Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 1
Положение о Вологодской областной подсистеме единой
государственной системы предупреждения
и ликвидации чрезвычайных ситуаций
(утв. постановлением Правительства Вологодской области от 27 декабря 2005 г. N 1357)
27 ноября 2006 г., 11 марта 2008 г..
Настоящее Положение определяет порядок организации и функционирования Вологодской областной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - ОПЧС), далее именуемой подсистемой, состав органов управления, сил и средств подсистемы и порядок приведения их в готовность и ее взаимодействия с функциональными подсистемами единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на областном уровне.
I. Общие принципы организационного построения подсистемы
Постановлением Правительства Вологодской области от 27 ноября 2006 г. N 1150 в пункт 1.1 раздела I настоящего приложения внесены изменения
1.1. Подсистема объединяет органы управления, силы и средства территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной государственной власти области, органов местного самоуправления и организаций, в полномочия которых входит решение вопросов в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, и осуществляет свою деятельность в целях выполнения задач, предусмотренных Федеральным законом "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" и законом области "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера".
Постановлением Правительства Вологодской области от 11 марта 2008 г. N 501 в пункт 1.2 раздела I настоящего приложения внесены изменения
1.2. Подсистема в зависимости от масштабов чрезвычайных ситуаций и объемов выполняемых задач действует на уровнях:
региональном - в пределах территории области;
муниципальном - в пределах территории муниципального образования;
объектовом - в пределах территории организации.
1.3. Подсистема строится по территориальному принципу и состоит из муниципальных и объектовых звеньев подсистемы.
Муниципальные звенья подсистемы создаются в муниципальных образованиях области для участия в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на их территориях, в которые входят объектовые звенья организаций в пределах их территорий.
Объектовые звенья создаются в организациях для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в пределах их территорий.
Положения, состав сил и средств муниципальных звеньев (уровня муниципального района, городского округа) согласовываются с Главным управлением МЧС России по области, утверждаются руководителем органа местного самоуправления соответствующего муниципального района, городского округа.
Положения, состав сил и средств муниципальных звеньев (уровня поселения, организации) утверждаются руководителем органа местного самоуправления соответствующего поселения, руководителем организации. Копия положения направляется в Управление гражданской защиты и пожарной безопасности области.
II. Состав и характеристика подсистемы
2.1. На каждом уровне подсистемы создаются координационные органы, постоянно действующие органы управления, органы повседневного управления, силы и средства, резервы финансовых и материальных ресурсов, системы связи, оповещения и информационного обеспечения.
Постановлением Правительства Вологодской области от 11 марта 2008 г. N 501 в пункт 2.2 раздела II настоящего приложения внесены изменения
2.2. Координационными органами подсистемы являются:
на региональном уровне (в пределах территории области) - комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности (далее - КЧС и ПБ) Правительства области;
на муниципальном уровне (в пределах территории муниципального образования области) - комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности органа местного самоуправления;
на объектовом уровне - комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности организации.
2.3. Образование, реорганизация и упразднение комиссий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности, назначение руководителей, утверждение персонального состава и определение их компетенции осуществляются соответственно решениями Правительства области, органов местного самоуправления и организаций.
Комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности возглавляются руководителями указанных органов и организаций или их первыми заместителями.
Компетенция комиссий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности, а также порядок принятия решений определяются в положениях о них или решениях об их образовании.
2.4. Основными задачами комиссий по чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности в соответствии с их компетенцией являются:
а) разработка предложений по реализации государственной политики в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности на подведомственной территории;
б) координация деятельности органов управления и сил подсистемы (звеньев подсистемы, организации);
в) обеспечение согласованности действий территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной государственной власти области, органов местного самоуправления и организаций при решении задач в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности, а также восстановления и строительства жилых домов, объектов жилищно-коммунального хозяйства, социальной сферы, производственной и инженерной инфраструктуры, поврежденных и разрушенных в результате чрезвычайных ситуаций на подведомственной территории.
Иные задачи могут быть возложены на соответствующие комиссии по чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности решениями Правительства области, органов местного самоуправления и руководителями организаций в соответствии с законодательством Российской Федерации и Вологодской области, правовыми актами органов местного самоуправления и организаций.
