Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Утверждено
постановлением
мэрии города
от 10 ноября 2011 г. N 4645
(приложение 2)
Методические указания
по разработке и реализации муниципальных программ города
7 октября 2013 г., 26 июня, 24 сентября, 29 октября 2014 г., 2 сентября 2015 г., 15 апреля 2016 г.
1. Общие положения
1.1. Настоящие Методические указания по разработке и реализации муниципальных программ города (далее - Методические указания, муниципальная программа) содержат руководство по разработке проектов муниципальных программ и подготовке отчетов о ходе реализации и оценке эффективности муниципальных программ, а также информацию о ведении мониторинга реализации муниципальных программ.
Постановлением мэрии г. Череповца Вологодской области от 15 апреля 2016 г. N 1498 в пункт 1.2 раздела 1 настоящего приложения внесены изменения
1.2. Основные понятия, используемые в Методических указаниях:
подпрограмма муниципальной программы (далее - подпрограмма) - комплекс взаимоувязанных по целям, срокам и ресурсам мероприятий, выделенный исходя из масштаба и сложности задач, решаемых в рамках муниципальной программы;
сфера реализации муниципальной программы (подпрограммы) - сфера социально-экономического развития (сфера деятельности), на решение проблем в которой направлена (в рамках вопросов местного значения и принятых дополнительных обязательств) соответствующая муниципальная программа (подпрограмма);
основные параметры муниципальной программы (подпрограммы) - цели, задачи, показатели (индикаторы), конечные результаты реализации муниципальной программы (подпрограммы), сроки их достижения, объем ресурсов, необходимый для достижения целей муниципальной программы (подпрограммы);
проблема социально-экономического развития - противоречие между желаемым и текущим (действительным) состоянием сферы реализации муниципальной программы;
цель - планируемый конечный результат решения проблемы социально-экономического развития посредством реализации муниципальной программы (подпрограммы), достижимый за период ее реализации;
задача - результат выполнения совокупности взаимосвязанных мероприятий или осуществления целевых функций, направленных на достижение цели (целей) реализации муниципальной программы (подпрограммы);
мероприятие - совокупность взаимосвязанных действий, направленных на решение соответствующей задачи;
основное мероприятие - комплекс взаимосвязанных мероприятий, обеспечивающий переход к новому этапу решения задачи и характеризуемый значимым вкладом в достижение целей муниципальной программы/подпрограммы, также мероприятие (мероприятия), направленное (направленные) на обеспечение создания условий для реализации муниципальной программы;
показатель (индикатор) - количественно выраженная характеристика достижения цели или решения задачи;
конечный результат - характеризуемое количественными и/или качественными показателями состояние (изменение состояния) социально-экономического развития, которое отражает выгоды от реализации муниципальной программы (подпрограммы);
непосредственный результат - характеристика объема и качества реализации мероприятия, направленного на достижение конечного результата реализации муниципальной программы (подпрограммы);
ответственный исполнитель муниципальной программы - органы мэрии, мэрия города - как главный распорядитель бюджетных средств, определенные ответственным исполнителем в соответствии с перечнем муниципальных программ, утвержденным постановлением мэрии города (далее - Перечень) и обладающие полномочиями, установленными порядком разработки, реализации и оценки эффективности муниципальных программ (далее - Порядок);
соисполнители муниципальной программы - органы мэрии, муниципальные учреждения,участвующие в разработке, реализации, оценке эффективности муниципальных программ и являющиеся исполнителями одного или нескольких основных мероприятий (мероприятий) муниципальных программ и (или) подпрограмм, ведомственных целевых программ муниципальных программ;
участники муниципальной программы - органы мэрии, муниципальные учреждения и иные организации, участвующие в разработке, реализации, оценке эффективности муниципальных программ, являющиеся исполнителями одного или нескольких основных мероприятий (мероприятий) муниципальных программ и (или) подпрограмм, ведомственных целевых программ муниципальных программ и не являющиеся соисполнителями, а также по согласованию органы государственной власти области, в случае их участия в реализации мероприятий муниципальной программы (подпрограммы)
факторы риска - вероятные явления, события, процессы, не зависящие от участников муниципальной программы и негативно влияющие на основные параметры муниципальной программы (подпрограммы);
мониторинг и контроль реализации муниципальных программ - процесс наблюдения за реализацией основных параметров муниципальной программы, деятельность участников стратегического планирования по комплексной оценке хода и итогов реализации муниципальных программ, а также по оценке взаимодействия участников стратегического планирования в части соблюдения принципов стратегического планирования и реализации ими полномочий в сфере социально-экономического развития города.
Иные понятия, используемые в Методических указаниях, применяются в значениях, установленных Порядком, и в значениях, принятых в действующем законодательстве.
1.3. Основанием для разработки муниципальных программ является Перечень, формируемый в соответствии с Порядком. При этом Перечень может уточняться в процессе подготовки проекта муниципального правового акта по утверждению или внесению изменений в ранее утвержденные муниципальные программы в связи с необходимостью реализации тех или иных мероприятий для достижения целей муниципальных программ.
1.4. Ответственный исполнитель муниципальной программы обеспечивает координацию деятельности соисполнителей и участников муниципальной программы в процессе разработки и реализации муниципальной программы в рамках полномочий, определенных пунктом 6.1 Порядка.
Постановлением мэрии г. Череповца Вологодской области от 15 апреля 2016 г. N 1498 в пункт 1.5 раздела 1 настоящего приложения внесены изменения
1.5. Разработка, утверждение, реализация, мониторинг, контроль, оценка хода реализации и оценка эффективности подпрограмм муниципальных программ осуществляются в рамках муниципальных программ в соответствии с настоящими Методическими указаниями.
Порядок разработки, реализации и требования к содержанию включенных в муниципальную программу ведомственных целевых программ определяются в порядке, предусмотренном для ведомственных целевых программ.
