Приказ Департамента лесного комплекса Вологодской области
от 28 декабря 2009 г. N 1092
"Об утверждении ведомственной целевой программы "Юные творцы природы" на 2010 - 2012 годы"
В соответствии с постановлением Правительства Вологодской области от 26.02.2008 N 286 "О порядке разработки, утверждения и реализации ведомственных целевых программ", законом области "Об областном бюджете на 2010 год", по результатам экспертизы проекта ведомственной целевой программы и на основании согласований департамента экономики Правительства области и департамента финансов области приказываю:
1. Утвердить прилагаемую ведомственную целевую программу "Юные творцы природы" на 2010 - 2012 годы.
2. Управлению мониторинга, экономики и планирования Департамента (А.И. Тукмачева) предусмотреть выделение средств в проектах областного бюджета на 2010 - 2012 годы в соответствии с настоящим приказом.
3. Комитету по лесному хозяйству Департамента (А.Ф. Павлов):
3.1. обеспечить контроль за ходом реализации ведомственной целевой программы;
3.2. представлять в департамент экономики Правительства области отчеты о выполнении мероприятий ведомственной целевой программы, включая меры по повышению ее реализации, не позднее 20 января года, следующего за отчетным, по установленной форме.
4. Контроль за исполнением приказа возложить на председателя комитета по лесному хозяйству, заместителя начальника Департамента А.Ф. Павлова.
Начальник Департамента, |
В.В. Грачев |
Ведомственная целевая программа "Юные творцы природы" на 2010 - 2012 годы
(утв. приказом Департамента лесного комплекса Вологодской области от 28 декабря 2009 г. N 1092)
1. Паспорт ведомственной целевой программы (далее - Программа)
2. Характеристика проблемы, решение которой осуществляется путем реализации ведомственной целевой программы
Школьное лесничество - это активная форма трудового, патриотического, эколого-биологического воспитания учащихся, организованного на базе общеобразовательных учреждений и предприятий лесного хозяйства.
Школьные лесничества возникли в 60-е годы XX столетия и получили широкое развитие как одна из форм трудового воспитания детей. Первые школьные лесничества образовались на базе юннатских кружков, "зеленых" и "голубых" патрулей, лесоводческих звеньев. В них реализовывался принцип соединения обучения с производительным трудом.
Наибольшее количество школьных лесничеств - 95 - работало в области в 1988 году. В 90-х годах в стране и области складываются объективные условия вовлечения подростков в экологическую деятельность. Смещение приоритетов в экономике области негативно сказалось на развитии школьных лесничеств. Так, в 1996 году в области работало всего 12 школьных лесничеств с охватом 356 учащихся. В то же время в истории эколого-биологического движения 90-е годы являются периодом определения стратегии сохранения и развития системы школьных лесничеств. В последние годы наметилась тенденция к восстановлению и развитию школьных лесничеств.
В настоящее время в области работают 55 школьных лесничеств в 24 муниципальных районах области, в которых занято 730 учащихся - членов школьных лесничеств.
С изменением требований к уровню экологического образования и менталитета самих учащихся содержание работы школьных лесничеств стало нуждаться в качественном преобразовании. Если в 70 - 80-е годы трудовое воспитание было важнейшей задачей школьных лесничеств, а практические лесохозяйственные мероприятия составляли основу их работы, то на сегодняшний день на первый план выходит экологическое воспитание обучающихся, развитие их интеллектуальных и творческих способностей. При этом традиционная форма работы - обучение как выполнение учащимися исследовательских и опытнических работ - оказывается весьма перспективной. В творческом процессе исследований эколого-биологической и лесоводческой направленности школьники учатся бережному отношению к лесу как к сложно устроенной экосистеме. Кроме того, у обучающихся развиваются такие качества, как наблюдательность и логическое мышление. Учебно-исследовательская и эколого-просветительская работа вызывает у школьников значительно больший интерес и поэтому гораздо эффективнее влияет на выбор профессии.
В настоящее время в связи с социально-экономическими преобразованиями в стране, модернизацией системы образования в России на первый план вышло определение стратегии и тактики развития эколого-биологического образования, природоохранной и лесоводческой деятельности.