2.5. Постоянно действующими органами управления подсистемы являются:
на региональном уровне - Главное управление МЧС России по Вологодской области (в соответствии с действующим законодательством);
на муниципальном уровне - органы, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и (или) гражданской обороны при органах местного самоуправления;
на объектовом уровне - структурные подразделения или работники организаций, уполномоченных на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и (или) гражданской обороны.
Постоянно действующие органы управления подсистемы создаются и осуществляют свою деятельность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, Вологодской области и иными нормативными правовыми актами.
Компетенция и полномочия постоянно действующих органов управления подсистемы определяются соответствующими положениями о них или уставами указанных органов управления.
2.6. Органами повседневного управления подсистемы являются:
центр управления в кризисных ситуациях области и пункты управления комиссий по чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности муниципальных образований области;
дежурно-диспетчерские службы органов исполнительной государственной власти области и территориальных органов федеральных органов исполнительной власти;
единые дежурно-диспетчерские службы муниципальных образований области;
дежурно-диспетчерские службы организаций (объектов).
Указанные органы создаются и осуществляют свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации и Вологодской области.
2.7. Размещение органов управления подсистемы в зависимости от обстановки осуществляется на стационарных или подвижных пунктах управления, оснащаемых техническими средствами управления, средствами связи, оповещения и жизнеобеспечения, поддерживаемых в состоянии постоянной готовности к использованию.
2.8. К силам и средствам подсистемы относятся специально подготовленные силы и средства территориальных органов федеральных органов исполнительной власти (в соответствии с планами взаимодействия), органов исполнительной государственной власти области, органов местного самоуправления, организаций и общественных объединений области, предназначенные и выделяемые (привлекаемые) для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Состав сил и средств подсистемы территориального уровня определяется комиссией по чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности Правительства области и утверждается постановлением Правительства области, на муниципальном уровне - органами местного самоуправления муниципальных образований области, на объектовом уровне - руководителями организаций.
Силы и средства гражданской обороны привлекаются к организации и проведению мероприятий по предотвращению и ликвидации чрезвычайных ситуаций федерального и регионального характера в порядке, установленном федеральным законом.
2.9. В состав сил и средств каждого уровня подсистемы входят силы и средства постоянной готовности, предназначенные для оперативного реагирования на чрезвычайные ситуации и проведения работ по их ликвидации (далее - силы постоянной готовности).
Основу сил постоянной готовности составляют аварийно-спасательные службы, аварийно-спасательные, пожарно-спасательные формирования, иные службы и формирования, выделяемые в соответствии с планами действий и взаимодействия и оснащенные специальной техникой, оборудованием, снаряжением, инструментом, материалами с учетом обеспечения проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в зоне чрезвычайной ситуации в течение не менее 3 суток.
Перечень сил постоянной готовности подсистемы утверждается Правительством области по согласованию с Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
Состав и структуру сил постоянной готовности определяют создающие их органы исполнительной государственной власти области, органы местного самоуправления, организации и общественные объединения области исходя из возложенных на них задач по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на территории области.
2.10. Координацию деятельности аварийно-спасательных служб и аварийно-спасательных формирований на территориях муниципальных образований области осуществляют органы, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и гражданской обороны при органах местного самоуправления.
2.11. Привлечение аварийно-спасательных служб, пожарно-спасательных и аварийно-спасательных формирований к ликвидации чрезвычайных ситуаций осуществляется:
в соответствии с планом действий областной подсистемы по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
в соответствии с планами предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на обслуживаемых указанными службами и формированиями объектах и территориях;
в соответствии с планами взаимодействия по ликвидации чрезвычайных ситуаций на других объектах и территориях;
по решению КЧС и ПБ Правительства области, органов исполнительной государственной власти области, органов местного самоуправления, организаций и общественных объединений области, осуществляющих руководство деятельностью указанных служб и формирований.
Привлечение профессиональных аварийно-спасательных служб и аварийно-спасательных формирований к ликвидации чрезвычайных ситуаций за пределами территории области осуществляется по решению КЧС и ПБ Правительства области.
Общественные аварийно-спасательные формирования могут участвовать в соответствии с законодательством Российской Федерации и Вологодской области в ликвидации чрезвычайных ситуаций и действуют под руководством соответствующих органов управления подсистемы.
