Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 1
Основные мероприятия по развитию личных подсобных хозяйств
Вологодской области на 2006-2010 годы
(утв. постановлением Правительства Вологодской области
от 27 декабря 2005 г. N 1351)
16 апреля 2007 г., 1 апреля 2008 г.
Постановлением Правительства Вологодской области от 1 апреля 2008 г. N 608 в паспорт настоящих Мероприятий внесены изменения
Паспорт мероприятий
Наименование мероприятий основные мероприятия по развитию личных подсобных
хозяйств Вологодской области на 2006-2010 годы
(далее - мероприятия)
Основания для разработки поручение Губернатора области от 17 сентября
мероприятий 2004 года
Государственный заказчик департамент сельского хозяйства области
мероприятий
Основные задачи - создание условий для расширения сферы деятель-
мероприятий ности и форм организации системы закупок сельско-
хозяйственной продукции;
- совершенствование механизма государственного
бюджетного субсидирования затрат на развитие личных
подсобных хозяйств (приобретение техники, скота,
птицы, пчелосемей, семян, кормов, удобрений);
- стимулирование роста уровня товарности сельскохозяй-
ственного производства в личных подсобных хозяйствах;
- формирование сельскохозяйственных производственных и
потребительских кооперативов, обеспечивающих повышение
занятости сельского населения
Сроки реализации мероприятий 2006-2010 годы
Исполнители мероприятий департамент сельского хозяйства области, предприятия
агропромышленного комплекса, личные подсобные хозяйства,
предприятия потребительской кооперации и перерабатывающих
отраслей
Объемы и источники областной бюджет:
финансирования мероприятий 2006 год - 11500 тыс.рублей;
2007 год - 10500 тыс.рублей;
2008 год - 20155 тыс.рублей;
2009 год - 21067 тыс.рублей;
2010 год - 22133 тыс.рублей;
средства предприятий:
2007 год - 1134 тыс.рублей
2008 год - 2370 тыс.рублей;
2009 год - 2500 тыс.рублей;
2010 год - 2600 тыс.рублей
средства владельцев ЛПХ:
2006 год - 4929 тыс.рублей;
2007 год - 2300 тыс.рублей;
2008 год - 3450 тыс.рублей;
2009 год - 3600 тыс.рублей;
2010 год - 3800 тыс.рублей;
средства кооперативов:
2007 год - 261 тыс.рублей;
2008 год - 1200 тыс.рублей;
2009 год - 1250 тыс.рублей;
2010 год - 1300 тыс.рублей;
иные источники в соответствии с действующим
законодательством Российской Федерации
Ожидаемые конечные результаты - увеличение доходов владельцев личных подсобных хозяйств
реализации основных от реализации произведенной продукции к 2010 году в 2
мероприятий раза;
- увеличение объемов производства и реализации сельскохо-
зяйственной продукции личными подсобными хозяйствами;
- прекращение спада поголовья крупного рогатого скота в
частном секторе и его стабилизация;
- создание сети сельскохозяйственных производственных и
потребительских кооперативов;
- увеличение занятости населения за счет создания
дополнительных рабочих мест;
- эволюция семейных хозяйств трудопотребительского типа
в товарно-предпринимательские
Система контроля контроль за реализацией мероприятий, целевым и
за реализацией мероприятий эффективным использованием бюджетных средств осуществляет
департамент сельского хозяйства области посредством:
- организации проверок целевого использования бюджетных
средств, направленных на реализацию мероприятий (при
участии специалистов департамента сельского хозяйства
области и департамента финансов области);
- получения от организаций, участвующих в реализации
мероприятий, ежеквартальной отчетности по использованию
бюджетных средств.
1. Содержание проблемы
Финансово-экономическое состояние предприятий агропромышленного комплекса Вологодской области продолжает из года в год ухудшаться: сумма кредиторской задолженности по всем обязательствам достигла на начало 2005 года 3186,2 млн.рублей, увеличившись к уровню прошлого года на 11%. Доходы работников сельскохозяйственных организаций не превышают установленного прожиточного минимума трудоспособных граждан, при этом разрыв доходов в соотношении с прожиточным минимумом увеличивается. Соотношение уровней среднегодового дохода между городом и селом за 1997-2004 год ухудшилось.
