Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановлением мэрии г. Череповца Вологодской области от 7 октября 2013 г. N 4693 в настоящее приложение внесены изменения
Приложение 2
Утверждено
постановлением мэрии города
от 10 ноября 2011 г. N 4645
Методические указания
по разработке и реализации муниципальных программ города
7 октября 2013 г.
I. Общие положения
1. Настоящие Методические указания по разработке и реализации муниципальных программ города (далее - Методические указания, муниципальная программа) содержат руководство по разработке проектов муниципальных программ и подготовке отчетов о ходе реализации и оценке эффективности муниципальных программ, а также информацию о ведении мониторинга реализации муниципальных программ.
2. Основные понятия, используемые в Методических указаниях:
подпрограмма муниципальной программы (далее - подпрограмма) - комплекс взаимоувязанных по целям, срокам и ресурсам мероприятий, выделенный исходя из масштаба и сложности задач, решаемых в рамках муниципальной программы;
сфера реализации муниципальной программы (подпрограммы) - сфера социально-экономического развития (сфера деятельности), на решение проблем в которой направлена (в рамках вопросов местного значения) соответствующая муниципальная программа (подпрограмма);
основные параметры муниципальной программы (подпрограммы) - цели, задачи, показатели (индикаторы), конечные результаты реализации муниципальной программы (подпрограммы), сроки их достижения, объем ресурсов, необходимый для достижения целей муниципальной программы (подпрограммы);
проблема социально-экономического развития - противоречие между желаемым и текущим (действительным) состоянием сферы реализации муниципальной программы;
цель - планируемый конечный результат решения проблемы социально-экономического развития посредством реализации муниципальной программы (подпрограммы), достижимый за период ее реализации;
задача - результат выполнения совокупности взаимосвязанных мероприятий или осуществления целевых функций, направленных на достижение цели (целей) реализации муниципальной программы (подпрограммы);
мероприятие - совокупность взаимосвязанных действий, направленных на решение соответствующей задачи;
основное мероприятие - комплекс взаимосвязанных мероприятий, обеспечивающий переход к новому этапу решения задачи и характеризуемый значимым вкладом в достижение целей подпрограммы;
показатель (индикатор) - количественно выраженная характеристика достижения цели или решения задачи;
конечный результат - характеризуемое количественными и/или качественными показателями состояние (изменение состояния) социально-экономического развития, которое отражает выгоды от реализации муниципальной программы (подпрограммы);
непосредственный результат - характеристика объема и качества реализации мероприятия, направленного на достижение конечного результата реализации муниципальной программы (подпрограммы);
участники муниципальной программы - ответственный исполнитель и соисполнители муниципальной программы;
ответственный исполнитель муниципальной программы - орган мэрии, определенный ответственным в соответствии с перечнем муниципальных программ, утвержденным постановлением мэрии города (далее - Перечень), и обладающий полномочиями, установленным порядком разработки, реализации и оценки эффективности муниципальных программ (далее - Порядок);
соисполнители муниципальной программы - органы мэрии, участвующие в разработке, реализации и оценке эффективности муниципальной программы и определенные в качестве соисполнителей муниципальной программы в Перечне;
факторы риска - вероятные явления, события, процессы, не зависящие от участников муниципальной программы и негативно влияющие на основные параметры муниципальной программы (подпрограммы);
мониторинг - процесс наблюдения за реализацией основных параметров муниципальной программы.
Иные понятия, используемые в Методических указаниях, применяются в значениях, установленных Порядком, и в значениях, принятых в действующем законодательстве.
3. Основанием для разработки муниципальных программ является Перечень, формируемый в соответствии с Порядком. При этом направления реализации и состав соисполнителей муниципальной программы могут уточняться в процессе подготовки проекта и корректировки муниципальной программы с учетом необходимости реализации тех или иных мероприятий для достижения целей муниципальной программы.
4. Ответственный исполнитель муниципальной программы обеспечивает координацию деятельности участников муниципальной программы в процессе разработки и реализации муниципальной программы в рамках полномочий, определенных пунктом 34 Порядка.
