Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 1
Долгосрочная целевая программа
"Развитие яичного птицеводства Вологодской области на период 2010-2012 годов"
(утв. постановлением Правительства Вологодской области от 2 ноября 2009 г. N 1653)
21 декабря 2009 г., 24 мая, 20 августа 2010 г.
Постановлением Правительства Вологодской области от 24 мая 2010 г. N 599 в паспорт настоящего приложения внесены изменения
Паспорт Программы
Наименование Программы |
долгосрочная целевая программа "Развитие яичного птицеводства Вологодской области на период 2010-2012 годов" |
Основание для разработки Программы |
Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы, утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2007 года N 446; поручение Губернатора области от 15 июня 2009 года N 87-ПОР |
Государственный заказчик Программы |
Департамент сельского хозяйства, продовольственных ресурсов и торговли области |
Разработчик Программы |
Департамент сельского хозяйства, продовольственных ресурсов и торговли области |
Цели Программы |
повышение эффективности производства яиц на основе модернизации и использования современных ресурсосберегающих технологий, обеспечивающих выпуск конкурентоспособной продукции; развитие племенной базы с целью повышения генетического потенциала и продуктивных качеств птицы; обеспечение населения области высококачественными продуктами птицеводства |
Задачи Программы |
создание условий для проведения технической модернизации отрасли птицеводства, укрепления кормовой базы, перехода на единый кросс птицы; увеличение поголовья птицы и производства яиц, повышение качества продуктов птицеводства; обеспечение глубокой переработки яйца |
Сроки реализации Программы |
2010-2012 годы |
Исполнители Программы |
Департамент сельского хозяйства, продовольственных ресурсов и торговли области, птицефабрики яичного направления * |
Объемы и источники финансирования |
общий объем финансирования - 2960,47 млн. рублей, из них: областной бюджет - 775,76 млн. рублей; прочие источники (в том числе собственные и заемные средства) - 2184,71 млн. рублей |
Ожидаемые результаты Программы |
повышение рентабельности производства яиц до 7,1 процента; увеличение поголовья птицы на 400 тыс. голов; увеличение производства яйца на 134,3 тыс. штук, или на 27 процентов к уровню 2008 года |
Контроль за ходом реализации Программы |
контроль за реализацией Программы осуществляют: Департамент сельского хозяйства, продовольственных ресурсов и торговли области, первый заместитель Губернатора области, органы государственного финансового контроля области. |
* - по согласованию.
I. Характеристика проблем, на решение которых направлена Программа
Проблема обеспечения населения высококачественной продукцией животноводства имеет первостепенное значение как в целом для страны, так и для каждого ее региона. Снижение остроты этой проблемы в наиболее короткий срок возможно прежде всего за счет увеличения производства яиц и мяса птицы.
На производстве яйца в Вологодской области специализируются пять крупных птицефабрик, птицеферма и ряд личных подсобных хозяйств. На производстве племенной продукции для товарных птицефабрик специализировано СХПК "Племптица-Можайское", пищевых яиц - ЗАО "Вологодская птицефабрика", ОАО "Птицефабрика Ермаково", ЗАО "Малечкино", ЗАО "Великоустюгская птицефабрика", СПК "Тарногская птицеферма". Производство яйца птицефабриками Вологодской области представлено в таблице 1.
Таблица 1
млн. штук
Птицефабрики |
2006 год |
2007 год |
2008 год |
2008 год в % к 2006 году |
ЗАО "Вологодская птицефабрика" |
131,4 |
115,9 |
109,845 |
83,59 |
ОАО "Птицефабрика Ермаково" |
148,7 |
106,5 |
103,189 |
69,39 |
ЗАО "Малечкино" |
183,6 |
186,0 |
128,984 |
70,25 |
СХПК "Племптица-Можайское" |
80,2 |
84,2 |
83,471 |
104,07 |
ЗАО "Великоустюгская птицефабрика" |
24,3 |
14,0 |
31,503 |
129,6 |
СПК "Тарногская птицеферма" |
4,9 |
4,8 |
4,881 |
99,61 |
ИТОГО |
573,1 |
511,4 |
461,875 |
80,59 |
Начиная с 1990 года животноводческая отрасль, и птицеводство в частности, функционируют в сложных условиях, обусловленных дороговизной материально-технических, энергетических ресурсов, кормов, диспаритетом цен на сельскохозяйственную и промышленную продукцию, дисбалансом цен непосредственно в аграрном секторе. Темпы роста цен на зерно и кормовые добавки опережают темпы роста цен на яйцо и продукцию птицеводства.