1.6. Формирование муниципальных программ осуществляется в том числе исходя из:
долгосрочных целей социально-экономического развития города и показателей (индикаторов) их достижения, определенных в стратегии развития города, программе социально-экономического развития города;
докладов о результатах и основных направлениях деятельности;
наиболее полного охвата сфер социально-экономического развития;
объема бюджетных ассигнований городского бюджета;
установления для муниципальных программ измеримых результатов их реализации (конечных и непосредственных результатов);
определения органа мэрии, ответственного за реализацию муниципальной программы, достижение конечных результатов;
проведения регулярной оценки результативности и эффективности реализации муниципальных программ, оценки их вклада в решение вопросов модернизации и инновационного развития с возможностью их корректировки или досрочного прекращения, а также установления ответственности должностных лиц в случае неэффективной реализации муниципальной программы.
Постановлением мэрии г. Череповца Вологодской области от 15 апреля 2016 г. N 1498 в пункт 1.7 раздела 1 настоящего приложения внесены изменения
1.7. Ответственный исполнитель совместно с соисполнителями и участниками осуществляет корректировку муниципальной программы в порядке, предусмотренном для разработки проекта муниципальной программы в соответствии с требованиями Порядка.
2. Разработка проекта муниципальной программы
2.1. Требования к разработке муниципальной программы и ее структуре
2.1.1. Муниципальная программа включает в себя подпрограммы, содержащие в том числе ведомственные целевые программы, утвержденные муниципальными правовыми актами, и/или основные мероприятия муниципальной программы.
2.1.2. Муниципальная программа может включать основное мероприятие или несколько основных мероприятий, направленных на обеспечение создания условий для реализации муниципальной программы.
2.1.3. Муниципальная программа имеет следующую структуру:
а) паспорт муниципальной программы.
Постановлением мэрии г. Череповца Вологодской области от 2 сентября 2015 г. N 4738 в подпункт "б" пункта 2.1.3 подраздела 2.1 раздела 2 настоящего приложения внесены изменения
б) текстовая часть муниципальной программы по следующим разделам:
общая характеристика сферы реализации муниципальной программы, включая описание текущего состояния, основных проблем в указанной сфере и прогноз ее развития;
приоритеты в сфере реализации муниципальной программы, цели, задачи и показатели (индикаторы) достижения целей и решения задач, описание основных ожидаемых конечных результатов муниципальной программы, сроков и этапов реализации муниципальной программы;
обобщенная характеристика мер муниципального регулирования - основания для разработки и реализации муниципальной программы (нормативно-правовая база);
обобщенная характеристика, обоснование выделения и включения в состав муниципальной программы реализуемых подпрограмм (их перечень и паспорта);
обобщенная характеристика основных мероприятий и ведомственных целевых программ муниципальной программы;
информация об участии общественных и иных организаций в реализации муниципальной программы;
обоснование объема финансовых ресурсов, необходимых для реализации муниципальной программы;
информация по ресурсному обеспечению за счет средств городского бюджета (с расшифровкой по главным распорядителям средств городского бюджета, основным мероприятиям муниципальной программы/подпрограмм, а также по годам реализации муниципальной программы) и другим источникам финансирования;
прогноз конечных результатов реализации муниципальной программы, характеризующих целевое состояние (изменение состояния) уровня и качества жизни населения, социальной сферы, экономики, общественной безопасности, степени реализации других общественно значимых интересов и потребностей в соответствующей сфере;
анализ рисков реализации муниципальной программы и описание мер управления рисками реализации муниципальной программы;
методика расчета значений целевых показателей (индикаторов) муниципальной программы/подпрограмм;
методика оценки эффективности муниципальной программы.
Постановлением мэрии г. Череповца Вологодской области от 29 октября 2014 г. N 5788 в подпункт "в" пункта 2.1.3 подраздела 2.1 раздела 2 настоящего приложения внесены изменения, распространяющиеся на правоотношения, возникшие с 1 октября 2014 г.
в) приложения к текстовой части муниципальной программы согласно таблицам 1 - 10 (приложение к Методическим указаниям). Таблица 9 формируется отдельно на каждый финансовый год, в котором предусмотрены средства на софинансирование из Дорожного Фонда Вологодской области с долевым финансированием за счет средств городского бюджета
г) исключен.
См. текст подпункта "г" пункта 2.1.3
2.1.4. Текст муниципальной программы не должен содержать норм, имеющих правоустанавливающее значение.
2.1.5. При разработке муниципальной программы ответственным исполнителем обеспечивается соблюдение требований о проведении антикоррупционной экспертизы муниципальных правовых актов.
Постановлением мэрии г. Череповца Вологодской области от 15 апреля 2016 г. N 1498 пункт 2.1.6 подраздела 2.1 раздела 2 настоящего приложения изложен в новой редакции
2.1.6. Ответственным исполнителем проводятся общественные обсуждения проекта муниципальной программы в соответствии с муниципальным правовым актом.
2.1.7. Титульный лист к муниципальной программе и обосновывающим материалам должен содержать следующую информацию:
наименование муниципальной программы;
наименование ответственного исполнителя;
дата составления проекта муниципальной программы;
должность, фамилия, имя, отчество, номер телефона и электронный адрес непосредственного исполнителя.
Титульный лист подписывается руководителем органа мэрии - ответственного исполнителя муниципальной программы или его заместителем.
2.1.8. Проект муниципальной программы направляется на согласование соисполнителям на бумажных носителях и в электронном виде.
Постановлением мэрии г. Череповца Вологодской области от 15 апреля 2016 г. N 1498 пункт 2.1.9 подраздела 2.1 раздела 2 настоящего приложения изложен в новой редакции
2.1.9. Состав материалов, представляемых ответственным исполнителем с проектом муниципальной программы, формируется в соответствии с требованиями раздела 3 Методических указаний.
