15 января, 17 августа, 12 октября, 24 ноября, 16, 31 декабря 2009 г., 8 февраля, 15 июля, 26 августа, 11 октября, 31 декабря 2010 г., 15 июня, 13 октября, 14 ноября, 23 декабря 2011 г., 22 февраля, 24 мая, 27 июня, 6 сентября, 10 октября, 25 декабря 2012 г., 8 июля 2013 г.
С целью реализации городской политики сохранения и укрепления здоровья жителей города постановляю:
1. Утвердить долгосрочную целевую программу "Здоровый город" на 2009 - 2012 годы (прилагается).
2. Постановление вступает в силу с 01.01.2009.
Исполняющий обязанности мэра города |
Н.А. Савенков |
Долгосрочная целевая программа
"Здоровый город" на 2009 - 2015 годы
(утв. постановлением мэра города от 15 октября 2008 г. N 3545)
15 января, 17 августа, 12 октября, 24 ноября, 16 декабря, 31 декабря 2009 г., 8 февраля, 15 июля, 26 августа, 11 октября, 31 декабря 2010 г., 15 июня, 13 октября, 14 ноября, 23 декабря 2011 г., 22 февраля, 24 мая, 27 июня, 6 сентября, 10 октября, 25 декабря 2012 г., 8 июля 2013 г.
1. Паспорт долгосрочной целевой программы
1.1. Наименование программы, срок реализации
Долгосрочная целевая программа "Здоровый город" на 2009 - 2015 годы (далее - Программа).
1.2. Основания для разработки
Программа разработана в соответствии со стратегией Всемирной организации здравоохранения "Здоровье для всех", во исполнение постановлений мэра города от 01.06.2001 N 1937 "Об участии в Проекте Европейского Регионального бюро Всемирной организации здравоохранения "Здоровые города", 09.12.2008 N 4332 "О городском координационном комитете по реализации проекта "Здоровый город", 31.12.2008 N 4885 "Об утверждении Положения об отделе по реализации программы "Здоровый город", 19.06.2006 N 2804 "О порядке исполнения городской целевой программы "Здоровый город", решений Череповецкой городской Думы от 22.12.2009 N 173 "Об участии города Череповца в V этапе реализации проекта Всемирной организации здравоохранения "Здоровые города", 29.06.2010 N 119 "Об участии в ассоциации "Здоровые города, районы и поселки" и отвечает интересам органов городского самоуправления и населения города в части общественного здоровья.
1.3. Миссия и основные задачи
Миссия Программы: Достижение высокого уровня здоровья настоящих и будущих поколений жителей города, в том числе:
формирование ответственного отношения горожан к своему здоровью;
создание условий для ведения здорового образа жизни.
Задачи Программы:
разработать механизм межведомственного взаимодействия в сфере охраны здоровья населения;
внедрить в текущую деятельность учреждений, предприятий, организаций города эффективные программы по улучшению здоровья населения;
повысить культуру здоровья населения города и воспитать ответственное отношение к своему здоровью;
выявить ключевые факторы, влияющие на уровень здоровья населения города (организовать мониторинг общественного здоровья);
вовлечь население города в процесс планирования общественного здоровья.
1.4. Ответственные лица
|
Фамилия, имя, отчество |
Должность |
Контактный телефон |
Электронная почта |
Руководитель Программы |
Кузин Ю.А. |
Мэр города |
|
|
Разработчик/менеджер Программы |
Шестакова Т.Е. |
Заведующий отделом по реализации программы "Здоровый город" мэрии |
(8202) 50-16-49, 57-89-85 |
invdep@cherepovetscity.ru zg.office@mail.ru |
1.5. Исполнители Программы
Программа выполняется на основе сотрудничества между исполнителями и участниками:
отделом по реализации программы "Здоровый город" мэрии;
управлением образования мэрии;
управлением по делам культуры мэрии;
управлением архитектуры и градостроительства мэрии;
управлением административных отношений мэрии;
управлением по работе с общественностью мэрии;
управлением экономической политики мэрии;
финансовым управлением мэрии;
департаментом жилищно-коммунального хозяйства мэрии;
комитетом по управлению имуществом города;
комитетом по физической культуре и спорту мэрии;
комитетом социальной защиты населения города;
комитетом по контролю в сфере благоустройства и охраны окружающей среды города;
муниципальными учреждениями, подведомственными органам мэрии;
муниципальным казенным учреждением "Информационное мониторинговое агентство "Череповец";
муниципальным бюджетным учреждением "Череповецкий молодежный центр";
муниципальным казенным учреждением "Центр по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций";
Территориальным отделом Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Вологодской области в г. Череповце, Череповецком, Шекснинском, Кадуйском, Устюженском, Чагодощенском, Бабаевском районах (Роспотребнадзор);
Управлением Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Череповцу;
отделом государственной инспекции безопасности дорожного движения Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Череповцу;
государственным учреждением Вологодской области "Центр занятости населения города Череповца";
депутатами Череповецкой городской Думы;
организациями города;
городскими общественными объединениями;
государственными образовательными учреждениями высшего и среднего профессионального образования;
средствами массовой информации;
жителями города.
