Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 3
Порядок
планирования долга и условных обязательств, включая планирование
предстоящих платежей в погашение и обслуживание как уже имеющегося,
так и планируемого к привлечению долга
(утв. постановлением Правительства Вологодской области от 15 октября 2004 г. N 951)
I. Принцип и цели планирования
1.1. Планирование долга и условных обязательств (далее - долговые обязательства) осуществляется исходя из принципа исполнения всех обязательств областного бюджета за счет доходов областного бюджета.
1.2. Основной целью планирования областных долговых обязательств является оценка возможности их исполнения за счет доходов областного бюджета в планируемом интервале времени.
1.3. В целях технической реализации принципа исполнения всех принятых областных обязательств за счет доходов областного бюджета в рамках Концепции реформирования системы управления государственным долгом и условными обязательствами Вологодской области, утвержденной постановлением Правительства области от 4 октября 2004 года N 927, введено понятие долговой емкости бюджета.
Расчет долговой емкости областного бюджета осуществляется по следующей процедуре.
Весь интервал времени, на котором производится расчет, разбивается на периоды расчета. В зависимости от целей планирования (оперативное, краткосрочное или долгосрочное) периодом графика может быть день, неделя, месяц, квартал или год.
В каждом периоде расчета i на основе прогнозных данных рассчитывается превышение доходов с учетом поступлений от продажи имущества находящегося в государственной собственности над текущими расходами областного бюджета без учета расходов на обслуживание существующих долговых обязательств, ДЕi:
ДЕi = Доходыi + Поступления от приватизацииi - Текущие Расходыi,
где: Доходыi - доходы, поступившие в областной бюджет в i-ом периоде;
Поступления от приватизацииi - поступления в бюджет в i-ом периоде от продажи имущества, находящегося в государственной собственности;
Текущие Расходыi - текущие расходы областного бюджета без учета расходов на обслуживание существующих долговых обязательств, ассигнований на погашение кредиторской задолженности и резервирования средств под возможную ответственность по гарантиям, произведенные в i-ом периоде.
Сумма ДЕi для всех периодов представляет собой долговую емкость областного бюджета на выбранном интервале времени ДЕ = {ДЕi}, i = 1,..., N, где N - число периодов в интервале расчета.
Долговая емкость бюджета является прогнозной величиной и определяется в процессе бюджетного планирования исходя из консервативного сценария социально-экономического развития Вологодской области.
II. Этапы процесса планирования
Процесс планирования долговых обязательств состоит из двух этапов.
1) планирование расходов по погашению и обслуживанию уже имеющихся долговых обязательств;
2) планирование объемов вновь привлекаемых долговых обязательств.
III. Процедуры планирования
3.1. Процедура планирования расходов по погашению и обслуживанию уже имеющихся долговых обязательств
Основной целью планирования погашения и обслуживания уже имеющихся долговых обязательств является оценка возможности их исполнения за счет доходов областного бюджета в планируемом интервале времени.
Исходной информацией для расчетов являются:
- объем и условия привлечения имеющихся долговых обязательств;
- долговая емкость бюджета.
На основе данных об объеме и условиях привлечения существующих долговых обязательств, составляется сводный график платежей по погашению и обслуживанию долговых обязательств и ожидаемой финансовой ответственности по государственным гарантиям.
Расчет расходов осуществляется по следующей формуле:
- весь интервал времени, на котором производится расчет, разбивается на периоды расчета;
- для каждого периода расчета i определяется суммарный объем платежей по погашению и обслуживанию долговых обязательств и резервирования финансовых средств под возможную ответственность по принятым государственным гарантиям в данном периоде, VPi:
Методика по оценке резервов на возможные потери по государственным гарантиям приведена в приложении 1 к настоящему порядку.
Методика оценки финансового состояния гарантополучателя приведена в приложении 2 к настоящему порядку.
Если погашение или обслуживание обязательства не произведено в срок, то при построении сводного графика исполнение всех просроченных обязательств относится на следующий период. При таком подходе погашение всей неурегулированной просроченной задолженности относится к текущему году.
Сумма VРi для всех периодов представляет собой сводный график погашения и обслуживания долговых обязательств и резерва ожидаемой ответственности по государственным гарантиям, VР = {VРi}, i = 1,..., N, где N - число периодов в интервале расчета.
Результатом планирования погашения и обслуживания имеющихся долговых обязательств являются:
- сводный график погашения и обслуживания существующих долговых обязательств и резерва ожидаемой ответственности по принятым государственным гарантиям, СГ;
- потребность в заимствованиях на цели рефинансирования имеющихся долговых обязательств;
- доступная долговая емкость областного бюджета для новых заимствований, ДДЕ.
Сводный график обслуживания и погашения обязательств передается в систему бюджетного планирования, а остальные результаты данного этапа планирования используются системой управления долгом при планировании вновь привлекаемых долговых обязательств.
