Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к приказу департамента
здравоохранения области
от 8 июля 2013 г. N 783
Ведомственная целевая программа
"Кадры системы здравоохранения" на 2013 - 2015 годы
(далее Программа)
26 декабря 2013 г.
Приказом Департамента здравоохранения Вологодской области от 26 декабря 2013 г. N 1617 в паспорт настоящего приложения внесены изменения
Паспорт Программы
Наименование субъекта бюджетного планирования (органа исполнительной государственной власти области, являющегося главным распорядителем средств областного бюджета) |
Департамент здравоохранения Вологодской области |
Наименование Программы |
Ведомственная целевая программа "Кадры системы здравоохранения " на 2013 - 2015 годы |
Должностное лицо, утвердившее программу (дата утверждения) или наименование и номер соответствующего акта |
Начальник департамента здравоохранения Вологодской области Приказ департамента здравоохранения области от 08.07.2013 N 783 "Об утверждении ведомственной целевой программы "Кадры системы здравоохранения" на 2013 - 2015 годы |
Обоснование разработки Программы |
Федеральный закон Российской Федерации от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 598 "О совершенствовании государственной политики в сфере здравоохранения" |
Цели и задачи Программы |
Цель: повышение качества и доступности медицинской помощи населению Вологодской области Задачи: - обеспечение учреждений здравоохранения области квалифицированными специалистами; - совершенствование системы постдипломной подготовки медицинских работников; - совершенствование целевой контрактной подготовки врачебных кадров; - повышение престижа медицинской профессии и привлечение выпускников общеобразовательных школ области в медицинские образовательные учреждения. |
Целевые индикаторы и показатели программы |
Обеспеченность врачебными кадрами на 10 тыс. населения; обеспеченность специалистами со средним медицинским образованием на 10 тыс. населения; укомплектованность медицинскими кадрами государственных учреждений здравоохранения области; коэффициент совместительства в государственных учреждениях здравоохранения области; количество молодых специалистов, трудоустроенных после окончания медицинских образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования, в государственные учреждения здравоохранения области, расположенные в сельской местности (чел. в год); доля выпускников высших учебных заведений, трудоустроенных после окончания вуза в государственное учреждение здравоохранения области, выдавшее целевое направление (%); доля выпускников образовательных учреждений среднего профессионального образования, трудоустроенных в государственные учреждения здравоохранения области, от общего количества выпускников текущего года (%). |
Характеристика программных мероприятий |
Программные мероприятия направлены на рациональное использование кадров, трудоустройство и закрепление выпускников в учреждениях здравоохранения области, повышение эффективности и качества оказания медицинской помощи населению области, снижение текучести медицинских кадров в учреждениях здравоохранения сельской местности, повышение уровня их профессиональных знаний. |
Сроки реализации Программы |
2013 - 2015 годы |
Объемы и источники финансирования Программы |
Общий объем финансирования Программы 48052,0 тыс. рублей, в том числе: 2013 год - 15042,0 тыс. рублей; 2014 год - 13230,0 тыс. рублей; 2015 год - 19750,0 тыс. рублей. Источник финансирования - областной бюджет. |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы и показатели ее социально-экономической эффективности |
Результативность и эффективность мероприятий Программы в 2015 году по отношению к 2012 году оценивается на основании следующих показателей: - увеличение показателя обеспеченности врачебными кадрами на 10 тыс. населения с 31,5 до 33,7; - увеличение показателя обеспеченности специалистами со средним медицинским образованием на 10 тыс. населения с 100,5 до 101,2; - увеличение показателя укомплектованности медицинскими кадрами государственных учреждений здравоохранения области с 58,6% до 75%; - снижение показателя коэффициента совместительства в государственных учреждениях здравоохранения области с 1,6 до 1,3; - увеличение количества молодых специалистов трудоустроенных после окончания медицинских образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования, в государственные учреждения здравоохранения области, расположенные в сельской местности, с 35 до 50 человек в год; - увеличение доли выпускников высших учебных заведений, трудоустроенных после окончания вуза в государственные учреждения здравоохранения области, выдавшие целевое направление с 80% до 98%; - увеличение доли выпускников образовательных учреждений среднего профессионального образования, трудоустроенных в государственные учреждения здравоохранения области, от общего количества выпускников текущего года с 67% до 75%; - повышение престижа и популяризация профессии медицинского работника. |
1. Характеристика проблемы, на решение которой направлены мероприятия Программы
Значимость совершенствования кадровой политики в развитии здравоохранения признана на всех уровнях управления системой здравоохранения в качестве одной из ведущих задач и мер по повышению доступности и качества медицинской помощи в Российской Федерации.
