Постановлением Правительства Вологодской области от 7 декабря 2009 г. N 1863 в настоящее постановление внесены изменения
Постановление Правительства Вологодской области
от 9 сентября 2008 г. N 1727
"О долгосрочной целевой программе "Развитие молочного животноводства Вологодской области на 2009-2012 годы"
9 февраля, 10 марта, 7 июля, 29 октября, 7 декабря 2009 г., 9 августа 2010 г.
Во исполнение поручения Губернатора области от 20 декабря 2007 года N 245-ПОР и распоряжения Губернатора области от 30 июля 2008 года N 1413-р "О мерах по реализации Бюджетного кодекса Российской Федерации в части регулирования порядка принятия долгосрочных целевых программ субъектов Российской Федерации" Правительство области постановляет:
1. Утвердить долгосрочную целевую программу "Развитие молочного животноводства Вологодской области на 2009-2012 годы" (далее - Программа) (приложение 1).
2. Утвердить:
Положение об областной комиссии по реализации долгосрочной целевой программы "Развитие молочного животноводства Вологодской области на 2009-2012 годы" (приложение 2);
состав областной комиссии по реализации долгосрочной целевой программы "Развитие молочного животноводства Вологодской области на 2009-2012 годы" (приложение 3);
Положение о порядке выделения субсидий в рамках реализации долгосрочной целевой программы "Развитие молочного животноводства Вологодской области на 2009-2012 годы" (приложение 4);
форму договора о предоставлении и использовании субсидий (приложение 5).
3. Контроль за выполнением постановления возложить на первого заместителя Губернатора области СМ. Громова.
Справку о выполнении постановления представить к 15 апреля 2013 года.
По поручению Губернатора области вице-губернатор области |
H.B.Костыгов |
Долгосрочная целевая программа "Развитие молочного животноводства Вологодской области на 2009-2012 годы"
(утв. постановлением Правительства Вологодской области от 9 сентября 2008 г. N 1727)
10 марта, 7 июля, 29 октября, 7 декабря 2009 г., 9 августа 2010 г.
Постановлением Правительства Вологодской области от 9 августа 2010 г. N 922 в паспорт настоящей Программы внесены изменения, распространяющиеся на правоотношения, возникшие с 1 января 2010 г.
Паспорт Программы
Наименование Программы |
- долгосрочная целевая программа "Развитие молочного животноводства Вологодской области на 2009-2012 годы" |
Основание для разработки Программы |
- Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы, утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2007 года N 446; поручение Губернатора области от 20 декабря 2007 года N 245-ПОР; |
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы, утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2007 года N 446
Государственный заказчик Программы |
- департамент сельского хозяйства области |
Разработчик Программы |
- департамент сельского хозяйства области |
Цель Программы |
- создание экономических, технических и технологических условий устойчивого развития отрасли молочного животноводства и увеличения объемов производства молока с 481,5 тыс. тонн в 2008 году до 521,5 тыс. тонн в 2012 году |
Задачи Программы |
- укрепление племенной базы молочного животноводства; увеличение объемов производства молока за счет ускоренного развития молочного животноводства в сельскохозяйственных организациях и крестьянских (фермерских) хозяйствах |
Сроки реализации Программы |
- 2009-2012 годы |
Исполнители Программы |
- Департамент сельского хозяйства области, сельхозтоваропроизводители области * |
Объемы и источники финансирования Программы |
- общий объем финансирования - 6463,3000 млн. руб., в том числе: 2009 год - 52,0317 млн. руб.; 2010 год - 1452,8000 млн. руб.; 2011 год - 1801,4000 млн. руб.; 2012 год - 3157,0683 млн. руб.; из них: областной бюджет, всего - 534,0000 млн. руб.; в том числе: 2009 год - 3,0396 млн. руб.; 2010 год - 30,0000 млн. руб.; 2011 год - 138,0000 млн. руб.; 2012 год - 362,9604 млн. руб.; федеральный бюджет (**), всего - 2,1921 млн. руб.; в том числе: 2009 год - 2,1921 млн. руб.; 2010 год - 0,0000 млн. руб.; 2011 год - 0,0000 млн. руб.; 2012 год - 0,0000 млн. руб.; прочие источники, всего -5927,1079 млн. руб.; в том числе: 2009 год - 46,8000 млн. руб.; 2010 год - 1422,8000 млн. руб.; 2011 год - 1663,4000 млн. руб.; 2012 год - 2794,1079 млн. руб. |
Целевые индикаторы |
- удельный вес племенного поголовья в общей численности крупного рогатого скота в 2012 году - 26,0 %; - приобретение племенного молодняка не менее 1500 голов ежегодно в течение четырех лет; - доведение выхода телят на 100 маток с 77 в 2008 году до 82 голов в 2012 году; - создание сервисных центров по воспроизводству сельскохозяйственных животных (реконструкция, модернизация и приобретение оборудования) не менее 50 штук ежегодно |
Ожидаемые результаты реализации Программы |
- увеличение в 2012 году валового производства молока до 521,5 тыс. тонн (108 % к уровню 2008 года) за счет роста удоя молока от 1 коровы до 5200 кг (110 % к уровню 2008 года), стабилизации и роста поголовья коров на конец 2012 года до 107,8 тыс. голов (108 % к уровню 2008 года); доведение производства молока в расчете на душу населения в 2012 году до 415 кг (105 % к уровню 2008 года); повышение производительности труда в молочном животноводстве на 5 % |
Контроль за ходом реализации Программы |
- контроль за реализацией Программы осуществляют департамент сельского хозяйства области и первый заместитель Губернатора области, курирующий отрасль сельского хозяйства области |
* - по согласованию
** - объемы финансирования из федерального бюджета уточняются в соответствии с доведенными из федерального бюджета лимитами бюджетных обязательств на соответствующий финансовый год
1. Характеристика проблем, на решение которых направлена Программа
Вологодская область является крупнейшим в России регионом молочного животноводства. Из 26 районов области в 18 районах хозяйственная деятельность связана в основном с молочным скотоводством, которым занимаются 253 сельскохозяйственные организации различных организационно-правовых форм.