Развитие птицеводства в Вологодской области более высокими темпами затруднено в силу практически полного физического и морального износа технологического оборудования.
Медленное обновление технической базы ведет к росту затрат технологического процесса производства, снижению качества продукции, возможному сужению воспроизводственного цикла и потенциальной остановке производства.
1.1. Проблема 1. Высокая изношенность технологического оборудования и производственных зданий, устаревшие технологии содержания птицы
Имеющиеся на птицефабриках области производственные мощности, состоящие из технологического оборудования, формировались в основном в 80-е годы, поэтому в настоящее время нормативный срок эксплуатации (8 лет) у 68,5 процента основных средств производства превышен в 2,6 раза.
Такая ситуация не позволяет птицефабрикам использовать современные технологии птицеводства и является сдерживающим фактором в процессе расширенного воспроизводства и, следовательно, наращивания объемов выпуска продукции.
На птицефабриках области имеется 148 помещений: для родительского стада, выращивания молодняка и содержания взрослого поголовья кур-несушек вместимостью 2750 тысяч птицемест. Из-за агрессивной среды и длительного срока эксплуатации техническое состояние 25 процентов птицеводческих объектов находятся в аварийном состоянии.
Существующее отечественное птицеводческое оборудование имеет недостатки. Так, при существующей системе кормления потери корма составляют до 20 процентов. Технологическое оборудование дает от 7 до 15 процентов нестандартной продукции (механический бой яйца, насечка).
До 30 процентов воды при отсутствии ниппельной системы поения расходуется впустую, идет в помет, увеличивая тем самым выход бракованной продукции (загрязненное яйцо) и в целом затраты на производство.
Кроме того, рост технологического износа оборудования неизбежно ведет к увеличению затрат на обслуживание основных фондов птицеводства, вызывая рост себестоимости продукции, и тем самым отрицательно сказывается на эффективности деятельности предприятий.
За последние три года затраты на текущий ремонт оборудования и зданий птичников по птицефабрикам выросли на 10,1 млн. рублей, или на 30 процентов.
Таким образом, основными составляющими обозначенной проблемы являются:
нехватка технологических мощностей для наращивания объемов производства;
невозможность перехода к современным технологиям отрасли, использование которых является непременным условием эффективной деятельности предприятий в современных рыночных условиях, ввиду высокой изношенности технологического оборудования;
постоянный рост затрат на обслуживание и ремонт устаревшего оборудования, ставящий под угрозу конкурентоспособность продукции.
1.2. Проблема 2. Низкая конкурентоспособность производства яиц
Отсутствие глубокой переработки яйца негативно отразилось на экономике яичных предприятий. Ситуация, складывающаяся на рынке яйца и яйцепродуктов, требует изменения технологии производства и внедрения передовых технологий по переработке яйца. Сегодня практически 90 процентов яйца реализуется птицефабриками в натуральном виде.
Без постоянно расширяющегося ассортимента полуфабрикатов и готовых продуктов из яиц обеспечить конкурентоспособность яичных предприятий невозможно. Наращивание объемов производства бесскорлупного яйца как минимум до 20 процентов даст возможность рационального функционирования на рынке яичных продуктов.