Среди приоритетных задач департамента здравоохранения Вологодской области особое значение имеет развитие кадрового потенциала лечебно-профилактических учреждений области, укомплектованность медицинскими кадрами, повышение профессионального уровня медицинских работников, соответствие данных специалистов квалификационным требованиям, мотивация их к повышению качества и эффективности медицинской помощи.
Отсутствие государственной системы распределения выпускников государственных образовательных учреждений высшего и среднего профессионального (медицинского) образования, несовершенство системы социальных гарантий, отсутствие жилья и другие проблемы приводят к оттоку квалифицированных медицинских кадров в другие сферы деятельности, что усугубляет ситуацию, связанную с обеспечением учреждений здравоохранения медицинскими работниками, и не позволяет продуктивно управлять кадровыми процессами.
Последние годы кадровая ситуация в системе здравоохранения области остается сложной. По состоянию на 01.01.2013 в отрасли здравоохранения Вологодской области работают 28155 чел., в том числе врачей - 3 780 чел., специалистов со средним профессиональным образованием - 12 043 чел. За период с 2000 по 2012 год численность врачей, работающих в учреждениях здравоохранения области, сократилась на 8%, специалистов со средним медицинским образованием на 15%.
Уровень обеспеченности населения врачебными кадрами по области после положительной динамики до 2009 года (2005 г. - 32,2 на 10 тыс. населения, 2008 г. - 32,8 на 10 тыс. населения) снизился до 31,5 на 10 тысяч населения в 2012 году.
Одновременно, отмечается снижение уровня обеспеченности населения средними медицинскими работниками, составившего в 2012 году 100,5 на 10 тыс. населения (2000 г. - 108,8 на 10 тыс. населения, 2006 г. - 111,0 на 10 тыс. населения).
В целом по области укомплектованность врачами 89,2% при коэффициенте совместительства 1,8, специалистами со средним медицинским образованием 93,8% при коэффициенте совместительства 1,5. В ряде муниципальных районов области укомплектованность врачебными кадрами ниже 50% (Бабаевский, Бабушкинский, Белозерский, Кадуйский, Междуреченский, Никольский, Нюксенский, Сямженский Усть-Кубинский районы).
Дефицит медицинских кадров, как врачей, так и средних медицинских работников, отмечен во всех типах медицинских организаций. Дефицит врачебных кадров, оказывающих амбулаторно-поликлиническую помощь, 1457 человек, из них 1171 человек, оказывающих первичную медицинскую помощь. Дефицит врачебных кадров, оказывающих стационарную медицинскую помощь, 1514 человек, из них 804 человека в учреждениях, оказывающих первичную медицинскую помощь. Отмечается наибольший дефицит ряда врачей-специалистов, преобладающий в амбулаторно-поликлинических учреждениях: терапевтов, педиатров, неврологов, оториноларингологов, психиатров-наркологов, онкологов, дерматовенерологов, офтальмологов, эндокринологов. Высокий дефицит врачей-хирургов имеется как в стационарных, так и в амбулаторно-поликлинических учреждениях. Остается актуальной проблема нехватки врачей узких специальностей в центральных районных больницах. В структуре вакансий врачебных должностей в районных учреждениях здравоохранения от общей численности вакансий преобладают врачи функциональной диагностики (64%), врачи клинической лабораторной диагностики (50%), врачи-терапевты (48%), врачи - анестезиологи-реаниматологи (42%), врачи - педиатры (37%), врачи - стоматологи (37%), врачи-хирурги (35%). Сложная ситуация складывается в службе скорой медицинской помощи ввиду укомплектованности ее врачебным составом лишь на 27,3%, медицинским сестрами и фельдшерами - на 82,4%, из них специалисты в возрасте до 40 лет составляют 40%.
Возрастная структура медицинских кадров свидетельствует о значительной доле лиц пенсионного и предпенсионного возраста: врачи 50 лет и старше составляют 45%, специалисты со средним медицинским образованием - 30%. Средний возраст работающих в области врачей - 47 лет, среднего медицинского персонала - 43,5 года.
