Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 1
Программа административной реформы в органах исполнительной
государственной власти Вологодской области в 2008-2010 годах
(утв. постановлением Правительства Вологодской области
от 29 апреля 2008 г. N 904)
7, 14 июля 2009 г.
1. Введение
Программа административной реформы в органах исполнительной государственной власти Вологодской области в 2008-2010 годах (далее - Программа) разработана в соответствии с Концепцией административной реформы в Российской Федерации в 2006-2010 годах и планом мероприятий по проведению административной реформы в Российской Федерации в 2006-2010 годах, одобренными распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 октября 2005 года N 1789-р (с последующими изменениями).
Основными исполнителями мероприятий Программы являются органы исполнительной государственной власти Вологодской области и структурные подразделения Правительства Вологодской области.
Мероприятия Программы направлены на повышение эффективности государственного управления путем кардинального улучшения деятельности органов исполнительной государственной власти Вологодской области с учетом того, что повышение эффективности государственного управления обуславливает рост социально-экономического развития и конкурентоспособности области.
Условием успеха административной реформы является целенаправленное формирование новых механизмов работы органов исполнительной государственной власти Вологодской области. Новые механизмы работы должны быть созданы органами исполнительной государственной власти Вологодской области в рамках текущей деятельности. Решение этой проблемы требует хорошо скоординированной работы и значительных ресурсов. Именно поэтому наиболее целесообразным способом решения поставленных задач является разработка и реализация настоящей Программы.
Основанием для выбора программного метода решения при реализации Программы является необходимость в:
централизованном планировании преобразований;
координации, контроле и оперативной корректировке из одного центра хода осуществления преобразований;
эффективном управлении и контроле использования ресурсов, направляемых на осуществление мероприятий.
Использование программного метода дополнит действующие механизмы подготовки, принятия и контроля решений с участием Комиссии по проведению административной реформы в органах исполнительной государственной власти Вологодской области.
2. Региональные приоритеты проведения административной реформы
в органах исполнительной государственной власти
Вологодской области в 2008-2010 годах
Проведение административной реформы в Вологодской области становится одним из стратегических приоритетов реформы системы государственного управления. Постановлением Губернатора области от 17 марта 2006 года N 63 "О мерах по реализации административной реформы в органах исполнительной государственной власти области" определены региональные приоритетные направления административной реформы.
В 2008-2010 годах региональными приоритетами проведения административной реформы являются:
оптимизация функций органов исполнительной государственной власти Вологодской области, исключение дублирования функций и полномочий органов исполнительной государственной власти Вологодской области и введение механизмов противодействия коррупции в сферах их деятельности;
разработка и внедрение стандартов государственных услуг, предоставляемых органами исполнительной государственной власти Вологодской области, а также их административных регламентов. В 2008 году акцент будет сделан на внедрение стандартов массовых государственных услуг посредством создания многофункциональных центров;
внедрение в органах исполнительной государственной власти Вологодской области принципов и процедур управления по результатам;
повышение эффективности взаимодействия органов исполнительной государственной власти Вологодской области и гражданского общества, а также повышение прозрачности деятельности органов исполнительной государственной власти Вологодской области;
модернизация системы информационного обеспечения органов исполнительной государственной власти Вологодской области;
формирование необходимого организационного, информационного, ресурсного и кадрового обеспечения административной реформы, совершенствование механизмов распространения успешного опыта государственного управления.
3. Цели и задачи проведения административной реформы
Основными целями административной реформы являются повышение эффективности деятельности органов исполнительной государственной власти Вологодской области, повышение качества и доступности государственных услуг, снижение административных барьеров.
Для достижения поставленных целей необходимо решить следующие основные задачи:
оптимизировать функции органов исполнительной государственной власти области и развить систему аутсорсинга административно-управленческих процессов;
оптимизировать и модернизировать административно-управленческие процессы за счет внедрения стандартов и административных регламентов предоставления государственных услуг;
создать интегрированную систему предоставления государственных услуг, в том числе на базе многофункциональных центров предоставления услуг и путем внедрения процедуры оказания услуг в электронной форме;
внедрить современные методы и механизмы управления по результатам в наиболее приоритетных сферах управления;
обеспечить эффективное взаимодействие с обществом по вопросам административной реформы в Вологодской области путем разработки и внедрения механизмов участия институтов гражданского общества в реализации мероприятий административной реформы;
внедрить новые информационные технологии в деятельность органов исполнительной власти области;
оказывать содействие органам местного самоуправления в Вологодской области в проведении административной реформы;
формировать системы мониторинга результатов деятельности и оценки хода реформы и распространять передовой опыт государственного управления.
4. Система задач и комплекс мероприятий по проведению
административной реформы
Настоящая Программа не сводится к формальному выполнению отдельных мероприятий, а направлена на достижение комплексного результата повышения эффективности государственного управления в Вологодской области.
В рамках обозначенных направлений для решения каждой задачи предусматривается реализация соответствующих мероприятий. Кроме того, в органах исполнительной государственной власти области в настоящее время проведена целенаправленная и систематическая работа по реализации всех направлений административной реформы. С учетом проделанной работы сформулированы следующие задачи Программы, дающие в сумме наибольший результат роста эффективности проводимых процессов реформирования:
4.1. Оптимизация функций органов исполнительной государственной власти области и противодействие коррупции.
