Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 2
Порядок
проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера на территории Вологодской области
(утв. постановлением Правительства Вологодской области от 25 октября 2010 г. N 1214)
1. Для устранения непосредственной угрозы (опасности) для жизни и здоровья людей выполняются следующие мероприятия:
оповещение населения в районе ЧС (зоне заражения, очаге поражения) о сложившейся обстановке, доведение информации о действиях при ЧС;
оказание первой медицинской помощи пострадавшим, извлечение пострадавших из завалов (опасных участков);
эвакуация из опасных районов (зон, очагов) в безопасные места и размещение;
восстановление жизнеобеспечения населения районов ЧС.
1.1. Организация оповещения и информация органов управления, сил и средств ОПЧС, рабочих, служащих, остального населения об обстановке, их действиях и правилах поведения в районах ЧС.
Оповещение органов управления ОПЧС осуществляется через центр управления в кризисных ситуациях МЧС России по Вологодской области (далее - ЦУКС области) по распоряжению Губернатора области, председателя КЧС и ПБ Правительства области и производится посредством стоек циркулярного вызова (СЦВ), телефонной связи или через посыльных на автотранспорте.
Оповещение сил, привлекаемых к проведению АСДНР, производится через ЦУКС области, дежурно-диспетчерские службы областных служб и звеньев функциональных подсистем, действующих на территории области в рамках ОПЧС, с привлечением государственных и ведомственных средств связи и оповещения.
Оповещение населения об угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций осуществляется с задействованием территориальной автоматизированной системы централизованного оповещения "Маяк". Для привлечения внимания и передачи информации включаются электрические сирены, сигнал которых означает "Внимание всем!". Информация доводится по радио и телевидению.
Население в районах возможного возникновения ЧС при создании угрозы и их возникновении оповещается и информируется по местному радио, телевидению.
При возникновении ЧС привлекаются подвижные средства с громкоговорящими установками УВД, оказавшиеся в очагах поражения (районах чрезвычайных ситуаций) и выдвигающиеся из них - по направлению выхода из очагов (районов) ЧС.
1.2. Организация связи с вышестоящими, подчиненными и взаимодействующими органами управления.
Связь с вышестоящими, подчиненными и взаимодействующими органами управления осуществляется по существующим каналам телефонной и телеграфной связи, а с взаимодействующими, кроме того, через дежурно-диспетчерские службы по прямым каналам телефонной связи ЦУКС области, а также с привлечением ведомственных каналов и средств связи.
1.3. Для организации и проведения санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС, в соответствии с планами взаимодействия между органами исполнительной государственной власти области и Управлением Роспотребнадзора по Вологодской области привлекаются силы и средства ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Вологодской области".
Для оказания экстренной медицинской помощи населению привлекаются силы и средства областной службы медицины катастроф (далее - ОСМК), которая непосредственно подчинена начальнику департамента здравоохранения области.
На областном, местном и объектовом уровнях для проведения мероприятий по предупреждению и ликвидации последствий ЧС привлекаются:
1.3.1. Для участия в ликвидации медико-санитарных последствий ЧС - формирования, созданные на базе государственных лечебно-профилактических учреждений, подведомственных департаменту здравоохранения области, муниципальных лечебно-профилактических учреждений здравоохранения области:
бригады специализированной медицинской помощи областного центра медицины катастроф;
бригады скорой медицинской помощи (специализированные, врачебные, фельдшерские);
врачебно-сестринские бригады;
бригады психологической и психотерапевтической помощи;
бригады судебно-медицинской экспертизы.
Кроме того, для всестороннего медицинского снабжения лекарственными средствами, препаратами крови, медицинской техникой и санхозимуществом привлекаются:
ГП ВО "ГПТП "Фармация";
ГУЗ "Вологодская областная станция переливания крови N 1", ГУЗ "Вологодская областная станция переливания крови N 2".
Профиль, количество, сроки готовности и лечебно-профилактические учреждения, на базе которых создаются бригады ОСМК, определяются исходя из возможной медико-санитарной обстановки ЧС. Обеспечение готовности к выполнению задач возлагается на руководителя учреждения - формирователя. При возникновении ЧС они поступают в оперативное подчинение штабов по ликвидации ЧС через оперативные группы ОСМК.
1.3.2. Для организации и проведения санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций - специализированные, невоенизированные формирования, созданные на базе ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Вологодской области":
санитарно-противоэпидемические отряды (СПЭО);
санитарно-эпидемиологические бригады (СЭБ);
группы санитарно-эпидемиологической разведки (ГСЭР).
