22 октября 2012 г., 1 апреля 2013 г.
Правительство области постановляет:
1. Утвердить прилагаемую государственную программу "Поддержка и развитие малого и среднего предпринимательства в Вологодской области на 2013 - 2016 годы".
2. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия.
Губернатор области |
О.А. Кувшинников |
Государственная программа
"Поддержка и развитие малого и среднего предпринимательства в Вологодской области на 2013 - 2016 годы"
(далее - государственная программа)
(утв. постановлением Правительства области
от 3 октября 2012 г. N 1156)
22 октября 2012 г., 1 апреля 2013 г.
Постановлением Правительства Вологодской области от 22 октября 2012 г. N 1238 в паспорт настоящей Программы внесены изменения
Паспорт
1. Общая характеристика сферы реализации государственной программы
Развитие малого и среднего бизнеса имеет важное значение для области, поскольку этот сектор как никакой другой способен быстро реагировать на потребности рынка во всех сферах экономики, обеспечить самозанятость граждан.
После снижения основных показателей деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства на фоне кризисных явлений 2009 года в 2010 году начался, а в 2011 году продолжился рост числа малых предприятий и показателей их деятельности.
По данным территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Вологодской области, количество субъектов малого и среднего предпринимательства (юридические лица) в 2011 году составило 10 090 единиц, из них 9891 - малые предприятия. Количество малых предприятий по сравнению с 2010 годом выросло в 1,5 раза.
Динамика изменений в сфере малого и среднего предпринимательства в Вологодской области за период с 2008 по 2011 год представлена ниже.
Показатель |
2008 год |
2009 год |
2010 год |
2011 год |
2011 г. к 2010 г., в % |
Число субъектов малого и среднего предпринимательства, единиц |
6528 |
6546 |
6631 |
10090 |
152,2 |
в том числе: |
|
|
|
|
|
малые предприятия |
6365 |
6398 |
6429 |
9891 |
154 |
средние предприятия |
163 |
148 |
202 |
199 |
98,5 |
Среднесписочная численность занятых на малых и средних предприятиях, тыс. человек |
106,0 |
85,7 |
98, 4 |
108,2 |
109,9 |
Доля занятых на малых и средних предприятияхй в общей среднесписочной численности занятых, процентов |
22,6 |
19,9 |
23,7 |
25,6 |
108,0 |
Оборот малых и средних предприятий, млрд. рублей |
123,1 |
98,6 |
136,4 |
159,0 |
116,6 |
Налоговые поступления по специальным налоговым режимам, млн. рублей |
1460,0 |
1244,0 |
1484,0 |
1794,7 |
120,9 |
Количество сохраненных и созданных рабочих мест у субъектов малого и среднего предпринимательства - получателей поддержки и получателей услуг организаций инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, тыс. человек |
0,0 |
6,4 |
6,9 |
10,7 |
155,0 |
Среди малых и средних предприятий Вологодской области 35,6% занимается оптовой и розничной торговлей; 14,8% - операциями с недвижимым имуществом, арендой и предоставлением услуг; 13,4% - строительством; 12,4% - обрабатывающим производством; 4,6% предприятий занято в сельском хозяйстве.
Наблюдается рост среднесписочной численности работников, занятых на малых и средних предприятиях. В 2011 году на малых и средних предприятиях было занято 108,2 тыс. работников, что на 9,9% выше показателя 2010 года.
Численность индивидуальных предпринимателей по области, зарегистрированных в Статистическом регистре хозяйствующих субъектов, по состоянию на 1 января 2012 года составила 42,0 тыс. единиц.
В 2011 году в малом и среднем предпринимательстве области, включая работников малых предприятий, индивидуальных предпринимателей и лиц, работающих по найму, занято 30% от общей численности занятых в экономике области, что составляет 181,8 тыс. человек.
Положительная динамика наблюдается и по ряду показателей деятельности малых и средних предприятий, тогда как в 2009 году было отмечено снижение их значений.
Так, объем оборота малых и средних предприятий в 2011 году вырос до уровня 159 млрд. рублей - это на 16,6% больше показателя 2010 года. Основной оборот приходится на сектор оптовой и розничной торговли (56,4%), обрабатывающих производств (12,0%), операций с недвижимым имуществом, арендой и предоставлением услуг (9,7%) и строительства (8,2%).
Среднемесячная начисленная заработная плата одного работника малого предприятия (без микропредприятий и без учета выплат социального характера) составила 13,3 тыс. рублей и выросла по сравнению с 2010 годом на 1,5%. Заработная плата выше среднего уровня по области выплачивается только работникам, занимающимся производством электронного и оптического оборудования (на 43,6%), медицинских изделий, средств измерения, контроля, управления и испытаний (на 72,6%), торговлей автотранспортными средствами (на 43,4%), финансовым посредничеством (в 2,08 раза), здравоохранением и предоставлением социальных услуг (на 11,1%).
При этом начисленная заработная плата работников малых предприятий растет медленнее по сравнению с аналогичным показателем по крупным и средним предприятиям.
В последние годы государственная поддержка сектора малого и среднего предпринимательства приобрела программный и системный характер.
В рамках долгосрочной целевой программы "Развитие малого и среднего предпринимательства в Вологодской области на 2009 - 2012 годы" (далее - долгосрочная программа) на поддержку малого и среднего предпринимательства за три года направлено 629,7 млн. рублей, из них за счет средств областного бюджета - 179,5 млн. рублей, привлечено из федерального бюджета - 450,1 млн. рублей.
Среди основных направлений поддержки субъектов малого и среднего бизнеса:
- финансовая поддержка;
- инфраструктурная поддержка;
- информационно-методическая поддержка и помощь в подготовке кадров.
Ответственный исполнитель и соисполнители государственной программы обеспечивают проведение консультативно-правовой работы (информационного обеспечения), включающей разъяснения положений государственной программы в рамках Основ государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан, утвержденных Президентом Российской Федерации.
Кроме того, субъектам малого и среднего бизнеса оказывается имущественная поддержка. С рассрочкой выкупа на 7 лет по областному имуществу с субъектами малого и среднего предпринимательства заключено 5 договоров купли-продажи на сумму 277,27 млн. рублей, площадь выкупленных помещений - 5250,4 кв. метра, по муниципальному имуществу заключено 379 договоров купли-продажи, площадь помещений - 59834,7 кв. метра на сумму 1354,9 млн. рублей.
Благодаря финансовой поддержке за последние три года (с 2009 по 2011) сохранено 15,2 тыс. рабочих мест и вновь создано 3,3 тыс. рабочих мест.
За 2011 год налоговые поступления от субъектов малого и среднего предпринимательства составили более 6 млрд. рублей (без НДФЛ), или 15,8% в консолидированном бюджете области (от собственных доходов).
Несмотря на наличие положительной динамики развития субъектов малого и среднего предпринимательства в области, существует ряд проблем, сдерживающих развитие малого предпринимательства.
По данным проведенного опроса, среди основных проблем, с которыми сталкиваются бизнесмены, наиболее существенными являются налоговый режим, нехватка оборотных средств, нестабильность нормативно-правового регулирования, сложности поиска и доступности источников инвестиций, трудности в подборе необходимых кадров и приобретении необходимого оборудования.
В настоящий момент развитие субъектов малого и среднего предпринимательства (далее также - субъекты МСП) в области сдерживается по следующим причинам:
- ограниченная доступность финансовых ресурсов, обусловленная сложностью получения заемного финансирования для субъектов МСП и высокой стоимостью банковских кредитов;
- низкая доступность площадей (торговых, офисных, производственных) в связи с постоянно возрастающей стоимостью аренды;
- административные барьеры при осуществлении предпринимательской деятельности;
- ограниченный доступ субъектов МСП к рынкам сбыта, в том числе зарубежным и региональным, что объясняется меньшими возможностями и финансовыми ресурсами большинства субъектов МСП в сравнении с крупными предприятиями;
- недостаток высококвалифицированного персонала и компетенций в субъектах МСП, в том числе компетенций управления бизнесом;
- недостаточно высокий уровень развития механизмов комплексной поддержки начинающих предпринимателей.
Необходимость разработки государственной программы на предстоящий период 2013 - 2016 годов и решения задач по развитию предпринимательства обусловлены рядом объективных факторов:
- масштабностью, сложностью и многообразием проблем малого и среднего предпринимательства и необходимостью их решения путем разработки и осуществления комплекса программных мероприятий;
- потребностью в координации усилий органов власти различных уровней и негосударственных организаций, в том числе общественных объединений предпринимателей, для решения проблем предпринимателей;
- имеющимся положительным опытом, накопленным при реализации долгосрочной целевой программы "Развитие малого и среднего предпринимательства в Вологодской области на 2009 - 2012 годы".
Государственная программа направлена на создание условий и факторов, способствующих развитию малого и среднего предпринимательства, включая:
- развитие поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;
- развитие инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.
