Череповецкая городская Дума постановила:
1. Утвердить Положение об основах организации городского пассажирского транспорта (прилагается).
2. Руководителям транспортных предприятий города до 01.11.95 привести отраслевые правила в соответствие с данным Положением.
3. Обратиться в Законодательное собрание области с просьбой об изменении нормативной базы по увеличению размеров штрафов за безбилетный проезд в городском пассажирском транспорте.
4. Постановление вступает в силу со дня опубликования в газете "Голос Череповца".
Глава городского самоуправления,
Мэр города |
В.Е. Позгалев |
Положение
об основах организации городского
пассажирского транспорта (ГПТ)
(утв. постановлением Череповецкой городской Думы
от 26 сентября 1995 г. N 136)
1. Общие положения
Статья 1.1. Субъекты отношений, регулируемые Положением.
Субъектами являются: юридические и физические лица, вступающие в отношения, связанные с деятельностью ГПТ.
Статья 1.2. Объекты отношений.
К объектам отношений ГПТ относятся; организация функционирования, финансирование, обеспечение работы, поддержка ГПТ со стороны органов городского самоуправления, порядок оказания услуг и защита прав пассажиров на ГПТ; обеспечение безопасности перевозок; основы деятельности предприятий и предпринимателе при перевозках пассажиров с учетом специфических особенностей ГПТ как объекта управления.
Статья 1.3. Городской пассажирский транспорт - это система транспортных предприятий (предпринимателей) в их взаимосвязи, которые обеспечивают перевозку пассажиров. Применяемый для перевозки подвижной состав включает автобусы, вагоны трамвая, троллейбусы и другие технические средства для надежного перемещения групп пассажиров, исключая средства транспорта, используемые внутри отдельных зданий и территорий предприятий и организаций, железные дороги и речные пути сообщений.
Основной целью работы ГПТ является обеспечение транспортных связей внутри города и в пригородной зоне для выполнения трудовых, общественных, культурных и бытовых поездок пассажиров с полным соблюдением установленных стандартов, правил и нормативов пассажирских перевозок. Работа ГПТ и меры по ее обеспечению рассматриваются как общественно значимая деятельность, имеющая особую социальную направленность.
Городской пассажирский транспорт работает в двух видах сообщений: перевозки на внутригородских маршрутах и перевозки по пригородным маршрутам.
Организация работы пригородных маршрутов, проходящих по территории одного или нескольких районов, регулируется администрацией соответствующих районов и области.
Статья 1.4. Маршруты ГПТ подразделяются на 3 категории:
а) муниципальные, организуемые в порядке муниципального заказа мэрии по договору с транспортными предприятиями;
б) заказные маршруты, организуемые транспортным предприятием по заказам (заявкам) различных предприятий, предпринимателей, общественных организаций, учреждений преимущественно для обслуживания определенных пассажиров;
в) коммерческие - это маршруты, организуемые самостоятельно предприятиями и предпринимателями, имеющими лицензию на перевозку пассажиров.
Независимо от категории маршрута ГПТ при перевозке пассажиров должно быть обеспечено выполнение всех предписаний правил обслуживания. Заказчик перевозок вправе установить повышенные дополнительные требования по обслуживанию пассажиров, обеспечению дорожной и экологической безопасности.
Статья 1.5. Пассажиры.
Пассажирами признаются все физические лица и их группы, которые заключили с перевозчиками договор на оказание услуг по перевозке на ГПТ в соответствии с действующими нормами гражданского права. Особенность договорных отношений на ГПТ - это возможность из оформления путем:
- своевременного приобретения пассажиром (их группой) проездных документов;
- вступление пассажиров в договорные отношения без оформления специальных документов между перевозчиком и пассажиром при наличии льгот в оплате проезда, подтвержденных соответствующим документом.
Договорные отношения возникают в момент посадки пассажира в транспортное средство и действуют до момента выхода пассажира из транспортного средства при условии своевременной оплаты проезда.
Статья 1.6. Предприятия и предприниматели ГПТ.