3.2. Процедура планирования вновь привлекаемых долговых обязательств
При планировании вновь привлекаемых долговых обязательств учитываются следующие ограничения:
- ограничения, установленные Бюджетным Кодексом Российской Федерации и законодательством Вологодской области;
- ограничения, накладываемые доступной долговой емкостью бюджета ДДЕ для новых заимствований.
Доступная долговая емкость для новых заимствований определяется как разница между долговой емкостью областного бюджета и сводным графиком погашения и обслуживания долговых обязательств и ожидаемых платежей по исполнению государственных гарантий, (ДДЕi):
ДДЕi = ДЕi - VРi, для каждого i = 1, ... N,
где:
ДЕi - долговая емкость в i-ом периоде;
VРi- платежи по погашению и обслуживанию долговых обязательств и резерва ожидаемой ответственности по принятым государственным гарантиям;
i - период расчета, N - число периодов расчета в интервале планирования.
Сумма ДДЕi для всех периодов представляет собой доступную долговую емкость областного бюджета для новых заимствований на выбранном интервале планирования ДДЕ = {ДДЕi}, i = 1,..., N.
При средне- и долгосрочном планировании ДДЕ строится с периодом, равным году, а при оперативном и краткосрочном планировании - с более мелким временным периодом.
Доступная долговая емкость первого финансового года в интервале планирования является свободными средствами областного бюджета, которые могут быть направлены на:
- финансирование инвестиционной программы;
- досрочное погашение обязательств с целью снижения долговой нагрузки на областной бюджет.
Значения доступной долговой емкости в последующие годы являются ограничениями по объему при планировании новых долговых обязательств.
Если доступная долговая емкость для новых заимствований положительна на всем интервале планирования, то возможно привлечение новых заимствований.
Если доступная долговая емкость для новых заимствований отрицательна в каком-либо периоде, то в зависимости от длительности периода возможны два случая:
- если доступная долговая емкость отрицательна по итогам какого-либо года внутри интервала планирования, то необходимо провести рефинансирование или частичное досрочное погашение имеющихся обязательств с целью приведения их в пределы долговой емкости областного бюджета. Привлечение новых заимствований, увеличивающих расходы на погашение и обслуживание обязательств в выбранном году, до проведения рефинансирования или досрочного погашения не допускается.
- если доступная долговая емкость положительна для каждого планируемого года в целом, но отрицательна для какого-либо более короткого периода внутри какого-то года, то это означает, что возникает кассовый разрыв областного бюджета. Кассовый разрыв областного бюджета в этом случае может быть устранен с помощью рефинансирования или частичного досрочного погашения имеющихся обязательств, либо профинансирован за счет привлечения в соответствующем году краткосрочного заимствования на финансирование кассового разрыва. Привлечение новых заимствований, увеличивающих расходы на погашение и обслуживание обязательств в выбранном году, допускается.
Планирование привлечения производится раздельно по видам обязательств.
При этом доступная долговая емкость для новых заимствований, ДДЕ, делится на три части (данное соотношение выполняется для каждого периода i интервала планирования.):
ДДЕ = ДДЕy + ДДЕn + ДДЕo,
где:
ДДЕy- часть доступной долговой емкости областного бюджета, предназначенная для покрытия ожидаемой ответственности по вновь привлекаемым государственным гарантиям;
ДДЕn - часть доступной долговой емкости областного бюджета, отводимая на платежи по погашению и обслуживанию вновь привлекаемых долговых обязательств;
ДДЕo - неиспользуемая (страховочная) часть доступной долговой емкости, компенсирующая риск ликвидности областного бюджета, возникающий вследствие ошибок прогнозирования.
3.3. Планирование новых государственных гарантий
Планирование государственных гарантий представляет собой процесс отбора планируемых к выдаче государственных гарантий в объемах допускаемых ограничениями федерального и областного законодательства и ограничениями по долговой емкости. Отбор осуществляется из списка планируемых государственных гарантий, упорядоченного по приоритетности и составляемого Экспертным советом по инвестиционной деятельности в порядке, определяемом законодательством области и Правительством области.
Планирование вновь принимаемых государственных гарантий состоит из следующих этапов:
1. Из упорядоченного списка гарантий, начиная с первой, поочередно выбираются гарантии, которые могут быть предоставлены. Для выбранной гарантии k определяется объем резерва по ожидаемой ответственности, ОP гарантия k. Этот объем вычитается из ДДЕy, образуя новые значения доступной долговой емкости, отводимой на покрытие ответственности по новым гарантиям:
2. Если после выбора очередной гарантии, k, из списка ДДЕk+1 y оказывается положительной на всем интервале планирования, то гарантия считается отобранной для выдачи в планируемом интервале.
3. Процедура повторяется для следующей по списку гарантии пока:
- список гарантий не исчерпается;
- для очередной гарантии, k, значение ДДЕ k+/y хотя бы в одном из периодов интервала планирования не окажется отрицательным.
