Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
Районная долгосрочная целевая программа
"Развитие агропромышленного комплекса и сельских территорий Верховажского муниципального района на 2013 - 2020 годы"
(утв. постановлением администрации Верховажского муниципального района от 28 июня 2013 г. N 513)
Паспорт программы
Наименование программы |
"Развитие агропромышленного комплекса и сельских территорий Верховажского муниципального района на 2013 - 2020 годы " (далее программа) |
Основания для разработки программы |
- "Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы", утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2012 N 717; - Постановление Правительства Вологодской области от 22.10.2012 N 1222 "О государственной программе "Развитие агропромышленного комплекса и потребительского рынка Вологодской области на 2013 - 2020 годы"; - Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". |
Основные цели и задачи программы |
Цели: - устойчивое и динамичное развитие агропромышленного комплекса на территории района; - повышение уровня и качества жизни сельского населения. Задачи: 1) Создание условий для стимулирования роста производства основных видов сельскохозяйственной продукции. 2) Создание условий для роста инвестиций в агропромышленный комплекс района и повышение финансовой устойчивости организаций. 3) Оказание содействия сохранению и воспроизводству используемых в сельскохозяйственном производстве земельных и других природных ресурсов. 4) Содействие в повышении кадрового потенциала агропромышленного комплекса и доходов работников сельского хозяйства района. 5) Содействие развитию социальной инфраструктуры сельских территорий, создание условий для закрепления специалистов в организациях агропромышленного комплекса. 6) Оказание содействия развитию малых форм хозяйствования. |
Сроки реализации программы |
2013 - 2020 годы |
Ответственной исполнитель программы |
Управление сельского хозяйства и продовольствия Верховажского муниципального района |
Объемы и источники финансирования программы |
Всего: 923594,14 тыс. руб. в т.ч.: Федеральный бюджет: 401179,02 тыс. руб.; Областной бюджет: 508877,66 тыс. руб.; Внебюджетные источники 10215,4 тыс. руб.; Районный бюджет: 3322,06 тыс. руб. всего 2013 г. -106341,00 тыс. руб. 2014 г. - 150346,46 тыс. руб. 2015 г. - 153997,80 тыс. руб. 2016 г. - 140297,80 тыс. руб. 2017 г. - 98397,80 тыс. руб. 2018 г. - 98710,76 тыс. руб. 2019 г. - 88070,76 тыс. руб. 2020 г. - 87431,74 тыс. руб.
|
в т.ч. районный бюджет 2013 г. - 383,5 тыс. руб. 2014 г. - 692,56 тыс. руб. 2015 г. - 503,0 тыс. руб. 2016 г. - 461,0 тыс. руб. 2017 г. - 379,0 тыс. руб. 2018 г. - 364,33 тыс. руб. 2019 г. - 269,33 тыс. руб. 2020 г. - 269,34 тыс. руб. | |
Ожидаемые результаты реализации программы |
1) Увеличение производства продукции сельского хозяйства всех категорий хозяйств (в сопоставимых ценах) в 2020 году по отношению к 2012 году - на 10%: - увеличение в 2020 году валовых сборов зерна до 7,5 тыс. тонн; - производство молока во всех категориях хозяйств в 2020 году составит 14,0 тыс. тонн, 108% к уровню 2012 года; - производство скота в живом весе к 2020 году составит 0,7 тыс. тонн. 2) Инвестиции в основной капитал сельского хозяйства за период 2013 - 2020 годы составят 1213,8 тыс. руб., из них собственных средств 727,7 тыс. руб. - строительство, реконструкция, капитальный ремонт 11 животноводческих помещений, модернизация оборудования за 2013 - 2020 годы; - количество приобретенной за период 2013 - 2020 годы новой техники сельскохозяйственными товаропроизводителями: тракторы - 11 шт.; зерноуборочные комбайны - 3шт.; кормоуборочные комбайны - 2 шт. 3) Увеличение внесения минеральных удобрений в 2020 году до 1,0 тыс. тонн в действующем веществе: - проведение агрохимического и эколого-токсикологического обследования почв 1 раз в 5 лет на площади 18,0 тыс. га; - известкование кислых почв на площади 0,3 тыс. га к 2020 году; - проведение мелиоративных мероприятий на площади 0,3 тыс. га к 2020 году. 4) Увеличить количество руководителей и специалистов агропромышленного комплекса, прошедших переподготовку и курсы повышения квалификации с 43 человек в 2012 году до 50 человек в 2020 году. При оказании содействия в увеличении роста среднемесячной заработной платы в сельском хозяйстве к 2020 году по сравнению с 2012 годом рост доходов составит 10%. 5) При оказании содействия в улучшении жилищных условий с 2013 по 2020 годы: 68 семей, граждан, проживающих в сельской местности и молодых семей и специалистов, проживающих на селе, улучшат жилищные условия. 6) Вовлечение личных подсобных хозяйств в реализацию программы. |