5. Разработка, утверждение, реализация, мониторинг, оценка хода реализации и оценка эффективности подпрограмм муниципальных программ осуществляются в рамках муниципальных программ в соответствии с настоящими Методическими указаниями.
Порядок разработки, реализации и требования к содержанию включенных в муниципальную программу ведомственных целевых программ определяются в порядке, предусмотренном соответственно для ведомственных целевых программ.
6. Формирование муниципальных программ осуществляется в том числе исходя из:
долгосрочных целей социально-экономического развития города и показателей (индикаторов) их достижения, определенных в стратегиях развития отдельных отраслей экономики и социальной сферы города, программе социально-экономического развития города;
докладов о результатах и основных направлениях деятельности;
наиболее полного охвата сфер социально-экономического развития;
объема бюджетных ассигнований городского бюджета;
установления для муниципальных программ измеримых результатов ее реализации (конечных и непосредственных результатов);
определения органа мэрии, ответственного за реализацию муниципальной программы, достижение конечных результатов;
проведения регулярной оценки результативности и эффективности реализации муниципальных программ, оценки их вклада в решение вопросов модернизации и инновационного развития с возможностью их корректировки или досрочного прекращения, а также установления ответственности должностных лиц в случае неэффективной реализации муниципальной программ.
7. Ответственный исполнитель совместно с соисполнителями осуществляет корректировку муниципальной программы в порядке, предусмотренном для разработки проекта муниципальной программы в соответствии с требованиями Порядка.
II. Разработка проекта муниципальной программы
Требования к разработке муниципальной программы и ее структуре
8. Муниципальная программа включает подпрограммы, содержащие ведомственные целевые программы, утвержденные муниципальными правовыми актами, и основные мероприятия.
9. Муниципальная программа может включать подпрограмму, которая направлена на обеспечение создания условий для реализации муниципальной программы.
10. Муниципальная программа имеет следующую структуру:
10.1. Паспорт муниципальной программы;
10.2. Текстовая часть муниципальной программы по следующим разделам:
общая характеристика сферы реализации муниципальной программы, включая описание текущего состояния, основных проблем в указанной сфере и прогноз ее развития;
приоритеты в сфере реализации муниципальной программы, цели, задачи и показатели (индикаторы) достижения целей и решения задач, описание основных ожидаемых конечных результатов муниципальной программы, сроков и этапов реализации муниципальной программы;
обобщенная характеристика мер муниципального регулирования - основания для разработки и реализации муниципальной программы (нормативно-правовая база);
обобщенная характеристика, обоснование выделения и включения в состав муниципальной программы реализуемых подпрограмм (их перечень и паспорта);
обобщенная характеристика основных мероприятий и ведомственных целевых программ муниципальной программы;
прогноз сводных показателей муниципальных заданий по этапам реализации муниципальной программы (при оказании муниципальными учреждениями муниципальных услуг (работ) в рамках программы);
информация об участии общественных и иных организаций в реализации муниципальной программы;
обоснование объема финансовых ресурсов, необходимых для реализации муниципальной программы;
информация по ресурсному обеспечению за счет средств городского бюджета (с расшифровкой по главным распорядителям средств городского бюджета, основным мероприятиям подпрограмм, а также по годам реализации муниципальной программы) и другим источникам финансирования;
прогноз конечных результатов реализации муниципальной программы, характеризующих целевое состояние (изменение состояния) уровня и качества жизни населения, социальной сферы, экономики, общественной безопасности, степени реализации других общественно значимых интересов и потребностей в соответствующей сфере;
анализ рисков реализации муниципальной программы и описание мер управления рисками реализации муниципальной программы;
методика оценки эффективности муниципальной программы.
10.3. Приложения к текстовой части муниципальной программы согласно таблицам 1 - 6 (приложение к Методическим указаниям).
10.4. Проект плана реализации муниципальной программы формируется согласно таблице 13 (приложение к Методическим указаниям).
В план реализации муниципальной программы подлежат включению все мероприятия подпрограмм. В целях обеспечения сопоставимости данных мероприятия плана реализации муниципальной программы подлежат группировке в разрезе основных мероприятий, указанных в подпрограммах. Объем расходов на реализацию мероприятий плана реализации муниципальной программы должен соответствовать объемам расходов на реализацию соответствующих основных мероприятий.
