5 ноября 2008 г., 9 февраля, 7 июля, 2 ноября 2009 г.
Во исполнение распоряжения Губернатора области от 30 июля 2008 года N 1413-р "О мерах по реализации Бюджетного кодекса Российской Федерации в части регулирования порядка принятия долгосрочных целевых программ субъектов Российской Федерации" Правительство области постановляет:
1. Утвердить прилагаемую долгосрочную целевую программу "Сохранение и восстановление плодородия земель сельскохозяйственного назначения в Вологодской области на 2009-2010 годы" (далее - Программа).
Постановлением Правительства Вологодской области от 9 февраля 2009 г. N 188 настоящее постановление дополнено пунктом 2
2. Контроль за выполнением постановления возложить на первого заместителя Губернатора области СМ. Громова.
Справку о выполнении постановления представить к 15 апреля 2013 года.
По поручению Губернатора области |
Н.В. Костыгов |
Долгосрочная целевая программа "Сохранение и восстановление плодородия земель сельскохозяйственного назначения в Вологодской области на 2009 -2010 годы"
(утв. постановлением Правительства Вологодской области от 9 сентября 2008 г. N 1723)
5 ноября 2008 г., 7 июля, 2 ноября 2009 г.
Постановлением Правительства Вологодской области от 2 ноября 2009 г. N 1635 в паспорт настоящей Программы внесены изменения
Паспорт Программы
Наименование Программы |
- долгосрочная целевая программа "Сохранение и восстановление плодородия земель сельскохозяйственного назначения в Вологодской области на 2009-2010 годы" |
Основание для разработки Программы |
- Федеральный закон от 16 июля 1998 года N 101-ФЗ "О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения", Федеральный закон от 10 января 1996 года N 4-ФЗ "О мелиорации земель", Федеральная целевая программа "Сохранение и восстановление плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов как национального достояния России на 2006-2010 годы и на период до 2012 года", утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2006 года N 99, закон области от 6 июня 2005 года N 1294-ОЗ "Об обеспечении плодородия земель сельскохозяйственного назначения в Вологодской области" |
Государственный заказчик Программы (заказчик-координатор) |
- департамент сельского хозяйства области |
Разработчики Программы |
- департамент сельского хозяйства области, Федеральное государственное учреждение Государственный центр агрохимической службы "Вологодский", Федеральное государственное учреждение Управление "Вологдамелиоводхоз", органы местного самоуправления муниципальных образований области |
Цели Программы |
- сохранение и рациональное использование земель сельскохозяйственного назначения; создание условий для увеличения объемов производства высококачественной сельскохозяйственной продукции на основе восстановления и повышения плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения при выполнении комплекса агрохимических, гидромелиоративных, культуртехнических и организационных мероприятий с использованием современных достижений науки и техники |
Задачи Программы |
- рациональное использование биоклиматического потенциала; получение стабильных урожаев, систематическое воспроизводство природного плодородия почв, улучшение баланса питательных веществ без отрицательного воздействия на все компоненты агроландшафта; организация мониторинга плодородия земель сельскохозяйственного назначения и формирование информационной базы по плодородию земель сельскохозяйственного назначения на основе проведения агрохимического и эколого-токсикологического обследования земель сельскохозяйственного назначения; сохранение достигнутого уровня плодородия земель сельскохозяйственного назначения в системе земледелия и защита их от затопления и подтопления путем строительства и реконструкции гидротехнических и мелиоративных сооружений; снижение степени кислотности почв; создание стимулов для сельскохозяйственных товаропроизводителей в решении вопросов сохранения и восстановления плодородия земель сельскохозяйственного назначения области; сохранение существующих и создание новых рабочих мест на селе |
Сроки реализации Программы |
- 2009-2010 годы |
Исполнители Программы |
департамент сельского хозяйства области; Государственное учреждение Вологодской области "Агростройинвест"; Федеральное государственное учреждение "Управление "Вологдамелиоводхоз" ; Федеральное государственное учреждение "Государственный Центр агрохимической службы "Вологодский" ; органы местного самоуправления в сфере агропромышленного комплекса области ** |
Объемы и источники финансирования Программы |
общий объем финансирования Программы составляет 2,66 млрд. рублей, в том числе: 2009 год - 1,15 млрд. рублей; 2010 год - 1,51 млрд. рублей |
Ожидаемые результаты реализации Программы |
повышение плодородия почв на сельскохозяйственных угодьях на 1,5-2 балла, а на пашне - на 2,5-3 балла; прирост сельскохозяйственной продукции за годы реализации Программы не менее 500 тыс. тонн зерновых единиц; предотвращение от выбывания из сельскохозяйственного оборота 80 тыс. га сельскохозяйственных угодий; сохранение существующих и создание 1,2 тыс. новых рабочих мест; осуществление комплекса агрохимических мероприятий: по известкованию на 17,7 тыс. га, внесению 47,5 тыс. тонн минеральных и 5,0 млн. тонн органических удобрений; проведение гидромелиоративных работ на площади 5,8 тыс. га, культуртехнических работ на 12,8 тыс. га; создание правовой и экономической базы повышения плодородия сельскохозяйственных земель |
Контроль за ходом реализации Программы |
контроль за реализацией Программы осуществляет департамент сельского хозяйства области и первый заместитель Губернатора области, курирующий агропромышленный комплекс области |
* - по согласованию;
** - в случае наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями в сфере сельского хозяйства.
I. Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа, и обоснование необходимости ее решения программно-целевыми методами
Сельскохозяйственные угодья, выбывшие из оборота за последние 15 лет, составили более 250 тыс.га.
По данным государственного учета общая площадь сельскохозяйственных угодий в области по состоянию на 1 января 2007 года составляет 1097,1 тыс. га, в том числе пашни - 718,7 тыс. га (66%).
