор области |
О.А. Кувшинников |
Долгосрочная целевая программа
"Комплексные меры по противодействию незаконному обороту наркотиков и снижению масштабов злоупотребления алкогольной продукцией, профилактике алкоголизма и наркомании в Вологодской области на 2013 - 2016 годы"
(далее - Программа)
(утв. постановлением Правительства области
от 29 октября 2012 г. N 1264)
Паспорт Программы
Наименование Программы |
долгосрочная целевая Программа "Комплексные меры по противодействию незаконному обороту наркотиков и снижению масштабов злоупотребления алкогольной продукцией, профилактике алкоголизма и наркомании в Вологодской области на 2013 - 2016 годы" |
Основание для разработки Программы |
Указ Президента Российской Федерации от 9 июня 2010 года N 690 "Об утверждении Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года"; |
постановление Правительства области от 22 июня 2009 года N 961 "О стратегии развития системы противодействия деструктивным явлениям в Вологодской области на период до 2020 года" | |
Основные цели и задачи Программы |
цель Программы - сокращение на 2,5% масштабов незаконного потребления наркотических средств и злоупотребления алкогольной продукцией населением области; |
задачи Программы: | |
снижение доступности наркотиков, находящихся в незаконном обороте; | |
снижение уровня потребления алкогольной продукции населением области; | |
повышение эффективности проводимых профилактических мероприятий среди различных слоев населения; | |
повышение эффективности внедряемых программ и методик лечения и реабилитации лиц, имеющих зависимость от психоактивных веществ (далее - ПАВ) | |
Сроки реализации Программы |
2013 - 2016 годы |
Ответственный исполнитель Программы |
Комитет гражданской защиты и социальной безопасности области |
Соисполнители Программы |
Департамент образования области; |
департамент здравоохранения области; | |
Департамент социальной защиты населения области; | |
Департамент труда и занятости населения области; | |
Департамент культуры и охраны объектов | |
культурного наследия области; | |
Департамент сельского хозяйства, | |
продовольственных ресурсов и торговли области; | |
Комитет по физической культуре, спорту и молодежной политике области; | |
Департамент внутренней политики Правительства области; | |
управление информационной политики Правительства области | |
Объемы и источники финансирования Программы |
общий объем финансирования Программы 17197,8 тыс. руб. за счет средств областного бюджета, в том числе: |
на 2013 год - 2845,3 тыс. руб. | |
на 2014 год - 1000,0 тыс. руб. | |
на 2015 год - 1000,0 тыс. руб. | |
на 2016 год - 12352,5 тыс. руб. | |
Ожидаемые результаты реализации Программы |
в 2016 году планируется достичь следующих результатов по отношению к базовому уровню 2012 года: |
увеличение количества выявленных и поставленных на учет наркопотребителей на 16%; | |
снижение до 50 % доли лиц с диагнозом "наркомания" от общего числа лиц, состоящих на учете за употребление наркотических и психотропных веществ; | |
уменьшение числа лиц, впервые взятых на учет в связи с употреблением алкоголя с вредными последствиями до 81 человека на 100 тыс. населения; | |
снижение уровня заболеваемости алкоголизмом до 93 человек на 100 тыс. населения. |
I. Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа, и прогноз развития ситуации с учетом реализации Программы
Продолжающийся в Вологодской области, как и в целом по России, рост числа лиц, злоупотребляющих наркотиками, сопровождается выраженными негативными социальными последствиями, ставящими эту проблему в ряд наиболее актуальных для нашего общества.
По данным областного наркологического диспансера, количество лиц, допускающих немедицинское употребление наркотических веществ и состоящих на учете в органах здравоохранения, по состоянию на 1 января 2012 года составило 3569 человек. Средний возраст наркопотребителей составляет 20 лет. Лица данной категории являются основными распространителями ВИЧ-инфекции.
Наиболее неблагополучными по количеству состоящих на учете наркопотребителей с диагнозом "наркомания" являются город Череповец - 1016 человек, город Вологда - 579 человек, Череповецкий муниципальный район - 52 человека, Шекснинский муниципальный район - 27 человек, Вологодский муниципальный район - 24 человека, Грязовецкий муниципальный район - 23 человека, Сокольский муниципальный район - 23 человек. Если учитывать, что число официально зарегистрированных наркозависимых, как правило, в 7 - 9 раз ниже реального, то фактическое количество таких лиц в нашей области может составлять около 20 тыс. человек.
