Решение Вологодского областного суда от 28 января 2014 г. по делу N 3-5/2014
Определением СК по административным делам Верховного Суда РФ от 21 мая 2014 г. N 2-АПГ14-2 настоящее решение изменено: столбец N 7 приложения 1 к приказу Региональной энергетической комиссии Вологодской области от 24 мая 2013 г. N 109 признан недействующим с момента вступления решения суда в законную силу
Вологодский областной суд в составе:
председательствующего судьи Соколовой М.В.,
с участием прокурора прокуратуры Вологодской области Ивановой Н.Ю.,
при секретаре Журавлевой В.А.
рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ООО "УК "Олимп", ООО "Антарес-Строй 2", ООО "УК "Управдом", ООО "ЖРС-4", ООО "ЖЭУ-2 "Комфорт", ООО "Служба Заказчика ЖЭУ-1" о признании недействующим приказа Региональной энергетической комиссии Вологодской области от 24 мая 2013 года N 109 "О внесении изменений в приказ Региональной энергетической комиссии Вологодской области от 13 декабря 2012 года N 1209", установил:
приказом Региональной энергетической комиссии Вологодской области (далее - РЭК Вологодской области) от 13 декабря 2012 года N 1209 "Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг по холодному и горячему водоснабжению, водоотведению при отсутствии приборов учета на территории Вологодской области" утверждены нормативы потребления коммунальных услуг по холодному и горячему водоснабжению, водоотведению, определенные расчетным методом.
Приказом РЭК Вологодской области от 24 мая 2013 года N 109 внесены изменения в приказ РЭК Вологодской области от 13 декабря 2012 года N 1209 "Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг по холодному и горячему водоснабжению, водоотведению при отсутствии приборов учета на территории Вологодской области" в части утверждения нормативов потребления коммунальной услуги по холодному водоснабжению на общедомовые нужды в многоквартирном доме в виде расчетной формулы, согласно Приложению к приказу - столбец N 7 (...).
Приказ РЭК Вологодской области от 24 мая 2013 года N 109 опубликован в газете "..." от <ДАТА> N... и размещен на сайте Региональной энергетической комиссии Вологодской области.
Заявители ООО "УК "Олимп", ООО "Антарес-Строй 2", ООО "УК "Управдом", ООО "ЖРС-4", ООО "ЖЭУ-2 "Комфорт", ООО "Служба Заказчика ЖЭУ-1" являются специализированными коммерческими организациями, осуществляющими деятельность по управлению, содержанию, ремонту многоквартирных жилых домов.
Представитель заявителей по доверенностям Сысоев Е.И. обратился в суд с заявлением о признании недействующим с момента принятия приказа Региональной энергетической комиссии Вологодской области от 24 мая 2013 года N 109 "О внесении изменений в приказ Региональной энергетической комиссии Вологодской области от 13 декабря 2012 года N 1209", как принятого с нарушением установленного федеральным законодательством порядка и противоречащего его требованиям.
В обоснование требований указал, что оспариваемый нормативный правовой акт не соответствует статье 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, статье 13 Федерального закона от 23 ноября 2009 года N 261-ФЗ "Об энергоснабжении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Правилам установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года N 306, Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от <ДАТА> N 354, Постановлению Правительства Российской Федерации от <ДАТА> N 344.
Нарушения, по мнению заявителей, выразились в необоснованном неприменении метода аналогов, утверждении норматива в виде расчетной формулы, возложении обязанности по расчету норматива потребления коммунальной услуги на общедомовые нужды на исполнителя коммунальных услуг, индивидуально для каждого дома.
Просили суд признать приказ Региональной энергетической комиссии Вологодской области от 24 мая 2013 года N 109 "О внесении изменений в приказ Региональной энергетической комиссии Вологодской области от 13 декабря 2012 года N 1209" недействующим с 01 июня 2013 года.
Представители заявителей по доверенностям Сысоев Е.И., Макаров С.С. в судебном заседании требования уточнили, просили суд признать недействующим с 01 июня 2013 года столбец N 7 Приложения к приказу Региональной энергетической комиссии Вологодской области от 24 мая 2013 года N 109 "О внесении изменений в приказ Региональной энергетической комиссии Вологодской области от 13 декабря 2012 года N 1209".