Снижение уровня профессиональной подготовки медицинских и фармацевтических работников, консерватизм в применении современных образовательных технологий, медленное внедрение в учебный процесс знаний по ряду быстро развивающихся направлений медицины не позволяют обеспечить устойчивую динамику развития здравоохранения, включая повышение уровня обеспеченности качественными медицинской помощью и фармацевтическими услугами.
В 2012 году прошли последипломную подготовку 1 514 врачей государственных учреждений области (из них 1279 чел. (84,5%) на 32 выездных циклах) и 4294 средних медицинских работника, 5 врачей направлены в двухгодичную клиническую ординатуру, 84 человека окончили одногодичную клиническую интернатуру, 97 чел. зачислены в интернатуру на 2012 - 2013 г.г. В рамках реализации приоритетного национального проекта "Здоровье" подготовлены 56 врачей (план выполнен на 100%). Имеют сертификат специалиста 97,5% врачей.
В целях подготовки врачебных кадров департамент здравоохранения Вологодской области взаимодействует с 10 медицинскими высшими учебными заведениями Северо-Западного и Центрального федеральных округов. В 2012 г. целевой прием на 1-й курс составил 102 чел. (2011 г. - 94 чел.). Возврат специалистов, поступавших от Вологодской области по целевому приему в высшие учебные заведения - 80%.
В области три государственных образовательных учреждения среднего профессионального образования, подведомственных департаменту здравоохранения области, ежегодный выпуск средних медицинских работников составляет около 350 человек. Подготовка осуществляется по специальностям "Лечебное дело", "Сестринское дело", "Акушерское дело", "Фармация", "Стоматология ортопедическая", "Лабораторная диагностика". Для организаторов сестринского дела (главные, старшие медицинские сестры учреждений здравоохранения) организован повышенный уровень обучения по государственным стандартам на базе БОУ СПО ВО "Вологодский областной медицинский колледж" и БОУ СПО ВО "Череповецкий медицинский колледж имени Н.М. Амосова". Структурными подразделениями всех образовательных учреждений являются отделения повышения квалификации, которые осуществляют постдипломную подготовку специалистов со средним профессиональным образованием. Ежегодно повышение квалификации проходят около 4 тысяч человек. Имеют сертификат специалиста 94% средних медицинских работников.
Важным этапом в совершенствовании профессионального уровня является аттестация медицинских работников здравоохранения на квалификационную категорию. В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" организация аттестационной работы рассматривается как один из механизмов государственного контроля за расстановкой и использованием медицинских кадров, уровнем и качеством оказания лечебно-профилактической помощи населению. В области в настоящее время отмечается тенденция уменьшения общей численности аттестованных врачей - специалистов в районных учреждениях здравоохранения, что объясняется общей численностью убывших из данных учреждений врачей. Квалификационную категорию имеют 65% (2006 год - 68%) специалистов с высшим профессиональным образованием и 69% (2006 г.- 71%) со средним медицинским образованием. Планируется разработка механизма аккредитации специалистов и ее реализация с 2016 года. Полный охват аккредитацией специалистов, работающих в системе здравоохранения области, планируется завершить к 2021 году.
Требует особого внимания организация работы по формированию мотивации молодых специалистов к осуществлению профессиональной деятельности в государственной системе здравоохранения и постоянному профессиональному совершенствованию.
Наряду с мероприятиями по насыщению системы здравоохранения высококвалифицированными специалистами, обеспечению привлечения молодых специалистов в учреждения здравоохранения и сохранению имеющихся кадров, острейшей проблемой остается снижение престижа медицинской профессии.
Одним из важных аспектов престижа профессии является адекватная оценка обществом, государством роли и труда медицинских работников, отражающаяся, в частности, в уровне их заработной платы.
Средняя заработная плата по отрасли здравоохранения по итогам 2012 года составила 15029 рублей, в том числе по врачебному персоналу - 29 464 рублей, по среднему медицинскому персоналу - 14 754 рублей, по младшему медицинскому персоналу - 6 927 рублей.
В сравнении с 2011 годом рост средней заработной платы работников учреждений здравоохранения области составил 8,3%, в том числе по врачебному персоналу - 5,6%, по среднему медицинскому персоналу - 7,8%, по младшему медицинскому персоналу - 7,8%.
Во исполнение Федерального закона от 29 ноября 2010 года N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" в Вологодской области молодым врачам до 35 лет, прибывшим в 2011 - 2012 годах после окончания образовательного учреждения высшего профессионального образования на работу в сельский населенный пункт или переехавшим на работу в сельский населенный пункт из другого населенного пункта, осуществлена единовременная компенсационная выплата в размере 1 млн. рублей в 2012 году 32 специалистам с высшим профессиональным образованием.
