Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 3. Краткая характеристика стратегических приоритетов и целей развития системы профилактики деструктивных социальных явлений
3.1. В сфере противодействия зависимости от ПАВ
В целях преодоления негативных тенденций в развитии наркоситуации нуждается в дальнейшем совершенствовании организационно-управленческое обеспечение антинаркотической деятельности, связанной с нормативным закреплением статуса и полномочий антинаркотических комиссий, их функции в координации действий территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления муниципальных образований области.
Необходима организация системного мониторинга процессов наркотизации населения в области, позволяющего оценивать эффективность проводимых антинаркотических мероприятий и своевременно переориентировать приоритеты в направлениях профилактической деятельности субъектов.
Требуется создание комплексных и целевых региональных и местных программ, адекватных сложившейся наркоситуации. Реализация таких программ должна стать не только одним из главных объектов управленческой деятельности на региональном и местном уровнях, но и наиболее перспективным путем развития и подъема на более высокий уровень социокультурной среды, а значит, и социальной сферы в целом. Данная форма, как система организации деятельности субъектов для достижения программных целей (в нашем случае система взаимодействия различных структур), с течением времени потребует оптимизации и совершенствования.
Обеспечение системного подхода к разрешению проблем преодоления зависимости от ПАВ связанно с подключением к антинаркотической деятельности новых субъектов государственных и негосударственных структур, обеспечением скоординированности их действий в едином пространстве модели управления наркоситуацией с целью достижения максимально возможного эффекта от их участия в противодействии наркоэкспансии. Работа в данном стратегическом направлении потребует апробирования инновационных профилактических программ и методик, внесения законодательных инициатив, в том числе связанных с определением порядка оказания помощи лицам, находящимся в состоянии алкогольного опьянения, отработкой механизма выявления раннего алкоголизма и наркотической зависимости и др. Данные меры окажут позитивное влияние на снижение уровня распространенности наркозависимости.
К 2020 году планируется снижение доли подростков, состоящих на учете с диагнозами алкогольной и наркотической зависимости, от общего количества несовершеннолетних, проживающих в области, до 0,2%.
Необходимы расширение реабилитационного пространства для лиц, имеющих зависимость от ПАВ, и обеспечение доступности эффективных методов противоалкогольного лечения. К 2020 году планируется укрепить материально-техническую базу наркологических диспансеров области, повысить укомплектованность ЛПУ районов врачами психиатрами-наркологами. В г. Вологде запланировано открытие наркологического стационара, а в его структуре отделение неотложной наркологической помощи и отделение для детей и подростков, страдающих алкоголизмом или наркоманией. Решение вопроса об открытии к 2015 году государственного реабилитационного центра для химически зависимых лиц окажет позитивное влияние на предупреждение рецидива заболевания и восстановление личностного и социального статуса больного. Необходимо оказание поддержки общественным организациям, занимающимся вопросами реабилитации, социальной помощи химически зависимым лицам и их семьям. Требуется создание системы стимулирования этих организаций, в том числе за счет проведения конкурсов на соискание грантов Правительства области.
Эффективность противодействия ПАВ связана с формированием у граждан устойчивой поведенческой установки на отказ от их приема. В этих целях предполагается создание к 2015 году на базе ГУЗ "Вологодский областной наркологический диспансер" кабинета наркопрофилактики для формирования у населения антиалкогольных установок, закрепления навыков здорового образа жизни, а также дальнейшее развитие волонтерского движения в учреждениях образования.
Решение проблем массового вовлечения населения в физкультурно-оздоровительные мероприятия, популяризации здорового образа жизни, разработки и реализации мер по поддержке спортивно-оздоровительных учреждений, а также активизации и поиска новых форм участия населения в спортивно-оздоровительных праздниках и др. мероприятиях создаст альтернативу противоправному поведению, связанного с потреблением наркотиков.
К 2020 году планируется довести численность спортивных сооружений до 2169 (+31,5%), в результате чего охват населения занятиями физической культурой и спортом составит 23%.
