Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 1
Программа
административной реформы в органах исполнительной государственной власти Вологодской области в 2010 - 2013 годах
(утв. постановлением Правительства Вологодской области от 25 октября 2010 г. N 1238)
1. Введение
Программа административной реформы в органах исполнительной государственной власти Вологодской области в 2010 - 2013 годах (далее - Программа) разработана в соответствии с Концепцией административной реформы в Российской Федерации в 2006 - 2010 годах и планом мероприятий по проведению административной реформы в Российской Федерации в 2006 - 2010 годах, одобренными распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 октября 2005 года N 1789-р, а также в целях реализации Федерального закона от 27 июля 2010 года N 2010-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", постановления Правительства Российской Федерации от 15 июня 2009 года N 478 "О единой системе информационно-справочной поддержки граждан и организаций по вопросам взаимодействия с органами исполнительной власти и органами местного самоуправления с использованием информационно-телекоммуникационной сети Интернет", распоряжения Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2009 года N 1993-р, утвердившего сводный перечень первоочередных государственных и муниципальных услуг, предоставляемых органами исполнительной государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в электронном виде, а также услуг, предоставляемых в электронном виде учреждениями субъектов Российской Федерации и муниципальными учреждениями.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ
Основными исполнителями мероприятий Программы являются органы исполнительной государственной власти области, являющиеся юридическими лицами, и структурные подразделения Правительства области.
В целях обеспечения единства подходов к совершенствованию государственного управления Программа предусматривает реализацию мероприятий, являющихся приоритетными как для Российской Федерации, так и для Вологодской области.
Мероприятия Программы направлены на повышение эффективности государственного управления путем кардинального улучшения деятельности органов исполнительной государственной власти области с учетом того, что повышение эффективности государственного управления обуславливает рост социально-экономического развития и конкурентоспособности области.
Условием успеха административной реформы является целенаправленное формирование новых механизмов работы органов исполнительной государственной власти области, которые должны быть созданы органами исполнительной государственной власти области в рамках текущей деятельности. Решение этой задачи требует хорошо скоординированной работы и значительных ресурсов. Именно поэтому наиболее эффективным способом ее достижения является разработка и реализация настоящей Программы.
Основанием для выбора программного метода решения по совершенствованию государственного управления в Вологодской области является необходимость в:
централизованном планировании преобразований;
координации, контроле и оперативной корректировке из одного центра хода осуществления преобразований;
эффективном управлении и контроле использования ресурсов, направляемых на осуществление мероприятий.
Использование программного метода дополнит действующие механизмы подготовки, принятия и контроля решений с участием комиссии по проведению административной реформы в органах исполнительной государственной власти области.
2. Региональные приоритеты проведения административной реформы в органах исполнительной государственной власти области в 2010 - 2013 годах
Проведение административной реформы в области является одним из стратегических приоритетов реформы системы государственного управления. Постановлением Губернатора области от 17 марта 2006 года N 63 "О мерах по реализации административной реформы в органах исполнительной государственной власти области" были определены региональные приоритетные направления административной реформы.
В 2010-2013 годах региональными приоритетами проведения административной реформы являются:
реформирование системы предоставления государственных услуг посредством внедрения стандартов государственных услуг, перехода на предоставление государственных услуг в электронном виде, предоставления государственных услуг на базе многофункциональных центров, создания центров телефонного обслуживания населения;
снижение административных барьеров, в том числе совершенствование и регламентация контрольно-надзорной деятельности органов исполнительной государственной власти области;
модернизация системы информационного обеспечения органов исполнительной государственной власти области;
оптимизация структуры органов исполнительной государственной власти области, исключение дублирования функций и полномочий органов исполнительной государственной власти области и введение механизмов противодействия коррупции в сферах их деятельности;
повышение эффективности взаимодействия органов исполнительной государственной власти области и гражданского общества, а также повышение прозрачности деятельности органов исполнительной государственной власти области;
внедрение в органах исполнительной государственной власти области принципов и процедур управления по результатам;
формирование необходимого организационного, информационного, ресурсного и кадрового обеспечения административной реформы, совершенствование механизмов распространения успешного опыта государственного управления.
3. Цели и задачи проведения административной реформы
Основными целями административной реформы являются повышение эффективности деятельности органов исполнительной государственной власти области, повышение качества и доступности государственных услуг, снижение административных барьеров.
Для достижения поставленных целей необходимо решить следующие основные задачи:
создать интегрированную систему предоставления государственных услуг, в том числе на базе многофункциональных центров предоставления услуг и путем внедрения процедуры оказания услуг в электронной форме;
оптимизировать и модернизировать административно-управленческие процессы за счет внедрения стандартов и административных регламентов предоставления государственных услуг;
регламентировать контрольно-надзорную деятельность органов исполнительной государственной власти области;
внедрить новые информационные технологии в деятельность органов исполнительной государственной власти области;
внедрить современные методы и механизмы управления по результатам в наиболее приоритетных сферах управления;
обеспечить эффективное взаимодействие с обществом по вопросам административной реформы в области путем разработки и внедрения механизмов участия институтов гражданского общества в реализации мероприятий административной реформы;
сформировать систему мониторинга результатов деятельности органов исполнительной государственной власти области и оценки хода реформы, а также распространить передовой опыт государственного управления.