За последние годы в результате целенаправленной аграрной политики в сельском хозяйстве, особенно в отрасли молочного животноводства, произошли позитивные сдвиги по наращиванию производства молока, повышения продуктивности животных.
По удою молока от 1 коровы в сельхозорганизациях наша область находится на 7 месте в Российской Федерации и на 4 месте в Северо-Западном федеральном округе. За 2008 год удой на корову составил 4795 кг, увеличение к 2006 году - 321 кг. В 50 сельскохозяйственных организациях области, в которых средний удой на корову превысил 5000 кг, сосредоточено 44,3 % поголовья коров и производится 57,1 % молока.
В 2008 году валовое производство молока во всех категориях хозяйств составило 481,5 тыс. тонн (100,5% к 2006 году), в том числе в сельхозорганизациях 420,8 тыс. тонн (104,9% к 2006 году). Основными производителями молока являются сельскохозяйственные организации. На их долю приходится 87 % производимого в области молока. По производству молока сельхозорганизациями в расчете на 1 жителя с 2003 года область занимает 1 место в Российской Федерации.
За последние три года удалось стабилизировать поголовье дойного стада в сельхозорганизациях области. Вместе с тем наблюдается сокращение поголовья коров в частном секторе. Это обусловлено изменением демографической ситуации в области, увеличением численности людей пожилого возраста.
Молочное направление в козоводстве области характеризуется мелкотоварным производством и практически полным отсутствием промышленной переработки козьего молока.
Большая часть молочного поголовья коз сосредоточена в настоящее время в личных подсобных хозяйствах граждан (98 %), остальное поголовье коз содержится в крестьянских (фермерских) хозяйствах. В крестьянских хозяйствах производится очень небольшое количество козьего молока, используемого для приготовления сыров, масла, простокваши и других продуктов.
Переход экономики на рыночные отношения дал некоторый импульс развитию молочного козоводства: растет поголовье животных, появляются первые фермы по разведению коз молочного направления с численностью маточного стада 200-300 и более голов.
Молочное козоводство является и существенным дополнительным источником молочного питания населения. Следует отметить, что козье молоко - высокопитательный диетический продукт, обладающий целебными и бактерицидными свойствами, оказалось незаслуженно забытым, его производство никогда не было поставлено на промышленную основу.
Увеличение количества производимой продукции из козьего молока, а также снижение цен на него возможно путем создания в Вологодской области сети опорных племенных хозяйств на базе сельхозорганизаций и крестьянских (фермерских) хозяйств, которые обеспечивали бы население племенным молодняком молочных коз, проводили зоотехническое обслуживание, организовали приемку, переработку и сбыт козьего молока.
Таблица 1
Анализ состояния молочного животноводства в Вологодской области в 2006-2008 годах
Показатели |
Единицы измерения |
2006 год |
2007 год |
2008 год |
2008 год к 2006 году, % (или +,- ) |
Поголовье коров на конец года во всех категориях хозяйств |
тыс. голов |
105,4 |
104,1 |
99,9 |
95 |
в том числе в сельхозорганизациях |
тыс. голов |
89,3 |
89,7 |
87,4 |
98 |
Средний удой молока от 1 коровы во всех категориях хозяйств |
кг |
4426 |
4611 |
4704 |
106 |
в том числе в сельхозорганизациях |
кг |
4474 |
4693 |
4795 |
107 |
Валовое производство молока во всех категориях хозяйств |
тыс. тонн |
479 |
483,3 |
481,5 |
100,5 |
в том числе в сельхозорганизациях |
тыс. тонн |
401,3 |
413,5 |
420,8 |
105,2 |
Производство молока в расчете на душу населения |
кг |
390 |
395 |
395 |
101,3 |
Покупка племенного молодняка крупного рогатого скота молочных пород |
гол. |
4533 |
2670 |
1426 |
31,5 |
Выход телят на 100 коров |
гол. |
77 |
77 |
77 |
100,0 |
Удельный вес племенных коров в общей численности коров молочных пород |
% |
80,2 |
81,6 |
84,7 |
+4,5 |
Рентабельность производства молока в сельхозорганизациях |
% |
17,6 |
23,9 |
28,0 |
+10,4 |
Поголовье коз на конец года во всех категориях хозяйств |
тыс. голов |
14,0 |
12,5 |
11,4 |
81 |
в том числе в крестьянских (фермерских) хозяйствах |
тыс. голов |
0,05 |
0,2 |
0,4 |
в 8 раз |
Средний удой молока от 1 козы во всех категориях хозяйств |
кг |
424 |
430 |
426 |
100,5 |
в том числе в крестьянских (фермерских) хозяйствах |
кг |
381 |
422,5 |
423 |
111 |
Из общего производства молока производство козьего молока во всех категориях хозяйств |
тыс. тонн |
4,8 |
4,3 |
3,8 |
79 |
в том числе в крестьянских (фермерских) хозяйствах |
тыс. тонн |
0,01 |
0,03 |
0,05 |
в 5 раз |
В течение трех лет в области действовала целевая программа "Развитие молочного животноводства Вологодской области на период 2006-2008 годов". Ее участниками стали 68 сельхозорганизаций и 4 крестьянских (фермерских) хозяйства. На реализацию Программы из областного бюджета выделено субсидий в сумме 466,3 млн. рублей, привлечено организациями собственных и кредитных средств более 6,9 млрд. рублей.