В последнее десятилетие природоохранная работа и школьные лесничества переживают сложный период. Опросы населения, проведенные учащимися, показали, что многие имеют случайное представление о значении леса в жизни и хозяйственной деятельности людей. Снизился престиж профессий в лесной отрасли. Наблюдается противоречие между возрастающими потребностями общества в получении эколого-биологических знаний и возможностями их реализации. Наблюдается дисбаланс между желанием проводить исследовательскую и природоохранную работу и недостатком учебно-методических пособий по организации работы и внедрению инновационных технологий.
Лес - это богатство, которое мы должны беречь и радушно использовать, чтобы последующие поколения также могли пользоваться этим бесценным даром, созданным природой.
Одной из форм подготовки подрастающего поколения к труду, воспитания бережного отношения к природе, формирования у учащихся навыков правильного природопользования являются школьные лесничества. Говоря словами русского писателя Леонида Леонова: "Создавать творцов и покровителей леса еще важнее, чем выращивать самый лес!".
Школьные лесничества воспитывают профессиональное отношение детей и молодежи к лесу, природным богатствам, являются эффективной формой экологического образования, в них реализуется принцип соединения образования с плодотворным творческим трудом.
Актуальность этого направления связана с приоритетом проблем, возникающих в системе "человек - общество - природа" и относящихся к глобальным проблемам человечества. Известно, что одной из причин возникновения экологических проблем является потребительское отношение к природе, низкий уровень экологической культуры населения. Улучшение экологической ситуации будет зависеть от формирования экологически зрелой личности, обладающей экологическим сознанием и экологической культурой.
Предложенная Программа призвана координировать и направлять развитие природоохранной, эколого-биологической и лесохозяйственной работы в сфере воспитания школьников на региональном уровне.
Программа позволит:
- поднять на новый уровень деятельность школьных лесничеств;
- создать нормативно-правовую и научно-методическую базу по организации деятельности школьных лесничеств;
- обучить членов школьных лесничеств природоохранной и лесохозяйственной деятельности;
- сохранить и укрепить здоровье детей, способствовать включению их в одухотворенный труд, в исследовательскую и опытническую деятельность;
- привить учащимся навыки пропагандистской работы;
- развить у школьников личную активность в работе, направленной на улучшение состояния природной среды.
3. Основные цели и задачи ведомственной целевой программы
Цели Программы:
- реализация концепции непрерывного экологического образования школьников;
- обеспечение условий для начального профессионального самоопределения, творческого труда, содержательного досуга, общения, укрепления здоровья, адаптации к жизни в обществе.
Задачи Программы:
- развитие у учащихся познавательного интереса и потребности изучения природы, расширение знаний о природе как целостной системе;
- обучение школьников пониманию сложной природы леса, хозяйственного значения лесов, их природоохранной роли;
- обучение членов школьных лесничеств практическим навыкам по охране, защите, воспроизводству и использованию лесов;
- формирование у молодого поколения представлений о здоровом образе жизни, сохранение здоровья ребенка в нестабильной экологической обстановке;
- пропаганда среди населения знаний о лесе;
- профессиональная ориентация учащихся.
4. Ожидаемые результаты реализации ведомственной целевой программы и целевые индикаторы
Наименование показателя |
Единица измерения |
Годы |
||
2010 год |
2011 год |
2012 год |
||
Количество школьных лесничеств |
шт. |
58 |
61 |
65 |
Число членов школьных лесничеств |
шт. |
755 |
780 |
810 |
Выращивание посадочного материала |
шт. |
1200000 |
1300000 |
1500000 |
Озеленение населенных пунктов |
шт. |
26 |
30 |
35 |
Очистка от захламления лесных насаждений и населенных пунктов |
га |
58 |
65 |
70 |
Ремонт, изготовление кормушек, скворечников, гнездовий |
шт. |
600 |
625 |
650 |
Охрана муравейников |
шт. |
150 |
165 |
180 |
Заготовка лекарственного сырья, грибов, ягод |
кг |
1500 |
2000 |
2500 |
Постановка опытов на всхожесть семян, изучение сезонного роста сеянцев, выращивание семян хвойных пород, определение периода зимнего покоя у древесных растений, определение урожая семян ели обыкновенной и т.д. |