4. Комплекс мероприятий по проведению административной реформы
Настоящая Программа не сводится к формальному выполнению отдельных мероприятий, а направлена на достижение комплексного результата повышения эффективности государственного управления в области.
Для решения каждой задачи предусматривается реализация соответствующих мероприятий. Кроме того, в органах исполнительной государственной власти области в настоящее время проведена целенаправленная работа по реализации всех направлений административной реформы. С учетом проделанной работы сформулированы основные направления Программы, дающие в совокупности максимальный результат роста эффективности проводимых процессов реформирования.
4.1. Реформирование системы предоставления государственных услуг посредством внедрения стандартов государственных услуг, перехода на предоставление государственных услуг в электронном виде, предоставления государственных услуг на базе многофункциональных центров, создания центров телефонного обслуживания населения, внедрения универсальных электронных карт.
4.1.1. В целях повышения качества предоставления государственных услуг при взаимодействии граждан и организаций с государственными органами необходимо создать многофункциональные центры предоставления государственных услуг (далее - многофункциональные центры).
Многофункциональные центры обеспечат предоставление наиболее востребованных услуг, оказываемых органами исполнительной государственной власти области, территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами местного самоуправления, организациями и учреждениями в режиме "одного окна". При этом взаимодействие, необходимое для оказания государственной услуги (включая необходимые согласования, получение выписок, справок и т. п.), должно происходить без участия заявителя.
Оказание услуг на базе многофункциональных центров осуществляется на основе действующего законодательства. Участие в работе многофункциональных центров территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления области осуществляется по согласованию с ними.
Необходимо разработать организационные модели взаимодействия органов исполнительной государственной власти области между собой, а также с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами местного самоуправления, а также с гражданами и организациями в рамках функционирования указанных центров. При этом необходимо постоянно расширять перечень услуг, предоставляемых на базе многофункциональных центров, и разработать план создания сети многофункциональных центров на территории области.
Мировой опыт показывает, что реализация проектов по созданию многофункциональных центров возможна в рамках государственно-частного партнерства за счет совмещения в одном здании многофункциональных центров и центров торговли, культурного досуга. Это позволит не только существенно сократить расходы консолидированного бюджета области, но и создать новые центры общественной жизни в муниципальных образованиях.
В ряде районов области, для которых характерна малонаселенность, удаленность населенных пунктов от местонахождения органов государственной власти и органов местного самоуправления, предоставляющих государственные и муниципальные услуги, должны быть созданы мобильные службы оказания услуг, особенно в социальной сфере.
Многофункциональные центры должны создаваться поэтапно, по мере обеспечения материально-технической возможности их создания.
Проекты, связанные с созданием многофункциональных центров, должны предусматривать предоставление государственных услуг по следующим направлениям:
социальная поддержка населения;
регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним;
определение или подтверждение гражданско-правового статуса заявителя;
регулирование предпринимательской деятельности.
Создаваемые многофункциональные центры должны соответствовать требованиям, утвержденным Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" и постановлением Правительства Российской Федерации от 3 октября 2009 года N 796 "О некоторых мерах по повышению качества предоставления государственных (муниципальных) услуг на базе многофункциональных центров предоставления государственных (муниципальных) услуг".
4.1.2. Размещение актуальных, достоверных, легкодоступных и исчерпывающих сведений о порядке предоставления государственных услуг, требованиях, предъявляемых к заявителям и представляемым документам, а также обеспечение актуализации этих сведений являются мероприятиями, востребованными получателями государственных услуг.
В настоящее время результаты внедрения информационно-коммуникационных технологий в органах исполнительной государственной власти области носят преимущественно внутриведомственный характер, что не позволяет значительно улучшить межведомственное взаимодействие и повысить качество государственных услуг, предоставляемых гражданам и организациям.
До настоящего времени не сформирована единая инфраструктура межведомственного обмена данными в электронном виде.
Практически отсутствуют возможности для предоставления государственных услуг без непосредственного посещения заявителем органа исполнительной государственной власти области.
Действующие государственные информационные системы формировались отдельными органами исполнительной государственной власти области. Содержащиеся в них сведения недоступны другим органам государственной власти для оперативного использования, что на практике приводит к значительным временным задержкам при межведомственном обмене информацией, многократному сбору и дублированию информации в разных системах. При этом часть информации оперативно не обновляется, а это приводит к противоречивости данных, содержащихся в государственных информационных системах области.
Решение поставленной задачи может быть осуществлено посредством создания системы порталов государственных услуг, объединяющих в единое информационное пространство данные о государственных услугах, оказываемых органами исполнительной государственной власти области. На портале государственных услуг может размещаться информация об услугах, предоставляемых территориальными органами федеральных органов исполнительной власти и органами местного самоуправления.
Портал государственных услуг области должен быть доступен любому пользователю информационно-телекоммуникационной сети Интернет и организован таким образом, чтобы обеспечить простой и эффективный поиск информации и ее предоставление.
