Постановление мэра г. Череповца Вологодской области
от 15 октября 2008 г. N 3544
"О долгосрочной целевой программе "Экология города" на 2009-2015 годы
27 ноября 2008 г., 23 июля, 12 октября 2009 г., 17 февраля, 16 марта 2010 г.
В соответствии с Федеральными законами от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", Уставом города Череповца, в целях обеспечения экологической безопасности, повышения уровня экологической образованности населения, сохранения и укрепления здоровья населения города постановляю:
1. Утвердить прилагаемую долгосрочную целевую программу "Экология города" на 2009 - 2015 годы.
2. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2009 года.
Исполняющий обязанности мэра города |
Н.А.Савенков |
Долгосрочная целевая программа "Экология города" на 2009 - 2015 годы
(утв. постановлением мэра г. Череповца Вологодской области от 15 октября 2008 г. N 3544)
27 ноября 2008 г., 23 июля, 12 октября 2009 г., 16 марта 2010 г.
1. Паспорт Программы
1.1. Долгосрочная целевая программа "Экология города" на 2009 - 2015 годы (далее - Программа).
1.2. Цель Программы
Целью Программы является опережающая оценка опасности неблагоприятных экологических факторов, повышение уровня экологической образованности населения, формирование здорового образа жизни в комплексе с мерами по улучшению состояния здоровья населения города Череповца на основе разработки и внедрения в практику мер медицинской профилактики, современных технологий диагностики и лечения экологически обусловленных патологий и/или ассоциированных заболеваний.
1.3. Целевые потребители Программы
Целевыми потребителями результатов выполнения Программы являются:
- органы местного самоуправления для муниципального управления в области охраны окружающей среды, формирования природоохранной политики и стратегии сохранения, укрепления здоровья населения;
- детское и взрослое население, подлежащее медицинской профилактике и оздоровлению;
- население города, заинтересованное в обеспечении благоприятных условий жизнедеятельности, сохранении здоровья и увеличении продолжительности жизни;
- пользователи других целевых программ и проектов, заинтересованные в информации о результатах мониторинга среды обитания и здоровья населения, их взаимосвязи;
- федеральные структуры и структуры Правительства Вологодской области, осуществляющие государственное управление в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды и охраной здоровья населения.
1.4. Исполнители, участники Программы:
- управление охраны окружающей среды мэрии (В.В. Бисовский),
- управление здравоохранения мэрии (Ф.М. Фарбер) и подведомственные муниципальные учреждения здравоохранения,
- управление образования мэрии (Н.В. Печников) и подведомственные образовательные учреждения,
- управление по делам культуры мэрии (С.Ю. Шахомиров) и подведомственные учреждения культуры.
1.5. Ответственные лица:
Фамилия, имя, отчество |
Должность | Контактный телефон |
Электронная почта | |
Руководи- тель Программы |
Кувшинников Олег Александро- вич |
Мэр города | ||
Разработчик Программы |
Захарова Людмила Витиславовна |
Начальник отдела реализации экологических программ управления охраны окружающей среды мэрии |
50-11-28, 50-03-33, факс: 50-08-15 |
ecoloq@mail.tchercom.ru L_Zaharova@cherepovetsciti.r u |
Менеджер Программы |
Захарова Людмила Витиславовна |
Начальник отдела реализации экологических программ управления охраны окружающей среды мэрии |
50-11-28, 50-03-33, факс: 50-08-15 |
ecoloq@mail.tchercom.ru L_Zaharova@cherepovetsciti.r u |
Менеджер Программы |
Терещенко Андрей Анатольевич |
Главный специалист по противоэпидемическим вопросам управления здравоохранения мэрии |
55-56-01, 55-72-57, факс: 55-56-01 |
zdrav@metacom.ru |
Постановлением мэрии г. Череповца Вологодской области от 16 марта 2010 г. N 863 в пункт 1.6 паспорта настоящей Программы внесены изменения
1.6. Объемы финансирования Программы в разрезе источников и распорядителей средств.
Источники финансирования |
Итого, тыс. руб. |
Органы мэрии, организации, объемы финансирования по годам, тыс. руб. |
||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
Управление охраны окружающей среды мэрии | ||||||||
2009 | 2010 | 2011 | 2012 | 2013 | 2014 | 2015 | ||
Городской бюджет, в т.ч. |
42145.6 | 5161.6 | 5079.0 | 5850.0 | 5940.0 | 6670.0 | 6495.0 | 6950.0 |
текущие расходы | 42145.6 | 5161.6 | 5079.0 | 5850.0 | 5940.0 | 6670.0 | 6495.0 | 6950.0 |
капитальные вложения |
- | - | - | - | - | - | - | - |
Управление здравоохранения мэрии | ||||||||
2009 | 2010 | 2011 | 2012 | 2013 | 2014 | 2015 | ||
Городской бюджет, в т.ч. |
34619.1 | 2366.0 | 3641,5 | 1974.8 | 1774.8 | 6354.0 | 15904.0 | 4604.0 |
текущие расходы | 23869,1 | 2366.0 | 3441,5 | 1774.8 | 1774.8 | 4804.0 | 5104.0 | 4604.0 |
капитальные вложения |
12750.0 | - | 200.0 | 200.0 | - | 1550.0 | 10800.0 | - |
Управление образования мэрии | ||||||||
2009 | 2010 | 2011 | 2012 | 2013 | 2014 | 2015 | ||
Городской бюджет, в т.ч. |
23213.6 | 960.9 | 919.0 | 2872.6 | 4193.0 | 5518.7 | 4524.7 | 4224.7 |
текущие расходы | 22573.6 | 960.9 | 919.0 | 2872.6 | 4173.0 | 5218.7 | 4224.7 | 4204.7 |
капитальные вложения |
640.0 | - | - | - | 20 | 300.0 | 300.0 | 20.0 |
Управление по делам культуры мэрии | ||||||||
2009 | 2010 | 2011 | 2012 | 2013 | 2014 | 2015 | ||
Городской бюджет, в т.ч. |
243.2 | 18.2 | 20.0 | 85.0 | 30.0 | 30.0 | 30.0 | 30.0 |
текущие расходы | 183.2 | 18.2 | 20.0 | 25.0 | 30.0 | 30.0 | 30.0 | 30.0 |
капитальные вложения |
60.0 | - | - | 60.0 | - | - | - | - |
1.7. Планируемый эффект от реализации Программы
Результаты Программы поддаются измерению с использованием качественно-количественных методов в каждом конкретном случае. Возможность текущих замеров эффективности программных мероприятий определяется положительной динамикой в показателях здоровья населения, состояния среды обитания, повышения уровня экологической культуры населения. Реализация Программы позволит достичь следующих результатов:
- качественный анализ факторов окружающей среды для оперативного принятия управленческих решений в сфере охраны окружающей среды, коммунальном хозяйстве, перспективном планировании развития города,
- увеличение исследуемых факторов окружающей среды с 8 до 10 для оценки экологического благополучия по отдельным показателям,
- стабилизация младенческой смертности на уровне не более 6 чел. на 1000 родившихся живыми,
- увеличение количества объектов и площадок, использующих экологическую модель познания окружающего мира, с 9 до 30,
- повышение высокого уровня экологической культуры детей и подростков с 32% до 35%, снижение среднего уровня экологической культуры детей и подростков с 60% до 57%, снижение низкого уровня с 8% до 7%.
