Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановлением Правительства Вологодской области от 30 июня 2009 г. N 1023 в наименование настоящего приложения внесены изменения, вступающие в силу с момента подписания названного постановления
Приложение 2
Требования
к качеству (объему) предоставления государственных услуг
в области образования
(далее - Требования)
(утв. постановлением Правительства Вологодской области
от 30 июня 2008 г. N 1220)
17 февраля, 30 июня 2009 г.
1 .Область применения
Настоящие Требования распространяются на государственные услуги в области образования, предоставляемые учреждениями образования (далее -учреждения), и устанавливают основные положения, определяющие качество государственных услуг в области образования.
2. Нормативные правовые акты, регламентирующие
качество предоставления государственных услуг
Правовое регулирование государственных услуг в области образования осуществляется нормативными правовыми актами:
Федеральный закон Российской Федерации от 10 июля 1992 года N 3266-1 "Об образовании";
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду "Закон РФ от 10 июля 1992 г. N 3266-I"
Федеральный закон Российской Федерации от 4 декабря 2007 года N 329-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации";
Федеральный закон Российской Федерации от 24 июля 1999 года N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и нарушений несовершеннолетних";
Федеральный закон Российской Федерации от 24 июля 1998 года N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в российской Федерации";
иные нормативные правовые акты.
3. Качество услуг в области образования.
3.1. Основные факторы, определяющие качество государственных услуг
в области образования
Основными факторами, определяющими качество государственных услуг в области образования, являются:
наличие документов, в соответствии с которыми функционирует учреждение;
условия размещения учреждения;
укомплектованность учреждения специалистами и их квалификация;
техническое оснащение учреждения (оборудование, приборы, аппаратура и т.д.);
состояние информации об учреждении, порядке и правилах предоставления услуг населению;
наличие систем (служб) контроля за деятельностью учреждения.
3.1.1. Документы, в соответствии с которыми функционирует предоставляющее государственные услуги учреждение.
В состав документов, в соответствии с которыми функционирует учреждение должны входить:
устав (положение) учреждения;
соответствующие лицензии;
эксплуатационные документы на оборудование, приборы и аппаратуру, используемых при предоставлении государственных услуг;
государственные стандарты в области образования (в случае их утверждения), образовательные программы, учебные планы.
Устав, (положение) об учреждении должен соответствовать требованиям статьи 13 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 года N 3266-1 "Об образовании".
Лицензия на осуществление соответствующих видов деятельности должна быть оформлена в установленном порядке и должна являться действительной на момент предоставления государственных услуг.
Регламентация процесса предоставления услуг, методы (способы) их предоставления и контроля, а также меры совершенствования работы учреждения регулируются локальными актами .
В учреждении следует осуществлять постоянный анализ локальных актов на предмет соответствия нормам действующего законодательства, своевременно вносить в них необходимые изменения.
3.1.2. Условия размещения учреждения.
Предоставляющие государственные услуги учреждения и их структурные подразделения должны быть размещены в специально предназначенных зданиях и помещениях, доступных для населения. Помещения должны быть обеспечены всеми средствами коммунально-бытового обслуживания и оснащены телефонной связью, средствами противопожарной сигнализации.
По размерам и состоянию помещения должны отвечать требованиям санитарно-гигиенических норм и правил, противопожарной безопасности, безопасности труда.
3.1.3. Техническое оснащение учреждения.
Каждое предоставляющее государственные услуги учреждение должно быть оснащено оборудованием, аппаратурой и приборами, отвечающими требованиям стандартов, технических условий, других нормативных документов и обеспечивающими надлежащее качество предоставляемых услуг соответствующих видов.
Оборудование, приборы и аппаратуру следует использовать строго по назначению в соответствии с эксплуатационными документами, содержать в технически исправном состоянии, которое следует систематически проверять.
При проведении образовательного процесса должно использоваться только исправное оборудование.
Постановлением Правительства Вологодской области от 17 февраля 2009 г. N 242 в пункт 3.1.4 подраздела 3.1 настоящего приложения внесены изменения, вступающие в силу через 10 дней после официального опубликования названного постановления
3.1.4. Укомплектованность учреждения специалистами и их квалификация.
Предоставляющие государственные услуги учреждения должны располагать необходимым количеством специалистов. При этом каждый специалист должен иметь соответствующее образование, квалификацию, профессиональную подготовку, обладать знаниями и опытом, необходимыми для выполнения возложенных на него обязанностей.
Квалификацию специалистов следует поддерживать на высоком уровне постоянной (периодической) учебой на курсах переподготовки и повышения квалификации и (или) стажировками в образовательных учреждениях дополнительного профессионального образования, в высших учебных заведениях, организациях в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Для специалистов разрабатываются должностные инструкции, с которыми они должны быть ознакомлены под подпись.
Наряду с соответствующей квалификацией и профессионализмом все привлекаемые к оказанию государственных услуг специалисты должны обладать высокими моральными и морально-этическими качествами, а также чувством ответственности. При оказании государственных услуг они должны проявлять вежливость, внимание, выдержку, предусмотрительность, терпение.
3.1.5. Состояние информации об учреждении, порядке и правилах предоставления государственных услуг.
При приеме гражданина в образовательное учреждение последнее обязано ознакомить его и (или) его родителей (законных представителей) с уставом образовательного учреждения, лицензией на право ведения образовательной деятельности, со свидетельством о государственной аккредитации образовательного учреждения, основными образовательными программами, реализуемыми этим образовательным учреждением, и другими документами, регламентирующими организацию образовательного процесса.
