Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 2
Порядок управления долгом и условными обязательствами Вологодской области
(утв. постановлением Правительства Вологодской области от 15 октября 2004 г. N 951)
I. Основные положения
1.1. Понятия долга Вологодской области, формы и виды долговых обязательств Вологодской области, долговой емкости областного бюджета даны в Концепции реформирования системы управления государственным долгом и условными обязательствами Вологодской области, утвержденной постановлением Правительства области от 4 октября 2004 года за N 927.
Объектом управления долгом являются прямые и условные обязательства в соответствии с их классификацией.
1.2. Главной задачей управления долгом является привлечение заемных средств для финансирования расходов областного бюджета:
- при превышении потребностей областного бюджета в капитальных расходах над бюджетными доходами (привлечение дополнительных источников финансирования капитальных расходов);
- для финансирования кассовых разрывов областного бюджета. Дополнительными задачами являются:
- управление существующими обязательствами с целью формирования приемлемой структуры обязательств и снижения, связанных с ними издержек областного бюджета;
- учет информации о прямых и условных обязательствах;
- формирование всей требуемой отчетности об обязательствах.
1.3. Основными принципами управления долгом и условными обязательствами являются:
- сохранение объема прямых и условных обязательств на экономически безопасном уровне с учетом всех возможных рисков;
- обеспечение исполнения прямых и условных обязательств в полном объеме;
- поддержание минимально возможной стоимости обслуживания прямых обязательств.
Основные задачи процедур управления отличаются для:
- прямых обязательств, за исключением просроченной кредиторской задолженности, и условных обязательств;
- существующих и привлекаемых заимствований.
II. Порядок управления прямыми обязательствами, за исключением
просроченной кредиторской задолженности
Основной задачей управления прямыми обязательствами, за исключением просроченной кредиторской задолженности, является выбор заемных инструментов и осуществление процедуры принятия обязательств, обладающих приемлемым уровнем риска и удовлетворяющих текущим потребностям областного бюджета.
Управление осуществляется на основе решений, выработанных на стадии планирования, включая:
- цели заимствований;
- требуемые объемы заимствований;
- условия привлечения, погашения и обслуживания обязательств.
Целью заимствований может быть:
- финансирование временных кассовых разрывов областного бюджета;
- финансирование капитальных расходов областного бюджета;
- рефинансирование прямых обязательств областного бюджета.
Процедура принятия обязательств реализуется в три этапа:
- анализ доступных обязательств;
- выбор обязательств;
- принятие обязательств.
Анализ доступных обязательств представляет собой процедуры по сборуинформации обо всех обязательствах, принятиекоторых возможно. Состав собираемой информации должен позволять проводить анализ обязательств на следующих этапах настоящей процедуры. В отношении каждого обязательства собирается информация о:
- процентной ставке и правилах ее изменения (в случае плавающих ставок);
- условиях погашения;
- объеме обязательства.
Выбор конкретных инструментов из всех доступных осуществляется на основании последовательного анализа следующих факторов:
- величины рисков, связанных с инструментами;
- соответствия срочности инструментов и условий их привлечения, погашения и обслуживания сводному графику привлечения и погашения обязательств, разработанному на этапе планирования;
- стоимости инструментов.
Анализ и оценка рисков осуществляется в соответствии с Порядком управления рисками, утвержденным Правительством области.
Анализ предполагает сравнительную оценку риска, по результатам которой доступные обязательства ранжируются в порядке увеличения риска. Обязательства с неприемлемым уровнем риска исключаются из дальнейшего рассмотрения.
На втором этапе производится анализ доступных обязательств на предмет соответствия их срочности и условиям привлечения, погашения и обслуживания расчетному графику привлечения и погашения обязательств, разработанному на этапе планирования.
Для заимствований на финансирование временных кассовых разрывов областного бюджета выбор инструментов определяется длительностью этих разрывов. Финансирование кассового разрыва может осуществляться с помощью привлечения краткосрочных обязательств соответствующей срочности или изменением графика привлечения обязательств на финансирование капитальных расходов (инвестиционных заимствований).
