Постановлением Правительства Вологодской области от 26 ноября 2012 г. N 1398 в настоящее постановление внесены изменения
Постановление Правительства Вологодской области от 26 ноября 2010 г. N 1362
"О Стратегии развития отрасли культуры в Вологодской области до 2020 года"
26 ноября 2012 г., 22 июля 2013 г.
Во исполнение постановления Губернатора области от 12 июля 2007 года N 226 "О разработке Стратегий развития отраслей до 2020 года" Правительство области постановляет:
1. Одобрить прилагаемую Стратегию развития отрасли культуры в Вологодской области до 2020 года.
2. Департаменту культуры и охраны объектов культурного наследия области (В.В. Чубенко) принять меры по реализации Стратегии развития отрасли культуры в Вологодской области до 2020 года.
3. Контроль за выполнением постановления возложить на заместителя Губернатора области О.А. Васильева.
Справку о выполнении постановления представить к 15 марта 2021 года.
Губернатор области |
В.Е. Позгалев |
Одобрена
постановлением
Правительства Вологодской области
от 26 ноября 2010 г. N 1362
Стратегия
развития отрасли культуры в Вологодской области до 2020 года
26 ноября 2012 г., 22 июля 2013 г.
Введение
В современном обществе утвердилось понимание значения культуры как важнейшего стратегического ресурса развития. На первый план выдвинута задача обеспечения сознательного, компетентного и ответственного участия человека в культуре. Реализация конституционного права на участие в культурной жизни предполагает формирование у человека базовых компетенций, необходимых для полноценности такого участия, к числу которых можно отнести представление о многообразии культур, разнообразии форм и стилей жизни, умение выстраивать взаимодействие на основе принципов толерантности, межкультурного диалога и сотрудничества, использовать информационные технологии, квалифицированно искать информацию, ориентироваться в мире современных масс-медиа и т.д.
Современная культура характеризуется двумя взаимодополняющими тенденциями: интеграцией, с одной стороны, и ростом разнообразия, поиском самобытности культурных сообществ, с другой. Радикальное изменение информационного пространства Российской Федерации на рубеже XX - XXI веков, процессы глобализации, технического переоснащения, массовая компьютеризация требуют комплексной всесторонней модернизации всей системы функционирования культуры. При консерватизме традиционных форм творческого процесса культурные сообщества понимают необходимость поиска новых выразительных возможностей. Развитие высокотехнологического общества все больше зависит от степени морального и нравственного развития личностей, его составляющих. Именно закрепленные в культуре нравственные установки и модели поведения через культурно-нравственное развитие личности могут стать основой устойчивого положительного развития общества. При этом социальный эффект воздействия культуры на личность трудноизмерим и растянут во времени.
В российском культурном пространстве Вологодская область, прежде всего, это уникальное по богатству и разнообразию историко-культурное наследие, включающее памятники истории и культуры, фонды музеев и библиотек, художественные ремесла и промыслы, творческие форумы. Особый интерес представляют памятники культовой архитектуры. Традиционность художественной культуры наиболее ярко проявляется в народных художественных промыслах, многие из которых сохранились до настоящего времени: вологодское кружево, расписная и резная береста и чернение по серебру, живописные эмали, ручное узорное ткачество, вышивка, гончарство, резьба и роспись по дереву. В тесной взаимосвязи с природным и материальным культурным наследием сохраняется и восстанавливается нематериальное культурное наследие: традиции, обычаи, обряды, исполнительское искусство и народные праздники.
В области реализуются долгосрочные и ведомственные целевые программы в сфере культуры: "Развитие Архитектурно-этнографического музея Вологодской области", "Развитие библиотечного дела в Вологодской области", "Пожарная безопасность учреждений культуры", "Традиционная народная культура как основа сохранения культурной самобытности Вологодской области", "Развитие образования в сфере культуры и искусства в Вологодской области".
Культурные аспекты развития региона также нашли отражение в ряде других долгосрочных целевых программ, в том числе: "Информатизация Вологодской области", "Великий Устюг - родина Деда Мороза".
Государственные и муниципальные учреждения культуры принимают участие в мероприятиях федеральной целевой программы "Культура России", конкурсах на соискание грантов в сфере культуры.
Многие творческие инициативы Вологодчины поддержаны на международном и межрегиональном уровнях. Брендами региона стали значимые фестивальные проекты: Международный театральный фестиваль "Голоса истории", театрально-концертный проект "Лето в Кремле", международный фестиваль молодого европейского кино "VOICES", международный музыкальный Гаврилинский фестиваль, Губернаторский международный юношеский конкурс имени Валерия Гаврилина, открытый фестиваль поэзии и музыки, посвященный творчеству Николая Рубцова, "Рубцовская осень".
Неоценимый вклад в развитие отечественной культуры и искусства внесли вологодские поэты К. Батюшков, А. Яшин, Н. Рубцов, О. Фокина, С. Викулов, писатели В. Гиляровский, В. Шаламов, В. Белов, художники В. Верещагин, В. Корбаков, Д. Тутунджан, композитор В. Гаврилин.
Вологодская область имеет развитую сеть учреждений культуры и искусства, основу которых составляют библиотеки, музеи, театры, концертные организации, образовательные учреждения дополнительного художественного и среднего профессионального образования, культурно-досуговые учреждения, организации киновидеопоказа.
Инновационная составляющая неизменно присутствует в деятельности учреждений культуры области и проявляется главным образом в гармоничном сочетании здорового консерватизма, традиций и новаторских экспериментальных направлений и форм.
Стратегия развития отрасли культуры в Вологодской области на период до 2020 года (далее - Стратегия) является определяющим документом для формирования планов, проектов, долгосрочных и ведомственных целевых программ в сфере культуры. Стратегия разработана с учетом действующего законодательства, Стратегии социально-экономического развития Вологодской области на период до 2020 года, мониторинга отрасли по всем направлениям культурной деятельности.
Стратегия основывается на следующих принципиальных положениях:
историко-культурное наследие Вологодчины, традиционная народная культура, профессиональное искусство, самодеятельное творчество, человеческий капитал и кадровый потенциал отрасли являются стратегическим ресурсом устойчивого социально-экономического развития региона и полноправным сектором экономики;
формирование комфортной культурной среды как важнейшего социального института создает условия для обеспечения гражданам равного доступа к культурным ценностям, гармоничному развитию и самореализации, росту благосостояния и качества жизни;
динамичное развитие отрасли, формирование инновационной культуры в отрасли и широкое вовлечение нематериальных активов культуры в процессы социальных, экономических, технологических и экологических перемен являются важными приоритетами территориального развития, повышения качества жизни, инвестиционной привлекательности и экспортного потенциала региона.
Раздел 1. Анализ ситуации за предшествующий период
Вологодская область имеет развитую сеть учреждений культуры и искусства. По состоянию на 1 октября 2010 года на территории области работают 28 музеев (86 сетевых единиц), 5 театров, 6 концертных организаций, 655 библиотек, 49 учреждений художественного образования, 644 учреждения культурно-досугового типа, 78 учреждений кинообслуживания населения (киноустановок), 5 парков культуры и отдыха, 2 областных центра (научно-методический и информационно-аналитический), дирекция по реставрации и использованию памятников истории и культуры.
Реструктуризация государственного сектора, повышение эффективности расходов областного бюджета и внедрение критериев оценки эффективности расходов учреждений определили приоритеты деятельности учреждений культуры в финансовой сфере:
внедрение бюджетирования, ориентированного на результат;
переход к новым формам финансирования учреждений;
переход к новым организационно-правовым формам учреждений культуры.
Внедрение новых форм финансирования бюджетных услуг направлено на повышение ответственности поставщиков услуг, сосредоточение предоставления большего объема услуг у наиболее эффективных поставщиков, а в перспективе - на повышение конкурентоспособности предоставления услуг путем привлечения на рынок бюджетных услуг новых поставщиков, в том числе из частного сектора.