шт. |
50 |
65 |
75 |
Проведение бесед с населением об охране, защите, использовании лесов |
шт. |
190 |
210 |
225 |
Проведение экскурсий |
шт. |
90 |
110 |
120 |
Оформление стендов по природоохранной, лесоводческой деятельности |
шт. |
55 |
57 |
60 |
5. Перечень и характеристика основных мероприятий ведомственной целевой программы "Юные творцы природы" на 2010 - 2012 гг. (наименование ведомственной целевой программы)
N п/п |
Содержание мероприятия |
Ответственный исполнитель |
Сроки исполнения |
Коды экономической классификации |
Объем расходов на реализацию мероприятия, тыс. руб. |
Планируемые показатели результатов деятельности |
|||||||
очередной финансовый год 2010 г. |
очередной финансовый год+1 2011 г. |
очередной финансовый год + 2 2012 г. |
наименование |
единица измерения |
промежуточное значение (непосредственный результат мероприятия) |
целевое значение (конечный результат) |
|||||||
2010 |
2011 |
2012 |
|||||||||||
1. |
Активизация работы школьных лесничеств, создание новых школьных лесничеств (развитие материально-технической базы школьных лесничеств: приобретение оборудования, инвентаря, обмундирования) |
Департамент лесного комплекса области |
2010 - 2012 гг. |
|
60 |
60 |
60 |
Увеличение количества школьных лесничеств |
шт. |
58 |
61 |
65 |
65 |
Рост числа членов школьных лесничеств |
чел. |
755 |
780 |
810 |
810 |
||||||||
2. |
Создание нормативно-правовой и научно- методической базы по развитию школьных лесничеств |
Департамент лесного комплекса области |
2010 - 2012 гг. |
|
30 |
30 |
30 |
Положение о школьном лесничестве |
шт. |
1 |
|
|
1 |
Положение об областных смотрах, конкурсах, выставках |
шт. |
1 |
|
|
1 |
||||||||
Положение о школьном музее леса |
шт. |
|
1 |
|
1 |
||||||||
Положение о заочной школе "Малая лесная академия" |
шт. |
|
|
1 |
1 |
||||||||
Методические рекомендации по проведению бесед, экскурсий, практических |
шт. |
1 |
|
|
1 |
||||||||
Методические рекомендации "Организация исследований обучающихся по изучению |
шт. |
1 |
|
|
1 |
||||||||
Методические рекомендации "Организация исследований, наблюдений обучающихся по энтомологии" |
шт. |
|
1 |
|
1 |
||||||||
Методические рекомендации "Организация исследований, наблюдений обучающихся за орнитофауной" |
шт. |
|
1 |
|
1 |
||||||||
Методические рекомендации "Организация наблюдений |
шт. |
|
|
1 |
1 |
||||||||
Методические рекомендации "Организация наблюдений |
шт. |
|
|
1 |
1 |
||||||||
3. |
Лесохозяйственная и природоохранная деятельность |
Департамент лесного комплекса области |
2010 - 2012 гг. |
|
20 |
25 |
25 |
Выращивание посадочного |
тыс. шт. |
1200 |
1300 |
1500 |
4000 |
Озеленение населенных пунктов |
шт. |
26 |
30 |
35 |
91 |
||||||||
Очистка от захламления лесных насаждений и населенных пунктов |
га |
58 |
65 |
70 |
193 |
||||||||
Ремонт, изготовление кормушек, скворечников, |
шт. |
600 |
625 |
650 |
1875 |
||||||||
4. |
Исследовательская и опытническая работа |
Департамент лесного комплекса области |
2010 - 2012 гг. |
|
25 |
30 |
45 |
Постановка опытов: на всхожесть семян; изучение сезонного роста сеянцев; выращивание семян хвойных пород. Изучение вредителей энтомофагов лесных массивов; эксперименты на лесной площадке. Организация и проведение экспедиций по изучению орнитофауны |
шт. |
50 |
65 |
75 |
190 |
5. |
Просветительская работа |
Департамент лесного комплекса области |
2010 - 2012 гг. |
|
40 |
50 |
60 |
Проведение бесед с населением об охране, защите, использовании лесов |
шт. |
190 |
210 |
225 |
625 |
Проведение экскурсий |
шт. |
90 |
110 |
120 |
320 |
||||||||
Оформление стендов по природоохранной, лесоводческой деятельности |
шт. |
55 |
57 |
60 |
172 |
||||||||
6. |
Участие в областных, российских и международных выставках, конкурсах |
Департамент лесного комплекса области |
2010 - 2012 гг. |
|
350 |
450 |
550 |
Областной смотр-конкурс |
шт. |
1 |
1 |
1 |
3 |
Областной юниорский лесной конкурс "Подрост" |
шт. |
1 |
1 |
1 |
3 |
||||||||
Областной конкурс "От мастерства к лесной |
шт. |
1 |
1 |
1 |
3 |
||||||||
Выставка "Лес в творчестве юных" |
шт. |
1 |
1 |
1 |
3 |
||||||||
Областной заочный конкурс "Моя малая родина" |
шт. |
1 |
1 |
1 |
3 |
||||||||
Областной заочный конкурс "Зеленая планета" |
шт. |
1 |
1 |
1 |
3 |
||||||||
Областной заочный конкурс "С объективом в |
шт. |
1 |
1 |
1 |
3 |
||||||||
