Постановление Правительства Вологодской области
от 22 апреля 2013 г. N 445
"О внесении изменений в постановление Правительства области от 3 марта 2009 года N 398"
Постановлением Правительства Вологодской области от 19 декабря 2016 г. N 1149 настоящее постановление признано утратившим силу с 1 января 2017 г.
Правительство области постановляет:
1. Внести в постановление Правительства области от 3 марта 2009 года N 398 "О Стратегии развития образования в Вологодской области на период до 2020 года" следующие изменения:
1.1. В пункте 3 слова "первого заместителя Губернатора области И.А. Позднякова" заменить словами "заместителя Губернатора области О.А. Васильева".
1.2. В Стратегии развития образования в Вологодской области на период до 2020 года, одобренной указанным постановлением:
раздел 2 изложить в следующей редакции:
"Раздел 2. Характеристика стратегических приоритетов и целей развития образования
Стратегия исходит из целевых ориентиров, заданных в нормативных правовых актах федерального и регионального уровней, в том числе в:
Конституции Российской Федерации;
Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года N 1662-р;
Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 года N 537;
Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 08 декабря 2011 года N 2227-р;
Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 01 июня 2012 года N 761;
Плане действий по модернизации общего образования на 2011 - 2015 годы, утвержденном распоряжением Правительства Российской Федерации от 07 сентября 2010 года N 1507-р;
Указе Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 года N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики";
Указе Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 года N 599 "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки";
Стратегии социально-экономического развития Вологодской области на период до 2020 года, одобренной постановлением Правительства области от 28 июня 2010 года N 739.
Стратегия основывается на следующих принципиальных положениях:
признание образования как стратегического ресурса устойчивого социально-экономического развития региона;
признание образования как важнейшего социального института, обеспечивающего всем гражданам равные условия для получения качественного образования как основы благосостояния личности, ее социальной мобильности;
обеспечение динамики развития системы образования на основе всеобщности и вариативности образования, самореализации каждой личности, подготовленности к выбору профессии в соответствии с запросами личности и общества.
Приоритетные направления развития региональной системы образования выстраиваются с учетом принципов и механизмов реализации приоритетного национального проекта "Образование". Ведущие механизмы стимулирования системных изменений в образовании: выявление и конкурсная поддержка лидеров - "точек роста" нового качества образования - и внедрение новых моделей управления и финансирования, ориентированных на результат.
Новая модель образования требует системных изменений, которые должны обеспечить:
повышение доступа к качественным услугам общего и дополнительного образования детей; создание достаточного количества мест в дошкольных образовательных учреждениях, в том числе за счет поддержки вариативных форм дошкольного образования;
повышение качества образования за счет модернизации содержания и технологий;
увеличение количества образовательных учреждений, обеспечивающих современные условия обучения, в том числе для лиц с ограниченными возможностями здоровья, инвалидов;
оптимизацию структуры и объемов подготовки кадров с ориентацией на потребности экономики области;
повышение эффективности мероприятий по социально-педагогической поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
развитие системы государственно-общественного управления образованием и государственного-частного партнерства в образовании;
формирование корпуса современных менеджеров-руководителей образовательных учреждений и педагогических кадров, способных обеспечить высокое качество образовательных услуг;
введение новых организационно-финансовых механизмов, устанавливающих прозрачную зависимость ресурсного обеспечения и качества образования.
Приобретая ярко выраженную социально-экономическую значимость, образование трансформируется в сферу образовательных услуг. Их качество является одним из показателей качества жизни населения.
Стратегической целью развития региональной системы образования является обеспечение соответствия качества образования меняющимся запросам населения и перспективным задачам социально-экономического развития региона и государства.
Для достижения стратегической цели определены приоритетные задачи и ключевые направления их реализации.
Приоритетные задачи и направления деятельности
I. Повышение доступности качественного образования детей.
Направления деятельности:
1) развитие сети и инфраструктуры учреждений общего, дополнительного образования детей;
2) обеспечение инновационного характера образования в соответствие с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов;
3) увеличение охвата детей услугами дошкольного образования;
4) создание системы выявления, развития и поддержки одаренных детей и молодых талантов.
II. Кадровое обеспечение приоритетных направлений социально-экономического развития Вологодской области.
Направления деятельности:
1) переход к распределению государственного заказа на подготовку кадров, сформированного на основе прогнозной потребности в трудовых ресурсах;
2) построение оптимальной территориально-отраслевой организации ресурсов системы профессионального образования, ориентированной на потребности регионального рынка труда;
3) повышение эффективности реализации программ профессионального образования, ориентированных на изменяющиеся потребности современной экономики и запросы населения;
4) создание условий для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья в учреждениях среднего профессионального образования;
5) развитие сетевого взаимодействия образовательных учреждений разного уровня с целью обеспечения непрерывного профессионального образования и создания региональной системы профессиональной ориентации молодежи на востребованные экономикой региона профессии и специальности;
6) создание системы повышения квалификации и переподготовки руководящих и педагогических работников образовательных учреждений.