Учреждение обязано довести до сведения граждан свое наименование и местонахождение. Данная информация должна быть предоставлена любым способом, предусмотренным законодательством Российской Федерации и обеспечивающим ее доступность для населения.
Информация о предоставляемых учреждением государственных услугах должна соответствовать требованиям Федерального закона "О защите прав потребителей" и содержать:
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду "Закон РФ от 7 февраля 1992 г. N 2300-I "
перечень государственных услуг, предоставляемых учреждением;
характеристику государственных услуг, область их предоставления и затраты времени на их предоставление;
наименование государственных стандартов, требованиям которых должны соответствовать государственные услуги (в случае наличия таковых);
сведения о взаимосвязи между качеством государственной услуги, условиями ее предоставления и стоимостью (для полностью или частично оплачиваемой государственной услуги);
сведения о возможности влияния потребителей государственных услуг на их качество;
сведения об адекватных и легкодоступных средствах для эффективного общения работников учреждения с потребителями государственных услуг;
сведения о возможности получения оценки качества государственной услуги со стороны потребителя государственной услуги;
сведения об установлении взаимосвязи между предложенной государственной услугой и реальными потребностями потребителя государственной услуги;
правила и условия эффективного и безопасного предоставления государственных услуг;
гарантийные обязательства учреждения - исполнителя государственных услуг.
Потребитель государственной услуги вправе потребовать предоставление необходимой и достоверной информации о выполняемых государственных услугах, обеспечивающей их компетентный выбор.
3.1.6. Наличие систем (служб) контроля за деятельностью учреждения.
Надзор и контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации в области образования, исполнением федеральных государственных образовательных стандартов и федеральных государственных требований образовательными учреждениями осуществляет орган исполнительной государственной власти области в сфере образования (за исключением образовательных учреждений федерального подчинения).
Предоставляющие государственные услуги учреждения должны иметь собственную систему контроля за деятельностью подразделений и сотрудников по оказанию государственных услуг, за соответствием предоставляемых государственных услуг федеральным государственным образовательным стандартам и требованиям (при наличии таковых), другим нормативным документам в области образования. Эта система контроля должна охватывать этапы планирования, работы с потребителями государственных услуг, оформления результатов контроля, выработки и реализации мероприятий по устранению выявленных недостатков.
3.1.7. Работа учреждений в области качества государственных услуг должна быть направлена на полное удовлетворение нужд потребителей государственных услуг, непрерывное повышение качества государственных услуг.
Постановлением Правительства Вологодской области от 17 февраля 2009 г. N 242 в пункт 3.1.8 подраздела 3.1 настоящего приложения внесены изменения, вступающие в силу через 10 дней после официального опубликования названного постановления
3.1.8. Руководитель учреждения, определяет задачи, основные направления и цели учреждения в области качества. Он должен обеспечить разъяснение и доведение этой информации до всех структурных подразделений и сотрудников учреждения, четко определить полномочия, ответственность и взаимодействие всего персонала учреждения, осуществляющего руководство, исполнение услуг и контроль деятельности, влияющей на качество услуг.
3.1.9. При оценке качества государственной услуги используют следующие критерии:
полнота предоставления государственной услуги в соответствии с требованиями документов и ее своевременность;
результативность (эффективность) предоставления государственной услуги, оцениваемая косвенным методом (в том числе путем проведения опросов).
3.1.10. Для оценки качества предоставления конкретных государственных услуг Правительством области и/или приказами руководителей соответствующих департаментов утверждаются индикаторы качества соответствующих государственных услуг, а также их нормативные значения: гарантированное, то есть обязательное к достижению при предоставлении государственных услуг в текущий период, и целевое, то есть обязательное к достижению при предоставлении государственных услуг по истечении определенного времени. Индикаторы качества предусматривают показатели контроля за обеспечением:
доступности предоставления государственной услуги (в том числе удельные показатели доступных государственных услуг на одного потенциального потребителя, показатели обеспеченности услугой потенциальных потребителей; показатели охвата услугой потенциальных потребителей; показатели обеспечения режима работы исполнителя государственной услуги и др.);
наличия у исполнителя государственной услуги конкретных предметов технического оснащения (по основному перечню в соответствии с табелем оснащения);
учреждения - исполнителя государственных услуг квалифицированными кадрами;
результативности и эффективности предоставления государственных услуг, удовлетворенности в них потребителей государственных услуг.
3.2. Образовательные услуги по реализации образовательных программ
начального профессионального образования
3.2.1. Услуги по предоставлению начального профессионального образования должны обеспечивать подготовку квалифицированных работников (рабочих, служащих) и специалистов соответствующего уровня согласно перечням профессий и специальностей, утверждаемым в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, на базе основного общего и среднего (полного) общего образования.
3.2.2. Обучение дополнительным специальностям наряду с основной в учреждениях начального профессионального образования должно проводиться по желанию учащихся. Формы и методы обучения по дополнительным специальностям должны быть установлены с учетом потребностей и возможностей личности. Учебная нагрузка, режим занятий учащихся определяются уставом образовательного учреждения на основе рекомендаций, согласованных с органами здравоохранения.
3.2.3. Правила приема в государственные образовательные учреждения начального профессионального образования должны обеспечивать прием всех граждан, которые проживают на определенной территории и имеют право на получение образования соответствующего уровня.
