Постановление мэра г. Череповца Вологодской области
от 15 октября 2008 г. N 3546
"Об утверждении долгосрочной целевой муниципальной программы развития субъектов малого и среднего предпринимательства в городе Череповце на 2009-2012 годы"
19 марта, 30 июня, 12 октября, 28 декабря 2009 г., 5 июля, 11, 26 октября 2010 г.
В соответствии с Федеральными законами от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", Бюджетным кодексом Российской Федерации, Уставом города Череповца, в целях содействия развитию малого и среднего предпринимательства на территории города постановляю:
1. Утвердить прилагаемую долгосрочную целевую муниципальную программу развития субъектов малого и среднего предпринимательства в городе Череповце на 2009-2012 годы.
2. Контроль за исполнением постановления возложить на заместителя мэра города С.А. Ананенко.
3. Настоящее постановление вступает в силу с 01.01.2009.
Исполняющий обязанности мэра города |
Н.А.Савенков |
Долгосрочная целевая муниципальная программа
развития субъектов малого и среднего предпринимательства в городе Череповце на 2009-2012 годы
(далее - Программа)
(утв. постановлением мэра г. Череповца Вологодской области от 15 октября 2008 г. N 3546)
19 марта, 30 июня, 12 октября 2009 г., 5 июля, 11 октября 2010 г.
Постановлением мэрии г. Череповца Вологодской области от 26 октября 2010 г. N 4096 (в редакции постановления мэрии г. Череповца Вологодской области от 31 декабря 2010 г. N 5437) в паспорт настоящей Программы внесены изменения
Паспорт Программы
Наименование Программы, срок реализации |
Долгосрочная целевая муниципальная программа развития субъектов малого и среднего предпринимательства в городе Череповце на 2009-2012 годы |
Цель Программы |
1. Содействие развитию малого и среднего предпринимательства на территории города и оказание субъектам малого и среднего предпринимательства содействия в поиске новых потенциальных направлений, экономических и производственных ниш. 2. Увеличение количества субъектов малого и среднего предпринимательства в г. Череповце, в первую очередь, в значимых для экономики города сферах. 3. Увеличение количества занятых на предприятиях малого и среднего бизнеса. 4. Снижение напряженности на рынке труда, обеспечение занятости и развитие самозанятости населения г. Череповца. 5. Увеличение объема налоговых поступлений от субъектов малого и среднего предпринимательства (далее - МСП) в бюджеты всех уровней. 6. Организация процесса эффективного взаимодействия власти, бизнеса и общества путем создания и поддержки новых форм их сотрудничества. 7. Содействие развитию инфраструктуры поддержки МСП |
Целевые потребители Программы |
1. Социально активная часть населения, способная к ведению предпринимательской деятельности. 2. Действующие индивидуальные предприниматели. 3. Действующие предприятия. 4. Безработные граждане, в т.ч. стоящие на учете в ГУ ВПО "Центр занятости населения города Череповца". 5. Молодые люди, в т.ч. студенты и выпускники профессиональных учебных заведений |
Исполнители, участники Программы |
1. Мэрия города Череповца. 2. Организации, образующие инфраструктуру поддержки МСП |
Ответственные лица:
Ответственное лицо |
Фамилия, имя, отчество |
Должность |
Контактный телефон |
Электронная почта |
Руководитель Программы |
Кувшинников Олег Александрович |
Мэр города |
50-07-21 |
mayor@cherepovetscity.ru |
Менеджер Программы |
Леньков Дмитрий Павлович |
Начальник управления стратегического планирования мэрии |
57-24-24 |
DP.Lenkov@cherepovetscity.ru |
Ответственный по проекту "Форсайт" |
Леньков Дмитрий Павлович |
Начальник управления стратегического планирования мэрии |
57-24-24 |
DP.Lenkov@cherepovetscity.ru |
Объем финансирования Программы в разрезе источников и распорядителей финансовых средств:
(тыс. руб.)
Источник финансирования |
Итого |
Орган мэрии, организация |
|||||||||||
НП "АГР" |
ВТПП |
Мэрия |
|||||||||||
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
||
Городской бюджет, в т.ч. |
9905 |
2100 |
1950 |
2470 |
2850 |
2,5 |
2,5 |
2,5 |
2,5 |
|
525 |
|
|
- субсидии организациям, образующим инфраструктуру поддержки МСП |
9380 |
2100 |
1950 |
2470 |
2850 |
2,5 |
2,5 |
2,5 |
2,5 |
|
|
|
|
- субсидии субъектам МСП (финансовая поддержка) |
525 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
525 |
|
|
Областной бюджет |
2632 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2632 |
|
|
Федеральный бюджет |
50000 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
50000 |
|
|
Собственные средства |
24851,9 |
5951,9 |
6200 |
6300 |
6400 |
|
|
|
|
|
|
|
|
Прочие источники (учредитель ОАО "Северсталь") |
9320 |
2300 |
1700 |
2470 |
2850 |
|
|
|
|
|
|
|
|
Планируемый эффект от реализации Программы
(количественная, качественная характеристика результата)
Реализация Программы должна обеспечить среднегодовое увеличение количества субъектов МСП на уровне 3,9%. При этом основное увеличение количества субъектов МСП должно произойти в сфере производства, обрабатывающей промышленности, оказания новых видов услуг. К 2012 году количество субъектов МСП составит 22760 ед.
Количество работающих на предприятиях МСП, включая индивидуальных предпринимателей должно составить 50734 чел. или 29,5% всех занятых в экономике города.
Доля налоговых поступлений от МСП в собственных доходах бюджета города должна к 2012 году достигнуть не менее 11%. Доля малых предприятий в общегородском объеме отгруженных товаров, выполненных работ и услуг достигнет к 2012 году 6%.