Требуется определить необходимые и устранить избыточные функции органов исполнительной государственной власти Вологодской области. Кроме того, следует постоянно контролировать оптимальный состав функций органов исполнительной государственной власти Вологодской области. Наряду с упразднением избыточных функций должен идти процесс введения новых функций, помогающих эффективно решать общественные задачи, в том числе связанных с реализацией полномочий дополнительно возлагаемых действующим законодательством, а также процесс модернизации и совершенствования выполнения необходимых государственных функций, который также потребует изменения нормативной правовой базы и проведения организационных мероприятий.
В то же время для предотвращения появления новых избыточных функций требуется разработать и нормативно закрепить процедуру доказательства органами исполнительной государственной власти Вологодской области необходимости введения дополнительных функций.
Другой составляющей оптимизации функций органов исполнительной государственной власти Вологодской области являются разработка и обеспечение широкого применения аутсорсинга.
В целях оптимизации функций органов исполнительной государственной власти Вологодской области и противодействия коррупции необходимо осуществить комплекс мер по совершенствованию системы размещения государственного заказа на территории Вологодской области, по внедрению автоматизированной системы информационного обеспечения органов исполнительной государственной власти Вологодской области в части размещения заказов и разработке административного регламента государственных функций по планированию государственных нужд и по размещению заказов на поставку товаров, работ, услуг для государственных нужд.
Необходимым условием оптимизации функций органов исполнительной власти является минимизация коррупциогенных факторов в деятельности органов исполнительной государственной власти области.
В отдельных органах исполнительной государственной власти Вологодской области имеются условия для коррупции. В группу органов исполнительной власти с повышенным коррупционным риском входят те, для которых характерно:
наличие полномочий, связанных с распределением значительных финансовых средств;
высокая степень свободы действия, вызванная спецификой их работы;
высокая интенсивность контактов с гражданами и организациями.
В связи с этим необходимо:
создать специальные антикоррупционные механизмы в сферах деятельности органов исполнительной государственной власти области с повышенным риском коррупции;
внедрить механизмы экспертизы нормативных правовых актов и их проектов на коррупциогенность;
создать методические основы оценки коррупциогенности государственных функций;
разработать пакет антикоррупционных нормативных правовых актов;
разработать и реализовать региональную антикоррупционную программу.
4.2. Оптимизация и модернизация административно-управленческих процессов.
Целями мероприятий этого направления являются разработка и внедрение стандартов и административных регламентов предоставления государственных услуг, а также совершенствование имеющихся и создание новых эффективных механизмов досудебного обжалования действий и решений органов исполнительной государственной власти и их должностных лиц.
Достижение поставленных целей позволит:
- повысить качество государственных услуг, сделать их доступными для граждан и организаций, сориентировать деятельность органов исполнительной государственной власти на интересы пользователей услуг;
- повысить качество и эффективность административно-управленческих процессов в органах исполнительной государственной власти.
Непосредственным результатом этого направления программы является широкомасштабное внедрение административных регламентов, стандартов государственных услуг.
Стандартизация государственных услуг должна исходить из приоритета их конечного эффекта для граждан (организаций) - клиентов, общества в целом по сравнению с процедурами и порядком их предоставления. Необходимо, чтобы областное законодательство, регулирующее отношения в сфере государственных услуг, создавало правовые основы для внедрения эффективных механизмов их оказания, стимулировало повышение их качества и доступности.
Выработка административных регламентов предоставления государственных услуг и их стандартов должна учитывать предпочтения клиентов органов власти, а также технологические и финансовые возможности органов исполнительной государственной власти, законодательные требования.
Для определения перечня услуг, подлежащих стандартизации должен быть утвержден Реестр государственных услуг Вологодской области.
Пополнение Реестра государственных услуг должно производиться в соответствии с процедурой доказывания. Тем самым формирование Реестра государственных услуг, с одной стороны, становится барьером на пути навязывания обществу избыточных государственных, а с другой - снижает дефицитность услуг, значимых для граждан.
Реестр государственных услуг должен быть согласован с требованиями законодательства и реестром расходных обязательств областного бюджета.
В целях реализации основной цели данного направления работ необходимо:
- подготовить нормативную правовую базу для внедрения стандартов государственных услуг, предоставляемых органам исполнительной государственной власти;
- подготовить нормативную правовую базу для создания и ведения реестров государственных услуг;
- сформировать Реестр государственных услуг Вологодской области;
- подготовить и внедрить административные регламенты и стандарты для всех государственных услуг, предоставляемых органами исполнительной государственной власти Вологодской области и подведомственными им организациями;
- внедрить механизмы дистанционного предоставления государственных услуг на основе современных информационных технологий в отношении пилотных проектов по предоставлению государственных услуг;
Реализация мероприятий данного направления опирается на уже существующие технологии ведения реестров государственных услуг и создания стандартов государственных услуг.
Важную роль в реализации мероприятий этого направления сыграет принятие нормативных правовых актов Вологодской области о стандартах государственных услуг, в которых будут определены правовое положение стандартов государственных услуг, обязательные требования к ним, порядок их разработки и применения.
Предполагается проведение оптимизации состава и структуры государственных услуг на основе анализа реестров государственных услуг, результатов социологических опросов пользователей услуг и калькуляции надлежащей стоимости услуг в случае их платного характера.
Указанная оптимизация проводится с целью:
- определения избыточных и фиктивных услуг;
- определения наиболее оптимальных форм предоставления государственных услуг.