3.2.4. Для финансирования расходов на предоставление начального профессионального образования могут привлекаться средства внебюджетных источников (наличие оплачиваемых работодателями контрактов на подготовку специалистов).
3.2.5. Предоставление начального профессионального образования должно осуществляться в соответствии с образовательной программой, разрабатываемой, принимаемой и реализуемой конкретным учреждением начального профессионального образования на основе государственных образовательных стандартов, примерных образовательных программ.
3.2.6. Качество и уровень предоставления начального профессионального образования должны обеспечивать выпускникам соответствующий уровень квалификации.
3.2.7. Расписание занятий в учреждениях начального профессионального образования должно предусматривать перерыв достаточной продолжительности для питания учащихся. В учреждениях начального профессионального образования должно быть предусмотрено помещение для питания учащихся.
3.2.8. Медицинское обслуживание учащихся в учреждениях начального профессионального образования должны осуществлять учреждения здравоохранения. Образовательное учреждение обязано предоставить помещение с соответствующими условиями для работы медицинских работников.
3.2.9. Выпускникам должен выдаваться документ об окончании учебного заведения и присваиваться соответствующий квалификационный разряд. Уровень знаний и умений выпускника должен соответствовать присвоенному ему квалификационному разряду.
3.3. Образовательные услуги по реализации образовательных программ
среднего профессионального образования
3.1. Услуги по предоставлению среднего профессионального образования должны обеспечивать подготовку квалифицированных специалистов соответствующего уровня согласно перечням специальностей, утверждаемым в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, на базе основного общего, среднего (полного) общего образования, начального профессионального образования.
3.3.2. Обучение дополнительным специальностям и специализациям наряду с основной в учреждениях среднего профессионального образования должно проводиться по желанию обучающихся. Формы и методы обучения по дополнительным специальностям и специализациям должны быть установлены с учетом потребностей и возможностей личности. Учебная нагрузка, режим занятий обучающихся определяются федеральным государственным образовательным стандартом и уставом образовательного учреждения на основе рекомендаций, согласованных с органами здравоохранения.
3.3.3. Правила приема в государственные образовательные учреждения среднего профессионального образования должны обеспечивать прием граждан на конкурсной основе.
3.3.4. Предоставление среднего профессионального образования должно осуществляться в соответствии с образовательной программой, разрабатываемой, принимаемой и реализуемой конкретным учреждением среднего профессионального образования на основе федеральных государственных образовательных стандартов и примерных образовательных программ.
3.3.5. Качество и уровень предоставления среднего профессионального образования должны обеспечивать выпускникам соответствующий уровень квалификации.
3.3.6. Расписание занятий в учреждениях среднего профессионального образования должно предусматривать перерыв достаточной продолжительности для питания обучающихся. В учреждениях среднего профессионального образования должно быть предусмотрено помещение для питания обучающихся.
3.3.7. Медицинское обслуживание обучающихся в учреждениях среднего профессионального образования должны осуществлять учреждения здравоохранения. Образовательное учреждение обязано предоставить помещение с соответствующими условиями для работы медицинских работников.
3.3.8. Выпускникам должен выдаваться документ об окончании учебного заведения и присваиваться соответствующая квалификация. Уровень знаний и умений выпускника должен соответствовать присвоенной квалификации.
3.4. Образовательные услуги по реализации образовательных программ
дополнительного профессионального образования: по повышению
квалификации; по профессиональной переподготовке кадров
3.4.1. Действующая система профессиональной переподготовки и повышения квалификации руководителей и специалистов должна обеспечивать удовлетворение потребностей в дополнительном профессиональном образовании с учетом специфики их производственной деятельности.
3.4.2. Дополнительное профессиональное образование должно способствовать более успешному осуществлению кадровой политики, максимальной реализации личностных возможностей работников и специалистов учреждений. С этой целью должно проводиться систематическое изучение потребности в дополнительном профессиональном образовании работников и специалистов, в направлении их на обучение по программам переподготовки и повышения квалификации.
3.4.3. Отбор для внедрения разработанных образовательными учреждениями дополнительного образования учебных программ должен осуществляться с учетом их соответствия характеру трудовой деятельности предполагаемых слушателей, а также требованиям федеральных государственных образовательных стандартов дополнительного профессионального образования.
Образовательные программы должны быть сориентированы: на исходный уровень образования и подготовки слушателей;
на квалификационные требования;
на цели обучения.
Образовательные программы должны предусматривать:
входное профориентационное тестирование;
блок общепрофессиональных дисциплин;
блок специальных дисциплин, блок вспомогательных дисциплин, практику или стажировку.
Дополнительные профессиональные образовательные программы должны разрабатываться и реализовываться образовательным учреждением дополнительного образования самостоятельно с учетом потребностей заказчика.
3.4.4. В образовательном учреждении дополнительного образования должны реализовываться различные по срокам, уровню и направленности дополнительные профессиональные образовательные программы.
3.4.5. В образовательном учреждении дополнительного образования должны быть разработаны учебные планы, в том числе учебные планы индивидуального обучения специалистов. Порядок разработки и утверждения учебных планов должен определяется уставом этого учреждения. Учебный процесс должен включать в себя теоретические и практические занятия.
3.4.6. Для успешного самообразования слушателей преподавателями учебного заведения должны проводиться лекции, консультации, практические занятия, готовиться учебные и информационные материалы.
3.4.7. Для всех видов аудиторных занятий устанавливается академический час продолжительностью 40 - 50 минут.