Программа позволит проводить эффективную муниципальную политику по созданию благоприятных условий для развития малого предпринимательства, повышения технического уровня производства на малых предприятиях и эффективности взаимодействия малых предприятий с крупными промышленными предприятиями г. Череповца, а также с предприятиями других регионов, обеспечить развитие негосударственной системы поддержки субъектов малого предпринимательства.
Исполнение Программы обеспечит всесторонний характер поддержки МСП путем использования всей совокупности функций имеющихся организаций и структур.
I. Оценка текущей ситуации, сложившейся в сфере МСП г. Череповца.
Анализ проблем и обоснование необходимости их решения
В последние годы развитие МСП в г.Череповце приобретает все большее политическое, социальное и экономическое значение. Малые предприятия обеспечивают здоровую конкуренцию на рынке товаров и услуг, способствуя улучшению их качества, создают новые рабочие места, снижают уровень безработицы и, как следствие, способствуют повышению уровня жизни. Постановлением мэрии города от 01.11.2009 N 3786 создан Координационный совет по развитию малого и среднего предпринимательства в городе (далее - Координационный совет), задачей которого является выработка рекомендаций по вопросам поддержки МСП, взаимодействие с объединениями предпринимателей, участие в разработке и реализации федеральных, городских, территориальных и отраслевых программ развития и поддержки МСП.
Ввиду того, что экономика города Череповца является монопрофильной, развитие МСП становится важнейшей задачей, способствующей диверсификации городской экономики, снижению уровня зависимости от одного производства (ЧерМК ОАО "Северсталь").
В сфере МСП основная доля товаров/услуг приходится на строительство, операции с недвижимостью, транспорт и связь, оптовую и розничную торговлю. Это объясняется стремлением бизнеса занимать наиболее прибыльные ниши в соответствии с кратковременными тенденциями. Развитие альтернативных видов деятельности представлено незначительно и составляет 2,3% в общем объеме промышленных услуг.
Малый и средний бизнес в структуре экономики города
(рисунок 1)
"Малый и средний бизнес в структуре экономики города (рисунок 1)"
Развитие альтернативных отраслей и точек роста в новой экономике в городе не прослеживается. Предприятия малого бизнеса обеспечивают невысокую занятость (~14%) и долю ФОТ в общем объеме ФОТ города (~11%). Производительность труда большинства малых предприятий города низкая. Доля предприятий среднего бизнеса в городе незначительная (0,5% от общего количества зарегистрированных предприятий).
Негативные последствия финансово-экономического кризиса 2008-2009 гг. заметно отразились на деятельности субъектов МСП. Его влияние выразилось в снижении спроса на продукцию, росте неплатежей со стороны покупателей, ужесточении требований кредитных организаций, дефиците ликвидности, что привело к несвоевременным выплатам заработной платы, просрочке налоговых платежей, просрочке оплаты за поставленное сырье, материалы, услуги, приостановлению предпринимательской деятельности.
Пик кризиса пришелся на 1 полугодие 2009 года. За этот период по сравнению со вторым полугодием 2008 года в сфере МСП произошло снижение выручки от продажи товаров, продукции, работ, услуг на 16337 млн. руб. или на 43%. В суммовом выражении выручка за первое полугодие 2009 года составила 22096 млн. руб., второе полугодие 2008 года - 38433 млн. руб. Налоговая база по обязательному пенсионному страхованию (далее - ОПС) за первое полугодие 2009 года снизилась на 503,9 млн. руб. или на 19,2%.
Экономический кризис привел к снижению уровня производства в сфере МСП:
Малый и средний бизнес | |||
|
2-е полугодие 2008 г. |
1-е полугодие 2009 г. |
Отклонение значений 2009 г. от значений 2008 г., % |
Выручка от реализации, млн. руб. |
38433,35 |
22096,42 |
- 43 |
Фонд оплаты труда, млн. руб. |
2616,22 |
2112,34 |
- 19 |
Численность, чел. |
53810 |
39343 |
- 27 |
Средняя заработная плата, тыс. руб. |
8103 |
7372 |
- 9 |
В строительстве произошло снижение выручки от продажи товаров, продукции, услуг, работ на 4397 млн. руб. или на 53%. Налоговая база по ОПС за 1-е полугодие 2009 года снизилась на 204,9 млн. руб. или на 39%. Численность работников по данным ОПС снизилась на 3245 чел. (1-е полугодие 2009 года - 5428 чел., 2-е - полугодие 2008 года - 8673 чел.). Строительство является наиболее пострадавшей отраслью, хотя проблемы начались еще весной 2008 года, а кризис лишь усугубил негативную тенденцию. В результате, в типовом многоэтажном строительстве спад спроса фиксируется компаниями на 50-90%, в малоэтажном домостроительстве чуть меньше - на 30-60%, в проектировании и монтаже инженерных коммуникаций - на 40-60%. Наблюдается плавное снижение цен на недвижимость, которое пока не способно оживить спрос. Разрешению проблем отрасли препятствует и возобновление роста стоимости строительных материалов, вызванного увеличением накладных издержек участников рынка. Также в результате девальвации произошел резкий рост стоимости импортных материалов.
В оптовой и розничной торговле произошло снижение выручки от продажи товаров, продукции, работ, услуг на 956 млн. руб. или на 9,3%. Налоговая база по ОПС за 1-е полугодие 2009 года снизилась на 69 млн. руб. или на 19,9%. Численность работников по данным ОПС снизилась на 2273 чел. (1-е полугодие 2009 года - 5572 чел., 2-е полугодие 2008 года - 7845 чел.). Ключевая проблема для оптовых компаний - нарушение финансовых потоков на рынках. Важным фактором существования оптового звена являются отсрочки производителей и крупных оптовых компаний, формируемые, в том числе, за счет банковских кредитов, а также собственные отсрочки для розничных компаний и других потребителей. Одновременно многие поставщики усилили прямые продажи и стали выходить на конечных потребителей в обход оптового звена, что также способствовало вымыванию с рынка наиболее слабых игроков.
