Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 1
Концепция
в области государственных закупок
(утв. постановлением Правительства Вологодской области
от 24 февраля 2005 г. N 196)
1. Сокращения
Использованные в настоящем документе термины и сокращения трактуются следующим образом:
БЗ - бюджетные закупки;
госзаказчик - государственный заказчик;
госзакупки - государственные закупки;
госконтракт - государственный контракт;
ГРБС - главный распорядитель бюджетных средств;
КД - конкурсная документация;
КЗ - конкурсная заявка;
КК - конкурсная комиссия;
КО - координационный орган;
МРОТ- минимальный размер оплаты труда;
Предквалификация - предварительный квалификационный отбор участников;
РБС - распорядитель бюджетных средств;
ОСБЗ - областная система бюджетных закупок;
ТЗ - техническое задание;
ФО - финансирующий орган.
2. Общая характеристика и основные проблемы существующей
системы областных бюджетных закупок
В настоящее время действующая система областных бюджетных закупок находится в стадии своего становления. Хотя в существующем институциональном механизме, воспроизводящем практику бюджетных закупок, заложены основные принципы конкурсного размещения государственного заказа, нерешенным остается целый ряд проблем.
Существующие недостатки объективно обусловлены незрелостью формирующейся конкурсной системы бюджетных закупок, период развития которой не превышает 5-10 лет, что определяет, в конечном счете, также и низкую ее эффективность.
Именно этим объясняется дефицит накопленного опыта успешного функционирования и развития конкурсных бюджетных закупок, который в свою очередь пока не получил в достаточной степени адекватного отражения в нормативных и методических документах. Поэтому система регулирования и управления государственными закупками на уровне региона продолжает оставаться неполной, причем особо слабо регламентированы вопросы планирования бюджетных закупок, контроля и ответственности субъектов размещения регионального заказа.
Другим фактором, определяющим недостаточную степень эффективности областной системы госзакупок, является неразвитость рынка независимых специализированных организаций - организаторов торгов, специализирующихся на организации конкурсных процедур. Во многом этот процесс также тормозится по причине отсутствия нормативно-законодательной и методической поддержки.
Требуется более детальная регламентация и отдельных этапов самих конкурсных закупочных процедур (процедур вскрытия, оценки конкурсных заявок и др.), поскольку в противном случае консервируется низкая эффективность областной системы закупок наряду с сохранением широких возможностей злоупотреблений со стороны государственных служащих при формальном соблюдении норм действующего законодательства о госзакупках.
Повышению эффективности существующей системы областных бюджетных закупок также способствовала бы комплексная информационная интеграция субъектов областной системы госзакупок, посредством формирования единых баз данных, использования элементов электронной коммерции, широкая автоматизация документооборота в этой сфере.
3. Основные подходы к формированию политики в области
государственных закупок
Целями областной политики в области госзакупок является создание единого экономического пространства областного рынка госзакупок, повышение эффективности использования бюджетных средств, расширение участия в конкурсных торгах различных хозяйствующих субъектов, в том числе представителей малого и среднего бизнеса, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение легитимности деятельности органов исполнительной власти в данной сфере.
Поставленные цели требуют реализации следующих задач:
дополнить и систематизировать законодательство области о госзакупках, регламентирующее процедурные вопросы закупок;
совершенствовать организационную структуру закупок, в том числе посредством развития независимых специализированных структур по организации конкурсов, информационных источников оповещения о проводимых закупках, выделения специализированных отделов или штатных единиц в государственных учреждениях, создания института независимого контроля, активизации государственных контролирующих органов;
обеспечить необходимый уровень экономико-правовой грамотности участников процесса закупок через повышение квалификации государственных служащих в области управления государственными закупками, проведение семинаров по обмену опытом и решению практических проблем среди государственных заказчиков, организацию краткосрочных семинаров для участников конкурсов, издание методических пособий для заказчиков, поставщиков и контролирующих органов;
создать конкурентную среду на рынке госзакупок посредством привлечения представителей среднего и малого бизнеса к размещению государственного заказа, увеличения количества участников конкурсов;
повысить эффективность расходования бюджетных средств через механизм, обеспечивающий снижение закупок у единственного источника и закупок методом котировок, увеличение закупок, проводимых на конкурсной основе при одновременном стремлении гибко использовать методы централизации и децентрализации размещения регионального государственного (муниципального) заказа;
унифицировать основные конкурсные и отчетные документы при проведении закупок различными способами через разработку типовых пакетов конкурсных документации, типовых форм протоколов по всем способам закупок, отчетов по эффективности проводимых закупок;
повысить прозрачность расходования бюджетных средств с помощью законодательного закрепления официального СМИ для публикации объявлений о проводимых закупках и их результатах, привлечения глобальной сети Интернет для распространения информации о проводимых закупках.