2.12. Подготовка работников органов исполнительной государственной власти области, органов местного самоуправления и организаций области, специально уполномоченных решать задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и включенных в состав органов управления подсистемы, организуется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации и Правительством области.
Методическое руководство, координацию и контроль за подготовкой населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций осуществляет Главное управление МЧС России по Вологодской области как постоянно действующий орган управления ОПЧС.
2.13. Готовность аварийно-спасательных служб и аварийно-спасательных формирований к реагированию на чрезвычайные ситуации и проведению работ по их ликвидации проверяется в ходе аттестации, а также в ходе проверок, осуществляемых в пределах своих полномочий Главным управлением МЧС России по Вологодской области как постоянно действующим органом управления ОПЧС, органами государственного надзора и контроля, а также иными территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, Правительством Вологодской области, органами местного самоуправления и организациями, создающими указанные службы и формирования.
Постановлением Правительства Вологодской области от 11 марта 2008 г. N 501 в пункт 2.14 раздела II настоящего приложения внесены изменения
2.14. Для ликвидации чрезвычайных ситуаций создаются и используются:
резервы финансовых и материальных ресурсов территориальных органов федеральных органов исполнительной власти исходя из возложенных на них задач по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
резервы финансовых и материальных ресурсов Правительства области, органов местного самоуправления и организаций области.
Порядок создания, использования и восполнения резервов финансовых и материальных ресурсов определяется законодательством Российской Федерации, законодательством Вологодской области, муниципальными правовыми актами органов местного самоуправления области и актами организаций.
Номенклатура и объем резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также контроль за их созданием, хранением, использованием и восполнением устанавливаются создающим их органом.
III. Организация управления и порядок приведения
в готовность подсистемы
3.1. Управление подсистемой осуществляется с использованием систем связи и оповещения, представляющих собой организационно-техническое объединение сил, средств связи и оповещения, сетей вещания, каналов сети связи общего пользования и ведомственных сетей связи, обеспечивающих доведение информации и сигналов оповещения до органов управления, сил подсистемы и населения.
Приоритетное использование любых сетей связи и средств связи, приостановление или ограничение использования этих сетей и средств связи во время чрезвычайных ситуаций, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
3.2. Информационное обеспечение в подсистеме осуществляется с использованием областной автоматизированной информационно-управляющей системы в чрезвычайных ситуациях (ОАИУС ЧС), представляющей собой совокупность технических систем, средств связи и оповещения, автоматизации иинформационных ресурсов, обеспечивающей обмен данными, подготовку, сбор, хранение, обработку, анализ и передачу информации.
Информационное обеспечение в рамках ОАИУС ЧС с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами исполнительной государственной власти области, органами местного самоуправления и организациями осуществляется через существующие и создаваемые ведомственные и территориальные системы информационного обмена по линии дежурно-диспетчерских служб.
Для приема сообщений о чрезвычайных ситуациях, в том числе вызванных пожарами, в телефонных сетях населенных пунктов устанавливается единый номер - 01.
Сбор и обмен информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности осуществляется территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами исполнительной государственной власти области, органами местного самоуправления и организациями области в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Сроки и формы представления указанной информации устанавливаются Главным управлением МЧС России по Вологодской области как постоянно действующим органом управления ОПЧС по согласованию с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти и органами исполнительной государственной власти области.
3.3. Проведение мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций в рамках подсистемы осуществляется на основе плана действий ОПЧС и ее звеньев.
Территориальные органы федеральных органов исполнительной власти участвуют в мероприятиях, проводимых в рамках подсистемы, в соответствии с согласованными планами.
Организационно-методическое руководство планированием действий в рамках подсистемы осуществляет Главное управление МЧС России по Вологодской области как постоянно действующий орган управления ОПЧС.
3.4. При отсутствии угрозы возникновения чрезвычайных ситуаций на объектах, территориях или акваториях органы управления и силы подсистемы функционируют в режиме повседневной деятельности.