Предприятия и предпринимателя ГПТ, в дальнейшем именуемые "перевозчики", это юридические и физические лица, которые осуществляют перевозку пассажиров на маршрутах ГПТ всех категорий.
Статья 1.7. Заказчик перевозок.
Заказчиком перевозок признается юридическое или физическое лицо, по инициативе которого организован данный маршрут ГПТ.
Статья 1.8. Муниципальный заказ на ГПТ.
Для обеспечения перевозок пассажиров на муниципальных маршрутах ГПТ администрация города формирует муниципальный заказ на перевозки.
Муниципальный заказ оформляется договором (контрактом) между заказчиком перевозок и перевозчиком в случае дотирования перевозок (регулируемые тарифы) и графиком (расписанием) движения транспорта, согласованным с администрацией города при свободных тарифах.
2. Законодательство, регулирующее деятельность
городского пассажирского транспорта
Статья 2.1. Состав законодательства.
Отношения, возникающие в связи с работой ГПТ, регулируются действующим законодательством.
Статья 2.2. Настоящее Положение приводится в соответствие с изменениями, вносимыми в действующее законодательство.
Статья 2.3. Акты, выпускаемые в порядке конкретизации настоящего Положения, утверждаются и вводятся в действие в соответствии с полномочиями различных структур городского самоуправления. Издание и распространение этих актов производят предприятия и организации, уполномоченные органом, утвердившим соответствующий акт.
3. Обязанности и права Администрации
города и перевозчиков ГПТ
Статья 3.1. Основной целью управления ГПТ признается удовлетворение потребностей пассажиров в поездах с соблюдением безопасности движения и законодательства по обслуживанию и обеспечению прав пассажиров как потребителей услуг.
Цели управления реализуются путем осуществления органами городского самоуправления транспортной политики.
Статья 3.2. Организация перевозок.
Администрация города организует в городе и пригородной зоне муниципальные маршруты ГПТ, соответствующие потребностям пассажиров в поездках по трудовым, учебным и культурно-бытовым целям с учетом имеющихся финансовых возможностей. Организация работы ГПТ производится исходя из спроса на перевозки. Для координации работы ГПТ, организации и контроля за перевозками, как правило, создается специализированное муниципальное предприятие, выполняющее функции единого заказчика транспорта от имени администрации города.
Организация маршрутной сети, движения подвижного состава по маршрутам и мероприятия по совершенствованию транспортного обслуживания населения должны быть направлены на улучшение обслуживания большинства пассажиров.
Организация перевозок пассажиров на маршрутах, где не создано специализированное муниципальное транспортное предприятие (служба единого заказчика), осуществляется перевозчиком ГПТ.
Все муниципальные маршруты должны работать с использованием расписания движения подвижного состава, согласованного с заказчиком, и использованием систем контроля и управления.
Статья 3.3. Обязанности и права администрации города.
Подразделения городского самоуправления, ведающие вопросами транспорта, в пределах своей компетентности обязаны:
- своевременно принимать и вводить в действие нормативные акты, способствующие достижению целей ГПТ;
- осуществлять распространение нормативных актов среди субъектов настоящего Положения и контроль за их выполнением;
- принимать установленные меры по обеспечению требований законодательства по защите прав пассажиров как потребителей услуг;
- осуществлять единую техническую политику в области ГПТ; координировать работу Череповецкого филиала Российской транспортной инспекции по лицензированию перевозок на ГПТ;
- разрабатывать и представлять в установленные сроки предложения по развитию и финансированию ГПТ.
Администрация города имеет исключительное право в следующих вопросах организации работы муниципальных маршрутов ГПТ: режима работы, паспортизации муниципальных маршрутов, установления тарифов, системы и формы оплаты пассажирами проезда, предъявления муниципальных заказов на перевозки пассажиров, как правило, на конкурсной основе, координации работы различных видов ГПТ на муниципальных маршрутах. Администрация города заключает договор с перевозчиками и согласовывает расписание движения (при свободных тарифах), определяет источники и суммы, необходимые для оплаты услуг перевозчиков, вводит с учетом местных возможностей дополнительные льготы по оплате пассажирами проезда, осуществляет контроль за исполнением перевозчиками муниципальных заказов и договорных обязательств, меры по рассредоточению времени работы предприятий и учреждений, надлежащему содержанию дорожно - уличной сети и обустройству маршрутов необходимыми линейными сооружениями, безотлагательно рассматривает жалобы и предложения по вопросам обслуживания на ГПТ.