В сфере розничной торговли промышленными товарами спрос сохранился в прежней мере лишь на отдельные виды промышленных товаров повседневного спроса - это одежда, текстиль и обувь. Для промышленных товаров характерна высокая зависимость от импорта как по готовой продукции, так и по комплектующим и отдельным элементам. Девальвация вызвала необходимость повышения цен, что идет вразрез с падением доходов населения. Кроме того, нарушение финансовых связей привело к сбоям поставок импортных товаров. Как результат, отдельные розничные операторы испытывают затруднения с ассортиментом - дефицит импорта не может быть компенсирован российскими товарами.
Сфера розничной торговли продовольственными товарами испытала влияние кризиса в меньшей мере, чем другие отрасли экономики. Отмечаемое падение спроса не превышает 15-20%, хотя наблюдается незначительное снижение суммы среднего чека и происходит изменение структуры спроса в пользу более дешевой продукции. Как и в прочих отраслях компании испытывают определенный недостаток финансовых ресурсов для обновления ассортимента и развития. Происходит увеличение сроков оборачиваемости. Нередки изменения среди поставщиков и сбои в поставках.
По операциям с недвижимостью также произошло снижение выручки от продажи товаров, продукции, услуг, работ на 76,7 млн. руб. или на 5,4%. Налоговая база по ОПС за 1-е полугодие 2009 года снизилась на 68 млн. руб. или на 16,9%. Численность работников по данным ОПС снизилась на 2601 человек (1-е полугодие 2009 года - 6867 чел., 2-е полугодие 2008 года - 9468 чел.).
В обрабатывающей промышленности произошло увеличение выручки от продажи товаров, продукции, работ, услуг на 1216,3 млн. руб. или на 25%, а налоговая база по ОПС за 1-е полугодие 2009 года снизилась на103 млн. руб. или на 15,4%. Численность работников по данным ОПС снизилась на 1819 чел. (1-е полугодие 2009 года - 683 чел., 2-е полугодие 2008 года - 8672 чел.).
В транспорте и связи произошло увеличение выручки от продажи товаров, продукции, работ, услуг на 44 млн. руб. или на 4,3%, а налоговая база по ОПС за 1-е полугодие 2009 года снизилась на 52,8 млн. руб. или на 40%. Численность работников по данным ОПС снизилась на 722 чел. (1-е полугодие 2009 года - 1392 чел., 2-е полугодие 2008 года - 2114 чел.). Спад объема заказов по разным оценкам составляет 60-80%. Финансовые проблемы перевозчиков усугубил фактор сезонности - объем перевозок сокращается в зимний период. Цены на транспортные услуги упали на 30-50%. Специфические проблемы транспортных компаний, прибыль которых значительно зависит от доли пустого пробега - резкое падение оборачиваемости транспортных средств (на 50-60%). В связи со снижением плотности заказов машинам приходится дожидаться обратного груза из пункта назначения несколько дней либо возвращаться без груза.
Усилилась конкуренция со стороны частных перевозчиков. Девальвация рубля привела к росту стоимости запчастей на импортную технику до 30%. Увеличились сроки поставки запчастей, в результате чего компании вынуждены временно выводить из эксплуатации часть парка.
Общий объем инвестиций предприятий и организаций города в основной капитал за 3 квартала 2009 года уменьшился на 54,3% по сравнению с аналогичным периодом 2008 года. В структуре инвестиций за анализируемый период преобладают собственные средства (около 85%).
В целом в 2009 году (по отношению к аналогичному периоду 2008 года) снизилась доля собственных средств за счет снижения прибыли на 83%. Незначительно увеличилась доля привлеченных средств, при этом общий объем привлеченных средств снизился на 52% за счет значительного снижения кредитных ресурсов, привлеченных средств.
С целью минимизации негативных последствий финансово-экономического кризиса 13 января 2009 года мэром города было подписано постановление "О создании городского антикризисного штаба по устойчивому функционированию экономики и социальной сферы города".
В итоге, благодаря реализации мероприятий в рамках перечисленных выше программ, в IV квартале 2009 г., несмотря на сложную финансово-экономическую ситуацию, наблюдалась устойчивая положительная динамика в сфере МСП. В 2009 году в г. Череповце было зарегистрировано 661 предприятие, 1429 индивидуальных предпринимателей.
Согласно данным опроса, проведенного НП "Агентство Городского Развития", в IV квартале 2009 года, 8% опрошенных отметили, что дела у фирмы идут отлично, фирма процветает (в I квартале 2009 года таких ответов не было). В IV квартале 2009 года 70% опрошенных отмечали свое состояние как хорошее ("дела идут неплохо, но могло бы быть и лучше") против 55% опрошенных в I квартале 2009 года.
Количество субъектов МСП, отмечающих свое состояние как критическое, снизилось с 11% в I квартале до 1% в IV квартале 2009 года.
С сентября по декабрь 2009 года наблюдается снижение количества сокращений сотрудников на предприятиях МСП. Снижение спроса на свою продукцию в октябре-декабре 2009 года зафиксировали только 66% опрошенных против 85% в I квартале 2009 года.
В течение 2009 года в городе велась активная работа по реализации мероприятий, направленных на стабилизацию ситуации в сфере МСП.