2. Основание для разработки Программы
Настоящая Программа разработана в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Основными положениями концепции стратегии социально-экономического развития Вологодской области на долгосрочную перспективу, утвержденными постановлением Правительства Вологодской области от 16.04.2004 N 380, Стратегией рационального природопользования и охраны окружающей среды Вологодской области на период до 2020 года, утвержденной постановлением Правительства Вологодской области от 25.03.2008 N 558, Концепцией непрерывного экологического образования в Вологодской области, утвержденной постановлением Правительства Вологодской области от 09.08.2002 N 507.
В соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к полномочиям органов местного самоуправления отнесены:
- организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа,
- организация оказания на территории городского округа первичной медико-санитарной помощи в амбулаторно-поликлинических, стационарно-поликлинических и больничных учреждениях, скорой медицинской помощи (за исключением санитарно-авиационной).
Цели и задачи настоящей Программы направлены на достижение целевых показателей и результатов, определенных Стратегией развития города Череповца "Череповец - город лидеров".
3. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами
Инициатива разработки и реализации Программы вызвана повышенным уровнем заболеваемости в городе, а также суммарным влиянием факторов окружающей среды на здоровье населения (атмосферный воздух, питьевая вода и вода открытых водоемов, почвы, ионизирующие излучения, шум, продукты питания и др.).
Содержание проблемы и анализ ситуации выполнены с учетом достигнутых результатов за период реализации городской целевой программы "Снижение воздействия факторов окружающей среды на здоровье населения, проживающего в зоне влияния промышленных предприятий" на 2004 - 2015 годы, утвержденной постановлением Череповецкой городской Думы от 18.05.2004 N 70 (с изменениями и дополнениями).
Город Череповец относится к числу наиболее развитых индустриальных центров Российской Федерации. Основу экономической базы города составляет промышленность, представленная целым рядом отраслей, основными из которых являются черная металлургия и химическая промышленность. Наряду с основными отраслями в городе развиты машиностроение и металлообработка, деревообрабатывающая промышленность, производство строительных материалов, легкая и пищевая промышленность.
Структура промышленности по данным Стратегии развития города Череповца к 2012 году будет следующей:
- доля машиностроения увеличится более чем в 2 раза;
- доля черной металлургии снизится на 1.9%;
- доля химической промышленности снизится на 1.1%.
Таким образом, к 2012 году Череповец по-прежнему будет оставаться моноструктурным промышленным городом. Определяющая роль в экономике города сохранится за черной металлургией. Рост объемов производства планируется для всех отраслей промышленности. Наиболее динамично будет развиваться отрасль машиностроения и металлообработки.
В последние два десятилетия на первый план выходит воздействие транспорта на окружающую среду, создающее высокую плотность и токсичность загрязнения. В определенном смысле автомобильный транспорт становится "выравнивающим" фактором экологической напряженности городской среды.
Учитывая экономическую ситуацию, тенденции развития города, рост парка автомобилей и техническое состояние предприятий, создающих наибольшее влияние на среду обитания, может быть спрогнозировано сохранение нынешних экологических условий на достаточно длительный период или возможное их ухудшение.
В современных социально-экономических условиях проблемы здоровья населения и состояния среды обитания приобрели характер государственной безопасности. Неблагоприятные экологические факторы в сочетании с социальными и экономическими факторами определяют негативные тенденции в состоянии здоровья населения. Опасность влияния экологического неблагополучия особенно высока для здоровья и развития детей. Вред, наносимый физическому и психологическому развитию и здоровью детей, создает угрозу деградации будущего населения, то есть снижает основной популяционный резерв нации.
В 2007 году показатель общей заболеваемости детей вырос по отношению к 2006 году на 4.6% и остается на протяжении последних лет на высоком уровне. Отмечается рост заболеваемости болезнями органов дыхания на 1.9%, мочеполовой системы - на 31% к показателям предыдущего года. Снижение первичной заболеваемости детей болезнями органов пищеварения составило 9%, болезнями крови и кроветворных органов - 16.4%.
Структура общей заболеваемости детей в 2007 году по сравнению с предыдущим годом несколько изменилась:
- болезни органов дыхания - 1 место - 60.9% (в 2006 году - 62.4%);
- болезни органов пищеварения - 2 место - 3.2% (в 2006 году - 3.7%);
- болезни органов МП системы - 3 место - 1.5% (в 2006 году - 1.1%);
- болезни крови и кроветворных органов - 4 место - 0.9% (в 2006 году - 1.1%).