Представители заинтересованного лица Региональной энергетической комиссии Вологодской области по доверенностям Ситькова Н.С., Назарова Л.Н. требования не признали.
Полагали, что оспариваемый нормативный правовой акт принят с соблюдением действующего законодательства, нарушений при установлении норматива потребления коммунальной услуги по холодному водоснабжению на общедомовые нужды в многоквартирном доме, не допущено (письменные отзывы том 1 л.д. 117-123, том 2 л.д. 1-7, том 2 л.д. 199-210, том 3 л.д. 1-12).
В заключении прокурор прокуратуры Вологодской области Иванова Н.Ю. полагала требования заявителей в части признания недействующим столбца N 7 Приложения к приказу Региональной энергетической комиссии Вологодской области от 24 мая 2013 года N 109 "О внесении изменений в приказ Региональной энергетической комиссии Вологодской области от 13 декабря 2012 года N 1209" подлежащими удовлетворению, однако, при определении момента, с которого следует признать недействующим нормативный правовой акт, считала необходимым учесть, что до вынесения решения суда нормативный правовой акт в оспариваемой части применялся, на основании этого акта были реализованы права граждан, ввиду этого, полагала, что нормативный правой акт в оспариваемой части должен быть признан недействующим с момента вступления решения суда в законную силу.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора прокуратуры Вологодской области Ивановой Н.Ю., суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года N 306.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 года N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (в редакции Постановлений Правительства Российской Федерации от 04 мая 2012 года N 442, от 27 августа 2012 года N 857, от 16 апреля 2013 года N 344, от 14 мая 2013 года N 410, от 22 июля 2013 года N 614, от 19 сентября 2013 года N 824) утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов.
В соответствии с пунктом 4 указанного Постановления Правительства Российской Федерации Министерству регионального развития Российской Федерации предписывалось представить в Правительство Российской Федерации проект акта о внесении изменений в Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, предусматривающих исключение из объемов коммунальных ресурсов, учитываемых при определении нормативов потребления коммунальных услуг в жилом помещении, объемов коммунальных ресурсов, предусматриваемых для содержания общего имущества многоквартирного дома, и нормативных технологических потерь коммунальных ресурсов, а также порядок установления нормативов потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды (абзац 4 подпункта "б" пункта 4).
Соответствующие изменения установлены Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 марта 2012 года N 258 "О внесении изменений в Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг", которым указанные Правила изложены в новой редакции, действующей с 01 июля 2012 года.
Пунктом 5 упомянутого выше Постановления Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 года N 354 рекомендовано органам государственной власти субъектов Российской Федерации утвердить нормативы потребления коммунальных услуг в жилых помещениях, нормативы потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды не позднее 2 месяцев со дня вступления в силу изменений, которые вносятся в Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, указанных в абзаце четвертом подпункта "б" пункта 4 настоящего Постановления.
Согласно пункту 3 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года N 306 (в редакции от 28 марта 2012 года), нормативы потребления коммунальных услуг утверждаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Пунктом 9 указанных Правил предусмотрено, что установление нормативов потребления коммунальных услуг производится по инициативе уполномоченных органов или ресурсоснабжающих организаций.
На территории Вологодской области ресурсоснабжающие организации не инициировали установление нормативов потребления коммунальных услуг.
В соответствии с пунктом 1.1. Положения о Региональной энергетической комиссии Вологодской области, утвержденного постановлением Правительства Вологодской области от 09 августа 2010 года N 921, Региональная энергетическая комиссия Вологодской области является органом исполнительной государственной власти области, осуществляющим функции в сфере государственного регулирования тарифов и надбавок на товары и услуги организаций энергетики и коммунального комплекса на территории Вологодской области.
Пунктом 3.2.1 Положения к полномочиям РЭК Вологодской области отнесено утверждение нормативов потребления коммунальных услуг при отсутствии приборов учета в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (...).
Таким образом, оспариваемый приказ принят РЭК Вологодской области в пределах предоставленных законом полномочий, в предусмотренной форме, его опубликование произведено в установленном порядке в соответствии со статьей 3 закона Вологодской области от 02 мая 2011 года N 2506-ОЗ "О порядке обнародования (официального опубликования) и вступления в силу нормативных правовых актов области".