Для заимствований, привлекаемых для погашения уже существующих обязательств (операций рефинансирования), выбор сроков погашения определяется с учетом законодательных ограничений на объем и структуру обязательств, а также границами долговой емкости в будущих периодах.
По результатам оценки сроков и условий погашения обязательства, не соответствующие требуемым условиям, исключаются из дальнейшего рассмотрения.
На третьем этапе из доступных инструментов выбираются инструменты, имеющие наименьшую стоимость.
Стоимость обязательства оценивается на основе его чистой дисконтированной (приведенной) стоимости.
Чистая приведенная стоимость заимствования определяется как разница дисконтированных (приведенных) потоков траншей привлекаемого заимствования и связанных с ним расходов бюджета, которые включают:
- погашение основной стоимости обязательства;
- обслуживание обязательства;
- иные расходы, связанные с возникновением обязательства.
Дисконтирование осуществляется в соответствии с Методикой определения приведенной стоимости долгового обязательства (приложение к настоящему порядку).
Дисконтирование осуществляется на основе ставки (ставок) дисконтирования. Различные ставки дисконтирования могут быть использованы:
- для обязательств различной срочности;
- для различных периодов дисконтирования.
Оценка стоимости краткосрочных заимствований на финансирование временных кассовых разрывов может быть осуществлена на основе номинальной стоимости обслуживания заимствований.
В случае если имеется несколько обязательств со сходной стоимостью, приоритет отдается обязательствам, имеющим рыночную оценку.
Результатом реализации трех этапов управления привлекаемыми заимствованиями является перечень конкретных обязательств с установленными условиями погашения и обслуживания.
После выбора привлекаемых обязательств производится оформление всех необходимых юридических документов.
III. Принятие прямых обязательств
3.1. Процедура принятия прямых обязательств, за исключением просроченной кредиторской задолженности, состоит из следующих шагов:
Вступление в силу документов, являющихся основанием для возникновения обязательств.
В перечень таких документов входят кредитные договоры и соглашения, договоры о получении бюджетных кредитов, договоры о реструктуризации и пролонгации обязательств, документы о регистрации ценных бумаг.
Возникновение обязательств.
Конкретные обязательства возникают:
- в случае кредитных соглашений и договоров, а также договоров о получении бюджетных кредитов - при зачислении заемных средств на бюджетные счета областного бюджета. Обязательства возникают в объеме зачисленных средств;
- по ценным бумагам областного бюджета - в момент их размещения. Объем обязательства определяется на основе итогов размещения бумаг;
- в случае реструктуризации и/или пролонгации обязательств - в момент заключения соответствующих соглашений.
Классификация обязательств по целям заимствований.
Классификация осуществляется в момент возникновения обязательств. Каждое прямое обязательство за исключением просроченной урегулированной кредиторской задолженности может быть классифицировано как:
- обязательство, направленное на финансирование дефицита областного бюджета по итогам финансового года;
- обязательство, направленное на финансирование кассового разрыва областного бюджета (дефицита по итогам нескольких месяцев внутри финансового года).
В случае реструктуризации, пролонгации или рефинансирования обязательств цели новых заимствований остаются теми же, что и у исходных обязательств.
3.2. Принятие условных обязательств в виде государственных гарантий
Принятие условных обязательств в виде государственных гарантий производится органом исполнительной государственной власти области, уполномоченным заключать договоры о предоставлении областных государственных гарантий.
Процедура принятия условных обязательств в виде государственных гарантий включает следующие этапы:
1). Заключение договора о предоставлении государственной гарантии.
Договор заключается между органом исполнительной государственной власти области, уполномоченным заключать договоры о предоставлении гарантий, (гарантом) и организацией, привлекающей кредитные ресурсы, (гарантополучателем). Договор содержит порядок ответственности гаранта при наступлении гарантийного случая. Объем обязательств по гарантии (объем гарантии), указанный в договоре, может быть меньше объема гарантируемого обязательства или совпадать с ним.