В частности, субъектам МСП оказывалась финансовая поддержка по направлениям:
1. Выдача субсидий в размере 300 тыс. руб. (субсидию получили 43 субъекта на сумму 12,5 млн. руб., получателями субсидий создано 817 рабочих мест).
2. Субсидирование процентной ставки (число получателей - 40 субъектов МСП, на сумму 8,1 млн. руб., создано 210 новых рабочих мест).
3. Выдано 13 поручительств в рамках программы "Гарантийный фонд".
Кроме того, в 2009 году было бесплатно обучено 1000 человек из числа безработных граждан основам ведения собственного дела, 196 начинающих предпринимателей получили субсидию на создание бизнеса в рамках программы "Самозанятость". 1180 человек прошли обучение на бизнес-семинарах, тренингах, приняли участие в деловых встречах.
23 предприятия размещены в бизнес-инкубаторе города Череповца (создано 282 новых рабочих места).
Ведется консультирование начинающих и действующих предпринимателей по юридическим, бухгалтерским, кадровым вопросам, по бизнес-планированию, менеджменту, маркетингу. В 2009 году за консультацией обратилось 11500 чел., в т.ч. по телефону "горячей линии" по вопросам поддержки бизнеса в условиях кризиса - 462 чел.
Многие важные решения в отношении МСП приняты в рамках работы Координационного совета по развитию МСП (снижена ставка К2, применяемая при расчете ЕНВД, до уровня 2008 г., по торговле социально значимыми видами товаров - ниже уровня 2008 г.; снижена базовая ставка аренды муниципального имущества до уровня 2008 г.; снижена плата за размещение временных рекламных конструкций до уровня 2008 г.; введен мораторий по сносу временных объектов торговли до завершения кризисного периода и др.).
Суммарный пакет помощи предприятиям МСП г. Череповца в 2009 г. составил 96,5 млн. руб.
Рассматривая МСП в качестве составляющего элемента городской экономики, необходимо отметить, что по своему составу и структуре эта сфера достаточно неоднородна. По результатам исследования органов государственной статистики, малый и средний бизнес охватывает практически все отрасли экономики.
В настоящее время сферу МСП в городе характеризуют следующие показатели:
1. Количество действующих предприятий МСП (в т.ч. индивидуальных предпринимателей) - 21730 (9 мес. 2009 г.).
2. Количество занятых на предприятиях МСП - 19521 чел.;
3. Объем отгруженной продукции предприятиями МСП - 33346,9 млн. руб.
4. Поступление от малого бизнеса в доходы городского бюджета - 533,0 млн. руб., что составляет 102,1% от уровня поступлений от МСП в 2008 году.
Движущей силой экономики и роста объемов производства в последние три года являлись благоприятные внешние факторы, конъюнктура на внешнем и внутреннем рынках в базовых отраслях экономики города - металлургии и химии.
Выявлены основные критические риски развития городской экономики:
1. В перспективе Череповец имеет все основания оставаться моноструктурным промышленным городом. Определяющая роль в экономике города сохранится за крупными предприятиями черной металлургии.
2. Развитие черной металлургии подвержено цикличности (периодичность подъемов и спадов производства) и во многом зависит от мировой конъюнктуры.
3. Промышленные предприятия ориентированы на выпуск продукции первичного передела, фиксируется низкое внедрение инновационных технологий.
4. Развитие промышленных предприятий города сопровождается высвобождением трудовых ресурсов. Прогнозируется тенденция роста незанятых трудовых ресурсов.
5. Фиксируется низкий объем присутствия предприятий МСП в структуре экономики города.
6. МСП в большей степени перераспределяет доходы (т.е. обслуживает население) либо концентрируется вокруг крупных производств. Как следствие, усиливает цикличность моноструктурной экономики.
Таким образом, необходимость разработки настоящей Программы обусловлена рядом факторов:
1. Сложившейся социально-экономической ситуацией, связанной с падением спроса на металлургическом рынке, прогнозируемым снижением рентабельности отрасли и ростом безработицы. Ожидается, что большую популярность будут завоевывать технологии, позволяющие отказаться от использования металла. Это рождает необходимость реализации мер, направленных на развитие новых видов производств.
2. Масштабностью, сложностью и многообразием проблем МСП и необходимостью их интеграции с целью разработки и осуществления комплекса программных мероприятий.
3. Необходимостью наращивать индустриальное ядро города с целью компенсации сокращения объемов производства в металлургической отрасли.
4. Необходимостью предусмотреть ожидаемый спад в экономике города в виду цикличности экономического развития, реализуя при этом стратегию, направленную на преодоление зависимости экономики моногорода от одного производства (ЧерМК ОАО "Северсталь").
5. Потребностью в координации усилий органов власти различных уровней и негосударственных организаций, в том числе общественных объединений предпринимателей, для решения проблем предпринимателей.
Мониторинг сферы МСП показал, что в настоящее время существует ряд факторов, тормозящих позитивные процессы в сфере МСП. К их числу относятся:
1. Недостаток собственных средств у предпринимателей для развития бизнеса.
2. Проблемы в сфере кредитования (высокие процентные ставки, необходимость залога, большое количество необходимых документов и др.)
3. Отсутствие помещений для ведения деятельности, в т.ч. производственных.
4. Недостаточное информационное обеспечение.
5. Административные барьеры.
Таким образом, мероприятия, предусмотренные настоящей Программой, призваны решить существующие проблемы. Процесс их решения предполагает создание системы комплексной муниципальной поддержки МСП во взаимосвязи с уже имеющейся системой региональной и государственной поддержки МСП.
