Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 2
Методические указания
по разработке и реализации государственных программ Вологодской области
(утв. постановлением Правительства области
от 25 апреля 2011 г. N 422)
13 июня, 20 августа 2012 г., 1, 15 апреля 2013 г.
I. Общие положения
1. Настоящие Методические указания по разработке и реализации государственных программ Вологодской области (далее соответственно - Методические указания, государственные программы) содержат руководство по разработке проектов государственных программ и подготовке годовых отчетов о ходе реализации и оценке эффективности государственных программ, а также порядок проведения мониторинга реализации государственных программ.
2. Основные понятия, используемые в Методических указаниях:
подпрограмма государственной программы (далее - подпрограмма) - комплекс взаимоувязанных по целям, срокам и ресурсам мероприятий, выделенный исходя из масштаба и сложности задач, решаемых в рамках государственной программы;
сфера реализации государственной программы (подпрограммы) - сфера социально-экономического развития, на решение проблем в которой направлена соответствующая государственная программа (подпрограмма);
основные параметры государственной программы (подпрограммы) - цели, задачи, показатели (индикаторы), конечные результаты реализации государственной программы (подпрограммы), сроки их достижения, объем ресурсов, необходимый для достижения целей государственной программы (подпрограммы);
проблема социально-экономического развития - противоречие между желаемым и текущим (действительным) состоянием сферы реализации государственной программы;
цель - планируемый конечный результат решения проблемы социально-экономического развития посредством реализации государственной программы (подпрограммы), достижимый за период ее реализации;
задача - результат выполнения совокупности взаимосвязанных мероприятий или осуществления целевых функций, направленных на достижение цели (целей) реализации государственной программы (подпрограммы);
мероприятие - совокупность взаимосвязанных действий, направленных на решение соответствующей задачи;
основное мероприятие - комплекс взаимосвязанных мероприятий, обеспечивающий переход к новому этапу решения задачи и характеризуемый значимым вкладом в достижение целей подпрограммы;
показатель (индикатор) - количественно выраженная характеристика достижения цели или решения задачи;
конечный результат - характеризуемое количественными и/или качественными показателями состояние (изменение состояния) социально-экономического развития, которое отражает выгоды от реализации государственной программы (подпрограммы);
непосредственный результат - характеристика объема и качества реализации мероприятия, направленного на достижение конечного результата реализации государственной программы (подпрограммы);
ответственный исполнитель государственной программы - орган исполнительной государственной власти области, определенный ответственным в соответствии с перечнем государственных программ, утвержденным Правительством области (далее - Перечень), и обладающий полномочиями, установленными Порядком разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Вологодской области (далее - Порядок);
соисполнители государственной программы - органы исполнительной государственной власти области, участвующие в разработке, реализации и оценке эффективности государственной программы и определенные в качестве соисполнителей государственной программы в Перечне;
мониторинг - процесс наблюдения за реализацией основных параметров государственной программы.
Иные понятия, используемые в Методических указаниях, применяются в значениях, установленных Порядком, и в значениях, принятых в действующем законодательстве.
3. Основанием для разработки государственных программ является Перечень, формируемый в соответствии с Порядком. При этом направления реализации и состав соисполнителей государственной программы могут уточняться в процессе подготовки проекта и корректировки государственной программы с учетом необходимости реализации тех или иных мероприятий для достижения целей государственной программы.
4. Ответственный исполнитель государственной программы обеспечивает координацию деятельности соисполнителей государственной программы в процессе разработки и реализации государственной программы.
5. Разработка, реализация, мониторинг хода реализации и оценка эффективности подпрограмм государственных программ осуществляются в рамках государственных программ в соответствии с настоящими Методическими указаниями.