11. Текст муниципальной программы не должен содержать норм, имеющих правоустанавливающее значение.
12. При разработке муниципальной программы ответственным исполнителем обеспечивается соблюдение требований о проведении антикоррупционной экспертизы муниципальных правовых актов.
13. Ответственным исполнителем может проводиться общественное обсуждение проекта муниципальной программы, в том числе с привлечением общественных объединений и иных заинтересованных организаций.
14. Титульный лист к муниципальной программе и обосновывающим материалам должен содержать следующую информацию:
наименование муниципальной программы;
наименование ответственного исполнителя;
дата составления проекта муниципальной программы;
должность, фамилия, имя, отчество, номер телефона и электронный адрес непосредственного исполнителя.
Титульный лист подписывается руководителем органа мэрии - ответственного исполнителя муниципальной программы или его заместителем.
15. Проект муниципальной программы направляется на согласование соисполнителям на бумажных носителях и в электронном виде.
16. Состав материалов, представляемых ответственным исполнителем с проектом муниципальной программы, включает:
проект постановления мэрии города об утверждении муниципальной программы, включающий план реализации муниципальной программы по годам реализации;
оценку степени влияния выделения дополнительных объемов ресурсов на показатели (индикаторы) муниципальной программы (подпрограммы);
перечень стратегических документов, действующих в сфере реализации муниципальной программы.
Требования по заполнению паспорта муниципальной программы
17. Паспорт муниципальной программы города разрабатывается согласно приложению к Порядку.
Программно-целевые инструменты включают утверждаемые ведомственные целевые программы в сфере реализации муниципальной программы.
Цели, задачи и показатели (целевые индикаторы), а также этапы и сроки реализации муниципальной программы указываются в соответствии с требованиями Порядка и настоящих Методических указаний.
Объем бюджетных ассигнований муниципальной программы включает в себя бюджетные ассигнования городского бюджета на реализацию муниципальной программы по подпрограммам муниципальной программы.
Объем бюджетных ассигнований указывается в тысячах рублей с точностью до одного знака после запятой. Указывается общий объем бюджетных ассигнований на реализацию муниципальной программы в целом, а также по каждой подпрограмме муниципальной программы, по годам реализации муниципальной программы.
Ожидаемые результаты реализации муниципальной программы указываются в виде характеристики основных ожидаемых (планируемых) конечных результатов (изменений, отражающих эффект, вызванный реализацией муниципальной программы) в сфере реализации муниципальной программы, сроков их достижения.
Требования к содержанию муниципальной программы
18. В рамках характеристики текущего состояния и прогноза развития сферы реализации муниципальной программы предусматривается проведение анализа ее текущего (действительного) состояния, включая выявление основных проблем, прогноз развития сферы реализации муниципальной программы, а также анализ социальных, финансово-экономических и прочих рисков реализации муниципальной программы.
Анализ текущего (действительного) состояния сферы реализации муниципальной программы может включать характеристику итогов развития данной сферы, выявление потенциала развития анализируемой сферы и существующих ограничений в сфере реализации муниципальной программы, сопоставление существующего состояния анализируемой сферы с состоянием аналогичной сферы в регионе (при возможности такого сопоставления).
Характеристика текущего состояния сферы реализации муниципальной программы должна содержать основные показатели уровня развития соответствующей сферы социально-экономического развития.
Прогноз развития соответствующей сферы социально-экономического развития города должен определять тенденции ее развития и планируемые основные показатели по итогам реализации муниципальной программы.
19. Приоритеты муниципальной политики в сфере реализации муниципальной программы определяются исходя из стратегии социально-экономического развития города, стратегий развития отдельных отраслей экономики и социальной сферы города, программы социально-экономического развития города.
20. Цели муниципальной программы должны соответствовать приоритетам в сфере реализации муниципальной программы и отражать конечные результаты реализации муниципальной программы.