Прогноз развития малого и среднего предпринимательства при реализации государственной программы:
- увеличение количества малых и средних предприятий на 1000 человек населения с 8,5 единицы в 2012 году до 9,2 единицы в 2016 году;
- увеличение количества вновь зарегистрированных субъектов малого и среднего предпринимательства на 1 тысячу существующих субъектов малого и среднего предпринимательства области с 170 единиц в 2012 году до 206 единиц в 2016 году;
- увеличение количества вновь зарегистрированных субъектов малого и среднего предпринимательства в области с 10,9 тыс. единиц в 2012 году до 12,0 тыс. единиц в 2016 году.
2. Приоритеты государственной политики в сфере реализации государственной программы, цели, задачи, сроки реализации государственной программы
Содействие развитию малого и среднего предпринимательства официально признано одним из ключевых приоритетов социальной и экономической политики государства. Одной из задач, поставленных в Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации 22 декабря 2011 года, является улучшение предпринимательского климата, создание максимально широких возможностей для ведения малого и среднего бизнеса.
В соответствии с Программой социально-экономического развития Вологодской области на 2011 - 2013 годы, утвержденной законом области от 8 декабря 2010 года N 2428-ОЗ, со Стратегией социально-экономического развития Вологодской области на период до 2020 года, утвержденной постановлением Правительства области от 28 июня 2010 года N 739 (с последующими изменениями), развитие малого и среднего бизнеса является одним из приоритетных направлений развития области.
В рамках государственной программы предполагается осуществить комплекс взаимоувязанных и скоординированных по времени мероприятий.
На период реализации государственной программы устанавливаются следующие приоритетные направления деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства, дающие преимущественное право на получение поддержки:
предоставление услуг населению и организациям в сфере жилищно-коммунального хозяйства;
утилизации и переработки отходов производства и потребления;
бытовое обслуживание населения;
предоставление услуг в сфере образования, включая проведение занятий с детьми и дополнительное образование детей и взрослых;
организация досуга детей и молодежи;
услуги в сфере здравоохранения;
социальное обслуживание населения;
выпуск инновационной и наукоемкой продукции;
выпуск периодических печатных изданий, а также книжной продукции, связанной с образованием, наукой и культурой, в соответствии с Перечнем видов периодических печатных изданий и книжной продукции, связанной с образованием, наукой и культурой, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 23 января 2003 года N 41;
производство и переработка сельскохозяйственной продукции;
производство продовольственных и промышленных товаров, включая продукцию льняного комплекса, товаров народного потребления, лекарственных средств и изделий медицинского назначения;
переработка древесины;
предоставление услуг в сфере внутреннего и въездного туризма;
строительство и реконструкция объектов социального назначения, производство строительных материалов;
развитие народных художественных промыслов.
Основной целью государственной программы является создание благоприятных условий для предпринимательской деятельности и обеспечение устойчивого развития малого и среднего предпринимательства.
Основными задачами государственной программы являются:
1. Повышение доступности финансовых ресурсов для субъектов малого и среднего предпринимательства.
2. Повышение спроса на продукцию (работы, услуги), производимую (предоставляемые) субъектами малого и среднего предпринимательства.
3. Пропаганда предпринимательства (стимулирование граждан к осуществлению предпринимательской деятельности).
4. Обеспечение доступности инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.
5. Повышение доступности бизнес-образования для субъектов малого и среднего предпринимательства.
Обеспечение динамичного и устойчивого развития, усиление рыночных позиций малого и среднего предпринимательства области продолжится через:
- финансовую поддержку субъектов МСП;
- совершенствование информационной поддержки, пропаганды предпринимательской деятельности;
- развитие и повышение эффективности функционирования инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;
- совершенствование механизмов использования имущества области для развития малого и среднего предпринимательства.
Государственная программа реализуется в 2013 - 2016 годах.
Постановлением Правительства Вологодской области от 22 октября 2012 г. N 1238 в раздел 3 настоящей Программы внесены изменения
3. Ресурсное обеспечение, обоснование объема финансовых ресурсов, необходимых для реализации государственной программы
Общий объем финансовых ресурсов на 2013 - 2016 годы за счет средств областного бюджета, необходимых для реализации государственной программы, составляет 123348,0 тыс. рублей.
Из них по годам реализации:
- 2013 год - 22552,0 тыс. рублей;
- 2014 год - 24219,0 тыс. рублей;
- 2015 год - 26579,0 тыс. рублей;
- 2016 год - 49998,0 тыс. рублей.
Объем ресурсного обеспечения реализации государственной программы за счет средств областного бюджета на 2013 - 2016 годы определен на основе распределения бюджетных ассигнований в законе области от 7 декабря 2011 года N 2676-ОЗ "Об областном бюджете на 2012 год и плановый период 2013 и 2014 годов" (с последующими изменениями), основных тенденций развития малого и среднего предпринимательства области за 2009 - 2012 годы, Стратегии социально-экономического развития Вологодской области до 2020 года, утвержденной постановлением Правительства области от 28 июня 2010 года N 739 (c последующими изменениями). Также объем определяется на основе Прогноза социально-экономического развития области, утверждаемого ежегодно постановлением Правительства области, основные параметры которого учитываются при формировании доходной части консолидированного бюджета области.
Наибольший объем финансирования около 109250,0 тыс. рублей (более 63,2%), будет направлен на оказание финансовой, консультационной и информационной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, порядка 64952,0 тыс. рублей (36,8%) планируется направить на создание объектов инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства (инновационно-технологических центров, технопарков и т.д.).
Ресурсное обеспечение реализации государственной программы за счет средств областного бюджета приведено в таблице 1 к государственной программе.
Таблица 1
к государственной программе
Ресурсное обеспечение реализации государственной программы за счет средств областного бюджета
Ответственный исполнитель, соисполнители |
Расходы (тыс. руб.), годы |
Итого 2013 - 2016 |
|||
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
||
Всего |
22 552,00 |
24 219,00 |
26 579,00 |
49 998,00 |
123 348,00 |
Департамент экономики области |
22 552,00 |
24 219,00 |
26 579,00 |
49 998,00 |
123 348,00 |
Департамент сельского хозяйства, продовольственных ресурсов и торговли области |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
2 450,00 |
2 450,00 |
Также для реализации целей и задач государственной программы планируется привлечь средства федерального бюджета в размере 339544,0 тыс. рублей из них:
- 63200,0 тыс. рублей - в 2013 году;
- 64876,0 тыс. рублей - в 2014 году;
- 64476,0 тыс. рублей - в 2015 году;
- 146992,0 тыс. рублей - в 2016 году.
В рамках реализации государственной программы предусматривается участие общественных организаций предпринимателей на безвозмездной основе.
В области действует общественный координационный Совет по развитию малого и среднего предпринимательства Вологодской области (далее - Совет). Совет является общественным экспертным, информационным и консультационным органом по вопросам развития и поддержки малого и среднего предпринимательства. Совет осуществляет свою деятельность в целях содействия развитию и межотраслевой координации поддержки малого и среднего предпринимательства в области, учета интересов предпринимателей при формировании и реализации областной государственной политики в сфере малого и среднего предпринимательства, широкого привлечения предпринимателей к решению социально-экономических задач. Созданы советы предпринимателей во всех муниципальных образованиях области.
В работе Совета, как и в работе Комиссии по рассмотрению заявок субъектов малого и среднего предпринимательства о предоставлении субсидий, принимают участие представители общественных объединений малого и среднего предпринимательства (Общероссийская общественная организация "ОПОРА России"; Общероссийская общественная организация "Деловая Россия" "Союз предприятий и предпринимателей потребительского рынка Вологодской области в сфере торговли и услуг", "Клуб деловых людей Вологодской области", Вологодская торгово-промышленная палата, региональный профессиональный союз предпринимателей Вологодской области и другие).
4. Целевые показатели (индикаторы) достижения целей и решения задач государственной программы, прогноз конечных результатов реализации государственной программы
По итогам реализации государственной программы и с учетом успешного выполнения органами государственной власти мер государственной поддержки предпринимательской деятельности, за период 2013 - 2016 годов планируется достичь достаточно высокие показатели развития субъектов малого и среднего предпринимательства:
1. Рост числа малых и средних предприятий (2016 год к 2012 году) - на 10% (или в среднем на 337 единиц ежегодно).
2. Рост среднесписочной численности работников малых и средних предприятий в связи с наличием тенденции к оптимизации кадрового состава (2016 год к 2012 году) - на 4,3% (или в среднем на 1700 человек ежегодно).
3. Рост оборота малых и средних предприятий (2016 год к 2012 году) составит около 13,7 млрд. рублей.
4. Обеспечение потребностей населения области в продукции (услугах) высокого качества, произведенной (предоставляемых) субъектами малого и среднего предпринимательства.
Таким образом, на основании прогнозных значений показателей социально - экономического развития Вологодской области и с учетом темпов роста показателей деятельности малых предприятий ожидаются конечные результаты реализации государственной программы и показатели социально-экономической эффективности государственной программы, которые приведены в таблице 2 к государственной программе.