6. Формирование государственных программ осуществляется исходя из:
долгосрочных целей социально-экономического развития области и показателей (индикаторов) их достижения, определенных в стратегии социально-экономического развития области на долгосрочный период, стратегиях развития отдельных отраслей экономики и социальной сферы области, программе социально-экономического развития области на среднесрочный период, посланиях Губернатора области;
наиболее полного охвата сфер социально-экономического развития и объема бюджетных ассигнований областного бюджета;
установления для государственной программы измеримых результатов ее реализации (конечных и непосредственных результатов);
определения органа исполнительной государственной власти области, ответственного за реализацию государственной программы, достижение конечных результатов;
проведения регулярной оценки эффективности реализации государственных программ, в том числе оценки их вклада в решение вопросов модернизации и инновационного развития экономики.
7. Ответственный исполнитель совместно с соисполнителями осуществляет корректировку государственной программы в соответствии с требованиями Порядка.
II. Разработка проекта государственной программы
Требования к разработке государственной программы и ее структуре
8. Государственная программа имеет следующую структуру:
8.1 паспорт государственной программы;
8.2 текстовая часть государственной программы, содержащая следующую информацию:
общая характеристика сферы реализации государственной программы, включая описание текущего состояния, основных проблем в указанной сфере и перспективы ее развития;
приоритеты государственной политики в сфере реализации государственной программы, цели, задачи, сроки реализации государственной программы;
обоснование выделения и включения в состав государственной программы подпрограмм и их обобщенная характеристика;
информация по ресурсному обеспечению государственной программы за счет областного бюджета, а также информация о прогнозной (справочной) оценке расходов федерального бюджета, бюджетов государственных внебюджетных фондов, бюджетов муниципальных районов и городских округов области, акционерных обществ с государственным участием, общественных, научных и иных организаций на реализацию целей государственной программы с приложением по форме таблиц 1, 2 приложения к Методическим указаниям. Обоснование объема финансовых ресурсов, необходимых для реализации государственной программы;
целевые показатели (индикаторы) достижения целей и решения задач государственной программы с приложением по форме таблиц 3, 4 приложения к Методическим указаниям и прогноз конечных результатов реализации государственной программы, характеризующих целевое состояние (изменение состояния) уровня и качества жизни населения, социальной сферы, экономики, общественной безопасности, степени реализации других общественно значимых интересов и потребностей в соответствующей сфере;
См. текст абзаца седьмого подпункта 8.2
8.3 помимо информации, указанной в подпункте 10.2, текстовая часть государственной программы может содержать:
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо "подпункте 10.2" следует читать "подпункте 8.2"
информацию об основных показателях государственных заданий по годам реализации государственной программы (при оказании государственными учреждениями государственных услуг в рамках государственной программы);
общую информацию об участии акционерных обществ с государственным участием, общественных, научных и иных организаций, а также государственных внебюджетных фондов в реализации государственной программы;
обобщенную характеристику основных мероприятий, реализуемых органами местного самоуправления области в случае их участия в реализации государственной программы;
8.4 подпрограммы государственной программы.
9. Государственная программа может включать подпрограмму, которая направлена на обеспечение создания условий для реализации государственной программы.
Постановлением Правительства Вологодской области от 15 апреля 2013 г. N 402 в пункт 10 раздела II настоящего приложения внесены изменения
10. При разработке государственной программы ответственным исполнителем обеспечивается соблюдение требований о проведении антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов, а также проведение общественного обсуждения проекта государственной программы в соответствии с требованиями Порядка.
11. Утратил силу.
См. текст пункта 11 раздела II
12. К государственной программе и обосновывающим материалам составляется титульный лист, который должен содержать следующую информацию:
наименование государственной программы;
наименование ответственного исполнителя;
должность, фамилия, имя, отчество, номер телефона и электронный адрес лица, ответственного за разработку государственной программы.
Титульный лист подписывается руководителем органа исполнительной государственной власти области - ответственного исполнителя по государственной программе или его заместителем.
13. Состав материалов, представляемых ответственным исполнителем с проектом государственной программы в Департамент экономики области и Департамент финансов области, включает:
проект плана реализации государственной программы на первый год реализации;
обоснование планируемых объемов ресурсов на реализацию государственной программы;
сведения о показателях и индикаторах государственной программы;
аналитическое распределение средств, не включенных в состав государственной программы, по государственным программам области (для органов исполнительной государственной власти области, участвующих в реализации нескольких государственных программ (подпрограмм);
оценку планируемой эффективности реализации государственной программы.