III. Развитие информационной прозрачности и открытости системы образования области.
Направления деятельности:
1) развитие независимой и прозрачной для общества оценки качества образования, гласности и коллегиальности в области оценки качества образования;
2) совершенствование системы государственно-общественного управления образованием;
3) развитие государственно-частного партнерства и расширение практики участия работодателей в создании условий для подготовки квалифицированных кадров на основе социального заказа в сфере профессионального образования;
4) создание системы широкого информирования общественности о деятельности и проблемах развития системы образования;
5) привлечение общественности к оценке деятельности системы образования через развитие механизмов внешней оценки качества образования и государственно-общественного управления.
IV. Совершенствование экономических механизмов в сфере образования путем повышения эффективности использования бюджетных средств, выделяемых на финансовое обеспечение образования, а также на стимулирование повышения качества образовательных услуг.
Направления деятельности:
1) содействие переходу на нормативное подушевое бюджетное финансирование учреждений образования;
2) поэтапное введение и совершенствование системы оплаты труда педагогического персонала в учреждениях образования, учитывающей качество и результативность их деятельности; переход на эффективный контракт;
3) развитие новых организационно-правовых форм учреждений образования, обеспечивающих сочетание академической автономии и государственно-общественного контроля за их деятельностью, с финансовым обеспечением выполнения задания в размере не меньшем, чем для бюджетных учреждений, выполняющих аналогичные по виду и объему задания.
V. Создание качественных условий воспитания и обучения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, способствующих их успешной интеграции в общество.
Направления деятельности:
1) обеспечение приоритета семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
2) обеспечение социальной защищенности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа;
3) содействие социально-профессиональной адаптации выпускников образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.";
раздел 4 изложить в следующей редакции:
"Раздел 4. Система мероприятий для реализации стратегических целей, задач, направлений в рамках проектно-консервативного сценария развития
Решение всего спектра задач достигается благодаря использованию системы мер по совершенствованию нормативной правовой базы, кадровому, информационному и материально-техническому обеспечению сферы образования.
I. Повышение доступности качественного образовании детей:
1) развитие сети и инфраструктуры учреждений общего, дополнительного образования детей:
осуществление социально-педагогического мониторинга получения общего образования проживающими в Вологодской области гражданами в возрасте от 7 до 18 лет;
осуществление мониторинга изменения структуры сети муниципальных общеобразовательных учреждений;
ресурсная поддержка процессов развития сети муниципальных общеобразовательных учреждений;
формирование на основе развития проекта "Цифровая школа XXI века" сети базовых школ, являющихся ресурсными центрами сетевого взаимодействия в муниципальных образованиях области;
реализация моделей сетевого взаимодействия образовательных организаций и организаций социально-культурной сферы;
формирование сети базовых общеобразовательных учреждений, обеспечивающих доступность качественного образования и успешную социализацию детей с ограниченными возможностями здоровья;
создание ресурсных центров, обеспечивающих дистанционное образование детей-инвалидов, обучающихся на дому; детей, обучающихся в малокомплектных школах;
разработка и обеспечение реализации планов мероприятий по строительству, реконструкции и капитальному ремонту аварийных (ветхих) зданий государственных и муниципальных общеобразовательных учреждений Вологодской области;
создание, отбор и использование электронного образовательного контента, электронных изданий и ресурсов, в том числе сети Интернет;
последовательное увеличение скорости подключения к сети Интернет общеобразовательных учреждений;
внедрение информационных систем и электронного документооборота в управлении системой образования;
разработка, апробация и внедрение моделей поддержки школ, показывающих низкие результаты обучения;
2) обеспечение инновационного характера образования в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов:
нормативное правовое и организационно-управленческое обеспечение введения федеральных государственных образовательных стандартов;
создание в образовательных учреждениях условий, отвечающих современным требованиям к условиям осуществления образовательного процесса;
оказание поддержки образовательным организациям, реализующим инновационные проекты (программы), имеющие существенное значение для обеспечения развития системы образования;
создание банков лучших образовательных практик;
обеспечение программно-техническими комплексами детей-инвалидов и сетевых педагогов;
подключение к сети Интернет рабочих мест детей-инвалидов и сетевых педагогов (в ресурсных центрах дистанционного образования);
3) увеличение охвата детей услугами дошкольного образования:
осуществление мониторинга состояния и развития системы образования детей дошкольного возраста, в том числе учет детей дошкольного возраста, не охваченных вариативными формами дошкольного образования;