2). Заключение договора об условиях предоставления гарантии.
Договор заключается между гарантом и гарантополучателем и содержит порядок ответственности гарантополучателя перед гарантом в связи с предоставлением ему гарантии.
Одновременно с данным договором заключается договор залога в обеспечение гарантополучателем его ответственности перед гарантом по предоставленной гарантии.
Договор должен содержать описание залога и его оценочную рыночную стоимость. Предметом залога может быть высоколиквидное имущество, принадлежащее залогодателю на праве собственности и необремененное какими-либо обязательствами. Залогодателем может быть гарантополучатель или третье лицо. Рыночная стоимость залога не должна быть ниже объема гарантии. Оценка стоимости залога должна производиться независимым оценщиком. Оценка должна проводиться непосредственно перед оформлением договора залога. Расходы по оценке залога несет гарантополучатель или третье лицо.
3). После заключения договоров о предоставлении государственной гарантии, гарантийных условиях и залоге заключается кредитный договор между кредитным учреждением и гарантополучателем.
Конкретные условные обязательства гаранта по данному виду обязательств возникают в момент поступления кредитных ресурсов на счета гарантополучателя.
3.3. Принятие просроченной урегулированной кредиторской задолженности
Кредиторская задолженность бюджетных организаций представляет собой принятое, но неисполненное обязательство организации (учреждения).
Просроченная кредиторская задолженность - это задолженность, срок исполнения которой истек.
Включение просроченной урегулированной кредиторской задолженности в объекты системы управления долгом производится в соответствии с Порядком урегулирования просроченной кредиторской задолженности, утвержденным Правительством области.
IV. Управление долговыми обязательствами
4.1. Управление долговыми обязательствами за исключением просроченной кредиторской задолженности
Основной задачей управления существующими долговыми обязательствами является:
- своевременное погашение и обслуживание обязательств;
- контроль выполнения законодательных ограничений во всех будущих периодах;
- мониторинг риска ликвидности и рисков, связанных с обязательствами, и их снижение;
- снижение стоимости обязательств с требованием сохранения величины рисков на приемлемом уровне.
Исходными данными при управлении существующими обязательствами являются:
- объемы и условия погашения и обслуживания обязательств;
- долговая емкость областного бюджета без учета платежей по погашению и обслуживанию долговых обязательств;
- текущие условия на рынке доступных заимствований.
Сведения об объеме и условиях привлечения уже имеющихся долговых обязательств содержатся в Реестре долговых обязательств и кредиторской задолженности Вологодской области, предприятий, а также организаций, в уставных капиталах которых доля Вологодской области превышает 50 процентов уставного капитала (далее - Реестр).
Долговая емкость областного бюджета первоначально определяется на этапе бюджетного планирования и в дальнейшем корректируется с учетом изменения экономических условий.
Текущие условия на рынке доступных заимствований определяются с помощью мониторинга рынка и его изменений.
Систематический контроль выполнения законодательных ограничений во всех будущих периодах осуществляется с целью недопущения превышения данных ограничений в результате изменения экономических условий и условий на рынке заимствований.
В ходе анализа проверяется выполнение следующих ограничений федерального и регионального законодательства на объемы государственного долга и объемы операций по обслуживанию долга в соответствии с положениями Бюджетного кодекса Российской Федерации.
В случае если для какого-либо года проверяемого периода нарушается какое-либо законодательное ограничение, то необходимо рефинансирование или частичное досрочное погашение имеющихся обязательств.
Систематический контроль выполнения ограничения, накладываемого долговой емкостью, осуществляется с целью контроля риска ликвидности и заблаговременного выявления возможного недостатка средств в областном бюджете для своевременного погашения и обслуживания существующих обязательств.