По данным агрохимической службы Вологодской области, 270,8 тыс.га (61,3%) составляет слабо культурная пашня, 41,2 тыс. га (9,3%) - пашня с низким содержанием фосфора, 324,2 тыс. га (73,4%) пашни имеют низкую и среднюю обеспеченность обменным калием, 257,5 тыс. га (58,3%) пахотных угодий имеют кислую реакцию почвенной среды. Продолжается тенденция к снижению средневзвешенного показателя по гумусу, в почвах областных пахотных угодий он составил 2,69%.
Вносимые дозы минеральных и органических удобрений не компенсируют потерю (при сборе урожая) питательных веществ почв.
Дальнейшая деградация и выбытие сельскохозяйственных угодий из оборота могут привести к полной стагнации сельскохозяйственного производства.
Повышение плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения является естественным условием интенсификации земледелия, способствует росту урожайности, увеличивает ценность земли, имеет важное природоохранное значение.
Реализация Программы позволит улучшить условия для стабильного функционирования агропромышленного комплекса Вологодской области, наиболее полного и рационального использования природно-климатического и экономического потенциала, направленного на повышение продуктивности сельскохозяйственного производства, его экологизацию в целях обеспечения населения области качественным продовольствием, улучшения социальной обстановки жизни на селе, включая сохранение существующих и создание новых рабочих мест.
В настоящее время назрела необходимость:
освоения современных систем земледелия и землеустройства с учетом перспективы развития земель сельскохозяйственного назначения;
проведения комплекса агрохимических мероприятий, направленных на повышение эффективности использования удобрений в сельском хозяйстве;
выполнения гидромелиоративных, культуртехнических работ, ремонта и содержания существующих мелиоративных систем.
Программа предусматривает проведение комплекса взаимосвязанных технических, организационных, экологических, технологических и хозяйственных мероприятий, направленных на сохранение и восстановление плодородия земель сельскохозяйственного назначения области.
Без проведения комплекса мероприятий, предусмотренных Программой, произойдет снижение плодородия земель сельскохозяйственного назначения и урожайности до естественного (природного) уровня.
Реализация мероприятий Программы позволит сохранить, восстановить и повысить плодородие земель сельскохозяйственного назначения.
II. Цели и задачи Программы, сроки ее реализации
Цели Программы:
сохранение и рациональное использование земель сельскохозяйственного назначения;
создание условий для увеличения объемов производства высококачественной сельскохозяйственной продукции на основе восстановления и повышения плодородия земель сельскохозяйственного назначения при выполнении комплекса агрохимических, гидромелиоративных, культуртехнических и организационных мероприятий с использованием современных достижений науки и техники.
Задачи Программы:
рациональное использование биоклиматического потенциала, получение стабильных урожаев, систематическое воспроизводство природного плодородия земель сельскохозяйственного назначения, улучшение баланса питательных веществ в почвах без отрицательного воздействия на все компоненты агроландшафтов;
организация мониторинга плодородия земель сельскохозяйственного назначения и формирование информационной базы по плодородию земель сельскохозяйственного назначения на основе проведения агрохимического и эколого-токсикологического обследования земель сельскохозяйственного назначения;
сохранение достигнутого уровня плодородия земель сельскохозяйственного назначения в системе земледелия и защита их от затопления и подтопления путем строительства и реконструкции гидротехнических и мелиоративных сооружений;
снижение степени кислотности почв;
создание стимулов для сельскохозяйственных товаропроизводителей в решении вопросов сохранения и восстановления плодородия земель сельскохозяйственного назначения области;
сохранение существующих и создание новых рабочих мест на селе.
Сроки реализации Программы: 2009 - 2010 годы.
III. Перечень мероприятий Программы
Система мероприятий, предусматриваемых Программой, представляет собой комплекс взаимосвязанных технических, организационных, технологических, хозяйственных и экологических работ, направленных на эффективное использование земли и повышение плодородия почв, включая:
освоение современных систем земледелия и землеустройства;
агрохимические мероприятия: агрохимическое и эколого-токсикологическое обследование, известкование, внесение органических и минеральных удобрений;
гидромелиоративные и культуртехнические мероприятия.
1. Разработка систем земледелия и землеустройства
Эффективное применение всех средств повышения плодородия почв возможно только при наличии в хозяйствах области научно обоснованных систем земледелия, соответствующих рекомендациям мировой и российской сельскохозяйственной науки.
Такие системы являются надежным средством сохранения природных агроресурсов и обеспечения устойчивого земледелия. Они позволяют решать задачи сохранения и воспроизводства плодородия почв, увеличения производства сельскохозяйственной продукции при сокращении финансовых затрат, улучшения экологической обстановки.
Так как ведущей сельскохозяйственной отраслью на территории нашей области является молочно-мясное животноводство и под кормовыми культурами занято более половины пашни, системы земледелия имеют четко выраженное кормовое направление. В хозяйствах области наиболее целесообразна травянозернопропашная система земледелия с удельным весом многолетних трав не менее 50% в сочетании с культурными пастбищами и природными угодьями. Систему чередования культур составляют зернотравяные и зернотравянопропашные севообороты.
Севообороты с высоким удельным весом многолетних трав оказывают положительное влияние на восполнение запасов гумуса в почве. Так, по данным Всесоюзного научно-исследовательского института кормов, в травяно-зерновом и травопольном севооборотах, где в почву с растительными остатками поступило 2-3 т/га углерода и 50-100 кг/га азота, выявлена устойчивая тенденция увеличения запасов гумуса в пахотном горизонте (4-5 т/га). Наибольшее влияние на плодородие почвы оказывает запашка зеленой массы бобовых трав на сидеральное удобрение.
Кроме севооборотов необходимо вводить новые технологии возделывания сельскохозяйственных культур на основе минимизации обработки почв, внедрять безотвальную обработку почвы с учетом почвенно-климатических условий, осваивать технологические приемы снижения отрицательного воздействия на почву технических средств, приводящих к уплотнению и разрушению структуры почв, обеспечить применение всего комплекса агротехнических приемов. Особо важное значение приобретают схемы землеустройства в условиях проведения земельной реформы, сопровождаемой большими объемами перераспределения земли.