Особенностью Программы является дифференцированность мероприятий с учетом разных стадий развития малых предприятий. Так, например, ряд мероприятий направлен на оказание помощи начинающим предпринимателям (бесплатное обучение безработных граждан основам ведения бизнеса, имущественная поддержка в рамках программы "Бизнес-инкубатор", финансовая помощь начинающим предпринимателям), предусмотрены мероприятия по поддержке действующего бизнеса (информационно-консультационная помощь, финансовые программы - "Гарантийный фонд" и "Субсидирование процентной ставки", создание и развитие технопарка и др.).
Важной особенностью настоящей Программы является то, что она решает одну из ведущих проблем в сфере МСП города, а именно - способствует переходу предприятий из категории "малое" в "среднее". В частности, этому способствуют мероприятия, реализуемые в рамках направления "Создание технопарка".
II. Цели и задачи Программы
Содержание настоящей Программы соответствует целям и задачам, определенным основными положениями Концепции Стратегии социально-экономического развития Вологодской области на долгосрочную перспективу, одобренной постановлением Правительства Вологодской области от 16.04.2004 N 380, долгосрочной целевой программой "Развитие малого и среднего предпринимательства в Вологодской области на 2009-2012 годы", утвержденной постановлением Правительства Вологодской области от 27.01.2009 N 118 (с изменениями), Проектом Комплексного плана модернизации моногорода Череповца Вологодской области.
Основная цель Программы - обеспечение устойчивого развития предпринимательства на фоне ликвидации диспропорций в структуре экономики города в сторону металлургического производства.
Общими целями Программы являются:
1. Содействие развитию МСП на территории города и оказание субъектам МСП содействия в поиске новых потенциальных направлений, экономических и производственных ниш.
2. Увеличение количества субъектов МСП в городе Череповце, в первую очередь, в значимых для экономики города сферах (производство, в т.ч. высокотехнологичное, обрабатывающая промышленность, оказание новых видов услуг, внутренний туризм и т.д.).
3. Увеличение количества занятых на предприятиях МСП.
4. Снижение напряженности на рынке труда, обеспечение занятости и развитие самозанятости населения города Череповца.
5. Увеличение объема налоговых поступлений от субъектов МСП в бюджеты всех уровней.
6. Организация процесса эффективного взаимодействия власти, бизнеса и общества путем создания и поддержки новых форм их сотрудничества.
7. Содействие развитию инфраструктуры поддержки МСП.
Основные задачи Программы:
1. Создание благоприятных условий для развития МСП на территории города.
2. Развитие инфраструктуры поддержки субъектов МСП.
3. Оказание финансовой, имущественной и информационно-консультационной поддержки субъектов МСП.
4. Проведение мероприятий, направленных на популяризацию предпринимательской деятельности.
5. Развитие внешнеэкономической деятельности малых и средних предприятий, привлечение зарубежных инвестиций.
6. Диверсификация экономики города, развитие приоритетных сфер деятельности (производство, здравоохранение, образование) с целью устранения сложившихся диспропорций.
Основными направлениями реализации Программы являются:
1. Совершенствование условий для развития МСП.
2. Расширение доступа субъектов МСП к финансовым ресурсам.
3. Имущественная поддержка субъектов МСП.
4. Содействие развитию организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов МСП.
5. Консультационная и информационная поддержка субъектов МСП.
6. Поддержка субъектов МСП в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров.
7. Пропаганда и популяризация предпринимательской деятельности.
8. Содействие росту конкурентоспособности и продвижению продукции субъектов малого предпринимательства, развитие инвестиционной активности предпринимательства.
9. Мероприятия, направленные на поддержку МСП в различных секторах экономики.
Мероприятия, предусмотренные настоящей Программой, реализуются в соответствии с Проектом Комплексного плана модернизации моногорода Череповца Вологодской области и используют накопившийся потенциал.
Реализация Программы призвана обеспечить:
1. Улучшение условий функционирования малого бизнеса, сбалансированного в связи с изменяющимися социально-экономическими условиями.
2. Формирование благоприятного общественного мнения о предпринимательской деятельности. Популяризация идей предпринимательства, вовлечение в предпринимательскую деятельность экономически активных граждан города. 3. Привлечение внимания общественности к наиболее острым проблемам малого бизнеса. Широкое использование в практике перспективных форм и методов поддержки малого бизнеса. Выработка консолидированных решений по проблемам малого предпринимательства.
4. Необходимую нормативно-правовую базу деятельности субъектов МСП, в т.ч. в виде настоящей Программы.
5. Наличие развитой инфраструктуры поддержки МСП, обеспечивающей научно-методическое, информационное, образовательное и консультационное сопровождение начинающих и действующих предпринимателей.
6. Поддержку взаимодействия между представителями бизнеса и власти в лице Координационного совета и взаимодействие между представителями бизнеса в лице общественных объединений предпринимателей.
7. Создание благоприятного предпринимательского климата путем реализации мероприятий, направленных на содействие развитию деловой среды.
Таким образом, на основе проблем и анализа опыта реализации предыдущей программы развития сферы МСП, разработаны мероприятия, способствующие эффективному развитию сферы МСП в существующих условиях.
III. Целевые показатели Программы, их значение и влияние на целевые показатели города
Целевые показатели, используемые для оценки эффективности реализации Программы, отражают развитие субъектов МСП и его влияние на структуру городской экономики в целом.