В системе портала государственных услуг должны размещаться сведения об общем перечне (реестре) государственных услуг, оказываемых органами исполнительной государственной власти области, подробная и систематизированная информация о каждой государственной услуге, а также о возможности предоставления государственных услуг в электронной форме.
Кроме того, портал государственных услуг области должен обеспечивать возможность получения необходимых достоверных форм документов, направления запросов и уведомлений, которые не требуют идентификации отправителя.
Следующим этапом развития системы портала государственных услуг должно стать обеспечение возможности электронного взаимодействия при предоставлении государственных услуг получателей государственных услуг с органами исполнительной государственной власти области с использованием электронной цифровой подписи.
В целях расширения возможностей и повышения удобства обращения граждан и организаций в органы исполнительной государственной власти области для получения необходимой справочной информации должна быть создана система центров телефонного обслуживания населения.
Для обеспечения эффективной организации и последующего функционирования центров телефонного обслуживания населения на территории области должны быть разработаны единые требования, определяющие необходимый перечень и условия предоставления информации по телефонным обращениям, порядок взаимодействия с гражданами при обращении по телефону и технологические параметры функционирования указанных центров.
Предоставление информации о государственных услугах в электронной форме обуславливает создание системы межведомственного информационного взаимодействия органов исполнительной государственной власти области.
В связи с чем необходимо автоматизировать процессы обмена данными между отдельными ведомственными информационными системами. Это требует создания информационно-технологической и коммуникационной инфраструктуры для обработки и маршрутизации межведомственных информационных потоков с учетом требований по информационной безопасности.
В целях организации работы по решению указанных задач распоряжением Губернатора области от 25 мая 2010 года N 998-р утвержден План мероприятий по развитию информационного общества и формированию электронного правительства в области на 2010 - 2012 годы.
4.1.3. Реформирование процесса получения государственных услуг в большей степени реализуется посредством внедрения системы универсальных электронных карт и придания им статуса документа, удостоверяющего право граждан на получение государственных услуг.
В целях реализации указанного направления необходимо на уровне области определить уполномоченную организацию, которая будет осуществлять выпуск, выдачу и обслуживание универсальных электронных карт, а также проводить иные мероприятия, направленные на внедрение универсальной электронной карты, предусмотренные распоряжением Губернатора области от 15 октября 2010 года N 2157-р "О мерах по реализации Федерального закона от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг".
4.2. Модернизация системы информационного обеспечения органов исполнительной власти области.
Препятствием на пути реализации административной реформы являются недостатки существующей системы информационного обеспечения, не позволяющей в полной мере оценивать эффективность работы органов исполнительной государственной власти области и качество предоставляемых государственных услуг.
В рамках данного направления планируется обеспечить внедрение автоматизированной системы электронного документооборота, позволяющей обеспечить обмен юридически значимой информацией в электронном виде; внедрение централизованной системы управления правами на использование типового программного обеспечения, позволяющей обеспечить исполнение законодательства о защите интеллектуальной собственности, разработать систему мониторинга и аналитического обеспечения процессов информатизации области.
4.3. Оптимизация структуры органов исполнительной государственной власти области, исключение дублирования функций и полномочий органов исполнительной государственной власти области и введение механизмов противодействия коррупции в сферах их деятельности.
4.3.1. Требуется определить необходимые и устранить избыточные функции органов исполнительной государственной власти области. Кроме того, следует постоянно контролировать оптимальный состав функций органов исполнительной государственной власти области. Наряду с упразднением избыточных функций должен идти процесс наделения органов исполнительной государственной власти области новыми функциями, помогающими эффективно решать общественные задачи, в том числе, связанными с реализацией полномочий субъектов Российской Федерации дополнительно возлагаемых действующим федеральным и областным законодательством, с учетом приоритетов социально-экономического развития области, а также процесс модернизации и совершенствования выполнения необходимых государственных функций, который также потребует изменения нормативной правовой базы и проведения организационных мероприятий.
В то же время для предотвращения появления новых избыточных функций требуется оптимизировать процедуру доказательства органами исполнительной государственной власти области необходимости введения дополнительных функций.
Другой составляющей оптимизации функций органов исполнительной государственной власти области являются разработка и применение механизма аутсорсинга.
4.3.2. В целях оптимизации функций органов исполнительной государственной власти области и противодействия коррупции необходимо продолжать развитие комплекса мер по совершенствованию системы размещения государственного заказа на территории области, по внедрению автоматизированной системы информационного обеспечения органов исполнительной государственной власти области в части размещения заказов и регламентации указанной административно-управленческой деятельности.
4.3.3. Необходимым условием оптимизации функций органов исполнительной государственной власти области является минимизация коррупциогенных факторов в деятельности органов исполнительной государственной власти области.
В отдельных органах исполнительной государственной власти области в связи с осуществляемыми ими полномочиями риски возникновения коррупциогенных факторов являются повышенными. В группу таких органов исполнительной государственной власти области входят те, для которых характерно:
наличие полномочий, связанных с распределением значительных финансовых средств;
высокая степень свободы действия, вызванная спецификой их работы;
высокая интенсивность взаимодействия с гражданами и организациями при реализации своих функций (полномочий).