Постановлением Правительства Вологодской области от 1 апреля 2013 г. N 355 в таблицу 2 пункта 4 раздела 4 настоящей Программы внесены изменения
Таблица 2
к государственной программе
Сведения
о целевых показателях (индикаторах) государственной программы "Поддержка и развитие малого и среднего предпринимательства в Вологодской области на 2013 - 2016 года"
Методика расчета количественных значений целевых индикаторов государственной программы, характеризующих ход ее реализации, решения основных задач и достижение целей, представлена в таблице 3 к государственной программе.
Таблица 3
к государственной программе
Методика расчета значений целевых показателей (индикаторов) государственной программы
N п/п |
Показатель (индикатор) (наименование) |
Ед. измерения |
Количественное значение целевых индикаторов, измеряемое или рассчитываемое |
||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
||||||||
Подпрограмма 1 "Финансово-кредитная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства" | |||||||||||
1. |
Доля оборота товаров (работ, услуг) субъектов малого и среднего предпринимательства в общем обороте товаров (работ, услуг) хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность на территории области |
% |
показатель из ежегодного статистического бюллетеня, составленного территориальным органом Федеральной службы государственной статистики Вологодской области, утверждаемого ежегодно Приказом Росстата |
||||||||
2. |
Доля налоговых поступлений от субъектов малого и среднего предпринимательства в консолидированный бюджет области (собственные доходы) |
% |
консолидированный бюджет области (собственные доходы) |
|
|||||||
(УСН + ЕНВД + сельхозналог + налоги от общей системы налогообложения) |
x 100% , где: |
||||||||||
консолидированный бюджет области (собственные доходы) - данные Департамента финансов области; УСН (упрощенная система налогообложения) - данные из Сводного отчета по формам статистической налоговой отчетности N 5 - УСН; ЕНВД (единый налог на вмененный доход) - данные из Сводного отчета по формам статистической налоговой отчетности N 5 - ЕНВД; сельхозналог - данные из Сводного отчета по формам статистической налоговой отчетности N 5 - ЕСХН; налоги от общей системы налогообложения - ежегодный запрос в органы самоуправления муниципальных образований области | |||||||||||
3. |
Количество субъектов МСП, получивших государственную финансовую поддержку |
единиц |
данные Реестра субъектов МСП (официальная публикация на сайте www.smb35.ru) |
||||||||
Подпрограмма 2 "Развитие инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства" | |||||||||||
4. |
Количество малых и средних предприятий в расчете на 1 тыс. человек населения |
единиц |
малые предприятия + средние предприятия |
|
|||||||
количество населения |
x 1000, где: |
||||||||||
малые предприятия; средние предприятия; количество населения - показатели ежегодных статистических бюллетеней, составленных территориальным органом Федеральной службы государственной статистики Вологодской области | |||||||||||
5. |
Доля работающего населения в сфере малого и среднего предпринимательства |
% |
работающие на малых предприятиях + работающие на средних предприятиях + индивидуальные предприниматели + работающие по найму у индивидуальных предпринимателей + работающие в фермерских хозяйствах (без внешних совместителей) |
|
|||||||
среднесписочная численность работников (без внешних совместителей) всех предприятий и организаций |
x 100%, где |
||||||||||
показатели из ежегодного статистического бюллетеня, составленного территориальным органом Федеральной службы государственной статистики Вологодской области, утверждаемого ежегодно Приказом Росстата | |||||||||||
6. |
Удельный вес малых предприятий материального производства (обрабатывающая промышленность, строительство, транспорт, ЖКХ) в общей численности малых предприятий |
% |
количество малых предприятий материального производства (обрабатывающая промышленность, строительство, транспорт, ЖКХ) |
|
|||||||
общая численность малых предприятий |
x 100%, где |
||||||||||
показатели из ежегодного статистического бюллетеня, составленного территориальным органом Федеральной службы государственной статистики Вологодской области, утверждаемого ежегодно Приказом Росстата | |||||||||||
7. |
Количество зарегистрированных индивидуальных предпринимателей на 1 тыс. человек населения |
единиц |
зарегистрированные индивидуальные предприниматели |
|
|||||||
количество населения |
x 1000, где |
||||||||||
зарегистрированные индивидуальные предприниматели, количество населения - показатели ежегодных статистических бюллетеней, составленных территориальным органом Федеральной службы государственной статистики Вологодской области |
Государственная программа ориентирована на достижение социально-экономического эффекта, заключающегося в привлечении малого и среднего бизнеса к решению приоритетных задач социально-экономического развития области; росте занятости населения за счет создания новых рабочих мест; повышении конкурентоспособности экономики региона и повышении качества жизни населения.
Реализация государственной программы должна обеспечить:
- активизацию мер по стимулированию развития малого и среднего предпринимательства;
- активное участие общественных организаций предпринимателей в создании и развитии региональной инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства;
- предоставление мер государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в приоритетных для региона областях, соответствующих стратегическим приоритетам, целям и задачам региона;
- повышение доступности информации в сфере малого и среднего предпринимательства;
- создание дополнительных рабочих мест;
- снижение безработицы, обеспечение занятости молодежи, уволенных в запас военнослужащих и трудоустройство других социально незащищенных категорий населения;
- повышение благосостояния населения, снижение общей социальной напряженности в регионе;
- насыщение потребительского рынка товарами и услугами, удовлетворение потребительского спроса населения;
- совершенствование отраслевой структуры региона путем заполнения малыми предприятиями "свободных ниш" по организации новых производств и услуг; общее увеличение предприятиями объемов производства продукции и рост валового регионального продукта.
5. Обоснование выделения и включения в состав государственной программы подпрограмм
Для развития субъектов малого и среднего предпринимательства осуществляется поддержка, которую можно разделить на непосредственно прямую поддержку субъектов МСП (финансовую, имущественную, информационную, консультационную и другие) и осуществляемую через инфраструктуру - организации, которые создаются, осуществляют свою деятельность для создания и развития субъектов МСП.
Исходя из основной цели государственной программы и задач, необходимых для решения поставленной цели, в рамках государственной программы предусмотрена реализация двух подпрограмм:
1. Поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства приложение 1 к государственной программе.
2. Развитие инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства приложение 2 к государственной программе.
Предусмотренные в рамках каждой из подпрограмм системы целей, задач и мероприятий в комплексе наиболее полным образом охватывают весь диапазон заданных приоритетных направлений экономического развития и в максимальной степени будут способствовать достижению целей и конечных результатов настоящей государственной программы.
Приложение 1
к государственной программе
Подпрограмма
"Поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства"
(далее - подпрограмма 1)
22 октября 2012 г., 1 апреля 2013 г.
Постановлением Правительства Вологодской области от 1 апреля 2013 г. N 355 в паспорт настоящего приложения внесены изменения
Паспорт
1. Характеристика сферы реализации подпрограммы 1, основные проблемы в указанной сфере и перспективы ее развития
Основными причинами, сдерживающими развитие предпринимательства в области, являются:
- недостаток собственных оборотных средств, высокие процентные ставки по кредитам;
- отсутствие стартового капитала, трудность доступа к банковским кредитам. Основная часть предпринимателей не может пользоваться банковскими ресурсами из-за сложной залоговой системы оформления займов, отсутствия возможности взять долгосрочный кредит, высоких процентных ставок за кредит;
- значительные затраты, связанные с сертификацией выпускаемой и разрабатываемой продукции, патентованием изобретений, полезных моделей, промышленных образцов и селекционных достижений, а также государственной регистрацией иных результатов интеллектуальной деятельности.
Реализация подпрограммы 1 позволит:
обеспечить достижение целей государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства;
увеличить оборот продукции, услуг, производимых и предоставляемых малыми предприятиями, в том числе микропредприятиями и индивидуальными предпринимателями;
увеличить налоговые поступления от субъектов малого и среднего предпринимательства в консолидированный бюджет области.
2. Цели, задачи, целевые показатели (индикаторы) достижения целей и решения задач, основные ожидаемые конечные результаты, сроки реализации подпрограммы 1
Цель подпрограммы 1:
Обеспечение устойчивого развития малого и среднего предпринимательства.
Для достижения цели подпрограммы 1 и обеспечения результатов ее реализации необходимо решить следующие задачи:
1. Повышение доступности финансовых ресурсов для субъектов малого и среднего предпринимательства.
2. Повышение спроса на продукцию (работы, услуги), производимую (предоставляемые) субъектами малого и среднего предпринимательства.
3. Пропаганда предпринимательства (стимулирование граждан к осуществлению предпринимательской деятельности).
Ожидаемые конечные результаты реализации подпрограммы 1:
- увеличение количества малых и средних предприятий на 1000 населения с 8,5 единицы в 2012 году до 9,2 единицы в 2016 году;
- увеличение доли продукции, произведенной субъектами малого и среднего предпринимательства, в общем объеме валового регионального продукта с 11% в 2012 году до 13% в 2016 году;
- увеличение оборота продукции (услуг), производимых (предоставляемых) малыми предприятиями, в том числе микропредприятиями и индивидуальными предпринимателями, с 190,2 млрд. рублей в 2012 году до 203,9 млрд. рублей в 2016 году;
- увеличение количества вновь зарегистрированных субъектов малого и среднего предпринимательства в области с 10,9 тыс. единиц в 2012 году до 12,0 тыс. единиц в 2016 году.