За 3 года участниками Программы приобретено более 4 тыс. голов племенного скота, 253 трактора, 130 зерно- и кормоуборочных комбайнов, более 1000 единиц прочей сельхозтехники, автомобилей и животноводческого оборудования, проведена реконструкция и модернизация 92 животноводческих помещений на 21,9 тыс. скотомест, из них 7 ферм с доильным залом и беспривязным содержанием скота.
Мероприятия, проведенные в рамках Программы, позволили в 2008 году произвести 195,8 тыс. тонн молока - увеличение к уровню 2005 года, предшествующему началу реализации Программы, составило 32,2 % (в среднем по сельхозорганизациям области - 10 %). Поголовье дойного стада в организациях, включенных в Программу, на конец 2008 года составило 41,5 тыс. голов - увеличение на 6,8 тыс. голов, или на 16 % к уровню 2005 года.
Хозяйствами, включенными в Программу, за 2008 год получен надой молока от 1 коровы 4895 кг (по сельхозорганизациям области - 4795 кг), к уровню 2005 года увеличение на 607 кг, или 14,2 % (по сельхозорганизациям области - 13,7 %).
Кроме того, эти хозяйства значительно укрепили свое финансовое положение. Прирост выручки от реализации продукции за 2008 год составил 4,52 рубля на рубль вложенных средств. Рентабельность сельскохозяйственного производства с учетом субсидий составила 18 % (по области - 9,9 %).
На территории области имеется мощная база племенного животноводства, полностью сохранен генетический потенциал. В области имеется 10 племенных заводов, 27 племенных репродукторов (в 1990 году племенных заводов было 5, племенных репродукторов - 4). Постоянно идет процесс повышения породно-продуктивных качеств животных. Более 30 % маточного стада осеменяется быками-производителями голштинской и голштинизированной черно-пестрой молочных пород. Удой молока от коровы в 2008 году составил в племенных заводах 6694 кг молока, в племенных репродукторах - 5304 кг.
Для улучшения породно-продуктивных качеств скота, содержащегося не только в общественном, но и частном секторе, необходимо расширение сети сервисных центров по воспроизводству сельскохозяйственных животных. Имеющиеся в сельхозорганизациях аналогичные пункты также требуют реконструкции помещений и модернизации оборудования.
Созданный к настоящему времени генетический потенциал продуктивности молочного скота по основным породам достаточно высокий, но раскрыт не полностью. Для раскрытия и реализации генетического потенциала крупного рогатого скота необходимо улучшение породных качеств скота, приобретение племенного скота, его качественное кормление, а также привлечение высококвалифицированных специалистов в животноводство.
Уровень притока привлеченных средств в сельскохозяйственное производство области остается низким. Их доля в объемах расходов по области составляет за последние годы от 1,8 до 3,3 %. Это связано с тем, что сельское хозяйство - отрасль экономики, подверженная большему количеству рисков, чем промышленность или сфера услуг, что сказывается на уровне инвестиционной привлекательности.
Значительное увеличение объемов вложенных средств в отрасль в 2006-2007 годах связано с реализацией приоритетного национального проекта "Развитие АПК" и расширением доступа сельхозпроизводителей к кредитным ресурсам. Участниками проекта по направлению "Ускоренное развитие животноводства" стали 64 сельхозорганизации области, на строительство, реконструкцию и модернизацию животноводческих комплексов ими привлечено 982 млн. рублей кредитных средств на срок до 8 лет.
Из числа участников областной целевой программы "Развитие молочного животноводства Вологодской области на период 2006-2008 годов" воспользовались кредитами 50 организаций на общую сумму 977,6 млн. рублей в рамках национального приоритетного проекта "Развитие АПК" и Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы.
В результате создания условий по привлечению кредитных ресурсов сельхозпроизводителями, а также предоставленной отсрочки по их возврату значительно возросла кредиторская задолженность организаций. Если на начало 2006 года долгосрочная кредиторская задолженность сельскохозяйственных организаций области составляла 1507,9 млн. рублей, то на конец 2008 года она возросла до 4997,9 млн. рублей, или в 3,3 раза.
В хозяйствах - участниках Программы долгосрочная кредиторская задолженность на 1 января 2009 года составила 2022,4 млн. рублей, из них по долгосрочным кредитам и займам - более 1826,4 млн. рублей.