Для обеспечения эффективности исполнения Программы определены следующие целевые показатели:
Показатель |
2007, факт |
2008, факт |
2009, план |
2010, план |
2011, план |
2012, план |
Количество предприятий, созданных в результате реализации Программы |
115 |
125 |
130 |
135 |
140 |
150 |
Количество новых рабочих мест, созданных в результате реализации Программы |
600 |
650 |
700 |
750 |
800 |
850 |
Количество предприятий, прошедших через бизнес-инкубатор (нарастающим итогом) |
35 |
40 |
40 |
45 |
45 |
50 |
Оценка субъектами бизнеса: - комфортности ведения бизнеса (оценка МУ ИМА "Череповец")
- предоставляемых НП "АГР" услуг |
|
|
|
|
|
|
100% |
100% |
100% |
100% |
100% |
100% |
|
Доля занятых офисов от имеющихся на базе НП "АГР" |
100% |
100% |
100% |
100% |
100% |
100% |
Количество обученных начинающих предпринимателей, чел. |
130 |
150 |
170 |
700 |
170 |
190 |
Количество обученных действующих предпринимателей, чел. |
360 |
370 |
380 |
390 |
400 |
410 |
Доля предпринимателей, открывших свой бизнес, из числа обученных в НП "АГР", % |
|
|
|
35% |
45% |
45% |
Количество оказанных консалтинговых услуг |
3000 |
3500 |
3700 |
3900 |
3950 |
4000 |
Количество проведенных мероприятий, направленных на развитие бизнеса |
100 |
120 |
150 |
165 |
175 |
180 |
Выбранные целевые показатели соответствуют городской стратегической цели "Создание условий для развития бизнеса" и положительно влияют на значения следующих городских целевых показателей:
1. Число субъектов малого предпринимательства.
2. Доля среднесписочной численности работников малого предпринимательства в среднесписочной численности работников всех предприятий и организаций.
3. Налоговые поступления от МСП.
4. Комфортность ведения бизнеса.
IV. Основания для разработки Программы
Программа разработана на основании следующих нормативных актов:
1. Федеральный закон от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации".
2. Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
3. Закон Вологодской области от 05.12.2008 N 1916-ОЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Вологодской области".
4. Областная долгосрочная целевая программа "Развитие малого и среднего предпринимательства в Вологодской области на 2009-2012 годы", утвержденная постановлением Правительства Вологодской области 27.01.2009 N 118 (с изменениями).
V. Целевые потребители Программы
Конечными потребителями результатов Программы являются:
1. Социально активная часть населения, способная к ведению предпринимательской деятельности.
2. Действующие индивидуальные предприниматели.
3. Действующие предприятия.
4. Безработные граждане, в т.ч. стоящие на учете в ГУ ВПО "Центр занятости населения города Череповца".
5. Молодые люди, в т.ч. студенты и выпускники профессиональных учебных заведений.
VI. Исполнители и участники Программы
Исполнители и участники Программы:
1. Мэрия города Череповца.
2. Организации, образующие инфраструктуру поддержки МСП.
Ответственные лица:
Ответственное лицо |
Фамилия, имя, отчество |
Должность |
Контактный телефон |
Электронная почта |
Руководитель Программы |
Кувшинников Олег Александрович |
Мэр города |
50-07-21 |
mayor@cherepovetscity.ru |
Менеджер Программы |
Леньков Дмитрий Павлович |
Начальник управления стратегического планирования мэрии |
57-24-24 |
DP.Lenkov@cherepovetscity.ru |
Ответственный по проекту "Форсайт" |
Леньков Дмитрий Павлович |
Начальник управления стратегического планирования мэрии |
57-24-24 |
DP.Lenkov@cherepovetscity.ru |
VII. Приоритетные направления развития предпринимательства
В сфере МСП г. Череповца несбалансированно высокой является доля организаций оптовой и розничной торговли. Приоритетным для города является развитие производственного МСП. Одновременно с этим требуют развития сферы оказания услуг социальной направленности, создание и развитие объектов в сфере туризма, инновационных предприятий, осуществляющих свою деятельность в сфере энергосбережения, IT-технологий, фармацевтики и других сферах.
Сложившаяся в городе монопрофильная структура экономики должна быть изменена в сторону увеличения доли МСП в сфере производства. При этом МСП будет осваивать сферы, непривлекательные для крупных предприятий, способствовать стабилизации уровня занятости, увеличению объемов налоговых поступлений, динамично осваивать новые виды продукции и экономические ниши.
Учитывая социально-экономическую ситуацию и существующую структуру экономики города, приоритеты в развитии предпринимательской деятельности определены для тех субъектов, которые способствуют решению первоочередных социально-экономических проблем:
производство продовольственных, промышленных товаров, товаров народного потребления, лекарственных средств и изделий медицинского назначения;
производство и переработка сельскохозяйственной продукции;
выпуск инновационной и наукоемкой продукции;
строительство объектов жилищного (домостроение), производственного и социально-культурного назначения;
деревопереработка и переработка вторичного сырья;
услуги населению и социальная сфера (здравоохранение, образование, спорт и социальная защита населения);
жилищно-коммунальное хозяйство, транспортная деятельность и внедрение энергосберегающих технологий;
внутренний и въездной туризм и развитие туристической инфраструктуры.
Нумерация разделов приводится в соответствии с источником
VII. Система программных мероприятий
В рамках Программы предполагается реализовать комплекс взаимосвязанных и скоординированных по времени мероприятий, определенных исходя из целей и задач Программы.
Программные мероприятия структурированы по следующим направлениям:
1. Совершенствование условий для развития МСП.
2. Расширение доступа субъектов МСП к финансовым ресурсам.
3. Имущественная поддержка субъектов МСП.
4. Содействие развитию организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов МСП.
5. Консультационная и информационная поддержка субъектов МСП.
6. Поддержка субъектов МСП в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров.
7. Пропаганда и популяризация предпринимательской деятельности.
8. Содействие росту конкурентоспособности и продвижению продукции субъектов малого предпринимательства, развитие инвестиционной активности предпринимательства.