3.4.8. Слушателям должна быть предоставлена имеющаяся на факультетах, кафедрах и в других структурных подразделениях образовательного учреждения нормативная, инструктивная, учебная и методическая документация по вопросам их профессиональной деятельности, а также библиотеки, информационные фонды и услуги других подразделений в порядке, определяемом уставом учреждения.
3.4.9. Оценка уровня знаний слушателей образовательного учреждения дополнительного образования должна быть проведена по результатам текущего контроля знаний и итоговой аттестации. Проведение итоговой аттестации слушателей должно быть осуществлено специально создаваемыми комиссиями, составы которых утверждаются руководителем образовательного учреждения. При этом качество проведенной оценки определяется присутствием в составе аттестационных комиссий членов, не являющихся сотрудниками данного образовательного учреждения.
3.4.10. Получаемые слушателями знания должны основываться на новейших достижениях в соответствующих отраслях науки и техники, передовом отечественном и зарубежном опыте.
3.4.11. Образовательные учреждения дополнительного образования, имеющие государственную аккредитацию, выдают слушателям, успешно за вершившим курс обучения, следующие документы государственного образца:
удостоверение о повышении квалификации для лиц, прошедших краткосрочное обучение или участвовавших в работе тематических и проблемных семинаров по программе в объеме от 72 до 100 часов;
свидетельство о повышении квалификации для лиц, прошедших обучение по программе в объеме свыше 100 часов;
диплом о профессиональной переподготовке для лиц, прошедших обучение по программе в объеме свыше 500 часов;
диплом о присвоении квалификации для лиц, прошедших обучение по программе в объеме свыше 1000 часов.
Сведения о результатах повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов направляются в кадровые службы по месту их основной работы.
3.4.12. Профессиональная переподготовка должна расширять квалификацию специалистов в целях их адаптации к новым экономическим и социальным условиям и ведения новой профессиональной деятельности.
3.5. Образовательные услуги по реализации дополнительных
образовательных программ детям в учреждениях регионального значения
3.5.1. Учреждения, оказывающие услуги по предоставлению дополнительного образования детям, должны способствовать развитию их способностей и самореализации личности.
3.5.2. Учреждение должны предоставлять широкий спектр программ дополнительного образования, позволяющий по возможности удовлетворить потребности всех желающих.
3.5.3. Для особо одаренных детей должны создаваться программы индивидуального обучения.
3.5.4. Для более успешной самореализации личности должны организовываться выставки, соревнования, концерты и т.п.
3.5.5. Учреждения, оказывающие государственные услуги по предоставлению дополнительного образования детям, по возможности должны поддерживать международные связи для изучения мирового опыта.
3.5.6. Уровень и качество преподавания должны соответствовать федеральным государственным стандартам дополнительного образования и давать возможность продолжения образования по выбранному направлению.
3.6. Образовательные услуги по реализации основных общеобразовательных
программ дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного)
общего образования в специальных (коррекционных) образовательных
учреждениях для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями
здоровья, в специальных учебно-воспитательных учреждениях открытого и
закрытого типа, в оздоровительных образовательных учреждениях санаторного
типа для детей, нуждающихся в длительном лечении, в образовательных
учреждениях для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и
медико-социальной помощи, в образовательных учреждениях для детей-сирот
и детей, оставшихся без попечения родителей
3.6.1. Услуги по реализации основных общеобразовательных программ дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья должны обеспечивать воспитанникам условия для обучения, воспитания, лечения, социальной адаптации в обществе.
3.6.1.1. Содержание образования в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья определяется образовательной программой (образовательными программами), разрабатываемой исходя из особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей воспитанников, принимаемой и реализуемой специальным образовательным учреждением самостоятельно.
3.6.1.2. Организация образовательного процесса в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья регламентируется учебным планом, годовым календарным графиком и расписанием занятий, разрабатываемыми и утверждаемыми коррекционным учреждением самостоятельно.
3.6.1.3. В целях преодоления отклонений в развитии воспитанников в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья проводятся групповые и индивидуальные занятия.
3.6.1.4. Выпускникам специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, имеющих государственную аккредитацию, выдается в установленном порядке документ государственного образца об уровне образования и (или) квалификации или свидетельство об окончании этого учреждения.
3.6.1.5. Направление детей в специальные (коррекционные) образовательные учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья осуществляется только с согласия родителей (законных представителей).
3.6.1.6. Перевод воспитанника из специального (коррекционного) образовательного учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья в другое образовательное учреждение осуществляется органами управления образованием с согласия родителей (законных представителей).
3.6.1.7. Образовательный процесс в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья осуществляется специалистами в области коррекционной педагогики, а также учителями, воспитателями, прошедшими соответствующую переподготовку по профилю деятельности учреждения.
3.6.1.8. Психологическое обеспечение образовательного процесса в учреждении осуществляет психолог, входящий в штат учреждения.
3.6.1.9. Медицинские процедуры, назначенные для улучшения и поддержания состояния здоровья учащихся, должны проводиться квалифицированным персоналом в точном соответствии с медицинскими показаниями и назначениями.
3.6.1.10. Медицинские работники оказывают помощь педагогам в организации индивидуального и дифференцированного подхода к воспитанникам с учетом здоровья и особенностей их развития, дают им рекомендации по медико-педагогической коррекции, подбору профиля трудового обучения, профессиональной ориентации, трудоустройству воспитанников, а также дают рекомендации родителям (законным представителям) о необходимости соблюдения охранительного режима в домашних условиях в целях профилактики заболеваний.