Областной заочный конкурс "Лес в огне" |
шт. |
1 |
1 |
1 |
3 |
||||||||
Областной заочный конкурс "Птица года" |
шт. |
1 |
1 |
1 |
3 |
||||||||
Областная выставка "Букет зимы суровой" |
шт. |
1 |
1 |
1 |
3 |
||||||||
Областная выставка "Природа и творчество" |
шт. |
1 |
1 |
1 |
3 |
||||||||
Областная выставка "Вторая жизнь дерева" |
шт. |
1 |
1 |
1 |
3 |
||||||||
Акция "Сохраним ель" |
шт. |
1 |
1 |
1 |
3 |
||||||||
Акция "Посади дерево" |
шт. |
1 |
1 |
1 |
3 |
||||||||
Акция "Помним и чтим" |
шт. |
1 |
1 |
1 |
3 |
||||||||
7. |
Возрождение лесных ремесел: иво- и берестоплетение, резьба и роспись по дереву и др. |
Департамент лесного комплекса области |
2010 - 2012 гг. |
|
20 |
20 |
20 |
Организация и проведение семинаров с членами школьных лесничеств |
шт. |
1 |
1 |
1 |
3 |
|
Всего по мероприятиям (по годам) |
|
545 |
665 |
790 |
|
|
|
|
|
|
||
|
Итого по Программе - 2000 |
|
|
|
|
|
|
6. Срок реализации ведомственной целевой программы
Срок реализации ведомственной программы - с 2010 года по 2012 год.
7. Описание социальных и экономических последствий реализации ведомственной целевой программы
Вследствие реализации ведомственной целевой программы "Юные творцы природы" ожидаются следующие результаты:
- организация деятельности школьных лесничеств на новом уровне с учетом непрерывного экологического образования;
- развитие экологической культуры школьников;
- сохранение и укрепление здоровья членов школьных лесничеств, включение их в творческий труд, в исследование природы, в сохранение компонентов окружающей среды;
- формирование экологически зрелой личности;
- стабильные и высокие результаты образования и воспитания членов школьных лесничеств, выражающиеся в изменении уровня их творческих возможностей, в формировании круга экологических знаний и их применении при решении экологических проблем;
- профессиональная ориентация школьников.
Мероприятия, предусмотренные Программой, способствуют качественному преобразованию деятельности школьных лесничеств, экологическому образованию обучающихся, выполнению ими исследовательских и опытнических работ, развитию творческого процесса эколого-биологической, природоохранной и лесохозяйственной направленности.
Реализация мероприятий, предусмотренных Программой на 2009 - 2011 годы, обеспечит:
- увеличение количества школьных лесничеств и числа членов школьных лесничеств;
- выращивание посадочного материала, что позволит обеспечить посадочным материалом население, лесхозы;
- озеленение населенных пунктов, очистка от захламления лесных насаждений - позволит улучшить экологию, способствует экологическому воспитанию населения;
- ремонт, изготовление новых кормушек, скворечников, гнездовий, охрана муравейников - обеспечит проведение биологических мер борьбы по защите лесов от вредителей, болезней;
- заготовку лекарственного сырья, грибов, ягод - позволит обеспечить население лекарственными растениями, ягодами, грибами;
- постановку опытов - способствует приобретению учащимися навыков и знаний по воспроизводству, использованию лесов;
- проведение учащимися - членами школьных лесничеств бесед с населением по охране лесов - является пропагандой среди населения знания о лесе;
- проведение экскурсий с детьми - способствует приобретению школьниками знаний о природе родного края;
- оформление стендов по природоохранной и лесоводческой деятельности - является пропагандой идей охраны природы;
- проведение областных смотров-конкурсов школьных лесничеств - направлено на подведение итогов природоохранной и лесохозяйственной деятельности школьных лесничеств;
- проведение областных юниорских лесных конкурсов "Подрост" - способствует бережному отношению к природе, изучению и восстановлению лесных экосистем, профессиональной ориентации учащихся, активизации деятельности школьных лесничеств;
- проведение областных конкурсов "От мастерства к лесной науке" - содействует приобретению навыков лесохозяйственной деятельности;
- проведение выставок "Лес в творчестве юных" - пропагандирует знания о лесе;
- проведение областных заочных конкурсов "Моя малая родина", "Зеленая планета", "С объективом в природу", "Лес в огне", "Птица года", "Букет зимы суровой", "Природа и творчество", "Вторая жизнь дерева", проведение акций "Сохраним ель", "Посади дерево", "Помним и чтим" - способствует воспитанию бережного отношения к лесным богатствам, уважения к участникам и ветеранам войны и труда.