21. Цель муниципальной программы должна обладать следующими свойствами:
специфичность (цель должна соответствовать сфере реализации муниципальной программы);
конкретность (не допускаются размытые (нечеткие) формулировки, допускающие произвольное или неоднозначное толкование);
измеримость (достижение цели можно проверить);
достижимость (цель должна быть достижима за период реализации муниципальной программы);
релевантность (соответствие формулировки цели ожидаемым конечным результатам реализации муниципальной программы).
22. Формулировка цели должна быть краткой и ясной и не должна содержать специальных терминов, указаний на иные цели, задачи или результаты, которые являются следствиями достижения самой цели, а также описания путей, средств и методов достижения цели.
23. Задача муниципальной программы определяет конечный результат реализации совокупности взаимосвязанных мероприятий или осуществления муниципальных функций в рамках достижения цели (целей) реализации муниципальной программы.
24. Сформулированные задачи должны быть необходимы и достаточны для достижения соответствующей цели.
25. При постановке целей и задач необходимо обеспечить возможность проверки и подтверждения их достижения или решения. Для этого необходимо привести показатели (индикаторы), характеризующие достижение целей или решение задач.
26. Информация о составе и значениях показателей (индикаторов) приводится согласно таблице 1 (приложение к Методическим указаниям).
27. Используемые показатели (индикаторы) должны соответствовать следующим требованиям:
адекватность (показатель должен очевидным образом характеризовать прогресс в достижении цели или решении задачи и охватывать все существенные аспекты достижения цели или решения задачи муниципальной программы);
точность (погрешности измерения не должны приводить к искаженному представлению о результатах реализации муниципальной программы);
объективность (не допускается использование показателей, улучшение отчетных значений которых возможно при ухудшении реального положения дел); используемые показатели должны в наименьшей степени создавать стимулы для исполнителей муниципальной программы, подведомственных им организаций к искажению результатов реализации муниципальной программы);
достоверность (способ сбора и обработки исходной информации должен допускать возможность проверки точности полученных данных в процессе независимого мониторинга и оценки муниципальной программы);
однозначность (определение показателя должно обеспечивать одинаковое понимание существа измеряемой характеристики как специалистами, так и конечными потребителями услуг, включая индивидуальных потребителей, для чего следует избегать излишне сложных показателей и показателей, не имеющих четкого, общепринятого определения и единиц измерения);
экономичность (получение отчетных данных должно проводиться с минимально возможными затратами; применяемые показатели должны в максимальной степени основываться на уже существующих процедурах сбора информации);
сопоставимость (выбор показателей следует осуществлять исходя из необходимости непрерывного накопления данных и обеспечения их сопоставимости за отдельные периоды и с показателями, используемыми для оценки прогресса в реализации сходных (смежных) программ);
своевременность и регулярность (отчетные данные должны поступать с определенной периодичностью, установленной в муниципальной программе).
28. В число используемых показателей должны включаться показатели, характеризующие конечные общественно значимые результаты, непосредственные результаты и уровень удовлетворенности потребителей оказываемыми (выполняемыми) исполнителями муниципальными услугами (работами), их объемом и качеством.
29. Показатели подпрограмм, ведомственных целевых программ должны быть увязаны с показателями, характеризующими достижение целей и решение задач муниципальной программы. Следует привести обоснование состава и значений показателей (индикаторов) и оценку влияния внешних факторов и условий на их достижение.
30. Показатели (индикаторы) должны иметь запланированные по годам количественные значения, измеряемые или рассчитываемые, с учетом показателей статистического наблюдения.
Предлагаемый показатель (индикатор) должен являться количественной характеристикой наблюдаемого социально-экономического явления (процесса, объекта).
В качестве наименования показателя используется лаконичное и понятное наименование, отражающее основную суть наблюдаемого явления.
Единица измерения показателя выбирается из общероссийского классификатора единиц измерения (ОКЕИ).
Описание наблюдаемых характеристик включает обоснование выбора физических величин (количественные, стоимостные, относительные или качественные), с помощью которых характеризуется процесс или объект наблюдения.
Для показателя указываются периодичность (годовая, квартальная, месячная и т.д.) и вид временной характеристики (за отчетный период, на начало отчетного периода, на конец периода, на конкретную дату и т.д.).