3.6.1.11. Специальные (коррекционные) образовательные учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с установленными нормативами должны иметь необходимые помещения, сооружения для организации образовательного процесса, коррекционных занятий, лечебно-восстановительной работы, трудового обучения, производительного труда, быта и отдыха воспитанников.
3.6.2. Услуги по реализации основных общеобразовательных программ дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования в специальных учебно-воспитательных учреждениях открытого и закрытого типа должны обеспечить психологическую, медицинскую и социальную реабилитацию детей и подростков, включая коррекцию их поведения и адаптацию в обществе.
3.6.2.1. Как правило, создаются отдельные учреждения для мальчиков и для девочек. При наличии соответствующих условий возможно создание смешанных учреждений с совместным содержанием и обучением мальчиков и девочек.
3.6.2.2. Учреждение может быть открытого или закрытого типа.
3.6.2.3. Учреждение открытого типа выполняет функции профилактического учреждения и создается для детей и подростков:
с устойчивым противоправным поведением;
подвергшихся любым формам психологического насилия;
отказывающихся посещать общеобразовательные учреждения, испытывающих трудности в общении с родителями.
3.6.2.4. В учреждении открытого типа создается система, обеспечивающая развитие личности воспитанника, нуждающегося в особой заботе и защите.
3.6.2.5. В случае если обучение в учреждении открытого типа не создает комфортных условий для реабилитации воспитанника, родители (законные представители) имеют право отказаться от услуг данного учреждения.
3.6.2.6. Учреждение закрытого типа создается для несовершеннолетних, совершивших общественно опасные деяния, предусмотренные Уголовным кодексом Российской Федерации, нуждающихся в особых условиях воспитания и обучения и требующих специального педагогического подхода.
3.6.2.7. В учреждении закрытого типа создается режимная (вспомогательная) служба, обеспечивающая специальные условия содержания воспитанников.
Специальные условия содержания предусматривают:
охрану территории учреждения и материальных ценностей;
организацию безопасных условий содержания воспитанников;
временную изоляцию воспитанников, исключающую возможность их ухода с территории учреждения по собственному желанию;
круглосуточное наблюдение и контроль за воспитанниками, в том числе во время, отведенное для сна;
проведение выборочного досмотра вещей воспитанников, поступающих им посылок, бандеролей, передач.
3.6.2.8. Число работников режимной (вспомогательной) службы устанавливается в зависимости от вида учреждения, количества охраняемых объектов на его территории, планировки помещений, размеров территории.
3.6.2.9. Порядок содержания, обучения и воспитания детей и подростков в учреждениях открытого и закрытого типов устанавливается с учетом их индивидуальности, возраста, пола, а также психического и физического состояния и должен обеспечивать:
создание условий для психокоррекционной работы на основе индивидуальной социально-психологической диагностики;
организацию оптимального распорядка дня, включающего в себя систему оздоровительно-воспитательных мероприятий, занятие общественно-полезной деятельностью, личное время воспитанников;
безопасные условия проживания, максимальную защищенность воспитанников от негативного влияния;
социально-правовую помощь.
3.6.2.10. Бытовые условия учреждения (планировка, отделка помещений и т.д.) должны способствовать реабилитационному процессу, создавать условия для снятия у воспитанников эмоционального напряжения и агрессии.
3.6.2.11. Учреждение должно иметь:
комплекс жилых и учебных зданий для воспитанников;
помещения для педагогического, административного и обслуживающего персонала, подсобное хозяйство, пищеблок, клуб, спортгородок, учебно-опытный участок, учебно-производственные мастерские и другие помещения, необходимые учреждению для достижения цели;
материальную базу для проведения лечебных и специальных коррекционных занятий, в том числе медицинские кабинеты (стоматологический, процедурный, физиопроцедурный, психиатра), помещение для занятий психотерапией, комнату психологической разгрузки и другие;
транспортные средства.
3.6.3. Услуги по реализации основных общеобразовательных программ дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования в оздоровительных образовательных учреждениях санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении, должны обеспечивать оказание помощи семье в воспитании и получении образования, проведение реабилитационных и лечебно-оздоровительных мероприятий, адаптацию к жизни в обществе, социальную защиту и разностороннее развитие детей, нуждающихся в длительном лечении.
3.6.3.1. Количество классов в учреждении определяется в зависимости от санитарных норм и условий, необходимых для осуществления образовательного процесса и лечебно-оздоровительной работы.
3.6.3.2. При наличии соответствующих санитарно-гигиенических условий в учреждении могут открываться группы для детей дошкольного возраста. Работа в них осуществляется в соответствии с Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении.
3.6.3.3. В городском учреждении предельная наполняемость классов не должна превышать 20 человек, а воспитательных групп - 10, в сельских учреждениях - соответственно 15 и 7 человек.
3.6.3.4. Направление детей в учреждение осуществляется органами управления образованием в порядке, установленном Министерством образования и науки Российской Федерации и Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации, при согласии родителей (законных представителей).
3.6.3.5. Прием детей в учреждение осуществляется в порядке, определяемом его уставом.
3.6.3.6. Срок пребывания детей в учреждении зависит от медицинских показаний по перечню, утверждаемому Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации. Конкретные сроки пребывания детей в учреждении определяются врачами-специалистами данного учреждения.
3.6.3.7. При поступлении в учреждение дети должны иметь необходимый комплект одежды и обуви, указанный в путевке (направлении), выданной соответствующим органом управления образованием.