Таким образом, 2009-2010 годы могут оказаться кризисными для ряда сельскохозяйственных организаций области ввиду невозможности рассчитываться по своим обязательствам. Поскольку хозяйственная деятельность этих организаций связана в основном с молочным животноводством, то это создаст определенную угрозу стабильности, достигнутой в данной отрасли.
Состояние животноводческих помещений
В сельскохозяйственных организациях области имеется 1107 помещений для содержания крупного рогатого скота вместимостью 204,5 тыс. скотомест, из которых 59 % эксплуатируется более 20 лет, а 38 помещений - свыше 35 лет. В то же время из-за агрессивной среды и длительного срока эксплуатации техническое состояние 25 % объектов животноводства находится в аварийном состоянии. Также 25 % доильного оборудования составляют устаревшие линейные дойки типа АД-100, эксплуатация которых в современных рыночных условиях недопустима.
За последние пять лет в отрасли молочного животноводства проведена работа по модернизации доильного оборудования и замене устаревших доильных установок и доильных аппаратов на современные, отвечающие требованиям физиологии животных и позволяющие получать молоко высшего качества.
Проведена реконструкция и модернизация 104 животноводческих помещений для крупного рогатого скота на 23,1 тыс. скотомест, в том числе 76 коровников на 16,4 тыс. скотомест. Пущены в эксплуатацию 25 доильных залов, в которых обслуживаются более 9,4 тыс. голов коров. Пущены в эксплуатацию 3 автоматические станции по доению коров, так называемые доильные роботы.
На животноводческих фермах проведена замена холодильного оборудования, что позволило в 2008 году 96,3 % молока высшего и первого сорта реализовать по евростандарту.
Постепенно решается вопрос с механизацией раздачи кормов. Из потребности 570 мобильных кормораздатчиков в наличии имеется 499 или 87 %, и только 30 % из них имеют срок эксплуатации до 8 лет.
Слабым звеном на большинстве ферм является система навозоудаления, более 80 % навозных транспортеров требуют замены.
Для решения этих проблем в молочном животноводстве необходимо дальнейшее проведение реконструкции и модернизации животноводческих помещений.
Состояние машинно-тракторного парка
В последние годы меняется структура машинно-тракторного парка в агропромышленном комплексе области, делается ставка на приобретение высокопроизводительной техники, внедрение современных технологий.
За последние два года сельскохозяйственными организациями приобретено высокопроизводительной техники на сумму более 900 млн. рублей, что позволило в определенной степени снизить сроки проведения посевной кампании, заготовки кормов и уборки урожая, сократить потери при выращивании сельскохозяйственных культур.
За три предыдущих года количество тракторов сократилось на 18 %. Из оставшихся 5800 тракторов 64 % имеют срок эксплуатации более 10 лет, то есть выработали свой нормативный ресурс. Зерноуборочные комбайны находятся в таком же техническом состоянии, их количество уменьшилось на 220 штук или на 20 %. Аналогично обстоят дела с техникой для проведения посевных работ и заготовки кормов. Структура имеющегося в сельском хозяйстве тракторного парка не позволяет активно внедрять передовые ресурсосберегающие технологии.
Для решения проблемы изношенности машинно-тракторного парка и замены маломощных тракторов на высокопроизводительные необходимо совершенствование структуры машинно-тракторного парка за счет сокращения малопроизводительных, затратных тракторов и сельхозмашин, что требует дополнительных финансовых ресурсов.
Состояние кормовой базы
В области накоплен опыт производства кормов и научнообоснованного скармливания их животным. Обеспеченность скота кормами без учета концентрированных кормов составляет 96 %, а с учетом концентрированных кормов - 82 %, доля бобовых культур увеличилась до 42 %.
В 2008 году сельхозорганизациями области заготовлено: сена 97,3 тыс. тонн, сенажа 93,1 тыс. тонн, силоса 1302,0 тыс. тонн. Всего заготовлено 290,8 тыс. тонн кормовых единиц. Произведено кормов в расчете на 1 условную голову 19,7 ц кормовых единиц.
Мощнейшим фактором повышения эффективности молочного животноводства является повышение качества кормов и сбалансированность рационов по всем элементам питания. В Вологодской области остается проблема качества заготовленных кормов. Так, в 2008 году сена 1-го и 2-го класса заготовлено всего 13 %, силоса - 32 %, сенажа - 35 %. На качество кормов в первую очередь влияют сроки и технологии заготовки.
Сельскохозяйственные организации начали применять передовые технологии для заготовки кормов: силос из провяленных трав и сенажа в упаковке, заготовка зерносенажа, заготовка сенажа в пленку. Для ускорения уборки зерновых культур и снижения затрат на сушку зерна хозяйства области используют плющение зерна. В 2008 году в области было заготовлено 12,9 тыс. тонн плющеного зерна (в 2003 году - 4,3 тыс. тонн), зерносенажа - 46,9 тыс. тонн (в 2007 году-23,9 тыс. тонн). Технология заготовки кормового зерна плющением и зерносенажа являются наиболее экономическими и продуктивными.
В хозяйствах области создаются сырьевые и зеленые конвейеры для бесперебойного снабжения зеленым кормом в летний период и для заготовки кормов на зиму. Такие конвейеры позволяют заготавливать корма в оптимальные фазы развития растений, получать высококачественные корма и использовать технику с полной загрузкой.