При необходимости приводятся дополнительные характеристики, необходимые для пояснения показателя.
Пояснения к показателю должны отражать методические рекомендации по сбору, обработке, интерпретации значений показателя. Пояснения к показателю включают текст методики сбора и обработки данных, а также ссылки на формы сбора и указания по их заполнению.
Если в методике расчета показателя используются иные показатели (далее - базовый показатель), необходимо привести их описание.
Базовым показателем считается показатель (индикатор), с которым непосредственно связан источник его определения. При этом общепринятые статистические показатели (объем промышленного производства, численность населения и др.) рассматриваются в данном описании как базовые.
31. При описании основных ожидаемых конечных результатов реализации муниципальной программы необходимо дать развернутую характеристику планируемых изменений (конечных результатов) в сфере реализации муниципальной программы. Такая характеристика должна включать обоснование:
изменения состояния сферы реализации муниципальной программы, а также в сопряженных сферах при реализации муниципальной программы (положительные и отрицательные внешние эффекты в сопряженных сферах);
выгод от реализации муниципальной программы.
На основе последовательности решения задач муниципальной программы определяются этапы ее реализации.
32. Масштаб основного мероприятия должен обеспечивать возможность контроля хода выполнения муниципальной программы, но не усложнять систему контроля и отчетности.
33. Характеристика основных мероприятий, прогноз сводных показателей целевых заданий по этапам реализации муниципальной программы (при оказании муниципальными учреждениями целевых услуг (работ) в рамках муниципальной программы), а также информация об участии общественных и иных организаций в реализации муниципальной программы приводятся на основе обобщения соответствующих сведений по подпрограммам муниципальной программы.
Информация об основных мероприятиях отражается согласно таблице 2 (приложение к Методическим указаниям).
34. Прогноз сводных показателей муниципальных заданий на оказание муниципальных услуг муниципальными учреждениями города по этапам реализации муниципальной программы приводится согласно таблице 4 (приложение к Методическим указаниям).
35. В качестве обоснования выделения подпрограмм используется в том числе обоснование вклада подпрограммы в достижение целей муниципальной программы.
36. Для включенных в муниципальную программу подпрограмм приводятся их перечень, паспорта и текстовые части.
37. Анализ рисков реализации муниципальной программы и описание мер управления рисками реализации муниципальной программы предусматривает:
идентификацию факторов риска по источникам возникновения и характеру влияния на ход и результаты реализации муниципальной программы;
качественную и, по возможности, количественную оценку факторов рисков;
обоснование предложений по мерам управления рисками реализации муниципальной программы.
38. Методика оценки эффективности муниципальной программы представляет собой алгоритм оценки фактической эффективности в процессе и по итогам реализации муниципальной программы и должна быть основана на оценке результативности муниципальной программы с учетом объема ресурсов, направленных на ее реализацию, а также реализовавшихся рисков и социально-экономических эффектов, оказывающих влияние на изменение соответствующей сферы социально-экономического развития города.
39. Методика оценки эффективности муниципальной программы учитывает необходимость проведения оценок:
1) степени достижения целей и решения задач подпрограмм и муниципальной программы в целом;
2) степени соответствия запланированному уровню затрат;
3) степени реализации мероприятий (достижения ожидаемых непосредственных результатов их реализации).
Оценка планируемой эффективности муниципальной программы проводится ответственным исполнителем на этапе ее разработки на основе разработанной методики.
В методике оценки эффективности муниципальной программы должны быть отражены следующие основные критерии:
а) успешное (полное) выполнение запланированных мероприятий на период реализации муниципальной программы согласно плану реализации на плановый период;
б) достижение значений количественных и качественных целевых показателей (индикаторов) муниципальной программы;
в) достижение показателей конечного результата, определяющих степень достижения целей муниципальной программы;
г) степень соответствия достигнутых показателей программы утвержденным стандартам;
д) согласованность основных направлений муниципальной программы с направлениями соответствующих федеральных и/или региональных программ;
е) оценка планируемого вклада реализации муниципальной программы в социально-экономическое развитие города.
