15 января, 17 августа, 12 октября, 24 ноября, 16, 31 декабря 2009 г., 8 февраля, 15 июля, 26 августа, 11 октября, 31 декабря 2010 г., 15 июня, 13 октября, 14 ноября, 23 декабря 2011 г.
С целью реализации городской политики сохранения и укрепления здоровья жителей города постановляю:
1. Утвердить долгосрочную целевую программу "Здоровый город" на 2009 - 2012 годы (прилагается).
2. Постановление вступает в силу с 01.01.2009.
Исполняющий обязанности |
Н.А. Савенков |
Долгосрочная целевая программа
"Здоровый город" на 2009 - 2015 годы
(утв. постановлением мэрии города
от 15 октября 2008 г. N 3545)
15 января, 17 августа, 12 октября, 24 ноября, 16 декабря, 31 декабря 2009 г., 8 февраля, 15 июля, 26 августа, 11 октября, 31 декабря 2010 г., 15 июня, 13 октября, 14 ноября, 23 декабря 2011 г.
Паспорт программы
1. Наименование программы, срок реализации
Долгосрочная целевая программа "Здоровый город" на 2009 - 2015 годы (далее - Программа).
2. Цель Программы
Достижение высокого уровня здоровья настоящих и будущих поколений жителей города.
3. Целевые потребители Программы
Население города;
субъекты экономики;
общественные объединения;
органы городского самоуправления;
территориальные органы федеральных органов государственной власти.
4. Исполнители, участники Программы
Программа выполняется на основе сотрудничества между исполнителями и участниками:
органами мэрии;
территориальными органами федеральных органов государственной власти;
депутатами Череповецкой городской Думы;
организациями, предприятиями города;
городскими общественными объединениями;
средствами массовой информации;
жителями города.
5. Ответственные лица
|
Фамилия, имя, отчество |
Должность |
Контактный телефон |
Электронная почта |
Руководитель Программы |
Кувшинников О.А. |
Мэр города |
|
|
Разработчик / менеджер Программы |
Шестакова Т.Е. |
Заведующий отделом по реализации программы "Здоровый город" мэрии |
(8202) 50-16-49, 57-89-85 |
invdep@cherepovetscity.ru zg.office@mail.ru |
Постановлением мэрии г. Череповца Вологодской области от 14 ноября 2011 г. N 4709 в подраздел 6 паспорта настоящей Программы внесены изменения
6. Объемы финансирования Программы
7. Планируемый эффект от реализации Программы
В ходе реализации Программы будут созданы:
условия для улучшения демографической ситуации: снижение преждевременной смертности, заболеваемости, инвалидизации населения, увеличение средней продолжительности жизни;
новая система межведомственных взаимоотношений, межведомственные целевые программы, направленные на повышение уровня здоровья населения;
работающая система мониторинга уровня здоровья населения;
система информирования населения о факторах риска и профилактики заболеваний.
Программа
1. Цель Программы - достижение высокого уровня здоровья настоящих и будущих поколений жителей города, в том числе:
формирование ответственного отношения горожан к своему здоровью;
создание условий для ведения здорового образа жизни.
2. Задачи Программы:
разработать механизм межведомственного взаимодействия в сфере охраны здоровья населения;
внедрить в текущую деятельность учреждений, предприятий, организаций города эффективные программы по улучшению здоровья населения;
повысить культуру здоровья населения города и воспитать ответственное отношение к своему здоровью;
выявить ключевые факторы, влияющие на уровень здоровья населения города (организовать мониторинг общественного здоровья);
вовлечь население города в процесс планирования общественного здоровья.
Основные принципы реализации Программы:
приоритет вопросов здоровья населения в планировании деятельности всех органов государственной власти и местного самоуправления;
долгосрочная и оперативная координация всех программ, проектов и мероприятий разных уровней;
участие в Программе органов власти разных уровней, социальных институтов и общественных организаций.