Статья 3.4. Обязанности и права перевозчика.
Перевозчик обязан: получить лицензию на перевозки пассажиров и эксплуатацию обслуживаемых маршрутов; выполнять перевозки в соответствии с договором и действующими требованиями, Правилами и Положениями; обеспечить безусловное соблюдение прав пассажира как потребителя услуг; вести учет и предоставлять информацию в планово-статистические органы и заказчику; обеспечить беспрепятственный допуск представителей заказчика на объекты транспорта для контроля за перевозками; принимать и в установленные законодательством сроки рассматривать жалобы пассажиров на обслуживание.
Перевозчик обязан возмещать пассажирам причиненный ущерб, обусловленный нарушением прав пассажиров как потребителя услуг согласно действующему законодательству.
Перевозчик имеет право на:
самостоятельную эксплуатацию маршрутов ГПТ;
своевременное, полное и гарантированное получение установленных государственных и муниципальных средств, направленных на оплату перевозок по муниципальным маршрутам и осуществление деятельности, обеспечивающей эти перевозки;
получение от заказчика данных, необходимых для надлежащей и эффективной организации перевозок;
прекращение движения на маршрутах при угрозе безопасности движения и оперативное изменение режима движения при возникновении независящих от перевозчика после аварии неблагоприятных дорожно - климатических условий.
Перевозчик, не получающий своевременную оплату за оказанные услуги по перевозке пассажиров на муниципальных маршрутах ГПТ, вправе сократить объем перевозок в соответствии с фактическими размерами финансирования, отнесенными к общим доходам перевозчика. Процедура данных действий должна быть четко изложена в договоре на обеспечение перевозок между заказчиком перевозок и перевозчиком.
4. Безопасность движения на ГПТ
Статья 4.1. Особые требования по обеспечению безопасности на ГПТ.
На ГПТ, помимо обязательных для всех видов транспорта, действуют особые требования по обеспечению безопасности эксплуатации подвижного состава и безопасных перевозок пассажиров, включающие в себя:
обязанность перевозчика в:
- аттестации каждого водителя для допуска к работе на соответствующем маршруте (маршрутах);
- организации предрейсового медицинского контроля состояния водителей;
- назначении из числа своих работников должностных лиц, ответственных за состояние и организацию безопасности движения и выпуск на маршруты технически исправного подвижного состава;
открытие и изменение маршрутов ГПТ, организация остановок с установкой погодочных павильонов в обязательном порядке согласовывается с Государственной автомобильной инспекцией.
Статья 4.2. Контроль за соблюдением требований по безопасности движения.
Контроль за соблюдением требований по безопасности движения на ГПТ возлагается в пределах их компетенции:
на администрацию города, заказчика перевозок и в соответствии с действующим законодательством на Государственную автомобильную инспекцию Российской Федерации, Российскую транспортную инспекцию Министерства транспорта Российской Федерации. Предписания органов, осуществляющих контроль в пределах их компетенции, обязательны для перевозчика.
5. Основы экономической деятельности ГПТ
Статья 5.1. Принципы организации экономической деятельности.
Предприятия и предприниматели ГПТ (перевозчики) осуществляют свою экономическую деятельность на общих основаниях, установленных действующим законодательством и Уставом предприятия.
К доходам перевозчика от оказания услуг на ГПТ относятся суммы выручки от реализации всех видов проездных документов и прочей деятельности, отраженной в Уставе предприятия. К расходам по оказанию услуг на ГПТ относятся затраты перевозчика по выполнению на маршрутах рейсов, включая затраты на непосредственное выполнение рейсов.
