Постановлением Администрации Сокольского муниципального района Вологодской области от 21 октября 2014 г. N 419 настоящее постановление признано утратившим силу
Постановлением Администрации Сокольского муниципального района Вологодской области от 13 ноября 2013 г. N 444 в настоящее постановление внесены изменения
Постановление Администрации Сокольского муниципального района Вологодской области от 1 марта 2013 г. N 69
"Об утверждении муниципальной программы оптимизации сети общеобразовательных учреждений Сокольского муниципального района на 2013 - 2015 годы"
13 ноября 2013 г., 22 декабря 2014 г.
В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Уставом Сокольского муниципального района (ст. 5, ст. 38), Стратегией социально-экономического развития Сокольского муниципального района до 2020 года, утвержденной решением Муниципального Собрания от 13.12.2007 N 394, в целях оптимизации сети общеобразовательных учреждений Сокольского муниципального района, постановляю:
1. Утвердить муниципальную программу оптимизации сети общеобразовательных учреждений Сокольского муниципального района на 2013 - 2015 годы (прилагается).
2. Признать утратившим силу постановление главы Сокольского муниципального района от 14.10.2008 N 1675 "Об утверждении программы оптимизации сети общеобразовательных учреждений Сокольского муниципального района Вологодской области на 2009 - 2011 годы".
3. Контроль за выполнением постановления возложить на заместителя главы администрации И.К. Соколову.
4. Постановление подлежит официальному опубликованию в газете "Сокольская правда".
Глава района |
С.А. Сорогин |
Программа
оптимизации сети общеобразовательных учреждений Сокольского муниципального района на 2013 - 2015 годы
(утв. постановлением администрации района от 1 марта 2013 г. N 69)
22 декабря 2014 г.
Постановлением Администрации Сокольского муниципального района Вологодской области от 22 декабря 2014 г. N 500 в паспорт настоящей Программы внесены изменения
Паспорт программы
Наименование Программы |
Программа оптимизации сети общеобразовательных учреждений Сокольского муниципального района на 2013 - 2015 годы (далее - Программа) |
Основание для разработки Программы |
- постановление Правительства РФ от 17.12.2001 N 871 "О реструктуризации сети общеобразовательных учреждений, расположенных в сельской местности"; - Стратегия социально-экономического развития Вологодской области на период до 2020 года, утвержденная постановлением Правительства области от 28.06.2010 N 739; - Стратегия развития образования в Вологодской области на период до 2020 года, утвержденная постановлением Правительства области от 03.03.2009 N 398; - долгосрочная целевая программа "Развитие образования в Вологодской области на 2011 - 2015 годы", утвержденная постановлением Правительства области от 04.10.2010 N 1132; - Стратегия социально-экономического развития Сокольского муниципального района до 2020 года, утвержденная решением Муниципального Собрания от 13.12.2007 N 394. |
Инициатор постановки проблемы |
Департамент образования Вологодской области, Управление образования Сокольского муниципального района |
Координатор Программы |
Заместитель главы администрации Сокольского муниципального района, курирующий вопросы социальной сферы |
Заказчик Программы |
Управление образования Сокольского муниципального района |
Разработчик Программы |
Управление образования Сокольского муниципального района |
Основная цель Программы |
Оптимизация расходования бюджетных средств для обеспечения доступности качественного образования обучающихся Сокольского муниципального района. |
Основные задачи Программы |
1. Создать оптимальные учебно-материальные, технические, педагогические, творческие условия для получения качественного образования. 2. Повысить качество образования в образовательных учреждениях независимо от места проживания обучающихся, их социального положения. 3. Выявить позитивные и негативные процессы оптимизации сети, провести их комплексный анализ с учетом всех факторов и тенденций, подготовить рекомендации по поддержке приоритетных направлений и положительных тенденций. |
Сроки и этапы реализации Программы |
2013 - 2015 г.г. |
Перечень подпрограмм и основных мероприятий |