Безотлагательная разработка и принятие мер по целенаправленной защите здоровья населения, прежде всего, детей от вредных техногенных воздействий, выявлению групп повышенного риска, своевременной диагностике экологически обусловленных и/или ассоциированных заболеваний, профилактике и реабилитации здоровья населения особо значимы в современных условиях города.
Вместе с тем анализ и оценка реальных связей между состоянием окружающей среды и нарушениями здоровья населения с выделением приоритетных вредных факторов и групп риска проведены еще недостаточно широко для того, чтобы служить надежной основой действенной экологической политики. Актуальной становится проблема профилактики, в том числе медицинской, экологически обусловленных и ассоциированных патологий у населения, проживающего в наиболее экологически неблагополучных зонах города. Современная система здравоохранения в городе не имеет отработанных технологий клинико-лабораторной диагностики и лечения заболеваний, которые в значительной степени определяются факторами загрязнения окружающей среды.
В период реализации городской целевой программы "Снижение воздействия факторов окружающей среды на здоровье населения, проживающего в зоне влияния промышленных предприятий" на 2004 - 2015 годы, утвержденной постановлением Череповецкой городской Думы от 18.05.2004 N 70 (с изменениями и дополнениями), в 2007 - 2008 годах в части медицинской реабилитации населения:
- начато оснащение детских поликлиник города автоматизированными комплексами диспансерного учета (далее - АКДО) и обеспечение их функционирования,
- организован центр (отделение) профилактики экологически зависимых заболеваний на базе МУЗ "Городская больница N 2",
- организовано проведение обследования детей и подростков современными методами лабораторной диагностики.
Для снижения влияния факторов окружающей среды, повышения сопротивляемости детского организма воздействующим на него негативным факторам в муниципальных детских образовательных учреждениях города (МДОУ), находящихся вблизи промышленных зон, было начато оборудование основных помещений установками аэроионизации воздуха в 10 МДОУ (требуется еще в 18 МДОУ), фитобарами с запасом лекарственных травяных и плодовых сборов в 18 МДОУ (требуется еще в 30 МДОУ).
Вместе с тем не был организован прием кислородных коктейлей в муниципальных образовательных учреждениях, не создана организационная схема и не отработано взаимодействие организаций и учреждений по комплексному решению проблем реабилитации здоровья населения, проживающего на экологически неблагополучных территориях. Недостаточна клинико-лабораторная база, необходимая для диагностики и лечения экологически обусловленных патологий. В лечебно-профилактических учреждениях города отсутствуют специалисты и медицинские работники с опытом и квалификацией, требуемыми для эффективной диагностики, лечения и медицинской профилактики экологически обусловленных заболеваний.
На протяжении всего периода реализации городской целевой программы было организовано выполнение первичных санитарно-противоэпидемических мероприятий, способствующих предупреждению и ликвидации вспышек инфекционной заболеваемости среди населения и очагов ее распространения. Стабилизация санитарно-эпидемиологической обстановки на территории города, своевременное принятие комплекса адекватных профилактических и противоэпидемических мер в рамках осуществления первичных санитарно-противоэпидемических мероприятий остается актуальной.
В городе созданы и поддерживаются система мониторинга здоровья населения, система экологического мониторинга, обеспечивающая сбор и анализ информации о факторах окружающей среды. За более чем 10-летний период в городе создана непрерывная система наблюдения за состоянием атмосферного воздуха в селитебной части города. Оснащение районов города пятью постами автоматического контроля загрязнения атмосферного воздуха (АСКЗА) и четырьмя стационарными постами в селитебной части города позволило охватить наблюдениями все районы города и значительно увеличить количество наблюдений за содержанием 10 основных загрязняющих примесей в атмосфере. В настоящее время отбор проб воздуха для определения концентраций примесей оксида углерода, диоксида азота, аммиака, сероводорода, сероуглерода в атмосферном воздухе осуществляется на АСКЗА круглосуточно с интервалом в 20 минут.
Анализ качества атмосферного воздуха в селитебной части города показал, что в 2007 году среднегодовые концентрации диоксида азота, оксида азота, аммиака, оксида углерода, сероводорода, сероуглерода, фенола, диоксида серы не превышают установленных гигиенических нормативов. Отмечается превышение ПДК по среднегодовым показателям формальдегида во всех районах размещения постов наблюдения.
Уровень длительного загрязнения воздуха определяется индексом загрязнения атмосферы (ИЗА), комплексным показателем, учитывающим несколько примесей. Величина ИЗА рассчитывается по значениям среднегодовых концентраций. Уровень загрязнения атмосферного воздуха считается повышенным при ИЗА от 5 до 7, высоким при ИЗА от 7 до 13, очень высоким при ИЗА, равном или больше 14. Индекс загрязнения атмосферы (ИЗА) по пяти примесям, которые вносят наибольший вклад в загрязнение атмосферы, в 2007 году снизился на 0.6 единицы по отношению к 2006 году и составляет 6.6 единицы, что соответствует повышенному уровню загрязнения атмосферы. За последние годы значение ИЗА остается стабильным.
Оценка влияния Череповца на природные водные объекты осуществляется постоянными наблюдениями качества вод рек Ягорбы, Кошты, Шексны на границах города. По данным наблюдений наибольшее загрязнение водных объектов наблюдается в период летней и зимней межени, когда уровень рек достигает минимальных значений, и в период подъема в весеннее половодье, когда происходит таяние снежного покрова и смыв загрязняющих веществ с территорий водосбора. Кроме того, почва является накопителем токсичных веществ, которые находятся в промышленных и бытовых отходах, складируемых на поверхности, в выбросах автотранспорта и предприятий, сбросах сточных вод.
Ежегодно осуществляется радиационно-гигиеническая паспортизация территории города. Радиационная составляющая загрязнения территории города соответствует гигиеническим нормативам.