Для решения вышеперечисленных задач и предназначена настоящая Концепция в области государственных закупок.
Среди общих требований к системе управления необходимо выделить следующие, наиболее актуальные для областной системы бюджетных закупок:
- социально-экономическая эффективность выполнения основных функций системы управления: организации, планирования, координации, контроля и анализа;
- оптимальность распределения функций, полномочий и ответственности между участниками системы;
- адекватность кадрового наполнения системы управления и приемлемые формы контроля за эффективностью решаемых системой управления задач;
- всесторонний и согласованный (непротиворечивый) характер правового регулирования системы, включающего понятные всем участникам закупочного процесса нормы и правила;
- максимально возможное использование автоматизации системы планирования и размещения регионального заказа.
4. Основные направления реформирования областной системы
бюджетных закупок
4.1. Планирование размещения государственного заказа и контроль
за его выполнением
Система планирования БЗ должна базироваться на четкой характеристике и разграничении полномочий отдельных субъектов областной системы бюджетных закупок, среди которых выделяются:
- координационный орган (КО) - подразделение Правительства области, ответственное за контроль и координацию развития, методологическое обеспечение и формирование политики в системе бюджетных закупок;
- госзаказчики - организации (органы власти, а также учреждения и предприятия, находящиеся в государственной собственности), получившие и использующие средства бюджета Вологодской области на закупку товаров, работ или услуг для государственных нужд.;
- финансирующий орган (ФО) - орган исполнительной власти, осуществляющий кассовый расход по закупкам продукции для государственных нужд области.
Кроме того, важная роль в размещении государственного заказа отводится конкурсной комиссии (КК) как коллегиальному органу, не являющемуся структурным подразделением органа исполнительной власти, ответственному за принятие решений по ключевым этапам процедуры конкурсов.
Общим принципом при формировании КК должно быть соблюдение интересов госзаказчика в получении максимального экономического эффекта от закупки.
Поэтому действующий порядок формирования КК должен предусматривать возможность назначения председателем КК ответственного лица заказчика, а также введение в состав комиссии достаточного числа должностных лиц-представителей заказчика (2-3 представителя). Управлять формированием КК также должен непосредственно заказчик, руководствуясь при этом необходимостью привлечения требуемых для принятия эффективных решений специалистов, а также действующим законодательством и стандартами лучшей практики.
Планирование закупок продукции на средства областного бюджета должно осуществляться в этой связи также в согласованном для всех субъектов областных закупок порядке, базирующемся на следующих принципах:
предварительном доведении вышестоящими органами исполнительной власти (КО и ФО) до госзаказчиков информации о планируемых объемах их финансирования;
своевременном получении вышестоящими органами исполнительной власти информации об объеме и ассортименте закупаемой госзаказчиками продукции в планируемом периоде;
возможной предварительной корректировке плановых бюджетных показателей в соответствии с изменением стоимостных бюджетных параметров (подобная корректировка должна осуществляться в синхронном порядке как госзаказчиками, так и вышестоящими организациями);
формировании и утверждении планов-графиков проведения закупок, в том числе планов-графиков проведения централизованных закупок и обеспечение широкого доступа к этим документам потенциальных поставщиков;
утверждении единого порядка и регламента планирования государственного заказа, который должен быть закреплен нормативными документами и для большей согласованности должен также регламентировать действия и сроки реализации функции планирования госзаказчиков и их подразделений (подведомственных организаций).