1. Реорганизация общеобразовательных школ путем присоединения. 2. Открытие дошкольных образовательных учреждений. |
Исполнители подпрограмм и основных мероприятий |
Администрация Сокольского муниципального района, Управление образования Сокольского муниципального района, образовательные учреждения района |
Объемы и источники финансирования Программы |
За счет средств областного бюджета - 2807,0 тыс. рублей, в т.ч. 2013 г. - 0 тыс. руб.; 2014 г. - 2807,0 тыс. руб; 2015 г. - 0 тыс. руб. |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы |
1. Оптимизация сети общеобразовательных учреждений Сокольского муниципального района с целью повышения доступности качественного образования: - дошкольные образовательные учреждения - 29; - основные общеобразовательные школы - 7; - средние общеобразовательные школы - 7; - специальная (коррекционная) школа 8 вида - 1. |
2. Увеличение наполняемости классов в сельских школах от 6 до 7 человек, в городских от 20 до 25. | |
3. Сокращение среднегодовых финансовых затрат на одного обучающегося на 44,9 тыс. рублей: 2013 г. - 182,0 тыс. руб., 2015 г. - 137,1 тыс. руб. | |
4. Снижение неэффективных расходов образовательных учреждений на 9180,0 тыс. руб. | |
5. Увеличение количества детей, обучающихся в образовательных учреждениях, отвечающих современным требованиям и условиям образовательного процесса - на 60 обучающихся. | |
Система контроля за исполнением Программы |
Контроль за реализацией Программы осуществляет заместитель главы администрации Сокольского муниципального района, курирующий вопросы социальной сферы |
1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами
Система образования Сокольского муниципального района представлена вариативной сетью образовательных учреждений различных типов и видов. Всего на 01.01.2013 - 45 муниципальных образовательных учреждений:
- 27 дошкольных учреждений (г. Сокол - 18, г. Кадников - 3, село - 8);
- 18 общеобразовательных школ (г. Сокол - 7, г. Кадников - 1, село - 10), из них 3 сельские школы с дошкольными группами.
Численность воспитанников детских садов составляет 3149 человек, контингент школ - 5099 обучающихся.
Все образовательные учреждения имеют лицензию на право ведения образовательной деятельности и свидетельство о государственной аккредитации.
На основании анализа, проведенного Управлением образования Сокольского муниципального района, предполагаемый контингент обучающихся с 2012 г. по 2016 г. увеличится в городе на 5,8%, уменьшится в сельской местности на 1,4%.
Таблица 1
Предполагаемый контингент обучающихся
Годы |
Контингент в городских образовательных учреждениях |
Контингент в сельских образовательных учреждениях |
2012 - 2013 |
4739 |
483 |
2013 - 2014 |
4876 |
470 |
2014 - 2015 |
4938 |
476 |
2015 - 2016 |
5014 |
476 |
По итогам проведенного анализа в разрезе школ можно сделать следующие выводы: 60% основных и средних (полных) общеобразовательных школ представлены отрицательной динамикой численности обучающихся при стабильном количестве учреждений (сохранении количества учреждений).
Таблица 2
Предполагаемый контингент обучающихся сельских школ
Образовательные учреждения |
2013 г. |
2014 г. |
2015 г. |
2016 г. |
БОУ СМР "Боровецкая ООШ" |
25 |
23 |
25 |
25 |
БОУ СМР "Марковская ООШ" |
56 |
58 |
57 |
58 |
БОУ СМР "Архангельская ООШ" |
32 |
34 |
33 |
36 |
БОУ СМР "Замошская ООШ" |
14 |
15 |
13 |
13 |
БОУ СМР "Нестеровская ООШ" |
21 |
15 |
13 |
11 |
БОУ СМР "Чучковская ООШ" |
40 |
37 |
36 |
42 |
БОУ СМР "Двиницкая ООШ" |
72 |
72 |
72 |
62 |
БОУ СМР "Рабангская ООШ" |
92 |
93 |
89 |
93 |
БОУ СМР "Воробьевская ООШ" |
53 |
52 |
53 |
51 |
БОУ СМР "Биряковская СОШ" |
78 |
71 |
85 |
85 |
Проанализировав перспективу контингента до 2016 года, следует обратить внимание на дальнейшую проблему наполняемости классов в сельских школах (3 - 9 человек), что не соответствует Типовому положению об общеобразовательном учреждении, утвержденному постановлением Правительства РФ от 19.03.2001 N 196. Самые низкие показатели наполняемости классов:
- БОУ СМР "Архангельская ООШ" - 5 чел.,
- БОУ СМР "Боровецкая ООШ" - 6 чел.,
- БОУ СМР "Замошская ООШ" - 3 чел.,
- БОУ СМР "Нестеровская ООШ" - 4 чел.