Уровень кормовой базы в физическом исчислении соответствует нормам кормления крупного рогатого скота в целом по области и в большей части сельскохозяйственных организаций. В то же время в целях экономии затрат практически всем хозяйствам необходима целенаправленная работа по увеличению производства продуктов животноводства без увеличения расходов кормов - за счет повышения качества кормов, сбалансированности рационов по всем элементам питания, совершенствование норм кормления животных.
Финансово-экономические показатели производства молока в области
Молочное животноводство является важной отраслью сельского хозяйства, и от ее эффективной работы зависит финансово-экономическое состояние всего агропромышленного комплекса.
В 2008 году выручка от реализации молока по области к уровню 2006 года увеличилась в 1,7 раза и составила 40,5 % от общей выручки сельскохозяйственных организаций области.
Производство молока является рентабельным во все годы. Однако значительными темпами - в 1,5 раза к уровню 2006 года - возросла и себестоимость молока. В ее структуре наибольший удельный вес занимают корма (48 %) и оплата труда с начислениями (19 %).
Таким образом, улучшение качества кормов и снижение их себестоимости - реальные резервы в снижении себестоимости молока и повышения рентабельности его производства.
Развитие сельских территорий и уровень жизни работников отрасли
Сельское хозяйство является многоцелевым сектором экономики: помимо экономических функций обеспечивает сохранение социального контроля над обширными территориями и содействует дальнейшему развитию традиционной национальной культуры.
На сельских территориях сегодня проживает около 32 % населения области, 9 % экономически активного населения трудится в отрасли сельскохозяйственного производства.
В то же время на 100 кв. км территории области приходится в среднем около 6 сельских населенных пунктов. 23 % сел и деревень не имеют постоянного населения и используются сезонным образом или окончательно заброшены. 53 % поселений, имеющих население, относятся к категории мельчайших и находятся на грани вымирания. В сравнении с данными переписи 2002 года число сельских населенных пунктов, имеющих население, сократилось на 344 селения или на 5 %, на 208 увеличилось число покинутых населением сел и деревень.
В этой связи возрастает значимость перспектив развития молочного животноводства, в том числе и молочного козоводства, как отрасли, обеспечивающей занятость сельского населения.
В 2008 году среднемесячная заработная плата работников отрасли сельского хозяйства составляла 10452 рубля, или 61 % среднеобластного уровня. Операторы машинного доения коров в среднем по сельхозорганизациям области получали 10062 рубля в месяц, то есть на 4 % ниже, чем в среднем по отрасли.
Помимо роста доходов работников, занятых в сельскохозяйственном производстве, ставится задача создания на сельских территориях достойных условий жизни, качественно равных городским: это и строительство доступного благоустроенного жилья, социальной инфраструктуры, рост обеспеченности населения сетевым газом, питьевой водой, развитие альтернативных видов занятости. Но ресурсы сельхозорганизаций, выделяемые на эти цели, на сегодня ограничены.
Таким образом, существующие на сегодняшний день в отрасли молочного животноводства Вологодской области проблемы носят системный характер и затрагивают все сферы сельскохозяйственного производства, включая и социальную, следовательно, и решаться они должны в системе с применением программно-целевого метода. Учитывая это, разработка Программы объективно необходима.
2. Основная цель и задачи Программы. Сроки ее реализации. Целевые индикаторы и показатели
Цель Программы:
- создание экономических, технических и технологических условий устойчивого развития отрасли молочного животноводства и увеличения объемов производства молока с 481,5 тыс. тонн в 2008 году до 521,5 тыс. тонн в 2012 году.
Задачи Программы:
- укрепление и дальнейшее развитие племенной базы молочного животноводства;
- увеличение объемов производства молока за счет ускоренного развития молочного животноводства в сельскохозяйственных организациях и крестьянских (фермерских) хозяйствах.
Сроки реализации Программы: 2009-2012 годы.
Меры государственной поддержки и реализация внутренних резервов в сельскохозяйственных организациях, участвующих в Программе, позволят достичь следующих показателей в молочном животноводстве области:
Таблица 2
Основные целевые индикаторы и показатели развития молочного животноводства на 2009-2012 годы
Показатели |
Единицы измерения |
2008 год (факт) |
2009 год |
2010 год |
2011 год |
2012 год |
2012 год в % к 2008 году |
1. Производство молока во всех категориях хозяйств |
тыс. тонн |
481,5 |
491,2 |
501,1 |
511,2 |
521,5 |
108 |
в том числе козьего |
тыс.тонн |
3,8 |
3,87 |
3,93 |
4,0 |
4,08 |
108 |
2. Удой молока от 1 коровы во всех категориях хозяйств |
кг |
4704 |
4893 |
4991 |
5091 |
5200 |
110 |
3. Удой молока от 1 козы |
кг |
426 |
434 |
442 |
450 |
458 |
108 |
4. Поголовье коров во всех категориях хозяйств |
тыс. голов |
99,9 |
101,4 |
103,5 |
105,6 |
107,8 |
108 |
5. Поголовье коз во всех категориях хозяйств |
тыс. голов |
11,4 |
11,4 |
11,4 |
11,4 |
11,4 |
100 |
6. Производство молока в расчете на душу населения |
кг |
395 |
402 |
405 |
410 |
415 |
105 |
7. Покупка племенного молодняка крупного рогатого скота молочных пород |
голов |
1426 |
1500 |
1570 |
1630 |
1700 |
119 |
9. Выход телят на 100 коров |
голов |
77 |
78 |
79 |
81 |
82 |
106 |
10. Удельный вес племенного поголовья в общей численности крупного рогатого скота |
% |
25,3 |
25,5 |
25,5 |
25,8 |
26,0 |
103 |
3. Перечень программных мероприятий
Мероприятиями, направленными на реализацию Программы, являются:
1. Создание условий для стабилизации и наращивания поголовья крупного рогатого скота, в том числе дойного стада и коз, повышения его генетического потенциала.
