Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 1. Анализ ситуации за предшествующий период
В структуре сферы культуры района действует 6 муниципальных учреждений культуры и дополнительного образования в статусе районных (учредитель - администрация района):
- Бюджетное учреждение Грязовецкого муниципального района Вологодской области "Комитет по культуре и туризму";
- бюджетное учреждение культуры Грязовецкого муниципального района Вологодской области "Межпоселенческая центральная библиотека Грязовецкого муниципального района" (Центральная библиотека и 29 филиалов);
- бюджетное учреждение культуры Грязовецкого муниципального района Вологодской области "Грязовецкий музей истории и народной культуры";
- бюджетное учреждение культуры Грязовецкого муниципального района Вологодской области "Культурно-досуговый центр";
- Бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей Грязовецкого муниципального района Вологодской области "Грязовецкая детская школа искусств";
- Бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей Грязовецкого муниципального района Вологодской области "Вохтогская детская школа искусств".
Сеть поселенческих учреждений культуры составляет 10 домов культуры и 17 филиалов и структурных подразделений: БУК "Юровский СДК" с 5 структурными подразделениями (Чернецкий СДК, Минькинский СДК, Панфиловский клуб, Степуринский СК, Коротыгинский СК); БУК "Лежский СДК" с 1 филиалом (Анохинский СДК); БУК "Комьянский СДК" с 1 филиалом (Ведерсковский СДК); БУК "Вохтожский ПДК" с 4 филиалами (клуб п. Вохтога, Вохтожский СДК, Демьяновский клуб, Аксеновскийц клуб); БУК "Фроловской СДК" с 1 филиалом (Жерноковский СДК); БУК "Слободской СДК" с 2 структурными подразделениями (Палкинский СК, Б.-Дворищенский СК); БУК "Сидоровский СДК"; БУК "Плосковский СДК" с 1 филиалом (Обнорский СДК); БУК "Ростиловский СДК" с 2 филиалами (Сидоровский СДК, Заемский СК); БУК "Каменский сельский клуб". В 2012 году муниципальные учреждения культуры района в соответствии с типом - бюджетные - работали в новых финансовых условиях и вели целенаправленную работу по повышению эффективности бюджетных расходов и качества предоставляемых услуг. Руководствуясь положениями Федерального закона от 8 мая 2010 года N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" произведен расчет стоимости каждой муниципальной услуги, разработаны и утверждены муниципальные задания, составлен план финансово-хозяйственной деятельности. В учреждениях культуры разработаны Положения о платных услугах, прейскурант цен, проведена калькуляция цены, в себестоимость которой входят все фактические затраты. По каждому виду оказываемых платных услуг составляется расчет, где себестоимость формируется на основании анализа прямых затрат текущего года, куда включается заработная плата с учетом всех надбавок и отчислений за год с начислениями на заработную плату, накладные расходы и фактические затраты, сформированные по статьям, классификация которых определена бюджетной классификацией РФ. Цены на предоставляемые платные услуги варьируются в зависимости от себестоимости работы, планируемой рентабельности, ценности используемых объектов и оборудования, уникальности услуг, особых условий (срочности, сложности, приоритетности, сервисности и т.д.) и устанавливаются учреждениями самостоятельно.
Планы финансово-хозяйственной деятельности составлены с учетом минимальных потребностей только по основным статьям расходов (заработная плата с отчислениями, коммунальные услуги, связь, подписка, ГСМ, дрова), которые доведены до минимума. Сложившиеся условия функционирования и развития учреждений культуры требуют проведения государственной политики, направленной на рациональное использование ограниченных инвестиционных ресурсов. Подходы и основные направления (этапы) осуществления работы по оптимизации бюджетных расходов в сфере культуры Грязовецкого муниципального района:
- реструктуризация действующей сети учреждений сферы культуры;
- оптимизация штатных расписаний;
- внедрение в учреждениях энергосберегающих технологий;
- внестационарные формы обслуживания населения.
Данные мероприятия направлены на повышение заработной платы работников культуры и проведение ремонтных работ в учреждениях.
В 2012 году за счет средств пожертвований от социальных партнеров, средств от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности - продолжилось укрепление материально-технической базы районного культурно-досугового центра, сельских домов культуры и клубов, детских школ искусств, библиотек. Укрепление творческих связей и материально-техническое состояние досуговых учреждений позволило улучшить качество предоставляемых услуг, в том числе оплату выступлений творческих коллективов области. Централизованное бухгалтерское обслуживание учреждений культуры позволяет оперативно и рационально решать вопросы финансирования отрасли, осуществлять контроль над финансово-хозяйственной деятельностью учреждений, оказывать методическую и информационную помощь, способствующую взаимодействию с органами местного самоуправления сельских поселений по осуществлению переданных полномочий. В районе организована система мониторинга состояния дел в отрасли культуры, в том числе основных показателей деятельности учреждений культуры, необходимых для принятия управленческих решений.
Процессы информатизации затрагивают все сферы деятельности человека, в равной степени это относится к сфере культуры. Компьютеризация, оцифровка документов, в том числе редких краеведческих изданий, создание информационных ресурсов, перевод услуг в вид электронных интерактивных сервисов, предоставление доступа к ресурсам и услугам аудитории глобальной сети Интернет становятся важным условием развития учреждений культуры.