В соответствии с пунктом 3.10.9 Положения о РЭК Вологодской области, комиссия вправе запрашивать в пределах своих полномочий и получать у органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, информацию и необходимые документы по вопросам установления, изменения и применения цен (тарифов), применения надбавок, регулируемых в соответствии с Федеральными законами от 30 декабря 2004 года N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса", от 07 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", от 26 марта 2003 года N 35-ФЗ "Об электроэнергетике", от 27 июля 2010 года N 190-ФЗ "О теплоснабжении".
Комиссия для решения своих задач и выполнения функций создает экспертные и рабочие группы для рассмотрения вопросов, отнесенных к компетенции комиссии (пункт 3.10.18 Положения о РЭК Вологодской области).
Как усматривается из материалов дела, для проведения работы по расчету нормативов потребления коммунальных услуг в РЭК Вологодской области рабочая группа не создавалась. Указанную работу выполнял отдел балансов, производственных и инвестиционных программ организаций коммунального комплекса управления регулирования в сфере жилищно-коммунального комплекса.
Принятию РЭК Вологодской области решения о выборе расчетного метода определения нормативов предшествовал сбор информации путем направления запросов: в адрес глав муниципальных районов запросов от 16 марта 2012 года N 853 и от 20 апреля 2012 года N 1236 о предоставлении достоверных сведений о жилищном фонде в разрезе населенных пунктов муниципальных образований района; в адрес руководителей ресурсоснабжающих организаций Вологодской области от 20 апреля 2012 года направлен запрос N 1237 руководителям ресурсоснабжающих организаций Вологодской области (...).
Согласно справке (...) органы местного самоуправления направили в РЭК Вологодской области запрашиваемую информацию.
Поступившая информация была проанализирована специалистами РЭК Вологодской области, после чего подготовлен проект заключения по установлению нормативов потребления коммунальных услуг по горячему и холодному водоснабжению, водоотведению при отсутствии приборов учета в жилых помещениях, на общедомовые нужды по холодному водоснабжению при отсутствии приборов учета, при использовании земельного участка и надворных построек.
Согласно пункту 2 заключения для установления нормативов потребления коммунальных услуг был применен расчетный метод в связи с отсутствием сведений о показаниях приборов учета горячего и холодного водоснабжения, снятых первого и последнего числа любого месяца отопительного периода, численности проживающих жителей в многоквартирных домах, в отношении которых определяется норматив, общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирных домах.
Жилищный фонд Вологодской области разделен на ... групп, в зависимости от предоставления в них коммунальных услуг и наличия санитарно-технического оборудования.
<ДАТА> проведены совещания РЭК Вологодской области по вопросу установления нормативов потребления коммунальных услуг с участием глав муниципальных образований Вологодской области и представителей ресурсоснабжающих организаций.
Согласно протоколам совещаний от 21 и <ДАТА> принято решение о возложении на глав администраций муниципальных районов обязанности представить в РЭК области сведения о жилищном фонде, в том числе общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирных домах и численности жителей, проживающих в этих домах, в срок до 23 и 27 августа соответственно; предложено направить в РЭК области особое мнение по вопросу установления нормативов потребления коммунальных услуг для последующего представления информации о ситуации по Вологодской области в Министерство регионального развития Российской Федерации.
<ДАТА> на заседании Правления РЭК Вологодской области были утверждены нормативы на холодное и горячее водоснабжение в жилых помещениях и на общедомовые нужды по Вологодской области по ... степеням благоустройства, издан приказ от 28 августа 2012 года N 304 "Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг по холодному и горячему водоснабжению, водоотведению при отсутствии приборов учета на территории Вологодской области".
В дальнейшем, 13 декабря 2012 года приказ РЭК Вологодской области от 28 августа 2012 года N 304 отменен, приказом РЭК Вологодской области от 13 декабря 2012 года N 1209 утверждены нормативы потребления коммунальных услуг по холодному и горячему водоснабжению, водоотведению при отсутствии приборов учета в жилых помещениях и нормативы потребления коммунальных услуг по холодному водоснабжению и водоотведению на общедомовые нужды при отсутствии приборов учета на территории Вологодской области, определенные расчетным методом по 32 степеням благоустройства.
<ДАТА> РЭК Вологодской области направила главам муниципальных районов запрос N... об оснащенности многоквартирных домов общедомовыми приборами учета.