Постановлением мэрии г. Череповца Вологодской области от 29 октября 2014 г. N 5788 подраздел 2.1 раздела 2 настоящего приложения дополнен пунктом 2.1.10, распространяющимся на правоотношения, возникшие с 1 октября 2014 г.
2.1.10. В случае утверждения муниципальной программы до очередного года в таблицах 4 - 7, 8.1, 8.2, 10 - 12 отражаются плановые назначения по расходам за весь период действия с начала реализации муниципальной программы с расшифровкой по годам. В таблицах указываются конкретные годы периода реализации программы
Постановлением мэрии г. Череповца Вологодской области от 24 сентября 2014 г. N 5164 в подраздел 2.2 раздела 2 настоящего приложения внесены изменения
2.2. Требования по заполнению паспорта муниципальной программы
2.2.1. Паспорт муниципальной программы разрабатывается согласно приложению к Порядку.
2.2.2. Программно-целевые инструменты включают утверждаемые ведомственные целевые программы в сфере реализации муниципальной программы.
2.2.3. Цели, задачи и показатели (целевые индикаторы), а также этапы и сроки реализации муниципальной программы указываются в соответствии с требованиями Порядка и настоящих Методических указаний.
Постановлением мэрии г. Череповца Вологодской области от 29 октября 2014 г. N 5788 пункт 2.2.4 подраздела 2.2 раздела 2 настоящего приложения изложен в новой редакции
2.2.4. Общий объем финансового обеспечения муниципальной программы включает бюджетные ассигнования за счет "собственных" средств городского бюджета, средств областного бюджета и средств федерального бюджета, а также средства внебюджетных фондов и иных внебюджетных источников.
Объем бюджетных ассигнований муниципальной программы включает бюджетные ассигнования за счет "собственных" средств городского бюджета.
Объем финансового обеспечения на реализацию муниципальной программы, а также объем бюджетных ассигнований указывается в тысячах рублях с точностью до одного знака после запятой в целом и с разбивкой по годам.
2.2.5. Ожидаемые результаты реализации муниципальной программы указываются в виде характеристики основных ожидаемых (планируемых) конечных результатов (изменений, отражающих эффект, вызванный реализацией муниципальной программы) в сфере реализации муниципальной программы, сроков их достижения.
2.3. Требования к содержанию муниципальной программы
2.3.1. В рамках характеристики текущего состояния и прогноза развития сферы реализации муниципальной программы предусматривается проведение анализа ее текущего (действительного) состояния, включая выявление основных проблем, прогноз развития сферы реализации муниципальной программы, а также анализ социальных, финансово-экономических и прочих рисков реализации муниципальной программы.
Анализ текущего (действительного) состояния сферы реализации муниципальной программы может включать характеристику итогов развития данной сферы, выявление потенциала развития анализируемой сферы и существующих ограничений в сфере реализации муниципальной программы, сопоставление существующего состояния анализируемой сферы с состоянием аналогичной сферы в регионе (при возможности такого сопоставления).
Характеристика текущего состояния сферы реализации муниципальной программы должна содержать основные показатели уровня развития соответствующей сферы социально-экономического развития.
Прогноз развития соответствующей сферы социально-экономического развития города должен определять тенденции ее развития и планируемые основные показатели по итогам реализации муниципальной программы.
2.3.2. Приоритеты муниципальной политики в сфере реализации муниципальной программы определяются исходя из стратегии развития города, программы социально-экономического развития города.
2.3.3. Цели муниципальной программы должны соответствовать приоритетам в сфере реализации муниципальной программы и отражать конечные результаты реализации муниципальной программы.
2.3.4. Цель муниципальной программы должна обладать следующими свойствами:
специфичность (цель должна соответствовать сфере реализации муниципальной программы);
конкретность (не допускаются размытые (нечеткие) формулировки, допускающие произвольное или неоднозначное толкование);
измеримость (достижение цели можно проверить);
достижимость (цель должна быть достижима за период реализации муниципальной программы);
релевантность (соответствие формулировки цели ожидаемым конечным результатам реализации муниципальной программы).
2.3.5. Формулировка цели должна быть краткой и ясной и не должна содержать специальных терминов, указаний на иные цели, задачи или результаты, которые являются следствиями достижения самой цели, а также описания путей, средств и методов достижения цели.
2.3.6. Задача муниципальной программы определяет конечный результат реализации совокупности взаимосвязанных мероприятий или осуществления муниципальных функций в рамках достижения цели (целей) реализации муниципальной программы.
2.3.7. Сформулированные задачи должны быть необходимы и достаточны для достижения соответствующей цели.
2.3.8. При постановке целей и задач необходимо обеспечить возможность проверки и подтверждения их достижения или решения. Для этого необходимо привести показатели (индикаторы), характеризующие достижение целей или решение задач.
2.3.9. Информация о составе, значениях показателей (индикаторов) муниципальной программы/подпрограмм, а также взаимосвязь с городскими стратегическими показателями приводится согласно таблице 1 (приложение к Методическим указаниям). Количество показателей формируется исходя из принципов необходимости и достаточности для достижения целей и решения задач муниципальной программы.
2.3.10. Методика расчета значений целевых показателей (индикаторов) муниципальной программы/подпрограмм должна содержать:
а) наименование показателя, единицы измерения, определение (характеристику) содержания показателя;
б) алгоритм (механизм) расчета показателя (формульный и/или текстовый); формулу и краткий алгоритм расчета. При описании формулы или алгоритма необходимо использовать буквенные обозначения базовых показателей;
в) периодичность сбора данных и вид временной характеристики (показатель на дату, показатель за период);
г) источник данных для расчета значения показателя (индикатора), например: официальная статистическая информация; бухгалтерская и финансовая отчетность; ведомственная отчетность и другое.