9. Мероприятия, направленные на поддержку МСП в различных секторах экономики.
Перечень программных мероприятий изложен в приложении 2 к настоящей Программе.
VIII. Показатели эффективности Программы
Оценка результатов реализации Программы осуществляется в соответствии с индикаторами оценки результативности Программы, которые являются целевыми показателями.
Реализация Программы должна обеспечить среднегодовое увеличение количества субъектов МСП порядка 3,9%. При этом основное увеличение количества субъектов МСП должно произойти в сфере производства, обрабатывающей промышленности, оказания новых видов услуг. К 2012 году количество субъектов МСП составит 22760 ед.
Количество работающих на предприятиях МСП, включая индивидуальных предпринимателей, за период реализации программы должно составить 50734 чел. или 29,5% всех занятых в экономике города.
Доля налоговых поступлений от МСП в собственных доходах бюджета города должна к 2012 году достигнуть не менее 11%. Доля малых предприятий в общегородском объеме отгруженных товаров, выполненных работ и услуг достигнет к 2012 году 6 %.
Программа позволит проводить эффективную муниципальную политику по созданию благоприятных условий для развития малого предпринимательства, повышения технического уровня производства на малых предприятиях и эффективности взаимодействия малых предприятий с крупными промышленными предприятиями г. Череповца, а также с предприятиями других регионов, обеспечить развитие негосударственной системы поддержки субъектов малого предпринимательства.
Исполнение Программы обеспечит всесторонний характер поддержки МСП путем использования всей совокупности функций имеющихся организаций и структур.
IX. Ресурсное обеспечение Программы
Потребность в финансовых, материально-технических, природных, трудовых и иных ресурсах, необходимых для реализации Программы, определена на основе оценки объемов требуемых ресурсов, обеспечиваемых за счет бюджетных средств и внебюджетных источников. Финансирование мероприятий Программы обеспечивается за счет средств федерального, регионального и муниципального бюджетов, внешних инвестиций.
Финансовая поддержка субъектов МСП осуществляется из средств федерального, областного и городского бюджетов в рамках реализации долгосрочной целевой программы "Развитие малого и среднего предпринимательства в Вологодской области на 2009-2012 годы" и настоящей Программы.
Из городского бюджета выделяются субсидии субъектам МСП и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.
К организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов МСП, относятся коммерческие и некоммерческие организации, которые создаются, осуществляют свою деятельность или привлекаются в качестве поставщиков (исполнителей, подрядчиков) в целях размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд при реализации федеральных программ развития субъектов МСП, региональных программ развития субъектов МСП, муниципальных программ развития субъектов МСП, обеспечивающих условия для создания субъектов МСП и оказания им поддержки. К инфраструктуре поддержки субъектов МСП относятся также центры и агентства по развитию предпринимательства, государственные и муниципальные фонды поддержки предпринимательства, фонды содействия кредитованию (гарантийные фонды, фонды поручительств), акционерные инвестиционные фонды и закрытые паевые инвестиционные фонды, привлекающие инвестиции для субъектов малого и среднего предпринимательства, технопарки, научные парки, инновационно-технологические центры, бизнес-инкубаторы, палаты и центры ремесел, центры поддержки субподряда, маркетинговые и учебно-деловые центры, агентства по поддержке экспорта товаров, лизинговые компании, консультационные центры и иные организации.
Основным требованием к организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в городе Череповце, является исполнение Перечня мероприятий данной Программы.
Информация по объемам финансирования Программы в разрезе источников и распорядителей финансовых средств представлена в приложении 3 к Программе.
X. Условия и порядок оказания поддержки субъектам МСП и организациям, образующим инфраструктуру поддержки МСП
Финансовая поддержка субъектов МСП осуществляется через выделение субсидий субъектам МСП на основании конкурсного отбора, порядок которого утверждается постановлением мэрии города.
Остальные виды поддержки субъектов МСП, обозначенные в Перечне программных мероприятий (приложение 2 к Программе), осуществляются через деятельность НП "Агентство Городского Развития".
Финансовая поддержка организаций, образующих инфраструктуру поддержки МСП, осуществляется в виде выделения субсидий на осуществление деятельности по реализации Программы.
XI. Организация управления Программой
Управление Программой призвано обеспечить запуск Программы, контроль и анализ хода работ, корректировку Программы в случае необходимости, анализ и оценку конечных результатов реализации.
Программа реализуется в виде выполнения мероприятий Перечня программных мероприятий (приложение 2 к Программе). Исполнителем Программы, несущим ответственность за своевременное и полное выполнение мероприятий, является управление стратегического планирования мэрии и организации, образующие инфраструктуру поддержки МСП.
Руководство и контроль за ходом выполнения Программы осуществляет мэр города О.А.Кувшинников.
Главным распорядителем средств бюджета на выполнение Программы является мэрия города.
В случае нецелевого использования субсидий, выделенных в рамках Программы, средства возвращаются в городской бюджет. Основанием для возврата являются недостижение целевых показателей Программы и показателей эффективности Программы.
Отчет о реализации Программы ежеквартально предоставляется в управление стратегического планирования мэрии. Ежегодно, в рамках защиты докладов о результатах и основных направлениях деятельности главных распорядителей бюджетных средств, предоставляется информация о ходе реализации Программы и заявка на финансирование в очередном финансовом году. Ежегодно до 1 февраля года, следующего за отчетным финансовым годом, представляется отчет Программы за отчетный финансовый год.
Координация работ по реализации Программы осуществляется мэрией города с участием некоммерческого партнерства "Агентство Городского Развития". Мэрия города призвана анализировать ход выполнения работ в рамках Программы и их результатов, инициировать выработку решений в случае сбоев, рассматривать отчеты о выполнении работ.