Контроль за выполнением и эффективностью размещения государственного заказа должен совмещать в себе принципы комплексности его реализации наряду с требованиями к его эффективности и достаточности. Поэтому такой контроль должен присутствовать на всех этапах управления государственным заказом и привлекать всех субъектов областных бюджетных закупок.
Ведущая роль в реализации функции контроля должна отводиться КО, которому следует контролировать соответствие параметров государственного заказа (в том числе и используемых при планировании цен, а также планируемых номенклатуры и объемов закупаемой продукции) параметрам бюджета.
В процессе размещения государственного заказа КО делегирует своего представителя для работы в составе конкурсных комиссий крупных получателей бюджетных средств, проверяет и утверждает пакеты конкурсной документации, осуществляет согласование проведения особых способов закупок в соответствии с действующим законодательством, выборочные проверки заказчиков. Кроме того, важными функциями контроля должны являться рассмотрение жалоб, поступивших от поставщиков при проведении конкурсных закупок, а также анализ эффективности размещения государственного заказа за истекший период с последующей выработкой рекомендаций по совершенствованию системы областных бюджетных закупок.
Госзаказчики прежде всего должны обеспечить осуществление первичного контроля за надлежащим исполнением заключенных контрактов, а именно контроля за сроками и качеством поставки продукции в контексте соблюдения утвержденных ранее планов-графиков закупок.
ФО должен обеспечить контроль целевого характера осуществления платежей, в том числе путем проверки на соответствие заключенного контракта основным параметрам конкурсной закупки, отраженным в протоколах о проведении закупок и данным бюджетной росписи и др.
Для эффективного функционирования областной системы бюджетных закупок КО следует разработать и использовать следующий набор рекомендательных методических документов:
типовые пакеты КД в разрезе различных видов закупаемых товаров, работ и услуг, включая типовые формы спецификаций и документов, входящих в состав КЗ;
типовые формы протоколов для проведения конкурсов, запросов котировок;
примерные госконтракты;
типовые формы планов-графиков закупок;
методические рекомендации по планированию размещения государственного заказа;
методические рекомендации о порядке согласования различных способов закупок в КО;
методические рекомендации о проведении оценки эффективности произведенных конкурсных закупок;
методические рекомендации о проведении предварительного квалификационного отбора с включением типовых форм необходимых документов;
методические рекомендации по заполнению форм областной и статистической отчетности;
кодекс лучшей практики бюджетных закупок с общим описанием механизма управления ОСБЗ;
методические рекомендации по осуществлению контроля и выборочных проверок госзаказчиков;
методические рекомендации по осуществлению контроля и выборочных проверок специализированных организаций, которым госзаказчиками переданы функции по организации и проведению конкурсных закупок.
Данный список может быть расширен исходя из специфики потребностей конкретной областной системы управления бюджетными закупками.
Законодательное обеспечение системы областных бюджетных закупок следует привести в соответствие с положениями настоящего документа в течение текущего года, исходя из даты принятия данного проекта в качестве официального программного документа региона.
4.2. Совершенствование процедур размещения государственного заказа
Низкая эффективность действующей системы областных бюджетных закупок во многом определяется несовершенством существующих конкурсных процедур, для чего необходима коррекция существующего механизма конкурсных закупок посредством внесения ряда поправок в действующее законодательство.
Законодательно в качестве приоритета для любых действий заказчика в процессе размещения государственного заказа следует закрепить принцип необходимости стремления к достижению максимальной эффективности при проведении конкурсных закупок. В дальнейшем при проведении контрольных проверок данный принцип наряду с принципом соблюдения действующего законодательства должен стать отправным при оценке действий заказчика.