В первоочередном порядке должны быть разработаны регламенты для государственных услуг, являющихся наиболее проблемными с точки зрения предоставления гражданам.
При регламентации деятельности всегда возникает риск закрепления текущих процедур. Именно поэтому должна быть создана инфраструктура регламентации деятельности органов исполнительной государственной власти.
Должны быть приняты акты, регламентирующие процедуру принятия административных регламентов.
4.3. Создание интегрированной системы предоставления государственных услуг (в том числе на базе многофункциональных центров предоставления услуг и путем внедрения процедуры оказания услуг в электронной форме).
4.3.1. В целях повышения качества предоставления государственных услуг при взаимодействии граждан и организаций с государственными и муниципальными органами власти необходимо создать многофункциональные центры предоставления государственных услуг (далее - многофункциональные центры).
Многофункциональные центры обеспечат предоставление наиболее востребованных услуг, оказываемых органами исполнительной государственной власти Вологодской области, территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами местного самоуправления в режиме "одного окна". При этом взаимодействие, необходимое для оказания государственной услуги (включая необходимые согласования, получение выписок, справок и т. п.), должно происходить без участия заявителя.
Оказание услуг на базе многофункциональных центров осуществляется на основе действующего законодательства. Участие в работе многофункциональных центров территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления области осуществляется по согласованию с ними.
Необходимо разработать организационные модели взаимодействия органов исполнительной государственной власти Вологодской области между собой, а также с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами местного самоуправления, а также с гражданами и организациями в рамках функционирования указанных центров. При этом необходимо сформировать перечень услуг, предоставляемых на базе многофункциональных центров, и план создания сети многофункциональных центров на территории Вологодской области.
Мировой опыт показывает, что реализация проектов по созданию многофункциональных центров возможна в рамках государственно-частного партнерства за счет совмещения в одном здании многофункциональных центров и центров торговли, культурного досуга. Это позволит не только существенно сократить расходы консолидированного бюджета Вологодской области, но и создать новые центры общественной жизни в муниципальных образованиях.
В ряде районов области, для которых характерна малонаселенность, удаленность населенных пунктов от органов власти, предоставляющих услуги, должны быть созданы мобильные службы оказания услуг, особенно в социальной сфере.
Многофункциональные центры должны создаваться поэтапно, по мере обеспечения материально-технической возможности их создания.
Проекты, связанные с созданием многофункциональных центров, должны предусматривать обеспечение услугами в основных сферах предоставления государственных услуг физическим лицам:
- социальная поддержка граждан;
- изменение гражданско-правового статуса гражданина;
- услуги в сфере земельно-имущественных отношений.
Также должны быть разработаны нормативная правовая и методическая базы по созданию многофункциональных центров.
4.3.2. Размещение актуальных, достоверных, легкодоступных и исчерпывающих сведений о порядке предоставления государственных услуг, требованиях, предъявляемых к заявителям и представляемым документам, а также обеспечение актуализации этих сведений являются задачей, востребованной получателями государственных услуг.
В настоящее время результаты внедрения информационно-коммуникационных технологий в органах государственной власти носят преимущественно внутриведомственный характер, что не позволяет значительно улучшить межведомственное взаимодействие и повысить качество государственных услуг, предоставляемых гражданам и организациям.
До настоящего времени не сформирована единая инфраструктура межведомственного обмена данными в электронном виде.
Практически отсутствуют возможности для предоставления государственных услуг без непосредственного посещения государственного органа.
Действующие государственные информационные системы формировались отдельными органами государственной власти. Содержащиеся в них сведения недоступны другим органам государственной власти для оперативного использования, что на практике приводит к значительным временным задержкам при межведомственном обмене информацией, многократному сбору и дублированию информации в разных системах. При этом часть информации оперативно не обновляется, что приводит к противоречивости данных, содержащихся в государственных информационных системах.
Решение поставленной задачи может быть осуществлено посредством создания системы порталов государственных услуг, объединяющих в единое информационное пространство данные о государственных услугах, оказываемых органами исполнительной государственной власти Вологодской области. На портале государственных услуг может размещаться информация об услугах, предоставляемых территориальными органами федеральных органов исполнительной власти и органами местного самоуправления.
Портал государственных услуг области должен быть доступен любому пользователю информационно-телекоммуникационной сети Интернет и организован таким образом, чтобы обеспечить простой и эффективный поиск информации и ее предоставление.
В системе портала государственных услуг должны размещаться сведения об общем перечне (реестре) государственных услуг, оказываемых органами исполнительной государственной власти Вологодской области, подробная и систематизированная информация о каждой государственной услуге, а также о возможности предоставления государственных услуг в электронной форме.
Кроме того, портал государственных услуг Вологодской области должен обеспечивать возможность получения необходимых достоверных форм документов, направления запросов и уведомлений, которые не требуют идентификации отправителя.
Следующим этапом развития системы портала государственных услуг должно стать обеспечение возможности электронного взаимодействия при получении государственных услуг получателей государственных услуг с органами государственной власти области с использованием электронной цифровой подписи.
В целях расширения возможностей и повышения удобства обращения граждан и организаций в органы государственной власти для получения необходимой справочной информации должна быть создана система центров обработки телефонных обращений.