Для ликвидации медико-санитарных последствий ЧС используются все находящиеся в зоне ЧС лечебно-профилактические, санитарно-гигиенические, противоэпидемические и аптечные учреждения, независимо от их ведомственной принадлежности и формы собственности.
По оперативно-тактическим вопросам в пределах выполняемых задач при ликвидации ЧС ОСМК руководствуется решениями соответствующих КЧС и ПБ.
1.4. Эвакуация и отселение населения.
При возникновении ЧС в случае угрозы и попадания населенных пунктов в район ЧС (очаг поражения) население выводится и вывозится в безопасные места (районы) временного размещения, которые, в зависимости от характера АХОВ, его количества и погодных условий, могут размещаться как в пределах населенного пункта, так и вне его.
Подачу автотранспорта для эвакуации населения обеспечивает центральный диспетчерский пункт, создаваемый на базе диспетчерских служб автотранспортных предприятий совместно с органами ГИБДД и органами местного самоуправления. Координацию деятельности по выделению транспортных средств осуществляет служба транспортного обеспечения ОПЧС.
Для вывоза населения планируется выделение транспорта автотранспортных предприятий, в первую очередь, осуществляющих пассажирские перевозки, и автотранспорта потенциально опасных объектов.
1.5. Восстановление жизнеобеспечения населения производится в безопасных местах и районах непосредственно после его вывода (вывоза) из районов ЧС (очагов, зон) и включает в себя:
доведение необходимой информации об обстановке и условиях размещения в местах эвакуации (временного размещения) до пострадавшего населения;
организацию питания и водоснабжения пострадавшего населения;
расселение (временное размещение) в районах (местах) эвакуации (временного размещения);
оказание медицинской и первой врачебной помощи пострадавшим;
страховое и социальное обеспечение;
временное трудоустройство трудоспособного населения, организацию обучения детей школьного возраста;
другие мероприятия исходя из сложившейся обстановки.
Объемы и сроки выполнения мероприятий по восстановлению жизнеобеспечения населения определяются исходя из сложившейся обстановки и численности пострадавшего населения. Покрытие расходов по организации жизнеобеспечения населения предусматривается из резервов материальных и финансовых средств на случай ЧС, за счет объектов, по чьей вине возникла чрезвычайная ситуация, а также страховых и иных фондов - в соответствии с действующим законодательством.
Привлечение сил и средств для восстановления жизнеобеспечения населения предусматривается по решению соответствующих КЧС и ПБ согласно планам обеспечения действий при угрозе и возникновении ЧС. Практическое осуществление мероприятий организуют областные службы и звенья функциональных подсистем, действующих на территории области в рамках ОПЧС, в соответствии со своим предназначением.
2. При возникновении ЧС ОПЧС переводится на режим функционирования чрезвычайной ситуации.
Режим чрезвычайной ситуации вводится постановлением Губернатора области на всей территории области или на территории двух и более муниципальных образований, а также соответствующими постановлениями глав муниципальных образований на своих территориях.
2.1. При аварии с выбросом активных химически опасных веществ (АХОВ).
Организация работ по ликвидации аварий с выбросом АХОВ зависит от их масштабов и последствий.
Ликвидация аварийных ситуаций осуществляется силами и средствами областных служб и звеньев функциональных подсистем, действующих на территории области в рамках ОПЧС, на территории и объектах которых они возникли.
При необходимости в соответствии с планом взаимодействия по привлечению сил и средств области и воинских частей гарнизона для ликвидации последствий в случае возникновения местных аварий в городах Череповце и Вологде привлекаются воинские части (учреждения, подразделения).
При перевозке АХОВ по железной дороге аварийно-спасательные работы организует КЧС и ПБ Вологодского отделения Северной железной дороги - филиала ОАО "Российские железные дороги" и Волховстроевского отделения Октябрьской железной дороги - филиала ОАО "Российские железные дороги" во взаимодействии с КЧС и ПБ соответствующего уровня, областными службами и звеньями функциональных подсистем, действующих на территории области в рамках ОПЧС, в зависимости от масштабов и характера аварии.