Поступившая информация об оснащенности приборами учета коммунальных ресурсов была обработана специалистами РЭК Вологодской области.
По состоянию на <ДАТА> учтено ... муниципальных образований <адрес>.
На территории Вологодской области имелось: ... многоквартирных дома, подключенных к услуге холодное водоснабжение, из них ... домов имеют установленные общедомовые приборы учета, ... дома имеют установленные общедомовые приборы учета и индивидуальные приборы учета; ... частных домовладения, из них ... домовладений имеет установленные индивидуальные приборы учета, указанные данные подтверждаются справкой РЭК <адрес> (том 3, л.д. 58-64).
Приказом РЭК <адрес> от <ДАТА> N... внесены изменения в приказ РЭК <адрес> от <ДАТА> N 1209, в соответствии с которыми утверждены нормативы потребления коммунальной услуги по холодному водоснабжению на общедомовые нужды в многоквартирном доме, определенные расчетным методом в виде формулы - столбец N 7 Приложения к приказу (...).
Пунктом 15 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг предусмотрено, что изменение нормативов потребления осуществляется в порядке, определенном для их установления.
В соответствии с пунктом 19 указанных Правил нормативы потребления коммунальных услуг в жилых помещениях и нормативы потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды устанавливаются с применением метода аналогов или расчетного метода.
Совокупность условий, необходимых для применения метода аналогов, предусмотрена пунктом 21 Правил, согласно которому:
- метод аналогов применяется при наличии сведений, полученных в результате измерений объема (количества) потребления коммунальных услуг приборами учета, установленными в многоквартирных домах или жилых домах с аналогичными конструктивными и техническими параметрами, степенью благоустройства многоквартирного дома или жилого дома и климатическими условиями;
- количество измерений должно отвечать условиям представительности выборки;
- представительность выборки определяется необходимым количеством многоквартирных домов или жилых домов, на основании данных о расходах коммунальных ресурсов по приборам учета в которых можно определять нормативы потребления коммунальных услуг в жилых помещениях и нормативы потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды в отношении всех многоквартирных домов или жилых домов с аналогичными конструктивными и техническими параметрами, степенью благоустройства многоквартирного дома или жилого дома и климатическими условиями;
- указанный метод применяется, если в выбранных многоквартирных домах или жилых домах техническая эксплуатация внутридомовых инженерных систем соответствует правилам пользования жилыми помещениями и содержания общего имущества в многоквартирном доме, которые утверждаются Правительством Российской Федерации.
Расчетный метод применяется в случае невозможности применения метода аналогов по причине отсутствия или недостаточности данных приборного учета потребления коммунальных услуг в многоквартирных домах или жилых домах, отвечающих условиям представительности выборки для проведения необходимых измерений (пункт 22 Правил).
Сопоставительный анализ содержания пункта 19 Правил, предусматривающий метод аналогов или расчетный метод при установлении нормативов потребления коммунальных услуг, и пункта 22 Правил свидетельствует о том, что субъект Российской Федерации при определении нормативов потребления коммунальных услуг вправе выбрать расчетный метод только в том случае, если невозможно применить метод аналогов по причине отсутствия или недостаточности данных приборного учета потребления коммунальных услуг в многоквартирных домах или жилых домах, отвечающих условиям представительности выборки для проведения необходимых измерений.
Пункты 21 и 22 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг закрепляют правило о приоритете метода аналогов, предусматривающего определение норматива потребления на основании данных о фактическом потреблении коммунальных ресурсов по приборам учета, по сравнению с расчетным методом, что согласуется с положениями пункта 1 статьи 541 Гражданского кодекса Российской Федерации, закрепляющими правило об определении количества поданной абоненту и использованной им энергии в соответствии с данными учета о фактическом потреблении.
Суд, проанализировав представленные доказательства, приходит к выводу о том, что доводы РЭК Вологодской области относительно невозможности применения метода аналогов при установлении норматива потребления коммунальной услуги по холодному водоснабжению на общедомовые нужды являются необоснованными.
В соответствии со статьей 249 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обязанность по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для принятия нормативного правового акта, его законности, а также законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагаются на орган, принявший нормативный правовой акт, органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).