3. Целевые показатели Программы.
Целевые показатели Программы (прилагаются) соответствуют целям стратегии городского развития: укрепление и сохранение общественного здоровья, создание комфортной городской среды, создание условий для гармоничного развития будущего поколения.
4. Основание для разработки Программы.
Программа разработана в соответствии со стратегией Всемирной организации здравоохранения "Здоровье для всех", во исполнение постановлений мэра города от 01.06.2001 N 1937 "Об участии в Проекте Европейского Регионального бюро Всемирной организации здравоохранения "Здоровые города", 09.12.2008 N 4332 "О городском координационном комитете по реализации проекта "Здоровый город", 31.12.2008 N 4885 "Об утверждении Положения об отделе по реализации программы "Здоровый город", 19.06.2006 N 2804 "О порядке исполнения городской целевой программы "Здоровый город", решений Череповецкой городской Думы от 22.12.2009 N 173 "Об участии города Череповца в V этапе реализации проекта Всемирной организации здравоохранения "Здоровые города", 29.06.2010 N 119 "Об участии в ассоциации "Здоровые города, районы и поселки" и отвечает интересам органов городского самоуправления и населения города в части общественного здоровья.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду постановление мэра от 21 марта 2006 г. N 1113 "Об утверждении Положения об отделе по реализации программы "Здоровый город" с учетом изменений от 31.12.2008 N 4885 "О внесении изменений в постановление мэра города от 21.03.2006 N 1113"
5. Целевые потребители Программы:
население города;
субъекты экономики;
общественные объединения;
органы городского самоуправления;
территориальные органы федеральных органов государственной власти.
6. Исполнители, участники Программы.
Программа выполняется на основе сотрудничества между исполнителями и участниками:
отделом по реализации программы "Здоровый город" мэрии;
управлением здравоохранения мэрии;
управлением образования мэрии;
управлением по делам культуры мэрии;
управлением архитектуры и градостроительства мэрии;
управлением административных отношений мэрии;
управлением по работе с общественностью мэрии;
управлением городской экономики и торговли мэрии;
финансовым управлением мэрии;
управлением стратегического планирования мэрии;
департаментом жилищно-коммунального хозяйства мэрии;
комитетом по управлению имуществом города;
комитетом по физической культуре и спорту мэрии;
комитетом социальной защиты населения города;
комитетом по контролю в сфере благоустройства и охраны окружающей среды города;
муниципальными учреждениями, подведомственными органам мэрии;
муниципальным учреждением "Информационное мониторинговое агентство "Череповец";
муниципальным бюджетным учреждением "Череповецкий молодежный центр";
муниципальным казенным учреждением "Центр по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций";
территориальным отделом управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Вологодской области в г. Череповце, Череповецком, Шекснинском, Кадуйском, Устюженском, Чагодощенском, Бабаевском районах (Роспотребнадзор);
Управлением Министерства Внутренних дел Российской Федерации по городу Череповцу;
отделом государственной инспекции безопасности дорожного движения Управления Министерства Внутренних дел Российской Федерации по городу Череповцу;
казенным учреждением Вологодской области "Центр занятости населения города Череповца";
депутатами Череповецкой городской Думы;
организациями города;
городскими общественными объединениями;
государственными образовательными учреждениями высшего и среднего профессионального образования;
средствами массовой информации;
жителями города.
7. Обоснование Программы.
7.1. Анализ текущей ситуации.
Численность населения города на 01.01.2009 составляет 309,0 тыс. человек.
За период с 2002 года незначительно повысилась рождаемость - с 10,4% до 11,4%. Общая смертность снизилась с 15,6% до 13,1%. Сумма этих показателей отражает снижение естественной убыли населения города. Однако показатель общей смертности остается высоким.
За период с 1995 года на 3,0% увеличилась доля населения в возрасте старше трудоспособного, смертность же за этот период увеличилась в 1,5 раза. Таким образом, показатели смертности увеличились непропорционально изменению возрастной структуры населения города.