В этих целях за счет средств областного бюджета предоставляются субсидии на возмещение части затрат на развитие племенной базы:
- создание сервисных центров по воспроизводству сельскохозяйственных животных (реконструкция, модернизация и приобретение оборудования);
- приобретение племенного молодняка крупного рогатого скота молочных пород и коз.
2. Создание условий для технической и технологической модернизации отрасли животноводства.
В этих целях за счет средств областного бюджета предоставляются субсидии на возмещение части затрат:
- на приобретение грузовых автомобилей, цистерн для перевозки молока (на шасси автомобилей и шасси автоприцепов), тракторов, сельскохозяйственных машин и оборудования;
- на строительство, реконструкцию и капитальный ремонт животноводческих помещений.
4. Ресурсное обеспечение Программы
Программа реализуется за счет собственных и заемных средств, а также средств федерального и областного бюджетов.
Таблица 3
Ресурсное обеспечение Программы
(млн. рублей)
Показатели |
В том числе по источникам финансирования |
||
федеральный бюджет ** |
областной бюджет |
прочие источники (собственные и заемные средства) |
|
Общий объем финансирования, всего |
2,1921 |
534,0000 |
5927,1079 |
в том числе по годам |
|
|
|
2009 год |
2,1921 |
3,0396 |
46,8000 |
2010 год |
0,0000 |
30,0000 |
1422,8000 |
2011 год |
0,0000 |
138,0000 |
1663,4000 |
2012 год |
0,0000 |
362,9604 |
2794,1079 |
из них |
|
|
|
капитальные расходы, всего |
0,0000 |
0,0000 |
0,0000 |
в том числе по годам |
|
|
|
2009 год |
0,0000 |
0,0000 |
0,0000 |
2010 год |
0,0000 |
0,0000 |
0,0000 |
2011 год |
0,0000 |
0,0000 |
0,0000 |
2012 год |
0,0000 |
0,0000 |
0,0000 |
текущие расходы, всего |
2,1921 |
534,0000 |
5927,1079 |
в том числе по годам |
|
|
|
2009 год |
2,1921 |
3,0396 |
46,8000 |
2010 год |
0,0000 |
30,0000 |
1422,8000 |
2011 год |
0,0000 |
138,0000 |
1663,4000 |
2012 год |
0,0000 |
362,9604 |
2794,1079 |
Таблица 4
Бюджетное финансовое обеспечение Программы по направлениям
(млн. рублей)
Направления финансирования |
Всего за 2009-2012 годы |
В том числе по годам |
||||
2009 год |
2010 год |
2011 год |
2012 год |
|||
федеральный бюджет ** |
областной бюджет |
областной бюджет |
||||
Субсидии на возмещение части затрат на развитие племенной базы |
130,0000 |
0,0000 |
0,0000 |
0,0000 |
35,0000 |
95,0000 |
Субсидии на возмещение части затрат на приобретение грузовых автомобилей, цистерн для перевозки молока (на шасси автомобилей и шасси автоприцепов), тракторов, сельскохозяйственных машин и оборудования |
202,9604 |
0,838 |
1,1620 |
20,0000 |
52,0000 |
128,9604 |
Субсидии на возмещение части затрат на строительство, реконструкцию и капитальный ремонт животноводческих помещений |
203,2317 |
1,3541 |
1,8776 |
10,0000 |
51,0000 |
139,0000 |
Всего по Программе |
536,1921 |
2,1921 |
3,0396 |
30,000 |
138,0000 |
362,9604 |
Объемы финансирования подлежат ежегодному уточнению исходя из возможностей областного бюджета.
Постановлением Правительства Вологодской области от 9 августа 2010 г. N 922 в раздел 5 настоящей Программы внесены изменения, распространяющиеся на правоотношения, возникшие с 1 января 2010 г.
5. Механизм реализации Программы
Текущее управление реализацией Программы осуществляется департаментом сельского хозяйства области.
Начальник департамента сельского хозяйства области является руководителем Программы. Руководитель Программы несет ответственность за реализацию и конечные результаты Программы, рациональное использование выделяемых на ее реализацию финансовых средств.