В 2007 и 2008 годах в рамках городской целевой программы "Снижение воздействия факторов окружающей среды на здоровье населения, проживающего в зоне влияния промышленных предприятий" на 2004 - 2015 годы начато развитие экологического мониторинга. В систему экологического мониторинга включены мониторинг степени загрязнения атмосферного воздуха нафталином и бенз(а)пиреном на границах зон аэротехногенного загрязнения, определенных генеральным планом города Череповца, мониторинг загрязнения атмосферного воздуха от автотранспорта на основных магистралях города, мониторинг питьевой воды в "кране потребителя". В то же время требуется развивать мониторинг физических факторов среды обитания, так как исследования уровней шумового воздействия, электромагнитных излучений были выполнены не в достаточном объеме.
Комплексное развитие экологического мониторинга и выявление причинно-следственных связей влияния факторов окружающей среды на здоровье при проведении обследования детей и подростков современными методами лабораторной диагностики позволит выработать мероприятия по профилактике экологически обусловленных заболеваний.
В Череповце действует система непрерывного экологического образования и воспитания. В реализации мероприятий по экологическому воспитанию и образованию участвуют дети и их родители, преподаватели и воспитатели 49 детских садов (56% от общего числа детских садов), 36 школ (79%), 2 детских дома, 2 учреждения дополнительного образования детей, студенты и преподаватели ГОУ ВПО "Череповецкий государственный университет", преподаватели Вологодского института развития образования (ВИРО), общественное региональное экологическое движение "Зеленая волна", Череповецкая городская общественная организация "Молодежный экологический центр", 2 городские библиотеки, 2 музея.
С целью внедрения новых технологий познания окружающего мира в учреждениях образования организованы факультативы, кружки, спецкурсы экологического содержания, клубы, студии, экоотряды, внедрена экологическая практика учащихся. В Череповце ежегодно проводится фестиваль детских экологических театров. В 2008 году проведен 5-й городской фестиваль экологических театров, в котором приняли участие 60 коллективов школ, детских домов, детских садов, библиотек.
Ежегодно в период с 15 апреля по 5 июня в городе проводятся Дни защиты от экологической опасности, в которых принимают участие более 60 тыс. человек. Кроме образовательных мероприятий, в ходе общероссийской акции реализуются практические работы силами студентов и учащихся, городских служб и промышленных предприятий.
В городе реализуются 3 экологически значимых проекта:
- "Наш общий дом" в Северном районе, охватывающий 4 детских дошкольных учреждения, 3 школы, промышленные предприятия, осуществляющие деятельность на территории района;
- "Школьные экологические отряды - городу", в рамках которого сформированы 17 школьных экоотрядов в 14 школах;
- "Школы - центры воспитания экологической культуры" (муниципальные образовательные учреждения "Средняя общеобразовательная школа N 2", "Средняя общеобразовательная школа N 29", "Средняя общеобразовательная школа N 32", "Средняя общеобразовательная школа N 21 с углубленным изучением предметов").
Создана "Школа практической экологии", ежегодно организуются эколого-краеведческий полевой лагерь на территории литературного музея И. Северянина в деревне Владимировке, полевые экспедиции по исследованию окрестностей города. Исследовательские и прикладные работы членов научного общества учащихся ежегодно представляются для участия в общероссийских и областных научно-практических конференциях и олимпиадах, где стабильно занимают призовые места. Многие работы носят интегрированный характер, включая компоненты "Экология", "Здоровье" и "Культура".
Вологодским институтом развития образования совместно с муниципальным образовательным учреждением дополнительного образования "Центр повышения квалификации" организован ежегодный мониторинг уровня экологической культуры учащихся (1, 5, 9, 10 классов) на площадках (образовательных учреждениях), использующих экологическую модель познания окружающего мира. По результатам 2007 года высокий уровень экологической культуры был отмечен у 32% участвующих в тестировании (в 2004 году - 24%), средний - у 60% (в 2004 году - 53%), низкий - у 8% (в 2004 году - 23%). Принятые меры по формированию экологической культуры у дошкольников и планомерному ее развитию в учебных учреждениях дали положительный результат. Соответственно, увеличение охвата детских дошкольных учреждений, школ города деятельностью по экологическому образованию и воспитанию будет способствовать развитию экологического мировоззрения будущих членов общества и в дальнейшем их деятельности в гармонии с окружающей средой.
Одним из основных направлений экологического образования и воспитания является формирование навыков здорового образа жизни и его пропаганда. Городской целевой программой "Снижение воздействия факторов окружающей среды на здоровье населения, проживающего в зоне влияния промышленных предприятий" на 2004 - 2015 годы было запланировано создание "школ укрепления здоровья" по направлению "Улучшение условий жизнеобеспечения детей в образовательных учреждениях". Однако по ряду организационных и финансовых причин реализовать мероприятие не представилось возможным. В некоторых общеобразовательных учреждениях педагогическими коллективами, опираясь на энтузиазм и активность родителей и детей, начато развитие данного направления, но общегородского распространения не достигнуто. Планируемое поэтапное создание "школ укрепления здоровья" позволит с 2012 года обеспечить функционирование 44 центров содействия здоровью в общеобразовательных учреждениях, что положительно отразится на обобщающем индикаторе - состоянии общественного здоровья горожан.
4. Основные цели и задачи Программы
Целью Программы является опережающая оценка опасности неблагоприятных экологических факторов, повышение уровня экологической образованности населения, формирование здорового образа жизни в комплексе с мерами по улучшению состояния здоровья населения города Череповца на основе разработки и внедрения в практику мер медицинской профилактики, современных технологий диагностики и лечения экологически обусловленных патологий и/или ассоциированных заболеваний.