2.3.11. Используемые показатели (индикаторы) должны соответствовать следующим требованиям:
адекватность (показатель должен очевидным образом характеризовать прогресс в достижении цели или решении задачи и охватывать все существенные аспекты достижения цели или решения задачи муниципальной программы);
точность (погрешности измерения не должны приводить к искаженному представлению о результатах реализации муниципальной программы);
объективность (не допускается использование показателей, улучшение отчетных значений которых возможно при ухудшении реального положения дел; используемые показатели должны в наименьшей степени создавать стимулы для исполнителей муниципальной программы, подведомственных им организаций к искажению результатов реализации муниципальной программы);
достоверность (способ сбора и обработки исходной информации должен допускать возможность проверки точности полученных данных в процессе независимого мониторинга и оценки муниципальной программы);
однозначность (определение показателя должно обеспечивать одинаковое понимание существа измеряемой характеристики как специалистами, так и конечными потребителями услуг, включая индивидуальных потребителей, для чего следует избегать излишне сложных показателей и показателей, не имеющих четкого, общепринятого определения и единиц измерения);
экономичность (получение отчетных данных должно проводиться с минимально возможными затратами; применяемые показатели должны в максимальной степени основываться на уже существующих процедурах сбора информации);
сопоставимость (выбор показателей следует осуществлять исходя из необходимости непрерывного накопления данных и обеспечения их сопоставимости за отдельные периоды и с показателями, используемыми для оценки прогресса в реализации сходных (смежных) программ);
своевременность и регулярность (отчетные данные должны поступать с определенной периодичностью, установленной в муниципальной программе).
Постановлением мэрии г. Череповца Вологодской области от 2 сентября 2015 г. N 4738 в пункт 2.3.12 подраздела 2.3 раздела 2 настоящего приложения внесены изменения
2.3.12. В число используемых показателей должны включаться показатели, характеризующие конечные общественно значимые результаты, непосредственные результаты и уровень удовлетворенности потребителей оказываемыми (выполняемыми) исполнителями муниципальными услугами (работами), их объемом и качеством.
В состав показателей (индикаторов) муниципальной программы/подпрограмм, в качестве показателей (индикаторов) непосредственных результатов, могут включаться сводные показатели муниципальных заданий на оказание (выполнение) муниципальных услуг (работ) муниципальными учреждениями по муниципальной программе.
2.3.13. Показатели подпрограмм, ведомственных целевых программ должны быть увязаны с показателями, характеризующими достижение целей и решение задач муниципальной программы.
2.3.14. Показатели (индикаторы) должны иметь запланированные по годам количественные значения, измеряемые или рассчитываемые с учетом показателей статистического наблюдения.
Предлагаемый показатель (индикатор) должен являться количественной характеристикой наблюдаемого социально-экономического явления (процесса, объекта).
В качестве наименования показателя используется лаконичное и понятное наименование, отражающее основную суть наблюдаемого явления.
Единица измерения показателя выбирается из общероссийского классификатора единиц измерения (ОКЕИ).
Описание наблюдаемых характеристик включает обоснование выбора физических величин (количественные, стоимостные, относительные или качественные), с помощью которых характеризуется процесс или объект наблюдения.
Для показателя указываются периодичность (годовая, квартальная, месячная и т.д.) и вид временной характеристики (за отчетный период, на начало отчетного периода, на конец периода, на конкретную дату и т.д.).
При необходимости приводятся дополнительные характеристики, необходимые для пояснения показателя.
Пояснения к показателю должны отражать методические рекомендации по сбору, обработке, интерпретации значений показателя. Пояснения к показателю включают текст методики сбора и обработки данных, а также ссылки на формы сбора и указания по их заполнению.
Если в методике расчета показателя используются иные показатели (далее - базовый показатель), необходимо привести их описание.
Базовым показателем считается показатель (индикатор), с которым непосредственно связан источник его определения. При этом общепринятые статистические показатели (объем промышленного производства, численность населения и др.) рассматриваются в данном описании как базовые.
2.3.15. При описании основных ожидаемых конечных результатов реализации муниципальной программы необходимо дать развернутую характеристику планируемых изменений (конечных результатов) в сфере реализации муниципальной программы. Такая характеристика должна включать обоснование:
изменения состояния сферы реализации муниципальной программы, а также в сопряженных сферах при реализации муниципальной программы (положительные и отрицательные внешние эффекты в сопряженных сферах);
выгод от реализации муниципальной программы.
На основе последовательности решения задач муниципальной программы определяются этапы ее реализации.
2.3.16. Масштаб основного мероприятия должен обеспечивать возможность контроля хода выполнения муниципальной программы, но не усложнять систему контроля и отчетности.
Постановлением мэрии г. Череповца Вологодской области от 2 сентября 2015 г. N 4738 пункт 2.3.17 подраздела 2.3 раздела 2 настоящего приложения изложен в новой редакции
2.3.17. Характеристика основных мероприятий, информация об участии общественных и иных организаций в реализации муниципальной программы приводится на основе обобщения соответствующих сведений по подпрограммам и основным мероприятиям муниципальной программы.
Информация об основных мероприятиях отражается согласно таблице 2 (приложение к Методическим указаниям).
Постановлением мэрии г. Череповца Вологодской области от 2 сентября 2015 г. N 4738 пункт 2.3.18 подраздела 2.3 раздела 2 настоящего приложения изложен в новой редакции, распространяющейся на правоотношения, возникшие с 7 июля 2015 г.
2.3.18. Перечень объектов капитального строительства, финансируемых за счет бюджетных ассигнований на осуществление бюджетных инвестиций в форме капитальных вложений, перечень объектов капитальных ремонтов муниципальной собственности, перечни объектов содержания и ремонта улично-дорожной сети отображаются согласно таблицам 7 - 10 в случае включения расходов на выполнение мероприятий в муниципальные программы.
2.3.19. В качестве обоснования выделения подпрограмм и включения в состав муниципальной программы используется в том числе обоснование вклада подпрограммы в достижение целей муниципальной программы.