Требования к отражению информации о расходах городского бюджета на реализацию муниципальной программы, а также расходах внебюджетных источников и их обоснованию
40. Порядок ежегодной корректировки объема и структуры расходов городского бюджета на реализацию муниципальной программы определяется в соответствии с муниципальными правовыми актами.
41. Информация о расходах городского бюджета на реализацию муниципальной программы представляется с расшифровкой по главным распорядителям средств городского бюджета (по ответственному исполнителю и соисполнителям муниципальной программы).
Расходы на реализацию муниципальной программы указываются в целом, с распределением по подпрограммам муниципальной программы, ведомственным целевым программам и основным мероприятиям подпрограмм по кодам классификации расходов бюджетов.
Информация о расходах на реализацию муниципальной программы предоставляется по годам реализации муниципальной программы согласно таблице 5 (приложение к Методическим указаниям).
42. Если в рамках муниципальной программы участвуют общественные и иные организации, а также предполагается использование средств федерального бюджета, областного бюджета и внебюджетных источников, то в муниципальной программе должна содержаться прогнозная (справочная) оценка расходов федерального бюджета, областного бюджета, внебюджетных источников и юридических лиц на реализацию целей муниципальной программы, представляемая согласно таблице 6 (приложение к Методическим указаниям)
Требования к разработке подпрограммы муниципальной программы
43. Подпрограмма является неотъемлемой частью муниципальной программы и формируется с учетом согласованности основных параметров подпрограммы и муниципальной программы.
44. Подпрограмма имеет следующую структуру:
44.1. Паспорт подпрограммы.
44.2. Текстовая часть подпрограммы по следующим разделам:
характеристика сферы реализации подпрограммы, описание основных проблем в указанной сфере и прогноз ее развития;
приоритеты в сфере реализации подпрограммы, цели (при необходимости), задачи и показатели (индикаторы) достижения целей и решения задач, описание основных ожидаемых конечных результатов подпрограммы, сроков и контрольных этапов реализации подпрограммы;
характеристика ведомственных целевых программ и основных мероприятий подпрограммы;
прогноз сводных показателей целевых заданий по этапам реализации подпрограммы (при оказании (выполнении) муниципальными учреждениями муниципальных услуг (работ) в рамках подпрограммы);
информация об участии общественных и иных организаций, а также целевых внебюджетных фондов в реализации подпрограммы;
обоснование объема финансовых ресурсов, необходимых для реализации подпрограммы.
Требования по заполнению паспорта подпрограммы и к содержанию подпрограммы муниципальной программы
45. Паспорт подпрограммы разрабатывается согласно таблице 12 (приложение к Методическим указаниям).
Требования к заполнению паспорта подпрограммы аналогичны требованиям, предъявляемым к заполнению паспорта муниципальной программы.
46. Требования к характеристике сферы реализации подпрограммы, описанию основных проблем в указанной сфере, прогнозу ее развития, описанию приоритетов в сфере реализации подпрограммы, целям, задачам и показателям (индикаторам) достижения целей и решения задач, описанию основных ожидаемых конечных результатов подпрограммы, сроков и контрольных этапов реализации подпрограммы, обоснованию объема финансовых ресурсов, необходимых для реализации подпрограммы, анализу рисков реализации подпрограммы и описанию мер управления рисками реализации подпрограммы аналогичны требованиям, предъявляемым к содержанию муниципальной программы.
47. Характеристика ведомственных целевых программ и основных мероприятий подпрограммы содержит сведения о сроке, исполнителе, ожидаемом непосредственном результате его реализации, взаимосвязи с показателями подпрограммы и о последствиях нереализации основного мероприятия.
Перечень ведомственных целевых программ и основных мероприятий подпрограммы и их характеристика отражаются согласно таблице 2 (приложение к Методическим указаниям).
48. Для мер правового регулирования в сфере реализации подпрограммы приводится обоснование правовых актов в сфере реализации муниципальной программы, их изменения (если таковые планируются), их основные положения и ожидаемые сроки принятия необходимых муниципальных правовых актов с оценкой их регулирующего воздействия (если такая оценка предусмотрена законодательными актами). Меры правового регулирования приводятся согласно таблице 3 (приложение к Методическим указаниям).
