Постановление Правительства Вологодской области
от 9 сентября 2008 г. N 1728
"О долгосрочной целевой программе "Неотложные меры борьбы с туберкулезом" на 2009-2010 годы"
3 февраля, 7 июля, 10 августа 2009 г.
В соответствии с распоряжением Губернатора области от 30 июля 2008 года N 1413-р "О мерах по реализации Бюджетного кодекса Российской Федерации в части регулирования порядка принятия долгосрочных целевых программ субъектов Российской Федерации", Правительство области постановляет:
1. Утвердить прилагаемую долгосрочную целевую программу "Неотложные меры борьбы с туберкулезом" на 2009-2010 годы (далее - Программа).
2. Департаменту финансов области (С.С. Тугарин) предусматривать ежегодно при формировании проекта областного бюджета на очередной финансовый год выделение средств на реализацию Программы на соответствующие годы.
Постановлением Правительства Вологодской области от 3 февраля 2009 г. N 161 настоящее постановление дополнено пунктом 3
3. Контроль за выполнением постановления возложить на первого заместителя Губернатора области И.А. Позднякова.
Справку о выполнении постановления представить к 15 марта 2011 года.
По поручению Губернатора области |
Н.В.Костыгов |
Долгосрочная целевая программа
"Неотложные меры борьбы с туберкулезом" на 2009-2010 годы
(утв. постановлением Правительства Вологодской области от 9 сентября 2008 г. N 1728)
7 июля, 10 августа 2009 г.
Постановлением Правительства Вологодской области от 10 августа 2009 г. N 1222 в Паспорт настоящей Программы внесены изменения, вступающие в силу с момента подписания названного постановления
Паспорт Программы
Наименование Программы | - долгосрочная целевая программа "Неотложные меры борьбы с туберкулезом" на 2009-2010 годы |
Основание для разработки Программы |
- постановление Правительства Российской Федерации от 10 мая 2007 года N 280 "О федеральной целевой программе "Предупреждение и борьба с социально значимыми заболеваниями (2007-2011 годы)" |
Государственный заказчик-координатор Программы |
- департамент здравоохранения области |
Разработчик Программы | - департамент здравоохранения области |
Основные цели и задачи Программы |
- основные цели: предупреждение распространения туберкулеза в области, повышение результативности его лечения; задачи: - обеспечение 98 % новорожденных детей прививками против туберкулеза; - организация профилактических осмотров на туберкулез всеми методами 75 % населения; - госпитализация лиц, являющихся бактериовыделителями; - проведение санитарно-оздоровительной работы в очагах туберкулеза |
Сроки реализации Программы | - 2009-2010 годы |
Исполнители Программы | - департамент здравоохранения области, департамент труда и социального развития области, государственное предприятие Вологодской области "Государственное производственно-торговое предприятие "Фармация", противотуберкулезные учреждения |
Объемы и источники финансирования Программы |
- всего - 16599,8 тыс. рублей, в том числе за счет средств областного бюджета - 16599,8 тыс. рублей |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы |
- снижение: смертности от туберкулеза до 8,0 на 100 тыс. населения; заболеваемости туберкулезом в области до 35,5 на 100 тыс. населения; выхода больных на инвалидность вследствие туберкулеза до 1,5 на 10 тыс. населения |
Система контроля за исполнением Программы |
- контроль за реализацией Программы осуществляют департамент здравоохранения области и первый заместитель Губернатора области, курирующий соответствующую отрасль |
I. Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа
Эпидемиологическая ситуация в Вологодской области по туберкулезу постепенно улучшается. В 2000 году на диспансерном учете в противотуберкулезных учреждениях области состояло 22544 больных, из них 1792 требовали интенсивного лечения, в 2007 году - 7374 и 1244 больных соответственно.
Заболеваемость туберкулезом в учреждениях исполнения наказаний по сравнению с 2000 годом уменьшилась в 2,5 раза, но остается почти в 20 раз выше среднеобластного показателя и составляет 705,5 на 100 тыс. контингента уголовно-исполнительной системы в 2007 году при среднеобластном показателе 36,5 на 100 тыс. населения.
Наряду с другими факторами росту напряженности эпидемиологической ситуации способствует и отсутствие законодательной основы защиты населения от туберкулеза. В результате этого больные туберкулезом - страдающие хроническим алкоголизмом, прибывшие из учреждений исполнения наказаний, бомжи, беженцы, мигранты - уклоняются от лечения и, оставаясь бактериовыделителями, являются источниками заражения здоровых людей.