Снижение контингента обучающихся приводит к увеличению среднегодовых затрат на одного обучающегося, увеличивает расходы образовательных учреждений. Самые высокие показатели расходов:
БОУ СМР "Архангельская ООШ" - 3842,1 тыс. руб.,
БОУ СМР "Боровецкая ООШ" - 3264,1 тыс. руб.,
БОУ СМР "Замошская ООШ" - 4823,8 тыс. руб.,
БОУ СМР "Марковская ООШ" - 3697,4 тыс. руб.,
БОУ СМР "Биряковская ООШ" - 3682,9 тыс. руб.,
БОУ СМР "Воробьевская ООШ" - 3607,5 тыс. руб.,
БОУ СМР "Рабангская ООШ" - 3647,1 тыс. руб.,
БОУ СМР "Чучковская ООШ" - 4837,2 тыс. руб.,
Следует отметить, что образовательные учреждения разрознены по территории района и находятся на большой удаленности. Поэтому, в связи с протяженностью маршрутов и неудовлетворительным состоянием дорог, объединить большинство образовательных учреждений не имеется возможности.
Необходимо отметить тенденцию снижения качественных показателей деятельности образовательных учреждений на селе за счет отсутствия педагогов - предметников, "старения педагогических кадров".
Наиболее остро данная проблема обозначена в БОУ СМР "Боровецкая ООШ", БОУ СМР "Замошская ООШ", БОУ СМР "Нестеровская ООШ".
Таблица 3
Кадровый потенциал образовательных учреждений на селе
Образовательные учреждения (на 01.01.2013) |
Количество педагогов |
Процент обеспеченности специалистов по всем преподаваемым предметам |
Количество педагогов, имеющих возраст 53 года и более |
Количество педагогов, имеющих первую, высшую квалификационные категории |
Количество педагогов, прошедших курсовую переподготовку |
БОУ СМР "Архангельская ООШ" |
12 |
100 |
6 |
11 |
10 |
БОУ СМР "Боровецкая ООШ" |
12 |
100 |
9 |
5 |
7 |
БОУ СМР "Чучковская ООШ" |
10 |
80 |
2 |
9 |
9 |
БОУ СМР "Рабангская ООШ" |
18 |
100 |
3 |
16 |
17 |
БОУ СМР "Нестеровская ООШ" |
10 |
100 |
9 |
9 |
8 |
БОУ СМР "Воробьевская ООШ" |
17 |
100 |
3 |
10 |
13 |
БОУ СМР "Биряковская СОШ" |
15 |
100 |
5 |
15 |
13 |
БОУ СМР "Двиницкая ООШ" |
17 |
80 |
- |
14 |
17 |
БОУ СМР "Марковская ООШ" |
19 |
90 |
3 |
13 |
12 |
БОУ СМР "Замошская ООШ" |
12 |
100 |
5 |
5 |
12 |
Таким образом, анализ тенденций изменений в муниципальной системе образования позволяет выделить основные направления совершенствования системы образования Сокольского муниципального района, ресурсное обеспечение системы образования (материально-техническое, кадровое, финансовое), позволяет определить основные направления оптимизации сети образовательных учреждений:
- повышение доступности качественного образования, независимо от места проживания обучающегося;
- реорганизация общеобразовательных школ путем присоединения образовательных учреждений.
Необходимо выявить и свести к минимуму предполагаемые риски:
- решение проблемы трудоустройства высвобождающихся педагогов и работников школ;
- обеспечение безопасности обучающихся во время поездок к месту учебы и обратно, в том числе решение кадровых проблем при организации перевозки детей;
- преодоление сопротивления населения, в том числе родителей, проводимым мероприятиям.
Следует отметить, что процесс оптимизации образовательного пространства должен идти поэтапно, с учетом социально-экономического развития и традиций Сокольского муниципального района. Решение по каждому образовательному учреждению должно учитывать не только социально-экономический аспект, но и правовой, защищающий интересы детей. Решения не должны быть ошибочными для всех участников образовательного процесса: обучающихся, родителей (законных представителей), педагогов.