увеличение количества мест для организации дошкольного образования за счет строительства, реконструкции, оптимального использования имеющихся зданий дошкольных образовательных учреждений с учетом перспектив социально-экономического развития территорий;
разработка примерных нормативных правовых и организационных механизмов развития вариативных форм и моделей образования детей дошкольного возраста (семейные дошкольные группы, группы кратковременного пребывания, центры игровой поддержки ребенка, консультативные пункты и др.);
организация обучения персонала негосударственных (частных) дошкольных образовательных организаций и групп семейного воспитания муниципальных дошкольных образовательных учреждений;
информационно-методическое сопровождение развития сектора услуг (консультативных, психолого-педагогических) семьям, нуждающимся в поддержке в воспитании детей раннего возраста (центры диагностики и консультирования, информационно-просветительские сервисы для родителей детей, не посещающих ДОУ);
осуществление мер по научно-методическому сопровождению развития системы образовательных услуг дошкольного образования, в том числе по внедрению вариативных моделей образования детей старшего дошкольного возраста;
осуществление мер по привлечению в область средств федерального бюджета в виде бюджетных кредитов на реализацию комплексных программ поддержки развития муниципальных дошкольных образовательных учреждений;
4) создание системы выявления, развития и поддержки одаренных детей и молодых талантов:
разработка и внедрение модели выявления и сопровождения одаренных детей по всей образовательной вертикали общего образования области;
создание регионального центра образования одаренных детей;
укрепление материально-технической и учебно-методической базы, кадрового потенциала областных учреждений дополнительного образования детей;
развитие образовательных (инновационных) учреждений, центров и экспериментальных площадок;
обеспечение широкого участия школьников области в конкурсах и олимпиадах для одаренных детей и талантливой молодежи;
предоставление премий, стипендий одаренным детям;
модернизация системы интеллектуальных и творческих состязаний;
информационное обеспечение работы с одаренными детьми в образовательных учреждениях области;
повышение уровня готовности педагогов к работе с одаренными детьми.
II. Кадровое обеспечение приоритетных направлений социально-экономического развития Вологодской области:
1) переход к распределению государственного заказа на подготовку кадров, сформированного на основе прогнозной потребности в трудовых ресурсах:
апробация и внедрение механизма формирования социального заказа на подготовку кадров на основе прогнозной потребности в кадрах на средне- и долгосрочную перспективу;
формирование государственного задания учреждениям профессионального образования с учетом данных о прогнозной потребности в кадрах рынка труда;
формирование и поддержание в актуальном состоянии перечня перспективных профессий и специальностей, прогнозной потребности в кадрах всех уровней образования;
2) построение оптимальной территориально-отраслевой организации ресурсов системы профессионального образования, ориентированной на потребности регионального рынка труда:
оптимизация профилей и объемов подготовки кадров, создание многофункциональных центров прикладной квалификации;
развитие сети ресурсных центров учреждений среднего профессионального образования;
внедрение моделей территориально-отраслевой организации ресурсов системы профессионального образования кластерного типа;
3) повышение эффективности реализации программ профессионального образования, ориентированных на изменяющиеся потребности современной экономики и запросы населения:
разработка и внедрение новых профессиональных образовательных программ, образовательных программ прикладных квалификаций, программ непрерывного профессионального образования;
обеспечение современных требований к условиям организации образовательного процесса в учреждениях профессионального образования;
4) создание условий для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья в учреждениях среднего профессионального образования:
мониторинг наличия в учреждениях среднего профессионального образования условий для получения профессионального образования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья;
реализация мероприятий по созданию в учреждениях среднего профессионального образования условий для получения профессионального образования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья;
5) развитие сетевого взаимодействия образовательных учреждений разного уровня с целью обеспечения непрерывного профессионального образования и создания региональной системы профессиональной ориентации молодежи на востребованные экономикой региона профессии и специальности:
создание и обновление единой информационной среды профессионального образования и рынка труда; внедрение программ дистанционного обучения, цифровых и электронных средств обучения нового поколения;
осуществление мер, направленных на развитие региональной системы профессиональной ориентации молодежи на востребованные экономикой региона профессии и специальности;
развитие сетевого взаимодействия образовательных учреждений разного уровня с целью обеспечения непрерывного профессионального образования;
6) создание системы повышения квалификации и переподготовки руководящих и педагогических работников образовательных учреждений:
создание модернизированной системы повышения квалификации и переподготовки руководящих и педагогических работников образовательных учреждений;
формирование новых моделей педагогической карьеры и сопровождения профессионального развития.