Комплекс мероприятий по ликвидации последствий аварий с выбросом АХОВ, кроме перечисленных в пункте 1 настоящего Порядка, включает:
прогнозирование химического заражения - по результатам прогноза обстановки выполняются все последующие мероприятия:
ведение химической разведки - силами объектовых звеньев и групп, оперативных групп КЧС и ПБ на транспортных средствах;
локализация и ликвидация последствий аварий - по обстановке, сложившейся в результате аварии, с привлечением сил и средств решением КЧС и ПБ соответствующего уровня.
Сбор и анализ информации о химической обстановке осуществляют дежурно-диспетчерские службы химически опасных объектов (ДДС ХОО) и ЦУКС области.
Оценка обстановки по данным разведки производится Главным управлением МЧС России по Вологодской области (управлениями, отделами по делам ГО ЧС города, района).
Данные прогноза немедленно докладываются председателю КЧС и ПБ области (города) для принятия неотложных мер по защите населения и территории и проведению аварийно-спасательных работ.
Химическая разведка осуществляется с привлечением разведывательных звеньев (групп) химически опасных объектов, на которых произошла авария с выбросом АХОВ, а также учреждениями и службами областного звена сети наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороны (СНЛК ГО) Российской Федерации.
Данные разведки поступают в штаб руководства ликвидацией аварий для принятия решения на локализацию и ликвидацию последствий аварии.
К проведению работ по локализации и ликвидации аварий с АХОВ привлекаются силы и средства ОПЧС.
Конкретный состав сил и средств определяется решением руководителя АСДНР в зависимости от масштабов и характера аварии.
Силы и средства привлекаются поэтапно:
I этап работ (локализация аварии, проведение первоочередных аварийно-спасательных работ, оказание первой медицинской помощи и охрана общественного порядка) осуществляется силами постоянной готовности:
аварийного объекта (газоспасателями, дежурным медицинским персоналом, аварийными службами);
подразделений территориальной государственной противопожарной службы;
бригад скорой медицинской помощи;
подразделений УВД по области;
поисково-спасательными отрядами областной поисково-спасательной службы.
Время готовности к выполнению работ (выезду) - не более 10 минут в летнее и 20 минут в зимнее время.
II этап работ (наращивание сил за счет приведения в готовность специализированных формирований аварийного объекта, взаимодействующих аварийно-спасательных подразделений и территориальных формирований повышенной готовности, сил специализированной экстренной медицинской помощи и воинских частей (подразделений) - согласно плану взаимодействия.
Время готовности к ведению работ (выезду) не должно превышать 1 - 3 часов.
III этап работ (восстановление жизнеобеспечения населения в очаге поражения) включает:
оказание специализированной медицинской помощи в лечебных учреждениях;
дегазацию улиц, транспорта и техники, при необходимости - санитарную обработку людей и обеззараживание одежды;
восстановление готовности сил, участвующих в ликвидации последствий аварии.
2.2. При аварии на магистральных трубопроводах комплекс мероприятий по предупреждению, локализации и ликвидации последствий аварии включает следующие мероприятия (кроме перечисленных в пункте 1 настоящего Порядка):
разведку и сбор данных об обстановке - производится силами разведывательных звеньев аварийно-восстановительных бригад магистральных газо- и нефтепроводов, оперативных групп соответствующей КЧС и ПБ;
локализацию и ликвидацию последствий аварии на трубопроводах и компрессорных станциях.
Для ликвидации последствий аварий в первую очередь привлекаются аварийно-восстановительные бригады компрессорных станций (КС) и аварийно-восстановительный автопоезд Обособленного отделения "Управление аварийно-восстановительных работ" ООО "Газпром трансгаз Ухта", г. Вологда.
По согласованию с руководителем АСДНР выделяются дополнительные силы и средства, необходимые для ликвидации последствий аварии.
При возникновении аварии вблизи населенных пунктов или с гибелью (угрозой гибели) людей к аварийно-спасательным и другим неотложным работам привлекаются, в первую очередь, без согласования силы и средства постоянной готовности дежурных служб района, в котором произошла авария, а при необходимости и силы постоянной готовности области и соседних районов.
Руководство проведением работ по ликвидации последствий аварии на месте осуществляется:
руководителем АСДНР - общее руководство по организации аварийно-спасательных и неотложных работ;
представителем Обособленного отделения "Управление аварийно-восстановительных работ" ООО "Газпром трансгаз Ухта", г. Вологда - выполнение технических работ.
2.3. Для борьбы с лесными и торфяными пожарами во всех районах области, в первую очередь, привлекаются лесопожарные формирования повышенной готовности, создаваемые на базе предприятий лесного хозяйства, лесной и деревообрабатывающей промышленности.