В целях обеспечения эффективной организации и последующего функционирования центров телефонного обслуживания на территории области должны быть разработаны единые требования, определяющие необходимый перечень и условия предоставления информации по телефонным обращениям, порядок взаимодействия с гражданами при обращении по телефону и технологические параметры функционирования указанных центров.
Для перехода к предоставлению информации о государственных услугах в электронной форме необходимо создать систему межведомственного информационного взаимодействия органов исполнительной власти.
Для решения проблем межведомственного информационного взаимодействия необходимо автоматизировать процессы обмена данными между отдельными ведомственными информационными системами. Это требует создания информационно-технологической и коммуникационной инфраструктуры для обработки и маршрутизации межведомственных информационных потоков с учетом требований по информационной безопасности.
4.4. Управление по результатам.
Приоритетами внедрения управления по результатам в 2008-2010 годах должно стать создание комплексной системы управления по результатам в Вологодской области, включающей в себя:
4.4.1. "Сквозные" административные регламенты планирования и контроля результатов деятельности и бюджетного процесса (описание формализованных процедур, типовых решений, единых форм документов).
Внедрение программно-целевых принципов государственного управления, переход к новым методам бюджетного планирования органов исполнительной государственной власти Вологодской области обусловливает возникновение новых административных процедур и административных действий в сфере планирования деятельности субъекта бюджетирования. Необходимо создать полноценное правовое регулирование процедуры планирования деятельности органов исполнительной государственной власти, интегрирующее принятие отдельных, частных стратегических решений в разных органах исполнительной государственной власти одной сферы ведения.
4.4.2. Планирование деятельности и обоснование расходов органов исполнительной государственной власти в разрезе постановленных задач и с целью обеспечения запланированного результата.
Принципы результативного управления предполагают установление зависимости объема финансирования органа исполнительной государственной власти от результатов деятельности. Применение результативных принципов управления расходами направлено на обеспечение эффективности использования бюджетных средств, то есть на такую организацию деятельности органа исполнительной власти, когда обеспечивается достижение заданных результатов при рациональном использовании бюджетных средств. Результатом деятельности органа исполнительной государственной власти является реализация мероприятий в соответствии с планом деятельности и целевыми значениями показателей результативности.
Система "цели и задачи - финансовые средства" является слишком масштабной. Возникает необходимость создания системы бюджетного планирования, состоящей из трех элементов: "цели и задачи - административные процедуры - финансовые средства". Причем планирование деятельности должно предварять планирование расходов - только в этом случае можно преодолеть инерционность в функционировании органа исполнительной государственной власти. Результатом обоснования расходов органов исполнительной государственной власти в разрезе задач и с целью обеспечения запланированного результата являются управленческие решения по оптимизации деятельности - в части организационной структуры, исполнения государственных функций (оказания государственных услуг), структуры расходов, финансирования отдельных направлений деятельности (ведомственных целевых программ, мероприятий), поощрения отдельных государственных гражданских служащих и так далее.
Одним из результатов, а в дальнейшем инструментов реализации принципа "управления по результатам" должна стать разработка, принятие и внедрение в практику работы органов власти докладов о результатах и основных направлениях деятельности органов исполнительной государственной власти области.
4.4.3. Модернизация системы управления человеческими ресурсами. Формирование кадрового ядра эффективных, компетентных чиновников и обеспечение их лояльности государству - нанимателю является одним из базовых условий успешной реформы государственного управления Вологодской области.
Должны быть реализованы проекты, которые обеспечивают реальную связь между фактом достижения (или не достижения) целевых значений показателей результативности и размером заработной платы, которую получают ответственные "топ-менеджеры" органов исполнительной государственной власти.
Стратегия усовершенствования существующей системы заключается в создании условий, при которых возможно оценивать деятельность государственных гражданских служащих. Этому способствует внедрение к уже существующим на практике принципам, следующих взаимосвязанных показателей:
- система планирования деятельности, которая создает условия для определения показателей результативности деятельности;
- система показателей оценки деятельности государственных гражданских служащих;
- для определенных (ключевых) должностей во всех органах исполнительной государственной власти области может быть внедрена система оплаты труда по результатам деятельности.
4.4.4. Модернизация существующих технологий оказания бюджетных услуг.
При создании систем стратегического планирования необходимо предусматривать задачи, на решение которых направлены новые управленческие технологии, современные инструменты государственного управления.
Конечной задачей административной реформы в данном отношении является повышение качества и доступности бюджетных и государственных услуг. В тоже время отечественная и зарубежная практика показывает, что механизм управления по результатам имеет существенные ограничения, которые прежде всего связаны с большими сложностями обеспечения напряженности показателей, с одной стороны, и возможностью легко манипулировать целевыми значениями показателей, с другой. Дополнительной проблемой является чрезвычайная длительность актуализации цепочки показатель - целевое значение показателя - мониторинг показателей результативности -изменение мотивации государственных служащих - изменение технологий предоставления бюджетных услуг - повышение качества и доступности услуг государства. Существенным техническим ограничением являются весьма высокие административные затраты, которые органам власти приходится нести для того, чтобы использовать целевые значения показателей в качестве базы для расчета необходимых финансовых ресурсов.