III. Развитие информационной прозрачности и открытости системы образования области:
1) развитие независимой и прозрачной для общества оценки качества образования, гласности и коллегиальности в области оценки качества образования:
реализация системы мер, направленных на повышение качества и безопасности единого государственного экзамена;
развитие систем оценки качества образования на уровне образовательных организаций, ориентированной на формирующее оценивание и учет индивидуального прогресса обучающихся, включающей как их учебные, так и внеучебные достижения;
создание с участием общественности независимой системы оценки качества работы образовательных организаций;
2) совершенствование системы государственно-общественного управления образованием:
внедрение вариативных моделей государственно-общественного управления образованием на уровне образовательного учреждения, муниципальных органов управления образованием, региональном уровне;
3) развитие государственно-частного партнерства и расширение практики участия работодателей в создании условий для подготовки квалифицированных кадров на основе социального заказа в сфере профессионального образования:
развитие многоуровневой системы советов по подготовке кадров рабочих и специалистов (областной совет, отраслевые и муниципальные советы; попечительские и наблюдательные советы ОУ);
заключение договоров о системном взаимодействии в подготовке востребованных кадров с работодателями, ассоциациями работодателей;
4) создание системы широкого информирования общественности о деятельности и проблемах развития системы образования:
развитие системы публичной отчетности образовательных учреждений и органов управления образованием;
обеспечение доступности информации о системе образования области, о деятельности отдельных образовательных организаций: размещение и своевременное обновление информации на сайтах образовательных организаций; апробация электронных паспортов образовательных организаций, содержащих статистическую и иную информацию;
5) привлечение общественности к оценке деятельности системы образования через развитие механизмов внешней оценки качества образования и государственно-общественного управления:
содействие в проведении профессионально-общественной аккредитации профессиональных образовательных программ;
содействие в организации сертификации профессиональных квалификаций выпускников учреждений профессионального образования.
IV. Совершенствование экономических механизмов в сфере образования:
1) содействие переходу на нормативное подушевое бюджетное финансирование учреждений образования:
разработка, апробация, внедрение и обеспечение эффективной реализации модели нормативного подушевого финансирования образования на уровне образовательных учреждений;
концентрация бюджетных средств на реализации стратегических приоритетов развития общего образования путем расширения программно-целевых методов финансирования;
2) поэтапное введение и совершенствование системы оплаты труда педагогического персонала в учреждениях образования, учитывающей качество и результативность их деятельности; переход на эффективный контракт:
внедрение и совершенствование модели новой (отраслевой) системы оплаты труда;
разработка и внедрение механизмов эффективного контракта с педагогическими работниками образовательных организаций;
разработка и внедрение механизмов эффективного контракта с руководителями образовательных организаций в части установления взаимосвязи между показателями качества предоставляемых государственных (муниципальных) услуг организацией и эффективностью деятельности руководителя образовательной организации;
мониторинг влияния внедрения эффективного контракта на качество предоставляемых государственных (муниципальных) услуг;
3) развитие новых организационно-правовых форм учреждений образования, обеспечивающих сочетание академической автономии и государственно-общественного контроля за их деятельностью с финансовым обеспечением выполнения задания в размере не меньшем, чем для бюджетных учреждений, выполняющих аналогичные по виду и объему задания:
внедрение и совершенствование механизмов, способствующих повышению эффективности расходования бюджетных средств и развитию экономической самостоятельности образовательных учреждений;
внедрение вариативных моделей участия гражданских институтов в реализации финансово-экономических и организационно-управленческих механизмов стимулирования качества работы педагогов сферы образования.