1.3. Проблема 3. Отсутствие единого кросса птицы на птицефабриках
Имеющийся в Вологодской области племрепродуктор СХПК "Племптица-Можайское" первого и второго порядка позволяет полностью обеспечить потребности товарных птицефабрик в племенной продукции (суточные цыплята и инкубационное яйцо) и проводить целенаправленную работу по рациональному использованию племенных ресурсов.
Для получения товарной продукции птицефабрики области используют разные кроссы птицы: Ломанн белый, Родонит коричневый, Хайсекс белый и Хайсекс коричневый.
Наличие неоднородного кросса птицы вызывает дополнительные издержки, связанные с организацией ветеринарных мероприятий, сложностью использования единого центра по сортировке и упаковке яйца, единого мясокомбината по забою и глубокой переработке мяса птицы, единого цеха по приготовлению кормов, сложностью комплектования поставок и размещения птицы, а также обслуживанием технологии содержания птицы.
1.4. Проблема 4. Недостаток собственных оборотных средств для осуществления технического перевооружения
Неблагоприятные для сельхозпроизводителей изменения конъюнктуры рынка, вызванные резким увеличением цен на комбикорма, а также растущим диспаритетом цен на сельскохозяйственную и промышленную продукцию и дисбалансом цен в самом аграрном секторе, привели к падению выручки от реализации продукции, что в свою очередь вызвало хроническую нехватку средств для обеспечения технического перевооружения птицефабрик.
Такая ситуация инициирует необходимость привлечения кредитов под оборотные средства предприятий, что приводит к снижению финансовой независимости сельхозпроизводителей и провоцирует рост непроизводительных расходов предприятий на обслуживание кредитов. При существующих размерах производства это вызывает дальнейшее сокращение собственных оборотных активов.
Эксплуатация современного высокоэффективного оборудования является основополагающим фактором роста производства и экономии материально-трудовых ресурсов, источником собственных оборотных средств и, в конечном счете, должна благоприятно отразиться на финансовой независимости предприятий. Результаты финансовой деятельности птицефабрик представлены в таблице N 2.
Таблица 2
млн. рублей
За год |
Выручка от продажи товаров, работ и услуг |
Себестоимость реализации товаров, работ и услуг |
Прибыль |
Рентабельность, % |
Долгосрочные обязательства, краткосрочные кредиты, на конец года |
Кредиторская задолженность, на конец года |
2005 |
961,37 |
951,15 |
10,22 |
1,07 |
129,34 |
529,17 |
2006 |
878,97 |
867,32 |
11,65 |
1,30 |
240,58 |
765,89 |
2007 |
1004,17 |
958,63 |
45,53 |
4,80 |
1109,35 |
238,67 |
2008 |
1376,37 |
1314,72 |
61,65 |
4,69 |
1651,57 |
561,97 |
1.5. Проблема 5. Отсутствие собственной кормовой базы
Особое значение в повышении эффективного производства яичной продукции имеет уровень обеспеченности птицы качественными и сбалансированными по всем показателям комбикормами. Следует отметить, что имеющиеся земельные ресурсы в количестве 2 тысяч гектаров лишь на 1,5 процента обеспечивают птицефабрики собственными кормами в виде производства фуражного зерна. Себестоимость собственного фуражного зерна на 30-40 процентов ниже стоимости покупного зерна. За 2008 год птицефабриками яичного направления израсходовано в кормление птице 97702 тонны комбикормов. Для обеспечения полной потребности в зернофураже необходимо иметь пашни не менее 35 тысяч гектаров.
II. Основные цели и задачи Программы. Сроки ее реализации
Основные цели Программы:
повышение эффективности производства яиц на основе модернизации и использования современных ресурсосберегающих технологий, обеспечивающих выпуск конкурентоспособной продукции;
повышение генетического потенциала и продуктивных качеств птицы;
обеспечение населения области высококачественными продуктами местного производства.
Основные задачи Программы:
создание условий для проведения технической модернизации отрасли птицеводства, укрепления кормовой базы, перехода на единый кросс птицы;
увеличение поголовья птицы и производства яиц;
повышение качества продуктов птицеводства;
обеспечение глубокой переработки яйца.
