Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Статья 40. Проверка достоверности данных, содержащихся в подписных листах, и сведений, представленных кандидатами, избирательными объединениями
1. Территориальная избирательная комиссия, выполняющая полномочия окружной избирательной комиссии, проверяет соблюдение порядка выдвижения кандидата, предусмотренного настоящим законом, представившим установленные настоящим законом документы. Если кандидатом представлены подписные листы с подписями избирателей, собранными в поддержку выдвижения кандидата, территориальная избирательная комиссия, выполняющая полномочия окружной избирательной комиссии, проверяет соблюдение порядка сбора подписей, оформления подписных листов, достоверность сведений об избирателях, подписей и даты внесения подписей избирателей, содержащихся в этих подписных листах. Территориальная избирательная комиссия, выполняющая полномочия окружной избирательной комиссии, вправе проверить достоверность биографических и иных сведений, представленных кандидатом в соответствии с настоящим законом.
Избирательная комиссия области проверяет соблюдение порядка выдвижения областного списка кандидатов, предусмотренного настоящим законом, каждым избирательным объединением, представившим установленные настоящим законом документы. Если избирательным объединением представлены подписные листы с подписями избирателей, собранными в поддержку выдвижения областного списка кандидатов, Избирательная комиссия области проверяет соблюдение порядка сбора подписей, оформления подписных листов, достоверность сведений об избирателях, подписей и даты внесения подписей избирателей, содержащихся в этих подписных листах. Избирательная комиссия области вправе проверить достоверность биографических и иных сведений, представленных избирательным объединением в соответствии с настоящим законом.
2. Соответствующая избирательная комиссия обязана обратиться с представлением о проверке достоверности данных и сведений, представляемых в соответствии с настоящим законом, в соответствующие органы, которые в соответствии с Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" обязаны в течение десяти дней, а за десять и менее дней до дня голосования - в срок, установленный избирательной комиссией, сообщить избирательной комиссии о результатах проверки.
3. Избирательная комиссия области, территориальная избирательная комиссия, выполняющая полномочия окружной избирательной комиссии, для проведения проверки соблюдения порядка сбора подписей, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях и подписей избирателей, содержащихся в этих подписных листах, может своим решением создавать рабочие группы из числа членов Избирательной комиссии области, территориальной избирательной комиссии, выполняющей полномочия окружной избирательной комиссии, работников аппарата Избирательной комиссии области, указанной территориальной избирательной комиссии, привлеченных специалистов. К такой проверке могут привлекаться члены нижестоящих избирательных комиссий, эксперты из числа специалистов органов внутренних дел, учреждений юстиции, военных комиссариатов, специализированных организаций, осуществляющих учет населения Российской Федерации, а также иных государственных органов. Заключения экспертов, изложенные в ведомостях проверки подписных листов, могут служить основанием для признания недостоверными содержащихся в подписных листах сведений об избирателях и их подписей. Для установления достоверности содержащихся в подписных листах сведений соответствующая избирательная комиссия вправе использовать Государственную систему регистрации (учета) избирателей, участников референдума, а также ГАС "Выборы". Сведения о результатах проверки, полученные по каналам связи ГАС "Выборы" и подписанные электронной цифровой подписью председателя территориальной избирательной комиссии, могут являться основанием для признания подписей избирателей недействительными. Для установления достоверности данных, содержащихся в подписных листах, Избирательная комиссия области, территориальная избирательная комиссия, выполняющая полномочия окружной избирательной комиссии, вправе использовать государственную систему регистрации (учета) избирателей.
4. Проверке подлежат все представленные подписи, собранные в поддержку выдвижения каждого кандидата, областного списка кандидатов, и соответствующие им данные об избирателях, внесших свои подписи в подписные листы. При проведении проверки подписей избирателей вправе присутствовать любые кандидаты, выдвинутые по соответствующему одномандатному избирательному округу, представившие необходимое для регистрации количество подписей избирателей, их уполномоченные представители или доверенные лица, уполномоченные представители или доверенные лица избирательных объединений, выдвинувших кандидатов по одномандатному избирательному округу и представившие необходимое для регистрации количество подписей избирателей, уполномоченные представители или доверенные лица избирательных объединений, выдвинувших областные списки кандидатов и представившие необходимое для регистрации количество подписей избирателей. О времени проведения проверки подписных листов должны извещаться представившие установленное для регистрации кандидата, областного списка кандидатов количество подписей кандидат, уполномоченный представитель избирательного объединения, выдвинувшего областной список кандидатов.
5. По результатам проверки достоверности данных, содержащихся в подписных листах, подпись избирателя может быть признана достоверной, недостоверной и (или) недействительной.
6. Проверке и учету не подлежат подписи избирателей и соответствующие им сведения об избирателях, содержащиеся в подписных листах, но исключенные (вычеркнутые) лицами, заверяющими подписные листы, до представления подписных листов в соответствующую избирательную комиссию, если исключение (вычеркивание) специально оговорено указанными лицами в подписном листе или в протоколе об итогах сбора подписей до представления подписных листов в избирательную комиссию.
7. Если при проверке подписных листов обнаруживается несколько подписей одного и того же лица в поддержку выдвижения одного и того же кандидата, областного списка кандидатов, достоверной считается только одна подпись, а остальные подписи считаются недействительными.
8. Недостоверными считаются подписи, выполненные от имени разных лиц одним лицом или от имени одного лица другим лицом. Подписи, выполненные указанным образом, признаются недостоверными на основании письменного заключения эксперта, привлеченного к работе по проверке их достоверности в соответствии с частью 3 настоящей статьи.