В доходах сельского населения Вологодской области значительную долю занимает натуральная продукция, достигающая 19-21% объема располагаемых ресурсов сельских домохозяйств. В ряде муниципальных образований личные подсобные хозяйства превращаются в единственный способ выживания людей, лишенных возможности найти иное место приложения своего труда. По данным статистического обследования занятость в личных подсобных хозяйствах составляет более 60% совокупных затрат труда в сельском хозяйстве, а доля личных подсобных хозяйств в совокупном доходе семьи повысилась до 40% и стала доминирующей. В то же время личные подсобные хозяйства по-прежнему продолжают оставаться натуральными хозяйствами, работающими в основном на самообеспечение, так как уровень товарности в целом не превышает 10-15%.
Вместе с тем возможности трансформации личных подсобных хозяйств в товарные хозяйства весьма ограничены из-за отсутствия инфраструктурного обеспечения, нарушенной кооперации с общественным производством, слабой организованности системы закупок сельскохозяйственной продукции. Сегодня проблема реализации излишков продукции земледелия и животноводства сельскими жителями затрагивает около 80% населения. При положительном ее решении внутренний продовольственный рынок пополнится значительными дополнительными ресурсами.
Таким образом, главными проблемами, сдерживающими рост объемов производства и реализации сельхозпродукции личными подсобными хозяйствами по-прежнему остаются:
1) опережающий темп роста цен на материальные ресурсы, потребляемые личными подсобными хозяйствами в сравнении с ростом цен реализации сельскохозяйственной продукции;
2) неудовлетворительная организация закупок сельскохозяйственной продукции;
3) сокращение поголовья скота и высокий износ основных производственных фондов;
4) отсутствие необходимых финансовых источников для обновления производственных построек и приобретения высокопродуктивного скота, средств малой механизации;
5) недостаток оборотных средств на покупку полноценных кормов, семян, удобрений;
6) низкая покупательная способность сельского населения.
В сложившихся социально-экономических условиях личные подсобные хозяйства следует развивать не только в интересах стабилизации объемов производства сельскохозяйственной продукции, но и в целях повышения жизненного уровня городского и сельского населения, решения ряда социальных задач.
Одна из главных причин неустойчивости, а в последние два года - спада объемов производства продукции в личных подсобных хозяйствах состоит в сокращении численности поголовья скота. За 2001-2004 годы поголовье коров и валовое производство молока в личных подворьях граждан области сократилось на 46% к уровню 2001 года. При этом снижение поголовья скота в частном секторе происходит в основном за счет ликвидации коров в подворьях граждан в возрасте старше 60-65 лет.
Наблюдаемая тенденция приобретения высокопродуктивного скота молодыми семьями, которые в состоянии заготовить достаточно кормов, создает предпосылки стабилизации и в дальнейшем увеличения производства молока за счет роста поголовья и продуктивности скота. Если в 1990 году средний надой на корову в хозяйствах населения составлял 3712 кг, то в 2003 году этот показатель вырос на 42% и достиг 5494 килограммов.
В системе организационно-экономических мер повышения эффективности личных подсобных хозяйств в современных условиях приоритетное значение приобретает восстановление и развитие интеграционных связей личного подсобного хозяйства с крупнотоварным. С началом реформирования сельскохозяйственных предприятий система договорных отношений личных подсобных хозяйств с коллективными хозяйствами оказалась практически полностью разрушенной. Причиной тому является несоответствие цен на сельскохозяйственную продукцию уровню затрат на ее производство. Проблема низких цен на сельскохозяйственную продукцию - это общая проблема для всех предприятий агропромышленного комплекса. Однако для владельцев личных подсобных хозяйств, где преобладает ручной труд, это вдвойне важная проблема, так как затраты труда на производство единицы продукции здесь в 3 раза выше, чем у крупных сельхозтоваропроизводителей.
Выравнивание уровней окупаемости затрат в крупнотоварном и личном хозяйстве предполагает более высокий размер возмещения в цене на продукцию личного подсобного хозяйства. Проблема низких закупочных цен на продукцию подворий порождает другую проблему - низкую покупательную способность сельского населения.
Выход из создавшегося положения возможен путем создания кооперации хозяйств населения между собой и с крупнотоварными сельхозтоваро-производителями, взаимодействия в вопросах материально-технического снабжения и производственного обслуживания сельскохозяйственных подворий. Именно по инициативе самих владельцев личных подсобных хозяйств и при государственной финансовой поддержке может проходить процесс объединения личных подсобных хозяйств в кооперативы и их развития в рыночных условиях.