Значительная роль в мотивировании населения на формирование здорового образа жизни, профилактику деструктивных явлений принадлежит средствам массовой информации. В этой связи предусматривается разработка специальных информационных проектов, направленных на сохранение физического здоровья и моральных устоев населения, поддерживаемых Правительством области, учреждение специальных призов, на лучшую публикацию или видеосюжет по заданным темам профилактики зависимости от ПАВ. Позитивное влияние окажет возможность ежегодного проведения месячных информационных кампаний в СМИ по профилактике наркомании, алкоголизма и табакокурения, а также их информационная поддержка в печатных и электронных СМИ.
Дальнейшее укрепление материально-технической базы учреждений, входящих в систему профилактики, позволит создать условия для внедрения на их площадках новых технологий противодействия зависимости от ПАВ.
Координация деятельности субъектов профилактики по достижению намеченных целевых показателей по стратегическим направлениям противодействия злоупотреблению ПАВ позволит создать необходимую материально-техническую базу для накопления превентивного потенциала противодействия потреблению ПАВ, оздоровления обстановки в молодежной среде, что позитивно отразится на количественном показателе преступности в сфере незаконного оборота наркотиков и распространенности зависимости населения от ПАВ.
К 2020 году планируется снизить степень доступности наркотиков, добиться устойчивого снижения доли лиц, состоящих на учете с диагнозом "наркомания", от общего числа наркопотребителей, а также уменьшения коэффициента алкоголезависимых на 100 тыс. населения со 152 до 108, а имеющих зависимость от наркотических веществ с 95,0 до 80,0.
3.2. В сфере профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних
Распад системы общественных организаций, обеспечивающих идеологическое воспитание молодежи и их досуговую занятость, а так же# бесконтрольность со стороны родителей, способствовали увеличению количества детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в том числе в опасных для жизни условиях (1,5% от общей численности несовершеннолетних). Наличие конфликтных ситуаций в бытовой среде провоцирует ежегодный самовольный уход из мест постоянного проживания в среднем около 800 несовершеннолетних, из них 61,9% - из дома родителей. В сложившейся ситуации приоритетным направлением в предупреждении преступности несовершеннолетних является работа по обеспечению защиты прав и интересов детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.
К 2012 году предполагается оказать помощь в преодолении трудной жизненной ситуации 50 тыс. семей с последующим увеличением охвата, охватить не менее 85% детей школьного возраста организованными формами отдыха, оздоровления и занятости (2008 год - 83%), в том числе не менее 55% детей, находящихся в трудной жизненной ситуации (2008 год - 45%). Увеличить долю детей-инвалидов, получивших реабилитационные услуги в специализированных учреждениях, к общему числу детей-инвалидов до 25,0% (2008 год - 16,8%).
Планируется разработка и нормативное закрепление механизма ограничения пребывания подростков в общественных местах в вечернее и ночное время.
Пребывание детей в неблагополучных семьях связано с ухудшением их здоровья и увеличением количества детей с психопатологическими расстройствами. Это потребует развития специальных учебно-воспитательных учреждений для детей и подростков с девиантным поведением, внедрения современных технологий в проведении# психологической, медицинской и социальной реабилитации несовершеннолетних с отклоняющимся от нормы общественно-опасным поведением.
Необходимо развитие инфраструктуры подростковой наркологической службы. Сохраняется острота проблемы детской алкогольной зависимости. Несмотря на то, что за 5 лет количество несовершеннолетних, состоящих под наблюдением в медицинских учреждениях за злоупотребление алкоголем с вредными последствиями сократилось на 27%, в 9-ти районах области их численность возросла в 2 и более раза, наиболее значительно в Вологодском, Кичменгско-Городецком, Сямженском, Тарногодском и Чагодощенском районах. В течение 2007 года за злоупотребление алкоголем медицинскими учреждениями области поставлены на учет 352 несовершеннолетних (2006 год - 348), кроме того, на 37,5% возросло количество подростков, поставленных на учет с диагнозом "алкоголизм". В то же время, за 2008 год лишь восемь подростков смогли получить наркологическую помощь в условиях стационара.