Первое место занимает смертность от болезней системы кровообращения: среди мужчин - 46,1% смертей, среди женщин - 62,5%. Второе место занимают: у мужчин - травмы и другие воздействия внешних причин - 16,7% смертей, у женщин - онкологические заболевания - 16,4% смертей. Третье место занимают
у мужчин болезни органов пищеварения - 10,3% смертей, у женщин - болезни органов дыхания - 7,9% смертей.
Велика доля смертности у лиц трудоспособного возраста - 36,2%. Среди мужчин 47,0% от общей смертности приходится на лиц от 18 до 59 лет, среди женщин от 18 до 49 лет - 21,6%.
Остается высокой смертность от заболеваний органов пищеварения. Она превышает показатель 1995 года в 4 раза. От 80% до 88% в этой группе среди причин смертности составляют токсические гепатиты, жировая дистрофия печени, циррозы, то есть болезни, в большинстве своем связанные со злоупотреблением алкоголем. Увеличивается смертность от заболеваний органов пищеварения среди женщин трудоспособного возраста.
Уровень здоровья населения характеризуется устойчивой тенденцией высоких показателей сердечно-сосудистых заболеваний и смертности от них. Распространенность артериальной гипертонии среди населения в возрасте 15 лет и старше составляет более 40%.
Увеличивается заболеваемость сифилисом и другими заболеваниями, передающимися половым путем. Причиной этого являются наличие социально дезадаптированного населения, низкие нравственные критерии у части населения из социально неблагополучных слоев, низкий уровень полового воспитания.
Увеличивается число лиц, взятых на учет с диагнозом ВИЧ-инфекции; возрастает заболеваемость гепатитами групп "В" и "С". Ситуация усугубляется высокой распространенностью основных факторов риска во всех социальных и возрастных группах, особенно у лиц молодого возраста, низкой заинтересованностью населения в укреплении собственного здоровья.
Исследования, проводимые в городе, показывают высокий уровень заболеваний органов дыхания среди населения и их значительную долю в общей заболеваемости населения (коэффициент экзогенной нагрузки на дыхательную систему составляет 85,4%). Высокая распространенность заболеваний мочеполовой системы среди школьников, преобладание хронических заболеваний кожи являются следствием антропогенных загрязнений атмосферного воздуха. Высоки коэффициенты риска онкологической заболеваемости и соответственно смерти от загрязнения воздушной среды формальдегидом, нафталином. Картографический анализ загрязнения атмосферного воздуха, заболеваемости и смертности населения четко определил наиболее экологически неблагоприятные селитебные районы города - Северный и Индустриальный, наиболее экологически безопасным, перспективным для жилой застройки является Зашекснинский район.
7.2. Опыт других городов, регионов.
Всемирная организация здравоохранения (далее - ВОЗ) определяет здоровье не просто как отсутствие болезней, а как состояние полного физического, психического и социального благополучия. Согласно данным ВОЗ удельный вес влияния на здоровье социально-экономических факторов составляет 50%, экологических - 20-25%, медицинских факторов - 10-15%, в том числе наследственности - 15-20%.
В 1977 году Всемирная Ассамблея Организации объединенных наций (ООН) приняла концепцию "Здоровье для всех", а в 1984 году утвердила стратегию, базирующуюся на шести принципах:
равные возможности для поддержания и улучшения здоровья;
профилактика болезней;
сотрудничество и равноправие организаций и общественных объединений для решения вопросов здоровья и охраны окружающей среды;
участие населения в решении задач улучшения общественного здоровья;
ориентирование системы здравоохранения на обеспечение адекватной и доступной первичной медицинской помощи;
международное сотрудничество для решения проблем здоровья, выходящих за рамки национальных планов.