9. Недействительными считаются:
1) подписи лиц, не обладающих активным избирательным правом в соответствующем одномандатном избирательном округе, областном избирательном округе, в котором кандидат дал согласие на выдвижение;
2) подписи избирателей, указавших в подписном листе сведения, не соответствующие действительности. В этом случае подпись признается недействительной при наличии официальной справки органа внутренних дел Российской Федерации либо заключения эксперта, привлеченного к работе по проверке достоверности подписей в соответствии с частью 3 настоящей статьи;
3) подписи избирателей без указания каких-либо из требуемых в соответствии с настоящим законом сведений либо без собственноручного указания даты внесения избирателем своей подписи в подписном листе;
4) подписи избирателей, данные о которых внесены в подписной лист нерукописным способом или карандашом;
5) подписи избирателей с исправлением в дате ее внесения в подписной лист, если это исправление специально не оговорено избирателем, а также подписи избирателей, даты внесения которых проставлены избирателями не собственноручно, на основании письменного заключения эксперта, привлеченного к проверке в соответствии с частью 3 настоящей статьи;
6) подписи избирателей с исправлениями в соответствующих этим подписям сведениях об избирателях, если эти исправления специально не оговорены избирателями или лицами, заверяющими подписные листы;
7) все подписи в подписном листе в случаях, если подписной лист не заверен собственноручной подписью лица, осуществлявшего сбор подписей, и (или) уполномоченного представителя избирательного объединения, кандидатом, либо если эта подпись недостоверна, либо если в сведениях о лице, осуществлявшем сбор подписей, в дате внесения подписи указанным лицом, уполномоченным представителем избирательного объединения, кандидатом имеются исправления, специально не оговоренные соответственно лицом, осуществлявшим сбор подписей, названными уполномоченными представителями, кандидатом;
8) подписи избирателей, внесенные в подписной лист до дня, следующего за днем уведомления территориальной избирательной комиссии, Избирательной комиссии области о выдвижении кандидата, либо до дня, следующего за днем заверения копии областного списка кандидатов Избирательной комиссией области;
9) подписи, собранные с участием органов государственной власти, органов местного самоуправления, органов управления организаций всех форм собственности, учреждений, членов избирательных комиссий с правом решающего голоса, либо с принуждением избирателей в процессе сбора представленных подписей, либо с вознаграждением избирателей за внесение представленных подписей, либо на рабочих местах, по месту учебы, либо в процессе и в местах выдачи заработной платы, пенсий, пособий, стипендий, иных социальных выплат, а также при оказании благотворительной помощи;
10) подписи избирателей, если сведения о них внесены в подписной лист не самими избирателями, ставящими подписи, и не лицом, осуществлявшим сбор подписей, внесенных в этот подписной лист, - на основании письменного заключения эксперта, привлеченного к работе по проверке их достоверности в соответствии с частью 3 настоящей статьи;
11) все подписи в подписном листе, изготовленном с нарушением требований, установленных приложениями 1, 2 и 3 к настоящему закону.
10. При обнаружении в подписном листе заполненной строки (заполненных строк), не соответствующей (не соответствующих) настоящему закону, не учитывается только подпись в данной строке (данных строках), за исключением случаев, предусмотренных пунктами 7 и 11 части 9 настоящей статьи.
Законом Вологодской области от 4 мая 2007 г. N 1589-ОЗ в пункт 11 статьи 40 настоящего Закона внесены изменения, вступающие в силу по истечении десяти дней после дня официального опубликования названного Закона
11. Специально оговоренные при составлении подписного листа исправления и помарки не могут служить основанием для признания подписи недействительной, если не установлена ее недостоверность и (или) недействительность в соответствии с частями 7, 8 и 9 настоящей статьи. Не могут служить основанием для признания подписи избирателя недействительной имеющиеся в сведениях о нем сокращения слов и дат, не препятствующие однозначному восприятию этих сведений.
12. Утратила силу.
См. текст части 12 статьи 40
13. Регистрация кандидата, областного списка кандидатов не производится в случае, если количества представленных подписей избирателей за вычетом количества подписей, признанных недостоверными, и подписей, признанных недействительными, недостаточно для регистрации.
Законом Вологодской области от 4 мая 2007 г. N 1589-ОЗ в пункт 14 статьи 40 настоящего Закона внесены изменения, вступающие в силу по истечении десяти дней после дня официального опубликования названного Закона
14. По окончании проверки подписных листов по каждому кандидату, областному списку кандидатов составляется итоговый протокол, который подписывается руководителем рабочей группы - членом соответствующей избирательной комиссии с правом решающего голоса и представляется избирательной комиссии для принятия решения о регистрации кандидата, областного списка кандидатов или об отказе в регистрации кандидата, областного списка кандидатов. В протоколе указываются количество заявленных, количество представленных и количество проверенных подписей избирателей, а также количество подписей, признанных недостоверными и (или) недействительными, с указанием оснований признания их таковыми. Протокол прилагается к решению избирательной комиссии. Повторная проверка подписных листов после принятия избирательной комиссией указанного решения может быть осуществлена в порядке, предусмотренном частью 7 статьи 38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации". Копия протокола передается кандидату, уполномоченному представителю избирательного объединения не менее чем за двое суток до заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов. В случае, если количества достоверных подписей избирателей недостаточно или количество недостоверных или недействительных подписей составило 10 и более процентов от общего количества подписей, кандидат, избирательное объединение вправе получить в избирательной комиссии одновременно с копией протокола заверенную руководителем рабочей группы ведомость проверки, в которой называются основания (причины) признания подписей избирателей недостоверными и (или) недействительными с указанием номера папки, подписного листа и строки в подписном листе, в которых каждая из таких подписей содержится, а также копии официальных документов, на основании которых подписи были признаны недостоверными или недействительными.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.