В связи с этим необходимо:
создать специальные антикоррупционные механизмы в сферах деятельности органов исполнительной государственной власти области с повышенным риском коррупции;
обеспечивать реализацию процедуры проведения экспертизы нормативных правовых актов и их проектов на коррупциогенность;
создать методические основы оценки коррупциогенности государственных функций;
завершить формирование нормативной правовой базы области в сфере противодействия коррупции;
постоянно актуализировать и обеспечивать реализацию мероприятий долгосрочной целевой программы противодействия коррупции в Вологодской области на 2011 - 2012 годы, утвержденной постановлением Правительства области от 31 мая 2010 года N 627 (с последующими изменениями).
4.3.4. С 1 мая 2009 года вступил в силу Федеральный закон от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон), который содержит ряд новаций:
предусматривает уведомительный порядок начала осуществления предпринимательской деятельности посредством установления обязанности юридического лица и индивидуального предпринимателя направлять в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти уведомление о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности;
недопустимость требования о получении юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями разрешений, заключений и иных документов, выдаваемых органами государственной власти, органами местного самоуправления, для начала осуществления установленных Федеральным законом отдельных видов работ, услуг в случае представления указанными лицами уведомлений о начале осуществления предпринимательской деятельности;
концептуально меняет подход к проведению проверок при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля. Вводит два вида проверок: документарные и выездные, при этом выездная проверка осуществляется только в случаях, если при документарной проверке не представляется возможным:
- удостовериться в полноте и достоверности сведений, содержащихся в уведомлении о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности и иных имеющихся в распоряжении органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля документах юридического лица, индивидуального предпринимателя;
- оценить соответствие деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя обязательным требованиям или требованиям, установленным муниципальными правовыми актами, без проведения соответствующего мероприятия по контролю;
вводится запрет на проведение в отношении одного юридического лица и индивидуального предпринимателя разными контрольно-надзорными органами проверок исполнения одних и тех же требований;
существенные изменения вводятся в процедуру проведения внеплановых проверок. Так, государственный контроль (надзор) и муниципальный контроль посредством проведения внеплановой выездной проверки по отдельным основаниям должен быть осуществлен органами государственного контроля (надзора) или муниципального контроля только после согласования с органами прокуратуры. Кроме того, процедура проведения внеплановых проверок при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля детально регламентирована, в частности: сроки проведения, порядок оформления результатов, действий должностных лиц органов государственного контроля (надзора) и муниципального контроля;
в отношении большинства видов предпринимательской деятельности плановые проверки должны проводится не более чем один раз в три года. Устанавливаются ограничения по срокам проведения проверок, в том числе сокращенные сроки в отношении субъектов малого предпринимательства - общее время проведения плановой выездной проверки в отношении одного субъекта малого предпринимательства в год не должно превышать пятидесяти часов для малого предприятия и пятнадцати часов для микропредприятия.
В целях реализации указанного Федерального закона в Вологодской области:
постановлением Губернатора области от 11 июня 2009 года N 229 (с последующими изменениями) определены органы исполнительной государственной власти области, уполномоченные на осуществление регионального государственного контроля (надзора);
утверждены 100% порядков организации и осуществления регионального государственного контроля (надзора);
приняты 100% административных регламентов исполнения государственных функций по осуществлению контрольно-надзорной деятельности;
принят закон области от 4 июня 2010 года N 2317-ОЗ "О порядке организации и осуществления муниципального контроля на территории Вологодской области";
постановлением Губернатора области от 20 августа 2010 года N 409 утвержден порядок организации совместных проверок органами исполнительной государственной власти области, осуществляющими региональный государственный контроль (надзор), и органами местного самоуправления муниципальных образований области, уполномоченными на осуществление муниципального контроля.
Однако, учитывая особую важность указанного направления административной реформы, необходимо:
органам исполнительной государственной власти области, уполномоченным на осуществление государственного регионального контроля (надзора), принять административные регламенты взаимодействия при проведении проверок;
осуществлять постоянный мониторинг эффективности регионального государственного контроля (надзора) в соответствующих сферах деятельности;
не допускать установления органами исполнительной государственной власти области, уполномоченным на осуществление государственного регионального контроля (надзора), административных барьеров юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям при осуществлении ими предпринимательской деятельности.
4.4. Повышение эффективности взаимодействия органов исполнительной государственной власти области и гражданского общества, а также повышение прозрачности деятельности органов исполнительной государственной власти области.
Одной из ключевых проблем функционирования системы органов исполнительной государственной власти области является информационная закрытость органов исполнительной государственной власти области, а также отсутствие достаточной обратной связи с гражданами и организациями.
Процесс получения информации сложен, значимая для общества информация предоставляется органами власти зачастую несвоевременно либо вовсе недоступна.
В рамках административной реформы необходимо разработать нормативную правовую и методическую базы и внедрить механизмы повышения открытости органов исполнительной государственной власти области, а также обеспечить совершенствование взаимодействия органов исполнительной государственной власти и общества.