Губернатор области, руководители органов местного самоуправления и организаций области, на территории которых могут возникнуть или возникли чрезвычайные ситуации либо к полномочиям которых отнесена ликвидация чрезвычайных ситуаций, в зависимости от масштаба чрезвычайных ситуаций, для соответствующих органов управления и сил подсистемы могут устанавливать один из следующих режимов функционирования:
а) режим повышенной готовности - при угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций;
б) режим чрезвычайной ситуации - при возникновении и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
3.5. Губернатор области, руководители органов местного самоуправления и организаций области при введении для соответствующих органов управления и сил подсистемы режима повышенной готовности или режима чрезвычайной ситуации определяют:
а) обстоятельства, послужившие основанием для введения режима повышенной готовности или режима чрезвычайной ситуации;
б) границы территории, на которой может возникнуть чрезвычайная ситуация, или границы зоны чрезвычайной ситуации;
в) силы и средства, привлекаемые к проведению мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайной ситуации;
г) перечень мер по обеспечению защиты населения от чрезвычайной ситуации или организации работ по ее ликвидации;
д) должностные лица, ответственные за осуществление мероприятий по предупреждению чрезвычайной ситуации, или руководитель работ по ликвидации чрезвычайной ситуации.
Руководители органов исполнительной государственной власти области, органов местного самоуправления и организаций области должны информировать население через средства массовой информации и по иным каналам связи о введении на конкретной территории соответствующих режимов функционирования органов управления и сил подсистемы, а также мерах по обеспечению безопасности населения.
3.6. При устранении обстоятельств, послуживших основанием для введения на соответствующих территориях области режима повышенной готовности или режима чрезвычайной ситуации, установленные режимы функционирования органов управления и сил подсистемы отменяются.
IV. Основные мероприятия режимов функционирования подсистемы
4.1. Основными мероприятиями, проводимыми координационными органами, постоянно действующими органами управления, а также органами повседневного управления и силами подсистемы, являются:
а) в режиме повседневной деятельности:
изучение состояния окружающей среды и прогнозирование чрезвычайных ситуаций;
сбор, обработка и обмен в установленном порядке информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности;
разработка и реализация целевых и научно-технических программ и мер по предупреждению чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности;
планирование действий органов управления и сил подсистемы, организация подготовки и обеспечения их деятельности;
подготовка населения к действиям в чрезвычайных ситуациях;
пропаганда знаний в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности;
руководство созданием, размещением, хранением и восполнением резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;
осуществление в пределах своих полномочий необходимых видов страхования;
проведение мероприятий по подготовке к эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы, их размещению и возвращению соответственно в места постоянного проживания либо хранения, а также жизнеобеспечению населения в чрезвычайных ситуациях;
ведение статистической отчетности о чрезвычайных ситуациях, участие в расследовании причин аварий и катастроф, а также выработке мер по устранению причин подобных аварий и катастроф;
б) в режиме повышенной готовности:
усиление контроля за состоянием окружающей среды, прогнозирование возникновения чрезвычайных ситуаций и их последствий;
введение при необходимости круглосуточного дежурства руководителей и должностных лиц органов управления и сил подсистемы на стационарных пунктах управления;
непрерывный сбор, обработка и передача органам управления и силам подсистемы данных о прогнозируемых чрезвычайных ситуациях, информирование населения о приемах и способах защиты от них;
принятие оперативных мер по предупреждению возникновения и развития чрезвычайных ситуаций, снижению размеров ущерба и потерь в случае их возникновения, а также повышению устойчивости и безопасности функционирования организаций в чрезвычайных ситуациях;
уточнение планов действий (взаимодействия) по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и иных документов;
приведение при необходимости сил и средств подсистемы в готовность к реагированию на чрезвычайные ситуации, формирование оперативных групп и организация выдвижения их в предполагаемые районы действий;
восполнение при необходимости резервов материальных ресурсов, созданных для ликвидации чрезвычайных ситуаций;
проведение при необходимости эвакуационных мероприятий;
в) в режиме чрезвычайной ситуации:
непрерывный контроль за состоянием окружающей среды, прогнозирование развития возникших чрезвычайных ситуаций и их последствий;
оповещение руководителей территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной государственной власти области, органов местного самоуправления и организаций области, а также населения о возникших чрезвычайных ситуациях;
проведение мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
организация работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций и всестороннему обеспечению действий сил и средств подсистемы, поддержанию общественного порядка в ходе их проведения, а также привлечению при необходимости в установленном порядке общественных организаций и населения к ликв
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.