8. Оценка эффективности расходования бюджетных средств ведомственной целевой программы
Реализация мер в рамках Программы позволит:
- увеличить количество школьных лесничеств до 65 и членов школьных лесничеств до 810 человек;
- вырастить посадочного материала 4 млн. штук;
- провести озеленение 91 населенного пункта;
- провести очистку от захламления лесных насаждений на площади 193 гектаров;
- отремонтировать, изготовить новых кормушек, скворечников, гнездовий 1875 штук;
- провести 190 опытов на всхожесть семян, изучение сезонного роста сеянцев, выращивание семян хвойных пород и т.д.;
- провести учащимися - членами школьных лесничеств 625 бесед с населением по охране лесов;
- провести 320 экскурсий с детьми;
- оформить 172 стендов по природоохранной, лесоводческой деятельности.
Методика оценки результативности ведомственной целевой программы
Для оценки результативности исполнения Программы используются индикаторы результативности, в основе которых использованы показатели оценки функций и задач органов исполнительной государственной власти области. Индикаторы результативности основаны на балльном принципе и отражают степень достижения показателя результата при фактически достигнутом уровне расходов бюджета за отчетный период.
По результатам оценки расходов областного бюджета могут быть сделаны следующие выводы:
- эффективность бюджетных расходов снизилась по сравнению с предыдущим годом;
- эффективность бюджетных расходов находится на уровне предыдущего года;
- эффективность бюджетных расходов повысилась по сравнению с предыдущим годом;
- бюджетные расходы неэффективны.
Первые три вывода делаются на основе методики оценки показателей исходя из функций и задач органов исполнительной государственной власти области. Вывод о неэффективности исполнения ведомственной целевой программы и расходов областного бюджета делается в том случае, если на протяжении не менее чем трех лет оценки наблюдается постоянное снижение эффективности расходов.
Для оценки состояния индикатора результативности расходов следует использовать форму 1:
Форма 1. Оценка состояния индикатора результативности
Наименование индикатора |
Состояние индикатора |
Оценка состояния индикатора |
||
при росте расходов |
при сохранении уровня расходов |
при снижении расходов |
||
Индикатор результативности |
рост значения показателя |
1 |
2 |
3 |
сохранение значения показателя |
0 |
1 |
2 |
|
снижение значения показателя |
0 |
0 |
1 |
Оценка осуществляется путем установления соответствия между уровнем расходов, направленных на достижение установленного показателя в отчетном периоде, (по вертикали) и фактически полученным значением показателя в отчетном периоде (по горизонтали).
Оценки по каждому индикатору вносятся в форму 2 и затем суммируются по соответствующим индикаторам результативности, на основании полученного итога устанавливается результативность исполнения ведомственных целевых программ и расходов областного бюджета.