В соответствии с областным законом "О единовременных выплатах врачам, проживающим и работающим в сельской местности" в 2011 - 2012 г.г. предоставлены выплаты 35 специалистам с высшим профессиональным образованием.
В области на протяжении многих лет проводятся ежегодные конкурсы профессионального мастерства "Лучший врач года", "Лучший фармацевтический работник", "Лучший специалист со средним профессиональным образованием (в соответствии с номинацией по специальности)", позволяющие оценить наиболее значимые достижения и выявить перспективные проекты.
Реализация мероприятий Программы "Кадры системы здравоохранения Вологодской области на 2013 - 2015 годы" направлена на рациональное использование кадров, трудоустройство и закрепление выпускников в учреждениях здравоохранения области, повышение эффективности и качества оказания медицинской помощи населению области, снижение текучести медицинских кадров в учреждениях здравоохранения сельской местности, повышение уровня их профессиональных знаний.
2. Основные цели и задачи Программы
Основной целью Программы является повышение качества и доступности медицинской помощи, оказываемой населению в государственных учреждениях здравоохранения Вологодской области.
Для достижения указанной цели требуется решение следующих задач:
- обеспечение учреждений здравоохранения области квалифицированными специалистами;
- совершенствование системы постдипломной подготовки медицинских работников;
- совершенствование целевой контрактной подготовки врачебных кадров;
- повышение престижа медицинской профессии и привлечение выпускников общеобразовательных школ области в медицинские образовательные учреждения.
3. Ожидаемые результаты реализации Программы и целевые индикаторы
Наименование индикатора (показателя) |
Единица измерения |
Базовое значение индикатор (показателя) 2012 год |
Планируемое значение индикатора (показателя) по годам реализации программы |
||
2013 г. |
2014 г. |
2015 г. |
|||
1. Показатель обеспеченности врачебными кадрами |
на 10 тыс. населения |
31,5 |
32,5 |
33,0 |
33,7 |
2. Показатель обеспеченности медицинскими работниками со средним медицинским образованием |
на 10 тыс. населения |
100,5 |
100,7 |
101,0 |
101,2 |
3. Показатель укомплектованности медицинскими кадрами |
% |
58,6 |
60,0 |
67,0 |
75,0 |
4. Коэффициент совместительства |
коэффициент |
1,6 |
1,5 |
1,4 |
1,3 |
5. Количество молодых специалистов трудоустроенных, после окончания медицинских образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования в государственные учреждения здравоохранения области, расположенные в сельской местности. |
количество человек |
35 |
40 |
45 |
50 |
6. Доля выпускников высших учебных заведений, трудоустроенных после окончания вуза в государственное учреждение здравоохранения области, выдавшее целевое направление. |
% |
80,0 |
90,0 |
95,0 |
98,0 |
7. Доля выпускников образовательных учреждений среднего профессионального образования, трудоустроенных в государственные учреждения здравоохранения области, от общего количества выпускников текущего года. |
% |
67,0 |
70,0 |
73,0 |
75,0 |
4. Перечень и характеристика основных мероприятий Программы
Перечень основных мероприятий Программы представлен в приложении к Программе.
5. Срок реализации Программы
Сроки реализации Программы: 2013 - 2015 годы.
6. Социальные и экономические последствия реализации Программы, общая оценка ее вклада в достижение стратегической цели, оценка рисков ее реализации
В ходе реализации Программы ожидается:
- увеличение показателя обеспеченности врачебными кадрами на 10 тыс. населения с 31,8 до 33,7;
- увеличение показателя обеспеченности специалистами со средним медицинским образованием на 10 тыс. населения с 100,5 до 101,2;
- увеличение показателя укомплектованности медицинскими кадрами государственных учреждений здравоохранения области с 56,8% до 75%;
- снижение показателя коэффициента совместительства в государственных учреждениях здравоохранения области с 1,6 до 1,3;
- увеличение количества молодых специалистов трудоустроенных после окончания медицинских образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования, в государственные учреждения здравоохранения области, расположенные в сельской местности, с 35 до 50 человек в год;
- увеличение доли выпускников высших учебных заведений, трудоустроенных после окончания вуза в государственные учреждения здравоохранения области, выдавшие целевое направление, с 80% до 98%;
- увеличение доли выпускников образовательных учреждений среднего профессионального образования, трудоустроенных в государственные учреждения здравоохранения области, от общего количества выпускников текущего года с 67% до 75%;
- повышение престижа и популяризация профессии медицинского работника.