Ограничение, накладываемое долговой емкостью, проверяется с помощью построения разности долговой емкости областного бюджета, оцененной для будущих периодов в момент проведения анализа, и сводным объемом платежей погашения и обслуживания долговых обязательств и ожидаемых платежей по исполнению условных обязательств. Ограничение проверяется по годам и кварталам. Период проверки устанавливается Правительством области.
В случае если для какого-либо года проверяемого периода данная разность является отрицательной, то необходимо рефинансирование или частичное досрочное погашение имеющихся обязательств с целью приведения их в пределы долговой емкости областного бюджета.
В случае если для каждого года проверяемого периода разность является положительной, однако в каком-либо квартале оказывается отрицательной, то приведение расходов в пределы долговой емкости может быть осуществлено одним из двух способов:
- проведением рефинансирования отдельных обязательств;
- привлечением краткосрочного заимствования на финансирование временного кассового разрыва, возникающего в соответствующем интервале времени.
Управление рисками, связанными с обязательствами, осуществляется с целью снижения вероятных потерь областного бюджета в будущих периодах в результате изменения экономических условий и условий на рынке заимствований по сравнению с условиями, учтенными ранее на этапе привлечения обязательств.
Управление рисками осуществляется в соответствии с Порядком управления рисками, утвержденным Правительством области.
4.2. Управление кредиторской задолженностью в момент ее урегулирования
Кредиторская задолженность является урегулированной в случае, если она прошла все процедуры, предусмотренные Порядком урегулирования просроченной кредиторской задолженности, и известен график ее погашения.
Основной задачей управления урегулированной кредиторской задолженностью является своевременное погашение и обслуживание обязательств и минимизация рисков, связанных с задолженностью.
Управление рисками, связанными с кредиторской задолженностью осуществляется в соответствии с Порядком управления рисками, утвержденным Правительством области.
Урегулированные в соответствии с Порядком урегулирования просроченной кредиторской задолженности обязательства могут быть погашены одним из следующих способов:
- кассовое погашение задолженности;
- погашение задолженности по частям в соответствии с принятыми графиками погашения задолженности (реструктуризация задолженности).
Гашение в первоочередном порядке просроченной задолженности производится в следующих случаях:
- задолженность по заработной плате и иным социальным выплатам;
- задолженность перед конкретным кредитором, возникшая на основании решения суда.
В случае если по результатам урегулирования просроченной кредиторской задолженности необходимые расходы по ее погашению и обслуживанию превышают возможности областного бюджета, орган исполнительной государственной власти области готовит законопроект о внесении поправок в областной бюджет (если законодательные ограничения на объем долговых обязательств позволяют это сделать). При получении дополнительных доходов соответствующего бюджета производится погашение урегулированной просроченной кредиторской задолженности.
Управление просроченной кредиторской задолженностью, рассроченной к погашению в соответствии с графиком погашения задолженности, осуществляется в соответствии с Порядком урегулирования просроченной задолженности областного бюджета, утвержденным Правительством области.
4.3. Управление условными обязательствами
Основной задачей управления привлекаемыми условными обязательствами является отбор хозяйствующих субъектов, которым предоставляются государственные гарантии.
Отбор гарантополучателей осуществляется на этапе планирования в соответствии с Порядком планирования долга и условных обязательств, утвержденным Правительством области.
Основной задачей управления существующими условными обязательствами в виде государственных областных гарантий является минимизация связанных с ними рисков, а также своевременное погашение обязательств в случае наступления гарантийного случая.
Основным риском, связанным с существующими государственными гарантиями, является кредитный риск (риск наступления гарантийного случая).
Кроме того, в течение периода реформирования системы управления долгом и условными обязательствами области существенным является риск ликвидности в случае, если гарантийный случай наступил.
Управление рисками осуществляется в соответствии с Порядком управления рисками, утвержденным Правительством области, индивидуально к каждому хозяйствующему субъекту - получателю государственных гарантий Вологодской области.
В случае наступления гарантийного случая обязательство исполняется за счет средств областного бюджета в объеме, предусмотренным документами, принятыми на этапе предоставления государственной гарантии в порядке, установленном действующим законодательством.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.