3.6.3.8. Администрация учреждения при поступлении детей в учреждение обязана ознакомить родителей (законных представителей) с уставом данного учреждения.
3.6.3.9. Психологическую реабилитацию детей, консультативную и психопрофилактическую работу с педагогическими и медицинскими работниками, родителями (законными представителями) в учреждении осуществляет педагог-психолог.
3.6.3.10. Лечебно-оздоровительные, реабилитационные, санитарно-гигиенические и профилактические мероприятия, направленные на оздоровление детей, осуществляются в учреждении штатными медицинскими или закрепленными за учреждением органами здравоохранения медицинскими работниками, а также педагогическими работниками учреждения.
3.6.3.11. В своей работе медицинские работники руководствуются соответствующими нормативными и методическими материалами органов здравоохранения.
3.6.3.12. Под руководством врачей-специалистов в учреждении проводятся лечебно-оздоровительные и реабилитационные мероприятия, направленные на профилактику рецидивов болезни и улучшение здоровья детей.
3.6.3.13. Учреждение помимо осуществления медико-оздоровительных программ и гарантированного объема бесплатной медицинской помощи может оказывать в установленном порядке дополнительно платные лечебные услуги.
3.6.3.14. Занятия по лечебной физкультуре проводятся инструктором лечебной физкультуры или преподавателем, имеющим соответствующую подготовку.
3.6.3.15. В целях охраны здоровья детей в период проведения лечения медицинские работники могут рекомендовать детям со сниженной работоспособностью щадящий режим с предоставлением дополнительных дней отдыха в течение недели, а также выделение одного дня в неделю на проведение занятий физической культурой, спортивных мероприятий на воздухе, прогулок, походов, посещение выставок.
3.6.4. Услуги по реализации основных общеобразовательных программ дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования в образовательных учреждениях для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи должны обеспечивать:
оказание помощи детям, испытывающим трудности в усвоении образовательных программ;
осуществление индивидуально-ориентированной педагогической, психологической, социальной, медицинской и юридической помощи детям;
оказание помощи другим общеобразовательным учреждениям по вопросам обучения и воспитания детей с проблемами школьной и социальной адаптации.
3.6.4.1. Основными направлениями деятельности учреждения являются:
организация образовательной деятельности по общеобразовательным программам (основным, дополнительным) и начального профессионального образования в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей, состоянием их соматического и психического здоровья;
диагностика уровня психического, физического развития и отклонений в поведении детей;
организация коррекционно-развивающего и компенсирующего обучения;
психокоррекционная и психопрофилактическая работа с детьми;
проведение комплекса лечебно - оздоровительных мероприятий;
оказание помощи обучающимся в профориентации, получении профессии, трудоустройстве и трудовой адаптации;
анонимное консультирование детей с целью снятия стресса.
3.6.4.2. Наполняемость классов и воспитательных групп в учреждении должна быть не более 9-12 человек.
3.6.4.3. Для детей дошкольного возраста в учреждении могут организовываться разновозрастные воспитательные группы.
3.6.4.4. Образовательный процесс в учреждении осуществляется с использованием индивидуально-ориентированных коррекционно-развивающих образовательных программ.
3.6.4.5. Для детей дошкольного возраста организация образовательного процесса осуществляется в соответствии с Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении.
3.6.4.6. Государственная (итоговая) аттестация обучающихся в учреждении может проводиться общеобразовательным учреждением, имеющим государственную аккредитацию, на основе договора, заключенного между учреждением и общеобразовательным учреждением.
3.6.4.7. В учреждение принимаются дети, обратившиеся за помощью самостоятельно, по инициативе родителей (законных представителей), направленные другим образовательным учреждением с согласия родителей (законных представителей):
с высокой степенью педагогической запущенности, отказывающиеся посещать общеобразовательные учреждения;
с нарушением эмоционально - волевой сферы;
подвергшиеся различным формам психического и физического насилия;
вынужденные покинуть семью, в том числе несовершеннолетние матери;
из семей беженцев, вынужденных переселенцев, а также пострадавшие от стихийных бедствий и техногенных катастроф и другие.
3.6.4.9. Зачисление детей в учреждение производится на основании заключения психолого-педагогической и медико-педагогической комиссий в порядке, определяемом уставом учреждения.
3.6.5. Образовательные услуги по реализации основных общеобразовательных программ дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования в образовательных учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, должны обеспечивать:
создание благоприятных условий, приближенных к домашним, способствующих умственному, эмоциональному и физическому развитию личности;
социальную защиту, медико-психолого-педагогическую реабилитацию и социальную адаптацию воспитанников;
освоение образовательных программ, обучение и воспитание в интересах личности, общества и государства;
охрану и укрепление здоровья воспитанников;
охрану прав и интересов воспитанников.
3.6.5.1. Содержание и обучение воспитанников в учреждении осуществляются на основе полного государственного обеспечения.
3.6.5.2. Организация обучения и воспитания в учреждении строится с учетом индивидуальных особенностей воспитанников в соответствии с учебным планом, разрабатываемым учреждением самостоятельно, и регламентируется расписанием занятий.
3.6.5.3. Режим дня, обеспечивающий научно обоснованное сочетание обучения, труда и отдыха, составляется с учетом круглосуточного пребывания воспитанников в учреждении.
3.6.5.4. В учреждении при наличии соответствующих условий могут организовываться воспитательные группы:
разновозрастные (не более 8 человек);
одновозрастные (до 4 лет - не более 5 человек, от 4 лет и старше - не более 10 человек).