2.3.20. Для включенных в муниципальную программу подпрограмм приводятся их перечень, паспорта и текстовые части.
2.3.21. Анализ рисков реализации муниципальной программы и описание мер управления рисками реализации муниципальной программы предусматривают:
идентификацию факторов риска по источникам возникновения и характеру влияния на ход и результаты реализации муниципальной программы;
качественную и по возможности количественную оценку факторов рисков;
обоснование предложений по мерам управления рисками реализации муниципальной программы.
2.3.22. Методика оценки эффективности муниципальной программы представляет собой алгоритм оценки фактической эффективности в процессе и по итогам реализации муниципальной программы и должна быть основана на оценке результативности муниципальной программы с учетом объема ресурсов, направленных на ее реализацию.
Постановлением мэрии г. Череповца Вологодской области от 15 апреля 2016 г. N 1498 пункт 2.3.23 подраздела 2.3 раздела 2 настоящего приложения изложен в новой редакции
2.3.23. Методика оценки эффективности муниципальной программы основывается на следующих основных критериях:
- достижение цели муниципальной программы в целом за весь период реализации муниципальной программы;
- достижение запланированных результатов, значений количественных и качественных целевых показателей (индикаторов) муниципальной программы;
- достижение запланированного уровня затрат.
Методика оценки эффективности муниципальной программы учитывает необходимость проведения оценок:
- степени достижения цели муниципальной программы в целом за весь период реализации муниципальной программы - фактически достигнутые значения показателей (индикаторов) конечного результата муниципальной программы сопоставляются с их плановыми значениями;
- степени достижения запланированных результатов, значений количественных и качественных целевых показателей (индикаторов) муниципальной программы - фактически достигнутые значения показателей (индикаторов) муниципальной программы сопоставляются с их плановыми значениями;
- степени достижения запланированного уровня затрат - фактически произведенные затраты на реализацию основных мероприятий, подпрограмм, ведомственных целевых программ в рамках муниципальной программы сопоставляются с их плановыми значениями;
Оценка планируемой эффективности муниципальной программы проводится на этапе ее разработки на основе разработанной методики(с приведением алгоритма расчета).
Результаты оценки эффективности муниципальной программы отражаются в годовом отчете за отчетный финансовый год и (или) в целом за весь период реализации муниципальной программы (с приведением алгоритма расчета).
Для расчета оценки эффективности применяются все целевые показатели (индикаторы) муниципальной программы. Допускаются разъяснения в результате оценки эффективности муниципальной программы в части показателей (индикаторов),на которые реализация муниципальной программы оказывает косвенное влияние, имеющих информативный, справочный характер.
2.4. Требования к отражению информации о расходах городского бюджета на реализацию муниципальной программы, а также о расходах внебюджетных источников и их обоснованию
2.4.1. Информация о расходах городского бюджета на реализацию муниципальной программы представляется с расшифровкой по главным распорядителям средств городского бюджета (по ответственному исполнителю и соисполнителям муниципальной программы).
Расходы на реализацию муниципальной программы указываются в целом с распределением по основным мероприятиям и подпрограммам муниципальной программы, ведомственным целевым программам и основным мероприятиям подпрограмм.
Информация о расходах на реализацию муниципальной программы предоставляется по годам реализации муниципальной программы согласно таблице 5 (приложение к Методическим указаниям).
2.4.2. Если в рамках муниципальной программы участвуют общественные и иные организации, а также предполагается использование средств федерального, областного бюджетов и внебюджетных источников, то в муниципальной программе должна содержаться прогнозная (справочная) оценка расходов федерального, областного бюджетов, внебюджетных источников на реализацию целей муниципальной программы, представляемая согласно таблице 6 (приложение к Методическим указаниям).
2.5. Требования к разработке подпрограммы муниципальной программы
2.5.1. Подпрограмма является неотъемлемой частью муниципальной программы и формируется с учетом согласованности основных параметров подпрограммы и муниципальной программы.
2.5.2. Подпрограмма имеет следующую структуру:
а) паспорт подпрограммы.
Постановлением мэрии г. Череповца Вологодской области от 2 сентября 2015 г. N 4738 в подпункт "б" пункта 2.5.2 подраздела 2.5 раздела 2 настоящего приложения внесены изменения
б) текстовая часть подпрограммы по следующим разделам:
характеристика сферы реализации подпрограммы, описание основных проблем в указанной сфере и прогноз ее развития;
приоритеты в сфере реализации подпрограммы, цели (при необходимости), задачи и показатели (индикаторы) достижения целей и решения задач, описание основных ожидаемых конечных результатов подпрограммы, сроков и контрольных этапов реализации подпрограммы;
характеристика ведомственных целевых программ и основных мероприятий подпрограммы;
информация об участии общественных и иных организаций, а также целевых внебюджетных фондов в реализации подпрограммы;
обоснование объема финансовых ресурсов, необходимых для реализации подпрограммы.
2.6. Требования по заполнению паспорта подпрограммы и к содержанию подпрограммы муниципальной программы
2.6.1. Паспорт подпрограммы разрабатывается согласно таблице 15 (приложение к Методическим указаниям).
Требования к заполнению паспорта подпрограммы аналогичны требованиям, предъявляемым к заполнению паспорта муниципальной программы.
2.6.2. Требования к характеристике сферы реализации подпрограммы, описанию основных проблем в указанной сфере, прогнозу ее развития, описанию приоритетов в сфере реализации подпрограммы, целям, задачам и показателям (индикаторам) достижения целей и решения задач, описанию основных ожидаемых конечных результатов подпрограммы, сроков и контрольных этапов реализации подпрограммы, обоснованию объема финансовых ресурсов, необходимых для реализации подпрограммы, анализу рисков реализации подпрограммы и описанию мер управления рисками реализации подпрограммы аналогичны требованиям, предъявляемым к содержанию муниципальной программы.