49. Если в рамках реализации подпрограммы муниципальными учреждениями города предусматривается оказание (выполнение) муниципальных услуг (работ), в подпрограмме должен быть приведен прогноз сводных показателей целевых заданий по этапам реализации подпрограммы. Информация о сводных значениях показателей заданий отражается согласно таблице 4 (приложение к Методическим указаниям).
Указанные показатели могут включаться в состав показателей (индикаторов) подпрограммы как показатели (индикаторы) непосредственных результатов.
III. Дополнительные и обосновывающие материалы, представляемые с муниципальной программой
50. Вместе с проектом муниципальной программы представляются материалы, содержащие подробное обоснование необходимых финансовых ресурсов по каждому основному мероприятию, за исключением мероприятий утвержденных ведомственных целевых программ, с учетом прогнозируемого уровня инфляции, а также иных факторов в соответствии с муниципальными правовыми актами, приказами финансового управления мэрии, регулирующими порядок составления проекта городского бюджета и планирование бюджетных ассигнований.
51. Объем выплат, осуществляемых за счет средств городского бюджета в соответствии с действующим законодательством отдельным категориям граждан, обосновывается согласно таблице 7 (приложение к Методическим указаниям).
52. Расходы, рассчитываемые плановым методом, обосновываются согласно таблице 8 (приложение к Методическим указаниям).
53. Расходы городского бюджета на содержание органов мэрии участвующих в реализации нескольких подпрограмм одной муниципальной программы, и иные средства, направленные на реализацию нескольких подпрограмм одной муниципальной программы, могут отражаться в муниципальной программе в качестве отдельной подпрограммы, которая направлена на обеспечение создания условий для реализации муниципальной программы.
При этом указанные расходы в целях обоснования аналитически распределяются по подпрограммам и, при наличии такой возможности, по ведомственным целевым программам и основным мероприятиям согласно таблице 9 (приложение к Методическим указаниям).
54. Оценка степени влияния выделения дополнительных объемов ресурсов на показатели (индикаторы) муниципальной программы (подпрограммы) приводится согласно таблице 10 (приложение к Методическим указаниям).
При этом в целях оценки возможного влияния выделения этих ресурсов на достижение целей и решение задач муниципальной программы (подпрограммы) представляются 2 вида значений показателей (индикаторов): с учетом дополнительных ресурсов и без них.
Оценка степени влияния выделения дополнительных объемов ресурсов на сроки и ожидаемые непосредственные результаты реализации ведомственных целевых программ и основных мероприятий подпрограмм приводится согласно таблице 11 (приложение к Методическим указаниям).
55. Оценка планируемой эффективности муниципальной программы проводится ответственным исполнителем на этапе ее разработки в составе обосновывающих материалов и основывается на оценке планируемого вклада результатов муниципальной программы в социально-экономическое развитие города, содержащей количественное, а при обосновании невозможности его проведения - качественное описание связи динамики значений показателей (индикаторов) реализации муниципальной программы с динамикой уровня развития соответствующей сферы.
56. Оценка планируемой эффективности подпрограммы проводится ответственным исполнителем на этапе ее разработки в соответствии с критериями экономической и социальной эффективности.
57. Оценка планируемой эффективности подпрограммы основывается на оценке планируемого вклада результатов подпрограммы в достижение целей и решение задач муниципальной программы, содержащей количественное, а при обосновании невозможности его проведения - качественное описание связи динамики значений показателей (индикаторов) реализации подпрограммы с динамикой значений показателей (индикаторов) реализации муниципальной программы.
58. Вместе с проектом муниципальной программы представляется перечень документов стратегического планирования, действующих в сфере реализации муниципальной программы, с указанием их реквизитов (дата и номер соответствующего муниципального правового акта).
59. В случае отсутствия специальных требований к представлению отдельных положений муниципальной программы ответственный исполнитель и соисполнители формируют их в соответствии со своими представлениями о подготовке материалов, составляющих муниципальную программу, а в части финансового обеспечения муниципальной программы - с учетом муниципальных правовых актов и методических рекомендаций, изданных в рамках исполнения его бюджетных полномочий.