Сроки реализации целевой Программы: 2010-2012 годы.
Меры государственной поддержки и реализация внутренних резервов на птицефабриках, включенных в Программу, при условии бюджетного финансирования, позволит достичь показателей, указанных в таблице 3.
Таблица 3
Основные целевые индикаторы и показатели развития яичного птицеводства на 2010-2012 годы
Показатели |
2008 г. |
Прогноз 2009 г. |
Прогноз 2010 г. |
Прогноз 2011 г. |
Прогноз 2012 г. |
2012 г. в % к 2008 г. |
Производство яйца, тыс. шт. |
490300,0 |
514159,0 |
554715,0 |
574055,0 |
624631,0 |
127,4 |
Яйценоскость куры-несушки, шт. |
276,0 |
289,3 |
293,5 |
295,6 |
301,9 |
109,3 |
Поголовье птицы, тыс. голов |
2408,1 |
2647,0 |
2700,0 |
2754,0 |
2809,0 |
116,6 |
в том числе кур-несушек, тыс. голов |
1508,0 |
1830,0 |
1890,0 |
1942,0 |
2069,0 |
137,2 |
Индекс роста поголовья кур-несушек |
|
121,3 |
103,3 |
102,7 |
106,5 |
|
Индекс роста производства яиц |
|
104,9 |
107,9 |
103,5 |
108,8 |
|
Рентабельность производства яиц, % |
|
3 |
5,1 |
6,3 |
7,1 |
|
III. Перечень программных мероприятий по развитию птицеводства
Основными мероприятиями по реализации Программы являются:
1. Увеличение инвестиций в основное производство.
Проводимая работа позволит провести реконструкцию 18 птицеводческих помещений на 900 тыс. птицемест, 2-х цехов по приготовлению комбикормов и ввести основных фондов ориентировочно на сумму 500 млн. рублей.
Замена действующего оборудования на современное позволит увеличить производственные мощности предприятий не только за счет интенсивных методов (улучшение использования генетического потенциала птицы), но и за счет экстенсивных факторов (дополнительный рост количества мест содержания птицы).
2. Племенная работа.
Одним из условий увеличения производства яиц является целенаправленная работа по укреплению и развитию племенной базы.
Для ведения целенаправленной работы по организации бесперебойного и качественного обеспечения птицефабрик области племенным яйцом и суточным молодняком птицы необходимо:
приобрести племенной молодняк;
перейти на единый кросс птицы;
провести строительно-монтажные работы зданий инкубаторов;
купить выводные и предварительные шкафы для инкубаторов;
применить передовые технологии содержания племенной птицы;
обучить кадры по селекционно-племенной работе на курсах повышения квалификации, семинарах.
3. Укрепление кормовой базы:
а) приобретение комбикормов и фуражного зерна, субсидирование части стоимости затрат;
б) развитие собственного кормопроизводства:
увеличение посевных площадей до 10 тыс. гектаров;
создание новой технической базы почвообрабатывающей и уборочной техники;
повышение технического уровня имеющихся мощностей по производству комбикормов;
интеграция птицефабрик с зерносеющими хозяйствами области (закупать не менее 20 тысяч тонн фуражного зерна в год).
4. Глубокая переработка яйца.
Глубокая переработка яйца имеет большое значение в плане повышения эффективности его производства и реализации. В настоящее время птицефабрики не имеют полной и качественной переработки производимой ими продукции, что снижает их конкурентоспособность.
Для дальнейшей переработки яйца необходимо:
приобрести технологическое оборудование для переработки яйца;
расширить ассортимент яйцепродуктов (меланж, яичный белок, желток);
увеличить производство яиц с заранее заданными свойствами, в том числе обогащенными витаминами и микроэлементами;
расширить использование технологии мелкоштучной упаковки яиц с учетом изменяющихся потребностей населения.