Во многих случаях, когда перечень более эффективных технологий предоставления бюджетных услуг известен заранее, целесообразно переходить к внедрению таких технологий напрямую, не дожидаясь, когда системы стратегического планирования, оценки эффективности и мотивации государственных гражданских служащих заставят во имя достижения поставленных показателей результативности задуматься о применяемых технологиях оказания бюджетных услуг. В данном случае системы стратегического планирования и оценки эффективности будут использоваться, в том числе, для мониторинга внедрения и эффективности новых технологий оказания бюджетных услуг.
Управление по результатам на региональном уровне жестко взаимосвязано с изменением технологии предоставления бюджетных услуг. Низкое качество последних во многом определяется архаичными технологиями, используемыми органами исполнительной государственной власти, которые оказывают услуги населению. Проекты в рамках административной реформы должны быть направлены на коренное преобразование традиционных методов работы региональных органов исполнительной государственной власти. Таким образом, в рамках административной реформы должны реализовываться проекты по изменению технологий оказания бюджетных услуг населению.
Например, в сфере образования: внедрение отраслевой системы оплаты труда, переход на подушевое финансирование общеобразовательных школ; в сфере здравоохранения: применение стандартов медицинских услуг, переход к одноканальному финансированию, переход на новую экономическую модель первичной медико-санитарной помощи населению; в сфере социальной защиты: реформирование системы предоставления социальной помощи по оплате жилищно-коммунальных услуг, повышение эффективности региональных бюджетных расходов на оказание социальной помощи малоимущим гражданам.
4.5. Обеспечение эффективного взаимодействия с обществом по вопросам административной реформы.
Одной из ключевых проблем функционирования системы органов исполнительной государственной власти Вологодской области является информационная закрытость органов исполнительной государственной власти области, а также отсутствие достаточной обратной связи с гражданами и организациями.
Процесс получения информации сложен, значимая для общества информация предоставляется органами власти зачастую несвоевременно либо вовсе недоступна.
В рамках административной реформы необходимо разработать нормативную правовую и методическую базы и внедрить механизмы повышения открытости органов исполнительной государственной власти Вологодской области, а также обеспечить совершенствование взаимодействия органов исполнительной государственной власти и общества.
Должны быть разработаны и внедрены механизмы:
раскрытия информации о деятельности органов исполнительной государственной власти области;
проведения публичных обсуждений подготавливаемых решений органов исполнительной государственной власти Вологодской области;
проведения общественной экспертизы социально значимых решений органов исполнительной государственной власти Вологодской области;
создания и деятельности общественных советов с участием представителей гражданского общества в наиболее приоритетных сферах государственного управления;
определения рейтингов органов исполнительной государственной власти Вологодской области и органов местного самоуправления по критерию открытости.
4.6. Внедрение новых информационных технологий в деятельность органов исполнительной государственной власти Вологодской области.
Препятствием на пути реализации административной реформы являются недостатки существующей системы информационного обеспечения, не позволяющей в полной мере оценивать эффективность работы органов исполнительной государственной власти области и качество предоставляемых государственных услуг.
В рамках данного направления планируется обеспечить внедрение автоматизированной системы электронного документооборота, позволяющей обеспечить обмен юридически значимой информацией в электронном виде; внедрение централизованной системы управления правами на использование типового программного обеспечения, позволяющей обеспечить исполнение законодательства о защите интеллектуальной собственности, разработать систему мониторинга и аналитического обеспечения процессов информатизации Вологодской области.
4.7. Оказание содействия органам местного самоуправления в Вологодской области в проведении административной реформы.
Дальнейшее развитие административной реформы в области в настоящее время показывает, что необходимо приступить к осуществлению мероприятий реформы на уровне местного самоуправления.
Главная задача органов исполнительной государственной власти Вологодской области в этом направлении - оказать необходимое содействие органам местного самоуправления области в разработке Программ и планов мероприятий административной реформы в муниципальных образованиях, предоставить методическую и экспертную поддержку планируемых мероприятий, разработать и внедрить совместно с органами местного самоуправления области наиболее оптимальную систему оказания услуг населению, разработать и реализовать систему обучения работников органов местного самоуправления по актуальным вопросам административной реформы.
4.8. Формирование системы мониторинга результатов деятельности и оценки хода реформы, распространение передового опыта государственного управления.
Мониторинг результативности мероприятий административной реформы должен обеспечить своевременную и достоверную оценку выполнения плана мероприятий административной реформы и восприятия обществом административной реформы, ее результатов и проблем.
Для этого планируется проведение следующих мероприятий:
разработка методики оценки эффективности проведения административной реформы;
создание механизма мониторинга и оценки хода административной реформы, достижения поставленных ею целей, запланированных показателей результативности;
разработка и внедрение базы данных по мероприятиям административной реформы;
анализ данных в ходе проведения государственных статистических наблюдений в сфере государственного управления, характеризующих ход административной реформы, достижение показателей ее результативности;
взаимодействие с общественностью по вопросам реализации административной реформы;
обеспечение информационной и экспертно-методологической поддержки реализации административной реформы путем проведения публичных обсуждений основных целей и результатов реформы;
создание регионального интернет-ресурса, освещающего ход административной реформы в Вологодской области.
4.9. Обеспечение административной реформы.
Успешность реализации административной реформы во многом зависит от понимания целей и задач административной реформы, заинтересованности гражданского общества в результатах реформы, с одной стороны, и наличия объективной информации о ходе ее реализации, с другой. Также необходимым фактором успешного проведения реформы является заинтересованность в ней государственных гражданских служащих, призванных обеспечить ее реализацию.