Новые формы финансирования бюджетных услуг предусматривают установление государственных и муниципальных заданий учреждениям культуры.
В 2010 году сформированы государственные задания на оказание услуг государственным учреждениям культуры области.
Муниципальными образованиями области ведется работа по установлению муниципальных заданий подведомственным учреждениям культуры.
Вместе с тем сохранение организационно-правовой формы бюджетных учреждений накладывает существенные ограничения на совершенствование модели предоставления бюджетных услуг, поэтому наряду с внедрением новых форм финансирования бюджетных услуг планируется внедрение новых организационно-правовых форм, позволяющих повысить гибкость и ответственность поставщиков бюджетных услуг, усилить стимулы к их ориентации на потребности населения.
В соответствии с Федеральным законом от 8 мая 2010 года N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" типами государственных и муниципальных учреждений признаются автономные, бюджетные и казенные.
В рамках реализации областной целевой программы "Реформирование региональных финансов Вологодской области" на 2008 - 2009 годы в 2009 году путем изменения типа государственного учреждения культуры создано автономное учреждение культуры Вологодской области "Вологодская областная государственная филармония им. В.А. Гаврилина". По состоянию на 1 октября 2010 года на территории Вологодской области создано 5 муниципальных автономных учреждений культуры.
На основании проведенного анализа возможности перевода государственных учреждений культуры в статус автономных учреждений определены организации для внедрения данной формы: ГУК "Вологодский ордена "Знак Почета" государственный драматический театр", ГУК "Дирекция по реставрации и использованию памятников истории и культуры в Вологодской области".
В регионе организована система мониторинга состояния дел в отрасли культуры, в том числе основных показателей деятельности учреждений культуры, необходимых для принятия управленческих решений.
Процессы информатизации затрагивают все сферы деятельности человека, в равной степени это относится к сфере культуры. Компьютеризация, оцифровка документов, в том числе редких краеведческих изданий, создание информационных ресурсов, перевод услуг в вид электронных интерактивных сервисов, предоставление доступа к ресурсам и услугам аудитории глобальной сети Интернет становятся важным условием развития учреждений культуры.
Необходимость повышения качества предоставления услуг, владения навыками поиска информации, знания современных методик, создания современного культурного продукта и внедрение информационных технологий, предполагают наличие квалифицированных специалистов. В сфере культуры области работает свыше девяти тысяч человек. Одно из приоритетных направлений деятельности Департамента культуры и охраны объектов культурного наследия области (далее - Департамент) - повышение квалификации специалистов отрасли. Департаментом учрежден конкурс профессионального мастерства среди работников культуры - Областной конкурс проектов в сфере культуры "Звездное кружево Севера".
Учреждениями культуры области осуществляется деятельность в рамках Соглашений Вологодской области (Правительства Вологодской области) об экономическом, научно-техническом, культурном сотрудничестве с регионами России и иностранных государств, а также органами власти иностранных государств.
В Вологодской области реализуются значимые международные проекты: театральный фестиваль "Голоса истории", фестиваль молодого европейского кино "VOICES", театрально-концертный сезон "Лето в Кремле", музыкальный Гаврилинский фестиваль, Губернаторский международный юношеский конкурс имени В. Гаврилина. В 2011 году впервые состоялся Международный фестиваль кружева.
Новыми и перспективными инструментами развития территории является формирование кластеров культурных индустрий и туризма, а также продвижение территории через культурные бренды. Развитие творческих кластеров стимулирует государственно-частное партнерство.
Важной составляющей деятельности учреждений культуры на сегодняшний день является работа с молодежной аудиторией. Привлечению молодежи способствует проведение культурно-спортивных мероприятий, а также внедрение в деятельность учреждений информационных технологий и создание информационных ресурсов культуры.
В Вологодской области действуют региональные отделения Общероссийской общественной организации "Союз театральных деятелей Российской Федерации (Всероссийское театральное общество)", Всероссийской организации "Союз композиторов России", Всероссийской творческой общественной организации "Союз художников России", Общероссийской общественной организации "Союз писателей России".
Среди основных проблем, препятствующих организации деятельности по развитию культуры, можно выделить:
1. Недостаточный уровень материально-технической базы учреждений культуры.
2. Низкий уровень заработной платы работников отрасли.
Негативное влияние на развитие культуры оказывают следующие факторы социокультурной ситуации:
усиление социальной напряженности, вызванной проблемами занятости населения;
снижение социального статуса жителей села, неуверенность сельского населения в завтрашнем дне;
снижение уровня физической и психической культуры населения, вызванное алкоголизацией, наркоманией, синдромом хронической усталости и т.п.;
увеличение в структуре населения доли социально не защищенных групп.
До 2009 года отмечалось увеличение расходов на культуру в консолидированном бюджете области (в 2008 году - 2 183,6 млн. рублей; рост к уровню 2005 года составил 83%).
Вследствие влияния мирового финансово-экономического кризиса в 2009 году уровень расходов на культуру в консолидированном бюджете области сократился по сравнению с 2008 годом на 18% и составил 1 788,6 млн. рублей.
Доля отрасли "Культура" в консолидированном бюджете области сократилась с 4,32% в 2008 году до 3,84% в 2009 году.
В последние годы наблюдается увеличение доли первоочередных расходов в консолидированном бюджете отрасли "Культура": с 55% в 2007 году до 73% в 2009 году. Большую часть первоочередных расходов составляет заработная плата - порядка 90%. Несмотря на рост заработной платы работников культуры, ее уровень остается ниже уровня оплаты труда работников других отраслей социальной сферы. Из-за низкого уровня заработной платы работников сфера культуры становится все менее привлекательной для профессиональной деятельности. Понижение престижа профессии является основной причиной оттока квалифицированных кадров в иные сферы деятельности.
Высокая доля первоочередных расходов влечет за собой недостаточное финансирование развития учреждений культуры, в том числе творческих проектов, укрепления материально-технической базы (замена изношенного оборудования и музыкального инструментария, приобретение современной организационной техники и специализированного технического оборудования), реконструкции и текущего ремонта помещений. На капитальный ремонт зданий муниципальных учреждений культуры с 2007 по 2009 год было направлено 52 млн. рублей: в 2007 году - 34 млн. рублей, в 2008 году - 13 млн. рублей, в 2009 году - 5 млн. рублей.
Таблица 1
Статистические данные, характеризующие динамику развития культуры за предшествующий период
Показатель |
Ед. изм. |
2006 г. |
2007 г. |
2008 г. |
2009 г. |
2010 г. |
Консолидированный бюджет отрасли культуры |
млн. руб. |
1 338,9 |
1 832,8 |
2 183,6 |
1 788,6 |
1 996,2 |
Доля отрасли "Культура" в консолидированном бюджете Вологодской области |
% |
3,2 |
4,2 |
4,3 |
3,8 |
3,8 |
Среднемесячная заработная плата работников отрасли культуры |
руб./чел. |
5 215 |
6 338 |
8 082 |
8 533 |
8 987 |
Отношение среднемесячной заработной платы работников культуры к среднемесячной заработной плате работников, занятых в сфере экономики региона |
% |
48,9 |
49,1 |
50,2 |
51,5 |
48,5 |
Удельный вес населения, участвующего в платных культурно-досуговых мероприятиях, проводимых государственными (муниципальными) учреждениями культуры |
% |
392,3 |
379,1 |
374,0 |
367,9 |
383,1 |
Количество экземпляров новых поступлений в библиотечные фонды общедоступных библиотек на 1 тыс. человек населения |
экз./1 тыс. чел. |
224 |
257 |
348 |
288 |
257 |
Раздел 2. Оценка состояния и проблемы отрасли
Постановлением Правительства Вологодской области от 22 июля 2013 г. N 749 подраздел 2.1 раздела 2 настоящей Стратегии изложен в новой редакции
2.1. Сохранение, использование, популяризация и государственная охрана объектов культурного наследия Вологодской области
Историко-культурное наследие Вологодской области представляет собой капитал невозместимой ценности. На территории региона расположено свыше 3 тысяч памятников истории и культуры, из них свыше 2000 являются объектами археологического наследия. Под государственной охраной состоит 757 объектов; федеральная категория историко-культурного наследия присвоена 214 памятникам, региональная категория - 543.