Контроль за реализацией программы. |
Управление сельского хозяйства и продовольствия Верховажского муниципального района |
I. Общая характеристика проблемы, на решение которой направлена программа
Основной стратегической целью развития аграрного сектора района является ускорение темпов роста объемов сельскохозяйственной продукции на основе повышения эффективности использования ресурсного потенциала и конкурентоспособности продукции, решения социальных проблем сельских территорий, сокращения разрыва в уровне жизни сельского и городского населения.
Сельское хозяйство является одной из базовых отраслей экономики Верховажского района. В сельском хозяйстве занято 9,2% общей численности работающих.
Главной опорной базой развития аграрного сектора в районе выступают сельскохозяйственные организации. Их удельный вес в валовом производстве продукции сельского хозяйства составляет 83,3%.
Анализ производственных показателей сельскохозяйственного производства представлен в таблице N 1.
Таблица N 1
Динамика изменения производственных показателей сельхозпроизводства всех категорий хозяйств Верховажского района за период реализации "Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008 - 2012 годы"
N |
Наименование продукции |
Ед. изм. |
Годы |
Динамика изменения 2012 г. в % к 2008 г. |
||||
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 ожид. |
||||
1 |
Зерно (в весе после доработки) |
тонн |
4816 |
3902 |
2993 |
4643 |
5467 |
113 |
2 |
Поголовье КРС всего |
гол |
6439 |
5947 |
5653 |
5042 |
4796 |
74 |
3 |
В т.ч. коров |
гол |
3218 |
3303 |
2941 |
2734 |
2534 |
79 |
4 |
Производство молока |
тонн |
12033 |
11203 |
11088 |
12517 |
12367 |
103 |
5 |
Скот в живом весе, всего |
тонн |
580 |
556 |
452 |
468 |
525 |
90 |
По результатам анализа необходимо отметить рост валового производства зерна в 2012 году на 13% к уровню 2008 года, обусловленного стремлением организаций к созданию и укреплению собственной кормовой базы, основу которой составляют сильные корма. Увеличение производства зерна, как одно из трудоемких и в то же время высокоэффективных направлений сельскохозяйственного производства, особенно актуально в условиях быстрого роста цен на покупное зерно и энергоносители.
В отраслевой структуре сельскохозяйственного производства продукция растениеводства занимает 39%.
Растениеводство района подчинено потребностям отрасли животноводства и в значительной мере зависит от природно-климатических условий.
В целом наблюдается тенденция к стабилизации посевных площадей зерновых культур.
Важной проблемой, сдерживающей интенсивное развитие растениеводства, является низкая естественная продуктивность пашни и продолжающееся повсеместное ухудшение агрохимических и водно-физических свойств почвы, увеличение площадей заболоченных земель в связи с разрушением мелиоративных систем на осушенных угодьях.
Производством молока и разведением крупного рогатого скота в районе занимаются 12 сельскохозяйственных организаций, на протяжении последних трех лет в районе наблюдается сокращение поголовья крупного рогатого скота. С 2008 по 2012 год поголовье крупного рогатого скота во всех категориях хозяйств района сократилось на 1643 головы, в том числе коров на 684 головы, но повысилась продуктивность дойного стада на 18% и составила 4767 кг на корову. Тенденция к сокращению поголовья крупного рогатого скота и снижение объемов производства продукции сохраняется, это обусловлено как технологическими причинами ведения сельхозпроизводства, так же экономическими и социальными факторами развития сельских территорий.