Разработка систем земледелия намечается в следующих объемах:
2009 год- 179,7 тыс.га;
2010 год- 218,2 тыс.га.
2. Агрохимическое и эколого-токсикологическое обследование земель
Проведение комплекса агротехнических, агрохимических, гидромелиоративных и культуртехнических мероприятий требует объективной и постоянно обновляемой информации о состоянии почвенного плодородия. Кроме того, для контроля за плодородием почв и их экологическим состоянием необходимо агрохимическое и эколого-токсикологическое обследование земель.
В целях обеспечения мониторинга состояния земель необходимо:
своевременное выявление изменений состояния плодородия сельскохозяйственных угодий;
оценка, прогноз и разработка рекомендаций по эффективному использованию земель сельскохозяйственного назначения, предупреждению и устранению последствий негативных процессов;
информационное обеспечение земельного кадастра и государственного контроля почвенного плодородия и охраны земель.
Результаты агрохимического обследования станут базой для:
разработки проектно-технологической документации и рекомендаций по применению минеральных и органических удобрений, химических мелиорантов;
составления бизнес-планов по правильному планированию затрат на применение агрохимикатов;
повышения урожайности сельхозкультур, их правильного размещения и получения наибольшего экономического эффекта от вложенных на плодородие почв финансовых средств.
Агрохимическое и экологическое обследование сельскохозяйственных угодий намечается в следующих объемах:
2009 год - 131,9 тыс. га
2010 год - 118,6 тыс. га
3. Применение органических удобрений
В настоящее время в среднем ежегодно в пахотных почвах минерализуется 615,1 тыс.тонн гумуса, а восполняется только 434,2 тыс. тонн. Дефицит составляет 180,9 тыс. тонн. Только для покрытия дефицита гумуса необходимо внести в почву (при сложившейся структуре посевных площадей) свыше 3,7 млн. тонн органических удобрений.
Таблица 1
Потребность и объемы внесения органических удобрений
(тыс. тонн)
Показатели |
Итого за 2009-2010 годы |
В среднем за год |
1 |
2 |
3 |
Потребность в органических удобрениях для бездефицитного баланса гумуса в почве |
7422,4 |
3711,2 |
Объемы внесения органических удобрений, планируемые в Программе |
4852,0 |
2426,0 |
В том числе торф и сапропель |
2312,8 |
1156,4 |
В связи с реальными производственными показателями сельскохозяйственного производства (при существующем поголовье скота в области накапливается 1440 тыс. тонн навоза) наблюдается большой дефицит в органических удобрениях, для устранения которого необходимы дополнительные меры по увеличению объемов производства органических удобрений. Большое значение в повышении выхода органических удобрений имеет заготовка торфа и сапропеля. Применение торфа предусматривается в виде компостов в соотношении 1:2.
Для компенсации недостатка органических удобрений одним из реальных и экономически выгодных путей, обеспечивающих приостановление падения плодородия почв и увеличение производства сельскохозяйственной продукции, наряду с применением средств химизации станет интенсификация биологизации земледелия, внедрение почвозащитных севооборотов, сидератов, запашка излишков соломы. Сидераты - наиболее дешевые, экологически чистые, экономически выгодные и перспективные органические удобрения. В условиях интенсивного земледелия наиболее целесообразна промежуточная культура сидератов, позволяющая получать зеленое удобрение без уменьшения посевов основных культур. В качестве сидератов пригодны сурепица, рапс, клевер (2-3 года пользования).
К 2010 году планируемые площади под сидератами составят 20,0 тыс. га, что обеспечит получение 450 тыс. тонн зеленых удобрений.
Кроме назначения в качестве удобрения сидераты позволяют успешно бороться с болезнями, вредителями и сорняками, получать экологически чистую продукцию.
4. Применение минеральных удобрений
Минеральные удобрения - важнейший фактор обеспечения урожайности сельхозкультур и эффективности земледелия в целом. Их применение обеспечивает окупаемость затрат в год внесения, поэтому минеральные удобрения были и остаются экономически выгодным и наиболее рентабельным средством повышения продуктивности земледелия и сохранения плодородия.
Потребность в минеральных удобрениях в несколько раз превышает количество, которое применяется в настоящее время. Однако в сложившихся экономических условиях сельское хозяйство пока не может выйти на оптимальные объемы. Предусматривается постепенный рост применения минеральных удобрений исходя из реальных финансовых и организационно - технических возможностей области. Объемы применения минеральных удобрений в Программе снижены до 33% от необходимой потребности.
Таблица 2
Применение минеральных удобрений в разрезе сельскохозяйственных культур
Культура |
Площадь посева, тыс. га |
Потребность в мин. удобрениях, тыс.т действующего вещества |
% от общей потребности |
|||
всего |
в том числе |
|||||
N |
Р |
К |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
Зерновые |
137,7 |
22,8 |
7,6 |
6,6 |
8,6 |
32,1 |
Картофель |
2,1 |
0,4 |
0,1 |
0,1 |
0,2 |
0,6 |
Лен |
10,0 |
2,8 |
0,4 |
1,2 |
1,2 |
3,9 |
Многолетние травы |
336,5 |
35,6 |
8,8 |
12,2 |
14,6 |
50,1 |
Однолетние и подсев многолетних трав |
18,0 |
3,0 |
0,7 |
1,1 |
1,2 |
4,2 |
Прочие |
20,8 |
0,5 |
0,4 |
0,1 |
- |
0,7 |
Итого |
525,2 |
65,1 |
18,0 |
21,3 |
25,8 |
91,6 |
Кроме того, луга и пастбища |
67,1 |
6,0 |
2,7 |
1,3 |
2,0 |
8,4 |
Потребность всего |
592,3 |
71,1 |
20,7 |
22,6 |
27,8 |
100,0 |
По Программе |
|
23,7 |
6,9 |
7,6 |
9,2 |
33,3 |
Учитывая, что объемы внесения минеральных удобрений по Программе значительно ниже требуемого, и принимая во внимание реальные возможности областного бюджета, минеральные удобрения планируется вносить в полном объеме под семенники зерновых и многолетних трав, под лен и пропашные культуры во всех сельскохозяйственных организациях области.