Результатом данной процедуры планирования является список планируемых к принятию в будущем периоде государственных гарантий, а также требуемый объем резерва ожидаемой финансовой ответственности по этим гарантиям.
3.4. Планирование заимствований
3.4.1. Заимствования осуществляются по следующим направлениям:
- на рефинансирование - привлекаемые заимствования с целью рефинансирования для погашения уже существующих обязательств;
- на покрытие кассовых разрывов областного бюджета - краткосрочные заимствования в пределах финансового года на покрытие кассовых разрывов бюджета;
- инвестиционные заимствования - заимствования, привлекаемые для финансирования капитальных расходов областного бюджета и погашаемые вне пределов финансового года, в котором они были привлечены.
Потребность в рефинансировании возникает, когда объемы погашения и обслуживания уже существующих обязательств выходят за установленные ограничения (законодательные ограничения и пределы долговой емкости областного бюджета). Потребность в таком заимствовании удовлетворяется в первоочередном порядке.
3.4.2. Процедура планирования инвестиционных заимствований и заимствований на рефинансирование включает следующие этапы:
Определение потребностей в заимствованиях на указанные цели.
Потребность в заимствованиях на рефинансирование определяется системой управления долгом на стадии планирования погашения и обслуживания уже имеющихся долговых обязательств.
Потребность в инвестиционных заимствованиях определяется департаментом экономики Правительства области, формирующим инвестиционную программу. Инвестиционная программа представляется в департамент финансов области в форме упорядоченного по социально-экономической значимости списка инвестиционных проектов со сроками их реализации и с графиками их финансирования в течение всего времени реализации.
Определение возможных объемов заимствований.
На первом этапе планируются заимствования на рефинансирование. Заимствования планируются таким образом, чтобы сводный график погашения и обслуживания обязательств и ожидаемой ответственности по государственным гарантиям с учетом рефинансирования не выходил за установленные ограничения (законодательные ограничения и пределы долговой емкости областного бюджета).
Объемы операций по рефинансированию вычитаются из доступной долговой емкости. Результатом этого этапа является новая доступная долговая емкость бюджета для долговых обязательств.
Затем определяется объем инвестиционных заимствований по следующей процедуре.
- Из упорядоченного перечня инвестиционных проектов, выбирается проект, реализация которого предусматривается на соответствующий финансовый год. Срок реализации проекта определяет целевую начальную дату погашения заимствований с учетом доступности определенных заемных инструментов на рынке заимствований. На основе пессимистичной (в случае ее отсутствия- консервативной) рыночной оценки строится график погашения и обслуживания предполагаемого заимствования, j: Погашениеj + Обслуживаниеj. Объемы соответствующих платежей вычитаются из ..., и образуются новые значения доступной долговой емкости для новых долговых обязательств:
- Если после выбора очередного проекта, j из списка ... оказывается положительной на всем интервале планирования, то проект считается отобранным для финансирования в планируемом интервале.
- Процедура повторяется для следующего по списку проекта, пока:
список проектов не исчерпается;
для очередного проекта, j, хотя бы в одном из периодов интервала планирования ... не окажется отрицательным, или не нарушатся законодательные ограничения на объемы долга и его обслуживания.
Результатом процедуры определения возможных объемов заимствований являются предельные допустимые объемы заимствований с разными сроками до погашения.
Возникновение заемных обязательств.
Заемные обязательства выбираются на основе трех следующих критериев, приведенных в порядке снижения их приоритетности.
- Величина рисков. Основным риском является риск процентной ставки, который оценивается на этапе выбора заимствования.
- Поэтапные сроки погашения. Главное требования к срочности - это реализация графика погашения и обслуживания, определенного на предыдущем этапе.
- Стоимость заимствований. При доступности на рынке заимствований с приемлемыми уровнем риска и сроками до погашения, определяющим критерием становится стоимость заимствования. Сравнение стоимости заимствований производится на основе приведенной стоимости.
Результатом планирования инвестиционных заимствований и заимствований на рефинансирование является наличие существующей задолженности областного бюджета, а также наличие списка инвестиционных проектов, которые могут быть профинансированы в планируемом году.
3.4.3. Процедура планирования заимствований на финансирование кассовых разрывов на планируемый год включает следующие этапы.
I. Определение потребности в заимствованиях. Потребность формулируется в рамках системы бюджетного планирования и передается в систему управления долгом в форме величины и длительности кассовых разрывов.
II. Выбор заимствований для финансирования осуществляется на основании следующих критериев:
- сроки привлечения определяются длительностью кассовых разрывов;
- стоимость заимствований должна быть минимальной.
Результатом процедуры планирования заимствований на финансирование кассовых разрывов является подбор заемных средств с составлением графика их обслуживания и погашения.
Разработка и утверждение программы государственных внутренних заимствований
Разработка программы государственных внутренних заимствований (далее - программа заимствований) осуществляется в соответствии с требованиями Бюджетного Кодекса Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.