РЭК <адрес> не представлено суду доказательств того, что при выборе метода установления норматива потребления коммунальной услуги на общедомовые нужды до издания оспариваемого нормативного акта комиссией проведена работа по определению представительности выборки для каждой из групп многоквартирных домов и жилых домов, имеющих аналогичные конструктивные и технические параметры, степень благоустройства многоквартирного дома, расположенных в аналогичных климатических условиях, необходимая для применения метода аналогов.
Порядок определения нормативов потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды с применением метода аналогов предусматривает строгую последовательность действий на основе выборочного наблюдения потребления коммунальных услуг в многоквартирных домах или жилых домах, изложенную в пунктах 32 - 42 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг.
Согласно пункту 36 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг после формирования объема выборки многоквартирных домов или жилых домов составляется план проведения измерений и снятия показаний приборов учета. На основании измерений объема (количества) потребления коммунальных ресурсов приборами учета определяется месячная (среднемесячная) величина потребления коммунальных ресурсов по выбранным группам многоквартирных домов или жилых домов (пункт 41 указанных правил).
Учитывая положения Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, суд полагает, что сделать вывод о невозможности применения метода аналогов при установлении нормативов потребления коммунальных услуг возможно только после проведенной работы по определению объема представительности выборки, проведения измерений и снятия показаний приборов учета.
Однако доказательств проведения РЭК Вологодской области вышеуказанных действий в период до издания приказа от 24 мая 2013 года N 109 "О внесении изменений в приказ Региональной энергетической комиссии Вологодской области от 13 декабря 2012 года N 1209" в материалы дела не представлено.
Не проводились такие действия и в период до издания приказов от 28 августа 2012 года N 304 "Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг по холодному и горячему водоснабжению, водоотведению при отсутствии приборов учета на территории Вологодской области" и от 13 декабря 2012 года N 1209 "Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг по холодному и горячему водоснабжению, водоотведению при отсутствии приборов учета на территории Вологодской области".
Переход к расчетному методу не может быть осуществлен без обоснования причин, которые делают невозможным использование метода аналогов.
Заинтересованным лицом РЭК Вологодской области не приведены расчеты, подтверждающие, что применение метода аналогов являлось невозможным.
Учитывая вышеизложенное, суд полагает, что действия РЭК Вологодской области в части установления норматива потребления коммунальной услуги по холодному водоснабжению на общедомовые нужды в многоквартирном доме, определенного расчетным методом, противоречат пунктам 19, 21, 22 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг.
В соответствии с пунктом 2 Правил под нормативом потребления коммунальной услуги понимается определяемый в соответствии с Правилами количественный показатель объема потребления коммунального ресурса (холодная вода, горячая вода, природный газ, электрическая энергия, тепловая энергия и т.д.), применяемый для расчета размера платы за коммунальную услугу при отсутствии приборов учета.
Согласно пункту 7 Правил при выборе единицы измерения нормативов потребления коммунальных услуг в отношении холодного водоснабжения на общедомовые нужды используется показатель - кубический метр на 1 кв. метр общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме.
Оспариваемым нормативным правовым актом норматив потребления коммунальной услуги на общедомовые нужды в многоквартирном доме утвержден в виде формулы - , тогда как пункт 27 раздела II Приложения к Правилам предусматривает, что по указанной формуле должен быть определен норматив потребления (количественный показатель объема потребления коммунального ресурса) коммунальной услуги.
Порядок установления нормативов потребления коммунальных услуг и требования к их формированию утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации, указанный порядок не может быть изменён на уровне субъекта Российской Федерации.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что столбец N 7 Приложения к приказу РЭК Вологодской области от 24 мая 2013 года N 109 противоречит пунктам 2, 7 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и пункту 27 раздела II Приложения к Правилам.
Пунктом 3 Правил предусмотрено, что нормативы потребления коммунальных услуг утверждаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Нормативы потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды устанавливаются едиными для многоквартирных домов и жилых домов, имеющих аналогичные конструктивные и технические параметры, степень благоустройства, а также расположенных в аналогичных климатических условиях. При различиях в конструктивных и технических параметрах, степени благоустройства, а также климатических условиях, в которых расположены многоквартирные дома или жилые дома, нормативы потребления коммунальных услуг дифференцируются (пункт 11 Правил).