Решение проблем обеспечения занятости несовершеннолетних окажет существенное воздействие на сокращение уровня подростковой преступности, безнадзорности. В последние годы удалось значительно улучшить обстановку с посещаемостью в общеобразовательных учебных заведениях, тем не менее за это время около 2,5 тыс. подростков из общеобразовательных учреждений были исключены или отчислены, из них продолжили вечернее обучение или трудоустроились 63,2%. В 2007 году каждый третий подросток, совершивший преступления в возрасте от 16 до 17 лет, нигде не работал и не учился. Значительное увеличение числа незанятых подростков, совершивших преступления, произошло в Великоустюгском, Вожегодском, Вологодском, Кичменгско-Городецком, Чагодощенском районах, а наиболее высокий удельный вес преступности не учащихся и не занятых трудовой деятельностью подростков (от 40 до 70%) отмечается в Бабушкинском, Кичменгско-Городецком, Тотемском, Усть-Кубинском и Устюженском районах.
Кроме того, потребуется разработка и реализация системы мер по поддержке учреждений детского отдыха и оздоровления, в первую очередь загородных детских оздоровительных лагерей, и обеспечения доступности услуг для нуждающейся категории за счет планирования необходимых средств в областном бюджете.
Планируется создание специальных групп в образовательных учреждениях и учреждениях профессионального обучения для учащихся, не имеющих основного общего и среднего общего образования и желающих продолжить обучение или получить специальность.
Для решения проблем досуга учащихся значительное внимание будет уделено оказанию поддержки развитию и активизации деятельности общественных молодежных организаций.
Противодействие деструктивным явлениям предусматривает процесс приобщения детей к культуре через организацию и проведение областных тематических мероприятий по профилактике правонарушений и утверждению здорового образа жизни, развитие информационных центров по проблемам детства и юношества на базе областных библиотек, комплектование фонда областных библиотек тематической литературой по здоровому образу жизни. Реализация данных направлений неотделима от укрепления материально-технической базы учреждений культуры области.
Планируется реализация системы мер по формированию здорового образа жизни, связанных с расширением возможности детей заниматься физической культурой и спортом. В этой связи потребуется расширение внеурочных форм занятий физкультурой и спортом, увеличение числа доступных соревнований по массовым видам спорта, развитие физической культуры среди детей-инвалидов, детей, имеющих ограниченные возможности здоровья, проживающих в малоимущих семьях, имеющих отклонения в поведении, а так же среди других категорий детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. К 2020 году планируется довести обеспеченность населения спортивными сооружениями до 166 в расчете на 100 тыс. человек (2007 год - 134), а численность штатных работников в сфере физической культуры и спорта до 2,6 тыс. человек (+13,0%).
Требуется улучшение положения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, связанное с обеспечением дальнейшего развития семейных форм их устройства, принятием дополнительных мер по популяризации усыновления и принятия ребенка под опеку, подготовке потенциальных усыновителей и опекунов, приемных родителей для воспитания ребенка. В отношении данной категории лиц Стратегия будет направлена на обеспечение их прав, связанных с обеспечением жильем, трудоустройством, определением в образовательные учреждения, оказанием социально-психологической помощи.
К 2020 году планируется сокращение численности детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, пребывающих в интернатных учреждениях, до 8% и увеличение до 20% данной категории детей, переданных на воспитание в приемные семьи.
Предупреждение рецидивной преступности несовершеннолетних связано с совершенствованием организации воспитательной работы с осужденными, оказания помощи в установлении и поддержании социально полезных связей, а также процесса общеобразовательного обучения, в том числе производственного, в местах лишения свободы. Другим стратегическим направлением борьбы с рецидивной преступностью несовершеннолетних является решение проблем бытового и трудового устройства подростков, имеющих судимость. Это потребует дальнейшего укрепления взаимодействия органов социальной защиты населения и службы занятости с учреждениями системы исполнения наказания, разработки нормативной базы, обеспечивающей гарантию реализации права подростков на труд. Проблемы развития инфраструктуры социальной адаптации подростков, освободившихся из мест лишения свободы, в том числе института социального патронажа, предусматривается решать в рамках целевых долгосрочных программ на областном и муниципальном уровнях.