Должно быть обеспечено:
раскрытие информации о деятельности органов исполнительной государственной власти области;
проведение публичных обсуждений и независимой экспертизы подготавливаемых решений органов исполнительной государственной власти области;
создание и деятельность комиссий, общественных советов с участием представителей гражданского общества в наиболее приоритетных сферах государственного управления;
разработан и внедрен механизм определения рейтингов органов исполнительной государственной власти области по критерию открытости.
4.5. Внедрение в органах исполнительной государственной власти области принципов и процедур управления по результатам.
Приоритетным направлением внедрения управления по результатам в 2010-2013 годах должно стать создание комплексной системы управления по результатам в области, включающей в себя:
4.5.1. "Сквозные" административные регламенты планирования и контроля результатов деятельности и бюджетного процесса (описание формализованных процедур, типовых решений, единых форм документов).
Внедрение программно-целевых принципов государственного управления, переход к новым методам бюджетного планирования органов исполнительной государственной власти области обуславливает возникновение новых административных процедур и административных действий в сфере планирования деятельности субъекта бюджетирования. Необходимо создать полноценное правовое регулирование процедуры планирования деятельности органов исполнительной государственной власти области, интегрирующее принятие отдельных, частных стратегических решений в разных органах исполнительной государственной власти области одной сферы ведения.
4.5.2. Планирование деятельности и обоснование расходов органов исполнительной государственной власти области в разрезе постановленных задач и с целью обеспечения запланированного результата, в том числе внедрение элементов системы оплаты труда государственных гражданских служащих области в зависимости от результатов деятельности.
Принципы результативного управления предполагают установление зависимости объема финансирования органа исполнительной государственной власти области от результатов деятельности. Применение результативных принципов управления расходами направлено на обеспечение эффективности использования бюджетных средств, то есть на такую организацию деятельности органа исполнительной государственной власти области, когда обеспечивается достижение заданных результатов при рациональном использовании бюджетных средств. Результатом деятельности органа исполнительной государственной власти области является реализация мероприятий в соответствии с планом деятельности и целевыми значениями показателей результативности.
Система "цели и задачи - финансовые средства" является слишком масштабной. Возникает необходимость создания системы бюджетного планирования, состоящей из трех элементов: "цели и задачи - административные процедуры - финансовые средства". Причем планирование деятельности должно предварять планирование расходов - только в этом случае можно преодолеть инерционность в функционировании органа исполнительной государственной власти области. Результатом обоснования расходов органов исполнительной государственной власти области в разрезе задач и с целью обеспечения запланированного результата являются управленческие решения по оптимизации деятельности - в части организационной структуры, исполнения государственных функций (оказания государственных услуг), структуры расходов, финансирования отдельных направлений деятельности (ведомственных целевых программ, мероприятий), поощрения отдельных государственных гражданских служащих и так далее.
Одним из результатов, а в дальнейшем инструментом реализации принципа "управления по результатам" должна стать разработка, принятие и внедрение в практику работы докладов о результатах и основных направлениях деятельности органов исполнительной государственной власти области.
4.5.3. Модернизация системы управления человеческими ресурсами.
Формирование кадрового ядра эффективных, компетентных чиновников и обеспечение их лояльности государству является одним из базовых условий успешной реформы государственного управления области.
Должны быть реализованы проекты, которые обеспечивают реальную связь между фактом достижения (или не достижения) целевых значений показателей результативности и размером заработной платы, которую получают ответственные "топ-менеджеры" органов исполнительной государственной власти области.
Стратегия усовершенствования существующей системы заключается в создании условий, при которых возможно оценивать деятельность государственных гражданских служащих. Этому способствует внедрение в практику существующих принципов, следующих взаимосвязанных показателей:
- система планирования деятельности, которая создает условия для определения показателей результативности деятельности;
- система показателей оценки деятельности государственных гражданских служащих области;
- система оплаты труда по результатам деятельности в отношении определенных (ключевых) должностей во всех органах исполнительной государственной власти области.
4.5.4. Модернизация существующих технологий оказания государственных услуг.
При создании систем стратегического планирования необходимо предусматривать задачи, на решение которых направлены новые управленческие технологии, современные инструменты государственного управления.
Конечной задачей административной реформы в данном отношении является повышение качества и доступности государственных услуг, а также услуг, оказываемых государственными учреждениями и предприятиями. В тоже время отечественная и зарубежная практика показывает, что механизм управления по результатам имеет существенные ограничения, которые прежде всего связаны с большими сложностями обеспечения напряженности показателей, с одной стороны, и возможностью легко манипулировать целевыми значениями показателей, с другой. Дополнительной проблемой является чрезвычайная длительность актуализации цепочки показатель - целевое значение показателя - мониторинг показателей результативности - изменение мотивации государственных служащих - изменение технологий предоставления государственных услуг - повышение качества и доступности услуг государства. Существенным техническим ограничением являются весьма высокие административные затраты, которые органам государственной власти приходится нести для того, чтобы использовать целевые значения показателей в качестве базы для расчета необходимых финансовых ресурсов.
Во многих случаях, когда перечень более эффективных технологий предоставления государственных услуг известен заранее, целесообразно переходить к внедрению таких технологий напрямую, не дожидаясь, когда системы стратегического планирования, оценки эффективности и мотивации государственных гражданских служащих заставят во имя достижения поставленных показателей результативности задуматься о применяемых технологиях оказания государственных услуг. В данном случае системы стратегического планирования и оценки эффективности будут использоваться, в том числе для мониторинга внедрения и эффективности новых технологий предоставления государственных услуг.