Производство мяса в живом весе во всех категориях хозяйств района в период с 2008 по 2012 годы уменьшилось на 10%.
Одним из факторов, оказывающих влияние на снижение объемов выращивания скота, являются:
низкие закупочные цены на скот, высокая себестоимость производимой продукции;
отсутствие в районе специализированных мясных пород крупного рогатого скота,
недостаток финансовых средств на строительство новых, реконструкцию и техническое перевооружение имеющихся производств.
Существенное влияние на развитие сельского хозяйства района оказывает решение кадрового вопроса. Уровень и качество жизни в сельской местности пока остаются ниже, чем в городе. Это является одной из причин непривлекательности данных территорий для молодежи и экономически активного населения.
Аграрный сектор имеет высокие риски банкротства хозяйств из-за ярко выраженного диспаритета цен на материально-технические ресурсы в сравнении с ценами на производимую продукцию, недостатка финансовых средств, для своевременного погашения обязательств и обновления материально-технической базы.
Достигнутые результаты развития агропромышленного комплекса и имеющиеся проблемы обусловливают необходимость определения новых стратегических целей и направлений аграрной политики.
Агропромышленный комплекс района будет развиваться под воздействием мер по повышению устойчивости агропромышленного производства, способствующих его росту, это:
увеличение объемов и направлений государственной поддержки;
внедрение новых инновационных технологий (энергоресурсосберегающей техники) в сельскохозяйственное производство;
- более полное использование имеющегося природно-экономического потенциала для производства конкурентоспособной продукции;
- расширение агропродовольственного рынка.
II. Цели и задачи программы
Реализация районной целевой программы нацелена на создание необходимых условий для решения основных производственных, финансово-экономических и социальных проблем в сельском хозяйстве и на территории района.
Районная программа предусматривает комплексное развитие всех отраслей агропромышленного комплекса, но при этом выделяются приоритетные:
развитие молочного и мясного животноводства;
повышение доходов сельхозтоваропроизводителей.
Исходя из стратегических приоритетов, целями районной программы развития агропромышленного комплекса и потребительского рынка Верховажского района являются:
1. Устойчивое и динамичное развитие агропромышленного комплекса на территории района.
2. Повышение уровня и качества жизни сельского населения.
Задачи, требующие решения для достижения стратегических целей:
1. Создание условий для стимулирования роста производства основных видов сельскохозяйственной продукции.
2. Создание условий для роста инвестиций в агропромышленный комплекс района и повышение финансовой устойчивости организаций.
3. Оказание содействия сохранению и воспроизводству используемых в сельскохозяйственном производстве земельных и других природных ресурсов
4. Содействие в повышении кадрового потенциала агропромышленного комплекса и доходов работников сельского хозяйства района;
5. Содействие развитию социальной инфраструктуры сельских территорий, создание условий для закрепления специалистов в организациях агропромышленного комплекса.
6. Оказание содействия развитию малых форм хозяйствования.
Динамика развития агропромышленного комплекса района на период до 2020 года будет формироваться под воздействием разноплановых факторов.
В растениеводстве предстоит освоить интенсивные технологии, базирующиеся на новом поколении тракторов и сельскохозяйственных машин, увеличении внесения минеральных удобрений и выполнении работ по защите растений от вредителей и болезней, переходе на посев перспективными высокоурожайными сортами и гибридами. По отдельным культурам планируется существенное расширение их посевных площадей.
В животноводстве решение задачи ускоренного наращивания производства мяса и молока позволит обеспечить возможность потребления населением этих продуктов в соответствии с рациональными нормами потребления пищевых продуктов.
Эффективность реализации программы в целом оценивается исходя из достижения уровня по каждому из основных показателей (индикаторов) по итогам отчетного года как по отношению к предыдущему году, так и по отношению к базовому 2012 году.