Указом Президента Российской Федерации от 2 апреля 1997 года N 275 "О включении отдельных объектов в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации" Кирилло-Белозерский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник с расположенными в нем памятниками истории и культуры включен в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации.
Решением Ассамблеи ЮНЕСКО в 2000 году Ферапонтов монастырь с фресками работы Дионисия внесен в Список объектов всемирного культурного наследия как выдающийся образец средневековой архитектуры и живописи.
В 2009 году ансамбль Ферапонтова монастыря включен в Перечень отдельных объектов культурного наследия федерального значения, полномочия по государственной охране которых осуществляются непосредственно Министерством культуры Российской Федерации. В настоящее время управление данным памятником осуществляется подведомственным Министерству культуры Российской Федерации ФГБУК "Кирилло-Белозерский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник".
В 2009 году Вологда стала первым поселением области, получившим новый Проект зон охраны объектов культурного наследия, расположенных на его территории, регламентов и режимов использования земель в пределах указанных границ.
За период с 2009 по 2012 год в соответствии с нормами Градостроительного кодекса Российской Федерации разработаны проекты зон охраны объектов культурного наследия, расположенных на территории гг. Белозерска, Великого Устюга, Устюжны, Череповца и с. Устья.
Ремонтно-реставрационные работы в области ежегодно ведутся более чем на 50 объектах культурного наследия за счет всех источников финансирования. Работы по сохранению объектов культурного наследия осуществляют организации, обладающие соответствующей лицензией, число которых к 2013 году составило 38.
В настоящее время 265 памятников нуждаются в реставрационном вмешательстве.
SWOT-анализ сферы сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия области
Strengths/Сильные стороны |
Weaknesses/Слабые стороны |
Историко-культурное наследие (далее - ИКН) региона уникально по богатству и видовому разнообразию. |
Сводная база данных ОКН и зон их охраны для целей учета находится в стадии разработки и первичного наполнения. |
Ряд исторических поселений являются привлекательными для развития туризма музеями под открытым небом (Белозерск, Устюжна, Великий Устюг). |
Недостаточное финансирование работ по сохранению ОКН. Реставрация памятников, реабилитация ветхих строений требуют инвестиций, равных или превышающих стоимость нового строительства. |
В городе Вологде и Кирилловском районе реализуются целевые программы, направленные на сохранение объектов культурного наследия, находящихся в собственности муниципальных образований. | |
Недостаточная экономическая выгода от пользования памятниками (в том числе от культурного туризма) при значительном вложении средств в ремонтно-реставрационные работы. | |
Природа, ландшафты, проекты в сфере культуры Вологодской области привлекательны для туристов. |
Негативная стереотипизация проблем содержания ОКН частными собственниками. |
Архитектурные памятники и историко - ландшафтные территории Вологодчины имеют высокохудожественную силу воздействия и при этом доступны, осязаемы и вплетены в повседневную жизнь людей. |
Слабое развитие технологий строительства зданий и сооружений из дерева на территории исторических поселений. |
Недостаточность для оптимального сохранения частных капиталовложений в ОКН и исторические территории. | |
Вовлечение объектов ИКН в интенсивную культурную жизнь региона создает условия для повышения инвестиционной привлекательности региона. |
Отсутствие налоговых льгот и государственных гарантий частным инвесторам на работы по сохранению ОКН увеличивает риски долгосрочных вложений. |
В регионе действует государственный орган охраны объектов культурного наследия (далее - ОКН). |
Отсутствие механизма распространения социальной рекламы в сфере сохранения ОКН. |
Финансовое обеспечение исполнения федеральных полномочий в части охраны ОКН осуществляется из федерального бюджета. |
На территории области не сформированы кластеры культурных индустрий и туризма с вовлечением ОКН. |
Отсутствие концепции и целостных программ маркетинга территорий, популяризации и включения ИКН региона в общероссийское и мировое культурное пространство с широким вовлечением СМИ и социальных сетей. | |
Существует система планирования на среднесрочную и долгосрочную перспективу, реализуется федеральная целевая программа по сохранению ОКН (Федеральная целевая программа "Культура России (2012 - 2018 годы)". | |
Слаба интеграция проектов в сфере популяризации ИКН с туристическими проектами и мероприятиями по воспитанию патриотизма. | |
Функционирует региональный интернет-портал культуры с разделом "Историко-культурное наследие Вологодской области"(www.cultinfo.ru), содержащий актуальную информацию о расположении ОКН, территориях и обременениях, возникших исходя из статуса ОКН. | |
Opportunities/Возможности |
Threats/Угрозы |
Содействие разработке муниципальных целевых программ сохранения и развития исторических поселений области. |
Нарастающая угроза невосполнимых потерь в культурном наследии. |
Разрушение (физическая утрата) памятников истории и культуры под воздействием естественных факторов. | |
Участие частных инвесторов и общественных организаций в развитии историко-архитектурной среды. | |
Уничтожение или повреждение памятников истории и культуры, а также культурного слоя в ходе строительных работ, эксплуатации. | |
Организация повышения квалификации специалистов в области сохранения и государственной охраны объектов культурного наследия на базе высших учебных заведений области. | |
Нанесение гражданами ущерба памятникам истории и культуры (вплоть до их утраты) в силу недостаточной пропаганды культурного наследия среди детей и юношества, а также слабой информированности, отсутствия специализированных образовательных программ в детских садах, школах. |
2.2. Музейная деятельность
Музеи Вологодской области являются не только хранителями своих собраний и важнейшей составляющей культурного потенциала региона, но и обретают значение образовательно-воспитательных институтов, активно принимающих участие в формировании исторического и культурного самосознания, патриотического воспитания граждан.
Музейная сеть области в настоящее время представлена 28 учреждениями (86 сетевых единиц), в том числе 1 музеем, находящимся в федеральном ведении (4 сетевые единицы), 4 государственными областными музеями (32 сетевые единицы) и 23 муниципальными музеями (50 сетевых единиц). В Северо-Западном федеральном округе по количеству музеев Вологодская область занимает 3-е место.
Основной фонд государственных и муниципальных музеев области насчитывает свыше 900 тысяч единиц хранения (2-е место по Северо-Западному федеральному округу после Санкт-Петербурга). За последние пять лет фонды увеличились на 9,7%.
Грамотное и планомерное пополнение фондов государственных и муниципальных музеев области затрудняется отсутствием гарантированного финансирования на комплектование. Исключение составляет Музей кружева, коллекции которого формируются в соответствии с концепцией его развития.
В музеях области идет процесс информатизации, в том числе автоматизации учетно-хранительской деятельности, создания интернет-сайтов. Ускоренными темпами ведется пополнение электронных каталогов в государственных музеях области.
Техническое оснащение муниципальных музеев можно охарактеризовать как неудовлетворительное: комплексная автоматизированная музейная информационная система внедрена только в Череповецком музейном объединении.
В музеях области ежегодно проводится более 1,5 тысячи массовых мероприятий, реализуется до 100 образовательных программ, которые, консолидируя силы музейщиков, общественных организаций, учреждений образования по различным направлениям воспитания, позволяют формировать у посетителей новый стереотип организации и проведения досугового времени, способствуют укреплению семьи. В настоящее время большие усилия коллективов музеев направлены на развитие интерактивного звена экспозиций, которые пользуются особой популярностью у различных категорий посетителей.