Управление по результатам на региональном уровне жестко взаимосвязано с изменением технологии предоставления государственных услуг. Низкое качество последних во многом определяется архаичными технологиями, используемыми органами исполнительной государственной власти области, которые оказывают услуги населению. Проекты в рамках административной реформы должны быть направлены на коренное преобразование традиционных методов работы органов исполнительной государственной власти области. Таким образом, в рамках административной реформы должны реализовываться проекты по изменению технологий оказания государственных услуг населению.
Например, в сфере образования: внедрение отраслевой системы оплаты труда, переход на подушевое финансирование общеобразовательных школ; в сфере здравоохранения: применение стандартов медицинских услуг, переход к одноканальному финансированию, переход на новую экономическую модель первичной медико-санитарной помощи населению; в сфере социальной защиты: реформирование системы предоставления социальной помощи по оплате жилищно-коммунальных услуг, повышение эффективности региональных бюджетных расходов на оказание социальной помощи малоимущим гражданам.
4.6. Формирование необходимого организационного, информационного, ресурсного и кадрового обеспечения административной реформы, совершенствование механизмов распространения успешного опыта государственного управления.
Успешность реализации административной реформы во многом зависит от понимания целей и задач административной реформы, заинтересованности гражданского общества в результатах реформы, с одной стороны, и наличия объективной информации о ходе ее реализации, с другой. Также необходимым фактором успешного проведения реформы является заинтересованность в ней государственных гражданских служащих, призванных обеспечить ее реализацию.
Неподготовленность участников административной реформы к ее проведению может привести к замедлению процесса преобразований, что обуславливает необходимость эффективной координации мероприятий по проведению административной реформы на областном уровне.
Целями мероприятий по данному направлению являются формирование необходимого организационного, кадрового и ресурсного обеспечения административной реформы, совершенствование механизмов распространения успешного опыта государственного управления.
В рамках реализации указанных мероприятий предполагается:
разработать методические рекомендации по проведению административной реформы в органах исполнительной государственной власти области;
провести мониторинг обучающих программ и определить программы обучения новым процедурам государственного управления в целях их реализации в рамках образовательных программ и курсов повышения квалификации государственных гражданских служащих области;
изучить и применять успешный опыт государственного управления в Вологодской области, создав для этого нормативную правовую базу.
5. Система управления мероприятиями административной реформы
В целях формирования системы управления мероприятиями административной реформы постановлением Губернатора области от 20 апреля 2010 года N 180 "О комиссии по проведению административной реформы в органах исполнительной государственной власти области" утверждены положение о комиссии по проведению административной реформы в органах исполнительной государственной власти области, ее состав.
В состав комиссии вошли представители органов исполнительной государственной власти области и структурных подразделений Правительства области, общественных организаций, науки. Возглавляет комиссию первый вице-губернатор области.
В соответствии с положением комиссия является коллегиальным органом, образованным для координации и контроля за ходом реализации мероприятий по проведению административной реформы в органах исполнительной государственной власти области.
Основными задачами комиссии являются:
обеспечение согласованных действий органов исполнительной государственной власти области, взаимодействие с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, с органами местного самоуправления и заинтересованными организациями при проведении административной реформы;
осуществление контроля за выполнением Плана мероприятий по проведению административной реформы в органах исполнительной государственной власти области, утвержденного настоящим постановлением Правительства области;
рассмотрение проектов законов области и иных нормативных правовых актов Законодательного Собрания области, проектов правовых актов Губернатора области, Правительства области, разработанных органами исполнительной государственной власти области, направленных на реализацию административной реформы и (или) связанных с изменениями структуры, функций органов исполнительной государственной власти области;
рассмотрение предложений по вопросам реализации административной реформы;
оценка эффективности деятельности органов исполнительной государственной власти области, выработка рекомендаций по оптимизации их функционирования;
осуществление контроля за разработкой и внедрением в органах исполнительной государственной власти области административных регламентов исполнения государственных функций (административных регламентов предоставления государственных услуг), административных регламентов взаимодействия, а также за выполнением мероприятий, направленных на разработку и успешное внедрение стандартов государственных услуг, предоставляемых органами исполнительной государственной власти области;
осуществление контроля за деятельностью органов исполнительной государственной власти области по формированию необходимого организационного, информационного, ресурсного и кадрового обеспечения проведения административной реформы в органах исполнительной государственной власти области.
В соответствии с постановлением Правительства области от 25 января 2010 года N 46 "О Департаменте государственной службы и кадровой политики Вологодской области" (с последующими изменениями) Департамент государственной службы и кадровой политики области выполняет функции уполномоченного органа исполнительной государственной власти области по реализации административной реформы в органах исполнительной государственной власти области.
Согласно постановлению Правительства области от 5 марта 2010 года N 241 "О создании Реестра и Портала государственных и муниципальных услуг (функций) Вологодской области" Департамент государственной службы и кадровой политики области определен уполномоченным органом по ведению информационного ресурса Реестра государственных услуг области.