Следует предусмотреть обязательное отражение в конкурсной документации информации о перечне критериев оценки и значимости этих критериев для КК при проведении такой оценки. Значимость критериев может отражаться при этом с помощью указания значений весовых коэффициентов этих критериев, используемых при балльной оценке КЗ или указания порядковой степени значимости используемых критериев. Желательным также является указание заказчиком в КД информации о применяемых методиках оценки КЗ.
В целях снижения расходов на проведение КЗ следует предусмотреть возможность проведения закупок без применения специальных закупочных процедур. К разряду таких закупок могут быть отнесены закупки небольших объемов продукции.
При этом необходимо исключить возможность дробления заказчиком бюджетных сумм, выделяемых им на приобретение отдельных видов продукции по временному или ассортиментному принципу с целью замены более сложных конкурсных способов закупок более простыми внеконкурсными.
Означенные меры будут способствовать одновременному снижению расходов при проведении закупочных процедур наряду с повышением эффективности их применения.
4.3. Возможности централизации бюджетных закупок
При использовании механизмов централизации государственного заказа органам исполнительной государственной власти области следует исходить из принципа экономической целесообразности, то есть возможности получения дополнительного экономического эффекта от реализации мероприятий, направленных на централизацию (децентрализацию) БЗ.
При централизации БЗ возможно получение дополнительной экономии бюджетных средств за счет закупки укрупненных партий однородной продукции при одновременной экономии на расходах, связанных с организацией и проведением закупочных процедур. Это также может способствовать решению проблемы нехватки квалифицированных кадров в сфере БЗ.
Однако централизация закупок может сопровождаться одновременно возрастанием роли определенных негативных факторов, связанных с неоправданной унификацией закупаемой продукции, ее несоответствия требованиям отдельных бюджетных учреждений, что в конечном счете может сказаться на качестве и степени удовлетворения общественных потребностей и потребностей бюджетных организаций в частности. Следует ожидать также возрастания транзакционных издержек координации и согласования при объединении размещаемых заказов.
Решение об использовании механизма централизованных закупок должно приниматься на основании заранее проведенной экономической экспертизы, демонстрирующей значительную экономию (более 5-10%) от проведения преобразований в этом направлении. Целесообразно постепенное и последовательное внедрение механизма централизации закупок, охватывающее ту номенклатуру продукции, эффект от централизации закупок которой очевиден.
В случае невозможности осуществления расчета дополнительной бюджетной экономии при планируемой централизации орган исполнительной государственной власти области может принять решение о возможности организации централизованной закупки в рамках экономического эксперимента на фиксированный временной период. Такое решение может быть принято только относительно ограниченной номенклатуры закупаемой продукции, ожидаемый эффект от централизованной закупки которой является наибольшим. По результатам проведенного эксперимента может быть принято решение о его расширении либо, наоборот, сворачивании.
Для организации проведения централизованных закупочных процедур целесообразно выбрать наиболее экономичный вариант из двух возможных подходов:
- создать отдельную единую государственную закупочную службу, делегировав ей право проведения централизованных закупок (при этом в такой роли не может выступать КО);
- осуществить конкурсный (квалификационный) отбор среди специализированных организаций, осуществляющих предоставление госзаказчикам услуг по проведению конкурсов, на право организации и проведения централизованных закупок.
При этом важно соблюдать принцип целесообразности проведения объединенных закупок. При принятии КО решения о целесообразности проведения объединенной закупки следует обязать заказчиков передать функции по организации и проведению соответствующих закупочных процедур одному из них или специализированному организатору.
Для успешной реализации на практике механизмов централизации БЗ дополнительно следует учесть также следующее:
рекомендовать включать в объединенный региональный заказ потребности заказчиков на сумму свыше 2500 МРОТ по планируемой к централизации номенклатуре;
разработать методику, основные принципы и порядок разделения областного заказа на отдельные лоты;
разработать порядок планирования проведения закупочной компании и нормативно закрепить сроки формирования и представления заказчиками необходимой информации на различных этапах организации централизованной закупки;
определить в нормативных документах степень ответственности заказчика при формировании спецификаций закупаемой продукции и нарушении сроков предоставления необходимой для конкурса информации, если эти нарушения повлекли за собой изменение сроков проведения конкурса;
развивать систему логистики при организации объединенных конкурсов, включая объединение заказов для укрупнения партий, снижения транспортных расходов.