Требования по заполнению паспорта государственной программы
14. Паспорт государственной программы разрабатывается по форме приложения к Порядку.
В паспорте приводятся наименования показателей (целевых индикаторов) государственной программы.
Объем бюджетных ассигнований государственной программы включает в себя бюджетные ассигнования областного бюджета на реализацию государственной программы.
Объем бюджетных ассигнований указывается в тысячах рублей с точностью до одного знака после запятой. Указывается общий объем бюджетных ассигнований на реализацию государственной программы в целом, а также по годам реализации государственной программы.
Ожидаемые результаты реализации государственной программы указываются в виде характеристики основных ожидаемых (планируемых) конечных результатов (изменений, отражающих эффект, вызванный реализацией государственной программы) в сфере реализации государственной программы, сроков их достижения.
Требования к содержанию государственной программы
15. В рамках характеристики текущего состояния и прогноза развития сферы реализации государственной программы предусматривается проведение анализа ее текущего (действительного) состояния, включая выявление основных проблем, прогноз развития сферы реализации государственной программы.
Анализ текущего (действительного) состояния сферы реализации государственной программы должен включать характеристику итогов развития данной сферы, выявление потенциала развития анализируемой сферы и существующих ограничений в сфере реализации государственной программы.
Характеристика текущего состояния сферы реализации государственной программы должна содержать основные показатели уровня развития соответствующей сферы социально-экономического развития.
16. Приоритеты государственной политики в сфере реализации государственной программы определяются исходя из стратегии социально-экономического развития области на долгосрочный период, стратегий развития отдельных отраслей экономики и социальной сферы области, программы социально-экономического развития области на среднесрочный период, посланий Губернатора области.
17. Цели государственной программы должны соответствовать приоритетам государственной политики в сфере реализации государственной программы и отражать конечные результаты реализации государственной программы.
18. Цель государственной программы должна обладать следующими свойствами:
специфичность (цель должна соответствовать сфере реализации государственной программы);
конкретность (не должно быть размытых (нечетких) формулировок, допускающих произвольное или неоднозначное толкование);
достижимость (цель должна быть достижима за период реализации государственной программы);
релевантность (соответствие формулировки цели ожидаемым конечным результатам реализации государственной программы).
19. Формулировка цели должна быть краткой и ясной и не должна содержать специальных терминов, указаний на иные цели, задачи или результаты, которые являются следствиями достижения самой цели, а также описания путей, средств и методов достижения цели.
20. Задача государственной программы определяет конечный результат реализации совокупности взаимосвязанных мероприятий или осуществления государственных функций в рамках достижения цели (целей) реализации государственной программы.
21. Сформулированные задачи должны быть необходимы и достаточны для достижения соответствующей цели.
22. При постановке целей и задач необходимо обеспечить возможность проверки и подтверждения их достижения или решения.
23. Информация о составе и значениях показателей (индикаторов) приводится согласно таблицам 3, 4 приложения к Методическим указаниям.