3.6.5.5. Количество общеобразовательных классов в учреждении зависит от условий, созданных для образовательного процесса с учетом санитарных норм, и определяется исходя из потребности (численности).
3.6.5.6. В учреждении, где дети не только проживают, но и обучаются, наполняемость классов не должна превышать 20 человек.
3.6.5.7. В учреждении могут открываться специальные (коррекционные) группы (классы) для детей с отклонениями в развитии. Определение детей в эти группы (классы) осуществляется только на основании психолого-педагогической и медико-педагогической комиссий.
3.6.5.8. В учреждение принимаются:
дети - сироты;
дети, отобранные у родителей по решению суда;
дети, родители которых лишены родительских прав, осуждены, признаны недееспособными, находятся на длительном лечении, а также местонахождение родителей которых не установлено.
3.6.5.9. В учреждение могут временно приниматься дети одиноких матерей (отцов), а также дети безработных, беженцев, вынужденных переселенцев, а также из семей, пострадавших от стихийных бедствий и не имеющих постоянного места жительства, на срок не более одного года.
3.6.5.10. Дети, члены одной семьи или находящиеся в родственных отношениях, направляются в одно учреждение, за исключением случаев, когда по медицинским показаниям или другим причинам воспитание и обучение этих детей должны осуществляться раздельно.
3.6.5.11. Психологическое обеспечение образовательного процесса в учреждении, консультативную и профилактическую работу с педагогическими работниками осуществляют педагоги - психологи.
3.6.5.12. Социальные педагоги осуществляют связь с социальными службами и службой занятости, оказывают помощь администрации учреждения в вопросах охраны прав воспитанников и выпускников, их социальной адаптации.
3.7. Услуги по реализации основных общеобразовательных программ
дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного)
общего образования в общеобразовательных учреждениях, находящихся
в ведении субъекта Российской Федерации
3.7.1. Основными целями общеобразовательного учреждения являются формирование общей культуры личности обучающихся на основе усвоения обязательного минимума содержания общеобразовательных программ, их адаптация к жизни в обществе, создание основы для осознанного выбора и по следующего освоения профессиональных образовательных программ, воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье, формирование здорового образа жизни.
3.7.2. Общеобразовательное учреждение осуществляет обучение и воспитание в интересах личности, общества, государства, обеспечивает охрану здоровья и создание благоприятных условий для разностороннего развития личности, в том числе возможности удовлетворения потребности обучающегося в самообразовании и получении дополнительного образования.
3.7.3. В общеобразовательном учреждении создание и деятельность организационных структур политических партий, общественно-политических и религиозных движений и организаций (объединений) не допускаются.
3.7.4. По инициативе детей в общеобразовательном учреждении могут создаваться детские общественные объединения.
3.7.5. Общеобразовательное учреждение несет в установленном законодательством Российской Федерации порядке ответственность за качество образования и его соответствие государственным образовательным стандартам, за адекватность применяемых форм, методов и средств организации образовательного процесса возрастным психофизиологическим особенностям, склонностям, способностям, интересам обучающихся, требованиям охраны их жизни и здоровья.
3.7.6. Для всех форм получения образования в рамках конкретной основной общеобразовательной программы действует единый государственный образовательный стандарт.
3.7.7. Количество классов в общеобразовательном учреждении определяется в зависимости от числа поданных заявлений граждан и условий, созданных для осуществления образовательного процесса, и с учетом санитарных норм и контрольных нормативов, указанных в лицензии.
3.7.8. Общеобразовательное учреждение осуществляет образовательный процесс в соответствии с уровнями общеобразовательных программ трех ступеней общего образования:
первая ступень - начальное общее образование (нормативный срок освоения 4 года);
вторая ступень - основное общее образование (нормативный срок освоения 5-6 лет);
третья ступень - среднее (полное) общее образование (нормативный срок освоения 2 года).
3.7.9. Задачами начального общего образования являются воспитание и развитие обучающихся, овладение ими чтением, письмом, счетом, основными навыками учебной деятельности, элементами теоретического мышления, простейшими навыками самоконтроля, культурой поведения и речи, основами личной гигиены и здорового образа жизни.
3.7.10. Задачей основного общего образования является создание условий для воспитания, становления и формирования личности обучающегося, для развития его склонностей, интересов и способности к социальному самоопределению.
3.7.11. Задачами среднего (полного) общего образования являются развитие интереса к познанию и творческих способностей обучающегося, формирование навыков самостоятельной учебной деятельности на основе дифференциации обучения. В дополнение к обязательным предметам вводятся предметы по выбору самих обучающихся в целях реализации интересов, способностей и возможностей личности.
3.7.12. Исходя из запросов обучающихся и их родителей (законных представителей), при наличии соответствующих условий в общеобразовательном учреждении может быть введено обучение по различным профилям и направлениям.
3.7.13. Содержание общего образования в конкретном общеобразовательном учреждении определяется образовательными программами, разрабатываемыми и реализуемыми общеобразовательным учреждением самостоятельно на основе государственных образовательных стандартов и примерных образовательных учебных программ, курсов, дисциплин.
3.7.14. Общеобразовательное учреждение может реализовывать общеобразовательную программу дошкольного образования при наличии соответствующей лицензии.
3.7.15. При реализации общеобразовательной программы дошкольного образования в общеобразовательном учреждении должны обеспечиваться воспитание, обучение, присмотр, уход и оздоровление детей.