Эти принципы были закреплены в "Оттавской Хартии укрепления здоровья" (Оттава,1986 год), а также нашли отражение в Декларации ООН "Повестка дня на XXI век" (Рио-де-Жанейро, 1992 год).
Проект ВОЗ "Здоровые города" был организован в 1986 году и является средством для практической проверки и внедрения принципов стратегии ООН "Здоровье для всех". Это местная политика, ориентированная на здоровье жителей и устойчивое развитие муниципалитета. В настоящее время около 1800 городов из 55 стран являются участниками проекта.
Проект ВОЗ "Здоровые города" - это комплексная программа, включающая в себя все аспекты жизнедеятельности и основанная на "социальной модели здоровья".
Почти весь XX век проблемы здоровья связывались большей частью с организацией медицинской помощи и новыми методами лечения - "медицинская модель" здоровья. Таким образом, и ответственность за улучшение и поддержание здоровья лежала исключительно на системе здравоохранения. Согласно "социальной модели" здоровье является результатом целого ряда социально-экономических, культурных факторов и факторов внешней среды: качества жилья, наличия работы, уровня доходов и образования, безопасности окружающей среды и общества. При таком подходе для достижения результата необходима согласованная деятельность всех подразделений администрации и служб, обеспечивающих жизнедеятельность города.
В развитии проекта ВОЗ "Здоровые города" большое внимание уделяется информированию населения, активизации городского сообщества и обеспечению равных возможностей поддержания и улучшения здоровья.
Проект ВОЗ "Здоровые города" - это не набор тех или иных показателей, это постоянный процесс - "образ жизни" города, при котором постепенно, совместными усилиями жителей и власти жилье, транспорт, образовательные учреждения и рабочие места становятся более благоприятной средой обитания. При этом налаживается межведомственное взаимодействие и социальное партнерство, а также активизируется гражданское общество с непосредственным привлечением населения к планированию социальной политики города.
Оптимальный механизм реализации проекта ВОЗ "Здоровые города" уже выработан и предлагается ВОЗ как методические рекомендации.
Каждые 5 лет проект ВОЗ "Здоровые города" вступает в новый этап развития с четко определенными приоритетными направлениями. С 2009 по 2013 год осуществляется пятый этап (фаза) реализации проекта.
В 2006 году г. Череповец был аккредитован в качестве члена Европейской сети ВОЗ "Здоровые города" в четвертой фазе проекта, в 2010 году - в пятой фазе проекта.
В настоящее время аккредитованными участниками проекта ВОЗ "Здоровые города" являются девять городов Российской Федерации: Великий Устюг, Ижевск, Новосибирск, Новочебоксарск, Самара, Ставрополь, Ступино, Чебоксары, Череповец. Российские города, получившие аккредитацию в сети ВОЗ, объединены в Российскую сеть "Здоровые города".
Участие города Череповца в проекте ВОЗ "Здоровые города" дает возможность использовать ресурсы, накопленные городами Российской Федерации и европейских государств в области улучшения здоровья населения и развития гражданского сообщества, оказывает позитивное влияние на имидж города в России и за ее пределами.
Проект ВОЗ "Здоровые города" на сегодняшний день - эффективный механизм, позволяющий в условиях ограниченных финансовых средств максимально скоординировать усилия всех городских структур, направленных на создание и реализацию комплексных социальных программ по повышению качества жизни населения.
В 1999 году органы здравоохранения Вологодской области совместно с проектом Европейского союза ТАСИС начали разработку программы региональной политики, стратегии и системы профилактики заболеваний и укрепления здоровья населения, то есть сделан первый конкретный шаг по организации системы общественного здравоохранения на региональном уровне.
На данном этапе формирования городской политики укрепления здоровья населения созрела необходимость сосредоточить внимание и усилия на конкретных поведенческих факторах риска заболеваний, имеющих наибольшую долю в структуре смертности: употребление алкоголя, курение, нерациональное питание, низкая двигательная активность, стресс. Ключевые направления деятельности Программы направлены на формирование здорового образа жизни населения города, включая создание условий для его реализации.