В целях экономии бюджетных средств необходимо использовать наиболее рациональные технологии применения минеральных удобрений. Например, для более эффективного использования минеральных удобрений рекомендуется применять гуматы - регуляторы роста. Гуматы способствуют полноценному усвоению минеральных удобрений, что позволяет сократить их количество на 40%. Гуматы в области применяются с 1998 года. В среднем за 8 лет прибавка урожайности зерновых от их применения составила 4,1 ц/га.
5. Известкование кислых почв
Одним из важных показателей плодородия почв является степень их кислотности. На 1 января 2007 года 289,7 тыс. га или 57,3% областных пахотных угодий имеют кислую реакцию почвенной среды и нуждаются в известковании, из них в первую очередь - 75 тыс. га или 25,9% (рН менее 5.0). Тенденция к подкислению почв сохраняется. Количество кислых почв по сравнению с 1995 годом увеличилось на 7,7%.
Программой намечается проведение первоочередного известкования на площади 17,7 тыс. га. Основные объемы известкования намечено выполнить в Вологодском, Грязовецком, Кичменгско-Городецком, Сокольском, Устюженском, Череповецком и Шекснинском муниципальных районах.
Средние нормы внесения известковых удобрений в тоннах СаСОз на гектар рассчитаны с учетом агроэкологических особенностей почвы, подлежащих известкованию, и составляют 5,5 тонны на гектар, на сильно кислых почвах - не менее 9 тонн на гектар. Для выполнения Программы потребуется не менее 150 тыс. тонн известковых удобрений (в действующем веществе).
Первоочередному известкованию согласно Программе подлежат 17,7 тыс. га кислых почв, в том числе:
2009 год - 7,9 тыс. га;
2010 год - 9,8 тыс. га.
Работы по известкованию кислых почв должны проводиться на основании проектов, разработанных специализированными агрохимическими организациями.
6. Гидромелиорация и культуртехнические работы
Осушительная и оросительная мелиорация, культуртехнические работы в сочетании с агрохимическими мероприятиями являются одним из важных факторов обеспечения сохранения и воспроизводства плодородия почв.
На мелиорированных землях предусматривается, в первую очередь, производство кормов для животноводства, развитие семеноводства, производство овощей, льна и других наиболее ценных культур.
Приоритетными направлениями в мелиорации земель по Программе определены:
сохранение и создание условий для восстановления мелиоративных организаций;
переориентация мелиоративных организаций на реконструкцию, ремонт и эксплуатацию существующих мелиоративных систем.
Программой намечается:
выполнить работы по реконструкции и восстановлению осушительных систем на площади 5,8 тыс. га;
выполнить капитальный ремонт осушительных систем на площади 4,4 тыс. га;
осуществить ремонтно-эксплуатационные работы на площади 243,8 тыс.га;
провести культуртехнические работы на площади 12,8 тыс. га.
6.1. Гидромелиорация
На орошаемых и осушенных землях активизируются все биологические процессы: накапливается фитомасса и растительные остатки, усиливается деятельность микроорганизмов, увеличивается энергетический потенциал почвы благодаря оптимальным условиям увлажненности. На этих землях обеспечивается наибольшая эффективность применения удобрений и других мелиоративных мероприятий.
По состоянию на 1 января 2007 года в области имеется 256,3 тыс. га мелиорированных земель, из них - 240,5 тыс. га находится в пользовании сельхозпредприятий, в том числе - 215,3 тыс. га с закрытым дренажом. Около 85% всех мелиоративных систем построены до 1986 года. Объемы работ по реконструкции, восстановлению и ремонту мелиоративных систем, магистральных каналов и гидротехнических сооружений определяются на основании их паспортизации.
В целях эффективного использования имеющегося потенциала мелиоративных систем необходимы прежде всего реконструкция и восстановление работоспособности систем и сооружений, относящихся к государственной собственности области и обеспечивающих функционирование значительных площадей осушаемых земель.
В первоочередном порядке предусматривается восстановление мелиоративной сети и гидросооружений, требующих проведения реконструкции отдельных элементов. Важнейшим условием осуществления восстановительных мероприятий является заинтересованность хозяйств в эффективном использовании мелиорированных земель и способность их участвовать в долевом финансировании этих работ.
Для создания оптимального водно-воздушного режима на осушенных землях в самых неблагоприятных погодных условиях предусматривается восстановление или замена вышедших из строя открытой осушительной сети и закрытого дренажа, повышение его пропускной способности, осуществление агромелиоративных мероприятий по дополнительному регулированию поверхностного стока, в том числе за счет соблюдения агротехнических требований, проведение работ по регулированию водоприемников.
6.2. Культуртехническая мелиорация
Культуртехническая мелиорация состоит из комплекса мелиоративных мероприятий по коренному улучшению сельскохозяйственных угодий, включающих в себя расчистку земель от древесной и травяной растительности, кочек, камней, пней и мха, что способствует вовлечению в оборот ранее не используемых и заброшенных земель, улучшению конфигурации полей, севооборотов.
К культуртехническим работам относится также глубокое рыхление и первичное окультуривание земель.
Особое значение придается проведению комплекса этих мероприятий на ранее осушенных землях.
При относительно небольших затратах культуртехнические работы значительно повышают экономическую и экологическую эффективность плодородия почв и являются одним из основных условий предотвращения выбытия сельскохозяйственных угодий из оборота.
6.3. Ремонт и эксплуатация мелиоративных систем
Для обеспечения надежного функционирования мелиоративных систем, своевременной подачи воды на орошение и отвода избыточной влаги предусматривается комплекс ремонтно-эксплуатационных работ.
В этот комплекс входят капитальные, текущие и аварийные ремонтные работы, уходные (регламентные работы), осуществление мониторинга и государственного контроля за состоянием мелиорированных земель, ведение учета и паспортизации мелиоративных систем.