2.6.3. Характеристика основных мероприятий муниципальной программы, подпрограмм и ведомственных целевых программ содержит сведения о сроке, исполнителе, ожидаемом непосредственном результате их реализации, взаимосвязи с показателями подпрограммы и о последствиях нереализации основного мероприятия.
Перечень основных мероприятий муниципальной программы, подпрограмм и ведомственных целевых программ и их характеристика приводятся согласно таблице 2 (приложение к Методическим указаниям).
2.6.4. Для мер правового регулирования в сфере реализации подпрограммы приводятся обоснование правовых актов в сфере реализации муниципальной программы, их изменения (если таковые планируются), их основные положения и ожидаемые сроки принятия необходимых муниципальных правовых актов с оценкой их регулирующего воздействия (если такая оценка предусмотрена законодательными актами). Меры правового регулирования приводятся согласно таблице 3 (приложение к Методическим указаниям).
2.6.5. Исключен.
См. текст пункта 2.6.5
3. Дополнительные и обосновывающие материалы, представляемые с муниципальной программой
3.1. Вместе с проектом муниципальной программы представляются материалы, содержащие подробное обоснование необходимых финансовых ресурсов по каждому основному мероприятию, за исключением мероприятий утвержденных ведомственных целевых программ, с учетом прогнозируемого уровня инфляции, а также иных факторов в соответствии с муниципальными правовыми актами, приказами финансового управления мэрии, регулирующими порядок составления проекта городского бюджета и планирование бюджетных ассигнований.
3.2. Объем выплат, осуществляемых за счет средств городского бюджета в соответствии с действующим законодательством отдельным категориям граждан, обосновывается согласно таблице 11 (приложение к Методическим указаниям).
3.3. Расходы, рассчитываемые плановым методом, обосновываются согласно таблице 12 (приложение к Методическим указаниям), приводятся в муниципальной программе по усмотрению ответственного исполнителя.
3.4. Оценка степени влияния выделения дополнительных объемов ресурсов на показатели (индикаторы) муниципальной программы (подпрограммы) проводится по усмотрению ответственного исполнителя и приводится согласно таблице 13 (приложение к Методическим указаниям).
При этом в целях оценки возможного влияния выделения этих ресурсов на достижение целей и решение задач муниципальной программы (подпрограммы) представляются 2 вида значений показателей (индикаторов): с учетом дополнительных ресурсов и без них.
Оценка степени влияния выделения дополнительных объемов ресурсов на сроки и ожидаемые непосредственные результаты реализации ведомственных целевых программ и основных мероприятий муниципальной программы/подпрограмм проводится по усмотрению ответственного исполнителя и приводится согласно таблице 14 (приложение к Методическим указаниям).
Постановлением мэрии г. Череповца Вологодской области от 15 апреля 2016 г. N 1498 в пункт 3.5 раздела 3 настоящего приложения внесены изменения
3.5. Оценка планируемой эффективности муниципальной программы проводится (с приведением алгоритма расчета) ответственным исполнителем на этапе ее разработки в составе обосновывающих материалов и основывается на оценке планируемого вклада результатов муниципальной программы в социально-экономическое развитие города, содержащей количественное, а при обосновании невозможности его проведения - качественное описание связи динамики значений показателей (индикаторов) реализации муниципальной программы с динамикой уровня развития соответствующей сферы.
3.6. Оценка планируемой эффективности подпрограммы проводится ответственным исполнителем на этапе ее разработки в соответствии с критериями экономической и социальной эффективности.
3.7. Оценка планируемой эффективности подпрограммы основывается на оценке планируемого вклада результатов подпрограммы в достижение целей и решение задач муниципальной программы, содержащей количественное, а при обосновании невозможности его проведения - качественное описание связи динамики значений показателей (индикаторов) реализации подпрограммы с динамикой значений показателей (индикаторов) реализации муниципальной программы.
Постановлением мэрии г. Череповца Вологодской области от 15 апреля 2016 г. N 1498 пункт 3.8 раздела 3 настоящего приложения изложен в новой редакции
3.8. Вместе с проектом муниципальной программы представляются:
расчет значений показателей (индикаторов) муниципальной программы/подпрограмм на очередной финансовый год и плановый период реализации муниципальной программы/подпрограмм;
справку или протокол общественного обсуждения проекта муниципальной программы (проектов изменений в новой редакции в ранее утвержденные муниципальные программы);
информация из государственных программ Российской Федерации и Вологодской области в части, касающейся сферы реализации муниципальной программы, с указанием их реквизитов (дата и номер соответствующего правового акта), планируемом участии в подпрограммах, основных мероприятиях данных программ
3.9. В случае отсутствия специальных требований к представлению отдельных положений муниципальной программы ответственный исполнитель и соисполнители формируют их в соответствии со своими представлениями о подготовке материалов, составляющих муниципальную программу, а в части финансового обеспечения муниципальной программы - с учетом муниципальных правовых актов и методических рекомендаций, изданных в рамках исполнения его бюджетных полномочий.
Постановлением мэрии г. Череповца Вологодской области от 15 апреля 2016 г. N 1498 раздел 4 настоящего приложения изложен в новой редакции
4. Порядок проведения мониторинга, подготовки отчетов о ходе реализации и оценке эффективности муниципальной программы
4.1. По итогам первого полугодия текущего финансового и отчетного финансового года ответственным исполнителем совместно с соисполнителями и участниками проводится мониторинг реализации муниципальной программы.
4.2. Мониторинг проводится с учетом показателей статистического наблюдения на основе отчетов о ходе реализации муниципальной программы, отчетов о ходе реализации ведомственных целевых программ, иных отчетов органов мэрии, подготавливаемых по поручениям мэра города или заместителей мэра города и ориентирован на раннее предупреждение возникновения проблем и отклонений хода реализации муниципальной программы от запланированного уровня.
Объектом мониторинга являются основные параметры муниципальной программы (подпрограммы).