Эффективное применение механизма централизованной закупки будет невозможным без использования лотовой закупки.
Деление заказа на части (лоты) позволяет:
- создать условия для более эффективного и экономичного размещения объединенного государственного заказа;
- привлечь большее число поставщиков к участию в конкурсе;
- создать дополнительные возможности для участия отдельных групп поставщиков (например, малого и среднего предпринимательства) в получении государственного заказа;
- снизить риски, связанные с невыполнением условий госконтракта.
Методика частичной (лотовой) закупки подразумевает, что вся номенклатура или весь объем поставки по государственному заказу каким-либо образом разбивается на отдельные части (лоты), которые размещаются отдельно между различными поставщиками, но в рамках одной процедуры. Соответственно, оценка конкурсных заявок, присуждение и заключение контрактов осуществляется отдельно по каждому лоту.
Деление заказа на части (лоты) может осуществляться по следующим признакам:
предмет закупки (вид товаров, работ или услуг);
объем закупки;
место поставки;
срок поставки;
любая комбинация вышеперечисленного.
Требования к квалификации поставщиков следует устанавливать отдельно по каждому лоту. Прежде всего, это относится к объемам продаж аналогичных товаров, работ или услуг. Если же заказ включает разнородные товары, работы или услуги, то по отдельным номенклатурным позициям могут устанавливаться специальные требования (например, по лицензированию).
Также следует установить следующее правило: если поставщик подает конкурсную заявку на несколько лотов, то требования к его квалификации суммируются.
В ряде случаев, в том числе при частичной закупке, требования к опыту работы поставщика устанавливаются с привязкой к цене его конкурсной заявки. Это избавляет организатора конкурса от обязанности определять предполагаемую стоимость госконтракта отдельно по каждому лоту, а при частичной закупке, когда объем предложения не может быть заранее определен, это является единственным разумным способом установления требований к опыту работы поставщиков.
Оценка конкурсных заявок в этом случае серьезно затруднена.
Возможны следующие ее варианты:
конкурсная заявка с наименьшей ценой предлагает не полный объем поставки по данному лоту; это вынуждает организатора конкурса уменьшать объем поставки по другим конкурсным заявкам, содержащим предложения с более высокой ценой;
при закупке простой стандартизованной продукции, для которой существует сложившийся рынок, возможно возникновение ситуации равенства цен и других существенных условий закупки; это вынуждает организатора конкурса уменьшать предлагаемый объем поставки по каждому наименованию;
возможная комбинация вышеперечисленных случаев.
Соответственно, конкурсная документация должна описывать алгоритм оценки и присуждения контракта, позволяющий ясно и однозначно присуждать контракты на каждую часть (лот).
Грамотное использование механизма лотовой закупки значительно расширяет возможности эффективного применения механизмов централизации БЗ.
4.4. Привлечение специализированных организаций
Госзаказчики могут привлекать к организации конкурсных закупочных процедур специализированные посреднические организации, имеющие в своем составе сертифицированных специалистов в сфере управления государственным заказом.
Подобными организациями могут являться как коммерческие, так и некоммерческие внебюджетные организации, имеющие опыт оказания подобных услуг.
Следует организовать привлечение таких структур по предоставлению услуг организационно-технического характера по организации закупок на конкурсной основе (в форме проведения конкурса либо квалификационного отбора) при том, что выбранная организация будет предоставлять услуги на протяжении всего бюджетного периода (финансового года).