Состав затрат по производству и реализация (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции, и порядок формирования результатов утверждаются постановлениями правительства Российской Федерации.
Статья 5.2. Коммерческая деятельность предприятий ГПТ.
Коммерческая деятельность предприятия ГПТ, выполняющего муниципальный заказ на перевозки, производится с приоритетным выполнением муниципального заказа.
6. Финансирование ГПТ
Статья 6.1. Цели и задачи финансирования ГПТ.
Цель финансирования ГПТ - обеспечение перевозчика необходимыми финансовыми средствами для выполнения принятых на себя обязательств по обслуживанию соответствующих маршрутов ГПТ.
К задачам финансирования относятся:
- определение условий финансирования (размеры, авансирование, сроки, порядок и другие требования по предоставлению финансовых ресурсов на стадии организации перевозок);
- организация механизма своевременного и гарантированного финансирования ГПТ;
- изыскание необходимых финансовых ресурсов для текущего финансирования перевозок и их перспективного развития;
- распределение финансовых ресурсов между отдельными перевозчиками и видами работ;
- организация финансирования в виде авансовых платежей, предшествующих началу перевозок пассажиров;
- установление порядка расходования бюджетных средств, направляемых на финансирование ГПТ;
- организация и проведение контроля за надлежащим использованием финансовых ресурсов на ГПТ.
Статья 6.2. Организация финансирования ГПТ.
Порядок организации финансирования ГПТ и рассмотрения претензий по финансированию определяется договором между заказчиком и перевозчиком.
Статья 6.3. Финансирование муниципальных маршрутов.
Финансирование муниципальных маршрутов осуществляется на условиях получения перевозчиком из бюджета города разницы между расчетной калькуляцией расходов и суммой доходов от сбора платы за проезд по установленным администрацией города тарифам, а также сумм компенсаций за перевозки пассажиров, освобожденных частично или полностью от оплаты проезда по решению органов городского самоуправления, выплачиваемых через комитет социальной защиты населения.
Статья 6.4. Механизм финансирования перевозок на муниципальных маршрутах ГПТ.
Средства, направляемые на финансирование перевозок на муниципальных маршрутах, включают выручку перевозчика от реализации всех видов проездных документов и установленные целевые выплаты и дотации, выплачиваемые перевозчикам непосредственно из бюджета города и через комитет социальной защиты населения. Размер дотаций и целевых выплат устанавливается договором между заказчиком и перевозчиком и должен покрывать разницу между установленными тарифами и себестоимостью перевозок и обеспечивать рентабельную работу перевозчика.
Статья 6.5. Фонды финансирования ГПТ.
При создании в городе специализированного подразделения, выступающего от имени администрации города в качестве службы единого заказчика, для аккумулирования, хранения и учета расходования средств на финансирование ГПТ, формируется фонд финансирования ГПТ в качестве самостоятельного внебюджетного источника средств в соответствии с Положением, утвержденным органами городского самоуправления.
7. Лицензирование ГПТ
Статья 7.1. Режим лицензирования.
Устанавливается обязательность лицензирования при осуществлении перевозок по маршрутам ГПТ. Лицензирование осуществляется в форме выдачи перевозчику лицензий, представляющих собой специальное разрешение заниматься транспортной деятельностью определенного вида.
Лицензии выдаются на осуществление перевозок пассажиров автобусами и маршрутными таксомоторами в соответствии с утвержденным правительством Российской Федерации Положением и порядком выдачи лицензий.
В г. Череповце организация лицензионной работы осуществляется филиалом Российской транспортной инспекции.
Перевозчик ГПТ должен иметь лицензии в течение всего срока обслуживания маршрутов ГПТ. Работа перевозчика без лицензии влечет ответственность в соответствии с действующим законодательством.
Статья 7.2. Порядок выдачи и прекращения действия лицензии.
Порядок выдачи, оформления и досрочного прекращения действия лицензии устанавливается Вологодским отделением Российской транспортной инспекции по согласованию с администрацией города и в соответствии с нормативными документами по лицензированию.
8. Тарифы на ГПТ
Статья 8.1. Направления тарифной политики.