Неподготовленность участников административной реформы к ее проведению может привести к замедлению процесса преобразований, что обуславливает необходимость эффективной координации мероприятий по проведению административной реформы на областном уровне.
Целями мероприятий по данному направлению являются формирование необходимого организационного, кадрового и ресурсного обеспечения административной реформы, совершенствование механизмов распространения успешного опыта государственного управления.
В рамках реализации указанных мероприятий предполагается:
разработать методические рекомендации по проведению административной реформы в органах исполнительной государственной власти области;
разработать программы обучения новым процедурам государственного управления для их реализации в рамках образовательных программ и курсов повышения квалификации государственных гражданских служащих;
изучить и применять успешный опыт государственного управления;
сформировать эффективный механизм управления мероприятиями по проведению административной реформы.
Постановлением Правительства Вологодской области от 7 июля 2009 г. N 1044 раздел 5 настоящего приложения изложен в новой редакции
5. Система управления мероприятиями административной реформы
В целях формирования системы управления мероприятиями административной реформы постановлением Губернатора области от 3 августа 2006 года N 185 "О комиссии по проведению административной реформы в органах исполнительной государственной власти области в 2008 - 2010 годах" (с последующими изменениями) утверждены положение о комиссии по проведению административной реформы в органах исполнительной государственной власти области (далее - комиссия), ее состав и определен уполномоченный орган по проведению административной реформы в органах исполнительной государственной власти Вологодской области.
В состав комиссии вошли управляющий делами Правительства области, представители управления государственной службы и кадровой политики Правительства области, департамента финансов области, Государственно-правового департамента Правительства области, контрольно-аналитического управления Правительства области, заместитель Губернатора области, участвующий в пределах предоставленных полномочий в разработке и реализации мер по обеспечению и защите прав и свобод человека и гражданина, охране собственности, общественного порядка, борьбе с преступностью, осуществляющий взаимодействие по текущим вопросам с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти. Возглавляет комиссию вице-губернатор Вологодской области.
В соответствии с положением комиссия является коллегиальным органом, образованным для координации и контроля за ходом реализации мероприятий по проведению административной реформы в органах исполнительной государственной власти области.
Основными задачами комиссии являются:
обеспечение согласованных действий органов исполнительной государственной власти области, взаимодействие с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, с органами местного самоуправления и заинтересованными организациями при проведении административной реформы;
осуществление контроля за выполнением регионального плана мероприятий по проведению административной реформы в органах исполнительной государственной власти области;
предварительное рассмотрение проектов законов области и других нормативных правовых актов и предложений по вопросам реализации административной реформы;
оценка эффективности деятельности органов исполнительной государственной власти области, выработка рекомендаций по оптимизации их функционирования;
осуществление контроля за разработкой и внедрением в органах исполнительной государственной власти области административных регламентов, а также за выполнением мероприятий, направленных на разработку и успешное внедрение стандартов государственных услуг, предоставляемых органами исполнительной государственной власти Вологодской области;
осуществление контроля за деятельностью органов исполнительной государственной власти области по формированию необходимого организационного, информационного, ресурсного и кадрового обеспечения проведения административной реформы в органах исполнительной власти области.
Комиссия для выполнения возложенных на нее задач осуществляет следующие функции:
рассматривает проекты концепций, программ, планов работы, перечней мероприятий, направленных на реализацию административной реформы, дает рекомендации по их реализации;
определяет ответственные органы из числа органов исполнительной государственной власти области, являющиеся исполнителями конкретных мероприятий по реализации административной реформы;
обеспечивает проведение анализа функций, осуществляемых органами исполнительной государственной власти области, в том числе на предмет их избыточности и дублирования;
рассматривает предложения и принимает решения об упразднении избыточных функций, ликвидации их дублирования органами исполнительной государственной власти области, организует подготовку и рассмотрение соответствующих проектов законов области и других нормативных правовых актов;
обеспечивает проведение анализа предложений по оптимизации структуры и функций органов исполнительной государственной власти области, рассматривает указанные предложения и проекты соответствующих нормативных правовых актов;
определяет перечень административных регламентов исполнения государственных функций (административных регламентов предоставления государственных услуг) и сроки их разработки (утверждения);
рассматривает проекты административных регламентов исполнения государственных функций (административных регламентов предоставления государственных услуг), в том числе разногласия, возникшие при их согласовании, принимает решения об их одобрении или об отклонении, а также рассматривает результаты анализа применения административных регламентов исполнения государственных функций (административных регламентов предоставления государственных услуг).
В соответствии с постановлением Правительства области от 27 января 2009 года N 57 "Об утверждении положения об управлении государственной службы и кадровой политики Правительства области" определен уполномоченный орган по проведению административной реформы в органах исполнительной государственной власти области - управление государственной службы и кадровой политики Правительства области.
В соответствии с постановлением Правительства области от 8 июля 2008 года N 1335 "О Департаменте информационных технологий и телекоммуникаций Вологодской области" (с последующими изменениями) Комитет по информационным технологиям Правительства области переименован в Департамент информационных технологий и телекоммуникаций области, который выполняет функции по организации работы по внедрению унифицированных автоматизированных информационных систем представления и обмена информацией, реализации системных и технических проектов автоматизации государственных функций и услуг, предоставляемых органами исполнительной государственной власти области.