4.3. Ответственный исполнитель муниципальной программы обеспечивает координацию проведения мониторинга и, с учетом полученной от соисполнителей и участников информации, формирует полугодовой и годовой отчеты по формам согласно таблицам 17 - 20 приложения к Методическим указаниям.
4.4. В рамках годового мониторинга ответственным исполнителем с учетом информации, полученной от соисполнителей и участников муниципальной программы, формируется годовой отчет о ходе реализации и оценке эффективности муниципальной программы (далее - годовой отчет). Годовой отчет направляется с учетом согласования его с финансовым управлением мэрии в управление экономической политики мэрии в срок до 20 февраля года, следующего за отчетным, в электронном виде и на бумажном носителе.
4.5. Содержание годового отчета формируется в соответствии с п. 5.6 Порядка.
Годовой отчет подлежит размещению на официальном интернет-сайте мэрии города Череповца во вкладке "Информация о работе мэрии" - "Городские программы" в соответствии с Порядком.
4.6. В рамках полугодового мониторинга ответственным исполнителем с учетом информации, полученной от соисполнителей и участников муниципальной программы, формируется полугодовой отчет о ходе реализации муниципальной программы (далее - полугодовой отчет). Полугодовой отчет направляется в управление экономической политики мэрии в срок до 20 июля текущего финансового года в электронном виде и на бумажном носителе.
4.7. Содержание полугодового отчета формируется в соответствии с п. 5.6 Порядка.
4.8. При описании конкретных результатов реализации муниципальной программы, достигнутых за отчетный финансовый год или первое полугодие текущего финансового года, следует привести:
описание основных конкретных результатов;
перечень запланированных, но недостигнутых результатов с указанием причин их недостижения и последствий для достижения основных параметров муниципальной программы;
сведения за отчетный финансовый год о достижении значений показателей (индикаторов) муниципальной программы, подпрограмм муниципальной программы с обоснованием отклонений по показателям (индикаторам), плановые значения по которым не достигнуты с указанием сведений о расчете целевых показателей (индикаторов); в полугодовом отчете - сведения об ожидаемых результатах и значениях показателей (индикаторов) муниципальной программы, подпрограмм муниципальной программы на конец текущего финансового года с указанием сведений о расчете целевых показателей (индикаторов)(указываются согласно таблицам 17 - 17а приложения к Методическим указаниям).
4.9. Описание непосредственных результатов реализации основных мероприятий муниципальной программы/подпрограмм и ведомственных целевых программ в отчетном периоде включает:
описание непосредственных результатов реализации основных мероприятий муниципальной программы/подпрограмм и ведомственных целевых программ;
перечень выполненных в полном объеме, невыполненных, выполненных частично основных мероприятий муниципальной программы/подпрограмм, ведомственных целевых программ с указанием причин их реализации за отчетный период.
К описанию результатов выполнения мероприятий муниципальной программы прикладывается информация согласно таблице 18 (приложение к Методическим указаниям).
4.10. При предоставлении сведений об использовании за отчетный финансовый год или первое полугодие текущего финансового года бюджетных ассигнований городского бюджета и иных средств на реализацию мероприятий муниципальной программы необходимо указать следующие сведения:
запланированные объемы бюджетных ассигнований за счет средств городского бюджета и иных средств, фактические расходы за отчетный финансовый год или по состоянию на 1 июля текущего финансового года (представляются в составе годового и полугодового отчетов согласно таблицам 19 и 20 приложения к Методическим указаниям);
предложения по корректировке объема бюджетных ассигнований за счет средств городского бюджета с обоснованием и оценкой их планируемого влияния на эффективность реализации муниципальной программы.
4.11. Информация об анализе факторов, повлиявших на ход реализации муниципальной программы, и о внесенных в отчетном финансовом году изменениях в муниципальную программу включает сведения о возникновении проблем и отклонений хода реализации муниципальной программы от запланированного уровня и реквизиты утвержденных муниципальных правовых актов в отчетном периоде с указанием причин внесенных изменений в муниципальную программу.
4.12. Предложения об изменении форм и методов управления реализацией муниципальной программы с указанием причин, о сокращении (увеличении) финансирования и (или) корректировке, досрочном прекращении основных мероприятий (подпрограмм, ведомственных целевых программ) муниципальной программы в целом по дальнейшей реализации муниципальной программы, а также сведения о планируемых до конца текущего финансового года изменениях в муниципальной программе с указанием причин должны включать оценку необходимости корректировки муниципальной программы.
4.13. Результаты оценки эффективности муниципальной программы за отчетный финансовый год формируются в соответствии с настоящими Методическими указаниями и направляются в рамках годового отчета. Результаты оценки эффективности муниципальной программы также формируются в целом за весь период реализации муниципальной программы. Данные должны содержать алгоритм расчета показателей эффективности.
4.14. Титульный лист к полугодовому и годовому отчетам должен содержать следующую информацию:
наименование муниципальной программы;
наименование ответственного исполнителя;
отчетная дата;
дата составления отчета;
должность, фамилия, имя, отчество, номер телефона и электронный адрес непосредственного исполнителя.
Титульный лист подписывается руководителем органа мэрии - ответственного исполнителя муниципальной программы или его заместителем.
4.15. По результатам мониторинга реализации и отчетности муниципальной программы ответственным исполнителем инициируются предложения о внесении изменений в муниципальную программу.
Постановлением мэрии г. Череповца Вологодской области от 15 апреля 2016 г. N 1498 раздел 5 настоящего приложения изложен в новой редакции
5. Управление, контроль реализации и оценка эффективности муниципальной программы
5.1. Управление и контроль реализации муниципальной программы должны соответствовать требованиям раздела 5 Порядка.
5.2. Основные мероприятия (мероприятия) муниципальной программы реализуются в соответствии со сроками, установленными муниципальной программой. Изменение сроков реализации мероприятий, влияющее на реализацию основных параметров муниципальной программы (подпрограмм), требует корректировки муниципальной программы (подпрограмм).