Участниками Программы могут быть:
1 сельскохозяйственные организации независимо от организационно-правовой формы, крестьянские (фермерские) хозяйства, индивидуальные предприниматели, производящие и реализующие сельскохозяйственную продукцию (сельхозтоваропроизводители) (далее - Организации), соответствующие следующим критериям:
1.1 уровень платежеспособности, равный коэффициенту текущей ликвидности, - более 1,0 по бухгалтерскому балансу на последнюю отчетную дату, предшествующую подаче заявки для включения в Программу;
1.2 отсутствие задолженности по уплате налогов и иных обязательных платежей в бюджеты всех уровней и внебюджетные фонды по основному долгу либо проведение реструктуризации задолженности;
1.3 не должны находиться в стадии банкротства;
1.4 уровень обеспеченности земельными ресурсами для формирования собственной кормовой базы не менее 75%;
2 сельскохозяйственные организации, присоединившие неплатежеспособные хозяйства, имеющие по балансу коэффициент текущей ликвидности менее 1,0 или находящиеся в стадии банкротства в предшествующем или текущем годах, соответствующие следующим критериям:
2.1 присоединение имущественного комплекса неплатежеспособной организации и принятие долгов по ранее заключенным договорам и обязательствам по средствам областного бюджета;
2.2 сохранение рабочих мест, улучшение условий труда для работников животноводства.
Программы развития молочного животноводства Организаций, указанных в пункте 1 настоящего раздела, должны предусматривать обязательства участника Программы по выполнению целевых показателей по поголовью коров (прирост поголовья молочных коров и коз - не менее 2 % ежегодно либо сохранение поголовья коров при обязательном выполнении показателя - производство молока), выходу телят на 100 коров в 2012 году - не менее 82 голов, производству молока (среднегодовой прирост производства молока - не менее 5 % ежегодно) с товарностью молока не менее 90 %. Объем планируемых годовых затрат организации на реализацию программных мероприятий должен превышать 50 % чистой прибыли за предыдущий год.
Участниками Программы по направлению финансирования "Субсидии на возмещение части затрат на производство молока" могут быть сельскохозяйственные организации независимо от организационно-правовой формы, крестьянские (фермерские) хозяйства, индивидуальные предприниматели, производящие и реализующие молоко и имеющие на отчетную дату поголовье коров, за исключением племенных коров в племенных заводах и племенных репродукторах, включенных Минсельхозом России в Перечни сельскохозяйственных организаций и крестьянских (фермерских) хозяйств по племенному животноводству для предоставления субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на содержание племенного маточного поголовья сельскохозяйственных животных (далее - Организации).
6. Контроль за ходом реализации Программы
Контроль за реализацией Программы осуществляется департаментом сельского хозяйства области и первым заместителем Губернатора области, курирующим отрасль сельского хозяйства области.
Для обеспечения контроля за ходом реализации Программы руководитель Программы ежеквартально до 20 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, представляет первому заместителю Губернатора области, курирующему отрасль сельского хозяйства области, а копии департаменту экономики Правительства области и контрольно-аналитическому управлению Правительства области информацию о выполнении Программы.
Кроме того, департамент сельского хозяйства области осуществляет подготовку и представление аналитической информации в сроки, установленные пунктом 2 постановления Правительства области от 29 декабря 2003 года N 1236.
Департамент сельского хозяйства области осуществляет организацию и контроль за реализацией Программы, вносит в установленном порядке предложения по ее уточнению с учетом конкретной производственно-финансовой ситуации в сельскохозяйственных организациях.
Департамент сельского хозяйства области осуществляет контроль за обеспечением Программы финансовыми ресурсами, координирует работу исполнителей, рассматривает вопросы, возникающие в ходе реализации Программы, заслушивает отчеты ее участников, контролирует сроки ее исполнения, целевое использование выделяемых средств.
Департамент сельского хозяйства области, департамент финансов области организуют проверки хода реализации Программы, целевого использования выделенных бюджетных средств и эффективного их использования.
7. Оценка результатов реализации Программы
Результат реализации Программы определяется количественными показателями, которые отвечают критериям объективности, достоверности, прозрачности, сопоставимости.
В период реализации Программы будут задействованы механизмы устойчивого развития молочного животноводства и создана база для обеспечения населения области молоком.
Реализация Программы предусматривает значительно более полное и сбалансированное использование имеющихся в Вологодской области ресурсов земли, скота, рабочей силы, кормовых и других ресурсов, технологическое обновление отрасли в целях повышения ее устойчивости и конкурентоспособности.
Достижение программной цели позволит увеличить в 2012 году валовое производство молока до 521,5 тыс. тонн (108 % к уровню 2008 года) за счет роста удоя молока от 1 коровы до 5200 кг (110 % к уровню 2008 года), стабилизации и роста поголовья коров на конец 2012 года до 107,8 тыс. голов (108 % к уровню 2008 года).
При полном и своевременном финансовом обеспечении мероприятий Программы за четыре года будет введено основных фондов в объеме более 2500 млн. рублей, проведена реконструкция 76 животноводческих помещений. Программа позволит повысить доступность приобретения высокопроизводительной техники, будет приобретено свыше 900 единиц современной сельскохозяйственной техники и животноводческого оборудования.
На выполнение мероприятий Программы на 1 рубль бюджетных средств будет вложено 11,1 рубля собственных и заемных средств организаций.
Социально-экономические последствия реализации Программы:
В результате достижения целевых индикаторов Программы производство молока в расчете на душу населения в 2012 году увеличится до 415 кг, что на 7,5 % выше потребности населения в данных продуктах питания в соответствии с медицинскими нормами.
Кроме производства высококачественной продукции и наполнения внутреннего рынка молоком и молочными продуктами вложение бюджетных средств в развитие новых технологий в молочном животноводстве позволит улучшить условия труда работников животноводства, в том числе:
- сократить ручной труд,
- увеличить производительность труда на 5 %,
- увеличить уровень заработной платы на 31%.