6. Система мероприятий по информационному сопровождению
административной реформы
В рамках формирования системы мероприятий по обеспечению информационной открытости органов исполнительной государственной власти области следует модернизировать механизмы влияния гражданского общества на подготовку и принятие затрагивающих права и законные интересы граждан, организаций, делового сообщества решений органов исполнительной государственной власти Вологодской области. Предлагаемые инфокоммуникативные и организационные технологии позволят активизировать коммуникативное поведение субъектов социальных процессов, ориентированных на расширение информационного взаимодействия органов власти и структур гражданского общества в рамках проводимой административной реформы, в том числе:
1. Совершенствование системы своевременного информирования граждан, организаций, делового сообщества о деятельности органов исполнительной государственной власти Вологодской области и механизмов их влияния на принимаемые общественно значимые решения, включающей:
регулярное проведение информационных мероприятий с участием Губернатора области, вице-губернатора области, первых заместителей и заместителей Губернатора области, руководителей структурных подразделений Правительства области и органов исполнительной государственной власти области, ответственных за проведение мероприятий административной реформы в Вологодской области;
проведение общественной экспертизы социально значимых решений органов исполнительной государственной власти Вологодской области;
включение представителей структур гражданского общества в рабочие группы, другие структуры по подготовке нормативных правовых актов органов исполнительной государственной власти Вологодской области, затрагивающих права и законные интересы граждан, организаций, делового сообщества.
2. Включение представителей структур гражданского общества в коллегии и комиссии, создание которых предусматривается законодательством о государственной гражданской службе, общественные советы при органах исполнительной государственной власти Вологодской области.
3. Распространение информационных материалов о количестве доступных государственных услуг для разных категорий потребителей, а также об административных регламентах, устанавливающих процедуры для административных процессов по взаимодействию органов исполнительной государственной власти области с гражданами и организациями.
Механизмы влияния структур гражданского общества на принятие решений, оценку их действенности и коррекцию их применения должны быть предусмотрены для всех устанавливаемых Программой процедур принятия решений, их оценки и коррекции, в том числе для:
разработки и принятия стандартов государственных услуг;
разработки и принятия административных регламентов, устанавливающих процедуры для административных процессов, связанных с взаимодействием с гражданами и организациями;
проведения всех видов мониторинга, связанных с реализацией Программы.
7. Ожидаемые результаты реализации Программы
В результате реализации Программы должны быть достигнуты следующие результаты:
1. Обеспечение полной информированности заявителей о порядке предоставления государственных услуг, структуре и составе государственных органов Вологодской области.
2. Переход на современные схемы предоставления услуг (технологии "одного окна" и деперсонализация процесса предоставления).
3. Повышение управляемости органов исполнительной государственной власти Вологодской области за счет внедрения процедур управления по результатам.
4. Повышение качества предоставления бюджетных услуг.
5. Повышение результативности и эффективности расходования бюджетных средств.
6. Существенное снижение административных барьеров и уровня государственного вмешательства в сферу экономической деятельности, реального производства и социальную сферу общественных отношений.
7. Кардинальное снижение издержек обмена информацией между органами исполнительной государственной власти, ускорение принятия решений.
8. Повышение эффективности контакта органов исполнительной государственной власти Вологодской области и государственных гражданских служащих с населением.
9. Повышение открытости деятельности органов власти, их подконтрольности институтам гражданского общества.
Оценка результативности и эффективности реализации Программы административной реформы в Вологодской области будет проводиться по показателям результативности и эффективности (таблица 1), а также по показателям результативности по каждому направлению административной реформы (таблица 2).
Таблица 1
Показатели эффективности административной реформы
N | Показатель | Единицы измерения | 2008 год | 2009 год | 2010 год |
1. | Прирост доли опрошенных, удовлетворенных эффективностью административного регулирования деятельности субъектов социально-экономических отношений к уровню 2008 года со стороны органов государственной власти области |
% | база | + 5 | + 25 |
2. | Рейтинг качества государственных услуг Вологодской области |
% к базовому уровню | база | + 20 | + 30 |
3. | Доля респондентов, выбравших ответ "скорее доверяю" и "доверяю" органам власти области из предложенных вариантов: "не доверяю", "скорее не доверяю", " не могу определить", "скорее доверяю", "доверяю". |
% | база | + 3 | + 15 |
4. | Место Вологодской области в рейтинге качества государственного управления, составляемом Государственным университетом - Высшей школой экономики по итогам года |
место в рейтинге к базовому уровню |
база | + 3 | + 5 |
Постановлением Правительства Вологодской области от 14 июля 2009 г. N 1078 в таблицу 2 настоящего приложения внесены изменения, вступающие в силу с момента подписания названного постановления
Таблица 2
Показатели выполнения административной реформы в Вологодской области
14 июля 2009 г.