Постановлением Правительства Вологодской области от 20 августа 2010 г. N 960 в раздел IV настоящего приложения внесены изменения
IV. Ресурсное обеспечение Программы
Источниками финансирования Программы являются средства, предусмотренные в областном бюджете на очередной финансовый год по подразделу "Сельское хозяйство и рыбоводство", разделу "Национальная экономика", по статье "Долгосрочная целевая программа "Развитие яичного птицеводства Вологодской области на 2010-2012 годы", а также прочие источники, включая собственные средства сельхоз-предприятий и заемные средства. Потребность в финансовых ресурсах для реализации Программы представлена в таблице 4.
Таблица 4
Ресурсное обеспечение Программы
млн. рублей
Показатели |
Всего |
Областной бюджет |
Прочие средства |
Общий объем финансирования |
2960,47 |
775,76 |
2184,71 |
в том числе по годам |
|
|
|
2010 |
1078,22 |
170,00 |
908,22 |
2011 |
1024,70 |
363,75 |
660,95 |
2012 |
857,55 |
242,01 |
615,54 |
капитальные расходы, всего |
650,66 |
0,00 |
650,66 |
в том числе по годам |
|
|
|
2010 |
411,00 |
0,00 |
411,00 |
2011 |
154,00 |
0,00 |
154,00 |
2012 |
85,66 |
0,00 |
85,66 |
текущие расходы всего |
2309,81 |
775,76 |
1534,05 |
2010 |
667,22 |
170,00 |
497,22 |
2011 |
870,70 |
363,75 |
506,95 |
2012 |
771,89 |
242,01 |
529,88 |
Таблица 5
Бюджетное финансовое обеспечение Программы по направлениям
млн. рублей
Финансовое обеспечение по направлениям |
Всего за 2010-2012 годы |
В том числе по годам |
||
2010 г. |
2011 г. |
2012 г. |
||
Субсидии на возмещение части затрат на строительство, реконструкцию и капитальный ремонт производственных зданий, приобретение оборудования |
332,89 |
0,00 |
150,00 |
182,89 |
Субсидии на возмещение части затрат на приобретение комбикормов и фуражного зерна |
412,87 |
170,00 |
201,75 |
41,12 |
Субсидии на возмещение части затрат на покупку суточного молодняка прародительских и родительских форм |
30,00 |
0,00 |
12,00 |
18,00 |
Всего |
775,76 |
170,00 |
363,75 |
242,01 |
Постановлением Правительства Вологодской области от 24 мая 2010 г. N 599 в раздел V настоящего приложения внесены изменения
V. Механизм реализации Программы
Текущее управление реализацией Программы осуществляется Департаментом сельского хозяйства, продовольственных ресурсов и торговли области.
Начальник Департамента сельского хозяйства, продовольственных ресурсов и торговли области является руководителем Программы. Руководитель Программы несет ответственность за реализацию и конечные результаты Программы, рациональное использование выделяемых на ее реализацию финансовых средств.
Порядок выделения субсидий в рамках реализации настоящей Программы определяется Правительством области.
Участниками Программы могут быть птицефабрики яичного направления независимо от организационно-правовой формы, крестьянские (фермерские) хозяйства, индивидуальные предприниматели, производящие и реализующие товарное яйцо.
Для включения в Программу претенденты должны соответствовать следующим критериям:
уровень платежеспособности, равный коэффициенту текущей ликвидности, - более 1,0 по бухгалтерскому балансу на последнюю отчетную дату, предшествующую подаче заявки для включения в Программу;
отсутствие задолженности по уплате налогов и иных обязательных платежей в бюджеты всех уровней и внебюджетные фонды по основному долгу либо проведение реструктуризации задолженности;
не должны находиться в стадии банкротства.
Из областного бюджета на цели, поставленные Программой, планируется направить в течение трех лет 775,74 млн. рублей, что составляет 26,2 процента от потребности в средствах в целом по Программе.