Форма 2. Оценка состояния индикаторов
Наименование индикатора |
Оценка состояния индикатора (баллов) |
|
2011 год |
2012 год |
|
Увеличение количества школьных лесничеств |
1 |
2 |
Рост числа членов школьных лесничеств |
1 |
2 |
Положение о школьном лесничестве |
0 |
1 |
Положение о школьном музее леса |
0 |
1 |
Методические рекомендации по проведению бесед, экскурсий, практических опытов |
0 |
1 |
Выращивание посадочного материала |
1 |
1 |
Озеленение населенных пунктов |
1 |
1 |
Очистка от захламления лесных насаждений и населенных пунктов |
1 |
1 |
Ремонт, изготовление кормушек, скворечников, гнездовий |
1 |
1 |
Охрана муравейников |
1 |
1 |
Заготовка лекарственного сырья, грибов, ягод |
1 |
1 |
Постановка опытов на всхожесть семян, изучение сезонного роста сеянцев, выращивание семян хвойных пород, определение периода зимнего покоя у древесных растений, определение урожая семян ели обыкновенной и т.д. |
1 |
1 |
Проведение бесед с населением об охране, защите, использовании лесов |
1 |
1 |
Проведение экскурсий |
1 |
1 |
Оформление стендов по природоохранной, лесоводческой деятельности |
1 |
1 |
Областной смотр-конкурс школьных лесничеств |
0 |
0 |
Областной юниорский лесной конкурс "Подрост" |
0 |
0 |
Российский юниорский лесной конкурс "Подрост" |
0 |
0 |
Областной конкурс "От мастерства к лесной науке" |
0 |
0 |
Выставка "Лес в творчестве юных" |
1 |
1 |
Областной заочный конкурс "Моя малая родина" |
1 |
1 |
Областной заочный конкурс "Зеленая планета" |
1 |
1 |
Областной заочный конкурс "С объективом в природу" |
1 |
1 |
Областной заочный конкурс "Лес в огне" |
1 |
1 |
Областной заочный конкурс "Птица года" |
1 |
1 |
Областная выставка "Букет зимы суровой" |
1 |
1 |
Областная выставка "Природа и творчество" |
1 |
1 |
Областная выставка "Вторая жизнь дерева" |
1 |
1 |
Акция "Сохраним ель" |
1 |
1 |
Акция "Посади дерево" |
1 |
1 |
Акция "Помним и чтим" |
1 |
1 |
Итого сводная оценка (ИСО) |
24 |
29 |
Интерпретация сводной оценки эффективности бюджетных расходов осуществляется с помощью формы 3:
Форма 3. Итоговая оценка индикаторов
Наименование индикатора |
Сводная оценка |
Эффективность бюджетных расходов снизилась по сравнению с предыдущим годом |
менее ____ |
Эффективность бюджетных расходов находится на уровне предыдущего года |
__________ |
Эффективность бюджетных расходов повысилась по сравнению с предыдущим годом |
более ____ |
В данной ведомственной целевой программе "Юные творцы природы" на 2010 - 2012 гг. наблюдается повышение планового использования эффективности бюджетных расходов.
Нумерация разделов приводится в соответствии с источником
10. Обоснование потребностей в необходимых ресурсах
В ведомственную целевую программу "Юные творцы природы" на 2010 - 2012 годы включены все районы области. Особенностью области является преобладание в образовательной инфраструктуре сельских школ, которые составляют 77% от общего их количества. Сама специфика сельской школы как фактора развития села, источника возрождения и сохранения культурных традиций, близость к лесным природным комплексам выдвигают эколого-биологическое природоохранное направление в деятельности школьных лесничеств на одно из первых мест.
11. Описание системы управления реализацией Программы
Мониторинг и контроль за исполнением Программы осуществляет Департамент лесного комплекса области. Исполнителями Программы являются ГОУ ДОД "Областная станция юных натуралистов" и государственные учреждения - лесхозы.
Управление реализацией Программы осуществляется Департаментом лесного комплекса области.
Департамент лесного комплекса несет ответственность за достижение целей и решение задач, поставленных Программой, за обеспечение утвержденных значений целевых показателей.
Департамент лесного комплекса ежегодно не позднее 20 января представляет в аналитический комитет и департамент финансов отчет о выполнении Программы.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Департамента лесного комплекса Вологодской области от 28 декабря 2009 г. N 1092 "Об утверждении ведомственной целевой программы "Юные творцы природы" на 2010 - 2012 годы"
Текст программы опубликован в газете "Красный Север" N 13 от 6 февраля 2010 г.
Приказом Департамента лесного комплекса Вологодской области от 15 августа 2013 г. N 853 настоящий документ признан утратившим силу
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Приказ Департамента лесного комплекса Вологодской области от 26 октября 2010 г. N 706
Приказ Департамента лесного комплекса Вологодской области от 24 июня 2010 г. N 438