Постановлением Правительства области от 28 июня 2010 года N 738 "О внесении изменений в постановление Правительства области от 5 марта 2010 года N 241" Департамент государственной службы и кадровой политики области определен уполномоченным органов по осуществлению информационного взаимодействия с уполномоченным органом по ведению информационного ресурса федеральной государственной информационной системы "Сводный реестр государственных и муниципальных услуг (функций)" для размещения сведений о государственных услугах (функциях) из Реестра государственных услуг (функций) области в Сводном реестре.
В соответствии с постановлением Правительства области от 27 сентября 2010 года N 1105 "О Комитете информационных технологий и телекоммуникаций Вологодской области" Комитет информационных технологий и телекоммуникаций области определяет направления и мероприятия по развитию информационного общества и формированию электронного правительства в области, в том числе в части перехода к предоставлению государственных услуг в электронном виде.
В соответствии с постановлением Правительства области от 11 октября 2010 года N 1160 создано государственное бюджетное учреждение области "Центр информационных технологий", предметом деятельности которого является создание и обеспечение функционирование информационных систем области и инфраструктуры электронного правительства области.
Согласно распоряжению Губернатора области от 25 мая 2010 года N 998-р "Об утверждении Плана мероприятий по развитию информационного общества и формированию электронного правительства в Вологодской области на 2010 - 2012 годы" (с последующими изменениями) Комитет информационных технологий и телекоммуникаций области определен координатором деятельности органов исполнительной государственной власти области по реализации мероприятий Плана.
6. Система мероприятий по информационному сопровождению административной реформы
В рамках формирования системы мероприятий по обеспечению информационной открытости органов исполнительной государственной власти области следует модернизировать механизмы влияния гражданского общества на подготовку и принятие решений органов исполнительной государственной власти области, затрагивающих права и законные интересы граждан, организаций, делового сообщества. Предлагаемые инфо-коммуникативные и организационные технологии позволят активизировать коммуникативное поведение субъектов социальных процессов, ориентированных на расширение информационного взаимодействия органов исполнительной государственной власти области и структур гражданского общества в рамках проводимой административной реформы, в том числе:
1. Совершенствовать систему своевременного информирования граждан, организаций, делового сообщества о деятельности органов исполнительной государственной власти области и механизмах их влияния на принимаемые общественно значимые решения, включающей:
регулярное проведение информационных мероприятий с участием Губернатора области, первого вице-губернатора области, вице-губернатора области, первых заместителей и заместителей Губернатора области, руководителей структурных подразделений Правительства области и органов исполнительной государственной власти области, ответственных за проведение мероприятий административной реформы в области;
проведение публичных обсуждений и независимой экспертизы социально значимых решений органов исполнительной государственной власти области;
включение представителей структур гражданского общества в рабочие группы, другие структуры по подготовке нормативных правовых актов органов исполнительной государственной власти области, затрагивающих права и законные интересы граждан, организаций, делового сообщества.
2. Распространять информационные материалы о проведении административной реформы в области, в том числе о государственных услугах, доступных для разных категорий потребителей, а также об административных регламентах, определяющих процедуры взаимодействия органов исполнительной государственной власти области с гражданами и организациями.
Механизмы влияния структур гражданского общества на принятие решений, оценку их действенности и коррекцию их реализации должны быть предусмотрены для всех устанавливаемых Программой процедур принятия решений, в том числе для:
разработки и принятия стандартов государственных услуг;
разработки и принятия административных регламентов, устанавливающих процедуры для административных процессов, связанных с взаимодействием с гражданами и организациями;
проведения всех видов мониторинга, связанных с реализацией Программы.
7. Ожидаемые результаты реализации Программы
В результате реализации Программы должны быть достигнуты следующие результаты:
1. Повышение качества государственных услуг, предоставляемых органами исполнительной государственной власти области.
2. Переход на современные схемы предоставления услуг (технологии "одного окна", деперсонализация процесса предоставления услуг, предоставление услуг в электронном виде).
3. Обеспечение полной информированности заявителей о порядке и способах предоставления государственных услуг, структуре и составе органов исполнительной государственной власти области.
4. Кардинальное снижение издержек обмена информацией между органами исполнительной государственной власти области, ускорение процедуры принятия решений.
5. Существенное снижение административных барьеров и уровня государственного вмешательства в сферу экономической деятельности, реального производства и социальную сферу общественных отношений.
6. Повышение эффективности контакта органов исполнительной государственной власти области с населением.
7. Повышение открытости деятельности органов исполнительной государственной власти области, их подконтрольности институтам гражданского общества.
8. Повышение управляемости органов исполнительной государственной власти области за счет внедрения процедур управления по результатам.
9. Повышение результативности и эффективности расходования бюджетных средств.
10. Подготовка к реорганизации системы бюджетных учреждений.
Оценка результативности и эффективности реализации Программы административной реформы в области будет проводиться по показателям результативности и эффективности (таблица 1), а также по показателям результативности по каждому направлению административной реформы (таблица 2).