Основная цель Программы полностью соответствует стратегии развития города до 2012 года "Череповец - город лидеров", а также трем из стратегических направлений: "Череповец - здоровый город", "Человеческий потенциал", "Создание условий для самореализации горожан", целями которых являются повышение ожидаемой продолжительности жизни горожан, содействие реализации человеческого потенциала. Основными задачами данных стратегических направлений являются приоритетное развитие профилактической медицины и оздоровление населения посредством пропаганды здорового образа жизни и формирования у населения потребности в образе жизни в гармонии с окружающей средой, развитие досуговой деятельности для детей и подростков.
Городская цель | Цель Программы | |
N п/п |
Наименование | |
1 | 2 | 3 |
П1 | Создание условий для комфортного проживания |
Опережающая оценка опасности неблагоприятных экологических факторов на здоровье населения |
П4 | Укрепление и сохранение общественного здоровья |
Улучшение состояния здоровья населения города Череповца на основе разработки и внедрения в практику мер медицинской профилактики, современных технологий диагностики и лечения экологически обусловленных патологий и/или ассоциированных заболеваний |
П6 | Создание условий для гармоничного развития будущего поколения |
Создание условий для формирования будущего поколения с высоким уровнем экологической культуры, ориентированного на здоровый образ жизни |
П7 | Создание условий для самореализации горожан |
Увеличение количества объектов и площадок, использующих экологическую модель познания окружающего мира, развитие научно- практической деятельности учащихся |
В4 | Привлечение горожан к участию в жизни города |
Развитие организационно-массовой деятельности детей и их родителей в реализации экологически значимых проектов |
В5 | Создание имиджа надежного партнера для горожан и внешних потребителей |
Распространение информации о практике внедрения и результатах экологического образования и воспитания населения посредством участия представителей Череповца в общероссийских, региональных акциях, слетах, конференциях, олимпиадах по экологической тематике |
Для достижения цели Программы должны быть решены следующие основные задачи:
- развитие городского центра (отделения) профилактики экологически зависимых заболеваний на базе МУЗ "Городская больница N 2", в том числе за счет оснащения его современным оборудованием и комплектования материально-технической базы для обеспечения проведения обследования детей и подростков современными методами лабораторной диагностики экологически обусловленных патологий и/или ассоциированных заболеваний;
- создание общегородской системы профилактических мер по снижению уровня экологически зависимых заболеваний за счет завершения оснащения детских поликлиник и городского врачебно-физкультурного диспансера АКДО и обеспечения их функционирования;
- обеспечение функционирования и совершенствование системы сбора и анализа информации о факторах окружающей среды, развитие экологического мониторинга, результаты которого необходимы для идентификации и оценки опасности загрязнения окружающей среды для здоровья населения, прежде всего, детей, с выделением группы населения, подвергающейся наибольшему риску;
- подготовка нормативно-правовой и методической базы функционирования системы профилактических мероприятий по снижению уровня экологически зависимых заболеваний;
- создание организационной и финансовой основы устойчивого функционирования системы профилактических мер по снижению уровня экологически зависимых заболеваний;
- отработка и внедрение методов и технологий клинико-лабораторной диагностики и лечения экологически обусловленных и ассоциированных патологий в условиях амбулаторно-поликлинической системы оказания медицинской помощи и в условиях стационара;
- продолжение осуществления первичных санитарно-противоэпидемических мероприятий на территории города для обеспечения санитарно-эпидемиологической безопасности, предупреждения возникновения и распространения массовых инфекционных и паразитарных заболеваний и отравлений среди населения города;
- обеспечение обучения специалистов лечебно-профилактических учреждений города методам диагностики эндоэкологического статуса населения, технологиям эндоэкологической реабилитации и повышения их квалификации;
- обеспечение 100% участия муниципальных учреждений образования в экологическом образовании и воспитании подрастающего поколения, формировании здорового образа жизни за счет развития системы непрерывного экологического и гигиенического воспитания и образования населения;
- разработка и реализация здоровьесберегающих технологий в области образования, внедрение в муниципальных общеобразовательных учреждениях методов и средств для сохранения и укрепления здоровья учащихся через создание "школ укрепления здоровья";
- повышение сопротивляемости детского организма негативному воздействию факторов окружающей среды за счет продолжения оснащения 18 МДОУ установками аэроионизации воздуха, 30 МДОУ - фитобарами с обеспечением запаса лекарственных травяных и плодовых сборов, организации приема кислородных коктейлей в муниципальных образовательных учреждениях.
5. Ожидаемые результаты и целевые показатели Программы
Результаты Программы поддаются измерению с использованием качественно-количественных методов в каждом конкретном случае. Возможность текущих замеров эффективности программных мероприятий определяется положительной динамикой в показателях здоровья населения, состояния среды обитания, повышения уровня экологической культуры населения.
N п/п |
Целевой показатель | Конечный результат |
Показатели стратегии развития города |
Оценочные показатели | |||
1 | Увеличение исследуемых факторов окружающей среды для оценки экологического благополучия по отдельным показателям |
10 | П1. Создание условий для комфортного проживания П3. Повышение качества услуг |
2 | Стабилизация младенческой смертности, чел./1000 |
Не более 6 | П4. Укрепление и сохранение общественного здоровья |
3 | Увеличение количества объектов и площадок, использующих экологическую модель познания окружающего мира, объектов |
Не менее 30 | П6. Создание условий для гармоничного развития будущего поколения |
4 | Повышение уровня экологической культуры детей и подростков, % - высокий - средний - низкий |
35 58 7 |
|
5 | Количество дипломантов научных экологических конференций, форумов, олимпиад, акций областного, федерального и международного уровней из числа обучающихся в школах города и участников городского научного общества учащихся, чел./год |
Не менее 15 | П7. Создание условий для самореализации горожан В5. Создание имиджа надежного партнера для горожан и внешних потребителей |
Информативные показатели | |||
1 | Оценка качества питьевой воды | Категория качества |
П1. Создание условий для комфортного проживания |
2 | Оценка радиационной ситуации территории города |
Соответствие гигиеническим нормативам |
|
3 | Индекс загрязнения атмосферного воздуха (ИЗА) |
Оценка | |
4 | Индекс загрязнения водных объектов (УКИЗВ) |
Категория вод | |
5 | Уровень: - рождаемости, - смертности, - естественного прироста населения |
Чел./на 1 тыс. населения |
П4. Укрепление и сохранение общественного здоровья |
6 | Уровень общей заболеваемости населения: в том числе: - взрослого населения, - детского населения |
Чел./на 100000 населения |
6. Срок реализации Программы
Срок реализации Программы: 2009 - 2015 годы.