Результаты проведенного мониторинга наркоситуации в образовательных учреждениях области показывают, что только 52% опрошенных осознают механизмы формирования зависимости от наркотиков, 14,5% отрицают опасность формирования зависимости вообще. По данным опроса, сохраняется вероятность мифа о том, что можно употреблять наркотики и не заболеть наркоманией. 17% респондентов не знают о том, что употребление и распространение наркотических средств являются противоправными деяниями, 31% подростков и молодежи признаются в том, что им предлагали наркотики.
По данным правоохранительных органов области, за 12 месяцев 2011 года совершено 1523 наркопреступления. Из незаконного оборота изъято более 66,5 кг наркотических веществ, в том числе героина - 5,62 кг. К уголовной ответственности привлечено 638 лиц, из них 57 женщин, 4 несовершеннолетних.
В области также сложилась неблагополучная обстановка со злоупотреблением населением области, в том числе подростками и молодежью, алкогольной продукцией. В органах здравоохранения области на 1 января 2012 года состоят на официальном учете с диагнозом "алкоголизм" 14632 человек. Употребление алкоголя в среднем по области сопоставимо с общероссийским показателем и составляет 9,9 литра абсолютного алкоголя на душу населения. Ежегодные невосполнимые потери от употребления алкоголя в области составляют сотни жителей репродуктивного возраста. Растет употребление алкогольной продукции среди несовершеннолетних. Раннее приобщение детей и молодежи к алкоголю в несколько раз увеличивает риск развития алкоголизма и насильственной смерти в будущем. Прямые и косвенные экономические потери от алкоголизации населения наносят ощутимый вред социально-экономическому развитию области. К экономическим потерям относятся повышенный уровень смертности, сокращение продолжительности здоровой жизни, утрата трудоспособности, снижение производительности труда, затраты на лечение заболеваний, связанных с потреблением алкогольной продукции, социальные выплаты инвалидам, сиротам, ущерб от пожаров, дорожно-транспортных происшествий, расходы государства на содержание заключенных, на борьбу с преступностью и беспризорностью. Потребление алкоголя снижает интеллектуальные способности человека, наносит невосполнимый урон духовно-нравственному развитию личности и общества в целом.
Настоящая Программа направлена на повышение эффективности профилактики наркомании и алкоголизма, на обеспечение противодействия наркоугрозе и снижение объемов потребления населением алкогольной продукции, на улучшение демографической ситуации в области, увеличение продолжительности жизни населения, сокращение уровня смертности, формирование стимулов к ведению здорового образа жизни.
II. Основные цели и задачи Программы, сроки ее реализации
Основная цель Программы - сокращение масштабов незаконного потребления наркотических средств и злоупотребления алкогольной продукцией населением области.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
снижение доступности наркотиков, находящихся в незаконном обороте;
снижение уровня потребления алкогольной продукции населением области;
повышение эффективности проводимых профилактических мероприятий среди различных слоев населения;
повышение эффективности внедряемых программ и методик лечения и реабилитации лиц, имеющих зависимость от психоактивных веществ;
В ходе выполнения Программы планируется достичь:
снижения доли лиц с диагнозом "наркомания" от общего числа лиц, состоящих на учете за употребление наркотических и психотропных веществ, с 54% в 2012 году до 50% в 2016 году;
увеличения количества выявленных и поставленных на учет наркопотребителей с 3100 человек в 2012 году до 3600 человек в 2016 году;
снизить заболеваемость хроническим алкоголизмом и алкогольными психозами (в расчете на 100 тыс. населения) с 95 человек в 2012 году до 93 человек в 2016 году;
снизить число лиц, впервые взятых на учет в связи с употреблением ими алкоголя с вредными последствиями (в расчете на 100 тыс. населения) с 91 человека в 2012 году до 81 человека в 2016 году.
Сроки реализации Программы с 2013 года по 2016 год определены с учетом среднесрочной перспективы ее исполнения. Часть предусмотренных мероприятий предполагает проведение конкурсных процедур, требующих определенных временных затрат.
Кроме этого, реализация Программы в течение четырехлетнего периода наиболее оптимально сочетается со Стратегией государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года и Стратегией противодействия деструктивным явлениям на период до 2020 года Вологодской области.