Согласно условиям Программы на всех птицефабриках должно быть обеспечено увеличение производства яиц, поголовья кур-несушек, улучшена финансово-экономическая ситуация. Основное внимание при этом должно уделяться реконструкции птицеводческих помещений, приобретению техники и птицеводческого оборудования, внедрению прогрессивных технологий заготовки фуражного зерна и содержания птицы, улучшению показателей воспроизводства стада и его генетического потенциала.
Постановлением Правительства Вологодской области от 24 мая 2010 г. N 599 в раздел VI настоящего приложения внесены изменения
VI. Контроль за ходом реализации Программы
Текущее управление Программой осуществляется Департаментом сельского хозяйства, продовольственных ресурсов и торговли области. Департамент сельского хозяйства, продовольственных ресурсов и торговли области осуществляет организацию и контроль за реализацией Программы, вносит в установленном порядке предложения по ее уточнению с учетом конкретной производственно-финансовой ситуации на птицефабриках.
Для обеспечения мониторинга и контроля за ходом реализации Программы руководитель Программы ежеквартально до 20 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, представляет первому заместителю Губернатора области, курирующему соответствующую отрасль (сферу), а в копии - департаменту экономики Правительства области и контрольно-аналитическому управлению Правительства области информацию о выполнении мероприятий Программы, содержащую анализ положительных результатов, а также причины недостатков и нерешенных проблем (включая информацию о качестве и комплектности полученного оборудования, техники, дате ввода их в эксплуатацию, об использовании их по назначению и т.д.).
Департамент сельского хозяйства области осуществляет контроль за обеспечением Программы финансовыми ресурсами, координирует работу исполнителей, рассматривает вопросы, возникающие в ходе реализации Программы, заслушивает отчеты участников, контролирует сроки исполнения, целевое использование выделяемых средств.
Департамент сельского хозяйства области и департамент финансов области организуют проверки хода реализации Программы и использования средств областного бюджета.
По итогам каждого года департамент сельского хозяйства области обобщает и представляет в департамент экономики Правительства области и департамент финансов области отчеты о выполнении долгосрочных целевых программ, включая меры по повышению эффективности их реализации, ежегодно не позднее 20 января года, следующего за отчетным. К отчету прилагается пояснительная записка, отражающая эффективность и результативность выполнения мероприятий Программы.
VII. Оценка результатов реализации Программы
Реализация Программы будет способствовать устойчивому развитию отрасли птицеводства и при полном и своевременном финансовом обеспечении позволит увеличить производство яиц, повысить качество продуктов птицеводства, доходность предприятий.
За три года будет введено основных фондов ориентировочно в объеме 500 млн. рублей, проведена реконструкция 18 птицеводческих помещений на 0,9 млн. птицемест, двух цехов по приготовлению комбикормов.
Вложение собственных, заемных и бюджетных средств позволит увеличить к концу 2012 года поголовье птицы на 400 тыс. голов, увеличить производство яйца на 134,3 тыс. штук, или на 27% к уровню 2008 года, повысить яйценоскость на среднегодовую куру - несушку на 25,9 штук.
Увеличение посевов зерновых культур до 10 тыс. гектаров позволит птицефабрикам получить 20 тыс. тонн собственного зерна при урожайности зерновых культур 20 цн/га.
За счет обновления физически и морально устаревших основных фондов сократятся расходы на текущий ремонт, непроизводительные затраты, связанные с эксплуатацией устаревших фондов (потери кормов, воды, электроэнергии), улучшатся условия труда, увеличится производительность труда на 13 процентов, улучшаться# потребительские свойства производимой продукции.
Эффективность вложения бюджетных средств характеризуют следующие показатели:
на 1 рубль бюджетных средств будет вложено 2,8 рубля собственных и заемных средств;
прирост выручки от реализации продукции составит 3,5 рубля на рубль вложенных бюджетных средств в среднем за год;
увеличение налоговых поступлений в доходную часть областного бюджета в 1,5 раза.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.