Администрация города проводит на ГПТ тарифную политику, позволяющую сочетать оплату содержания муниципальных маршрутов ГПТ за счет денежных средств населения, дотаций и целевых выплат из бюджета.
Выбор долевого соотношения осуществляется исходя из возможностей городского бюджета. При наличии достаточных средств для отдельных категорий граждан могут быть введены льготы в оплате проезда.
Установление видов и размеров, применяемых на муниципальных маршрутах ГПТ тарифов и системы оплаты пассажирами проезда, включая штрафы (в соответствии с законодательством) за нарушение правил проезда, возлагается на администрацию города. На заказных маршрутах тарифы устанавливаются перевозчиком по договоренности с заказчиком, коммерческих - перевозчиком с уведомлением администрации города.
На муниципальных маршрутах сумма выручки по применяемым тарифам, дотаций и выплат из бюджета должна обеспечивать рентабельную работу перевозчика. При этом рентабельность перевозок в среднем должна быть достаточной для формирования фондов развития предприятия ГПТ, простого воспроизводства и его производственных фондов.
Статья 8.2. Периодичность и условия пересмотра тарифов.
Пересмотр тарифов производится по мере необходимости и в случаях:
- существенного (более 5 процентов) изменения затрат на текущую эксплуатационную деятельность ГПТ;
- изменения проводимой органами городского самоуправления транспортной политики;
- необходимости получения средств для финансирования внедрения различных инноваций на ГПТ.
Население города должно быть уведомлено о предстоящем изменении тарифов за две недели до введения изменений через местные средства массовой информации:
- на муниципальных маршрутах ГПТ - заказчиком перевозок;
- на коммерческих и заказных маршрутах - перевозчиком.
На муниципальных маршрутах ГПТ не допускается пересмотр тарифов и размера дотаций и выплат из городского бюджета, приводящий к снижению рентабельности работы перевозчика ниже предела, установленного в договоре заказчиком перевозок.
9. Технические сооружения и инфраструктура ГПТ
Статья 9.1. К техническим сооружениям и объектам относятся:
- здания и сооружения на территории предприятий, осуществляющих и обеспечивающих перевозки на ГПТ;
- оборудование технологической связи, сигнализации и автоматики, объекты энергетического и путевого хозяйства, используемые для обеспечения движения по маршрутам ГПТ.
Статья 9.2. Обязанности по содержанию и эксплуатации технических сооружений и объектов инфраструктуры ГПТ возлагаются на предприятия, в чье ведение передано имущество на праве полного хозяйственного ведения или оперативного управления. Не допускается прекращение эксплуатации в режимах, препятствующих надлежащей работе муниципальных маршрутов ГПТ без согласования с заказчиком перевозок, за исключением аварийных ситуаций.
Статья 9.3. Требования, стандарты и условия эксплуатации технических сооружений ГПТ устанавливаются Министерством транспорта Российской Федерации и Госстандартом Российской Федерации.
Статья 9.4. Содержание остановочных пунктов маршрутов ГПТ и подходов к ним, включая устройства покрытия площадок и пешеходных дорожек, их уборку, подсыпку противогололедными материалами возлагаются на:
- муниципальных маршрутах - на администрацию города;
- коммерческих и заказных маршрутах - на организацию (лицо), определенную заказчиком перевозок и перевозчиком.
10. Правила перевозки
Правила перевозки на муниципальных маршрутах ГПТ должны соответствовать настоящему Положению и типовым правилам соответствующего вида транспорта и утверждаются администрацией города. Правила перевозки пассажиров на заказных и коммерческих маршрутах утверждаются перевозчиком и заказчиком перевозки с соблюдением действующего законодательства, настоящего Положения и других нормативных актов, регулирующих перевозки на ГПТ.
11. Права и обязанности пассажиров
Статья 11.1. Правовой статус пассажиров.
11.1.1. Пассажир является потребителем транспортной услуги.