В сложившихся условиях государственная политика по отношению к личным подсобным хозяйствам должна быть комплексной, направленной как на совершенствование условий производства в них, кооперацию и интеграцию с сельхозтоваропроизводителями и предприятиями переработки, так и на улучшение жизни владельцев подворий. Сельское хозяйство - это не только сектор экономики, это - уклад жизни. Результатом сельскохозяйственной деятельности является не только производство товаров (продовольствия и сырья для промышленности), но и общественных благ, к которым относится продовольственная безопасность, сохранение и развитие сельского образа жизни и культуры, обеспечение социального контроля над территорией, сохранение исторически сложившегося ландшафта и т.д. Однако производство общественных благ не получает должной денежной оценки. Это приводит к недостаточно полному учету интересов и потребностей сельских жителей при разработке мер аграрной политики, снижает ее эффективность.
2. Основные цели и задачи мероприятий
Реализация настоящих мероприятий предполагает достижение следующих целей:
- обеспечение устойчивого функционирования личных подсобных хозяйств за счет обеспечения роста объемов производства и увеличения уровня товарности производства;
- улучшение жизненного уровня и повышение доходности сельского населения;
- формирование механизма государственной поддержки развития личных подсобных хозяйств.
Для достижения поставленных целей необходимо решить следующие задачи:
- создать условия для расширения сферы деятельности и форм организации системы закупок сельскохозяйственной продукции;
- разработать механизм выделения субсидий для организации закупки у населения сельскохозяйственной продукции, меда, дикорастущих грибов и ягод, а так же на приобретение владельцами личных подсобных хозяйств скота, птицы, пчелосемей, сельскохозяйственной техники, семян, кормов, удобрений;
- стимулировать рост объемов реализации продукции личных подсобных хозяйств;
- создать дополнительные пункты сбора и первичной переработки продукции личных подсобных хозяйств, обеспечивающих расширение сферы приложения труда и повышение занятости экономически активного сельского населения;
- обеспечить ресурсами вновь формируемые сельскохозяйственные производственные и потребительские кооперативы.
Постановлением Правительства Вологодской области от 16 апреля 2007 г. N 508 в раздел 3 настоящих Мероприятий внесены изменения
3. Система мероприятий
Основные мероприятия государственной поддержки развития личных подсобных хозяйств населения Вологодской области на 2006-2010 годы включают:
3.1. Создание условий и расширение сферы деятельности и форм организации системы закупок продукции у личных подсобных хозяйств на основе ее восстановления и расширения. В этой связи предусматривается субсидирование затрат сельхозтоваропроизводителей, перерабатывающих организаций и потребительской кооперации на приобретение техники, машин, оборудования и инвентаря для организации закупки у населения или переработки сельскохозяйственной продукции, меда, дикорастущих грибов и ягод.
3.2. Предоставление субсидий за счет средств областного бюджета на покупку скота, птицы, пчелосемей, семян, кормов и удобрений малоимущей категории граждан.
Основные мероприятия предусматривают выделение субсидий владельцам личных подсобных хозяйств на приобретение скота, птицы и пчелосемей, семян, кормов и удобрений с целью стабилизации поголовья скота в личных подсобных хозяйствах и в дальнейшем роста его численности.
Основными поставщиками крупного рогатого скота для личных подворий являются: личные подсобные хозяйства (70% от общего объема поставок с учетом сезонных колебаний), сельскохозяйственные предприятия (25%), крестьянские (фермерские) хозяйства (5%).
Потребность в бюджетных средствах на приобретение скота и пчелосемей владельцами личных подсобных хозяйств на 2006 год приведена в таблице (приложение 2 к мероприятиям).
3.3. Создание кооперативов и интеграция личных подсобных хозяйств.
Мероприятия предусматривают выделение сельскохозяйственным производственным и потребительским кооперативам субсидий на приобретение тракторов и сельскохозяйственной техники в размере 70% их стоимости. Указанный размер субсидий обосновывается низким уровнем доходов на селе и высокими ценами на технику.
Постановлением Правительства Вологодской области от 1 апреля 2008 г. N 608 раздел 4 настоящих Мероприятий изложен в новой редакции
4. Ресурсное обеспечение мероприятий
Финансирование мероприятий осуществляется за счет:
бюджетных средств, предусмотренных статьей "Мероприятия по развитию личных подсобных хозяйств Вологодской области на 2006-2010 годы" подраздела "Сельское хозяйство и рыболовство" областного бюджета;
иных источников в соответствии с действующим законодательством:
средств организаций, в том числе потребительских и производственных кооперативов;
средств владельцев личных подсобных хозяйств.