Индексы производства продукции сельского хозяйства указывают на эффективность реализуемых мер в сфере производства:
- индекс физического объема инвестиций - на возможность осуществления модернизации и инновационного развития;
- динамика уровня рентабельности в сельскохозяйственных организациях - на эффективность производства и экономического
механизма их функционирования;
- соотношение оплаты труда в сельском хозяйстве и в целом по экономике района - на степень решения социальных проблем отрасли.
Показатели подпрограмм и основных мероприятий предполагают оценку интегрированного эффекта от их реализации или указывают на результативность наиболее существенных направлений государственной поддержки агропромышленного комплекса.
III. Сроки реализации программы:
2013 - 2020 годы.
IV. Перечень мероприятий программы
Перечень подпрограмм программы определен для достижения целей и задач в сфере развития агропромышленного комплекса, а именно: увеличения объемов производства сельскохозяйственной продукции и выполнения показателей Стратегии социально-экономического развития района по тем направлениям сельскохозяйственного производства, по которым рентабельность недостаточна для их самостоятельного эффективного развития.
Структура и перечень подпрограмм, а также включенных в Программу основных мероприятий, соответствует принципам программно-целевого управления экономикой, охватывает все основные сферы агропромышленного производства: производство сельскохозяйственной продукции, их реализацию, технико-технологическое и информационное обеспечение, социальное развитие сельских территорий, управление реализацией Государственной программы.
Состав подпрограмм и основных мероприятий рассчитан на комплексное развитие агропромышленного комплекса района и его основных сфер, получение положительного эффекта в целом по экономике региона.
Для реализации мероприятий по повышению конкурентоспособности продукции агропромышленного комплекса планируется создание благоприятных условий для привлечения инвестиций в модернизацию и ускоренное развитие приоритетных подотраслей агропромышленного комплекса, в том числе: развитие молочного животноводства; развитие мясного животноводства; развитие растениеводства и кормопроизводства, выращивание и переработка льна .
Подпрограмма "Развитие отрасли растениеводства" включает следующие мероприятия:
1. Содействие в повышении конкурентоспособности основных видов растениеводческой продукции.
2. Содействие в повышении плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения и вовлечение неиспользуемых земель в сельскохозяйственный оборот.
3. Содействие в развитии семеноводства сельскохозяйственных культур:
- субсидии на поддержку первичного семеноводства.
4. Содействие в укреплении и развитии льняного комплекса.
5. Содействие по снижению рисков в под отраслях растениеводства.
В качестве целевых индикаторов указанной подпрограммы используются:
- объемы производства основных видов продукции растениеводства;
- удельный вес площади, засеваемой элитными семенами;
- объем внесения минеральных удобрений;
- площади, на которых проведены агрохимическое и эколого-токсикологическое обследование почв; -известкование кислых почв; -мелиоративные мероприятия;
- количество приобретенной техники (кормоуборочной, льноуборочной);
- удельный вес застрахованных посевных площадей. Подпрограмма "Развитие отрасли животноводства" включает в себя следующие мероприятия:
1. Содействие в развитии молочного скотоводства.
2. Содействие в развитии мясного скотоводства.
3. Оказание содействия в развитии племенного животноводства:
- по увеличению удельного веса племенных животных в общем поголовье.
4. Содействие по вопросам предупреждения возникновения и распространения заразных болезней животных, в том числе африканской чумы свиней (АЧС).
5. Содействие по проведению строительства, реконструкции, капитальных ремонтов животноводческих помещений и модернизации оборудования.
6. Содействие по снижению рисков в под отраслях животноводства.
В качестве целевых индикаторов указанной подпрограммы используются:
- объемы производства молока во всех категориях хозяйств;
- товарность молока; объемы производства скота в живом весе; -удельный вес племенных животных;
- проведение профилактических мероприятий (вакцинации, обработки, дегельминтизации);
- удельный вес застрахованного поголовья животных;
- строительство, реконструкция, капитальный ремонт
- животноводческих помещений;
- приобретение оборудования.
Подпрограмма "Техническая и технологическая модернизация" включает в себя следующие мероприятия:
1. Стимулирование приобретения сельскохозяйственными товаропроизводителями современной техники.