11.1.2. Перечень категорий пассажиров, пользующихся правом бесплатного проезда или другими льготами при оплате проезда на ГПТ, устанавливается:
- основной (на федеральном и областном уровне) - правительством Российской Федерации и администрацией области;
- дополнительный - органами городского самоуправления в соответствии с их компетенцией.
Статья 11.2. Права пассажира.
Пассажир имеет право: - по собственному выбору пользоваться услугами ГПТ;
- требовать от перевозчика соблюдения установленных правил перевозок, стандартов обслуживания и тарифов;
- при невозможности завершения начатой поездки по вине перевозчика после возобновления движения на маршруте продолжить свою поездку без оплаты;
- пользоваться установленными льготами;
- требовать от перевозчика возмещения ущерба, причиненной пассажиру и ручной клади;
обращаться в органы государственного управления и городского самоуправления с предложениями по совершенствованию работы ГПТ;
- обращаться в суд для защиты своих интересов;
- требовать у контролера служебное удостоверение.
Пассажиры, несвоевременно, не полностью или неправильно оплатившие свой проезд и провоз ручной клади, не могут пользоваться правами потребителя услуг до исправления допущенного нарушения.
Статья 11.3. Обязанности пассажира.
Пассажир обязан:
- выполнять установленные правила проезда;
- соблюдать при поездках на ГПТ общественный порядок и общепринятые нормы поведения;
- своевременно и правильно оплачивать проезд и провоз ручной клади;
- возмещать перевозчику и другим пассажирам ущерб, причиненный собственными неосторожными либо умышленными действиями;
- при отсутствии необходимой суммы денег для уплаты штрафа, предъявлять лицу, осуществляющему контроль за соблюдением правил перевозок, документ, удостоверяющий личность пассажира для последующего взыскания штрафов.
Статья 11.4. Информация в подвижном составе и на остановочных пунктах.
11.4.1. Внутри подвижного состава:
- максимальное число посадочных мест;
- правила перевозок на данном виде транспорта;
- схемы маршрутов;
- указание тарифов;
- обозначение аварийных выходов и устройств, мест для преимущественного проезда инвалидов, беременных женщин, пассажиров с детьми;
- номера телефонов уполномоченного по претензиям;
- адреса предприятия - перевозчика;
- обозначения номера единицы подвижного состава;
- функционирующих устройств в виде обязательного звукового объявления названий остановочных пунктов.
11.4.2. Снаружи подвижного состава:
указатели номера маршрута и его основных остановочных пунктов, наименование предприятия (предпринимателя).
11.4.3. На остановочных пунктах: наименование остановки, указатели маршрутов и интервалы (расписание) движения.
11.4.4. В многолюдных местах города: схемы и планы, позволяющие пассажирам произвести правильный выбор маршрутов ГПТ.
12. Информация на ГПТ
Статья 12.1. В городе Череповце на ГПТ все информационные надписи выполняются на русском языке.
Статья 12.2. На подвижном составе рекламные материалы размещаются внутри салона и снаружи на его бортах и не должны ограничивать обзор с места водителя.
Статья 12.3. Заказчик перевозок и перевозчик обязаны:
- не менее чем за 5 суток до открытия движения по маршруту ГПТ обеспечить возможность для пассажиров получить доступную информацию.
13. Контроль и ответственность за исполнение положения
Статья 13.1. Контроль за исполнением Положения в соответствии с действующим законодательством возлагается на органы Российской транспортной инспекции и Государственной автомобильной инспекции Российской Федерации, а также на должностных лиц администрации города, ответственных за организацию ГПТ, в пределах компетенции местного самоуправления.
Статья 13.2. Несоблюдение Положения влечет ответственность в соответствии с действующим законодательством.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Череповецкой городской Думы от 26 сентября 1995 г. N 136 "О положении об основах организации городского пассажирского транспорта"
Текст постановления опубликован в газете "Голос Череповца" от 18 ноября 1995 г. N 220
Решением Череповецкой городской Думы Вологодской области от 29 декабря 2014 г. N 273 настоящее постановление признано утратившим силу
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Решение Череповецкой городской Думы Вологодской области от 3 марта 2009 г. N 20