Управление мероприятиями по борьбе с лесными и торфяными пожарами осуществляется КЧС и ПБ районов, а при возникновении пожаров на территории нескольких районов - КЧС и ПБ области через оперативную группу.
Пожарная разведка проводится силами и средствами предприятий и организаций, привлекаемых для тушения лесных и торфяных пожаров, и других организаций по согласованию:
наземная - силами и средствами лесхозов и лесоохраны;
воздушная - силами и средствами авиационной охраны лесов;
речная - силами и средствами предприятий и организаций водного транспорта;
на средствах транспорта - силами и средствами Вологодского отделения Северной железной дороги - филиала ОАО "Российские железные дороги", Волховстроевского отделения Октябрьской железной дороги - филиала ОАО "Российские железные дороги", ООО "Газпром трансгаз Ухта", ОАО "Северные магистральные нефтепроводы".
Координация действий по тушению лесных и торфяных пожаров непосредственно в районах массовых лесных (торфяных) пожаров осуществляется оперативными (рабочими) группами КЧС и ПБ соответствующего уровня.
При недостаточности сил и средств в области могут выделяться силы и средства Северо-Западного регионального центра МЧС России (по решению руководителя СЗРЦ МЧС России), воинских частей (подразделений) (по решению Командующего войсками ЛенВО) в соответствии с планом взаимодействия и по приказу начальников гарнизонов.
Первоочередные мероприятия по борьбе с лесными пожарами включают:
эвакуацию (вывод) людей и животных из населенных пунктов, находящихся в непосредственной зоне лесного пожара;
ограничение въезда в пожароопасный район силами и средствами службы охраны общественного порядка области, района;
спасение людей и животных с отрезанной огнем территории, гашение огня с помощью водосливных устройств, отжиг в направлении кромки распространения огня, на участке фронта распространения огня, непосредственно угрожающего людям, - силами и средствами противопожарной службы, лесопожарных команд, формирований районов с привлечением авиации;
тушение пожаров силами и средствами формирований противопожарной службы, лесопожарных команд, десантных подразделений лесоохраны с привлечением пожарной и инженерной техники районов;
устройство просек, минерализованных противопожарных полос, траншей и каналов - с привлечением сил и средств предприятий лесного хозяйства и дорожно-строительных организаций районов, при необходимости - автотранспортных организаций и предприятий;
оборудование местных водоисточников и подъездных дорог к ним - силами и средствами организаций района при необходимости с привлечением сил и средств коммунальных и строительных районных организаций.
2.4. При возникновении эпидемий, эпизоотий, эпифитотий выполняются следующие специальные мероприятия:
выявление, изоляция, госпитализация и лечение заболевших и контактных;
принятие решения по введению ограничительных мероприятий (карантина, обсервации) на территориях, подвергшихся заражению;
обнаружение и обозначение районов, подвергшихся биологическому заражению;
оценка сил и средств учреждений здравоохранения, сохранившихся в зонах чрезвычайных ситуаций, а также возможности их использования для проведения противоэпидемических мероприятий;
постановка задач силам учреждений здравоохранения по проведению мероприятий, направленных на предотвращение дальнейшего распространения инфекционного заболевания;
организация медицинского контроля за соблюдением режимов пребывания в зонах заражения, за проведением дезинфекции территории, сооружений, имущества, дератизации, биологической и химической борьбы с переносчиками инфекции;
проведение экстренной неспецифической профилактики антибиотиками широкого спектра действия, а после установления характера заболевания - специфической профилактики;
проведение дезинфекционных мероприятий по обеззараживанию территории, производственных и жилых помещений, транспорта, коммунально-бытовых отходов и санитарной обработки населения в зависимости от вида возбудителя инфекционного заболевания;
осуществление контроля за эффективностью проведения дезинфекционных мероприятий и санитарной обработки населения в зависимости от вида возбудителя, за организацией питания и снабжения доброкачественной питьевой водой населения, проведение санитарной экспертизы продовольствия и питьевой воды, забор проб материалов от людей и животных для лабораторных исследований.
2.5. При возникновении ЧС на взрыво- и пожароопасных объектах ликвидацию последствий частной и объектовой аварии организует руководитель АСДНР с привлечением сил и средств ОПЧС постоянной готовности.