Благодаря комплексному и многостороннему подходу к вопросам нетрадиционного музейного показа, который позволяет сделать музеи привлекательными для всех возрастных и социальных групп, посещаемость музеев области в последние годы остается стабильной и составляет более миллиона посетителей в год.
SWOT-анализ деятельности музеев
Strengths/Сильные стороны |
Weaknesses/Слабые стороны |
В государственных и муниципальных музеях области сохраняется уникальное историко-культурное наследие. Музейная сеть охватывает всю территорию области. |
Слабая материально-техническая база большинства музеев области. Недостаток фондовых площадей. Острейшей музейной проблемой остается обеспечение нормативных условий хранения фондовых коллекций. |
Музейные программы формируют историческое и культурное самосознание, гражданскую гордость, способствуют патриотическому воспитанию молодого поколения. Музеи являются основой для развития в регионе культурно-познавательного туризма. Музейное профессиональное сообщество Вологодчины в последние годы реализует клиентоориентированную модель развития. Имеется потенциал для создания достойных конкурентоспособных продуктов (программ для потребителей услуг). Положительный опыт взаимодействия с профессиональным сообществом сферы культуры и искусства области. Для музейной подотрасли характерны многоканальное финансирование, главным образом за счет бюджетных средств, и стабильные доходы, получаемые от приносящей доход деятельности. В области имеется собственная база по реставрации музейных предметов |
Специализированное фондохранилище, отвечающее всем требованиям, есть только в одном музее. Низкая заработная плата работников музеев обуславливает кадровые проблемы. Низкий уровень информатизации сдерживает исследовательскую и учетно-хранительскую деятельность музеев и возможности креативного и инновационного подхода к созданию новых музейных продуктов и образовательных программ. Несовершенство нормативной правовой базы по вопросам регулирования деятельности музеев. Недостаточность государственной поддержки реставрации и сохранности Музейного фонда Российской Федерации. Отсутствие механизма компенсации выпадающих доходов от обслуживания льготных категорий граждан. Продвижение музейных продуктов затруднено в силу недостаточного количества PR-специалистов. Информация о музейных фондах Вологодской области не интегрирована в общероссийские и международные базы данных и не представлена в интернет-среде. Недостаточный уровень квалификации специалистов музейной сферы |
Opportunities/Возможности |
Threats/Угрозы |
Грантовая поддержка музейных проектов. Творческие кластеры как возможность взаимодействия с туристским бизнесом. Развитие въездного туризма. Популяризация музейных проектов и мероприятий средствами массовой информации региона. Развитие информатизации музейной деятельности |
Сокращение объемов бюджетного финансирования музейной отрасли. Снижение посещаемости музеев вследствие общего снижения уровня доходов населения, а также неблагоприятной демографической ситуации |
2.3. Библиотечно-информационная система и библиотечное обслуживание населения Вологодской области
Библиотечная сеть области в настоящее время насчитывает 655 единиц с фондом более 8,7 млн. экземпляров и занимает 1 место в Северо-Западном федеральном округе по числу публичных библиотек.
На областном уровне библиотечное обслуживание населения осуществляют четыре государственные библиотеки. Вологодская областная универсальная научная библиотека - одно их крупнейших книжных хранилищ Европейского Севера России. Ее фонд насчитывает 1218840 единиц хранения, что составляет 14% от областного объема книжного фонда.
Для муниципальных библиотек области характерно объединение в централизованные библиотечные системы. Полномочия по библиотечному обслуживанию населения преимущественно исполняются на районном уровне - в 77% от общего количества поселений.
В течение последних лет снижается доля бюджетных средств, направленных на комплектование фондов областных и муниципальных библиотек, от общего объема финансирования библиотек (в 2003 году - 10,1%, в 2005 году - 8,7%, в 2009 году - 4,6%). Вследствие этого фонды областных государственных библиотек за 7 лет увеличились всего на 17,3 тыс. экземпляров, фонды муниципальных библиотек сократились на 967,03 тыс. экземпляров.
В муниципальных библиотеках на протяжении 5 лет количество списанной литературы превышает количество новых поступлений в среднем ежегодно на 59%.
Разрыв между реальным состоянием библиотек и требованиями сегодняшнего дня ставит под угрозу обеспечение населения качественным библиотечным обслуживанием.
Приоритетным направлением деятельности государственных и муниципальных библиотек области является автоматизация библиотечных процессов, а также создание собственных электронных информационных ресурсов. Среди значимых проектов универсальной научной библиотеки - участие в создании сводного электронного каталога ЛИБНЕТ, проекте "Электронная справочная служба", создание мультимедийного ресурса "Память Вологды".
В рамках исполнения пункта 2 перечня поручений Президента Российской Федерации от 24 августа 2010 года N Пр-2483 по итогам заседания Совета при Президенте Российской Федерации по развитию информационного общества в Российской Федерации от 8 июля 2010 года все публичные библиотеки региона оснащены компьютерным оборудованием и программным обеспечением, а также доступом к сети Интернет (от числа библиотек, имеющих техническую возможность подключения к сети Интернет).
В целях обеспечения населения области литературой и повышения качества библиотечного обслуживания реализуются проекты "Мобильная библиотека" и "Библиотека на колесах". На базе областной универсальной научной библиотеки и областной детской библиотеки созданы отделы внутрисистемного книгообмена, которые предоставляют во временное пользование муниципальным библиотекам новейшие издания художественной, учебной, справочной литературы.
SWOT-анализ деятельности библиотек
Strengths/Сильные стороны |
Weaknesses/Слабые стороны |
Разветвленная сеть общедоступных и специализированных библиотек области обеспечивает доступность библиотечного |
Сохраняется неравномерность в обеспечении библиотечным обслуживанием различных территорий области и групп |
обслуживания населения. На уровне субъекта Российской Федерации приняты законодательные акты, регулирующие деятельность библиотек: закон Вологодской области "О библиотечном деле", долгосрочная целевая программа "Развитие библиотечного дела в Вологодской области". В практику библиотечного обслуживания активно внедряются информационно-коммуникационные технологии, что способствует развитию библиотек как центров информации. Автоматизируются библиотечные процессы. Библиотеки формируют электронные краеведческие базы данных. Расширяется репертуар сервисных услуг для пользователей. В регионе осуществляется подготовка специалистов библиотечной сферы (среднее профессиональное образование) |
населения. Дефицит библиотек наблюдается в сельской местности. Для библиотек области характерен низкий уровень обновляемости фондов. Материально-технические и кадровые ресурсы государственных и муниципальных библиотек не соответствуют современным требованиям. Низкая заработная плата работников библиотек ведет к оттоку высококвалифицированных кадров из библиотечной сферы. Наблюдается тенденция к снижению ключевых показателей деятельности библиотек |
Opportunities/Возможности |
Threats/Угрозы |
Грантовая поддержка библиотечных проектов, профессиональные конкурсы в сфере культуры и искусства. Федеральные и региональные долгосрочные целевые программы способствуют модернизации библиотек и внедрению информационно-коммуникационных технологий. На федеральном уровне инициировано открытие в регионе одного из филиалов национальной Президентской библиотеки имени Б.Н. Ельцина |
Сокращение сети общедоступных библиотек. Хищение, порча документов библиотечного фонда. Старение и сокращение библиотечных фондов. Низкий уровень модернизации и внедрения инноваций в библиотечной сфере. Конкуренция со стороны интернет-среды, предоставляющей свободный доступ к информации |
2.4. Профессиональное искусство и кинообслуживание
Важнейшую роль в воспитании граждан, особенно молодого поколения, традиционно играют театральное и музыкальное искусство.
Театральное искусство в Вологодской области сохраняет и развивает лучшие традиции российского театра.
Музыкальная культура Вологодчины органично вплетена в российское музыкальное пространство. Особую культурную ценность для региона представляет творческое наследие народного артиста РСФСР, лауреата Государственных премий СССР и РСФСР В.А. Гаврилина.