V. Создание качественных условий воспитания и обучения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, способствующих их успешной интеграции в общество:
1) обеспечение приоритета семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей:
разработка нормативных правовых и организационных механизмов развития новых форм семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
широкое информирование населения (с участием СМИ, общественных организаций) о проблемах сиротства и пропаганда преимущества устройства детей, оставшихся без попечения родителей, в семьи граждан;
развитие сети служб содействия устройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи и служб сопровождения замещающих семей;
содействие созданию межведомственной системы профилактики социального сиротства, основанной на раннем выявлении детского и семейного неблагополучия, технологиях раннего вмешательства в семью в целях сохранения семьи для ребенка;
оптимизация сети и деятельности образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
реализация интернатными учреждениями программ сопровождения воспитанников из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданных на воспитание в семью, сопровождения самих замещающих семей;
организация обучения кадров для служб содействия устройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи и служб сопровождения замещающих семей;
обеспечение качества подготовки потенциальных замещающих родителей и создание системы профессионального сопровождения усыновителей, опекунов и попечителей в период адаптации и на последующих этапах жизни ребенка;
2) обеспечение социальной защищенности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа:
разработка нормативных правовых актов, направленных на социальную защиту детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
предоставление субсидий государственным бюджетным образовательным учреждениям для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на обеспечение воспитания и содержания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
предоставление субвенций бюджетам муниципальных образований на выполнение отдельных государственных полномочий по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
3) содействие социально-профессиональной адаптации выпускников образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей:
ведение мониторинга становления выпускников детских домов в самостоятельной жизни;
создание социально-педагогической среды в образовательных учреждениях, обеспечивающей поддержку выпускников.";
раздел 5 изложить в следующей редакции:
"Раздел 5. Ожидаемые результаты реализации Стратегии
Реализация мероприятий, предусмотренных настоящей Стратегией, позволит достичь следующих результатов:
обеспечение 100% детей в возрасте 3 - 7 лет услугами дошкольного образования;
расширение возможностей обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в неспециализированных образовательных учреждениях;
институциональное обеспечение поддержки семейного воспитания детей;
обеспечение всем обучающимся общеобразовательных учреждений возможности обучаться в соответствии с современными требованиями федеральных государственных образовательных стандартов общего образования;
обеспечение детям-инвалидам получения качественного общего образования по выбору в форме дистанционного, специального или инклюзивного обучения, поддержки в профессиональной ориентации;
повышение охвата детей услугами дополнительного образования;
расширение использования новых образовательных технологий и принципов организации учебного процесса, в том числе с использованием современных информационных и коммуникационных технологий;
совершенствование форм государственной (итоговой) аттестации выпускников IX и XI(XII) классов общеобразовательных учреждений;
формирование оптимальной территориально-отраслевой организации ресурсов системы профессионального образования, ориентированной на потребности регионального рынка труда, максимальное соответствие структуры профессионального образования потребностям современной экономики;
функционирование системы социального партнерства, нацеленной на максимальное согласование и реализацию интересов всех участников этого процесса, развитие региональной модели государственно-частного партнерства;
увеличение доли выпускников дневной (очной) формы обучения по основным образовательным программам профессионального образования государственных и негосударственных образовательных учреждений НПО, СПО и ВПО, трудоустроившихся не позднее завершения первого года после выпуска;
становление новых моделей целевой подготовки кадров, обеспечивающей трудоустройство выпускников, на основе взаимодействия с работодателями;
внедрение образовательных программ профессионального образования по профессиям и специальностям, соответствующим требованиям работодателей, экономики;
действие систем оплаты труда педагогического персонала образовательных учреждений на всех уровнях образования, учитывающих качество и результативность их деятельности, как основы для заключения эффективных контрактов;
повышение доли (не менее чем на 25%) внебюджетных средств в общем объеме инвестиций в сферу профессионального образования;
создание непрерывной системы повышения квалификации и переподготовки кадров для экономики области, руководящих и педагогических работников образовательных учреждений;
функционирование в 100% образовательных организаций органов коллегиального управления с участием общественности (родители, работодатели);
обеспечение для потребителей образовательных услуг доступной полной и объективной информации об образовательных организациях, содержании и качестве их программ (услуг);
сохранение пропорций в оплате труда работников образовательных учреждений и работников в целом по экономике области;
достижение уровня среднемесячной заработной платы учителей уровня среднемесячной заработной платы работников по экономике региона;
развитие форм финансирования образовательных учреждений, позволяющих сконцентрировать частные и государственные финансовые средства на цели опережающего развития и структурных изменений в системе образования; перевод учреждений общего и профессионального образования на нормативное подушевое финансирование;
увеличение доли выпускников образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, готовых к самостоятельной жизни в обществе.
Целевые показатели представлены в приложении к Стратегии.";
приложение к Стратегии изложить в новой редакции согласно приложению к настоящему постановлению.
2. Настоящее постановление вступает в силу по истечении десяти дней после дня его официального опубликования.
Губернатор области |
О.А. Кувшинников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Вологодской области от 22 апреля 2013 г. N 445 "О внесении изменений в постановление Правительства области от 3 марта 2009 года N 398"
Настоящее постановление вступает в силу по истечении десяти дней после дня его официального опубликования
Текст постановления опубликован в газете "Красный Север" от 24 апреля 2013 г. N 74
Постановлением Правительства Вологодской области от 19 декабря 2016 г. N 1149 настоящее постановление признано утратившим силу с 1 января 2017 г.