- увеличение налоговых поступлений от субъектов малого и среднего предпринимательства в консолидированный бюджет области (собственные доходы) с 15,9% в 2012 году до 17,6% в 2016 году;
- увеличение количества субъектов малого и среднего предпринимательства (далее - субъектов МСП), получивших государственную поддержку, с 466 единиц в 2012 году до 610 единиц в 2016 году.
Основные целевые показатели (индикаторы) достижения целей и решения задач приведены в таблице 2 к государственной программе.
Сроки реализации подпрограммы 1 - 2013 - 2016 годы.
Постановлением Правительства Вологодской области от 1 апреля 2013 г. N 355 в раздел 3 настоящего приложения внесены изменения
3. Характеристика основных мероприятий подпрограммы 1
Одной из основных форм государственной поддержки субъектов МСП является финансовая поддержка.
Основной задачей подпрограммы 1 на предстоящий период является не только поддержание сложившегося уровня количественного увеличения субъектов МСП, но и осуществление комплекса мер, направленных на повышение эффективности их деятельности и статуса, реализацию в полной мере предпринимательского ресурса. Программно-целевой метод поддержки МСП обеспечит комплексное решение проблемных вопросов в предпринимательстве.
Мероприятия подпрограммы сохраняют преемственность государственных мер поддержки, оказываемых в рамках долгосрочной целевой программы "Развитие малого и среднего предпринимательства в Вологодской области на 2009 - 2012 годы", а именно:
- финансовая поддержка;
- имущественная поддержка;
- информационная поддержка;
- консультационная поддержка.
Среди основных мер поддержки:
Мероприятие 1.1. Предоставление субсидий на возмещение субъектам малого и среднего предпринимательства части затрат по уплате процентов по кредитам, полученным в кредитных организациях.
Цель мероприятия - привлечение средств кредитных организаций к финансированию перспективных проектов субъектов МСП.
Реализация мероприятия - предоставление субсидий для компенсации части процентных платежей по кредитам субъектов МСП в кредитных организациях, прошедших конкурсный отбор.
Порядок предоставления субсидий определяется постановлением Правительства области.
Высокая актуальность мероприятия обусловлена проблемой доступа субъектов МСП к финансовым средствам для обеспечения своей деятельности.
Мероприятие 1.2. Предоставление субсидий на возмещение субъектам малого и среднего предпринимательства части затрат по лизинговым договорам.
Цель мероприятия - расширение доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к лизинговым услугам.
Реализация мероприятия - предоставление субсидий на возмещение части затрат субъектов МСП, связанных с приобретением оборудования по договору лизинга, прошедших конкурсный отбор.
Порядок предоставления субсидий определяется постановлением Правительства области.
Мероприятие дает возможность проведения модернизации производства и обновления основных фондов субъектов МСП.
Мероприятие 1.3. Предоставление субсидий крестьянским (фермерским) хозяйствам и сельскохозяйственным потребительским кооперативам.
Цель мероприятия - стимулирование развития малого и среднего предпринимательства в сельском хозяйстве.
Реализация мероприятия - субсидии предоставляются крестьянским (фермерским) хозяйствам и сельскохозяйственным потребительским кооперативам на возмещение части затрат по приобретению молодняка сельскохозяйственных животных и птицы, семенного материала, кормов, пчелопакетов, ветпрепаратов, понесенных в текущем и предыдущем отчетном году.
Порядок предоставления субсидий определяется постановлением Правительства области.
Данная поддержка направлена на развитие предпринимательства в сельском хозяйстве.
Мероприятие 1.4. Предоставление субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства на создание собственного дела (грантовая поддержка).
Цель мероприятия - стимулирование развития предпринимательской деятельности, в том числе увеличение количества субъектов МСП на территории Вологодской области путем предоставления грантов для начинающих предпринимателей, обеспечение занятости населения области, а также экономической устойчивости субъектов МСП.
Реализация мероприятия - предоставление субсидий на создание собственного дела.
Порядок предоставления грантовой поддержки определяется постановлением Правительства области.
Мероприятие направлено на сохранение стабильной ситуации на рынке труда Вологодской области, обеспечение занятости населения в области.
Мероприятие 1.5. Предоставление субсидий (инновационных грантов) инновационным компаниям на поддержку научно-практических разработок.
Цель мероприятия - стимулирование инновационной активности действующих инновационных компаний, внедрение результатов интеллектуального труда в производство, расширение выпуска конкурентоспособной наукоемкой продукции, услуг и работ.
Реализация мероприятия - предоставление грантов действующим инновационным компаниям (по результатам конкурсного отбора), осуществляющим бизнес-проекты, направленные на реализацию инновационных товаров, работ, услуг, зарегистрированным на территории Вологодской области и действующим на момент принятия решения о предоставлении инновационного гранта более одного года.
Порядок предоставления субсидий определяется постановлением Правительства области.
Мероприятие 1.6. Предоставление субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства, производящим и (или) реализующим товары (работы, услуги), предназначенные для экспорта.
Цель мероприятия - продвижение товаров (работ, услуг) субъектов МСП предназначенных для экспорта.
Реализация мероприятия - предоставление субсидий субъектам МСП, производящим и (или) реализующим товары (работы, услуги), предназначенные для экспорта, по результатам конкурсного отбора:
- на возмещение части затрат, связанных с оплатой услуг по выполнению обязательных требований законодательства Российской Федерации и (или) законодательства страны-импортера, являющихся необходимыми для экспорта товаров (работ, услуг), в том числе услуг по сертификации, регистрации или другим формам подтверждения соответствия (далее - обязательные требования);
- на возмещение части затрат, связанных с участием субъектов МСП в выставочно-ярмарочных мероприятиях за рубежом;
- на возмещение части затрат по регистрации и (или) правовой охране за рубежом изобретений и иных охраняемых законом результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации юридического лица и продукции (работ, услуг);
- на возмещение части затрат по оплате услуг по разработке средств индивидуализации юридического лица, индивидуализации продукции (работ, услуг), в том числе фирменного наименования, товарного знака, созданию промышленного образца для товаров (работ, услуг), предназначенных для экспорта (далее - услуги по разработке средств индивидуализации).
Порядок предоставления субсидий определяется постановлением Правительства области.
Мероприятие 1.7. Реализация мероприятий, направленных на формирование положительного образа предпринимателя, популяризацию роли предпринимательства.
Цель мероприятия - информирование населения и предпринимательского сообщества о реализуемых в области мерах государственной поддержки субъектов МСП, механизмах государственной поддержки содействия развитию субъектов МСП.
Реализация мероприятия - выпуск печатных и электронных периодических изданий. Проведение информационных мероприятий с использованием средств электронной, наружной и печатной рекламы, включая изготовление и распространение презентационных материалов и рекламно-сувенирной продукции. Подготовка радио- и видеопрограмм, осуществление пресс-конференций и других публичных мероприятий по проблемам малого и среднего предпринимательства. Издание информационно-справочной литературы по организации бизнеса, ведение рубрик по вопросам малого и среднего предпринимательства в областных печатных изданиях. Обучение основам предпринимательской деятельности.
Актуальность мероприятия обусловлена требованиями статьи 6 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", в соответствии с которой к основным целям государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации относятся обеспечение благоприятных условий для развития субъектов малого и среднего предпринимательства, увеличение количества субъектов малого и среднего предпринимательства.
Мероприятие 1.8. Организация и проведение научно-исследовательских работ, социологических исследований, семинаров по различным аспектам поддержки и развития малого и среднего предпринимательства.
Цель мероприятия - определение приоритетов по оказанию государственной поддержки предпринимательской деятельности, выявление проблем в развитии малого и среднего предпринимательства.
Реализация мероприятия - сбор, формирование и обработка данных о субъектах МСП на территории Вологодской области. Проведение анкетирования, опросов, интервью, фокус-групп и других аналогичных мероприятий для выявления проблем развития МСП и путей их устранения.
Мероприятие 1.9. Предоставление в аренду имущества области, включенного в перечень имущества области, предназначенного для передачи во владение и (или) пользование субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, в соответствии с постановлением Правительства области от 23 марта 2009 года N 506 "Об утверждении Положения о порядке и условиях предоставления в аренду имущества области, включенного в перечень имущества области, предназначенного для передачи во владение и (или) пользование субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства".
Цель мероприятия - обеспечение субъектов МСП необходимым для осуществления предпринимательской деятельности имуществом.
Реализация мероприятия - предоставление субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки малого и среднего предпринимательства, имущества, находящегося в областной собственности.
Мероприятие 1.10. Оказание субъектам малого и среднего предпринимательства имущественной поддержки в виде передачи в аренду имущества области, не включенного в перечень имущества области, предназначенного для передачи во владение и (или) пользование субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.
Цель мероприятия - обеспечение субъектов МСП необходимым для осуществления предпринимательской деятельности имуществом.
Реализация мероприятия - предоставление субъектам малого и среднего предпринимательства имущества, находящегося в собственности области, не включенного в перечень имущества области, а предназначенного для передачи во владение и (или) в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.