Профессиональное искусство Вологодской области представлено 5 театрами, 2 концертными организациями и 4 самостоятельными концертными коллективами (по количеству профессиональных театров область занимает 3-е место в Северо-Западном федеральном округе, по количеству концертных организаций и самостоятельных концертных коллективов - 2-е место).
На протяжении последних лет остаются стабильными основные показатели деятельности театрально-концертных организаций. В среднем за год около 536 тысяч зрителей посещают свыше 3000 театральных постановок и концертов, из которых более 64% адресованы подростковой аудитории.
Вместе с тем наполняемость зрительных залов на мероприятиях составляет в среднем 46%, что соответствует 8-му месту среди субъектов Северо-Западного федерального округа.
Профессиональные коллективы развивают традицию показа спектаклей и концертов для сельских зрителей, приобщая их к лучшим образцам театрального и музыкального искусства.
Профессиональному росту творческих коллективов области способствуют организация гастрольной деятельности и обмен творческими проектами с ведущими исполнителями и театрально-концертными коллективами страны.
Вологодская область - место проведения крупных творческих форумов: международного театрального фестиваля "Голоса истории", театрально-концертного проекта "Лето в Кремле", международного музыкального Гаврилинского фестиваля, Губернаторского юношеского конкурса имени Валерия Гаврилина.
Кинообслуживание населения Вологодской области осуществляется 78 киноустановками и киноцентрами. Неудовлетворительное техническое состояние киносети и отсутствие средств для обновления и пополнения фильмофонда качественными и актуальными кино- и видеоматериалами не позволяет демонстрировать фильмы на качественном уровне. Вместе с тем с 2007 года наметилась тенденция роста валового сбора государственной и муниципальной киносети области.
В области традиционно проводятся киноакции и киномероприятия ("Эхо Золотого орла", областной киномарафон по профилактике правонарушений и наркозависимости и др.), организуются занятия киноклубов по пропаганде здорового образа жизни.
SWOT-анализ деятельности театрально-концертных организаций области и кинообслуживания населения
Strengths/Сильные стороны |
Weaknesses/Слабые стороны |
Концертные организации региона представлены разноплановыми творческими коллективами. Театрально-концертные организации области отличают высокий профессиональный уровень режиссерского, актерского и исполнительского мастерства. Театрально-концертные организации области выступают организаторами и участниками профессиональных фестивалей и конкурсов. |
Несовершенство нормативной правовой базы в сфере театрального и музыкального искусства. Слабая материально-техническая база учреждений культуры, осуществляющих деятельность в области профессионального искусства. Отсутствие собственных зданий у государственных и муниципальных концертных коллективов |
Развивается гастрольная деятельность, осваиваются новые ниши для оказания платных услуг профессиональными коллективами. Растут поступления от мероприятий театрально-концертных организаций. Часть киноустановок переведена на видеопоказ. Невысокая стоимость билетов на киносеансы, организованные в муниципальных учреждениях культуры, делает кино показ доступным для всех категорий населения |
Сервисные и технологические условия кинопоказа значительно отстают от норм и запросов зрителей. Более 60% кинотехнологического оборудования выработало свой ресурс. Кинорепертуар организаций кинопоказа не отвечает современным требованиям населения. Областное государственное учреждение культуры, осуществляющее кинопрокат по области, имеет слабую материально-техническую базу. Слабая финансовая поддержка кинообслуживания населения области. В ряде районов области кино показ отсутствует |
Opportunities/Возможности |
Threats/Угрозы |
Создание на базе государственных образовательных учреждений сферы культуры и искусства области профессиональных коллективов. Реконструкция концертного зала на базе Дворца культуры железнодорожников. Увеличение количества оборудованных площадок в муниципальных районах и городских округах области для проведения концертных мероприятий. Межрегиональное взаимодействие в рамках гастрольной деятельности. Развитие продюсерства в продвижении региональных культурных продуктов Единая автоматизированная информационная система сведений Российской Федерации о показе фильмов в кинозалах страны. Частные инвестиции. Популяризация кинематографа |
Культурный нигилизм значительной части молодежи, подвергающей сомнению или отрицанию ценности высокого искусства и их эталонную роль в культуре Сокращение государственной киносети области (за 2008 - 2009 гг. количество киноустановок сократилось практически в 2 раза). Высокая конкуренция со стороны частных учреждений киновидеопоказа, располагающих современным кинотехнологическим оборудованием, более комфортными условиями и дополнительными услугами, а также интернет-среды, видеопиратства и многоканального телевизионного кинопоказа. Низкая посещаемость киносеансов |
2.5. Образование в сфере культуры и искусства
В Вологодской области сеть образовательных учреждений сферы культуры и искусства составляют 46 муниципальных образовательных учреждений дополнительного образования детей и 3 государственных образовательных учреждения среднего профессионального образования, осуществляющих подготовку кадров для работы в сфере культуры и искусства. В образовательных учреждениях сферы культуры и искусства области обучаются более 15 тысяч человек. По количеству учебных заведений среднего профессионального образования сферы культуры и искусства Вологодская область занимает 2-е место в Северо-Западном федеральном округе.
Финансирование учреждений дополнительного образования детей в сфере культуры и искусства осуществляется исходя из единого норматива по организации предоставления дополнительного образования как для сферы образования, так и для сферы культуры без учета специфики - индивидуального характера обучения.
Состояние информатизации детских школ искусств и учреждений среднего профессионального образования сферы культуры и искусства в области можно оценить как неудовлетворительное: учреждения художественного образования практически не обеспечены компьютерным оборудованием и техническими средствами обучения. Более 80% образовательных учреждений сферы не имеют доступа к сети Интернет.
Одной из системных проблем деятельности школ искусств области является кадровая проблема, а именно недостаточный приток молодых специалистов. Доля выпускников образовательных учреждений среднего профессионального образования области, обучавшихся по очной форме и трудоустроенных по специальности в первый год после окончания образовательного учреждения, неуклонно сокращается: с 61% в 2007 году до 48% в 2009 году.
В Вологодской области разработан комплекс мер, направленных на выявление и поддержку одаренных детей: проведение конкурсов и фестивалей, выдвижение одаренных детей на получение грантов и стипендий Министерства культуры Российской Федерации, премий в рамках приоритетного национального проекта "Образование". Для одаренных детей при ГОУ СПО "Вологодский областной музыкальный колледж" и ГОУ СПО "Череповецкое училище искусств и художественных ремесел им. В.В. Верещагина" созданы специализированные детские школы искусств.
Поддержке музыкального образования, совершенствованию профессионального мастерства молодых исполнителей, укреплению межрегионального и международного сотрудничества в сфере культуры способствует проведение в Вологодской области Губернаторского международного юношеского конкурса имени В. Гаврилина.
SWOT-анализ системы художественного образования
Strengths/Сильные стороны |
Weaknesses/Слабые стороны |
В регионе принята и действует долгосрочная целевая программа "Развитие образования в сфере культуры и искусства в Вологодской области". Учреждениями среднего профессионального образования области осуществляется обучение по широкому спектру специальностей. Высококвалифицированный педагогический состав учебных заведений обеспечивает высокий уровень подготовки специалистов. Развитая сеть учреждений дополнительного образования детей сферы культуры и искусства обеспечивает доступность художественного образования. |
Несовершенство нормативной правовой базы системы образования в сфере культуры и искусства (с учетом специфики деятельности). Устаревшая учебная и материально-техническая база учреждений среднего профессионального образования не позволяет в полной мере реализовать утвержденные федеральные государственные образовательные стандарты среднего профессионального образования, не соответствует требованиям опережающей подготовки кадров, запросам работодателей. |
Реализуется широкий спектр направлений дополнительного образования детей. В регионе действует учебно-методический центр по художественному образованию. Растет число участников и победителей конкурсов, олимпиад, смотров различного уровня. В учреждениях активно внедряются авторские программы обучения |
Низкая осведомленность учреждений среднего профессионального образования сферы культуры и искусства о востребованности выпускников в учреждениях культуры. Материально-техническая база учреждений дополнительного образования детей не соответствует современным требованиям. Изношенность музыкального оборудования достигла критического уровня, снизились темпы обновления фондов школьных библиотек. Около половины зданий детских школ искусств требует капитального ремонта. Недостаток учебных площадей. Недостаточный приток молодых специалистов |
Opportunities/Возможности |
Threats/Угрозы |
Грантовая поддержка проектов по сохранению, созданию, распространению и освоению культурных ценностей в сфере образования. Усиление взаимодействия учреждений дополнительного художественного образования сферы культуры и искусства с общеобразовательными учреждениями |
Недооценка роли художественного образования как влиятельного фактора динамического развития общества |
2.6. Культурно-досуговая деятельность и традиционная народная культура
Сеть учреждений культурно-досугового типа Вологодской области включает 644 учреждения, из которых 570 (89%) находятся в сельской местности.