Отсутствие уголовной и административной ответственности за уклонение от профилактических осмотров ведет к повышению заболеваемости туберкулезом работников ряда отраслей экономики.
Санитарная профилактика в семейных туберкулезных очагах не дает желаемых результатов из-за низкой обеспеченности больных изолированной жилой площадью и невозможности разделения контактирующих лиц (ежегодно изолированной жилой площадью в области обеспечивается от 0 до 18 % нуждающихся больных).
Рост числа больных туберкулезом, выявленных при обращении к врачу, указывает на увеличение среди населения резервуара туберкулезной инфекции. Регистрируется утяжеление структуры смертности от туберкулеза в сторону значительного увеличения остро прогрессирующих форм туберкулеза. Кроме того, 50 % умерших от туберкулеза больных состояли на учете у фтизиатра менее года. Данный показатель свидетельствует о том, что население своевременно не обращается за медицинской помощью и распространяет инфекцию.
Достаточно высокая распространенность туберкулеза в области, дополняющаяся лицами, освободившимися из мест лишения свободы, приводит к расширению неизвестного резервуара туберкулезной инфекции среди населения, более быстрому инфицированию детей и подростков, возникновению большего числа заболеваний и их выявлению в более поздней стадии.
Следствием этого явилось увеличение экономического ущерба от туберкулеза. Только показатель выхода на инвалидность увеличился в 2 раза по сравнению с 1996 годом и составил 1,9 на 10 тыс. населения в 2007 году и продолжает расти.
Наиболее информативным для оценки эпидемиологической ситуации является показатель заболеваемости туберкулезом детей. Заболеваемость детей и подростков по сравнению с 2000 годом увеличилась в 2 раза и составила в 2004 году 18,6 и 11,5 на 100 тыс. населения, в 2007 году - 11,1 и 7,0 соответственно.
Рост заболеваемости туберкулезом среди детей обусловлен снижением сопротивляемости детского организма к туберкулезной инфекции и отсутствием полноценного питания.
Рост профессиональной заболеваемости туберкулезом работников противотуберкулезных учреждений обусловлен постоянной их работой в очагах туберкулеза, увеличением числа больных с массивным бактериовыделением и устойчивыми штаммами микобактерий туберкулеза, а также притоком освобожденных из мест лишения свободы лиц, больных туберкулезом.
Низкая укомплектованность диспансеров врачами-фтизиатрами, недостаточная оснащенность медицинским оборудованием стационарной и санаторной сети, отсутствие хосписа для больных полирезистентным туберкулезом способствуют нерациональному использованию коек и отказам социально ориентированных больных от госпитализации, досрочной выписке из санаториев.
Борьба с туберкулезом требует значительных затрат. В то же время профилактическая работа, активное лечение своевременно выявленных больных туберкулезом дают экономический эффект, который в 3 и более раза превосходит затраты на мероприятия по лечению поздно выявленных больных, 30 % которых становятся инвалидами.
Поэтому, из-за сохраняющегося низкого жизненного уровня населения, недостаточной социальной и санитарной профилактики туберкулеза, требуется межведомственное взаимодействие для решения данных проблем, которое может быть обеспечено только программными методами.
II. Основные цели и задачи Программы, сроки ее реализации
Цель Программы - предупреждение распространения туберкулеза в области и повышение результативности его лечения.
Для достижения поставленной цели предусматривается решение следующих задач:
обеспечение 98 % новорожденных детей прививками против туберкулеза;
организация профилактических осмотров на туберкулез всеми методами 75 % населения, в том числе беженцев, мигрантов, лиц, прибывших из мест лишения свободы, ВИЧ-инфицированных;
совершенствование эпидемиологического надзора за обследованием населения на туберкулез;
госпитализация лиц, являющихся бактериовыделителями;
проведение санитарной и специфической профилактики, санитарно-оздоровительной работы в очагах туберкулеза;
укомплектование врачами-фтизиатрами диспансеров, санаториев;
улучшение подготовки кадров по вопросам вакцинопрофилактики, туберкулинодиагностики;
совершенствование материально-технической базы существующих противотуберкулезных учреждений.
Сроки реализации Программы 2009-2010 годы.