7. Перечень мероприятий Программы
Перечень мероприятий сформирован в приложении 1 к настоящей Программе. Базовым принципом формирования мероприятий является оптимальный подход к решению основных задач и достижению намеченных целей.
8. Механизмы реализации Программы
Реализация настоящей Программы опирается на определенные организационные, экономические и правовые механизмы, тесно связанные между собой.
Функции менеджеров настоящей Программы осуществляют:
- Захарова Л.В., начальник отдела реализации экологических программ управления охраны окружающей среды мэрии.
Контактные телефоны: 50-11-28, 50-03-33, факс: 50-08-15.
E-mail: ecolog@mail.tchercom.ru. L_Zaharova@cherepovetsciti.ru;
- Терещенко А.А., главный специалист по противоэпидемическим вопросам управления здравоохранения мэрии.
Контактные телефоны: 55-72-57, 55-56-01, факс: 55-67-63.
E-mail: zdrav@metacom.ru.
Организационно-управленческий механизм предусматривает:
- осуществление мероприятий по улучшению координации и обмена информацией между исполнителями и участниками Программы.
Нормативно-правовой механизм предусматривает:
- разработку положений, инструкций, методических пособий, необходимых для успешного выполнения городских целевых программ и мероприятий, направленных на достижение определенных Программой целей.
Механизм реализации Программы включает в себя:
- выполнение плана подготовки и принятия нормативных правовых актов, методических документов, необходимых для достижения целей Программы;
- выбор исполнителей отдельных мероприятий Программы в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд";
- заключение муниципальных контрактов на выполнение мероприятий Программы;
- выполнение мероприятий Программы.
Механизм мониторинга и оценки Программы состоит из:
- формирования оперативных (ежеквартальных) отчетов о ходе реализации мероприятий, определенных Программой;
- ежегодной оценки результатов реализации Программы на основе качественных и количественных показателей;
- подготовки ежегодного отчета о выполнении Программы для анализа достигнутых результатов при формировании аналитических докладов по природоохранной деятельности и оценке здоровья горожан.
Постановлением мэрии г. Череповца Вологодской области от 16 марта 2010 г. N 863 в раздел 9 настоящей Программы внесены изменения
9. Ресурсное обеспечение Программы
Общая стоимость Программы - 102221,5 тыс. руб.
Финансирование Программы осуществляется за счет средств городского бюджета.
Требуемые для реализации Программы объемы финансирования по мероприятиям и годам указаны в приложении 1 к Программе.
Ежегодный объем средств, выделяемых на реализацию Программы, утверждается решением Череповецкой городской Думы о городском бюджете на очередной финансовый год и плановый период.
10. Оценка эффективности и результативности Программы
Для оценки эффективности и результативности Программы применяются методы сравнения среднегодовых показателей Программы с предыдущими годами, прослеживания динамики их изменений.
Постановлением мэрии г. Череповца Вологодской области от 16 марта 2010 г. N 863 в настоящее приложение внесены изменения
Приложение 1
к Долгосрочной целевой программе
"Экология города" на 2009 - 2015 годы
Мероприятия программы. Сроки и объемы финансирования
27 ноября 2008 г., 23 июля, 12 октября 2009 г., 17 февраля, 16 марта 2010 г.
N п/п |
Наименование мероприятия | Объем финансирования по годам, тыс. руб. | Исполнитель | ||||||
2009 | 2010 | 2011 | 2012 | 2013 | 2014 | 2015 | |||
1 | Развитие городского центра (отделения) профилактики экологически зависимых заболеваний на базе МУЗ "Городская больница N 2" |
- | 751.1 | 780.0 | 780.0 | 780.0 | 780.0 | 780.0 | Управление здравоохранения мэрии, учреждения здравоохранения |
2 | Организация профилактики экологически зависимых заболеваний в условиях детских поликлиник, всего, в т.ч.: |
58.6 | 890.4 | 1194.8 | 994.8 | 4774.0 | 14324.0 | 3824.0 | |
2.1 | Приобретение автоматизированных комплексов диспансерного обследования населения (АКДО) для детских поликлиник |
- | 200.0 | 200.0 | - | - | - | - | Управление здравоохранения мэрии, учреждения здравоохранения |
2.2 | Обеспечение функционирования АКДО в детских поликлиниках |
58.6 | 70.0 | 140.0 | 140.0 | 70.0 | 70.0 | 70.0 | Управление здравоохранения мэрии, учреждения здравоохранения |
2.3 | Проведение обследования детей и подростков современными методами лабораторной диагностики |
- | 620.4 | 854.8 | 854.8 | 3754.0 | 3754.0 | 3754.0 | Управление здравоохранения мэрии, учреждения здравоохранения |
2.4 | Ремонт водолечебницы в детской поликлинике МУЗ "Городская больница N 2" |
- | - | - | - | 950.0 | 10500.0 | - | Управление здравоохранения мэрии, учреждения здравоохранения |
3 | Улучшение условий жизнеобеспечения детей в образовательных учреждениях, всего, в т.ч.: |
376.5 | 346.5 | 2230.6 | 3521.0 | 4526.7 | 3532.7 | 3532.7 | |
3.1 | Оборудование основных помещений МДОУ установками аэроионизации воздуха: NN 7, 45, 57, 62, 11, 55, 65, 75, 83, 59, 64, 71, 72, 73, 85, 88, 94, 106 |