За период действия Программы в результате роста налогооблагаемой базы организаций - участников Программы будет перечислено дополнительно в бюджеты всех уровней бюджетной системы Российской Федерации 623 млн. рублей налогов.
Реализация Программы не несет негативных экологических последствий, она будет способствовать восстановлению и сохранению природных ресурсов региона путем залужения деградированной пашни и культурно-технических мероприятий по улучшению естественных кормовых угодий.
8. Оценка рисков реализации Программы
К основным рискам, которые могут повлиять на достижение запланированных результатов, относятся:
а) внешние риски:
недостаточный уровень финансирования со стороны инвесторов по линии государственно-частного партнерства, а также сельскохозяйственных производителей из собственных и заемных средств;
неблагоприятная рыночная конъюнктура с товарами и услугами для села, а также непредвиденно высокий рост цен на фуражное зерно, которые могут привести к существенному удорожанию молока и трудностям с его реализацией;
б) внутренние риски:
организационные риски, запаздывание с подготовкой кадров;
производственные и технологические риски (обеспечение кормами, ветеринарная защита и т.д.).
Управление рисками в рамках реализации Программы проводится в форме ее точного и своевременного финансирования из всех источников и четкого выполнения технологических регламентов. Риски, связанные с неоправданно высокими ценами на энергоносители, удобрения, фуражное зерно, другие товары и услуги для села, подлежат государственному управлению на федеральном уровне.
При определении суммы рисков учитывалось возможное неполучение запланированных объемов молока из-за невыхода на прогнозируемые показатели среднего удоя на корову в год, и темпов снижения поголовья молочного скота.
Таблица 5
Оценка суммы рисков по выполнению запланированных в рамках Программы объемов производства молока
Виды рисков |
2009 год |
2010 год |
2011 год |
2012 год |
От невыхода на плановую продуктивность (кг молока на корову) |
196 |
200 |
204 |
208 |
От невыхода на плановое поголовье коров, гол. |
4056 |
4140 |
4224 |
4312 |
Общая оценка рисков: тыс. тонн |
0,795 |
0,828 |
0,862 |
0,896 |
млн. руб. |
11,4 |
12,6 |
15,1 |
17,3 |
Общая оценка возможных рисков определена по формуле:
Им = (Имо х Ип) х Рг, где:
Им - риски от невыхода на плановый валовой надой молока в год, млн. руб.;
Имо - риски от невыхода на плановую продуктивность (кг молока на корову);
Ип - риски от невыхода на плановое поголовье коров;
Рг - цена реализации молока.
Расчеты показали (таблица 5), что риски от невыхода на плановые показатели по удою на корову в год и численности коров чреваты существенными экономическими потерями. Поэтому целесообразно эти риски исключить или свести к минимуму путем постоянного мониторинга целевых индикаторов и принятия соответствующих мер.
Эффективное управление рисками входит в сферу ответственности исполнителей Программы."
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Вологодской области от 9 сентября 2008 г. N 1727 "О долгосрочной целевой программе "Развитие молочного животноводства Вологодской области на 2009-2012 годы"
Текст постановления опубликован в газете "Красный Север" от 1 ноября 2008 г. N 129
Постановлением Правительства Вологодской области от 15 октября 2012 г. N 1202 настоящее постановление признано утратившим силу с 1 января 2013 г.
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Правительства Вологодской области от 29 октября 2012 г. N 1270
Изменения вступают в силу по истечении десяти дней после дня официального опубликования названного постановления и действует до 1 января 2013 г.
Постановление Правительства Вологодской области от 21 мая 2012 г. N 486
Постановление Правительства Вологодской области от 2 мая 2012 г. N 406
Постановление Правительства Вологодской области от 26 марта 2012 г. N 261
Постановление Правительства Вологодской области от 21 ноября 2011 г. N 1462
Изменения вступают в силу со дня принятия названного постановления
Постановление Правительства Вологодской области от 19 сентября 2011 г. N 1140
Изменения вступают в силу со дня принятия настоящего постановления
Постановление Правительства Вологодской области от 6 июня 2011 г. N 646
Постановление Правительства Вологодской области от 25 апреля 2011 г. N 413
Постановление Правительства Вологодской области от 14 марта 2011 г. N 196
Постановление Правительства Вологодской области от 27 декабря 2010 г. N 1557
Изменения вступают в силу с момента подписания названного постановления
Постановление Правительства Вологодской области от 13 декабря 2010 г. N 1434
Изменения вступают в силу с момента подписания названного постановления
Постановление Правительства Вологодской области от 11 октября 2010 г. N 1175
Постановление Правительства Вологодской области от 9 августа 2010 г. N 922
Изменения распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2010 г.
Постановление Правительства Вологодской области от 21 июня 2010 г. N 713
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного постановления, а в части порядка выделения субсидий на возмещение части затрат на производство молока распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2010 года
Постановление Правительства Вологодской области от 7 декабря 2009 г. N 1863
Постановление Правительства Вологодской области от 29 октября 2009 г. N 1632
Постановление Правительства Вологодской области от 7 июля 2009 г. N 1042
Изменения вступают в силу с момента подписания названного постановления
Постановление Правительства Вологодской области от 10 марта 2009 г. N 456
Постановление Правительства Вологодской области от 9 февраля 2009 г. N 184