Комплекс мероприятий по ликвидации последствий аварий на взрыво- и пожароопасных объектах включает, помимо перечисленных в пункте 1 настоящего Порядка:
разведку очагов пожаров (взрывов) - силами пожарных расчетов самих объектов и боевых расчетов пожарных частей;
локализацию и ликвидацию очагов пожаров - силами пожарных расчетов объектов и противопожарной службы города (района), где произошла авария;
разборку завалов, извлечение пострадавших, расчистку путей подъезда техники - силами формирований объекта с привлечением при необходимости сил и средств города, района, войск гарнизона.
2.6. При возникновении ЧС на водных объектах области.
2.6.1. При возникновении аварий, крушений и столкновений судов при их прохождении по Волго-Балтийскому водному пути и на водных объектах области выполняется следующий комплекс мероприятий:
поиск и спасение терпящих бедствие на воде - силами органов Государственной инспекции по маломерным судам, поисково-спасательной службы, спасательных станций (маневренно-поисковой группы) с привлечением ведомственных средств, на территории которых произошло бедствие;
эвакуация пострадавших в лечебные и медицинские учреждения данной территории;
организация поиска и спасение людей в местах аварий, потоплений и пожаров на водных судах силами команд с привлечением добровольцев и имеющихся сил и средств территории, где потерпело бедствие судно;
подъем затонувших судов, расчистка фарватера от последствий аварии - силами организаций-владельцев судов с привлечением взаимодействующих служб - по решению руководителя АСДНР;
ликвидация последствий разлива нефтепродуктов при авариях нефтеналивных барж и танкеров, отбуксировка поврежденных судов - силами и средствами водных объектов (речных портов, районов гидросооружений, владельцев водных объектов) и организаций - судовладельцев;
сбор разлившихся нефтепродуктов с поверхности объекта, очистка береговой линии от последствий разлива с вывозом и захоронением зараженного грунта - силами водных объектов с привлечением сил и средств районов, городов, на территории которых произошел разлив нефтепродуктов.
2.6.2. Общее руководство поисково-спасательными работами на территории области по поиску и спасению людей, терпящих бедствие на воде, осуществляет КЧС и ПБ области через Главное управление МЧС России по Вологодской области.
КЧС и ПБ области назначает непосредственного руководителя работ по поиску и спасению людей, выделяя ему силы и средства от участников взаимодействия.
Непосредственными исполнителями поисково-спасательных работ являются личный состав, а также выделенные суда, самолеты и вертолеты участников взаимодействия.
2.6.3. При затоплении (подтоплении, наводнении) территорий выполнение спасательных и других неотложных работ, а также порядок их организации и проведения зависит от того, развилось затопление (наводнение, подтопление) внезапно, или до его возникновения были проведены соответствующие мероприятия по защите населения и материальных ценностей.
В ходе выполнения работ и мероприятий по ликвидации последствий и спасению людей оперативная группа КЧС и ПБ находится на важнейшем участке, откуда управляет силами и средствами в районе бедствия.
Разведывательные группы и звенья, действующие на плавсредствах и вертолетах, определяют места скопления людей на затопленной территории и самостоятельно спасают небольшие группы людей.
Для вывоза большого количества людей используются баржи, автотранспорт.
После завершения основных работ по эвакуации людей патрулирование спасателей в зоне затопления (наводнения, подтопления) продолжается.
Устранение ледовых заторов осуществляется с использованием:
взрывчатых веществ силами групп подрывников;
ледокольных судов.
При образовании крупных заторов (в бассейне рек Сухона и Северная Двина) привлекаются силы и средства по плану взаимодействия от военного командования и МЧС России (по заявкам КЧС и ПБ соответствующего уровня).
2.7. При возникновении ЧС природного метеорологического характера выполняются следующие мероприятия:
расчистка транспортных магистралей от снежных заносов - силами и средствами дорожной службы ОПЧС;
организация жизнеобеспечения населения и функционирования предприятий в населенных пунктах;
оказание помощи пострадавшему населению, эвакуация и отселение из пострадавших районов в места временного отселения;
разборка завалов, образовавшихся в результате прохождения фронтов смерчей, ураганов и сильных ветров через населенные пункты;
локализация и ликвидация аварий на коммунально-энергетических и инженерных сетях.
КЧС и ПБ соответствующего уровня организует и проводит работу по ликвидации последствий ЧС природного метеорологического характера.
Объем выполняемых мероприятий зависит от масштабов стихийного бедствия и степени его воздействия на объекты защиты.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.