Наименование задач | Показатель результативности | Единицы измерения |
Значение показателя результативности | ||
2008 год | 2009 год | Целевое значение (2010 год) |
|||
1. Оптимизация функций органов исполнительной государственной власти Вологодской области |
1.1. Доля избыточных функций органов исполнительной государственной власти Вологодской области, по которым начаты программы их ликвидации, от общего количества избыточных функций, требующих проведения комплекса мероприятий по их ликвидации |
% | 50 | 80 | 100 |
1.2. Доля подготовленных проектов нормативных правовых актов по внесению изменений в нормативные правовые акты, в которых выявлено наличие коррупциогенных факторов |
% | 100 | 100 | 100 | |
1.3. Доля органов исполнительной государственной власти области и областных бюджетных учреждений, передавших Комитету государственного заказа области функции по размещению государственных заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд области |
% | 60 | 70 | 100 | |
2. Оптимизация и модернизация административно-управ- ленческих процессов |
2.1. Доля государственных услуг, для которых разработан административный регламент их предоставления |
% | 25 | 45 | 90 |
2.2. Доля внедренных административных регламентов | % | база | 15 | 100 | |
2.3. Доля общественно значимых государственных услуг, качество и доступность предоставления которых удовлетворяет потребителей |
% | база | 40 | 100 | |
2.4. Доля услуг, предоставляемых по принципу "одного окна" от общего количества услуг |
% | база | 30 | 70 | |
2.5. Доля органов исполнительной государственной власти Вологодской области, внедривших административные регламенты для более чем 90% административных процессов, требующих регламентации |
% | база | 50 | 70 | |
3. Создание интегрированной системы предоставления государственных услуг в Вологодской области |
3.1. Количество созданных многофункциональных центров предоставления государственных услуг |
ед. | 1 | 15 | 45 |
3.2. Количество государственных услуг, оказываемых в многофункциональных центрах (приходится на один многофункциональный центр) |
ед. | 60 | 100 | 120 | |
3.3. Количество заявителей, обратившихся в многофункциональные центры (в виде прироста к базовому показателю) |
% | - | база | 50 | |
3.4. Сокращение срока предоставления государственной услуги (на примере услуг в сфере земельно-имущественных отношений) |
% | 20 | 30 | 50 | |
3.5. Среднее уменьшение количества предоставляемых заявителем документов для получения услуги (на примере услуг в сфере1 земельно-имущественных отношений) |
% | 40 | 60 | 60 | |
3.6. Доля государственных услуг, информация по которым размещена на Интернет-портале государственных услуг Вологодской области |
% | 9 | 5 | 80 | |
3.7. Доля государственных услуг, формы документов по которым можно получить на Интернет-портале государственных услуг Вологодской области |
% | 4 | 30 | ||
3.8. Доля государственных услуг, формы документов по которым можно заполнить на Интернет-портале государственных услуг Вологодской области |
% | база | 40 | ||
3.9. Доля заявителей, удовлетворенных качеством информации об услуге, представленной на Интернет-портале государственных услуг Вологодской области |
% | база | 60 | ||
4.Управление по результатам |
4.1. Доля органов исполнительной государственной власти Вологодской области, разработавших и реализующих доклады о результатах и основных направлениях деятельности (в % к базовому показателю) |
% | база | 50 | 90 |
4.2. Доля показателей результативности органов исполнительной государственной власти Вологодской области, по которым достигнут запланированный результат |
% | база | 55 | 90 | |
4.3. Доля органов исполнительной государственной власти Вологодской области, достигших запланированных значений более чем по 90% показателей |
% | 50 | 60 | 70 | |
5. Оказание содействия органам местного самоуправления области в проведении административной реформы |
5.1. Доля муниципальных образований в Вологодской области, принявших планы проведения административной реформы |
% | 5 | 40 | 100 |
6. Формирование системы мониторинга результатов деятельности и оценки хода реформы |
6.1. Доля показателей результативности органов исполнительной государственной власти области, включенных в систему мониторинговых наблюдений |
% | 15 | 60 | 100 |
6.2. Доля видов государственных услуг, охваченных мониторинговыми наблюдениями |
% | 10 | 50 | 80 | |
6.3. Доля показателей результативности административной реформы, по которым налажен регулярный сбор информации |
% | 30 | 70 | 100 | |
6.4. Доля показателей результативности органов исполнительной государственной власти области, соответствующих международным стандартам и обеспечивающих международную сопоставимость |
% | 30 | 60 | 85 | |
7. Обеспечение административной реформы |
7.1. Соотношение числа государственных гражданских служащих до 35 лет к числу государственных служащих старше 45 лет |
% | 50 | 70 | 80 |
7.2. Доля государственных гражданских служащих, прошедших тренинги, обучающие курсы и иные образовательные мероприятия данного направления, в общем числе государственных гражданских служащих |
% | 60 | 80 | 100 |
8. Финансовое обеспечение Программы
Объем финансирования Программы в 2008-2010 годах из средств областного бюджета составляет 87,9 млн. рублей, в том числе:
в 2008 году - 87,9 млн.рублей в пределах ассигнований, предусмотренных по соответствующим отраслям;
в 2009-2010 годах - объем средств будет определен при формировании областного бюджета на соответствующий год.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 февраля 2008 года N 97 "Об оказании в 2008 году поддержки федеральным органам исполнительной власти и высшим исполнительным органам государственной власти субъектов Российской Федерации в проведении административной реформы" предусматривается стимулирование деятельности по проведению федеральными органами исполнительной власти и субъектами Российской Федерации административной реформы, в соответствии с которым субъекты Российской Федерации, в том числе Вологодская область, могут претендовать в соответствии с итогами проведенного конкурсного отбора, на получение софинансирования из средств федерального бюджета в 2008-2010 годах.
В случае выделения средств федерального бюджета на поддержку мероприятий административной реформы в области средства будут учитываться в объемах финансирования настоящей Программы.
Расходы на финансирование Программы будут уточняться при подготовке проекта областного бюджета на соответствующий год.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.