По удельному весу населения, участвующего в культурно-досуговых мероприятиях, проводимых государственными (муниципальными) организациями культуры, и в работе любительских объединений, Вологодская область занимает 4 место в Северо-Западном федеральном округе и 10 место по России. По количеству клубных формирований, самодеятельных фольклорных коллективов, культурно-досуговых мероприятий область занимает 1 место в Северо-Западном федеральном округе.
Организация досуга и обеспечение населения услугами учреждений культуры осуществляются преимущественно органами местного самоуправления поселений области: самостоятельно исполняются полномочия в 70% поселений.
С целью сохранения и восстановления традиционной народной культуры в регионе создана сеть специализированных учреждений культуры - центров традиционной народной культуры (20 учреждений). Учреждениями накоплены архивы, содержащие рукописные, аудио-, видео- и фотоматериалы, собраны коллекции предметов народного быта и прикладного искусства. Центры занимаются научно-исследовательской и просветительской работой, организуют мероприятия на уровне отдельных населенных пунктов и районов.
В регионе принят закон области "О государственной политике области в сфере сохранения и восстановления традиционной народной культуры Вологодской области", а также областная целевая программа "Традиционная народная культура как основа сохранения культурной самобытности Вологодской области".
Вологодская область - место проведения мероприятий межрегионального и всероссийского формата по популяризации народного художественного творчества: Всероссийского фестиваля семейного художественного творчества "Семья России", Всероссийской творческой мастерской "Фольклор и молодежь" и др. Традиционным для области стало проведение межрегиональной ярмарки "Российские губернаторы в глубинке".
SWOT-анализ культурно-досуговой деятельности
Strengths/Сильные стороны |
Weaknesses/Слабые стороны |
Разветвленная сеть учреждений культурно-досугового типа области обеспечивает организацию досуга населения. Учреждения культурно-досугового типа предоставляют населению широкий спектр направлений деятельности кружков и творческих коллективов. В области создан специализированный центр методической помощи культурно-досуговым учреждениям - БУК ВО "Областной научно-методический центр культуры и повышения квалификации". Вологодская область относится к тем регионам России, где пласт традиционной народной культуры оказался наиболее сохранным. Поддержка традиционной народной культуры является одним из приоритетных направлений культурной политики. В отрасли сформирован Централизованный фонд фольклорно-этнографических материалов (свыше 2,5 тысячи единиц хранения) - один из крупнейших в России архивных собраний песенного, хореографического, прозаического фольклора, народной инструментальной музыки и пр. В регионе осуществляется подготовка специалистов культурно-досуговой сферы (среднее профессиональное образование) |
Материально-техническая база большинства учреждений находится в неудовлетворительном состоянии. 20% зданий находятся в ветхом (аварийном) состоянии и нуждаются в капитальном ремонте. Число посадочных мест в клубных учреждениях за 2005 - 2009 годы уменьшилось на 16 тыс. единиц. Низкая заработная плата работников культурно-досугового профиля ведет к оттоку из отрасли высококвалифицированных кадров. Информатизация учреждений культурно-досугового типа остается на крайне низком уровне. Доступ к сети Интернет обеспечен лишь в 10% учреждений |
Opportunities/Возможности |
Threats/Угрозы |
Грантовая поддержка, инвестиции в культурно-досуговую сферу |
Сокращение сети учреждений культурно-досугового типа |
Раздел 3. Сценарии развития отрасли
Развитие отрасли культуры области на период до 2020 года во многом определяется моделью социально-экономического развития Вологодской области в целом. На основе проведенного анализа ситуации, проблем и перспектив развития отрасли определены возможные сценарии развития отрасли культуры на долгосрочную перспективу. В качестве наиболее вероятных определены три сценария развития: инерционный, инвестиционный и модернизационный/инновационный.
3.1. Инерционный сценарий
Данный сценарий развития предполагает движение по уже определившейся ранее траектории, сохранение сложившихся тенденций развития, условий и особенностей состояния отрасли и основан на достигнутых результатах социально-экономического развития области в совокупности с протекающими в обществе социокультурными и демографическими процессами.
При высокой интенсивности культурной жизни Вологодчины и существенном потенциале учреждений культуры для инерционного сценария будут характерны:
эволюционный характер изменений в отрасли культуры;
избежание резких перемен;
обеспечение минимально необходимых потребностей учреждений культуры (оплата коммунальных услуг, выплата заработной платы и т.д.);
высокая степень изношенности материально-технической базы учреждений культуры области и, как следствие, снижение доступности и качества услуг.
При инерционном сценарии развития, как правило, не востребованы динамичные модели инновационного развития территории, не формируются долгосрочные цели и ориентиры развития. В связи с этим положение отрасли культуры будет определяться в основном следующими факторами:
локальными успехами, связанными с реализацией целей краткосрочного характера;
сохранением социальной стабильности;
низкими рисками при установлении стабильной социально-экономической ситуации в регионе и пропорциональным упадком при ухудшении общегосударственной ситуации.
Главным итогом инерционного сценария будет относительно стабильное развитие отрасли, однако упущенные выгоды приведут к сокращению достигнутых темпов развития.
3.2. Инвестиционный сценарий
Инвестиционный сценарий развития предполагает: включение имиджевых (значимых) культурных проектов в инвестиционные проекты развития территорий, многоканальное финансирование культурных проектов, стабильные государственные инвестиции, в том числе через федеральные и региональные целевые программы, усиление грантовой поддержки в сфере культуры, возрождение традиций меценатства и спонсорства в культуре.
В этом случае соотношение между финансированием отрасли культуры из бюджетных и внебюджетных источников может измениться в пользу предпринимательского сектора, частных некоммерческих организаций, а также внебюджетных фондов и иностранных источников. Инвестиционный сценарий, несмотря на исключительную привлекательность, в среднесрочной перспективе имеет существенные ограничения по масштабу и социально-экономическому эффекту для области, увеличивает вероятность возникновения финансовых рисков. Нормативно-правовая база для инноваций в целом приемлема для инвесторов, но их опыт и опыт отрасли в таких проектах ограничен.
В условиях инвестиционного сценария возможен рост предпринимательского сектора в культуре.
3.3. Модернизационный/инновационный сценарий
Комбинация модернизационного и инновационного путей развития является альтернативным сценарием развития отрасли культуры Вологодской области, в основе которого лежат достижения в сфере культуры, творческий потенциал, современная модель управления отраслью и новые векторы развития.
