20 января 2009 г.
В соответствии со статьей 115.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации, на основании статей 38, 44 Устава муниципального образования "Город Вологда" постановляю:
1. Утвердить прилагаемый Порядок проведения анализа финансового состояния принципала в целях предоставления гарантии муниципального образования "Город Вологда".
2. Настоящее постановление подлежит опубликованию в газете "Вологодские новости".
Глава города Вологды |
Е.Б. Шулепов |
Порядок проведения анализа финансового состояния принципала в целях предоставления гарантии муниципального образования "Город Вологда"
(утв. постановлением Главы г. Вологды от 17 ноября 2008 г. N 6735)
20 января 2009 г.
1. Общие положения
1.1. Настоящий порядок проведения анализа финансового состояния принципала в целях предоставления гарантии муниципального образования "Город Вологда" (далее - порядок) разработан на основании пункта 3 статьи 115.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации в целях обеспечения эффективного использования бюджетных средств при предоставлении муниципальных гарантий города Вологды.
Постановлением Главы г. Вологды от 20 января 2009 г. N 219 в пункт 1.2 раздела 1 настоящего Порядка внесены изменения
1.2. Анализ финансового состояния принципала в соответствии с настоящим порядком осуществляет комиссия по оценке финансового состояния юридического лица (далее - комиссия), которая собирается по мере необходимости. Персональный состав данной комиссии утверждается постановлением Главы города Вологды в соответствии с предложениями руководителей структурных подразделений Администрации города Вологды из числа специалистов отдела организации исполнения бюджета, контрольно-ревизионного отдела Департамента финансов Администрации города Вологды, Экономического управления Администрации города Вологды, а также структурного подразделения Администрации города Вологды, функции которого соответствуют основному виду деятельности принципала.
Председателем комиссии является начальник контрольно-ревизионного отдела Департамента финансов либо лицо, на которое временно возложено исполнение его обязанностей. Председатель комиссии руководит деятельностью комиссии и организует ее работу.
В случае, если в качестве принципала выступает муниципальное предприятие, обязательному включению в состав комиссии подлежит специалист структурного подразделения Департамента имущественных отношений Администрации города Вологды, осуществляющего анализ финансово-хозяйственной деятельности муниципальных предприятий.
В результате работы комиссии должно быть определено финансовое состояние организации и сделан однозначный вывод о финансовой устойчивости организации либо о неудовлетворительном финансовом состоянии организации.
Комиссия принимает решения на заседаниях комиссии. Заседания комиссии считаются правомочными, если на них присутствуют не менее половины ее членов.
Решения комиссии принимаются простым большинством голосов от числа членов комиссии, присутствующих на заседании. При равенстве голосов членов комиссии решающим является голос ее председателя.
Член комиссии, не согласный с принятым решением, имеет право письменно изложить свое мнение.
Решения комиссии оформляются отдельными протоколами заседания с приложением рабочих материалов комиссии, которые подписывают председатель и члены комиссии, присутствующие на заседаниях.
1.3. Для оценки финансового состояния принципала используются три группы индикаторов:
коэффициенты ликвидности;
коэффициенты, характеризующие общую финансовую устойчивость;
показатели рентабельности.
Постановлением Главы г. Вологды от 20 января 2009 г. N 219 в пункт 1.4 раздела 1 настоящего Порядка внесены изменения
1.4. В целях проведения анализа финансового состояния принципала организация представляет на рассмотрение комиссии копии следующих документов:
бухгалтерского баланса (форма N 1 по ОКУД 0710001);
отчета о прибылях и убытках (форма N 2 по ОКУД 0710002);
отчета об изменениях капитала (форма N 3 по ОКУД 0710003);
отчета о движении денежных средств (форма N 4 по ОКУД 0710004);
приложения к бухгалтерскому балансу (форма N 5 по ОКУД 0710005);
пояснительной записки к бухгалтерскому балансу;
информацию о целевом использовании средств, полученных за последние два года из бюджета города Вологды (субсидии, бюджетные инвестиции, бюджетные кредиты, муниципальные гарантии).