Ресурсное обеспечение мероприятий
/-----------------------------------------------------------------------------------------------\
| | Источники финансирования |
|--------------------------+--------------------------------------------------------------------|
| |областной бюджет, | прочие источники |
| | тыс.руб. |-------------------------------------------------|
| | | наименование источника | сумма тыс.руб. |
|--------------------------+------------------+---------------------------+---------------------|
|Общий объем | 85355 |средства предприятий | 8604 |
|финансирования, всего | |---------------------------+---------------------|
| | |средства владельцев ЛПХ | 18079 |
| | |---------------------------+---------------------|
| | |средства кооперативов | 4011 |
|--------------------------+------------------+---------------------------+---------------------|
|в том числе с разбивкой по| | | |
|годам | | | |
|--------------------------+------------------+---------------------------+---------------------|
|2006 | 11500 |средства предприятий | 0 |
| | |---------------------------+---------------------|
| | |средства владельцев ЛПХ | 4929 |
| | |---------------------------+---------------------|
| | |средства кооперативов | 0 |
|--------------------------+------------------+---------------------------+---------------------|
|2007 | 10500 |средства предприятий | 1134 |
| | |---------------------------+---------------------|
| | |средства владельцев ЛПХ | 2300 |
| | |---------------------------+---------------------|
| | |средства кооперативов | 261 |
|--------------------------+------------------+---------------------------+---------------------|
|2008 | 20155 |средства предприятий | 2370 |
| | |---------------------------+---------------------|
| | |средства владельцев ЛПХ | 3450 |
| | |---------------------------+---------------------|
| | |средства кооперативов | 1200 |
|--------------------------+------------------+---------------------------+---------------------|
|2009 | 21067 |средства предприятий | 2500 |
| | |---------------------------+---------------------|
| | |средства владельцев ЛПХ | 3600 |
| | |---------------------------+---------------------|
| | |средства кооперативов | 1250 |
|--------------------------+------------------+---------------------------+---------------------|
|2010 | 22133 |средства предприятий | 2600 |
| | |---------------------------+---------------------|
| | |средства владельцев ЛПХ | 3800 |
| | |---------------------------+---------------------|
| | |средства кооперативов | 1300 |
|--------------------------+------------------+---------------------------+---------------------|
|Из них: | | | |
|--------------------------+------------------+---------------------------+---------------------|
|Текущие расходы, всего | 85355 |средства предприятий | 8604 |
| | |---------------------------+---------------------|
| | |средства владельцев ЛПХ | 18079 |
| | |---------------------------+---------------------|
| | |средства кооперативов | 4011 |
|--------------------------+------------------+---------------------------+---------------------|
|в том числе с разбивкой по| | | |
|годам | | | |
|--------------------------+------------------+---------------------------+---------------------|
|2006 | 11500 |средства предприятий | 0 |
| | |---------------------------+---------------------|
| | |средства владельцев ЛПХ | 4929 |
| | |---------------------------+---------------------|
| | |средства кооперативов | 0 |
|--------------------------+------------------+---------------------------+---------------------|
|2007 | 10500 |средства предприятий | 1134 |
| | |---------------------------+---------------------|
| | |средства владельцев ЛПХ | 2300 |
| | |---------------------------+---------------------|
| | |средства кооперативов | 261 |
|--------------------------+------------------+---------------------------+---------------------|
|2008 | 20155 |средства предприятий | 2370 |
| | |---------------------------+---------------------|
| | |средства владельцев ЛПХ | 3450 |
| | |---------------------------+---------------------|
| | |средства кооперативов | 1200 |
|--------------------------+------------------+---------------------------+---------------------|
|2009 | 21067 |средства предприятий | 2500 |
| | |---------------------------+---------------------|
| | |средства владельцев ЛПХ | 3600 |
| | |---------------------------+---------------------|
| | |средства кооперативов | 1250 |
|--------------------------+------------------+---------------------------+---------------------|
|2010 | 22133 |средства предприятий | 2600 |
| | |---------------------------+---------------------|
| | |средства владельцев ЛПХ | 3800 |
| | |---------------------------+---------------------|
| | |средства кооперативов | 1300 |
| | \-------------------------------------------------/
Общая потребность в финансовых ресурсах для реализации мероприятий по развитию личных подсобных хозяйств на период 2006-2010 годов составляет 116,049 млн.рублей. Из них 85,355 млн.рублей (73,6%) составляют бюджетные средства, 8,6 млн. рублей (7,4%) - средства предприятий, 18,08 млн.рублей (15,5%) - средства владельцев подворий, 4,011 млн.рублей (3,5%) - средства кооперативов. Годовое финансирование из бюджета области составляет от 10,5 до 22,1 млн.рублей.
Среди основных направлений финансирования выделяется адресная помощь владельцам личных подсобных хозяйств на приобретение скота, птицы, пчелосемей, семян, кормов и удобрений - 63,1 млн.рублей или 73,9% от общей суммы денежных средств областного бюджета, требуемого на реализацию мероприятий. Предполагается привлечь 18,08 млн.рублей средств владельцев личных подворий.