Соисполнителями Программы являются также ГУ ВПО "Центр занятости населения города Череповца", Вологодская торгово-промышленная палата, общественные объединения предпринимателей, Торгово-промышленная палата города Череповца.
Постановлением мэрии г. Череповца Вологодской области от 11 октября 2010 г. N 3866 настоящее приложение изложено в новой редакции
Приложение 1
к Программе
Помещения, предоставленные комитетом по управлению имуществом города
19 марта, 28 декабря 2009 г.,11 октября 2010 г.
Название организации |
Адрес |
Общая площадь помещения, кв.м |
НП "АГР" |
б. Доменщиков, 32 |
349,0 |
НП "АГР" |
Клубный проезд, 17-а |
327,2 |
НП "АГР" |
ул. Пионерская, 19-а |
300,8 |
Торгово-промышленная палата города Череповца |
ул. Ленина, 74 |
444,7 |
ЧНОУ "АГР" |
б. Доменщиков, 32 |
48,3 |
Постановлением мэрии г. Череповца Вологодской области от 26 октября 2010 г. N 4096 (в редакции постановления мэрии г. Череповца Вологодской области от 31 декабря 2010 г. N 5437) в настоящее приложение внесены изменения
Приложение 2
к Программе
Перечень
программных мероприятий
19 марта, 30 июня, 12 октября 2009 г., 5 июля, 11, 26 октября 2010 г.
Постановлением мэрии г. Череповца Вологодской области от 26 октября 2010 г. N 4096 (в редакции постановления мэрии г. Череповца Вологодской области от 31 декабря 2010 г. N 5437) настоящее приложение изложено в новой редакции
Приложение 3
к Программе
Объемы финансирования Программы в разрезе источников и распорядителей финансовых средств
26 октября 2010 г.
(тыс. руб.)
Источник финансирования |
Итого |
Орган мэрии, организация |
|||||||||||
НП "АГР" |
ВТПП |
Мэрия |
|||||||||||
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
||
Городской бюджет, в т.ч. |
9905 |
2100 |
1950 |
2470 |
2850 |
2,5 |
2,5 |
2,5 |
2,5 |
|
525 |
|
|
- субсидии организациям, образующим инфраструктуру поддержки МСП |
9380 |
2100 |
1950 |
2470 |
2850 |
2,5 |
2,5 |
2,5 |
2,5 |
|
|
|
|
- субсидии субъектам МСП (финансовая поддержка) |
525 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
525 |
|
|
Областной бюджет |
2632 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2632 |
|
|
Федеральный бюджет |
50000 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
50000 |
|
|
Собственные средства |
24851,9 |
5951,9 |
6200 |
6300 |
6400 |
|
|
|
|
|
|
|
|
Прочие источники (учредитель ОАО "Северсталь") |
9320 |
2300 |
1700 |
2470 |
2850 |
|
|
|
|
|
|
|
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление мэра г. Череповца Вологодской области от 15 октября 2008 г. N 3546 "Об утверждении долгосрочной целевой муниципальной программы развития субъектов малого и среднего предпринимательства в городе Череповце на 2009-2012 годы"
Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2009 г.
Текст постановления опубликован в газете "Речь" от 26 марта 2009 г. N 51
Постановлением мэрии г. Череповца Вологодской области от 23 ноября 2017 г. N 5718 настоящее постановление признано утратившим силу
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление мэрии г. Череповца Вологодской области от 7 сентября 2012 г. N 4736
Постановление мэрии г. Череповца Вологодской области от 10 июля 2012 г. N 3793
Постановление мэрии г. Череповца Вологодской области от 5 июня 2012 г. N 3128
Постановление мэрии г. Череповца Вологодской области от 27 марта 2012 г. N 1582
Постановление мэрии г. Череповца Вологодской области от 6 марта 2012 г. N 1204
Постановление мэрии г. Череповца Вологодской области от 14 октября 2011 г. N 4308
Постановление мэрии г. Череповца Вологодской области от 14 октября 2011 г. N 4298
Постановление мэрии г. Череповца Вологодской области от 7 сентября 2011 г. N 3634
Пункт 1.1 названного постановления распространяется на правоотношения, возникшие с 21 декабря 2010 г.
Постановление мэрии г. Череповца Вологодской области от 4 июля 2011 г. N 2796
Изменения распространяются на правоотношения, возникшие с 21 декабря 2010 г.
Постановление мэрии г. Череповца Вологодской области от 31 марта 2011 г. N 1223
Пункты 1.6.5, 1.8.7, 1.9 названного постановления распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2011 г.
Постановление мэрии г. Череповца Вологодской области от 23 марта 2011 г. N 1070
Постановление мэрии г. Череповца Вологодской области от 7 февраля 2011 г. N 373
Изменения распространяются на правоотношения, возникшие с 21 декабря 2010 г.
Постановление мэрии г. Череповца Вологодской области от 14 декабря 2010 г. N 4969
Постановление мэрии г. Череповца Вологодской области от 26 октября 2010 г. N 4096 (в редакции постановления мэрии г. Череповца Вологодской области от 31 декабря 2010 г. N 5437)
Постановление мэрии г. Череповца Вологодской области от 11 октября 2010 г. N 3866
Постановление мэрии г. Череповца Вологодской области от 5 июля 2010 г. N 2471
Постановление мэрии г. Череповца Вологодской области от 28 декабря 2009 г. N 4751
Постановление мэрии г. Череповца Вологодской области от 12 октября 2009 г. N 3588
Постановление мэрии г. Череповца Вологодской области от 30 июня 2009 г. N 2280
Постановление мэрии г. Череповца Вологодской области от 19 марта 2009 г. N 964