К перечню функций, делегируемых организатору конкурса госзаказчиком при заключении договора на оказание услуг, могут относиться:
подготовка конкурсной (квалификационной) документации, а также рабочей документации, таких, как формы протоколов, рабочих оценочных таблиц, журналов регистрации и др.;
подготовка и размещение информации о проведении конкурса (предквалификационного отбора), а также информации о результатах проведения торгов;
персональное извещение победителя конкурса о решении КК о выборе победителя, а также участников конкурса - о подписании контракта с победителем конкурса;
предоставление конкурсной (квалификационной) документации организациям, изъявляющим желание принять участие в конкурсе;
регистрация и получение от участников конкурса КЗ;
своевременное извещение участников конкурса о внесении изменений и дополнений в конкурсную (квалификационную) документацию;
разъяснение участникам конкурса, в случае необходимости, содержания отдельных положений КД, а также организация проведения предварительных встреч, посвященных разъяснению содержания КД, если предполагается проведение таких встреч;
оформление протоколов и иной рабочей документации по результатам проведения заседаний КК.
Кроме того, в случае особой договоренности с госзаказчиками (также отраженной в договоре на оказание услуг) организатор конкурса при условии наличия у него специалистов соответствующего профиля может быть привлечен к реализации иных задач и функций, выполнение которых традиционно обеспечивается либо силами самого госзаказчика, либо благодаря привлечению иных специализированных внебюджетных организаций. К таким функциям относятся:
разработка технического задания (ТЗ) по закупке сложной продукции;
разработка проектно-сметной или иной технической документации;
подготовка проекта госконтракта и мониторинг его исполнения;
привлечение в качестве эксперта при проведении процедуры оценки КЗ и др.
Оплата услуг организатора конкурса должна осуществляться способом, который предполагает планирование финансирования подобной статьи расходов в бюджетной смете госзаказчика.
В этом случае победителем конкурса на выбор организатора конкурса становится юридическое лицо, сотрудники которого обладают необходимыми опытом и квалификацией в этой сфере, при условии, что цена за выполнение услуг по проведению конкурсов соответствует существующему бюджетному ограничению заказчика. Кроме того, предложение такого заказчика должно в целом содержать условия лучшие, чем предложения иных участников конкурсной закупки по выбору организатора конкурса.
Госзаказчик должен обеспечивать контроль за действиями организатора конкурса с целью не допустить злоупотреблений, например, возможного сговора организатора конкурса с его участниками. Подобный контроль может быть обеспечен за счет своевременной проверки действий организатора конкурса на предмет соответствия его деятельности действующим законодательным нормам в сфере областных бюджетных закупок, а также своевременной проверки соблюдения организатором конкурса всех условий проводимого конкурса. Эти условия формулируются госзаказчиком и прописываются в ТЗ, в том числе там формулируются квалификационные требования, критерии оценки и др. Заказчик должен также тщательно знакомиться с содержанием КД, протоколов и других документов, подготовку которых осуществляет организатор конкурса.
4.5. Автоматизация системы управления областными бюджетными закупками
Автоматизация процесса управления ОСБЗ должна стать одним из основных приоритетов развития БЗ, поскольку этот процесс содержит в себе существенные предпосылки для действительной интеграции и формирования комплексного характера ОСБЗ.
Понимая комплексность, многогранность и сложность реализации данной задачи, важно обеспечить последовательное, поэтапное ее осуществление.
На первом этапе (в течение 2-х лет) предполагается формирование баз данных (реестра) с перечнем госзаказчиков, ассортимента и примерного объема закупаемой ими продукции, а также перечня (справочника) поставщиков продукции для государственных нужд. При этом должен быть обеспечен свободный доступ как заказчиков (организаторов конкурса), так и поставщиков к созданным базам данных. В электронной сети размещается информация по сводному плану-графику БЗ и по планам-графикам БЗ заказчиков, а также приглашений (объявлений) об участии в проведении конкурсов, что придает данной информации требуемую открытость. Необходимо, чтобы классификация номенклатуры закупаемой продукции основывалась на использовании типового классификатора продукции для государственных нужд (ТК ГН).