Обеспечение обозначенных стратегических задач потребует усиления организационно-управленческой роли комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав области. Повышение эффективности работы комиссий связано с переориентацией их деятельности на активизацию осуществления правозащитной функции и обеспечение адресности профилактической работы с подростками. Расширение спектра участия членов комиссии в разработке и реализации превентивных мероприятий, массовом вовлечении к профилактической деятельности представителей общественности обусловит усиление контроля комиссии за комплексным использованием ресурсов всех субъектов профилактики и определение персональной ответственности членов комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав за результаты работы, что связано с необходимостью нормативного правового регламентирования взаимодействия комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав с другими субъектами системы профилактики, а также с городскими и районными комиссиями.
Расширение полномочий, консолидация деятельности заинтересованных органов исполнительной государственной власти области в обеспечении защиты прав несовершеннолетних, усиление организационно-контрольных функций связаны с необходимостью структурной реорганизации аппарата комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав.
Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних предусматривает задействование многоотраслевого потенциала субъектов профилактики, что обуславливает необходимость планирования их деятельности в рамках долгосрочных целевых программ, включающих достаточный комплекс мер для достижения обозначенных целевых показателей, соответствующее ресурсное обеспечение.
Реализация Стратегии позволит создать в области условия для снижения уровня детской безнадзорности. К 2020 году планируется снизить долю подростков, состоящих на учете в комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав, до 2,8% (2007 год - 3,0%), безнадзорных детей - до 1,5% (2007 год - 1,9%) от численности несовершеннолетних, проживающих в области.
Основные показатели развития системы противодействия деструктивным явлениям в Вологодской области до 2020 года прилагаются к настоящей Стратегии.
Основные показатели развития системы противодействия деструктивным явлениям в Вологодской области
N п/п |
Наименование показателей |
2007 год |
2008 год |
2009 год |
2010 год |
2011 год |
2012 год |
2013 год |
2014 год |
2015 год |
2016 год |
2017 год |
2018 год |
2019 год |
2020 год |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 |
1. | Доля преступлений, совершенных несошеннолетними, в общем количестве преступлений (%) |
10,9 | 10,3 | 9,8 | 9,7 | 9,7 | 9,6 | 9,5 | 9,3 | 9,0 | 8,8 | 8,8 | 8,7 | 8,6 | 8,5 |
2. | Доля несовершеннолет- них, состоящих на учете в комиссиях по делам несовершеннолет- них, от общего числа несовершеннолет- них в области (%) |
3,67 | 3,63 | 3,60 | 3,55 | 3,50 | 3,30 | 3,25 | 3,15 | 3,0 | 2,80 | 2,70 | 2,65 | 2,60 | 2,50 |
3. | Доля лиц с диагнозом "наркомания" от общего числа лиц, состоящих на учете за употребление наркотических и психотропных веществ (%) |
58,0 | 58,0 | 57,0 | 56,0 | 56,0 | 55,0 | 53,0 | 53,0 | 52,0 | 50,0 | 48,0 | 47,5 | 47,0 | 45,0 |
4. | Доля преступлений, совершенных в сфере незаконного оборота наркотиков, в общем количестве преступлений (%) |
4,2 | 4,5 | 4,6 | 4,5 | 4,4 | 4,3 | 4,2 | 4,2 | 4,0 | 3,9 | 3,6 | 3,6 | 3,5 | 3,3 |
<< Раздел 2. Краткая характеристика системы плановых документов |
||
Содержание Постановление Правительства Вологодской области от 22 июня 2009 г. N 961 "О "Стратегии развития системы противодействия... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.