Постановлением мэрии г. Череповца Вологодской области от 25 декабря 2012 г. N 6800 в подраздел 1.6 раздела 1 настоящей Программы внесены изменения
1.6. Объемы финансирования Программы в разрезе источников и распорядителей финансовых средств
Постановлением мэрии г. Череповца Вологодской области от 8 июля 2013 г. N 3139 в подраздел 1.7 раздела 1 настоящей Программы внесены изменения
1.7. Ожидаемые конечные результаты реализации Программы (показатели эффективности и результативности)
2. Характеристика проблем, решаемых путем реализации Программы
2.1. Оценка текущей ситуации
Численность населения города на 01.01.2012 составляет 313,8 тыс. человек.
В целом в Череповце сохраняется регрессивный тип структуры населения, который характеризуется превышением доли людей пожилого возраста над долей детей и подростков. Увеличилась доля детей и подростков с 15,5% в 2007 году до 16,2% в 2011 году, доля пожилых людей с 19,5% в 2007 году до 20,4% в 2011 году.
Возрастной состав жителей города характеризуется существенной гендерной диспропорцией: количество женщин превышает количество мужчин. Такое неблагоприятное соотношение сложилось из-за сохраняющегося высокого уровня преждевременной смертности мужчин в трудоспособном возрасте - 903,6 человека на 100 тыс. населения, смертность женщин в трудоспособном возрасте 226,97 человека на 100 тыс. населения. Мужчины значительно чаще женщин умирают от травм и других последствий воздействия внешних причин. По травмам и отравлениям, сердечно-сосудистым заболеваниям соотношение смертности мужчин и женщин составляет 5 к 1, по заболеваниям дыхательных путей 4 к 1. Общая смертность снизилась с 13,1% в 2007 году до 12,8% в 2011 году.
На 01.01.2012 средняя продолжительность жизни в Череповце достигла 66,3 года, что выше показателя 2007 года - 65,9 года. Средняя продолжительность жизни мужчин составила 61,1 года к 72,3 лет у женщин.
Сохраняется тенденция положительной динамики рождаемости в Череповце. С 11,4% в 2007 году до 12,7% в 2011 году. За последние пять лет это устойчивая тенденция, которая связана с улучшением качества жизни в целом, состоянием здоровья родителей и эффективностью деятельности в сфере материнства и акушерства.
Показатель общей заболеваемости среди городского населения за 2011 год составил 145187,8 случаев на 100 тыс. населения.
Достаточно напряженной остается ситуация с ВИЧ-инфекцией, она является отражением общей ситуации в России. По состоянию на 01.01.2012 показатель числа ВИЧ инфицированных на учете составляет 179 человек на 100 тыс. населения, показатель зарегистрированных впервые в жизни составляет 28 человек на 100 тыс. населения. При этом количество человек обратившихся в консультационно-диагностический центр увеличилось с 18 624 в 2008 году до 19944 в 2011 году. Опасна наметившаяся тенденция перемещения ВИЧ-инфекции в социально адаптированную часть населения.
Система здравоохранения занимает только 10% среди факторов, от которых зависит здоровье. Главной предпосылкой для активной жизни, полноценного выполнения всех социальных функций и достижения активного долголетия является здоровый образ жизни. По данным социологических опросов количество горожан, считающих, что наиболее отрицательно влияют на здоровье вредные привычки, составляет 41%, окружающая среда - 30%,отсутствие внимания к здоровью - 39%. Доля населения, изменивших свой образ жизни на более здоровый, увеличилась с 30% в 2008 году до 33% в 2011 году. Увеличивается доля горожан, ставящих на первое место в системе своих ценностей здоровье и семью, за период с 2007 по 2011 годы с 71% до 80% и с 74% до 79%, соответственно.