Субсидии на возмещение части затрат по приобретению техники.
2. Консультирование по вопросам технической и технологической модернизации сельскохозяйственных организаций.
3. Содействие по внедрению энергосберегающих и инновационных технологий в сельскохозяйственное производство.
В качестве целевых индикаторов указанной подпрограммы используются:
- внедрение энергосберегающих и инновационных технологий в сельскохозяйственное производство Верховажского района;
- консультирование по вопросам технической и технологической модернизации сельскохозяйственных предприятий Верховажского района.
Подпрограмма "Устойчивое развитие сельских территорий" включает в себя следующие мероприятия:
1. Улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности.
2. Обеспечение доступным жильем молодых семей и молодых специалистов на селе;
3. Развитие дополнительного профессионального образования для руководителей, специалистов и рабочих кадров АПК.
4. Совершенствование работы по созданию действенного резерва и подготовке руководителей организаций АПК.
5. Создание условий для закрепления специалистов в организациях АПК
6. Организация и проведение районного соревнования в АПК по подведению итогов работы за год.
7. Организация и проведение торжественного мероприятия, посвященного профессиональному празднику.
8. Организация и проведение районных конкурсов профессионального мастерства, в том числе:
- операторов машинного доения коров;
- операторов по искусственному осеменению сельскохозяйственных животных;
- качества молока-сырья;
- лучшее использование, хранение и ремонт сельскохозяйственной техники;
- пчеловодов-любителей;
- ветеранское подворье.
В качестве целевых индикаторов подпрограммы используются:
- ввод (приобретение) жилых помещений для граждан, проживающих в сельской местности, в том числе для молодых семей и молодых специалистов на селе;
- развитие газификации в сельской местности
- обеспеченность организаций АПК руководителями и специалистами;
- доля работающих в агропромышленном комплексе руководителей и специалистов, имеющих высшее профессиональное образование и среднее профессиональное образование;
- количество проводимых конкурсов, соревнования, торжественного мероприятия.
Перечень мероприятий программы приведен в таблице N 2 приложения к программе.
V. Ресурсное обеспечение программы за счет средств районного бюджета
Объем средств из районного бюджета на реализацию программы в 2013 - 2020 годах составляет 5032,09 тыс. рублей, в том числе:
год - 383,5 тыс. руб.
год - 692,56 тыс. руб.
год - 503,0 тыс. руб.
год - 461,0 тыс. руб.
год - 379,0 тыс. руб.
год - 364,33 тыс. руб.
год - 269,33 тыс. руб.
год - 269,34 тыс. руб.
Объемы ассигнований, выделяемых на финансирование мероприятий Программы, подлежат ежегодному уточнению при рассмотрении и утверждении бюджета района на очередной финансовый год.
Выделение средств областного и федерального бюджетов на реализацию мероприятий по целевой программе "Социальное развитие села до 2013 года" осуществляется путем заключения Соглашения с Департаментом сельского хозяйства, продовольственных ресурсов и торговли Вологодской области.
Ресурсное обеспечение программы за счет средств районного бюджета и объем финансирования мероприятий программы по получателям бюджетных средств приведены в таблицах N 3, 4 приложения к программе.
VI. Механизм управления программой
Реализация программы осуществляется Управлением сельского хозяйства и продовольствия Верховажского муниципального района.
Общее управление ходом реализации мероприятий программы выполняет начальник Управления сельского хозяйства и продовольствия района.
Реализация мероприятий осуществляется на основе заключения Соглашения с Департаментом сельского хозяйства, продовольственных ресурсов и торговли Вологодской области о реализации мероприятий по целевой программе "Социальное развитие села до 2013 год".
VII. Система контроля за реализацией программы
Контроль за ходом реализации программы осуществляет начальник Управления сельского хозяйства и продовольствия района.