Документы представляются за последние два финансовых года, предшествовавших году обращения, и последний отчетный период текущего финансового года. Представленные документы в обязательном порядке должны содержать отметку налогового органа о принятии, а также быть заверенными подписями руководителя и главного бухгалтера организации и скреплены печатью. В зависимости от организационно-правовой формы организации перечень представляемых документов может быть скорректирован.
1.5. Анализ финансового состояния принципала проводится комиссией в срок, не превышающий десяти рабочих дней, после представления полного перечня документов в соответствии с настоящим Порядком (если для проведения анализа необходима дополнительная информация, срок продлевается до получения ответа на запрос).
1.6. Документы и иные материалы, полученные комиссией в соответствии с настоящим Порядком, не возвращаются.
2. Коэффициенты ликвидности
2.1. Коэффициенты ликвидности характеризуют обеспеченность организации оборотными средствами для ведения хозяйственной деятельности и своевременного погашения срочных обязательств.
Группа коэффициентов ликвидности содержит три показателя:
коэффициент абсолютной ликвидности;
коэффициент быстрой (промежуточной) ликвидности;
коэффициент текущей (общей) ликвидности.
2.2. Коэффициент абсолютной ликвидности (К1) характеризует способность к моментальному погашению долговых обязательств и рассчитывается по следующей формуле:
,
ДС - денежные средства в кассе и на расчетном счете организации (код показателя 260 формы N 1 по ОКУД 0710001).
О - рыночная стоимость государственных ценных бумаг и ценных бумаг Сбербанка России, принадлежащих организации, на момент окончания отчетного периода. В случае наличия у организации ценных бумаг Сбербанка России предоставляется информация о их рыночной стоимости. В случае отсутствия данной информации объем ценных бумаг Сбербанка России у организации предполагается равным нулю.
КО - краткосрочные финансовые обязательства. Значение показателя определяется как разность итога раздела 5 формы N 1 по ОКУД 0710001 и доходов будущих периодов и резервов предстоящих расходов (коды показателей 690 -640 -650 формы N 1 по ОКУД 0710001).
2.3. Коэффициент быстрой (промежуточной) ликвидности (К2) характеризует способность организации оперативно высвободить из хозяйственного оборота денежные средства и погасить существующие финансовые обязательства и рассчитывается по следующей формуле:
, где
ДЗ - дебиторская задолженность, погашение которой ожидается в течение года (код показателя 240 формы N 1 по ОКУД 0710001);
KB - краткосрочные финансовые вложения (код показателя 250 формы N 1 по ОКУД 0710001);
ДС - денежные средства;
КО - краткосрочные финансовые обязательства.
2.4. Коэффициент текущей (общей) ликвидности (КЗ) является обобщающим показателем платежеспособности юридического лица, характеризует ожидаемую платежеспособность принципала на период, равный средней продолжительности одного оборота всех оборотных средств и вычисляется по следующей формуле:
, где
О А - оборотные активы организации (код показателя 290 формы N 1 по ОКУД 0710001);
НА - неликвидные оборотные активы организации, включающие расходы будущих периодов и дебиторскую задолженность, платежи по которой ожидаются более чем через 12 месяцев после отчетной даты (коды показателей 216 + 230 формы N 1 по ОКУД 0710001);
КО - краткосрочные финансовые обязательства.
3. Коэффициенты соотношения собственных и заемных средств
3.1. Для оценки общей финансовой устойчивости принципала используются:
коэффициент соотношения собственных и заемных средств;
коэффициент автономии;
коэффициент концентрации заемного капитала.
3.2. Коэффициент соотношения собственных и заемных средств (К4) является одной из характеристик финансовой устойчивости юридического лица, указывает на возможность покрытия собственным капиталом заемных средств и рассчитывается по формуле:
, где
СК - собственный капитал организации;
ЗК - заемный капитал или финансовые обязательства организации.
3.3. Коэффициент автономии (К5) характеризует долю собственных средств в общей сумме всех средств, вложенных в имущество принципала, и рассчитывается по следующей формуле:
, где
СК - собственный капитал организации (код показателя 490 формы N 1 по ОКУД 0710001 );
ВБ - валюта баланса (общая сумма собственного и заемного капитала) (код показателя 700 формы N 1 по ОКУД 0710001).