Данный сценарий предполагает:
1) деятельность учреждений культуры в условиях новой модели экономики:
совершенствование правового положения государственных и муниципальных учреждений культуры;
моделирование многослойного культурного пространства с точками опережающего роста;
2) техническую модернизацию отрасли (учреждений культуры):
внедрение информационно-коммуникационных технологий;
создание собственных информационных ресурсов;
привлечение в отрасль высококвалифицированных специалистов;
3) модернизацию управленческих технологий, в том числе формирование корпуса современных менеджеров;
4) развитие интеграционных процессов в отрасли:
участие в кластерах (культура + туризм, культура + творческие индустрии) в целях развития культурно-познавательного туризма, книгоиздания, создания медиапродукции и др.;
интеграция информационных ресурсов учреждений культуры (библиотек, музеев) в общероссийские и международные базы данных (Европеана, Афина, Либнет и др.);
межрегиональное и международное сотрудничество в сфере профессионального искусства и самодеятельного творчества;
5) формирование инфраструктуры творческой среды как доминирующего фактора, поддержка и стимулирование инновационных творческих проектов в сфере культуры и искусства.
Реализация данного сценария потребует значительных финансовых вложений и мобилизации интеллектуальных, творческих и материально-технических ресурсов.
Модернизационный/инновационный сценарий определен как основной (целевой) сценарий развития отрасли, так как он соответствует главной стратегической цели и предусматривает развитие культуры как неотъемлемой составляющей повышения качества жизни населения области.
Раздел 4. Цели, задачи и приоритетные направления развития отрасли
Миссия отрасли культуры Вологодской области состоит в обеспечении конституционных прав граждан на доступ к культурным ценностям и информации, сохранении и восстановлении историко-культурного наследия и духовных традиций Вологодчины, формировании комфортной и развивающей культурной среды, способствующей росту человеческого и социального капитала и качества жизни, а также устойчивого развития территории.
Главной стратегической целью развития отрасли является сохранение и развитие культурного потенциала Вологодской области.
Задачи развития отрасли:
обеспечение прав граждан на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, доступ к культурным ценностям и информации.
сохранение, популяризация и государственная охрана объектов культурного наследия.
Приоритетные направления развития отрасли культуры региона:
развитие и информатизация библиотечного дела с целью создания благоприятных условий для широкого доступа граждан к информации и знаниям;
создание условий для развития исполнительских искусств, развитие деятельности государственных театрально-зрелищных учреждений;
сохранение традиционной народной культуры и поддержка самодеятельного творчества;
развитие системы непрерывного образования в сфере культуры и искусства, обеспечение системы поиска, выявления, поддержки и развития одаренных детей, повышение кадрового потенциала отрасли;
укрепление единого культурного пространства области, развитие культурного обмена, продвижение региональных культурных продуктов на российский и мировой культурные рынки;
развитие музейного дела;
сохранение и эффективное использование объектов культурного наследия (памятников истории и культуры).
Система мероприятий по реализации Стратегии:
Мероприятия в рамках направления "Развитие и информатизация библиотечного дела с целью создания благоприятных условий для широкого доступа граждан к информации и знаниям":
поддержка информатизации и интеграции информационных ресурсов библиотек области с целью создания единого информационного пространства региона;
укрепление материально-технической базы региональных библиотек, обеспечение сохранности и полноценного комплектования фондов библиотек документами на различных видах носителей;
обеспечение равноценных условий доступа населения к социально значимой информации путем создания информационных центров в библиотеках области, развития внестационарных форм библиотечного обслуживания;
реализация программ, направленных на поддержку и продвижение чтения;
реализация долгосрочной целевой программы "Развитие библиотечного дела в Вологодской области" на 2012 - 2016 годы, утвержденной постановлением Правительства области от 25 июля 2011 года N 888;
разработка и содействие внедрению Модельного стандарта деятельности общедоступных библиотек муниципальных образований области в качестве руководства для муниципальных библиотек и органов местного самоуправления по организации эффективной системы библиотечно-информационного обслуживания населения области.
Мероприятия в рамках направления "Создание условий для развития исполнительских искусств, развитие деятельности театрально-зрелищных учреждений":
поддержка создания художественного продукта в области исполнительских искусств;
оказание государственной поддержки гастрольной деятельности театрально-концертных учреждений, содействие участию творческих коллективов в фестивалях и конкурсах, проводимых в Российской Федерации и за рубежом, способствующих развитию межрегиональных и межнациональных культурных связей;
повышение социальной роли кино в организации досуга населения, воспитательной и просветительской работы с детьми и молодежью;
модернизация материально-технической базы театров, концертных и киноучреждений, проведение ремонтов и реконструкций зданий учреждений, оснащение их современным оборудованием;
создание условий для привлечения молодых специалистов в творческие коллективы учреждений культуры области;
сотрудничество с профессиональными творческими союзами, реализация совместных творческих проектов;
реализация Плана мероприятий, направленных на развитие театрального дела в Вологодской области, на период до 2020 года, утвержденного постановлением Правительства области от 25 июня 2012 года N 699.
Мероприятия в рамках направления "Сохранение традиционной народной культуры и поддержка самодеятельного творчества":
реализация долгосрочной целевой программы "Традиционная народная культура как основа сохранения культурной самобытности Вологодской области", утвержденной постановлением Правительства области от 4 октября 2010 года N 1139;
создание условий для сохранения самобытности малочисленного финно-угорского народа - вепсов;
разработка и содействие внедрению Модельного стандарта деятельности учреждений культурно-досугового типа в качестве руководства для органов местного самоуправления области по организации эффективной системы культурно-досугового обслуживания населения области;
распространение опыта создания многофункциональных учреждений, развитие нестационарных форм обслуживания в малонаселенных и удаленных территориях;
реализация творческих проектов в сфере традиционной народной культуры и самодеятельного творчества.
Мероприятия в рамках направления "Развитие системы непрерывного образования в сфере культуры и искусства, обеспечение системы поиска, выявления, поддержки и развития одаренных детей; повышение кадрового потенциала отрасли":
реализация долгосрочной целевой программы "Развитие образования в сфере культуры и искусства в Вологодской области на 2011 - 2013 годы", утвержденной постановлением Правительства области от 2 ноября 2009 года N 1670;
реализация программы "Комплексные мероприятия, направленные на улучшение ситуации в учреждениях культуры Вологодской области, непосредственно работающих с детьми", утвержденной постановлением Правительства области от 13 июня 2012 года N 639;
обеспечение системы профессиональной подготовки специалистов для учреждений культуры области в государственных образовательных учреждениях среднего профессионального образования сферы культуры и искусства;
создание условий для повышения квалификации работников культуры и преподавателей образовательных учреждений сферы культуры и искусства области;
переход учреждений дополнительного образования детей в сфере культуры и искусства к реализации предпрофессиональных образовательных программ в области искусств в соответствии с установленными к ним федеральными государственными стандартами;
укрепление и модернизация материально-технической базы образовательных учреждений сферы культуры и искусства, информатизация образовательного процесса;
создание условий для творческой самореализации и профессионального самоопределения одаренных детей посредством проведения на территории области творческих мероприятий по различным направлениям культуры и искусства, обеспечения участия одаренных детей в областных, межрегиональных, всероссийских и международных фестивалях и конкурсах, творческих школах, мастер-классах в других регионах России, обеспечения адресной поддержки одаренных детей;
обеспечение трансляции передового педагогического опыта в работе с одаренными детьми.