Управление сельского хозяйства и продовольствия Верховажского муниципального района ежеквартально обобщает и анализирует статистическую и ведомственную отчетность по использованию бюджетных средств и реализации других показателей программы для предоставления информации Главе района, Департамент сельского хозяйства,
продовольственных ресурсов и торговли области и размещает эту информацию на официальном сайте Верховажского муниципального района в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Управление сельского хозяйства и продовольствия Верховажского муниципального района ежегодно, в срок до 1 марта года, следующего за отчетным, готовит отчет о ходе и результатах реализации программы. В отчете дается оценка хода реализации программы, ее подпрограмм за прошедший год (по наиболее значимым показателям (индикаторам) - нарастающим итогом). В отношении каждой подпрограммы проводится анализ выполнения намеченных задач, достижения предусмотренных в них значений показателей (индикаторов) и эффективности использования бюджетных средств.
Указанный отчет размещается на сайте Верховажского муниципального района в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
VIII. Оценка эффективности выполнения программы
Реализация комплекса мероприятий, предусмотренных в программе, будет способствовать устойчивому развитию агропромышленного комплекса Верховажского муниципального района, позволит получить значительный экономический, социальный и экологический эффекты. Это выразится в сохранении и улучшении плодородия почвы; повышении качества жизни населения (особенно сельского); росте эффективности и конкурентоспособности организаций агропромышленного комплекса и потребительского рынка района.
Увеличение производства продукции организаций агропромышленного комплекса удастся достичь за счет использования современных технологий, повышения урожайности сельскохозяйственных культур, продуктивности скота, проведения мероприятий по повышению почвенного плодородия. Увеличению валовых показателей в агросекторе будет также способствовать масштабное применение энергонасыщенной техники, что позволит выполнять весь комплекс полевых работ в пределах рекомендуемых агротехнических сроков, снизить потери урожая, расход материально-технических ресурсов, повысить производительность труда и качество кормов.
Реализация мероприятий программы, также создаст условия для улучшения финансового состояния организаций аграрного сектора. Развитие социальной, инженерной и дорожно-транспортной инфраструктуры в сельской местности, улучшение условий труда и уровня его оплаты повысит привлекательность сельского хозяйства для молодых специалистов, позволит снизить остроту кадрового вопроса для аграриев, приведет к сокращению сельской безработицы. Реализация мероприятий программы создаст условия для обеспечения удовлетворения потребностей населения в продукции местных производителей.
Повышение устойчивости деятельности АПК будет способствовать увеличению налоговых поступлений в бюджеты всех уровней.
В результате реализации программы будут достигнуты следующие показатели:
- увеличение производства продукции сельского хозяйства всех категорий (в сопоставимых ценах) в 2020 году по отношению к 2012 году - на 10%:
- производство зерна увеличится до 7,5 тыс. тонн, рост к уровню 2012 года на 27%;
- производство молока возрастет к 2020 году до 14 тыс. тонн или на 13% к уровню 2012 года;
- прирост скота в живом весе до 0,7 тыс. тонн;
- инвестиции в основной капитал сельского хозяйства за период 2013 - 2020 годы составят 137,6 млн. руб.;
- увеличится площадь известкования кислых почв к 2020 году до 0,3 т. га в год;
- увеличится количество руководителей и специалистов агропромышленного комплекса, прошедших переподготовку и курсы повышения квалификации с 43 человек в 2012 году до 50 человек в 2020 году;
- при оказании содействия в улучшении жилищных условий с 2013 по 2020 годы: 68 семей, проживающих в сельской местности и молодых семей и специалистов, проживающих на селе, улучшат жилищные условия;
- при оказании содействия в увеличении роста среднемесячной заработной платы в сельском хозяйстве к 2020 году по сравнению с 2012 годом рост доходов составит 10%.
Прирост скота будет получен за счет роста продуктивности на основе улучшения породного состава.
Для выхода на указанные показатели необходимо обеспечить положительную динамику развития отраслей, которая может быть обеспечена только при запланированных объемах государственной поддержки.
Целевые показатели (индикаторы) программы приведены в таблице 5 приложения к программе.
<< Назад |
Приложение. >> Таблицы |
|
Содержание Постановление Администрации Верховажского муниципального района Вологодской области от 28 июня 2013 г. N 513 "Об утверждении... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.