3.4. Коэффициент концентрации заемного капитала (К6) характеризует долю заемных средств в общей сумме капитала организации и рассчитывается по формуле:
, где
ЗК - заемный капитал или финансовые обязательства организации. Значение показателя определяется как сумма краткосрочных и долгосрочных обязательств без учета доходов будущих период# и резервов предстоящих расходов (коды показателей 590 + 690 - 640 - 650 формы N 1 по ОКУД 0710001);
ВБ - валюта баланса (общая сумма собственного и заемного капитала).
3.5. Коэффициент автономии (К5) и коэффициент концентрации заемного капитала (К6) рассчитываются справочно, не используется при расчете сводной оценки финансового состояния принципала, но прилагаются к протоколу заседания комиссии.
4. Показатели рентабельности
4.1. Показатели рентабельности (доходности) организации позволяют дать оценку финансовых результатов ее деятельности. Разные показатели рентабельности отражают эффективность деятельности организации в части реализации продукции, работ или услуг, использования оборотных и внеоборотных активов, эффективности использования земных средств.
4.2. Коэффициент рентабельности продаж или коэффициент чистой прибыли (К7) характеризует степень прибыльности деятельности организации и рассчитывается по следующей формуле:
, где
ПР - прибыль от реализации продукции (код показателя 050 формы N 2 по ОКУД 0710002);
В - выручка от реализации товаров, работ и услуг без учета косвенных налогов и сборов (код 010 формы N 2 по ОКУД 0710002).
4.3. Коэффициент рентабельности активов (К8) рассчитывается справочно, не используется при расчете сводной оценки финансового состояния принципала, но прилагается к протоколу заседания комиссии. Коэффициент рентабельности активов (К8), который характеризует эффективность использования организацией вложенных в нее средств и рассчитывается по следующей формуле:
, где
ПР - прибыль от реализации продукции;
ВБ - валюта баланса (общая сумма собственного и заемного капитала).
5. Построение оценки финансового состояния
5.1. Для каждого коэффициента установлены наилучшее и наихудшее пороговые значения. На основе полученного значения и пороговых значений для каждого коэффициента определяется одна из трех категорий финансового состояния принципала.
5.2. Сводная оценка финансового состояния принципала (S) определяется на основании категорий риска и рассчитывается по следующей формуле:
S = , где
Вес Ki - вес коэффициента Ki в сводной оценке финансового состояния принципала в соответствии с приложением 1 к настоящему Порядку.
Kaт.Ki - категория, к которой относится значение коэффциента Ki в соответствии с приложением 2 к настоящему Порядку.
5.3. На основании сводной оценки финансового состояния принципала, финансовое состояние организации может быть отнесено к одному из трех классов:
- финансовое состояние является хорошим, если значение сводной оценки не превышает 1,05;
- финансовое состояние является удовлетворительным, если значение сводной оценки больше 1,05, однако не превышает 2,4;
- финансовое состояние является неудовлетворительным, если значение сводной оценки больше 2,4.
6. Методика оценки финансового состояния принципала
6.1. Коэффициенты в целях определения сводной оценки рассчитываются по итогам за последний отчетный финансовый год и отчетный период текущего финансового года.
6.2. В случае, если хотя бы одна из двух рассчитанных сводных оценок указывает на неудовлетворительное финансовое состояние, то такой принципал признается финансово неустойчивым.
6.3. В случае, если одна из рассчитанных сводных оценок указывает на удовлетворительное финансовое состояние, а другая на хорошее финансовое состояние, либо обе из рассчитанных сводных оценки указывают на удовлетворительное финансовое состояние, то комиссия проводит дополнительный анализ финансового состояния, включающий в себя:
расчет коэффициентов и сводной оценки за весь период деятельности принципала, за который представлена бухгалтерская отчетность;
сравнительный анализ динамики сводной оценки финансового состояния принципала и определение направления его вектора развития.