Мероприятие 1.11. Содействие организации предпринимательской деятельности, в том числе самозанятости безработных граждан.
Цель мероприятия - предоставление организационно-консультационных услуг, в том числе безработным гражданам, при подготовке документов для государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей (крестьянского (фермерского) хозяйства).
Реализация мероприятия - в рамках мероприятий по содействию самозанятости безработных граждан организуются мероприятия, направленные на поддержку и развитие предпринимательской инициативы безработных граждан (консультации, обучение и другое).
Мероприятие 1.12. Оказание субъектам малого и среднего предпринимательства консультационной и организационной поддержки.
Цель мероприятия - оказание информационной поддержки субъектам МСП по вопросам ведения бизнеса, оказание организационной поддержки путем проведения обучающих семинаров, тренингов, разработка методических и справочных материалов.
Реализация мероприятия - развитие информационной системы поддержки малого предпринимательства осуществляется через оказание правовой помощи, работа "горячей линии", проведение семинаров, тренингов, консультаций, выездных встреч в муниципальных районах по вопросам создания и развития бизнеса, поддержки предпринимательства.
Мероприятие 1.13. Предоставление субсидий организациям, реализующим массовые программы обучения и повышения квалификации.
Цель мероприятия - увеличение количества субъектов малого и среднего предпринимательства, повышение их правовой грамотности и профессиональной готовности к ведению собственного бизнеса.
Порядок предоставления субсидий определяется постановлением Правительства области.
Реализация мероприятия - предоставление субсидии организациям, имеющим лицензию на право ведения образовательной деятельности, реализующим массовые программы обучения и повышения квалификации по:
- предоставлению субъектам малого и среднего предпринимательства образовательных услуг, связанных с подготовкой, переподготовкой и повышением квалификации, а также развитием предпринимательской грамотности и предпринимательских компетенций граждан, продолжительностью не более 200 часов;
- предоставлению образовательных услуг молодым людям в возрасте до 30 лет на базе учебных заведений высшего и среднеспециального образования с целью стимулирования создания молодыми людьми новых малых и микропредприятий, продолжительностью не более 200 часов.
Сведения об основных мерах правового регулирования в сфере реализации подпрограммы 1 представлены в таблице 1 к подпрограмме 1.
Таблица 1
к подпрограмме 1
Сведения об основных мерах правового регулирования в сфере реализации подпрограммы 1
N |
Вид нормативного правового акта |
Основные положения нормативного правового акта |
Ответственный исполнитель и соисполнитель |
Ожидаемые сроки принятия |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Подпрограмма 1. Поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства | ||||
Мероприятие 1.1. Предоставление субсидий на возмещение субъектам малого и среднего предпринимательства части затрат по уплате процентов по кредитам, полученным в кредитных организациях | ||||
1.1.1. |
Проект постановления Правительства области |
порядок предоставления субсидий на возмещение части затрат по уплате процентов по кредитам, полученным в кредитных организациях |
Департамент экономики области |
1 квартал 2013 года |
1.1.2. |
Постановление Губернатора области |
утверждение состава и положения о Комиссии по рассмотрению заявок о предоставлении субсидий в рамках мероприятий государственной поддержки малого и среднего предпринимательства |
Департамент экономики области |
1 квартал 2013 года |
Мероприятие 1.2. Предоставление субсидий на возмещение субъектам малого и среднего предпринимательства части затрат по лизинговым договорам | ||||
1.2.1. |
Проект постановления Правительства Вологодской области |
порядок предоставления субсидий на возмещение субъектам малого и среднего предпринимательства части затрат по лизинговым договорам |
Департамент экономики области |
1 квартал 2013 года |
1.2.2. |
Постановление Губернатора области |
утверждение состава и положения о Комиссии по рассмотрению заявок о предоставлении субсидий в рамках мероприятий государственной поддержки малого и среднего предпринимательства |
Департамент экономики области |
1 квартал 2013 года |
Мероприятие 1.3. Предоставление субсидий крестьянским (фермерским) хозяйствам и сельскохозяйственным потребительским кооперативам | ||||
1.3.1. |
Проект постановления Правительства области |
порядок предоставления субсидий крестьянским (фермерским) хозяйствам и сельскохозяйственным потребительским кооперативам |
Департамент сельского хозяйства, продовольственных ресурсов и торговли области |
1 квартал 2016 года |
Мероприятие 1.4. Предоставление субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства на создание собственного дела (грантовая поддержка) | ||||
1.4.1. |
Проект постановления Правительства области |
порядок предоставления субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства на создание собственного дела (грантовая поддержка) |
Департамент экономики области |
1 квартал 2013 года |
1.4.2. |
Постановление Губернатора области |
утверждение состава и положения о Комиссии по рассмотрению заявок о предоставлении субсидий в рамках мероприятий государственной поддержки малого и среднего предпринимательства |
Департамент экономики области |
1 квартал 2013 года |
Мероприятие 1.5. Предоставление субсидий (инновационных грантов) инновационным компаниям на поддержку научно-практических разработок | ||||
1.5.1. |
Проект постановления Правительства области |
порядок предоставления субсидий (инновационных грантов) малым инновационным компаниям на поддержку научно-практических разработок |
Департамент экономики области |
1 квартал 2013 года |
1.5.2. |
Постановление Губернатора области |
утверждение состава и положения о Комиссии по рассмотрению заявок о предоставлении субсидий в рамках мероприятий государственной поддержки малого и среднего предпринимательства |
Департамент экономики области |
1 квартал 2013 года |
Мероприятие 1.6. Предоставление субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства, производящим и (или) реализующим товары (работы, услуги), предназначенные для экспорта | ||||
1.6.1. |
Проект постановления Правительства области |
порядок предоставления субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства, производящим и (или) реализующим товары (работы, услуги), предназначенные для экспорта |
Департамент экономики области |
1 квартал 2016 года |
1.6.2. |
Постановление Губернатора области |
утверждение состава и положения о Комиссии по рассмотрению заявок о предоставлении субсидий в рамках мероприятий государственной поддержки малого и среднего предпринимательства |
Департамент экономики области |
1 квартал 2016 года |
Мероприятие 1.10. Оказание субъектам малого и среднего предпринимательства имущественной поддержки в виде передачи в аренду имущества области, не включенного в перечень имущества | ||||
1.10.1. |
Проект постановления Правительства области |
разработка Положения об оказании субъектам малого и среднего предпринимательства имущественной поддержки в виде передачи в аренду имущества области, не включенного в перечень имущества области, предназначенного для передачи во владение и (или) пользование субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства |
Департамент имущественных отношений области |
1 квартал 2013 года |
Мероприятие 1.13. Предоставление субсидий организациям, реализующим массовые программы обучения и повышения квалификации субъектов малого и среднего предпринимательства, граждан | ||||
1.13.1. |
Проект постановления Правительства области |
порядок предоставления субсидий организациям, реализующим массовые программы обучения и повышения квалификации |
Департамент экономики области |
1 квартал 2013 года |
1.13.2. |
Постановление Губернатора области |
утверждение состава и положения о Комиссии по рассмотрению заявок о предоставлении субсидий в рамках мероприятий государственной поддержки малого и среднего предпринимательства |
Департамент экономики области |
1 квартал 2013 года |
4. Объем финансовых средств, необходимых для реализации подпрограммы 1
Ресурсное обеспечение и перечень мероприятий подпрограммы 1 указаны в таблице 2 к подпрограмме 1.