- |
- |
95.0 |
100.0 |
105.0 |
- |
- |
Управление образования мэрии, учреждения образования |
3.2 | Создание "школ укрепления здоровья" в общеобразовательных школах: 1 этап - 14 МОУ (школы NN 1, 3, 4, 6, 11, 12, 15, 16, 18, 20, 21, 35, школа-интернат 1 вида, ЖГГ): - обеспечение функционирования 14 центров содействия здоровью - приобретение инвентаря и оборудования для проведения реабилитационных мероприятий для 1-х классов (30 классов) |
- |
- |
1814.5, в т.ч. 1052.5 762.0 |
- |
- |
- |
- |
Управление образования мэрии, учреждения образования |
2 этап - 29 МОУ (школы NN 1, 3, 4, 6, 11, 12, 15, 16, 18, 20, 21, 35, школа-интернат 1 вида, ЖГГ, 2, 5, 7, 8, 9, 10, 13, 14, 17, 19, 22, 24, 25, 26, 27): - обеспечение функционирования 29 центров содействия здоровью - приобретение инвентаря и оборудования для проведения реабилитационных мероприятий для 1-х классов (40 классов) |
- | - | - | 3196.0, в т.ч. 2180.0 1016.0 |
- | - | - | ||
3 этап - 44 МОУ (школы N 1, 3, 4, 6, 11, 12, 15, 16, 18, 20, 21, 35, школа-интернат 1 вида, ЖГГ, 2, 5, 7, 8, 9, 10, 13, 14, 17, 19, 22, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43): - обеспечение функционирования 44 центров содействия здоровью - приобретение инвентаря и оборудования для проведения реабилитационных мероприятий для 1-х классов (35 классов) |
- | - | - | - | 4196.7, в т.ч. 3307.7 889.0 |
- | - | ||
4 этап - 44 МОУ - обеспечение функционирования 44 центров содействия здоровью |
- |
- |
- |
- |
- |
3307.7 |
3307.7 |
||
3.3 | Оборудование фитобаров в муниципальных образовательных учреждениях: 1 этап - 18 МДОУ: NN 7, 45, 57, 62, 11, 55, 65, 75, 83, 59, 64, 71, 72, 73, 85, 88, 94, 106 2 этап - 12 МДОУ |
108.0 - |
- 78.0 |
- - |
- - |
- - |
- - |
- - |
Управление образования мэрии, учреждения образования |
3.4 | Обеспечение запаса лекарственных травяных и плодовых сборов для фитобаров в муниципальных образовательных учреждениях |
108.0 | 108.0 | 180.0 | 180.0 | 180.0 | 180.0 | 180.0 | Управление образования мэрии, учреждения образования |
3.5 | Организация приема кислородных коктейлей в муниципальных образовательных учреждениях |
160.5 | 160.5 | 141.1 | 45.0 | 45.0 | 45.0 | 45.0 | Управление образования мэрии, учреждения образования |
4 | Приобретение АКДО для проведения систематических обследований спортсменов во врачебно-физкультурном диспансере |
- | - | - | - | 300.0 | - | - | Управление здравоохранения мэрии |
5 | Организация выездных циклов обучения методам диагностики эндоэкологического статуса населения и технологиям эндоэкологической реабилитации руководителей поликлиник и больниц, заведующих отделениями поликлиник и больниц, врачей-специалистов поликлиник и отделений больниц, участковых и цеховых терапевтов, педиатров, акушеров-гинекологов |
274.4 | - | - | - | - | - | - | Управление здравоохранения мэрии, учреждения здравоохранения |
6 | Проведение оценки риска здоровью населения, находящегося под воздействием выбросов промышленных предприятий |
- | - | - | - | 200.0 | 500.0 | - | Управление здравоохранения мэрии, учреждения здравоохранения |
7 | Осуществление первичных санитарно- противоэпидемических мероприятий |
2033.0 | 2000,0 | - | - | - | - | - | Управление здравоохранения мэрии, учреждения здравоохранения |
8 | Сбор и анализ информации о факторах окружающей среды и оценка их влияния на здоровье населения, всего, в т.ч.: |
5136.6 | 5054.0 | 5825.0 | 5915.0 | 6645.0 | 6470.0 | 6925.0 | |
8.1 | Социально-гигиенический мониторинг |
0.0 | 80.0 | 80.0 | 90.0 | 90.0 | 90.0 | 90.0 | Управление охраны окружающей среды мэрии |
8.2 | Проведение мониторинга атмосферного воздуха в селитебной части города |
4495.5 | 4784.0 | 5085.0 | 5305.0 | 5405.0 | 5500.0 | 5600.0 | Управление охраны окружающей среды мэрии |
8.3 | Мониторинг водных объектов в районе городской черты |
288.1 | 100.0 | 210.0 | 220.0 | 230.0 | 230.0 | 230.0 | Управление охраны окружающей среды мэрии |
8.4 | Мониторинг воздействия физических факторов на окружающую среду |
- | - | 90.0 | 90.0 | 100.0 | 100.0 | 100.0 | Управление охраны окружающей среды мэрии |
8.5 | Мониторинг состояния почв на территории города |
- | - | 90.0 | - | 100.0 | - | 120.0 | Управление охраны окружающей среды мэрии |
8.6 | Радиационно-гигиеническая паспортизация территории города |
- | - | - | - | 85.0 | 85.0 | 85.0 | Управление охраны окружающей среды мэрии |
8.7 | Мониторинг питьевой воды "в кране потребителя" в муниципальных учреждениях образования и здравоохранения, в жилом секторе |
96.2 | - | 120.0 | - | 185 | - | 200.0 | Управление охраны окружающей среды мэрии |
8.8 | Мониторинг загрязнения атмосферного воздуха от автотранспорта на основных магистралях города |
90.0 | 90.0 | 120.0 | - | 220.0 | 220.0 | 230.0 | Управление охраны окружающей среды мэрии |
8.9 | Контроль состояния атмосферного воздуха на границах аэротехногенного загрязнения, определенных в генеральном плане города |