Предусмотренные в Программе объемы этих работ обеспечат нормальную эксплуатацию насосных станций и гидроузлов, систематическое поддержание в рабочем состоянии каналов, коллекторов, дренажной сети и гидросооружений и улучшат мелиоративное состояние орошаемых и осушенных земель.
Осуществление комплекса перечисленных мероприятий позволит вовлечь в активный оборот не менее 30 тыс. га мелиорированных земель.
6.4. Прочие затраты
В раздел прочих затрат включены затраты на развитие производственных баз государственных учреждений, мониторинг плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения и разработка систем земледелия.
Производственные базы государственных учреждений требуют модернизации и реконструкции. Кроме того, парк мелиоративной техники имеет износ более 80% и требует обязательного обновления.
Для выполнения задач Программы необходимо проведение мониторинга плодородия земель сельскохозяйственного назначения на основании данных их агрохимического обследования. Для проведения мониторинга должна быть создана сеть тестовых полигонов.
IV. Ресурсное обеспечение Программы
Ресурсное обеспечение Программы осуществляется согласно приложению 1 к настоящей Программе и включает в себя финансовое, материально-техническое и научное обеспечение.
1. Финансовое обеспечение
Общий объем финансирования программных мероприятий составляет 2,83 млрд. рублей, в том числе агрохимические мероприятия - 2,65 млрд. рублей, гидромелиоративные мероприятия и культуртехника - 0,14 млрд. рублей, прочие затраты - 0,04 млрд. рублей.
Таблица 3
Расчет финансового обеспечения Программы
(млн. рублей)
Виды работ |
Объемы работ |
Цена, тыс.руб. за единицу объема |
Стоимость работ, млн.руб. |
2009 год, млн.руб. |
2010 год, млн.руб. |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Внесение органических удобрений |
4,85 млн.т |
0,35 |
1715,60 |
775,80 |
939,80 |
Известкование |
17,70 ты с. га |
5,98 |
105,90 |
47,20 |
58,70 |
Агрохимическое обследование почв |
250,50 тыс. га |
0,03 |
8,58 |
4,47 |
4,П |
Внесение минеральных удобрений |
47,50 тыс.т д.в. |
16,55 |
786,20 |
373,10 |
413,10 |
Средства защиты растений |
0,12 тыс.т |
3,41 |
41,00 |
20,00 |
21,00 |
Итого |
|
|
2657,30 |
1220,60 |
1436,70 |
Строительство и реконструкция мелиоративных систем |
5,80 тыс.га |
|
81,50 |
38,20 |
43,30 |
Культуртехнические работы |
12,80 тыс.га |
1,27 |
16,30 |
7,90 |
8,40 |
Содержание и ремонт мелиоративных систем |
243,80 тыс.га |
0,17 |
41,80 |
19,50 |
22,30 |
Прочие расходы |
|
|
38,20 |
18,00 |
20,20 |
Всего |
|
|
2835,10 |
1304,20 |
1530,90 |
*** - субсидии уточняются в пределах сумм, предусмотренных в федеральном законе о федеральном бюджете на текущий финансовый год;
**** - объемы финансирования из областного бюджета подлежат ежегодному уточнению исходя из доходной базы областного бюджета.
Источниками финансирования Программы являются средства федерального бюджета***, областного бюджета**** и внебюджетные источники.
Распределение средств указанных источников приведено в приложении 1 к настоящей Программе.
За счет средств областного бюджета финансируется часть затрат на:
сидеральные удобрения, известкование кислых почв и их агрохимическое обследование;
приобретение минеральных удобрений;
осушение земель, реконструкцию областных государственных мелиоративных систем и культуртехнические работы;
содержание и ремонт областных государственных мелиоративных систем.
За счет внебюджетных источников предполагается финансирование:
комплекса работ по органическим удобрениям;
приобретения и внесения минеральных удобрений;
затрат на известкование кислых почв;
затрат на агрохимическое обследование почв;
осушения земель и реконструкции мелиоративных систем, культуртехнических работ;
ремонта и содержания мелиоративных систем;
проектно-изыскательских работ по мероприятиям сохранения и восстановления плодородия почв.
2. Материально-техническое обеспечение
Имеющиеся в области производственные предприятия могут обеспечить производство необходимых для проведения агрохимических мероприятий материалов:
минеральных удобрений - 47,50 тыс. тонн действующего вещества;
известковых материалов - 159,3 тыс. тонн.
Большая часть известковых материалов будет получена за счет использования отходов производства и добычи этих материалов из местных карьеров.
Таблица 4
Потребность в дополнительных технических средствах для внесения удобрений*****
а) органических удобрений:
Технические средства |
Годовая производительность (тонн) |
Потребность (штук) |
|
2009 год |
2010 год |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
Машины для внесения твердых органических удобрений (типа ПРГ-10) |
4200,0 |
15 |
20 |
Машины для транспортировки и внесения полужидких органических удобрений (типа МПТ-13) |
6400,0 |
15 |
15 |
Погрузчики твердых органических удобрений (типа ПНД-250) |
40000,0 |
10 |
15 |
Погрузчики полужидких органических удобрений (типа ПОУП) |
45000,0 |
5 |
5 |
Измельчители соломы (типа ПУН) |
300,0 |
20 |
25 |
б) минеральных удобрений:
Технические средства |
Годовая производительность (тонн) |
Потребность (штук) |
|
2009 год |
2010 год |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
Машины для внесения твердых минеральных удобрений (типа РМГ-4, МТУ-4, МВИ) |
640,0 |
8 |
10 |
Погрузчики универсальные (типа ПЭА-1,0) |
840,0 |
8 |
10 |
Машины и агрегаты для хим-защиты растений (типа ОМП-1,ОП-2000) |
2500,0 |
3 |
4 |
в) известковых материалов:
Технические средства |
Годовая производительность (тонн) |
Потребность (штук) |
|
2009 год |
2010 год |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
Машины для внесения известковых материалов ( типа РУМ, РМГ, МВУ ) |
4000,0 |
5 |
6 |
Трактор Т-150 |
|
3 |
3 |
Погрузчики ПФ-0,1; ПЭА-1 |
40000,0 |
4 |
5 |
Трактор МТЗ-82 |
|
3 |
3 |
г) для реконструкции, ремонта и эксплуатационных работ на существующих мелиоративных системах:
Наименование техники |
Потребность (штук) |
|
2009 год |
2010 год |
|
1 |
2 |
3 |
Одноковшовые экскаваторы |
60 |
65 |
Бульдозеры класса 10 т |
51 |
56 |
Корчеватели класса 10 т |
35 |
40 |
Кусторезы класса 10 т |
20 |
20 |
Каналоочистители MP-16 |
7 |
10 |
Косилки |
4 |
3 |
Дренопромывочная машина |
1 |
0 |
Тракторы колесные и гусеничные |
85 |
90 |
Прицепы тракторные |
3 |
3 |
******- дополнительные технические средства приобретаются за счет собственных средств сельхозпредприятий и организаций.
3. Научное обеспечение
Научное обеспечение Программы предусматривает комплексное решение научно-исследовательских, технологических и опытно-конструкторских задач с учетом того, что воспроизводство плодородия почв должно осуществляться на основе сочетания агротехнических, агрохимических, гидромелиоративных мероприятий, мониторинга агрохимического состояния почв, а также мониторинга мелиорированных земель, выявления наиболее эффективных методов и способов воздействия на все факторы, влияющих на почвенное плодородие.
В целях повышения эффективности агрохимических мероприятий разрабатываются технологии безопасного применения удобрений, методы и технологии биологического земледелия, осуществляется комплексное проведение мелиоративных мероприятий.
В рамках Программы обеспечивается научный подход к восстановлению и сохранению плодородия почв Вологодской области разработкой следующих научно-технических тем:
"Система комплексного управления плодородием почв на основе эколого-ландшафтного земледелия, направленная на его расширенное воспроизводство и повышение урожайности сельскохозяйственных культур для районов области";
"Технологии и системы эффективного, экологически безопасного применения факторов интенсификации плодородия почв ";
"Методы, технологии и технические средства биологического земледелия, направленные на повышение плодородия почв, оптимизацию питания растений ".
Научно-технические разработки осуществляются научными организациями области на конкурсной основе.
Объемы ассигнований на мероприятия по сохранению и восстановлению плодородия земель сельскохозяйственного назначения в Вологодской области на 2009-2010 годы приводятся в приложениях 1 и 2 к настоящей Программе.
Постановлением Правительства Вологодской области от 7 июля 2009 г. N 1042 в раздел V настоящей Программы внесены изменения, вступающие в силу с момента подписания названного постановления
V. Механизм реализации Программы
Текущее управление реализацией Программы осуществляется государственным заказчиком (заказчиком-координатором) - департаментом сельского хозяйства области.
Начальник департамента сельского хозяйства области является руководителем Программы. Руководитель Программы несет ответственность за реализацию и конечные результаты программных мероприятий, рациональное использование выделяемых финансовых средств на их выполнение.
Государственный заказчик (заказчик-координатор) Программы ежегодно с учетом выделяемых на реализацию Программы средств уточняет объемы выполняемых работ и затраты по реализации мероприятий, а также состав исполнителей.
Исполнители указанных работ определяются государственным заказчиком на конкурсной основе в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1995 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд". В заключаемых государственных контрактах определяются объемы финансирования соответствующих мероприятий, источники их финансирования, перечни хозяйств и объектов, где намечается выполнение работ.
Порядок финансирования и механизм распределения средств, выделяемых на мероприятия Программы, определяется Правительством области.
Программа предусматривает минимально необходимые, обеспеченные материальными и техническими ресурсами объемы программных мероприятий.
Департамент сельского хозяйства области ежегодно до 1 февраля года, следующего за отчетным, представляет в Министерство сельского хозяйства Российской Федерации, департамент экономики Правительства области, департамент финансов области и в Законодательное Собрание области отчет по установленной форме о ходе работы по Программе, достигнутых результатах и эффективности использования финансовых средств.
Постановлением Правительства Вологодской области от 7 июля 2009 г. N 1042 в раздел VI настоящей Программы внесены изменения, вступающие в силу с момента подписания названного постановления
VI. Контроль за ходом реализации Программы
Контроль за ходом реализации Программы осуществляется департаментом сельского хозяйства области - государственным заказчиком (заказчиком - координатором) и первым заместителем Губернатора области, курирующим агропромышленный комплекс области.
Для обеспечения контроля за ходом реализации Программы руководитель Программы ежеквартально до 20 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, представляет первому заместителю Губернатора области, курирующему агропромышленный комплекс, а в копии - департаменту экономики Правительства области и контрольно-аналитическому управлению Правительства области, информацию о выполнении Программы.
Кроме того, заказчик-координатор Программы в установленном порядке осуществляет подготовку и представление аналитической информации в сроки, установленные пунктом 2 постановления Правительства области от 29 декабря 2003 года N 1236.
VII. Оценка результатов реализации Программы
Выполнение мероприятий Программы обеспечит: повышение плодородия почв на сельскохозяйственных угодьях на 1,5 - 2 балла, а на пашне на 2,5 - 3 балла, прирост сельскохозяйственной продукции не менее 500 тысяч тонн зерновых единиц; предотвратит от выбывания из сельскохозяйственного оборота 80 тысяч гектаров сельскохозяйственных угодий.
Для оценки экономической эффективности Программы принята динамика показателей цен реализации и себестоимости производства одной тонны зерна.