Все это диктует необходимость построения такой системы устойчивого улучшения здоровья, в которой были бы отражены целенаправленные и согласованные действия всех ведомств, чья деятельность оказывает влияние на качество жизни и здоровье. Подход к решению проблем здоровья городского населения должен быть комплексным. Он требует сотрудничества всех организаций, включая те, которые не связаны со сферой здравоохранения напрямую.
Создание в 2010 году некоммерческой организации ассоциации "Здоровые города, районы и поселки" будет способствовать дальнейшему объединению усилий и ресурсов городов-участников с целью улучшения здоровья и качества жизни населения, координации действий и представлению общих интересов в государственных и иных органах, организациях на территории России и за рубежом.
7.3. Анализ влияния внешних факторов на выполнение целей Программы.
Сильные стороны, существенные для достижения поставленных целей и задач:
политика органов городского самоуправления, направленная на укрепление здоровья жителей города;
наличие квалифицированных кадров в учреждениях города;
опыт сбора информации, в том числе статистических данных и социологических исследований по оценке здоровья населения города и состоянию окружающей среды;
опыт комплексного анализа процессов и явлений социальной, экономической и политической жизни общества;
наличие необходимых ресурсов для проведения исследований и различных видов анализа в сфере охраны здоровья населения;
наличие помещений и оборудования.
Слабые стороны, существенные для достижения поставленных целей и задач:
низкий уровень здоровья жителей города;
низкий уровень образованности населения в области здорового образа жизни;
недостаток нормативных правовых актов, определяющих формирование и механизмы функционирования системы охраны здоровья;
недостаточное развитие механизмов межведомственного взаимодействия;
недостаточность знаний в области охраны здоровья у работников организаций, учреждений и предприятий города;
слабая материально-техническая база муниципального учреждения здравоохранения "Городской центр медицинской профилактики", кабинетов медицинской профилактики в поликлиниках города.
Внешние возможности:
активная политика государства в области улучшения здоровья населения и демографической ситуации;
высокая востребованность стратегических решений в сфере охраны здоровья населения;
актуальность проблем здоровья в политической повестке дня как федеральных, так и региональных органов власти;
наличие национальных и региональных целевых программ, направленных на улучшение здоровья населения;
наличие проектов, реализуемых международными ассоциациями и фондами и направленных на популяризацию оздоровления населения;
возможность привлечения внебюджетных средств на реализацию задач Программы;
растущая популярность здорового образа жизни у населения страны и города;
соответствие Программы стратегии развития города Череповца приоритетным направлениям улучшения здоровья и создания условий для самореализации горожан;
поддержка Программы со стороны органов городского самоуправления;
взаимодействие по реализации Программы на постоянной основе между мэрией города и Череповецким государственным университетом; осуществление исследовательской, организационной, популяризаторской деятельности в рамках задач Программы;
аккредитация города Череповца в Европейской сети ВОЗ "Здоровые города", возможность обмена опытом с городами - членами сети "Здоровые города", возможность получения международных грантов;
участие в ассоциации "Здоровые города, районы и поселки", возможность получения федеральных и международных грантов.
Внешние угрозы:
отрицательное воздействие экологических и социально-психологических факторов, интенсивность которых за последнее десятилетие увеличилась;
слабое взаимодействие между населением, органами городского самоуправления;
форс-мажорные обстоятельства.
8. Механизм реализации Программы.
8.1. Организационная структура.
Общее руководство Программой осуществляет мэр города.
Принципы и стратегию реализации Программы в городе определяет городской координационный комитет по реализации проекта "Здоровый город", возглавляемый мэром города.