Необходимость повышения качества предоставления услуг, владения навыками поиска информации, знания современных методик, создания современного культурного продукта и внедрение информационных технологий предполагают наличие квалифицированных специалистов. В сфере культуры района работает более 200 человек. Одно из приоритетных направлений деятельности БУ "Комитет по культуре и туризму" (далее - Комитет) - повышение квалификации специалистов отрасли. В 2012 году направлены на обучение на областные курсы повышения квалификации при БУК ВО "ОНМЦК и ПК" 13 специалистов (КДУ, библиотеки), в том числе 6 чел. - на бюджетной основе, 7 чел.- на платной основе). В 2012 Комитетом учрежден конкурс профессионального мастерства среди молодых работников культуры.
Важной составляющей деятельности учреждений культуры на сегодняшний день является работа с молодежной аудиторией. Активизировалась деятельность молодежных клубов по интересам. В районном культурно-досугом центре внедряется новое направление "Флеш-моб", активный участник различных акций. Хореографический коллектив "Акварель" (руководитель. Раскатова О.В.) за прошедший 2012 год стал дипломантом 1 степени Российского фестиваля - конкурса детского и юношеского творчества "Вологодские узоры", а также лауреатом 3 степени Российского конкурса-фестиваля детского и юношеского творчества "Весенние фантазии" г. Вологда. Три обучающихся БОУ ДОД "Грязовецкая ДШИ" награждены районными премиями одаренным детям и талантливой молодежи в номинации "За особые успехи в области культуры и искусства", Скипор Анатолий награжден премией главы района "Олимп" в номинации "Художественно-культурное творчество", 3 обучающихся школы стали Лауреатами областной премии "100 юных талантов Вологодчины" в номинации "Музыкальное искусство и художественное творчество", образцовому художественному коллективу вокальному ансамблю "Ласточка", руководитель Вохминова М.В., присуждена государственная молодежная премия Вологодской области в сфере культуры и искусства за концертную программу "Россия - Родина моя".
Среди основных проблем, препятствующих организации деятельности по развитию культуры, можно выделить:
1. Недостаточный уровень материально-технической базы учреждений культуры.
2. Низкий уровень заработной платы работников отрасли.
Негативное влияние на развитие культуры оказывают следующие факторы социокультурной ситуации:
- усиление социальной напряженности, вызванной проблемами занятости населения;
- снижение социального статуса жителей села, неуверенность сельского населения в завтрашнем дне;
- снижение уровня физической и психической культуры населения, вызванное алкоголизацией, наркоманией, синдромом хронической усталости и т.п.;
- увеличение в структуре населения доли социально не защищенных групп.
В консолидированном бюджете района доля отрасли культуры составила в 2012 году 5%, в том числе бюджет района - 2,8%, бюджеты муниципальных образований - 14,9%. Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников сферы культуры за 2012 году выросла по сравнению с 2011 годом на 6,8% и составила 8582,0 руб. Увеличение произошло за счет проведения мероприятий по оптимизации бюджетных расходов. В целях реализации указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики", от 1 июня 2012 года N 761 "О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы", постановления Правительства Вологодской области от 25 февраля 2013 года N 200 "Об утверждении Плана мероприятий ( "дорожной карты") "Изменения, направленные на повышение эффективности сферы культуры Вологодской области" в 2013 - 2015 годах планируется дальнейшее увеличение заработной платы.
В 2012 году наблюдается рост основных показателей в сфере культуры. Так в сравнении с 2011 годом число культурно-массовых мероприятий, проведенных учреждениями культуры, возросло на 3,7% с 7938 до 8230 единиц; количество мероприятий на платной основе увеличилось на 7,0% (2011 г. - 2885, 2012 г. - 3086); число посетителей мероприятий увеличилось на 49,2% с 269699 чел. до 402495 чел.; число посетителей мероприятий на платной основе возросло на 12% (2011 г. - 79777 чел., 2012 г. - 89323 чел.); количество культурно-досуговых формирований увеличилось с 304 до 318 единиц (рост на 4,6%); число участников формирований возросло на 4,8% с 3860 до 4046 человек.
В 2012 году за счет средств пожертвований от социальных партнеров, средств от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности - продолжилось укрепление материально-технической базы районного культурно-досугового центра, сельских домов культуры и клубов, детских школ искусств, библиотек. Тенденция к увеличению количества учреждений культуры, здания которых требуют капитального ремонта (с 7 зданий до 9), связана прежде всего с уменьшением норматива расходных потребностей по отрасли культура. На 2012 год согласно закона Вологодской области от 29.11.2010 г. N 2419-ОЗ "О нормативах расходных потребностей" (с последующими изменениями) норматив по отрасли культура Грязовецкого муниципального района составил 25778,1 тыс. руб., что на 1438,6 тыс. руб. меньше фактических расходов на содержание учреждений культуры. Дальнейшая стабильная динамика показателя прогнозируется в связи с продолжением целенаправленной работы по укреплению материально-технической базы учреждений культуры.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.