На втором этапе (в течение 4-х лет с момента начала реализации программы автоматизации ОСБЗ) следует предусмотреть автоматизацию широкого перечня реестров информации, обеспечивающей координацию и управление ОСБЗ. Сюда следует отнести:
- ведение сводного реестра бюджетных обязательств;
- ведение реестра постоянных и временных КК;
- ведение реестра протоколов заседаний КК;
- ведение реестра обжалований и решений по ним;
- ведение реестра сертифицированных специалистов в области госзакупок в регионе.
Кроме того, реализация нижеуказанных аспектов автоматизации позволит создать в области необходимые предпосылки для формирования интегрированной системы автоматизации БЗ:
- автоматизация процессов разработки регламента проведения конкурсов, подготовки КД, согласования проведения закупок определенным способом с координационным органом;
- автоматизация расчета затрат, монетарной и индикативной эффективности по каждому конкурсу и сводным показателям;
- автоматизация процессов формирования областной и государственной статистической отчетности;
- создание и поддержание в актуальном состоянии истории поставок по каждому конкурсу и по каждому участнику конкурсов (позволяет отследить степень надежности поставщиков в зависимости от успешности осуществления ими поставок в рамках государственного заказа в прошлом);
- автоматизация процесса диспетчеризации и разъяснения поставщикам содержания (КД (посредством Интернет).
На третьем этапе (в течение 6-ти лет с момента начала реализации программы автоматизации ОСБЗ) на основе заложенных ранее предпосылок формирования навыков электронной коммуникации субъектов ОСБЗ и автоматизированной интеграции основных элементов системы внутреннего для бюджетных учреждений документооборота и отчетности по закупкам целесообразно приступать к развитию системы электронных торгов. Для этого на базе модернизируемых программных продуктов электронной коммерции должна быть создана интерактивная программа для электронного взаимодействия поставщиков с заказчиками (организаторами конкурсов). Документооборот в рамках такой системы должен быть полностью переведен в электронный формат, в том числе должны быть обеспечены:
- рассылка электронных версий пакетов КД, наряду с возможностью получения заказчиками электронных версий КЗ,
- своевременная рассылка электронных вариантов всех информационных материалов, содержание которых соответствует действующему законодательству- возможности получения / передачи / внесения изменений / заполнения / подписания типовых форм контракта в электронном виде в режиме оффлайн;
- обеспечение электронного мониторинга выполнения контрактов, а также учет возникающих отклонений по срокам, стоимости, качеству и др.
Целесообразным является внедрение системы электронных торгов начиная с областных объединенных торгов (в рамках сегмента централизованных закупок).
5. Ответственность участников областной системы бюджетных закупок
В областном законодательстве будут предусмотрены нормы ответственности государственных заказчиков за нецелевое и неэффективное использование бюджетных средств в процессе организации, размещения и исполнения государственного заказа. Также госзаказчики обязаны заключать госконтракты в пределах средств, утвержденных законом области об областном бюджете и в соответствии с бюджетной росписью на текущий финансовый год. Нормы ответственности должны предусматривать возможность применения санкций как по отношению к бюджетным организациям, так и по отношению к конкретным ответственным должностным лицам (руководителям и специалистам). К числу таких мер будут отнесены следующие:
- предупреждение о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса;
- блокировка расходов;
- изъятие бюджетных средств;
- приостановление операций по счетам в кредитных организациях;
- наложение штрафа и начисление пени, в том числе за нарушение условий госконтрактов;
- возмещение убытков;
- неперечисление оплаты за товар, несоответствующий установленным требованиям и др.
Подобные меры должны быть системно увязаны с основаниями для их применения, должны быть также четко определены полномочия контролирующих организаций в применении подобных санкций.
Необходимо разработать систему штрафных санкций госзаказчика по отношению к поставщику и, наоборот, в случае нарушения ими законодательно установленных норм и условий заключенных договоров.
Общую координацию за организацию автоматизации ОСБЗ следует возложить на КО исполнительной государственной власти области.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.