2. Основные цели и задачи программы, сроки и этапы ее реализации
Под оптимизацией сети общеобразовательных учреждений понимается такое изменение ее структуры, которое обеспечивает повышение качества образования за счет более эффективного использования материально-технических, кадровых и управленческих ресурсов общеобразовательных учреждений на основе их концентрации и кооперации.
Основная цель Программы:
1. Оптимизация расходования бюджетных средств для обеспечения доступности качественного образования обучающихся Сокольского муниципального района.
Основные задачи:
1. Создать оптимальные учебно-материальные, технические, педагогические, творческие условия для получения качественного образования.
2. Повысить качество образования в общеобразовательных учреждениях независимо от места проживания обучающихся, их социального положения.
3. Выявить позитивные и негативные процессы оптимизации сети, провести их комплексный анализ с учетом всех факторов и тенденций, подготовить рекомендации по поддержке приоритетных направлений и положительных тенденций.
Сроки реализации программы: 2013 - 2015 г.г.
Условия досрочного прекращения реализации программы: увеличение количества обучающихся в образовательных учреждениях и наполняемости классов согласно Типовому положению об общеобразовательном учреждении, утвержденному постановлением Правительства РФ от 19.03.2001 N 196.
Постановлением Администрации Сокольского муниципального района Вологодской области от 22 декабря 2014 г. N 500 в раздел 3 настоящей Программы внесены изменения
3. Система мероприятий программы оптимизации сети общеобразовательных учреждений Сокольского муниципального района на 2013 - 2015 годы
Таблица N 4
N п/п |
Наименование мероприятия |
Срок реализации |
Инвестиции (тыс. руб.) |
Источник финансирования |
Исполнители |
Ожидаемый результат |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
1 |
Реорганизация БОУ СМР "Нестеровская основная общеобразовательная школа" путем присоединения к БОУ СМР "Архангельская основная общеобразовательная школа". |
2013 год, сентябрь |
- |
|
Управление образования Сокольского муниципального района |
Создание оптимальных условий для повышения доступности качественного образования. Приведение наполняемости классов согласно Типовому положению об общеобразовательном учреждении, утвержденному постановлением Правительства РФ от 19.03.2001 N 196. Оптимизация расходования бюджетных средств. |
2 |
Реорганизация БОУ СМР "Замошская основная общеобразовательная школа" путем присоединения к БОУ СМР "Марковская основная общеобразовательная школа". Открытие БДОУ "Замошский детский сад". |
2014 год, сентябрь |
- |
- |
Управление образования Сокольского муниципального района |
Создание оптимальных условий для повышения доступности качественного образования. Приведение наполняемости классов согласно Типовому положению об общеобразовательном учреждении, утвержденному постановлением Правительства РФ от 19.03.2001 N 196. Оптимизация расходования бюджетных средств. |
3 |
Реорганизация БОУ СМР "Боровецкая основная общеобразовательная школа" путем присоединения к БОУ СМР "Средняя общеобразовательная школа N 5". Открытие БДОУ "Боровецкий детский сад". |
2015 год, сентябрь |
- |
|
Управление образования Сокольского муниципального района |
Создание оптимальных условий для повышения доступности качественного образования. Приведение наполняемости классов согласно Типовому положению об общеобразовательном учреждении, утвержденному постановлением Правительства РФ от 19.03.2001 N 196.. Оптимизация расходования бюджетных средств. |
4 |
Строительство второго корпуса детского сада "под ключ" на 80 мест в г. Кадникове (погашение кредиторской задолженности) |
2014 год |
2807,0 |
Областной бюджет |
Управление образования Сокольского муниципального района |
Создание оптимальных условий для повышения доступности качественного образования. |
4. Механизм реализации программы
Текущее управление реализацией Программы осуществляет Управление образования Сокольского муниципального района.
Исполнители мероприятий Программы несут ответственность за реализацию и конечные результаты Программы.
5. Контроль за ходом реализации программы
Контроль за ходом реализации программы осуществляет заместитель главы администрации Сокольского муниципального района, курирующий вопросы социальной сферы.