На организацию закупки сельскохозяйственной продукции, меда, дикорастущих грибов и ягод из бюджета области предполагается выделить 12,9 млн.рублей (15,1%). Кроме того, 8,6 млн.рублей собственных средств вложат в реализацию мероприятий предприятия агропромышленного комплекса.
На оказание государственной поддержки кооперативам, членами которых являются владельцы личных подсобных хозяйств, планируется направить 9,36 млн.рублей (11%) для приобретения тракторов и сельскохозяйственной техники.
5. Механизм реализации мероприятий
Мероприятия предполагают оказание финансовой поддержки за счет средств областного бюджета:
сельхозтоваропроизводителям, организациям по переработке сельскохозяйственной продукции всех форм собственности, фермерским хозяйствам и организациям потребительской кооперации, индивидуальным предпринимателям, зарегистрированным на территории области, деятельностью которых является переработка и реализация сельскохозяйственной продукции, меда, дикорастущих грибов и ягод, - на приобретение техники, машин, оборудования и инвентаря для организации закупки у населения или переработки сельскохозяйственной продукции, меда, дикорастущих грибов и ягод в размере от 60 до 90% их стоимости в зависимости от вида закупаемой или перерабатываемой продукции;
владельцам личных подсобных хозяйств на приобретение скота, птицы, пчелосемей, семян, кормов и удобрений в размере от 50 до 90% стоимости приобретения в зависимости от размера дохода на одного члена семьи;
сельскохозяйственным производственным и потребительским кооперативам, членами которых являются владельцы личных подсобных хозяйств, - на приобретение тракторов и сельскохозяйственной техники в размере 70% их стоимости.
Отбор претендентов для получения государственной поддержки по намеченным мероприятиям производится областной комиссией на основании представленных бизнес-планов и технико-экономического обоснования.
6. Контроль за ходом реализации мероприятий
Департамент сельского хозяйства области осуществляет организацию и контроль за реализацией мероприятий, вносит в установленном порядке предложения по их уточнению с учетом складывающейся социально-экономической ситуации.
Департамент сельского хозяйства области осуществляет контроль за обеспечением мероприятий финансовыми ресурсами, рассматривает вопросы, возникающие в ходе реализации мероприятий, заслушивает отчеты участников реализации мероприятий, контролирует сроки их исполнения и целевое использование выделяемых средств.
Департамент сельского хозяйства области совместно с Департаментом продовольственных ресурсов, торговли и услуг области, департаментом экономики Правительства области и департаментом финансов области организует проверки хода реализации мероприятий, целевого и эффективного использования средств, выделяемых на их реализацию, привлечение средств предприятий и владельцев личных подсобных хозяйств. Предприятия и организации, участвующие в реализации мероприятий, представляют в департамент сельского хозяйства области ежеквартальную отчетность об использовании бюджетных средств.
7. Оценка эффективности реализации мероприятий
Разработка мероприятий вызвана низким уровнем жизни сельского населения и необходимостью государственной поддержки владельцев личных подсобных хозяйств. Частное подворье является одним из главных источников дохода для сельского населения, самообеспечения продуктами питания и одной из сфер приложения труда. Поэтому результаты воздействия разработанных мероприятий предлагается рассматривать с позиций не только роста производства продукции, но и повышения роли личных подсобных хозяйств в обеспечении продовольственной безопасности области, сохранения и развития сельского образа жизни и культуры, увеличения производства товарной сельскохозяйственной продукции.
Реализация основных мероприятий позволит к 2010 году:
- увеличить объемы производства молока в личных подсобных хозяйствах области на 40%;
- повысить уровень жизни сельского населения области за счет повышения денежных доходов в 2 раза;
- остановить спад и стабилизировать к 2010 году поголовье коров в частном секторе на уровне 23000 голов;
- увеличить товарность производства молока в личных подсобных хозяйствах в 2010 году на 15% к уровню 2004 года за счет повышения продуктивности коров и совершенствования организации системы закупок;
- создать 10-15 сельскохозяйственных производственных и потребительских кооперативов;
- повысить занятость сельского населения за счет дополнительного создания 40-45 рабочих мест;
- преобразовать семейные хозяйства трудопотребительского типа в товарно-предпринимательские.
<< Назад |
Приложение 1 >> к мероприятиям (исключено) |
|
Содержание Постановление Правительства Вологодской области от 27 декабря 2005 г. N 1351 "Об основных мероприятиях по развитию личных... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.