Регулярные физические нагрузки - необходимый элемент здорового образа жизни. С каждым годом растет доля горожан, регулярно занимающихся физкультурой и спортом. За период с 2007 по 2011 годы этот показатель вырос с 14,8% до 18,2%. Увеличивается и доля горожан, поддерживающих собственное здоровье при помощи физических упражнений, 39% в 2007 году, 48% в 2011 году.
Реализация возможностей, заложенных в человеке, зависит от его образа жизни, повседневного поведения, привычек, приобретаемых им, умения разумно распоряжаться потенциальными возможностями здоровья на благо себе, своей семье и обществу. Однако ряд привычек, которые человек может приобрести в молодости и от которых потом не может избавиться в течение всей жизни, серьезно вредит его здоровью. К таким привычкам в первую очередь надо отнести курение и употребление алкоголя.
По данным социологических опросов, процент курящих в период с 2008 по 2011 годы остался на уровне 32%. Доля курящих мужчин уменьшилась с 51% в 2008 году до 45% в 2011 году. Доля курящих женщин выросла с 18% в 2008 году до 21% в 2011 году. Доля курильщиков из числа школьников (6-11 классы) уменьшилась с 29% в 2008 году до 16% в 2010 году.
Количество употребления алкогольной продукции на протяжении нескольких лет, согласно опросам, остается достаточно стабильным. Процент населения, употребляющих алкоголь 1 раз в неделю и чаще, уменьшился с 30% в 2008 году до 21% в 2011 году. Доля школьников, употребляющих алкоголь (6 - 11 классы), уменьшилась с 30% в 2008 году до 27% в 2010 году.
Для создания моды на здоровье и здоровый образ жизни используются различные виды социальной рекламы: баннеры, информационные ролики на городских экранах. В 2011 году было размещено 15 баннеров и 4 информационных ролика на городских экранах продолжительностью 358020 секунд. За период с 2008 года формы социальной рекламы изменялись в связи с более эффективным использованием средств, так в 2010 году отказались от показателей "Количество полос в печатных СМИ", "Количество выходов ТВ-передач/роликов". Вместе с тем введен новый показатель "Альтернативные носители социальной рекламы", который в 2011 году был представлен в 6 разновидностях.
Благодаря проводимым мероприятиям доля жителей, охваченных мероприятиями программы, выросла с 18,9% в 2008 году до 37% в 2011 году.
Деятельность мэрии города Череповца, направленная на укрепление и сохранение здоровья горожан, ежегодно высоко оценивается Европейским региональным бюро ВОЗ, что выражается в подтверждении аккредитации европейской сети проекта "Здоровые города".
2.2. Анализ влияния внешних факторов на выполнение задач Программы
Сильные стороны:
политика органов городского самоуправления, направленная на укрепление здоровья жителей города;
наличие квалифицированных кадров в учреждениях города;
опыт сбора информации, в том числе статистических данных и социологических исследований по оценке здоровья населения города и состоянию окружающей среды;
отработанные механизмы межведомственного взаимодействия.
Слабые стороны:
ограничены условия для ведения здорового образа жизни;
недостаточно высокий уровень здоровья жителей города;
дефицит кадров в муниципальной системе здравоохранения;
отсутствие подобных межведомственных программ в РФ.
Внешние возможности:
активная политика государства в области улучшения здоровья населения и демографической ситуации;
актуальность проблем здоровья в политической повестке дня как федеральных, так и региональных органов власти;
наличие национальных и региональных целевых программ, направленных на улучшение здоровья населения;
наличие проектов, реализуемых международными ассоциациями и фондами и направленных на популяризацию оздоровления населения;
возможность привлечения внебюджетных средств на реализацию задач Программы;
растущая популярность здорового образа жизни у населения страны и города;
соответствие Программы стратегии развития города Череповца приоритетным направлениям улучшения здоровья и создания условий для самореализации горожан;
взаимодействие по реализации Программы на постоянной основе между мэрией города, высшими учебными заведениями и научно-исследовательскими институтами; осуществление исследовательской, организационной, популяризаторской деятельности в рамках задач Программы;
аккредитация города Череповца в Европейской сети ВОЗ "Здоровые города";возможность обмена опытом с городами - членами сети "Здоровые города";
участие в ассоциации "Здоровые города, районы и поселки".