В соответствии с пунктом 2 примечаний к Приложению оспариваемого приказа РЭК Вологодской области от 24 мая 2013 года N 109, нормативы на общедомовые нужды рассчитываются исполнителем коммунальных услуг однократно на срок не менее трех лет индивидуально для каждого многоквартирного дома по указанной формуле.
Суд, проанализировав положения действующего законодательства, приходит к выводу, что возложение обязанности по расчету норматива на общедомовые нужды индивидуально для каждого дома на исполнителя коммунальных услуг является незаконным и противоречащим пунктам 3, 11 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг.
Частью 2 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что суд, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
Из системного анализа положений Правил следует, что только при условии соблюдения порядка установления нормативов потребления и требований к их формированию, которые предусмотрены Правилами, указанные нормативы могут быть признаны законно установленными.
Поскольку установление норматива потребления коммунальной услуги по холодному водоснабжению на общедомовые нужды произведено с нарушением статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, пунктов 2, 3, 7, 11, 19, 21, 22 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, пункта 27 раздела II Приложения к Правилам, суд признает недействующим столбец N 7 (нормативы потребления коммунальной услуги на общедомовые нужды в многоквартирном доме (в виде формулы)) Приложения к приказу РЭК Вологодской области от 24 мая 2013 года N 109 "О внесении изменений в приказ Региональной энергетической комиссии Вологодской области от 13 декабря 2012 года N 1209".
При определении момента, с которого следует признать в части недействующим оспариваемый нормативный правовой акт, суд учитывает следующее.
Оспариваемый нормативный правовой акт регулирует вопросы определения нормативов потребления коммунальных услуг.
Абзац 3 пункта 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 года N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части" (в редакции от 09 февраля 2012 года) содержит разъяснение о том, что суд может признать нормативный правовой акт не действующим полностью или в части со дня вступления решения в законную силу, если его положения применялись и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций.
Между тем применение оспариваемого приказа РЭК Вологодской области, не устанавливающего права граждан и организаций, а регулирующего исключительно вопросы определения нормативов потребления коммунальных услуг, повлекло взыскание с граждан оплаты за коммунальные услуги по холодному водоснабжению на общедомовые нужды в ненадлежащем размере, то есть фактически имело место возложение на граждан обязанности вносить плату за отдельные виды коммунальных услуг по незаконно установленным субъектом Российской Федерации нормативам потребления.
В приведенном пункте Постановления Пленума обращено внимание на то, что оспариваемый нормативный правовой акт (его часть), признанный противоречащим нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, в соответствии с частью 2 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судом признается не действующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени. Исключение составляют нормативные правовые акты, которые в соответствии со статьей 125 Конституции Российской Федерации (законы и иные нормативные акты субъектов Российской Федерации, изданные по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти Российской Федерации и совместному ведению органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации) могут быть проверены в процедуре конституционного судопроизводства. Такой акт (его часть) признается судом не действующим с момента вступления решения в законную силу.
Поскольку оспариваемый нормативный правовой акт принят по вопросам, относящимся к ведению субъекта Российской Федерации, на его основании не реализовались права граждан и организаций, суд считает необходимым признать оспариваемые положения приказа РЭК Вологодской области недействующими с момента его принятия.
Сообщение о решении подлежит опубликованию в газете "Красный Север" после вступления решения суда в законную силу.
Руководствуясь статьями 194 - 198, 251 - 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд решил:
удовлетворить заявление ООО "УК "Олимп", ООО "Антарес-Строй 2", ООО "УК "Управдом", ООО "ЖРС-4", ООО "ЖЭУ - 2 "Комфорт", ООО "Служба Заказчика ЖЭУ-1".
Признать недействующим с момента принятия столбец N 7 (нормативы потребления коммунальной услуги на общедомовые нужды в многоквартирном доме (в виде формулы)) Приложения к приказу Региональной энергетической комиссии Вологодской области от 24 мая 2013 года N 109 "О внесении изменений в приказ Региональной энергетической комиссии Вологодской области от 13 декабря 2012 года N 1209".
На решение суда могут быть поданы апелляционные жалоба, представление в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Вологодский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья |
М.В. Соколова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Вологодского областного суда от 28 января 2014 г. по делу N 3-5/2014
Текст документа опубликован на официальном сайте Вологодского областного суда http://oblsud.vld.sudrf.ru