Для обеспечения мониторинга и контроля за ходом реализации Программы Управление образования Сокольского муниципального района ежегодно до 10 февраля предоставляет заместителю главы администрации района, курирующему вопросы социальной сферы, информацию о выполнении мероприятий Программы, содержащую анализ результатов, а также причины недостатков и нерешенных проблем. Эта информация также предоставляется в комитет экономики администрации Сокольского муниципального района.
6. Оценка эффективности и последствий реализации программы
Оценка эффективности реализации Программы осуществляется в соответствии с целями и задачами Программы, а также по мере реализации мероприятий Программы ежегодно оцениваются качественные и количественные результаты ее выполнения.
Конечные результаты реализации Программы представлены в таблицах N 6, 7.
Нумерация таблиц приводится в соответствии с источником
Таблица 6
Ожидаемые результаты реализации Программы
1. Оптимизация сети общеобразовательных учреждений Сокольского муниципального района с целью повышения доступности качественного образования. Сеть образовательных учреждений Сокольского муниципального района: | ||
Общеобразовательные учреждения |
До оптимизации |
После оптимизации |
Дошкольные образовательные учреждения |
27 |
29 |
Основные общеобразовательные школы |
10 |
7 |
Средние общеобразовательные школы |
7 |
7 |
Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа 8 вида |
1 |
1 |
в т. ч. школы с дошкольными группами |
3 |
1 |
2. Увеличение наполняемости классов: | ||
в сельских школах |
6 |
7 |
в городских школах |
25 |
25 |
3. Сокращение среднегодовых финансовых затрат на одного обучающегося: | ||
|
182,0 тыс. руб. |
137,1 тыс. руб. |
4. Увеличение количества детей, обучающихся в образовательных учреждения, отвечающих современным требованиям к условиям образовательного процесса (на 60 обучающихся). | ||
5. Экономия финансовых средств составит 9180,0 тыс. руб. |
Таблица 7
Ожидаемые результаты экономии финансовых средств
Без проведения реорганизации ОУ |
Количество учащихся на 1 учителя |
Количество учащихся на 1 работника |
Расходы (тыс. руб.) |
Итого город |
16,7 |
11,7 |
-14269,3 |
Итого село |
3,9 |
2,6 |
37188,5 |
Итого район: |
12 |
9 |
22919,0 |
После проведения реорганизации ОУ |
Количество учащихся на 1 учителя |
Количество учащихся на 1 работника |
Расходы (тыс. руб.) |
Итого город: |
16,9 |
11,8 |
-15361,2 |
Итого село: |
4,2 |
2,9 |
29100,6 |
Итого район: |
13 |
9 |
13739,0 |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Главной целью программы является оптимизация расходования бюджетных средств для обеспечения доступности качественного образования для обучающихся Сокольского муниципального района. Задачами программы выступают создание оптимальных учебно-материальных, технических, педагогических, творческих условий для получения качественного образования; повышение качества образования в образовательных учреждениях независимо от места проживания обучающихся, их социального положения; выявление позитивных и негативных процессов оптимизации сети.
Срок реализации программы - 2013-2015 годы.
Отмечено, что конечными результатами выполнения программы являются увеличение наполняемости классов в сельских школах от 6 до 7 человек, в городских - от 20 до 25 человек; сокращение среднегодовых финансовых затрат на одного обучающегося на 44,9 тыс. руб.; снижение неэффективных расходов образовательных учреждений на 9180,0 тыс. руб.; увеличение количества детей, обучающихся в образовательных учреждениях, отвечающих современным требованиям и условиям образовательного процесса, - на 60 обучающихся и др.
Постановление Администрации Сокольского муниципального района Вологодской области от 1 марта 2013 г. N 69 "Об утверждении муниципальной программы оптимизации сети общеобразовательных учреждений Сокольского муниципального района на 2013 - 2015 годы"
Текст постановления официально опубликован не был
Постановлением Администрации Сокольского муниципального района Вологодской области от 21 октября 2014 г. N 419 настоящее постановление признано утратившим силу
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Администрации Сокольского муниципального района Вологодской области от 22 декабря 2014 г. N 500
Постановление Администрации Сокольского муниципального района Вологодской области от 13 ноября 2013 г. N 444
Изменения вступают в силу с момента подписания названного постановления