Внешние угрозы:
влияние неблагополучных макроэкономических процессов на экономику города;
проблема снижения объемов городского бюджета;
отрицательное воздействие экологических факторов, интенсивность которых за последнее десятилетие увеличилась.
2.3. В ходе реализации Программы будут созданы:
условия для улучшения демографической ситуации: снижение преждевременной смертности, заболеваемости, инвалидизации населения, увеличение средней продолжительности жизни;
новая система межведомственных взаимоотношений, межведомственные целевые программы, направленные на повышение уровня здоровья населения;
работающая система мониторинга уровня здоровья населения;
система информирования населения о факторах риска и профилактики заболеваний.
3. Миссия и основные задачи Программы
Миссия Программы:
Достижение высокого уровня здоровья настоящих и будущих поколений жителей города, в том числе:
формирование ответственного отношения горожан к своему здоровью;
создание условий для ведения здорового образа жизни.
Задачи Программы:
разработать механизм межведомственного взаимодействия в сфере охраны здоровья населения;
внедрить в текущую деятельность учреждений, предприятий, организаций города эффективные программы по улучшению здоровья населения;
повысить культуру здоровья населения города и воспитать ответственное отношение к своему здоровью;
выявить ключевые факторы, влияющие на уровень здоровья населения города (организовать мониторинг общественного здоровья);
вовлечь население города в процесс планирования общественного здоровья.
4. Перечень целевых показателей Программы, их значение в динамике
Целевые показатели Программы (приложение 1) соответствуют целям стратегии городского развития: укрепление и сохранение общественного здоровья, создание комфортной городской среды, создание условий для гармоничного развития будущего поколения.
5. Объемы финансирования Программы в разрезе главных распорядителей средств (исполнителей), сроков и источников
Программа реализуется за счет средств городского бюджета. В соответствии с действующим законодательством в установленном порядке для финансирования Программы могут быть привлечены средства из иных источников. Объем финансирования Программы (приложение 2) планируется ежегодно исходя из объема необходимых мероприятий по целевым направлениям. Финансирование из городского бюджета на каждый год рассматривается и корректируется экспертным советом по стратегическому развитию и инвестиционной деятельности в городе, утверждается мэром города.
Постановлением мэрии г. Череповца Вологодской области от 8 июля 2013 г. N 3139 в раздел 6 настоящей Программы внесены изменения
6. Оценка показателей эффективности и результативности Программы
7. Механизм реализации Программы
7.1. Организационная структура
Общее руководство Программой осуществляет мэр города.
Принципы и стратегию реализации Программы в городе определяет городской координационный комитет по реализации проекта "Здоровый город", возглавляемый мэром города.
Непосредственное управление Программой осуществляет заведующий отделом по реализации программы "Здоровый город" мэрии (менеджер Программы). При реализации Программы менеджер руководствуется нормативными правовыми актами Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления и несет ответственность за выполнение мероприятий, достижение цели и целевых показателей и предоставление информации о ходе реализации Программы.
Отдел по реализации программы "Здоровый город" мэрии организует реализацию Программы, осуществляет координацию и взаимодействие с участниками Программы, контролирует целевое использование бюджетных средств, предусмотренных на реализацию Программы.
Руководители органов мэрии - получатели бюджетных средств несут ответственность за целевое использование денежных средств, предусмотренных Программой, по запросам менеджера Программы предоставляют информацию, необходимую для реализации Программы.
Для реализации Программы менеджер формирует межведомственные рабочие группы, в состав которых включаются представители органов мэрии, организаций, предприятий, учреждений и общественных объединений. Наименование, количество и персональный состав рабочих групп утверждаются руководителем Программы по представлению менеджера Программы.
Рабочие группы осуществляют свою деятельность по следующим целевым направлениям:
профилактика заболеваний и пропаганда здорового образа жизни;
двигательная активность;
сохранение и укрепление здоровья детей и подростков;
активное долголетие;
здоровье на рабочем месте;
адаптация и интеграция людей с ограниченными возможностями.