Постановлением Правительства Вологодской области от 10 августа 2009 г. N 1222 в раздел III настоящей Программы внесены изменения, вступающие в силу с момента подписания названного постановления
III. Перечень программных мероприятий
N п/п |
Содержание мероприятий | Стоимость мероприятий всего (тыс. руб.) |
В том числе | Исполнители | |
2009 год | 2010 год | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Раздел I. Профилактика и лечение туберкулеза | |||||
1.1. | Проведение химио-профилактики туберкулеза |
1200,0 | 600,0 | 600,0 | департамент здравоохранения области, противотуберкулезные учреждения |
1.2. | Проведение химиотерапии больных туберкулезом |
4800,0 | 2400,0 | 2400,0 | департамент здравоохранения области, противотуберкулезные учреждения |
1.3. | Обеспечение хранения и доставки противотуберкулезных препаратов в государственном предприятии Вологодской области "Государственное производственно-торговое предприятие "Фармация" |
200,0 | 100,0 | 100,0 | департамент здравоохранения области |
ИТОГО по разделу I | 6200,0 | 3100,0 | 3100,0 | ||
РАЗДЕЛ II. Оснащение диспансеров медицинским, технологическим и другим оборудованием | |||||
2.1. | Оснащение диспансеров медицинским, технологическим и другим оборудованием |
10245.8 | 1000.0 | 9245,8 | департамент здравоохранения области, противотуберкулезные учреждения |
ИТОГО по разделу II | 10245.8 | 1000.0 | 9245,8 | ||
РАЗДЕЛ III. Предупреждение распространения туберкулеза в учреждениях социального обслуживания | |||||
3.1. | Обследование граждан, поступающих на проживание в стационарные учреждения (отделения)социального обслуживания флюорографически, рентгенологически с представлением кадра (снимка), выполненного не позднее 3 месяцев до поступления |
департамент здравоохранения области |
|||
3.2. | Проведение противорецидивных и общеукрепляющих курсов лечения клинически излеченных больных туберкулезом и химиопрофилактики контактных больных (2 раза в год) |
120.0 | 0.0 | 120,0 | департамент труда и социального развития области |
3.3. | Рентгенологическое обследование лежачих больных и флюорографическое обследование граждан, проживающих в стационарных учреждениях (отделениях) социального обслуживания, требующих обследования 2 раза в год |
34.0 | 0.0 | 34,0 | департамент труда и социального развития области |
ИТОГО по III разделу | 154.0 | 0.0 | 154,0 | ||
ИТОГО по Программе | 16599.8 | 4100.0 | 12499,8 |
IV. Ресурсное обеспечение Программы
Финансирование Программы осуществляется за счет средств областного бюджета согласно приложениям 1 и 2 к Программе. Объемы финансирования Программы ежегодно уточняются в установленном порядке при формировании областного бюджета на соответствующий год.
V. Механизм реализации Программы
Управление реализацией Программы осуществляется департаментом здравоохранения области, а по соответствующим мероприятиям Программы - ответственными органами исполнительной государственной власти области на основе координации проводимых мероприятий и взаимодействия всех заинтересованных ведомств, названных в Программе.
Формы и методы работы по реализации Программы включают в себя проведение плановых заседаний областной, городских и районных санитарно-противоэпидемиологических комиссий, ведомственных коллегий.
Реализация Программы осуществляется на основе государственных контрактов (договоров) на закупку и поставку товаров, работ и услуг для областных государственных нужд, заключаемых в соответствии с действующим законодательством, регулирующим отношения, связанные с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд.
Постановлением Правительства Вологодской области от 7 июля 2009 г. N 1042 в раздел VI настоящей Программы внесены изменения, вступающие в силу с момента подписания названного постановления
VI. Контроль за ходом реализации Программы
Контроль за реализацией Программы осуществляется департаментом здравоохранения области и первым заместителем Губернатора области, курирующим соответствующую отрасль.
Департамент здравоохранения области, департамент труда и социального развития области несут ответственность за конечные результаты реализации Программы, целевое и эффективное использование выделяемых средств и представление в установленном порядке аналитической информации.
Для обеспечения мониторинга и контроля за ходом реализации Программы департамент здравоохранения области ежеквартально до 20 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, представляет первому заместителю Губернатора области, курирующему соответствующую отрасль, а в копии - департаменту экономики Правительства области и контрольно-аналитическому управлению Правительства области информацию о выполнении мероприятий Программы, содержащую анализ положительных результатов, а также причины недостатков и нерешенных проблем.