Постановлением Правительства Вологодской области от 1 апреля 2013 г. N 355 таблица 2 раздела 4 настоящего приложения изложена в новой редакции
Таблица 2
к подпрограмме 1
Объем финансовых средств, необходимых для реализации подпрограммы 1, и перечень мероприятий подпрограммы 1
Статус |
Наименование основного мероприятия |
Ответственный исполнитель, соисполнители |
Расходы (тыс. руб.), годы |
||||
2013 год |
2014 год |
2015 год |
2016 год |
итого 2013 - 2016 годы |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
Подпрограмма 1 |
|
всего |
14 500,00 |
11 919,00 |
14 279,00 |
31 150,00 |
71 848,00 |
Департамент экономики области |
14 500,00 |
11 919,00 |
14 279,00 |
28 700,00 |
69 398,00 |
||
Департамент сельского хозяйства, продовольственных ресурсов и торговли области |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
2 450,00 |
2 450,00 |
||
Мероприятие 1.1. |
Предоставление субсидий на возмещение субъектам малого и среднего предпринимательства части затрат по уплате процентов по кредитам, полученным в кредитных организациях |
Департамент экономики области |
3 500,00 |
3 000,00 |
3 000,00 |
5 000,00 |
14 500,00 |
Мероприятие 1.2. |
Предоставление субсидий на возмещение субъектам малого и среднего предпринимательства части затрат по лизинговым договорам |
Департамент экономики области |
5 500,00 |
5 000,00 |
5 000,00 |
10 000,00 |
25 500,00 |
Мероприятие 1.3. |
Предоставление субсидий крестьянским (фермерским) хозяйствам и сельскохозяйственным потребительским кооперативам |
Департамент сельского хозяйства, продовольственных ресурсов и торговли области |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
2 450,00 |
2 450,00 |
Мероприятие 1.4. |
Предоставление субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства на создание собственного дела (грантовая поддержка) |
Департамент экономики области |
3 000,00 |
2 100,00 |
2 100,00 |
0,00 |
7 200,00 |
Мероприятие 1.5. |
Предоставление субсидий (инновационных грантов) инновационным компаниям на поддержку научно-практических разработок |
Департамент экономики области |
2 000,00 |
1 500,00 |
1 500,00 |
5 000,00 |
10 000,00 |
Мероприятие 1.6. |
Предоставление субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства, производящим и (или) реализующим товары (работы, услуги), предназначенные для экспорта |
Департамент экономики области |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
6 600,00 |
6 600,00 |
Мероприятие 1.7. |
Реализация мероприятий, направленных на формирование положительного образа предпринимателя, популяризацию роли предпринимательства |
Департамент экономики области |
500,00 |
319,00 |
319,00 |
800,00 |
1 938,00 |
Мероприятие 1.8. |
Организация и проведение научно-исследовательских работ, социологических исследований, семинаров по различным аспектам состояния и развития малого и среднего предпринимательства |
Департамент экономики области |
0,00 |
0,00 |
2 360,00 |
1 000,00 |
3 360,00 |
Мероприятие 1.9. |
Предоставление в аренду имущества области, включенного в перечень имущества области, предназначенного для передачи во владение и (или) пользование субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, в соответствии с постановлением Правительства области от 23 марта 2009 года N 506 "Об утверждении Положения о порядке и условиях предоставления в аренду имущества области, включенного в перечень имущества области, предназначенного для передачи во владение и (или) пользование субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства" |
Департамент имущественных отношений области |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
Мероприятие 1.10. |
Оказание субъектам малого и среднего предпринимательства имущественной поддержки в виде передачи в аренду имущества области, не включенного в перечень имущества |
Департамент имущественных отношений области |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
Мероприятие 1.11. |
Содействие организации предпринимательской деятельности безработных граждан |
Департамент экономики области, Департамент труда и занятости населения области |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
100,00 |
100,00 |
Мероприятие 1.12. |
Оказание субъектам малого предпринимательства консультационной и организационной поддержки |
Департамент экономики области |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
200,00 |
200,00 |
Мероприятие 1.13. |
Предоставление субсидий организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, на возмещение затрат по организации обучения созданию и ведению собственного дела |
Департамент экономики области |
500,00 |
300,00 |
300,00 |
400,00 |
1 500,00 |
От общего объема государственной поддержки субъектов МСП на финансовую поддержку приходится 49,3%.
Приложение 2
к государственной программе
Подпрограмма
"Развитие инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства"
(далее - подпрограмма 2)
22 октября 2012 г., 1 апреля 2013 г.
Постановлением Правительства Вологодской области от 1 апреля 2013 г. N 355 в паспорт настоящего приложения внесены изменения
Паспорт
1. Характеристика сферы реализации подпрограммы 2, основные проблемы в указанной сфере и перспективы ее развития
В настоящее время в области созданы основные элементы региональной инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, направленные на удовлетворение потребностей субъектов малого и среднего предпринимательства в консультационной, имущественной, информационной и иных видах поддержки. С 2007 года в г. Вологде действует бюджетное учреждение Вологодской области в сфере поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства "Бизнес-инкубатор" (далее - БУ ВО "Бизнес-инкубатор"). Функционируют другие организации, образующие инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства: некоммерческое партнерство "Агентство городского развития" (далее - НП АГР) и муниципальный бизнес-инкубатор в г. Череповце; Гарантийный Фонд создан и действует на базе НП АГР; некоммерческая организация Вологодской области "Фонд ресурсной поддержки малого и среднего предпринимательства". На базе БУ ВО "Бизнес-инкубатор" осуществляют свою деятельность Евро Инфо Корреспондентский центр и центр координации поддержки экспортно-ориентированных субъектов малого и среднего предпринимательства, а также функционирует муниципальное автономное учреждение "Агентство городского развития города Сокола", муниципальное автономное учреждение "Центр содействия развитию малого и среднего предпринимательства и туризма" в г. Вологде.
Действует общественный координационный Совет по развитию малого и среднего предпринимательства Вологодской области. Общественный координационный Совет по развитию малого и среднего предпринимательства Вологодской области осуществляет свою деятельность в целях содействия развитию межотраслевой координации поддержки малого и среднего предпринимательства в области, учета интересов предпринимателей при формировании и реализации государственной политики в сфере малого и среднего предпринимательства области, широкого привлечения предпринимателей к решению задач социально-экономического развития области.
Функционируют советы предпринимателей во всех муниципальных образованиях области. Приняты программы (мероприятия) поддержки и развития малого и среднего предпринимательства во всех районах области, однако в большинстве своем не обеспечены финансированием. Одним из направлений совершенствования инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства становится усиление взаимодействия образующих ее организаций между собой, а также с органами государственной власти области.
Основными причинами, сдерживающими развитие субъектов МСП в регионе, являются:
- большая степень изношенности оборудования и нехватка средств для приобретения нового;
- недостаточное количество квалифицированных кадров;
- трудности в размещении предприятий. Малые и средние предприятия испытывают значительную нехватку производственных и офисных помещений, имеющиеся свободные площади являются собственностью крупных предприятий, которые, как правило, устанавливают размер арендной платы слишком высокий для малого бизнеса;
- отсутствие у предпринимателей знаний менеджмента. Часто предприниматели не имеют базовых экономических знаний, знаний маркетинга, бухгалтерского дела, что становится причиной банкротства и распада предприятий.
Сложившаяся отраслевая структура субъектов МСП, численность занятых на малых и средних предприятиях и объем выручки от реализации продукции (товаров, работ, услуг) свидетельствуют о его преимущественном развитии в сфере торговли, ремонта автотранспортных средств, бытовых изделий и предметов личного пользования. В промышленности, строительстве, сельском хозяйстве, на транспорте доля субъектов МСП незначительна.
Развитие инфраструктуры поддержки субъектов МСП, повышение доступности бизнес-образования для субъектов МСП будут способствовать решению данных проблем.
С развитием МСП связано улучшение инвестиционной привлекательности региона, повышение капитализации и совокупной отдачи региональных ресурсов. Но главное - субъект МСП является мощным инструментом инновационного развития области, с помощью которого возможно обеспечить системный приток ресурсов в экономику области и их эффективное преумножение, что гарантирует повсеместный рост качества жизни и благосостояния жителей региона.
2. Цели, задачи, целевые показатели (индикаторы) достижения целей и решения задач, основные ожидаемые конечные результаты, сроки реализации подпрограммы 2
Цель подпрограммы 2:
Создание благоприятных условий для осуществления предпринимательской деятельности.
Для достижения цели подпрограммы 2 и обеспечения результатов ее реализации необходимо решить следующие задачи:
1. Обеспечение доступности инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.
2. Повышение доступности бизнес-образования для субъектов малого и среднего предпринимательства.
Ожидаемые конечные результаты реализации подпрограммы 2:
- увеличение доли среднесписочной численности работников (без внешних совместителей) субъектов малого и среднего предпринимательства в среднесписочной численности работников (без внешних совместителей) всех предприятий и организаций с 25,8% в 2012 году до 30,1% в 2016 году;
- увеличение удельного веса малых предприятий материального производства (обрабатывающая промышленность, строительство, транспорт, ЖКХ) в общем количестве малых предприятий с 30,2% в 2012 году до 33,9% в 2016 году;
- увеличение количества вновь зарегистрированных субъектов малого и среднего предпринимательства на 1 тысячу существующих субъектов малого и среднего предпринимательства области со 170 единиц в 2012 году до 206 единиц в 2016 году.
Сроки реализации подпрограммы 2 - 2013 - 2016 годы.
Основные целевые показатели (индикаторами) достижения целей и решения задач подпрограммы 2 приведены в таблице 2 к государственной программе.
3. Характеристика основных мероприятий подпрограммы 2
Подпрограммой 2 предусматривается спектр мероприятий, реализуемых по следующим направлениям:
- совершенствование деятельности организаций инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;
- поддержка организаций, образующих инфраструктуру поддержки, в целях обеспечения подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров в сфере малого и среднего предпринимательства;
- поддержка в продвижении производимых субъектами малого и среднего предпринимательства товаров (работ, услуг).
В соответствии с частями 1, 2 статьи 15 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" осуществляется поддержка организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, соответствующих следующим требованиям:
1. Деятельность, осуществляемая организациями инфраструктуры и предусмотренная их уставами, должна быть направлена на обеспечение условий для создания и развития субъектов малого и среднего предпринимательства и оказание им поддержки.
2. Организации инфраструктуры не должны находиться в стадии банкротства, реорганизации или ликвидации.
3. Деятельность организаций инфраструктуры не должна быть приостановлена в порядке, предусмотренном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
4. Организации инфраструктуры, осуществляющие деятельность, подлежащую лицензированию, должны обладать лицензиями на право ее осуществления.