В случае, если сводная оценка в динамике стремится к качественному ухудшению, то такой принципал признается финансово неустойчивым.
В случае, если сводная оценка имеет положительную динамику, то в отношении такого принципала комиссия проводит анализ реальных возможностей утраты платежеспособности в период действия муниципальной гарантии на основании коэффициентов, определенных в соответствии с Методическими положениями по оценке финансового состояния предприятий и установлению неудовлетворительной структуры баланса, утвержденными распоряжением Федерального управления по делам о несостоятельности (банкротстве) от 12.08.1994 года N 31-р.
В случае, если коэффициент утраты платежеспособности укажет, что у принципала в период действия муниципальной гарантии есть реальная возможность утратить свою платежеспособность, то такой принципал признается финансово неустойчивым.
6.4. В случае, если в качестве принципала выступает муниципальное предприятие и оно признано финансово неустойчивым, комиссия осуществляет анализ зависимости установленной неплатежеспособности предприятия от задолженности муниципального образования "Город Вологда" перед ним. В целях указанного анализа под задолженностью муниципального образования "Город Вологда" перед предприятием понимаются:
неисполненные в срок обязательства муниципального образования "Город Вологда" по компенсации мер социальной поддержки, установленных органами местного самоуправления города Вологды, оплате муниципальных контрактов;
получение предприятием некомпенсируемых убытков в результате установления тарифов, не покрывающих текущие расходы предприятия на оказание услуг.
В случае, если предприятие не представило в комиссию документов, подтверждающих наличие перед ним задолженности муниципального образования "Город Вологда", сформировавшейся за анализируемый период, то зависимость неплатежеспособности предприятия от задолженности муниципального образования "Город Вологда" перед ним считается неустановленной и такой принципал признается финансово неустойчивым.
Приложение 1
к Порядку
проведения анализа
финансового состояния принципала
в целях предоставления гарантии
муниципального образования
"Город Вологда"
Вес коэффициентов в сводной оценке финансового состояния принципала
Коэффициент |
Вес коэффициента |
Коэффициент абсолютной ликвидности (К1) |
0,11 |
Коэффициент быстрой ликвидности (К2) |
0,05 |
Коэффициент текущей ликвидности (КЗ) |
0,42 |
Соотношение собственных и заемных средств (К6) |
0,21 |
Коэффициент рентабельности (К7) |
0,21 |
Приложение 2
к Порядку
проведения анализа
финансового состояния принципала
в целях предоставления гарантии
муниципального образования
"Город Вологда"
Пороговые значения показателей и выбор категории в зависимости от фактических значений показателей
Коэффициенты |
1 категория (хорошее значение показателя) |
2 категория (удовлетворительное значение показателя) |
3 категория (неудовлетворительное значение показателя) |
К1 |
более 0,2 |
0,1 - 0,2 |
менее 0,1 |
К2 |
более 0,8 |
0,5 - 0,8 |
менее 0,5 |
КЗ |
более 2,0 |
1,0 - 2,0 |
менее 1,0 |
К6 организации торговли |
более 0,6 |
0,4 - 0,6 |
менее 0,4 |
К6 организации других отраслей |
более 1,0 |
0,7 - 1,0 |
менее 0,7 |
К7 |
более 0,15 |
0,0 - 0,15 |
менее 0,0 (нерентаб.) |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Главы г. Вологды от 17 ноября 2008 г. N 6735 "Об утверждении Порядка проведения анализа финансового состояния принципала в целях предоставления гарантии городского округа города Вологды"
Настоящее постановление подлежит опубликованию в газете "Вологодские новости".
Текст настоящего постановления официально опубликован в газете "Вологодские новости" N 47 от 26 ноября 2008 г.
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Администрации г. Вологды от 8 сентября 2021 г. N 1390
Постановление Администрации г. Вологды от 9 февраля 2015 г. N 700
Постановление Администрации г. Вологды от 11 ноября 2013 г. N 9076
Постановление Главы г. Вологды от 3 ноября 2009 г. N 5863
Постановление Главы г. Вологды от 20 января 2009 г. N 219