24. Используемые показатели (индикаторы) должны соответствовать следующим требованиям:
адекватность (показатель должен очевидным образом характеризовать прогресс в достижении цели или решении задачи и охватывать все существенные аспекты достижения цели или решения задачи государственной программы);
точность (погрешности измерения не должны приводить к искаженному представлению о результатах реализации государственной программы);
объективность (не допускается использование показателей, улучшение отчетных значений которых возможно при ухудшении реального положения дел; используемые показатели должны в наименьшей степени создавать стимулы для исполнителей государственной программы, подведомственных им организаций к искажению результатов реализации государственной программы);
достоверность (способ сбора и обработки исходной информации должен допускать возможность проверки точности полученных данных в процессе независимого мониторинга и оценки эффективности государственной программы);
однозначность (определение показателя должно обеспечивать одинаковое понимание существа измеряемой характеристики как специалистами, так и конечными потребителями услуг, включая индивидуальных потребителей, для чего следует избегать излишне сложных показателей и показателей, не имеющих четкого, общепринятого определения и единиц измерения);
экономичность (получение отчетных данных должно проводиться с минимально возможными затратами; применяемые показатели должны в максимальной степени основываться на уже существующих процедурах сбора информации);
сопоставимость (выбор показателей следует осуществлять исходя из необходимости непрерывного накопления данных и обеспечения их сопоставимости за отдельные периоды и с показателями, используемыми для оценки прогресса в реализации сходных (смежных) программ);
своевременность и регулярность (отчетные данные должны поступать со строго определенной периодичностью и с незначительным временным интервалом между моментом сбора информации и сроком ее использования (для использования в целях мониторинга отчетные данные должны предоставляться не реже 1 раза в год).
25. В число используемых показателей должны включаться показатели, характеризующие конечные общественно значимые результаты и непосредственные результаты по годам реализации государственной программы.
26. Показатели подпрограмм должны быть увязаны с показателями, характеризующими достижение целей и решение задач государственной программы. Следует привести обоснование состава и значений показателей (индикаторов) и оценку влияния внешних факторов и условий на их достижение.
27. Показатели (индикаторы) должны иметь запланированные по годам количественные значения, измеряемые (рассчитываемые) по прилагаемым методикам или определяемые на основе данных государственного статистического (ведомственного) наблюдения.
Предлагаемый показатель (индикатор) должен являться количественной характеристикой наблюдаемого социально-экономического явления (процесса, объекта).
В качестве наименования показателя используется лаконичное и понятное наименование, отражающее основную суть наблюдаемого явления.
Описание наблюдаемых характеристик включает обоснование выбора физических величин (количественные, стоимостные, относительные или качественные), с помощью которых характеризуется процесс или объект наблюдения. Исходя из целей статистического наблюдения для одного и того же процесса и/или объекта наблюдения могут использоваться разные наблюдаемые характеристики.
Для показателя указываются периодичность (годовая, квартальная, месячная и т.д.) и вид временной характеристики (за отчетный период, на начало отчетного периода, на конец периода, на конкретную дату и т.д.).
При необходимости приводятся дополнительные характеристики, необходимые для пояснения показателя.
Алгоритм формирования показателя представляет собой методику количественного (формульного) исчисления показателя и необходимые пояснения к ней.
Пояснения к показателю должны отражать методические рекомендации по сбору, обработке, интерпретации значений показателя. Пояснения к показателю включают текст методики сбора и обработки данных, а также ссылки на формы сбора и указания по их заполнению.
Если в методике расчета показателя используются иные показатели (далее - базовые показатели), необходимо привести их описание.
При этом общепринятые статистические показатели, в том числе валовой региональный продукт, объем промышленного производства, численность населения, рассматриваются в данном описании как базовые.
28. При описании основных ожидаемых конечных результатов реализации государственной программы необходимо дать развернутую характеристику планируемых изменений (конечных результатов) в сфере реализации государственной программы. Такая характеристика должна включать обоснование:
изменения состояния сферы реализации государственной программы, а также в сопряженных сферах при реализации государственной программы (положительные и отрицательные внешние эффекты в сопряженных сферах);
выгод от реализации государственной программы.
29. Прогноз сводных показателей государственных заданий по годам реализации государственной программы (при оказании государственными учреждениями государственных услуг в рамках государственной программы), характеристика основных мероприятий, реализуемых органами местного самоуправления в случае их участия в реализации государственной программы, а также информация об участии акционерных обществ с государственным участием, общественных, научных и иных организаций, а также государственных внебюджетных фондов в реализации государственной программы приводятся на основе обобщения соответствующих сведений по подпрограммам государственной программы.
30. Обобщенная характеристика подпрограмм приводится на основе перечней основных мероприятий подпрограмм государственной программы. В качестве обоснования выделения подпрограмм используется, в том числе обоснование вклада подпрограммы в достижение целей государственной программы.