Непосредственное управление Программой осуществляет заведующий отделом по реализации программы "Здоровый город" мэрии (менеджер Программы). При реализации Программы менеджер руководствуется нормативными правовыми актами Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления и несет ответственность за выполнение мероприятий, достижение цели и целевых показателей и предоставление информации о ходе реализации Программы.
Отдел по реализации программы "Здоровый город" мэрии организует реализацию Программы, осуществляет координацию и взаимодействие с участниками Программы, контролирует целевое использование бюджетных средств, предусмотренных на реализацию Программы.
Руководители органов мэрии - получатели бюджетных средств - несут ответственность за целевое использование денежных средств, предусмотренных Программой, по запросам менеджера Программы предоставляют информацию, необходимую для реализации Программы.
Для реализации Программы менеджер формирует межведомственные рабочие группы, в состав которых включаются представители органов мэрии, организаций, предприятий, учреждений и общественных объединений. Наименование, количество и персональный состав рабочих групп утверждаются руководителем Программы по представлению менеджера Программы.
Рабочие группы осуществляют свою деятельность по следующим целевым направлениям:
профилактика заболеваний и пропаганда здорового образа жизни;
сохранение и укрепление здоровья детей и подростков;
здоровье на рабочем месте;
улучшение качества жизни и здоровья пожилых людей;
двигательная (физическая) активность;
адаптация и интеграция людей с ограниченными возможностями;
здоровое городское планирование.
Руководители (координаторы) рабочих групп образуют межведомственный совет для решения вопросов межведомственного взаимодействия в рамках Программы.
8.2. Инструментарий Программы:
информационная система здоровья;
профиль здоровья города Череповца (далее - Профиль).
Основу информационной системы здоровья составляет список индикаторов, характеризующих не только состояние здоровья, но и качество жизни населения города. Информационная система здоровья постоянно пополняется и используется для подготовки Профиля.
Профиль - это документ, который содержит описание состояния здоровья населения и факторов, влияющих на него. Цель Профиля - выявить проблемы, определить приоритетные направления реализации Программы и оценить результаты ее выполнения. Профиль создается один раз в два года. При подготовке Профиля анализируются как данные официальной статистики, так и результаты социологических исследований.
На основе Профиля разработана стратегия развития города.
8.3. Объемы финансирования Программы.
Программа реализуется за счет средств городского бюджета. В соответствии с действующим законодательством в установленном порядке для финансирования Программы могут быть привлечены средства из иных источников.
Объем финансирования Программы планируется ежегодно исходя из объема необходимых мероприятий по целевым направлениям. Финансирование из городского бюджета на каждый год рассматривается и корректируется экспертным советом по стратегическому развитию и инвестиционной деятельности в городе, утверждается мэром города.
8.4. Перечень мероприятий.
Решение задач Программы достигается путем выполнения программных мероприятий (приложение 1). По итогам каждого года реализации Программы заслушивается отчет о ходе реализации Программы на заседаниях экспертного совета по стратегическому развитию и инвестиционной деятельности в городе. Программные мероприятия планируются с учетом опыта реализации задач в прошлых периодах. Перечень мероприятий, их описание и ресурсное обеспечение реализации Программы рассматриваются и корректируются экспертным советом по стратегическому развитию и инвестиционной деятельности в городе, утверждаются правовым актом мэрии города.
Постановлением мэрии г. Череповца Вологодской области от 14 ноября 2011 г. N 4709 в пункт 9 настоящей Программы внесены изменения
9. Показатели эффективности Программы.
Для достижения целевых показателей ежегодно планируется увеличение количества жителей, охваченных мероприятиями Программы, в частности планируется увеличение активных участников, подготовленных специалистов, социальной рекламы здорового образа жизни. Все это будет оказывать влияние на достижение целевых показателей Программы (приложение 2).