Мероприятия в рамках направления "Укрепление единого культурного пространства области, развитие культурного обмена, продвижение региональных культурных продуктов на российский и мировой культурные рынки":
реализация ведомственной целевой программы "Сохранение и развитие культуры Вологодской области", разработка и реализация государственной программы "Сохранение и развитие культурного потенциала Вологодской области";
государственная поддержка проектов в сфере культуры: проведение конкурсов на соискание государственных грантов Вологодской области в сфере культуры, государственных премий Вологодской области в сфере культуры и искусства, Областного конкурса проектов в сфере культуры "Звездное кружево Севера";
развитие межрегиональных и международных культурных связей, культурного сотрудничества и партнерства, организация участия государственных учреждений культуры, деятелей культуры и искусства Вологодской области в общероссийских и международных программах и проектах;
реализация мероприятий, посвященных юбилейным и памятным датам истории и культуры Вологодской области и России;
сохранение и популяризация наследия выдающихся вологжан и деятелей культуры и искусства, творчество которых связано с Вологодчиной;
реализация значимых конкурсно-фестивальных проектов: Международного театрального фестиваля "Голоса истории" (1 раз в 2 года), Театрально-концертного проекта "Лето в Кремле" (1 раз в 2 года), Фестиваля молодого европейского кино "VOICES" (ежегодно), Всемирного конгресса экслибриса, Международного музыкального Гаврилинского фестиваля (1 раз в 5 лет), Губернаторского международного юношеского конкурса им.В.А. Гаврилина (1 раз в 3 года), мероприятий Дней славянской письменности и культуры (ежегодно), Международного фестиваля кружева (1 раз в 3 года), Открытого фестиваля поэзии и музыки, посвященного творчеству Н. Рубцова, "Рубцовская осень" (ежегодно) и др.;
реализация социокультурных проектов, обеспечение оснащенности учреждений специализированным оборудованием и материально-техническими средствами для доступа людей с ограниченными возможностями; содействие развитию творческих способностей представителей этих групп, применению их творческого и интеллектуального потенциала в сфере культуры;
информирование населения о культуре региона, в том числе наполнение web-портала "Культура в Вологодской области" (www.cultinfo.ru).
Мероприятия в рамках направления "Развитие музейного дела":
укрепление материально-технической базы учреждений культуры, в том числе: строительство нового здания Вологодской областной картинной галереи, завершение реконструкции депозитария Вологодского государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника,
внедрение в музеи области комплексной автоматизированной музейной информационной системы (КАМИС) и перевод музейных фондов в электронный вид;
создание единого сводного музейного каталога с доступом населению через сеть Интернет;
создание постоянных экспозиций "Белое озеро" и "Белозерск исторический" в Белозерском областном краеведческом музее (г. Белозерск);
модернизация стационарных экспозиций в Вологодском государственном историко-архитектурном и художественном музее-заповеднике (историческая и природоохранная);
создание туристского комплекса на территории Архитектурно-этнографического музея Вологодской области (д. Семенково Вологодского района);
реализация проекта комплексного развития и освоения территории историко-этнографического музея "Усадьба Гальских" (г. Череповец);
проведения крупных выставочных проектов, направленных на развитие и популяризацию современного изобразительного искусства, народных художественных промыслов.
Мероприятия в рамках направления "Сохранение и эффективное использование объектов культурного наследия (памятников истории и культуры":
участие в программах Русской православной церкви по сохранению культовых объектов истории и культуры Вологодчины;
проведение ремонтно-реставрационных, проектных, противоаварийных и изыскательских работ на объектах историко-культурного наследия, расположенных на территории Вологодской области;
организация спасательных археологических исследований на памятниках археологии, разрушаемых в результате антропогенных и иных факторов;
подготовка нормативных правовых актов в сфере охраны объектов культурного наследия, в том числе: административных регламентов исполнения государственных функций в сфере государственной охраны объектов культурного наследия, границ зон охраны, режимов и градостроительных регламентов исторических населенных пунктов области;
производство и рассмотрение дел об административных правонарушениях в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), их территорий и зон охраны;
организация комплексных обследований районов области с целью выявления объектов культурного наследия;
проведение полномасштабной инвентаризации объектов культурного наследия Вологодской области;
мониторинг технического состояния объектов культурного наследия и градостроительной ситуации в охранных зонах объектов культурного наследия;
проведение комплексных историко-этнографических исследований на территории области с целью выявления коренных связей объектов культурного наследия с традиционной народной культурой;
подготовка научных конференций, семинаров и мастер-классов для специалистов в области реставрации, создание научно-производственного и проектного центра реставраторов области;
обеспечение противопожарной безопасности объектов историко-культурного наследия.
Раздел 5. Механизмы реализации Стратегии
1. Организационные механизмы:
внедрение проектно-целевого метода управления как инструмента культурной политики региона, обеспечивающего как формирование этой политики в целом, так и ее реализацию в виде конкретных программ разного уровня и назначения;
адаптация реализуемых долгосрочных и ведомственных целевых программ к приоритетам, целям и задачам Стратегии развития Вологодской области;
повышение эффективности реализуемых целевых программ;
повышение эффективности расходования бюджетных средств (развитие целевого программного планирования, внедрение принципов бюджетирования, ориентированного на результат);
внедрение оценки эффективности и качества предоставляемых бюджетных услуг;
максимально эффективное использование традиционных источников федеральных бюджетных средств: федеральные целевые программы, федеральная адресная инвестиционная программа, безвозмездные перечисления;
совершенствование системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов в отрасли культуры;
проведение общественных слушаний по вопросам реализации культурной политики в области с привлечением отраслевых общественных организаций, бизнеса и СМИ.
2. Правовые механизмы:
совершенствование нормативной правовой базы в сфере культуры;
развитие государственно-частного партнерства, в том числе меценатства.
3. Финансовый механизм: реализация механизма многоканального финансирования - консолидация финансовых ресурсов федерального, областного и местного бюджетов, а также частные инвестиции.
4. Информационный механизм: информирование населения области о культуре региона.
Постановлением Правительства Вологодской области от 22 июля 2013 г. N 749 раздел 6 настоящей Стратегии изложен в новой редакции
Раздел 6. Результаты реализации Стратегии
Показатель |
2008 г. |
2009 г. |
2010 г. |
2011 г. |
2012 г. |
2013 г. |
2014 г. |
2015 г. |
2016 - 2020 (в среднем за год) |
Интегральный показатель развития отрасли: Приобщенность населения Вологодской области к культуре региона через посещения учреждений/мероприятий культуры (посещений на 1 жителя) |
7,6 |
7,6 |
7,7 |
7,9 |
7,6 |
7,6 |
7,7 |
7,8 |
7,8 |
Доля детей, привлекаемых к участию в творческих мероприятиях (%) |
7 |
7 |
8 |
8 |
8 |
8 |
8 |
8,1 |
8,2 |
Доля библиотечных фондов, занесенных в электронный каталог (%) |
15,5 |
15,6 |
16,9 |
18,6 |
18,6 |
18,8 |
18,8 |
19,0 |
19,2 |
Посещаемость музейных учреждений (посещений на 1 жителя) |
0,95 |
0,86 |
0,91 |
0,96 |
0,97 |
1,0 |
1,1 |
1,15 |
1,2 - 1,25 |
Доля объектов культурного наследия, находящихся в удовлетворительном состоянии, в общем количестве объектов культурного наследия федерального, регионального, местного (муниципального) значения (%) |
22 |
23 |
27 |
30 |
31 |
31,24 |
32,01 |
32,79 |
33,59 - 38 |
Доля объектов культурного наследия, расположенных на территории Вологодской области, информация о которых внесена в электронную базу данных единого государственного реестра объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, в общем количестве объектов культурного наследия |
|
|
|
|
|
10 |
25 |
37 |
46 - 100 |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Вологодской области от 26 ноября 2010 г. N 1362 "О Стратегии развития отрасли культуры в Вологодской области до 2020 года"
Текст постановления опубликован в газете "Красный Север" от 4 декабря 2010 г. N 136
Постановлением Правительства Вологодской области от 19 декабря 2016 г. N 1149 настоящее постановление признано утратившим силу с 1 января 2017 г.
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановлением Правительства Вологодской области от 22 декабря 2014 г. N 1149
Изменения вступает в силу со дня принятия названного постановления
Постановление Правительства Вологодской области от 16 декабря 2013 г. N 1268
Изменения вступают в силу с 1 января 2014 г.
Постановление Правительства Вологодской области от 22 июля 2013 г. N 749
Изменения вступюет в силу со дня принятия названного постановления
Постановление Правительства Вологодской области от 26 ноября 2012 г. N 1398