Социальный эффект: повышение качества и доступности медицинской помощи населению Вологодской области .
К числу экономических последствий реализации Программы следует отнести сохранение трудового потенциала за счет снижения смертности населения, первичного выхода на инвалидность лиц в трудоспособном возрасте.
Программа направлена на достижение основной стратегической цели - повышение качества и доступности медицинской помощи населению Вологодской области.
Проведенный качественный анализ рисков реализации программы выявил наибольшую вероятность их появления в организационной сфере. К ним относятся: административный (нарушение механизма реализации программы), финансовый (неполное финансирование, резкий рост цен) факторы.
Все другие основные группы рисков - ресурсный (кадровый потенциал), технические (технология, стандартизация, требования качества), внешние (поставщики, рыночная конъюнктура, окружающая среда) и управленческие (планирование, контроль, коммуникации) - имеют достаточно слабое воздействие на реализацию мероприятий программы.
Приказом Департамента здравоохранения Вологодской области от 26 декабря 2013 г. N 1617 в раздел 7 настоящего приложения внесены изменения
7. Оценка эффективности расходования бюджетных средств
Оценка эффективности реализации программы будет производиться ежегодно на основе использования целевых индикаторов,
- показатель обеспеченности специалистами со средним медицинским образованием на 10 тыс. населения;
- показатель укомплектованности медицинскими кадрами государственных учреждений здравоохранения области;
- коэффициент совместительства в государственных учреждениях здравоохранения области;
- количество молодых специалистов, трудоустроенных после окончания медицинских образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования, в государственные учреждения здравоохранения области, расположенные в сельской местности (чел. в год);
- доля выпускников высших учебных заведений, трудоустроенных после окончания вуза в государственное учреждение здравоохранения области, выдавшее целевое направление (%);
- доля выпускников образовательных учреждений среднего профессионального образования, трудоустроенных в государственные учреждения здравоохранения области, от общего количества выпускников текущего года (%).
Динамика указанных показателей и объемов финансирования по годам реализации программы представлена в таблице:
8. Методика оценки результативности Программы
При оценке результативности Программы будет применяться Методика оценки результативности исполнения ведомственных целевых программ при помощи индикаторов результативности согласно приложению 3 к Порядку разработки, утверждения и реализации ведомственных целевых программ, утвержденному постановлением Правительства области от 26 февраля 2008 г. N 286.
Оценка эффективности расходования бюджетных средств проводится в течение всего срока реализации Программы.
Приказом Департамента здравоохранения Вологодской области от 26 декабря 2013 г. N 1617 в раздел 9 настоящего приложения внесены изменения
9. Обоснование потребностей в необходимых ресурсах
Источником финансирования Программы является областной бюджет, общий объем финансирования составляет 48022,0 тыс. рублей, в том числе в 2013 г. - 15042,0 тыс. рублей; в 2014 г. - 13230,0 тыс. рублей; в 2015 г. - 19750,0 тыс. рублей.
Финансирование мероприятий производится из возможностей доходной базы областного бюджета и в пределах ассигнований, предусмотренных по отрасли "Здравоохранение".
Финансирование программы определено в приложении к Программе.
10. Система управления реализацией Программы
Текущее управление реализацией Программы осуществляется департаментом здравоохранения области.
Департамент здравоохранения несет ответственность за достижение целей и решение задач, поставленных Программой, а также за обеспечение утвержденных значений целевых показателей.
Финансирование расходов на реализацию Программы осуществляется в порядке установленном по исполнению областного бюджета.
Для обеспечения мониторинга и контроля за ходом реализации Программы государственные учреждения здравоохранения, образовательные учреждения среднего профессионального образования представляют в департамент здравоохранения области отчет о выполнении мероприятий Программы, включая меры по повышению эффективности их реализации.
Департамент здравоохранения области ежегодно до 20 января года, следующего за отчетным, представляет в Департамент экономики области и Департамент финансов области отчет о выполнении Программы по форме, предусмотренной Порядком, утвержденным постановлением Правительства области от 26 февраля 2008 г. N 286 "О Порядке разработки, утверждения и реализации ведомственных целевых программ".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.