III. Перечень мероприятий Программы
IV. Ресурсное обеспечение Программы
Финансирование Программы осуществляется за счет средств областного бюджета. Общий объем финансирования составляет 17197,8 тыс. рублей (приложения 1, 2 к Программе).
Объем финансирования Программы ежегодно уточняется исходя из возможностей доходной базы областного бюджета на очередной финансовый год.
V. Механизм реализации Программы
Общее руководство реализацией Программы осуществляется в соответствии с постановлением Правительства области от 2 сентября 2011 года N 1063 "О порядке разработки, утверждения и реализации долгосрочных целевых программ Вологодской области".
Соисполнители Программы несут ответственность за своевременное и качественное исполнение мероприятий Программы.
Председатель Комитета гражданской защиты и социальной безопасности области является руководителем Программы.
Реализация мероприятий Программы осуществляется на основе государственных контрактов (договоров) на закупку и поставку товаров, работ и услуг для государственных нужд области, заключаемых ответственным исполнителем и соисполнителями Программы с поставщиками товаров, услуг (исполнителями работ), определяемыми по итогам размещения заказов в соответствии с действующим законодательством.
К выполнению мероприятий Программы ответственным исполнителем или соисполнителями Программы могут быть привлечены подведомственные им учреждения в случае, если данная деятельность входит в функции данных учреждений.
При осуществлении конкурсных процедур закупок товаров, работ и услуг, проводимых в рамках Программы за счет средств областного бюджета, заказчиком выступают органы исполнительной государственной власти области (исполнители программы).
Комитет гражданской защиты и социальной безопасности области обеспечивает проведение консультационно-правовых работ (информационная деятельность) положений Программы в рамках Основ государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан, утвержденных Президентом Российской Федерации.
VI. Контроль за ходом реализации Программы
Контроль за ходом реализации Программы осуществляет заместитель Губернатора области, курирующий вопросы управления и распоряжения имуществом области, земельных отношений, представительства Губернатора области и Правительства области в Законодательном Собрании области, обеспечения единого правового пространства, реализации обеспечения и защиты прав и свобод человека и гражданина, охраны собственности и общественного порядка, противодействия терроризму и экстремизму, борьбы с преступностью, обеспечения деятельности мировых судей, регистрации актов гражданского состояния.
Контроль осуществляется в соответствии с разделом 7 Порядка разработки, утверждения и реализации долгосрочных целевых программ Вологодской области, утвержденного постановлением Правительства области от 2 сентября 2011 года N 1063.
VII. Оценка результатов реализации Программы
В результате реализации Программы ожидаются сокращение масштабов незаконного потребления наркотических средств и снижение уровня потребления алкогольной продукции населением области, снижение до 50% доли лиц с диагнозом "наркомания" от общего числа лиц, состоящих на учете за употребление наркотических и психотропных веществ, снижение уровня заболеваемости алкоголизмом до 93 человек на 100 тыс. населения и уменьшение числа лиц, впервые взятых на учет в связи с употреблением алкоголя с вредными последствиями, до 81 человека на 100 тыс. населения; повышение эффективности регулирования алкогольного рынка, в том числе сокращение количества объектов торговли и расширение границ существующих ограничений по времени розничной продажи алкогольной продукции; совершенствование механизма использования превентивных мер с целью раннего выявления и учета лиц, склонных к употреблению психоактивных веществ, создание эффективной системы профилактики наркомании и алкоголизма.
Выполнение мероприятий Программы позволит повысить эффективность работы по выявлению наркопотребителей и лиц, злоупотребляющих алкогольной продукцией; снизить количество лиц, имеющих зависимость от психоактивных веществ; приобщить значительную часть молодежи к здоровому образу жизни, что в совокупности позволит сократить прямые и косвенные экономические потери, снизить финансовые расходы из областного и муниципальных бюджетов на устранение возможных последствий употребления психоактивных веществ, повысить уровень духовно-нравственного развития общества.
Оценка результатов реализации Программы производится в соответствии с показателями, представленными в приложении 3 к Программе. Показатели формируются на основе статистических данных.