31. Информация о расходах областного бюджета на реализацию государственной программы представляется в соответствии с таблицей 1 приложения к Методическим указаниям.
32. Информация о прогнозной (справочной) оценке расходов федерального бюджета, бюджетов государственных внебюджетных фондов, бюджетов муниципальных районов и городских округов области, юридических лиц на реализацию целей государственной программы представляется согласно таблице 2 приложения к Методическим указаниям.
33. Утратил силу.
См. текст пункта 33
34. Утратил силу.
См. текст пункта 34
Требования к разработке подпрограммы государственной программы
35. Подпрограмма является неотъемлемой частью государственной программы и формируется с учетом согласованности основных параметров подпрограммы и государственной программы.
36. Подпрограмма имеет следующую структуру:
36.1 паспорт подпрограммы согласно таблице 5 приложения к Методическим указаниям;
36.2 текстовая часть подпрограммы, содержащая следующую информацию:
характеристику сферы реализации подпрограммы, описание основных проблем в указанной сфере и перспективы ее развития;
приоритеты государственной политики в сфере реализации подпрограммы, цели (при необходимости), задачи и показатели (индикаторы) достижения целей и решения задач согласно таблицам 3, 4 приложения к Методическим указаниям, описание основных ожидаемых конечных результатов подпрограммы, сроков реализации подпрограммы;
характеристику основных мероприятий подпрограммы с обоснованием объема финансовых ресурсов, необходимых для реализации подпрограммы, а также ресурсное обеспечение за счет средств областного бюджета и перечень мероприятий подпрограммы согласно таблице 6 приложения к Методическим указаниям;
36.3 подпрограмма может содержать:
характеристику мер правового регулирования согласно таблице 7 приложения к Методическим указаниям. Для мер правового регулирования в сфере реализации подпрограммы приводится обоснование изменений правового регулирования в сфере реализации государственной программы (если таковые планируются), их основные положения и ожидаемые сроки принятия необходимых нормативных правовых актов;
информацию о сводных показателях государственных заданий на оказание государственных услуг государственными учреждениями по годам реализации подпрограммы (при оказании государственными учреждениями государственных услуг в рамках подпрограммы) с приложением таблицы 8 (приложение к Методическим указаниям). Указанные показатели могут включаться в состав показателей (индикаторов) подпрограммы как показатели (индикаторы) непосредственных результатов;
информацию об участии акционерных обществ с государственным участием, общественных, научных и иных организаций, а также государственных внебюджетных фондов в реализации подпрограммы. Прогнозная (справочная) оценка расходов указанных юридических лиц приводится согласно таблице 2 приложения к Методическим указаниям;
прогнозные (ориентировочные) сведения об основных мероприятиях, реализуемых органами местного самоуправления области, в случае их участия в реализации подпрограммы;
механизм реализации государственной подпрограммы.
37. В случае если в рамках подпрограммы предусмотрены субсидии или субвенции бюджетам муниципальных образований области, подпрограмма должна содержать раздел об участии органов местного самоуправления области в реализации подпрограммы со следующей информацией:
а) обоснование состава и значений целевых показателей и индикаторов подпрограммы, характеризующих достижение конечных результатов по годам ее реализации в разрезе муниципальных образований;
б) обоснование мер по координации деятельности органов местного самоуправления области для достижения целей и конечных результатов подпрограммы, в том числе путем реализации аналогичных программ органами местного самоуправления;
в) прогнозируемый объем расходов бюджетов муниципальных образований области на реализацию аналогичных программ с оценкой его влияния на достижение целей и конечных результатов подпрограммы;
г) в отношении субсидий местным бюджетам - условия предоставления и методика расчета соответствующей субсидии.
38. Расходы областного бюджета на содержание органов исполнительной государственной власти области, участвующих в реализации нескольких подпрограмм одной государственной программы, и иные средства, направленные на реализацию нескольких подпрограмм одной государственной программы, могут отражаться в государственной программе в
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.