5.3. Оценка эффективности реализации муниципальной программы осуществляется на основе методики оценки ее эффективности за отчетный финансовый год и (или) в целом за весь период реализации муниципальной программы.
5.4. Для выявления степени достижения цели муниципальной программы в целом за весь период реализации муниципальной программы - фактически достигнутые значения показателей (индикаторов) конечного результата муниципальной программы сопоставляются с их плановыми значениями по каждому году реализации муниципальной программы.
5.5. Для выявления степени достижения запланированных результатов муниципальной программы (подпрограмм) в отчетном финансовом году фактически достигнутые значения количественных и качественных целевых показателей (индикаторов) сопоставляются с их плановыми значениями на 1 января и на 31 декабря отчетного финансового года.
5.6. Для выявления степени достижения запланированного уровня затрат фактически произведенные затраты на реализацию программы (подпрограмм) в отчетном финансовом году сопоставляются с их плановыми значениями на 1 января и на 31 декабря отчетного финансового года.
5.7. В случае выявления отклонений фактических результатов в отчетном году от запланированных на этот год по всем вышеуказанным направлениям ответственному исполнителю рекомендуется представлять аргументированное обоснование причин:
нереализованных или реализованных не в полной мере основных мероприятий (мероприятий);
отклонения достигнутых в отчетном году значений показателей от плановых, а также изменения в этой связи плановых значений показателей на предстоящий период;
значительного недовыполнения одних показателей в сочетании с перевыполнением других или значительного перевыполнения по большинству плановых показателей в отчетном году;
возникновения экономии (невостребованности) бюджетных ассигнований на реализацию муниципальной программы (подпрограмм) в отчетном году;
перераспределения бюджетных ассигнований между мероприятиями муниципальной программы (подпрограмм) в отчетном году;
выполнения основных мероприятий(мероприятий) муниципальной программы (подпрограмм) в отчетном периоде с нарушением запланированных сроков;
иных отклонений.
Постановлением мэрии г. Череповца Вологодской области от 15 апреля 2016 г. N 1498 настоящее приложение дополнено разделом 6, вступающим в силу с 1 января 2017 г.
6. Порядок подготовки и рассмотрения сводного годового отчета (доклада) о ходе реализации и об оценке эффективности реализации муниципальных программ
6.1. Документом, в котором отражаются результаты мониторинга реализации муниципальных программ города, является сводный годовой отчет (доклад) о ходе реализации и об оценке эффективности реализации муниципальных программ (далее - сводный годовой отчет (доклад).
6.2. Сводный годовой отчет (доклад) содержит:
а) сведения об основных результатах реализации муниципальных программ за отчетный финансовый год;
б) сведения о степени соответствия запланированных и достигнутых целевых показателей (индикаторов) муниципальных программ за отчетный финансовый год, о причинах недостижения запланированных целевых показателей (индикаторов) и предпринятых в этой связи мерах;
в) сведения об использовании за отчетный финансовый год бюджетных ассигнований городского бюджета, бюджетов вышестоящего уровня и иных средств на реализацию муниципальных программ;
г) сведения о результатах мероприятий внутреннего и внешнего муниципального финансового контроля (при наличии) в отношении муниципальных программ, проводимых в рамках своих полномочий органами внутреннего и внешнего муниципального финансового контроля;
д) информация об анализе факторов, повлиявших на ход реализации муниципальных программ и о внесенных ответственными исполнителями в отчетном финансовом году изменениях в муниципальные программы;
е) сведения о результатах оценки эффективности муниципальных программ за отчетный финансовый год;
ж) при необходимости - предложения об изменении форм и методов управления реализацией муниципальных программ, о сокращении (увеличении) финансирования и (или) досрочном прекращении основных мероприятий, подпрограмм, ведомственных целевых программ или муниципальных программ в целом.
6.3. Сводный годовой отчет (доклад) формируется управлением экономической политики мэрии в срок до 15 мая года, следующего за отчетным. Сводный годовой отчет (доклад) формируется на основе годовых отчетов, представленных ответственными исполнителями, и информации о кассовых расходах муниципальных программ, представленной финансовым управлением мэрии города.
6.4. Финансовое управление мэрии в срок до 20 февраля года, следующего за отчетным годом, представляет в управление экономической политики мэрии информацию по муниципальным программам, необходимую для подготовки сводного годового отчета (доклада), которая содержит:
- сведения об объеме бюджетных ассигнований, предусмотренных в городском бюджете на реализацию каждой муниципальной программы, в том числе за счет средств бюджетов вышестоящего уровня;
- сведения о кассовом исполнении муниципальных программ по состоянию на 1 января года, следующего за отчетным, в том числе за счет средств бюджетов вышестоящего уровня.
6.5. Сводный годовой отчет (доклад) рассматривается на комиссии.
6.6. По результатам рассмотрения сводного годового отчета (доклада) комиссией принимается решение о внесении соответствующих изменений в муниципальные программы, о сокращении (увеличении) финансирования и (или) досрочном прекращении основных мероприятий, подпрограмм, ведомственных целевых программ или муниципальных программ в целом в текущем году или начиная с очередного финансового года.
Комиссией может быть принято решение о рассмотрении доклада ответственного исполнителя - годового отчета о ходе реализации и оценке эффективности отдельной муниципальной программы, в том числе признанной неэффективной по итогам отчетного финансового года.
6.7. В случае если принято решение о досрочном прекращении реализации муниципальной программы (подпрограмм), окончания срока реализации муниципальной программы в сводный годовой отчет (доклад)включаются, в том числе сведения за весь период реализации муниципальной программы.
6.8. Сводный годовой отчет (доклад) подлежит размещению на официальном интернет-сайте мэрии города Череповца в течение 30 дней с даты рассмотрения на заседании комиссии
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.