Приложение 1
Ресурсное обеспечение Программы за счет средств областного бюджета (тыс. рублей.)
|
Всего |
В том числе: |
|||
|
2013 год |
2014 год |
2015 год |
2016 год |
|
Общий объем финансирования |
17197,8 |
2845,3 |
1000,0 |
1000,0 |
12352,5 |
из них: |
|
|
|
|
|
Капитальные расходы |
1350,0 |
0 |
0 |
0 |
1350,0 |
Текущие расходы |
15847,8 |
2845,3 |
1000,0 |
1000,0 |
11002,5 |
Приложение 2
Объем финансирования мероприятий Программы по получателям бюджетных средств
(тыс. рублей)
N п/п |
Наименование бюджетополучателя |
Стоимость мероприятия (по годам) |
||||
|
|
всего |
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
1. |
Департамент образования области |
2422 |
492 |
300 |
300 |
1330 |
2. |
Департамент здравоохранения области |
2420 |
50 |
60 |
60 |
2250 |
3. |
Департамент культуры и охраны объектов культурного наследия области области |
1615 |
0 |
0 |
0 |
1615 |
4. |
Комитет по физической культуре, спорту и молодежной политике области |
1100 |
500 |
0 |
0 |
600 |
5. |
Правительство области (Департамент внутренней политики) |
1900 |
900 |
0 |
0 |
1000 |
6. |
Правительство области (управление информационной политики) |
1791,6 |
483,3 |
200 |
200 |
908,3 |
7. |
Департамент социальной защиты населения области |
1100 |
0 |
0 |
0 |
1100 |
8. |
Департамент труда и занятости населения области |
2089,2 |
0 |
0 |
0 |
2089,2 |
9. |
Комитет гражданской защиты и социальной безопасности |
2760 |
420 |
440 |
440 |
1460 |
|
Всего |
17197,8 |
2845,3 |
1000,0 |
1000,0 |
12352,5 |
Приложение 3
Сведения
о планируемых результатах реализации Программы
Задачи, направленные на достижение цели |
Наименование индикатора (показателя) |
Единица измерения |
Базовое значение индикатора (показателя) на начало реализации Программы |
Планируемое значение индикатора (показателя) по годам реализации Программы |
|||
2013 год |
2014 год |
2015 год |
2016 год |
||||
1. Снижение доступности наркотиков, находящихся в незаконном обороте |
1. Количество выявленных и поставленных на учет наркопотребителей |
тыс. чел. |
3,1 |
3,3 |
3,4 |
3,5 |
3,6 |
2. Снижение уровня потребления алкогольной продукции населением области |
2. Заболеваемость хроническим алкоголизмом и алкогольными психозами в расчете на 100 тыс. населения |
чел. |
95,0 |
95,0 |
94,0 |
94,0 |
93,0 |
3. Повышение эффективности проводимых профилактических мероприятий среди различных слоев населения. |
1. Число лиц, впервые взятых на учет в связи с употреблением ими алкоголя с вредными последствиями, в расчете на 100 тыс. населения |
чел. |
91,0 |
85,0 |
83,0 |
82,0 |
81,0 |
2. Количество выявленных и поставленных на учет наркопотребителей |
тыс. чел. |
3,1 |
3,3 |
3,4 |
3,5 |
3,6 |
|
4. Повышение эффективности внедряемых программ и методик лечения и реабилитации лиц, имеющих зависимость от психоактивных веществ |
1. Доля лиц с диагнозом "наркомания" от общего числа лиц, состоящих на учете за употребление наркотических и психотропных веществ |
% |
54,0 |
53,0 |
52,0 |
51,0 |
50,0 |
2. Заболеваемость хроническим алкоголизмом и алкогольными психозами в расчете на 100 тыс. населения |
чел. |
95,0 |
95,0 |
94,0 |
94,0 |
93,0 |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Вологодской области от 29 октября 2012 г. N 1264 "Об утверждении долгосрочной целевой программы "Комплексные меры по противодействию незаконному обороту наркотиков и снижению масштабов злоупотребления алкогольной продукцией, профилактике алкоголизма и наркомании в Вологодской области на 2013 - 2016 годы"
Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2013 г.
Текст постановления опубликован в газете "Красный Север" от 3 ноября 2012 г. N 208
Постановлением Правительства Вологодской области от 28 октября 2013 г. N 1108 настоящее постановление признано утратившим силу с 1 января 2014 г.
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Правительства Вологодской области от 16 декабря 2013 г. N 1303
Изменения вступают в силу со дня принятия названного постановления и действуют до 1 января 2014 г.
Постановление Правительства Вологодской области от 8 июля 2013 г. N 674
Постановление Правительства Вологодской области от 11 февраля 2013 г. N 152