3.7.16. Основными задачами при реализации общеобразовательной программы дошкольного образования в общеобразовательном учреждении являются:
охрана жизни и укрепление здоровья детей;
обеспечение интеллектуального, личностного и физического развития ребенка;
осуществление необходимой коррекции отклонений в развитии ребенка;
приобщение детей к общечеловеческим ценностям;
взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка.
3.7.17. Взаимоотношения между образовательным учреждением и родителями (законными представителями) при реализации общеобразовательной программы дошкольного образования регулируются договором, включающим в себя взаимные права, обязанности и ответственность сторон, возникающие в процессе обучения, воспитания, присмотра и ухода.
3.7.18. Взимание платы с родителей за содержание детей в дошкольных группах производится в соответствии с законодательством Российской Федерации.
3.7.19. Отношения воспитанника дошкольной группы и персонала учреждения строятся на основе сотрудничества, уважения личности ребенка и предоставления ему свободы развития в соответствии с индивидуальными особенностями.
3.7.20. Общеобразовательное учреждение в соответствии со своим уставом может реализовывать дополнительные образовательные программы и оказывать дополнительные образовательные услуги (на договорной основе), не включенные в перечень основных общеобразовательных программ, определяющих его статус.
Виды и формы дополнительных образовательных услуг, в том числе платных, определяются уставом общеобразовательного учреждения.
3.7.21. Общеобразовательное учреждение самостоятельно выбирает формы, средства и методы обучения и воспитания в соответствии с Законом Российской Федерации "Об образовании" и уставом общеобразовательного учреждения.
3.7.22. Образовательный процесс в общеобразовательном учреждении осуществляется на основе учебного плана, разрабатываемого общеобразовательным учреждением самостоятельно в соответствии с примерным учебным планом, и регламентируется расписанием занятий.
3.7.23. Режим работы общеобразовательного учреждения по пятидневной или шестидневной неделе определяется общеобразовательным учреждением самостоятельно.
3.7.24. Учебная нагрузка и режим занятий обучающихся определяются уставом общеобразовательного учреждения в соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями.
3.7.25. В учебных планах общеобразовательного учреждения, имеющего государственную аккредитацию, количество часов, отведенных на преподавание отдельных дисциплин (циклов предметов), не должно быть меньше количества часов, определенных примерным учебным планом.
3.7.26. Учебный год в общеобразовательном учреждении, как правило, начинается 1 сентября.
3.7.27. Общеобразовательное учреждение самостоятельно в выборе системы оценок, формы, порядка и периодичности промежуточной аттестации обучающихся в соответствии со своим уставом и с Законом Российской Федерации "Об образовании".
3.7.28. Общеобразовательное учреждение обязано ознакомить поступающего и (или) его родителей (законных представителей) с уставом общеобразовательного учреждения, лицензией на право ведения образовательной деятельности, свидетельством о государственной аккредитации общеобразовательного учреждения и другими документами, регламентирующими организацию образовательного процесса.
3.7.29. Права и обязанности обучающихся, их родителей (законных представителей) как участников образовательного процесса определяются уставом общеобразовательного учреждения и иными предусмотренными уставом локальными актами.
3.7.30. Общеобразовательному учреждению запрещается привлекать обучающихся к труду, не предусмотренному образовательной программой, без их согласия и согласия родителей (законных представителей).
Принуждение обучающихся к вступлению в общественные, общественно-политические организации (объединения), движения и партии, а также принудительное привлечение их к деятельности этих организаций и к участию в агитационных кампаниях и политических акциях не допускаются.
3.7.31. Освоение общеобразовательных программ основного общего и среднего (полного) общего образования завершается обязательной итоговой аттестацией обучающихся.
3.7.32. Выпускникам общеобразовательного учреждения, имеющего государственную аккредитацию, прошедшим государственную (итоговую) аттестацию, выдается документ государственного образца об уровне образования, заверенный печатью общеобразовательного учреждения.
4. Заключительные положения
4.1. Настоящие Требования должны быть предоставлены учреждением, оказывающим государственную услугу, для ознакомления любому лицу по месту предоставления государственной услуги незамедлительно по поступлению такой просьбы.
4.2. Информация о наличии Требований к качеству (объему) предоставления государственной услуги, возможности и способе их получения должна быть размещена по месту предоставления государственной услуги и должна быть заметна для потребителя государственных услуг (в том числе потенциального). Рядом с этой информацией должны быть указаны сведения о наличии книги жалоб, а также телефоны и адреса учреждений и организаций, осуществляющих контроль за соблюдением настоящих Требований.
4.3. Жалобы на предоставление государственных услуг с нарушением настоящих Требований должны быть рассмотрены в установленные сроки, а их подателю дан письменный ответ о принятых мерах по привлечению виновных к ответственности (если будет установлена вина организации, учреждения, должностных лиц или специалистов в некачественном предоставлении государственных услуг), а также предложения о возможных действиях по устранению последствий некачественно предоставленной государственной услуги.
Рассмотрение жалоб осуществляется в сроки, определенные действующим законодательством.
Жалобы и заявления на некачественное предоставление государственных услуг подлежат обязательной регистрации.
4.4. При проведении контрольных мероприятий в обязательном порядке должна проверятся книга жалоб на предмет фиксации в ней жалоб на качество государственных услуг, а также факт принятия мер по жалобам.
4.5. Исключен
См. текст пункта 4.5 раздела 4
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.