Количественные показатели реализации Программы
В ходе реализации Программы будут созданы:
условия для улучшения демографической ситуации: снижение преждевременной смертности, заболеваемости, инвалидизации населения, увеличение средней продолжительности жизни;
новая система межведомственных взаимоотношений, межведомственные целевые программы, направленные на повышение уровня здоровья населения;
работающая система мониторинга уровня здоровья населения;
система информирования населения о факторах риска и профилактики заболеваний.
Постановлением мэрии г. Череповца Вологодской области 23 декабря 2011 г. N 5777 в настоящее приложение внесены изменения
Приложение 1
к Программе
(с изменениями от 15 января, 12 октября,
24 ноября, 16 декабря, 31 декабря 2009 г.,
8 февраля, 15 июля, 26 августа,
11 октября, 31 декабря 2010 г., 15 июня,
13 октября, 14 ноября, 23 декабря 2011 г.)
Нумерация пунктов таблицы приводится с учетом изменений, внесенных постановлением мэрии г. Череповца Вологодской области от 13 октября 2011 г. N 4233
Постановлением мэрии г. Череповца Вологодской области от 14 ноября 2011 г. N 4709 в настоящее приложение внесены изменения
Приложение 2
к Программе
Целевые показатели
долгосрочной целевой программы "Здоровый город" на 2009 - 2015 годы
17 августа, 12 октября 2009 г., 11 октября, 31 декабря 2010 г., 13 октября, 14 ноября 2011 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление мэра г. Череповца Вологодской области от 15 октября 2008 г. N 3545 "О долгосрочной целевой программе "Здоровый город" на 2009 - 2012 годы"
Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2009 г.
Текст постановления официально опубликован не был
Постановлением мэрии г. Череповца Вологодской области от 15 августа 2013 г. N 3881 настоящее постановление признано утратившим силу с 1 января 2014 г.
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление мэрии г. Череповца Вологодской области от 31 декабря 2013 г. N 6503
Постановление мэрии г. Череповца Вологодской области от 10 октября 2013 г. N 4798
Постановление мэрии г. Череповца Вологодской области от 8 июля 2013 г. N 3139
Постановление мэрии г. Череповца Вологодской области от 25 декабря 2012 г. N 6800
Постановление мэрии г. Череповца Вологодской области от 10 октября 2012 г. N 5354
Постановление мэрии г. Череповца Вологодской области от 6 сентября 2012 г. N 4727
Постановление мэрии г. Череповца Вологодской области от 27 июня 2012 г. N 3554
Постановление мэрии г. Череповца Вологодской области от 24 мая 2012 г. N 2944
Постановление мэрии г. Череповца Вологодской области от 22 февраля 2012 г. N 950
Постановление мэрии г. Череповца Вологодской области 23 декабря 2011 г. N 5777
Постановление мэрии г. Череповца Вологодской области от 14 ноября 2011 г. N 4709
Постановление мэрии г. Череповца Вологодской области от 13 октября 2011 г. N 4233
Постановление мэрии г. Череповца Вологодской области от 15 июня 2011 г. N 2490
Постановление мэрии г. Череповца Вологодской области от 31 декабря 2010 г. N 5439
Постановление мэрии г. Череповца Вологодской области от 11 октября 2010 г. N 3890
Постановление мэрии г. Череповца Вологодской области от 26 августа 2010 г. N 3261
Постановление мэрии г. Череповца Вологодской области от 15 июля 2010 г. N 2651
Постановление мэрии г. Череповца Вологодской области от 8 февраля 2010 г. N 368
Постановление мэрии г. Череповца Вологодской области от 31 декабря 2009 г. N 4987
Постановление мэрии г. Череповца Вологодской области от 16 декабря 2009 г. N 4462
Постановление мэрии г. Череповца Вологодской области от 24 ноября 2009 г. N 4188
Постановление мэрии г. Череповца Вологодской области от 12 октября 2009 г. N 3553
Постановление мэрии г. Череповца Вологодской области от 17 августа 2009 г. N 2891
Постановление мэрии г. Череповца Вологодской области от 15 января 2009 г. N 9