Таблица 1
Показатели эффективности административной реформы
N п/п |
Показатель |
Единицы измерения |
2010 год |
2011 год |
2012 год |
2013 год |
1. |
Прирост доли опрошенных, удовлетворенных эффективностью административного регулирования деятельности субъектов социально-экономических отношений, к уровню 2010 года со стороны органов исполнительной государственной власти области |
% |
база |
+ 5 |
+ 15 |
+ 25 |
2. |
Степень удовлетворенности граждан качеством предоставляемых органами исполнительной государственной власти области государственных услуг |
% к базовому уровню |
база |
+ 20 |
+ 25 |
+ 30 |
3. |
Доля респондентов, выбравших ответ "скорее доверяю" и "доверяю" органам исполнительной государственной власти области из предложенных вариантов: "не доверяю", "скорее не доверяю", "не могу определить", "скорее доверяю", "доверяю" |
% |
база |
+ 3 |
+ 10 |
+ 15 |
4. |
Место области в рейтинге качества государственного управления, составляемом Государственным университетом - Высшей школой экономики по итогам года |
место в рейтинге к базовому уровню |
База |
+ 3 |
+ 5 |
+ 7 |
Таблица 2
Показатели выполнения административной реформы в Вологодской области
N п/п |
Наименование задач |
Показатель результативности |
Единицы измерения |
Значение показателя результативности |
|||
2010 год |
2011 год |
2012 год |
Целевое значение (2013 год) |
||||
1. |
Оптимизация функций органов исполнительной государственной власти области |
1.1 доля подготовленных проектов нормативных правовых актов области, в отношении которых проведена антикоррупционная экспертиза |
% |
100 |
100 |
100 |
100 |
1.2 доля органов исполнительной государственной власти области и областных учреждений, передавших Комитету государственного заказа области функции по размещению заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд области |
% |
100 |
100 |
100 |
100 |
||
2. |
Оптимизация и модернизация административно-управленческих процессов |
2.1 количество государственных услуг, для которых утверждены административные регламенты их предоставления |
ед. |
25 |
45 |
60 |
90 |
2.2 доля государственных услуг, качество и доступность предоставления которых удовлетворяет потребителей |
% |
база |
40 |
50 |
60 |
||
2.3 количество государственных услуг, предоставляемых по принципу "одного окна" |
ед. |
100 |
120 |
130 |
150 |
||
3. |
Создание интегрированной системы предоставления государственных услуг в Вологодской области, в том числе на базе многофункциональных центров предоставления услуг и путем внедрения процедуры оказания услуг в электронной форме |
3.1 количество созданных многофункциональных центров предоставления государственных услуг |
ед. |
1 |
2 |
2 |
2 |
3.2 количество государственных услуг, оказываемых в многофункциональных центрах (приходится на один многофункциональный центр) |
ед. |
60 |
100 |
110 |
120 |
||
3.3 количество заявителей, обратившихся в многофункциональные центры (в виде прироста к базовому показателю) |
% |
база |
+10 |
+15 |
+20 |
||
3.4 среднее сокращение срока предоставления государственной услуги (на примере услуг в сфере социальных отношений) |
% |
база |
10 |
15 |
20 |
||
3.5 количество государственных услуг, информация о которых размещена на Портале государственных и муниципальных услуг (функций) области |
ед. |
58 |
65 |
70 |
70 |
||
3.6 количество государственных услуг, предоставляемых органами исполнительной государственной власти области, информация о которых размещена на Едином портале государственных и муниципальных услуг (функций) |
ед. |
58 |
65 |
70 |
70 |
||
3.7 доля государственных услуг, информация о которых размещена на Портале государственных и муниципальных услуг (функций) области, формы документов по которым можно получить на Портале государственных и муниципальных услуг (функций) области |
% |
30 |
60 |
100 |
100 |
||
4. |
Внедрение современных методов и механизмов управления по результатам в наиболее приоритетных сферах управления |
4.1 количество органов исполнительной государственной власти области, внедривших элементы системы оплаты труда по результатам деятельности |
ед. |
2 |
5 |
7 |
15 |
5. |
Оказание содействия органам местного самоуправления области в проведении административной реформы |
5.1 количество муниципальных образований области (муниципальных районов, городских округов), утвердивших программы и планы мероприятий проведения административной реформы |
ед. |
7 |
15 |
20 |
28 |
5.2 количество муниципальных образований области (муниципальных районов, городских округов), утвердивших планы-графики перехода на предоставление муниципальных услуг в электронной форме |
ед. |
2 |
10 |
22 |
28 |
||
5.3 доля муниципальных образований области (муниципальных районов, городских округов), разместивших сведения о муниципальных услугах на Портале государственных и муниципальных услуг (функций) области |
% |
10 |
40 |
65 |
100 |
||
5.4 количество муниципальных образований области (муниципальных районов, городских округов), создавших Реестры муниципальных услуг |
ед. |
2 |
10 |
15 |
28 |
||
6. |
Обеспечение административной реформы |
6.1 доля государственных гражданских служащих, прошедших тренинги, обучающие курсы и иные образовательные мероприятия по административной реформе, в общем числе государственных гражданских служащих области |
% |
60 |
80 |
100 |
100 |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.