Кроме того, департамент здравоохранения области осуществляет подготовку и представление аналитической информации в сроки, установленные пунктом 2 постановления Правительства области от 29 декабря 2003 года N 1236.
VII. Оценка социально-экономической эффективности реализации Программы
Реализация мероприятий по профилактике туберкулеза, совершенствование эпидемиологического надзора за распространением данного заболевания позволят ограничить заболеваемость туберкулезом в области и не допустят роста показателей выше средних по Российской Федерации:
- заболеваемость туберкулезом 91 на 100 тыс. населения;
- распространенность туберкулеза 286 на 100 тыс. населения;
- смертность от туберкулеза 21 на 100 тыс. населения.
Своевременная диагностика и квалифицированное лечение туберкулеза уменьшат "бациллярное ядро", приведут к снижению числа инфицированного населения, сохранят трудоспособность больных, что позволит уменьшить расходы, связанные с лечением и различного рода выплатами в связи с инвалидностью. Следовательно, показатель выхода на инвалидность по туберкулезу в Вологодской области снизится с 1,9 до 1,5 на 10 тыс. населения.
Постановлением Правительства Вологодской области от 10 августа 2009 г. N 1222 в настоящее приложение внесены изменения, вступающие в силу с момента подписания названного постановления
Приложение 1
к Программе
Ресурсное обеспечение Программы
10 августа 2009 г.
(тыс.руб. в текущих ценах)
ИСТОЧНИКИ ФИНАНСИРОВАНИЯ | |||||||
федераль- ный бюджет |
областной бюджет |
бюджеты муниципальных образований |
бюджетные фонды | прочие источники | |||
наименование фонда |
сумма | наименование источника |
сумма | ||||
Всего: | 16599.8 | ||||||
в том числе с разбивкой по годам |
|||||||
2009 | 4100.0 | ||||||
2010 | 12499,8 | ||||||
Капитальные расходы | 10245.8 | ||||||
в том числе с разбивкой по годам |
|||||||
2009 | 1000.0 | ||||||
2010 | 9245,8 | ||||||
Текущие расходы | 6354.0 | ||||||
в том числе с разбивкой по годам |
|||||||
2009 | 3100.0 | ||||||
2010 | 3254,0 | ||||||
Постановлением Правительства Вологодской области от 10 августа 2009 г. N 1222 в настоящее приложение внесены изменения, вступающие в силу с момента подписания названного постановления
Приложение 2
к Программе
Источники и объемы финансирования Программы
10 августа 2009 г.
(в ценах на 01.01.2005)
N п/п | Наименование разделов Программы | Всего (тыс. руб.) |
В том числе по годам | |
2009 год | 2010 год | |||
I. Стоимость мероприятий Программы | ||||
1. | Профилактика и лечение туберкулеза | 6200,0 | 3100,0 | 3100,0 |
2. | Оснащение диспансеров медицинским, технологическим и другим оборудованием |
10245.8 | 1000.0 | 9245,8 |
3. | Предупреждение распространения туберкулеза в учреждениях социального обслуживания |
154.0 | 0.0 | 154,0 |
ИТОГО: | 16599.8 | 4100.0 | 12499,8 | |
II. Источники финансирования | ||||
1. | За счет областного бюджета, в том числе: департамент здравоохранения области департамент труда и социального развития области |
16445.8 154.0 |
4100.0 0.0 |
12345,8 154, 0 |
ВСЕГО ИЗ ОБЛАСТНОГО БЮДЖЕТА | 16599.8 | 4100.0 | 12499,8 |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Вологодской области от 9 сентября 2008 г. N 1728 "О долгосрочной целевой программе "Неотложные меры борьбы с туберкулезом" на 2009-2010 годы"
Текст настоящего постановления официально опубликован в газете "Красный Север" N 115 от 30 сентября 2008 г.
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Правительства Вологодской области от 28 июня 2010 г. N 720
Изменения вступают в силу с момента подписания названного постановления
Постановление Правительства Вологодской области от 2 ноября 2009 г. N 1657
Изменения вступают в силу с момента подписания названного постановления
Постановление Правительства Вологодской области от 10 августа 2009 г. N 1222
Изменения вступают в силу с момента подписания названного постановления
Постановление Правительства Вологодской области от 7 июля 2009 г. N 1042
Изменения вступают в силу с момента подписания названного постановления
Постановление Правительства Вологодской области от 3 февраля 2009 г. N 161