147.5 | - | - | 170.0 | 180.0 | 190.0 | 200.0 | Управление охраны окружающей среды мэрии |
8.10 | Осуществление контроля в области охраны окружающей среды |
19.3 | - | 30.0 | 40.0 | 50.0 | 55.0 | 70.0 | Управление охраны окружающей среды мэрии |
9 | Обеспечение дополнительной очистки воды в муниципальных лечебно-профилактических учреждениях |
- | - | - | - | 300.0 | 300.0 | - | Управление здравоохранения мэрии, учреждения здравоохранения |
10 | Обеспечение дополнительной очистки воды в муниципальных образовательных детских учреждениях |
- | - | - | - | 300.0 | 300.0 | - | Управление образования мэрии, учреждения образования |
11 | Организация мероприятий по экологическому образованию и воспитанию населения, всего, в т.ч.: |
627.6 | 617.5 | 752.0 | 727.0 | 747.0 | 747.0 | 747.0 | |
11.1 | Мероприятия по экологическому воспитанию детей и учащихся города, осуществляемые общественными объединениями |
25.0 | 25.0 | 25.0 | 25.0 | 25.0 | 25.0 | 25.0 | Управление охраны окружающей среды мэрии, общественные экологические организации |
11.2 | Развитие секции "Экология и биология" городского научного общества учащихся |
194,9 | 200.0 | 227.0 | 227.0 | 227.0 | 227.0 | 227.0 | Управление образования мэрии, МОУДОД "Дворец детского и юношеского творчества имени А.А. Алексеевой" |
11.3 | Создание эколого-краеведческой карты города Череповца и его окрестностей |
5,5 | 12.5 | 15.0 | 15.0 | 15.0 | 15.0 | 15.0 | Управление образования мэрии, МОУДОД "Дворец детского и юношеского творчества имени А.А. Алексеевой" |
11.4 | Формирование банка данных деятельности городских образовательных учреждений в области экологического воспитания, обобщение и распространение опыта работы |
20.0 | 20.0 | 20.0 | 20.0 | 20.0 | 20.0 | 20.0 | Управление образования мэрии, МОУДО "Центр повышения квалификации", МОУ "Средняя образовательная школа N 2" |
11.5 | Повышение уровня экологического просвещения детей и школьников за счет внедрения новых технологий познания окружающего мира |
60.0 | 60.0 | 60.0 | 60.0 | 60.0 | 60.0 | 60.0 | Управление образования мэрии, МОУДО "Центр повышения квалификации", МОУ "Средняя образовательная школа N 2" |
11.6 | Проведение организационно- массовых образовательных мероприятий, акций, конференций, развитие сети детских экологических театров |
211.0 | 200.0 | 220.0 | 250.0 | 270.0 | 270.0 | 270.0 | Управление образования мэрии, МОУДО "Центр повышения квалификации", МОУ "Средняя образовательная школа N 2" |
18.2 | 20.0 | 85.0 | 30.0 | 30.0 | 30.0 | 30.0 | Управление по делам культуры мэрии, учреждения культуры |
||
11.7 | Реализация экологически значимых проектов по направлениям: "Наш общий дом"; "Школа - центр воспитания экологической культуры"; "Школьные экоотряды - городу" |
93.0 | 80.0 | 100.0 | 100.0 | 100.0 | 100.0 | 100.0 | Управление образования мэрии, МОУДО "Центр повышения квалификации", МОУ "Средняя образовательная школа N 2" |
Итого по Программе: 102221,5 | 8506.7 | 9659,5 | 10782.4 | 11937.8 | 18572.7 | 26953.7 | 15808.7 |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление мэра г. Череповца Вологодской области от 15 октября 2008 г. N 3544 "О долгосрочной целевой программе "Экология города" на 2009-2015 годы
Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2009 г.
Текст постановления опубликован в газете "Речь" от 19 октября 2010 г. N 196, от 21 октября 2010 г. N 198
Постановлением мэрии г. Череповца Вологодской области от 8 октября 2013 г. N 4728 настоящее постановление признано утратившим силу с 1 января 2014 г.
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление мэрии г. Череповца Вологодской области от 12 июля 2013 г. N 3289
Изменения вступают в силу с момента вступления в силу изменений в решение Череповецкой городской Думы от 4 декабря 2012 г. N 246 "О городском бюджете на 2013 год и плановый период 2014 и 2015 годов"
Постановление мэрии г. Череповца Вологодской области от 29 марта 2013 г. N 1360
Постановление мэрии г. Череповца Вологодской области от 10 октября 2012 г. N 5353
Постановление мэрии г. Череповца Вологодской области от 27 июня 2012 г. N 3555
Постановление мэрии г. Череповца Вологодской области от 17 апреля 2012 г. N 2138
Постановление мэрии г. Череповца Вологодской области от 16 февраля 2012 г. N 790
Постановление мэрии г. Череповца Вологодской области от 14 октября 2011 г. N 4294
Постановление мэрии г. Череповца Вологодской области от 28 апреля 2011 г. N 1757
Постановление мэрии г. Череповца Вологодской области от 31 января 2011 г. N 299
Постановление мэрии г. Череповца Вологодской области от 11 октября 2010 г. N 3887
Постановление мэрии г. Череповца Вологодской области от 16 марта 2010 г. N 863
Постановление мэрии г. Череповца Вологодской области от 17 февраля 2010 г. N 498
Постановление мэрии г. Череповца Вологодской области от 12 октября 2009 г. N 3594
Постановление мэрии г. Череповца Вологодской области от 23 июля 2009 г. N 2566
Постановление мэра г. Череповца Вологодской области от 27 ноября 2008 г. N 4102
Изменения вступают в силу с 1 января 2009 г.