5. Организации инфраструктуры не должны иметь задолженности перед бюджетами всех уровней.
6. Организации инфраструктуры не должны иметь не исполненных в срок обязательств по государственным и муниципальным контрактам.
7. Организации инфраструктуры должны осуществлять деятельность и быть зарегистрированы на территории Вологодской области не менее одного года.
8. Организациями инфраструктуры не могут быть:
- кредитные или страховые организации (за исключением потребительских кооперативов), негосударственные пенсионные фонды, профессиональные участники рынка ценных бумаг, ломбарды;
- организации, являющиеся участниками соглашений о разделе продукции;
- организации, осуществляющие предпринимательскую деятельность в сфере игорного бизнеса;
- организации, осуществляющие производство и реализацию подакцизных товаров;
- организации, осуществляющие добычу и реализацию полезных ископаемых, за исключением общераспространенных полезных ископаемых.
Мероприятиями подпрограммы 2 являются:
Мероприятие 2.1. Предоставление субсидий некоммерческим организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, на обеспечение поручительств (на обеспечение исполнения обязательств по договорам поручительства, обеспечивающим исполнение обязательств по кредитным договорам субъектов малого и среднего предпринимательства).
Порядок предоставления субсидий определяется постановлением Правительства области.
Цель мероприятия - расширение возможностей кредитования субъектов МСП в коммерческих кредитных организациях.
Реализация мероприятия - пополнение и развитие деятельности гарантийного фонда для целей предоставления поручительств по обязательствам субъектов МСП с применением субсидиарной ответственности.
Высокая актуальность мероприятия обусловлена следующими факторами:
в соответствии с результатами исследований, ежегодно проводимых Ассоциацией российских банков, высокий уровень требований банков к объектам залога субъектов МСП является наиболее важным препятствием при доступе субъектов МСП к кредитным услугам российских банков. Указанную проблему решают гарантийные фонды, созданные в структуре поддержки МСП, обеспечивающие часть кредитных обязательств субъектов МСП перед кредитными организациями, имеющими соответствующие соглашения о сотрудничестве с фондами поддержки МСП.
Мероприятие 2.2. Субсидия в виде имущественного взноса некоммерческой организации Вологодской области "Фонд ресурсной поддержки малого и среднего предпринимательства".
Цель мероприятия - расширение доступа субъектов предпринимательства к финансовым ресурсам путем предоставления им микрозаймов.
Реализация мероприятия - предоставление субсидий в целях увеличения возможностей субъектов МСП для получения микрозаймов.
Мероприятие 2.3. Развитие комплексных услуг и процессов инкубирования субъектов малого и среднего предпринимательства на базе БУ ВО "Бизнес-инкубатор",
в том числе:
развитие процессов бизнес-инкубирования и обеспечение деятельности БУ ВО "Бизнес-инкубатора";
субсидия на выполнение государственного задания БУ ВО "Бизнес - инкубатор";
создание и обеспечение деятельности регионального центра координации поддержки экспортно-ориентированных субъектов малого и среднего предпринимательства;
обеспечение деятельности Евро Инфо Корреспондентского центра.
Цель мероприятия - поддержка вновь созданных субъектов малого и среднего предпринимательства, обеспечение доступа к комплексной системе знаний по проблемам организации и ведения предпринимательской деятельности, удовлетворение потребностей малого и среднего бизнеса в консультационных услугах.
Реализация мероприятия направлена на создание новых, экономически устойчивых малых предприятий в структуре бизнес-инкубатора. Размещение субъектов МСП на территории бизнес-инкубатора производится только при условии конкурсного отбора. Предоставление в аренду помещений бизнес-инкубатора на льготных условиях субъектам МСП, а также оказание услуг на льготных условиях субъектам МСП в структуре бизнес-инкубатора; консультирование и обучение субъектов МСП - арендаторов бизнес-инкубатора.
Содействие продвижению товаров субъектов МСП Вологодской области, в том числе под коллективными брендами, на рынки регионов Российской Федерации и за рубеж с использованием инструментов исследовательского и практического маркетинга, IT-технологий. Поиск и подбор партнеров для субъектов МСП Вологодской области в регионах Российской Федерации и за рубежом. Разработка и продвижение коллективных брендов субъектов МСП Вологодской области. Разработка и реализация специальных отраслевых маркетинговых программ поддержки экспорта товаров (работ, услуг) и продвижение их на внешние рынки. Проведение маркетинговых исследований региональных товарных рынков, подготовка маркетинговых обзоров.
Организация и проведение мониторинга и оценки эффективности деятельности БУ ВО "Бизнес-инкубатор"; исследований о степени удовлетворенности услугами бизнес-инкубаторов, потребностей субъектов МСП в консультационных услугах, анализа возможностей и разработки механизмов продвижения продукции субъектов МСП на рынки других регионов России и зарубежья, тенденций развития субъектов МСП в зависимости от их финансового состояния.
В рамках реализации подпрограммы 2 предусматривается оказание государственных услуг (выполнение работ) БУ ВО "Бизнес-инкубатор":
1. Предоставление в аренду субъектам малого и среднего предпринимательства не менее 500 кв метров в год нежилых помещений, имущества.
2. Предоставление услуг по проведению ежегодно не менее 10 семинаров, совещаний, "круглых столов" с участием субъектов малого и среднего предпринимательства.
3. Организационно-техническое сопровождение, а именно принятие заявок (ежегодно от 60 и более единиц), подготовка заключений на предмет соответствия перечню документов и вынесение заявок с заключением на рассмотрение Комиссии следующих мероприятий в рамках государственной программы:
- предоставление субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства на создание собственного дела (грантовая поддержка);
- предоставление субсидий на возмещение субъектам малого и среднего предпринимательства части затрат по лизинговым договорам;
- предоставление субсидий на возмещение субъектам малого и среднего предпринимательства части затрат по уплате процентов по кредитам, полученным в кредитных организациях;
- предоставление субсидий (инновационных грантов) малым инновационным компаниям на поддержку научно-практических разработок;
- предоставление субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства, производящим и (или) реализующим товары (работы, услуги), предназначенные для экспорта.
4. Проведение ежегодно не менее 45 обучающих семинаров, краткосрочных обучающих курсов для физических лиц и субъектов малого и среднего предпринимательства.
5. Организация и проведение ежегодно не менее 40 выставок и мероприятий, направленных на повышение информированности субъектов малого и среднего предпринимательства о формах и условиях поддержки, оказываемой в рамках государственной программы, расширении предпринимательской деятельности, повышении ее эффективности в интересах области.
6. Предоставление услуг по размещению информации об экспортно-ориентированных субъектах малого и среднего предпринимательства в рамках деятельности Евро Инфо Корреспондентского центра (ежегодно не менее чем по 40 единиц).
7. Техническое информационное обеспечение ведения сводного реестра субъектов малого и среднего предпринимательства получателей государственной поддержки (продолжительность времени - не более 30 дней с момента получения государственной поддержки субъектом малого и среднего предпринимательства до внесения информации в реестр).
Постановлением Правительства Вологодской области от 1 апреля 2013 г. N 355 в подпункт 8 пункта 8 раздела 3 настоящего приложения внесены изменения
8. Оказание консультационной и организационной поддержки ежегодно не менее 80 экспортно-ориентированным субъектам малого и среднего предпринимательства в рамках содействия их выходу на международные рынки (оказание консультационной, информационно-методической поддержки, прием делегаций, организация деловых миссий).
Мероприятие 2.4. Создание и развитие инновационно-технологических центров (технопарков и т.д.).
Цель мероприятия - развитие предпринимательства в инновационной сфере, производство новых видов товаров с использованием достижений в научно-технической сфере, вывод на рынок новых разработок.
Реализация мероприятия - создание технопарка; строительство, реконструкция, ремонт, техническое оснащение помещений инновационно-технологического центра; приобретение оборудования для использования в инновационно-технологическом центре; отбор и размещение субъектов МСП на площадях инновационно-технологического центра; осуществление контроля за предоставлением льготных условий аренды помещений инновационно-технологического центра для субъектов МСП, а также льготных условий обслуживания этих субъектов МСП в структуре инновационно-технологического центра; консультирование и обучение субъектов МСП - арендаторов по использованию механизмов субконтрактации.
Мероприятие 2.5. Создание и развитие Центра кластерного развития.
Цель мероприятия - создание Центра кластерного развития для субъектов малого и среднего предпринимательства, способствующего развитию на территории области производственных территориальных кластеров, а также для эффективного функционирования предприятий внутри них.
Реализация мероприятия - создание Центра кластерного развития, создающего условия эффективного взаимодействия предприятий-участников территориальных кластеров, учреждений образования и науки, некоммерческих и общественных организаций, органов государственной власти и местного самоуправления, инвесторов в интересах развития территориального кластера, обеспечение реализации совместных кластерных проектов.
Сведения об основных мерах правового регулирования в сфере реализации подпрограммы 2 представлены в таблице 1 к подпрограмме 2.