Таблица 5
Показатели цен на реализацию и себестоимость зерна
|
Факт |
Прогноз 2008 год |
|
2005 год |
2006 год |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
Цена реализации (рублей) |
2775,0 |
3713,0 |
5012,0 |
Рост (процентов) |
- |
134 |
135 |
Себестоимость (рублей) |
2020,0 |
2579,0 |
3600,0 |
Уровень рентабельности (процентов) |
37 |
25 |
39 |
Прибыль (рублей) |
755,0 |
1134,0 |
1412,0 |
Экономическая эффективность Программы будет складываться из следующих показателей:
прибыль сельскохозяйственных товаропроизводителей за счет прироста продукции - 1027,4 млн. рублей (с учетом последействия мероприятий за пределами 2010 года);
прибыль организаций, участвующих в реализации программных мероприятий, ориентировочно - 24,4 млн. рублей;
налоги, уплачиваемые сельхозтоваропроизводителями в бюджеты всех уровней и внебюджетные фонды в размере 14,6 процента - 504,4 млн. рублей.
Итого прибыль и уплата налогов составят 1556,2 млн. рублей.
Экологическая эффективность мероприятий составляет:
осушение земель - 20,3 млн. рублей;
почвоохранные мероприятия, позволяющие сохранить 100 тыс. гектаров сельскохозяйственных угодий, - 531,9 млн. рублей;
культуртехнические мероприятия - 72,5 млн. рублей;
известкование кислых почв - 186,2 млн. рублей;
применение минеральных удобрений - 128,7 млн. рублей.
Общий экологический эффект составит 939,6 млн. рублей.
Суммарный экономический и экологический эффект составит 2495,8 млн. рублей.
Общественная экономическая эффективность Программы составит 22% - (3456 - 2844,8) : 2844,8.
Срок окупаемости Программы составит 5 лет.
Социальный эффект Программы выражается в сохранении и создании новых рабочих мест в агрохимических, гидромелиоративных и сельскохозяйственных предприятиях в количестве 1,2 тыс. человек.
Постановлением Правительства Вологодской области от 2 ноября 2009 г. N 1635 настоящее приложение изложено в новой редакции
Приложение 1 к Программе
Объемы ассигнований на мероприятия по сохранению и восстановлению плодородия земель сельскохозяйственного назначения в Вологодской области на 2009 - 2010 годы
5 ноября 2008 г., 2 ноября 2009 г.
Таблица 1
Наименование мероприятий |
Единицы измерения |
Объем работ |
Стоимость в текущих ценах (тыс. рублей) |
В том числе по источникам финансирования (тыс. рублей) |
||
федеральный бюджет*** |
областной бюджет |
внебюджетные источники |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
1. Агрохимические работы, всего в том числе: комплекс работ по органическим удобрениям, в том числе стоимость сидератов известкование кислых почв (субсидии на возмещение части затрат на известкование кислых почв) агрохимическое и эколого-токсикологическое обследование почв земель сельскохозяйственного назначения (субсидии на возмещение части затрат на агрохимическое и эколого-токсикологическое обследование почв земель сельскохозяйственного назначения) внесение минеральных удобрений (субсидии на возмещение части затрат на приобретение минеральных удобрений) внесение средств защиты растений (субсидии на возмещение части затрат на приобретение средств защиты растений) |
тыс. тонн тыс. га тыс. га тыс. га тыс. тонн действующего вещества тыс. тонн |
4852,0 32,3 17,7 250,5 47,5 0,12 |
2520528,6 1715572,0 33958,0 86365,0 7121,0 689605,6 21865,0 |
54737,6 0 0 6000,0 0 48737,6 |
159339,0 0 0 8560,0 1300,0 149479,0 |
2306452,0 1715572,0 33958,0 71805,0 5821,0 491389,0 21865,0 |
2. Мелиорация, всего |
|
|
115636,0 |
37550,0 |
0 |
78086,0 |
в том числе: строительство и реконструкция мелиоративных систем культуртехнические работы содержание и ремонт мелиоративных систем |
тыс. га тыс. га тыс. га |
5,8 12,8 243,8 |
68729,0 13816,0 33091,0 |
25650,0 0 11900,0 |
0 0 0 |
43079,0 13816,0 21191,0 |
3. Прочие расходы, всего |
|
|
32700,0 |
6260,0 |
0 |
26440,0 |
в том числе: развитие базы государственных учреждений мониторинг плодородия почв разработка систем земледелия |
|
|
5260,0 7545,0 19895,0 |
5260,0 1000,0 0 |
0 0 0 |
0 6545,0 19895,0 |
Всего по Программе |
|
|
2668864,6 |
98547,6 |
159339,0 |
2410978,0 |
Таблица 2
2009 год
Наименование мероприятий |
Единицы измерения |
Объем работ |
Стоимость в текущих ценах -(тыс. рублей) |
В том числе по источникам финансирования (тыс. рублей) |
||
федеральный бюджет*** |
областной бюджет |
внебюджетные источники |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
1. Агрохимические работы, всего |
|
|
1092909,6 |
48737,6 |
0 |
1044172 |
в том числе: комплекс работ по органическим удобрениям в том числе стоимость сидератов известкование кислых почв (субсидии на возмещение части затрат на известкование кислых почв) агрохимическое и эколого-токсикологическое обследование почв земель сельскохозяйственного назначения (субсидии на возмещение части затрат на агрохимическое и эколого-токсикологическое обследование почв земель сельскохозяйственного назначения) внесение минеральных удобрений (субсидии на возмещение части затрат на приобретение минеральных удобрений) внесение средств защиты растений (субсидии на возмещение части затрат на приобретение средств защиты растений) |
тыс. т тыс. га тыс. га тыс. га тыс. тонн действующего вещества тыс. тонн |
2309,0 12,3 3,5 120,0 23,7 0,06 |
775755,0 12936,0 27700,0 2236,0 276462,6 10756,0 |
0 0 0 0 48737,6 0 |
0 0 0 0 0 0 |
775755,0 12936,0 27700,0 2236,0 227725,0 10756,0 |