Руководители (координаторы) рабочих групп образуют межведомственный совет для решения вопросов межведомственного взаимодействия в рамках Программы.
7.2. Механизм реализации Программы
Решение задач Программы достигается путем выполнения механизма реализации Программы (приложение 3). Перечень мероприятий, их описание и ресурсное обеспечение реализации Программы рассматриваются и корректируются экспертным советом по стратегическому развитию и инвестиционной деятельности в городе, утверждаются правовым актом мэрии города.
Постановлением мэрии г. Череповца Вологодской области от 8 июля 2013 г. N 3139 в настоящее приложение внесены изменения
Приложение 1
к Программе
Целевые показатели Программы
15 января, 12 октября, 24 ноября, 16 декабря, 31 декабря 2009 г., 8 февраля, 15 июля, 26 августа, 11 октября, 31 декабря 2010 г., 15 июня, 13 октября, 14 ноября, 23 декабря 2011 г., 22 февраля, 24 мая, 27 июня, 6 сентября, 10 октября, 25 декабря 2012 г., 8 июля 2013 г.
Постановлением мэрии г. Череповца Вологодской области от 8 июля 2013 г. N 3139 в настоящее приложение внесены изменения
Приложение 2
к Программе
Объем
финансирования Программы
17 августа, 12 октября 2009 г., 11 октября, 31 декабря 2010 г., 13 октября, 14 ноября 2011 г., 22 февраля, 24 мая, 6 сентября, 10 октября, 25 декабря 2012 г., 8 июля 2013 г.
Постановлением мэрии г. Череповца Вологодской области от 8 июля 2013 г. N 3139 в настоящее приложение внесены изменения
Приложение 3
к Программе
Механизм
реализации Программы
8 июля 2013 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление мэра г. Череповца Вологодской области от 15 октября 2008 г. N 3545 "О долгосрочной целевой программе "Здоровый город" на 2009 - 2012 годы"
Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2009 г.
Текст постановления официально опубликован не был
Постановлением мэрии г. Череповца Вологодской области от 15 августа 2013 г. N 3881 настоящее постановление признано утратившим силу с 1 января 2014 г.
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление мэрии г. Череповца Вологодской области от 31 декабря 2013 г. N 6503
Постановление мэрии г. Череповца Вологодской области от 10 октября 2013 г. N 4798
Постановление мэрии г. Череповца Вологодской области от 8 июля 2013 г. N 3139
Постановление мэрии г. Череповца Вологодской области от 25 декабря 2012 г. N 6800
Постановление мэрии г. Череповца Вологодской области от 10 октября 2012 г. N 5354
Постановление мэрии г. Череповца Вологодской области от 6 сентября 2012 г. N 4727
Постановление мэрии г. Череповца Вологодской области от 27 июня 2012 г. N 3554
Постановление мэрии г. Череповца Вологодской области от 24 мая 2012 г. N 2944
Постановление мэрии г. Череповца Вологодской области от 22 февраля 2012 г. N 950
Постановление мэрии г. Череповца Вологодской области 23 декабря 2011 г. N 5777
Постановление мэрии г. Череповца Вологодской области от 14 ноября 2011 г. N 4709
Постановление мэрии г. Череповца Вологодской области от 13 октября 2011 г. N 4233
Постановление мэрии г. Череповца Вологодской области от 15 июня 2011 г. N 2490
Постановление мэрии г. Череповца Вологодской области от 31 декабря 2010 г. N 5439
Постановление мэрии г. Череповца Вологодской области от 11 октября 2010 г. N 3890
Постановление мэрии г. Череповца Вологодской области от 26 августа 2010 г. N 3261
Постановление мэрии г. Череповца Вологодской области от 15 июля 2010 г. N 2651
Постановление мэрии г. Череповца Вологодской области от 8 февраля 2010 г. N 368
Постановление мэрии г. Череповца Вологодской области от 31 декабря 2009 г. N 4987
Постановление мэрии г. Череповца Вологодской области от 16 декабря 2009 г. N 4462
Постановление мэрии г. Череповца Вологодской области от 24 ноября 2009 г. N 4188
Постановление мэрии г. Череповца Вологодской области от 12 октября 2009 г. N 3553
Постановление мэрии г. Череповца Вологодской области от 17 августа 2009 г. N 2891
Постановление мэрии г. Череповца Вологодской области от 15 января 2009 г. N 9