Таблица 1
к подпрограмме 2
Сведения об основных мерах правового регулирования в сфере реализации подпрограммы 2
N |
Вид нормативного правового акта |
Основные положения нормативного правового акта |
Ответственный исполнитель и соисполнитель |
Ожидаемые сроки принятия |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Подпрограмма 2 "Развитие инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства" | ||||
Мероприятие 2.1. Предоставление субсидий некоммерческим организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, на обеспечение поручительств (на обеспечение исполнения обязательств по договорам поручительства, обеспечивающим исполнение обязательств по кредитным договорам субъектов малого и среднего предпринимательства) | ||||
2.1.1. |
Постановление Правительства области |
порядок использования средств областного бюджета, а также средств, поступивших в областной бюджет из федерального бюджета на обеспечение поручительств (на обеспечение исполнения обязательств по договорам поручительства, обеспечивающим исполнение обязательств по кредитным договорам субъектов малого и среднего предпринимательства) |
Департамент экономики области |
1 квартал 2016 года |
2.1.2. |
Постановление Губернатора области |
утверждение состава и положения Комиссии по вопросам предоставления субсидий некоммерческим организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, на обеспечение поручительств (на обеспечение исполнения обязательств по договорам поручительства, обеспечивающим исполнение обязательств по кредитным договорам субъектов малого и среднего предпринимательства) |
Департамент экономики области |
1 квартал 2016 года |
4. Объем финансовых средств, необходимых для реализации подпрограммы 2
Ресурсное обеспечение и перечень мероприятий подпрограммы 2 указаны в таблице 2 к подпрограмме 2.
Постановлением Правительства Вологодской области от 1 апреля 2013 г. N 355 таблица 2 раздела 4 настоящего приложения изложена в новой редакции
Таблица 2
к подпрограмме 2
Объем финансовых средств, необходимых для реализации подпрограммы 2, и перечень мероприятий подпрограммы 2
Статус |
Наименование основного мероприятия |
Ответственный исполнитель, соисполнители |
Расходы (тыс. руб.), годы |
||||
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
Итого 2013 - 2016 |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
Подпрограмма 2 |
"Развитие инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства" |
всего |
7 552,00 |
12 000,00 |
12 000,00 |
18 448,00 |
50 000,00 |
Департамент экономики области |
7 552,00 |
12 000,00 |
12 000,00 |
18 448,00 |
50 000,00 |
||
Мероприятие 2.1. |
Предоставление субсидий некоммерческим организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, на обеспечение поручительств (на обеспечение исполнения обязательств по договорам поручительства, обеспечивающим исполнение обязательств по кредитным договорам субъектов малого и среднего предпринимательства) |
Департамент экономики области |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
4 900,00 |
4 900,00 |
Мероприятие 2.2. |
Субсидия в виде имущественного взноса в некоммерческую организацию Вологодской области "Фонд ресурсной поддержки малого и среднего предпринимательства" |
Департамент экономики области |
0,00 |
4 000,00 |
3 900,00 |
4 448,00 |
12 348,00 |
Мероприятие 2.3. |
Развитие комплексных услуг и процессов инкубирования субъектов малого и среднего предпринимательства на базе БУ ВО "Бизнес-инкубатор" |
Департамент экономики области |
7 552,00 |
8 000,00 |
8 000,00 |
8 900,00 |
32 452,00 |
Мероприятие 2.4. |
Создание и развитие инновационно-технологических центров (технопарков и т.д.) |
Департамент экономики области, Департамент имущественных отношений области |
0,00 |
0,00 |
100,00 |
100,00 |
200,00 |
Мероприятие 2.5. |
Создание и развитие Центра кластерного развития |
Департамент экономики области, Департамент имущественных отношений области |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
100,00 |
100,00 |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Вологодской области от 3 октября 2012 г. N 1156 "О государственной программе "Поддержка и развитие малого и среднего предпринимательства в Вологодской области на 2013 - 2020 годы"
Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия
Текст постановления опубликован в газете "Красный Север" от 9 октября 2012 г. N 190
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Правительства Вологодской области от 15 февраля 2021 г. N 173
Изменения вступают в силу с 17 февраля 2021 г.
Постановление Правительства Вологодской области от 13 июля 2020 г. N 797
Изменения вступают в силу с 15 июля 2020 г.
Постановление Правительства Вологодской области от 10 июня 2020 г. N 672
Изменения вступают в силу с 16 июня 2020 г.
Постановление Правительства Вологодской области от 8 июня 2020 г. N 665
Изменения вступают в силу с 10 июня 2020 г.
Постановление Правительства Вологодской области от 6 мая 2020 г. N 516
Изменения вступают в силу с 8 мая 2020 г.
Постановление Правительства Вологодской области от 27 декабря 2019 г. N 1317
Изменения вступают в силу с 31 декабря 2019 г.
Постановление Правительства Вологодской области от 23 декабря 2019 г. N 1285
Изменения вступают в силу с 1 января 2020 г.
Постановление Правительства Вологодской области от 23 декабря 2019 г. N 1262
Изменения вступают в силу с 30 декабря 2019 г.
Постановление Правительства Вологодской области от 7 октября 2019 г. N 884
Изменения вступают в силу с 10 октября 2019 г.
Постановление Правительства Вологодской области от 5 февраля 2019 г. N 106
Изменения вступают в силу с 7 февраля 2019 г.
Постановление Правительства Вологодской области от 10 января 2018 г. N 26
Изменения вступают в силу с 10 января 2018 г.
Постановление Правительства Вологодской области от 13 ноября 2017 г. N 996
Изменения вступают в силу с 13 ноября 2017 г.
Постановление Правительства Вологодской области от 14 августа 2017 г. N 726
Изменения вступают в силу со дня принятия названного постановления
Постановление Правительства Вологодской области от 19 июня 2017 г. N 549
Изменения вступают в силу со дня принятия названного постановления
Постановление Правительства Вологодской области от 15 мая 2017 г. N 427
Изменения вступают в силу со дня принятия названного постановления
Постановление Правительства Вологодской области от 13 марта 2017 г. N 242
Изменения вступают в силу со дня принятия названного постановления
Постановление Правительства Вологодской области от 13 февраля 2017 г. N 143
Изменения вступают в силу со дня принятия названного постановления
Постановление Правительства Вологодской области от 30 января 2017 г. N 83
Изменения вступают в силу со дня принятия названного постановления
Постановление Правительства Вологодской области от 26 декабря 2016 г. N 1225
Изменения вступают в силу со дня принятия названного постановления
Постановление Правительства Вологодской области от 19 декабря 2016 г. N 1156
Изменения вступают в силу со дня принятия названного постановления
Постановление Правительства Вологодской области от 10 октября 2016 г. N 914
Изменения вступают в силу со дня принятия названного постановления
Постановление Правительства Вологодской области от 4 апреля 2016 г. N 322
Изменения вступают в силу со дня принятия названного постановления
Постановление Правительства Вологодской области от 11 января 2016 г. N 14
Изменения вступают в силу со дня принятия названного постановления
Постановление Правительства Вологодской области от 28 декабря 2015 г. N 1205
Изменения вступают в силу с 1 января 2016 г.
Действие положений настоящего постановления, касающихся Закона об областном бюджете на текущий (очередной, соответствующий) финансовый год и плановый период, приостановлено до 31 декабря 2016 г. в части планового периода на 2017 - 2018 гг.
Постановление Правительства Вологодской области от 16 ноября 2015 г. N 952
Изменения вступают в силу со дня принятия названного постановления
Постановление Правительства Вологодской области от 24 июня 2015 г. N 527
Изменения вступают в силу со дня принятия названного постановления
Постановление Правительства Вологодской области от 8 июня 2015 г. N 482
Изменения вступают в силу со дня принятия названного постановления
Постановление Правительства Вологодской области от 12 мая 2015 г. N 382
Изменения вступают в силу со дня принятия названного постановления
Постановление Правительства Вологодской области от 16 февраля 2015 г. N 95
Изменения вступают в силу со дня принятия названного постановления
Постановление Правительства Вологодской области от 8 декабря 2014 г. N 1105
Изменения вступают в силу со дня принятия названного постановления
Постановление Правительства Вологодской области от 21 августа 2014 г. N 735
Изменения вступают в силу со дня принятия названного постановления
Постановление Правительства Вологодской области от 4 августа 2014 г. N 634
Изменения вступают в силу со дня принятия названного постановления
Постановление Правительства Вологодской области от 19 мая 2014 г. N 403
Изменения вступают в силу со дня принятия названного постановления
Постановление Правительства Вологодской области от 24 февраля 2014 г. N 133
Изменения вступают в силу со дня принятия названного постановления
Постановление Правительства Вологодской области от 11 ноября 2013 г. N 1148
Изменения вступают в силу со дня принятия названного постановления
Постановление Правительства Вологодской области от 17 октября 2013 г. N 1016
Изменения вступают в силу со дня принятия названного постановления
Постановление Правительства Вологодской области от 20 мая 2013 г. N 524
Постановление Правительства Вологодской области от 1 апреля 2013 г. N 355
Постановление Правительства Вологодской области от 22 октября 2012 г. N 1238