2. Мелиорация, всего |
|
|
47354 |
16700 |
0 |
30654,0 |
в том числе: строительство и реконструкция мелиоративных систем культуртехнические работы содержание и ремонт мелиоративных систем |
тыс. га
тыс. га тыс. га |
2,5
6,2 243,8 |
27930,0
5411,0 14013,0 |
13200
0 3500 |
0
0 0 |
14730,0
5411,0 10513,0 |
3. Прочие расходы |
|
|
12500,0 |
0 |
0 |
12500,0 |
в том числе: развитие базы государственных учреждений мониторинг плодородия почв разработка систем земледелия |
|
|
0 3515,0 8985,0 |
0 0 0 |
0 0 0 |
0 3515,0 8985,0 |
Всего по Программе |
|
|
1152763,6 |
65437,6 |
0 |
1087326,0 |
Таблица 3
2010 год
Наименование мероприятия |
Единицы измерения |
Объем работ |
Стоимость в текущих ценах (тыс. рублей) |
В том числе по источникам финансирования (тыс. рублей) |
||
федеральный бюджет *** |
областной бюджет |
внебюджетные источники |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
1. Агрохимические работы, всего |
|
|
1427619 |
6000 |
159339 |
1262280 |
в том числе: комплекс работ по органическим удобрениям в том числе стоимость сидератов известкование кислых почв (субсидии на возмещение части затрат на известкование кислых почв) агрохимическое и эколого-токсикологическое обследование почв земель сельскохозяйственного назначения (субсидии на возмещение части затрат на агрохимическое и эколого-токсикологическое обследование почв земель сельскохозяйственного назначения) внесение минеральных удобрений (субсидии на возмещение части затрат на приобретение минеральных удобрений) внесение средств защиты растений (субсидии на возмещение части затрат на приобретение средств защиты растений) |
тыс. т тыс. га тыс. га тыс. га тыс. тонн действующего вещества тыс. тонн |
2543,0 20,0 9,8 118,6 23,8 0,06 |
939817,0 21022,0 58665,0 4885,0 413143,0 11109,0 |
0 0 6000,0 0 0 |
0 0 8560,0 1300,0 149479,0 |
939817,0 21022,0 44105,0 3585,0 263664,0 11109,0 |
2. Мелиорация, всего |
|
|
68282,0 |
20850,0 |
0 |
47432,0 |
в том числе: строительство и реконструкция мелиоративных систем культуртехнические работы содержание и ремонт мелиоративных систем |
тыс. га
тыс. га тыс. га |
3,3
6,6 243,8 |
40799,0
8405,0 19078,0 |
12450,0
0 8400,0 |
0
0 0 |
28349,0
8405,0 10678,0 |
3. Прочие расходы |
|
|
20200,0 |
6260,0 |
0 |
13940,0 |
в том числе: развитие базы государственных учреждений мониторинг плодородия почв разработка систем земледелия |
|
|
5260,0 4030,0 10910,0 |
5260,0 1000,0 0 |
0 0 0 |
0 3030,0 10910,0 |
Всего по Программе |
|
|
1516101,0 |
33110,0 |
159339,0 |
1323652,0" |
Постановлением Правительства Вологодской области от 2 ноября 2009 г. N 1635 настоящее приложение изложено в новой редакции
Приложение 2
к Программе
Ресурсное обеспечение долгосрочной целевой программы "Сохранение и восстановление плодородия земель сельскохозяйственного назначения в Вологодской области на 2009-2010 годы"
5 ноября 2008 г., 2 ноября 2009 г.
тыс. руб.
|
Источники финансирования |
|||||
областной бюджет |
бюджеты муниципальных образований области |
бюджетные фонды |
прочие источники |
|||
наименование фонда |
сумма |
наименование источника |
сумма |
|||
Общий объем финансирования |
159339,0 |
|
|
|
федеральный бюджет *** |
98547,6 |
|
|
|
|
|
внебюджетные источники |
2410978,0 |
в том числе с разбивкой по годам |
|
|
|
|
|
|
2009 год |
0 |
|
|
|
федеральный бюджет *** |
65437,6 |
|
|
|
|
|
внебюджетные источники |
1087326,0 |
2010 год |
159339,0 |
|
|
|
федеральный бюджет *** |
33110,0 |
|
|
|
|
|
внебюджетные источники |
1323652,0 |
из них капитальные расходы |
0 |
|
|
|
федеральный бюджет *** |
25650 |
|
|
|
|
|
внебюджетные источники |
43079,0 |
в том числе с разбивкой по годам |
|
|
|
|
|
|
2009 год |
0 |
|
|
|
федеральный бюджет *** |
13200 |
|
|
|
|
|
внебюджетные источники |
14730,0 |
2010 год |
0 |
|
|
|
федеральный бюджет *** |
12450,0 |
|
|
|
|
|
внебюджетные источники |
28349,0 |
Текущие расходы |
159339,0 |
|
|
|
федеральный бюджет *** |
72853,0 |
|
|
|
|
|
внебюджетные источники |
2385899,0 |
в том числе с разбивкой по годам |
|
|
|
|
|
|
2009 год |
0 |
|
|
|
федеральный бюджет *** |
52237,6 |
|
|
|
|
|
внебюджетные источники |
1072596,0 |
2010 год |
159339,0 |
|
|
|
федеральный бюджет *** |
20660,0 |
|
|
|
|
|
внебюджетные источники |
1295303,0 |
*** - сумма уточняется в пределах сумм, предусмотренных в федеральном законе о федеральном бюджете на текущий финансовый год.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Вологодской области от 9 сентября 2008 г. N 1723 "О долгосрочной целевой программе "Сохранение и восстановление плодородия земель сельскохозяйственного назначения в Вологодской области на 2009-2010 годы"
Текст настоящего постановления официально опубликован в газете "Красный Север" N 7 от 24 января 2009 г.
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Правительства Вологодской области от 20 июня 2011 г. N 705
Постановление Правительства Вологодской области от 30 августа 2010 г. N 993
Постановление Правительства Вологодской области от 2 ноября 2009 г. N 1635
Постановление Правительства Вологодской области от 7 июля 2009 г. N 1042
Изменения вступают в силу с момента подписания названного постановления
Постановление Правительства Вологодской области от 9 февраля 2009 г. N 188
Постановление Правительства Вологодской области от 5 ноября 2008 г. N 2111