IV. Подготовка годовых отчетов о ходе реализации и оценке эффективности муниципальной программы и докладов о ходе реализации муниципальной программы
60. Годовой отчет о ходе реализации и оценке эффективности муниципальной программы (далее - годовой отчет) формируется ответственным исполнителем с учетом информации, полученной от соисполнителей, и представляется в сроки, установленные Порядком.
61. Годовой отчет должен иметь следующую структуру:
конкретные результаты реализации муниципальной программы, достигнутые за отчетный период;
результаты реализации ведомственных целевых программ и основных мероприятий в разрезе подпрограмм муниципальной программы;
результаты использования бюджетных ассигнований городского бюджета и иных средств на реализацию мероприятий муниципальной программы;
информацию о внесенных ответственным исполнителем изменениях;
предложения по дальнейшей реализации муниципальной программы.
62. При описании конкретных результатов реализации муниципальной программы, достигнутых за отчетный год, следует привести:
основные результаты, достигнутые в отчетном году;
характеристику вклада основных результатов в решение задач и достижение целей муниципальной программы;
сведения о достижении значений показателей (индикаторов) муниципальной программы, подпрограмм муниципальной программы (указываются согласно таблице 14 приложения к Методическим указаниям с обоснованием отклонений по показателям (индикаторам), плановые значения по которым не достигнуты);
запланированные, но не достигнутые результаты с указанием нереализованных или реализованных не в полной мере мероприятий;
анализ факторов, повлиявших на ход реализации муниципальной программы;
анализ фактических и вероятных последствий влияния указанных факторов на основные параметры муниципальной программы.
63. Описание результатов реализации ведомственных целевых программ, основных мероприятий подпрограмм, реализация которых предусмотрена в отчетном финансовом году, включает:
описание результатов реализации наиболее значимых ведомственных целевых программ и основных мероприятий подпрограмм в отчетном году;
перечень нереализованных или реализованных частично ведомственных целевых программ, основных мероприятий подпрограмм (из числа предусмотренных к реализации в отчетном году) с указанием причин их реализации не в полном объеме;
анализ факторов, повлиявших на их реализацию;
анализ влияния последствий нереализации ведомственных целевых программ, основных мероприятий подпрограмм на реализацию муниципальной программы.
64. К описанию результатов выполнения мероприятий муниципальной программы в отчетном году прикладывается информация согласно таблице 15 (приложение к Методическим указаниям).
65. При предоставлении сведений об использовании бюджетных ассигнований городского бюджета и иных средств на реализацию мероприятий муниципальной программы в разрезе подпрограмм, реализация которых предусмотрена в отчетном году, необходимо представить:
а) данные о кассовых расходах городского бюджета и фактических расходах общественных и иных организаций, а также целевых внебюджетных источников (представляются ответственным исполнителем в составе годового отчета согласно таблицам 16 и 17 приложения к Методическим указаниям);
б) фактические сводные показатели муниципальных заданий на оказание муниципальных услуг муниципальными учреждениями по муниципальной программе согласно таблице 18 (приложение к Методическим указаниям).
66. Информация об изменениях, внесенных ответственным исполнителем в муниципальную программу, должна содержать перечень изменений, внесенных ответственным исполнителем в муниципальную программу, их обоснование и реквизиты соответствующих муниципальных правовых актов.
67. Доклад ответственного исполнителя о ходе реализации муниципальной программы (далее - Доклад) заслушивается в рамках доклада о результатах и основных направлениях деятельности субъекта бюджетного планирования за отчетный финансовый год.
68. Доклад должен иметь следующую структуру:
а) результаты реализации муниципальной программы, достигнутые за отчетный финансовый год, на дату представления Доклада, и ожидаемые итоги реализации муниципальной программы на конец текущего финансового года;
б) использование бюджетных ассигнований городского бюджета и иных средств на реализацию мероприятий муниципальной программы за отчетный финансовый год и по состоянию на дату представления Доклада;
в) предложения по дальнейшей реализации муниципальной программы на очередной финансовый год и плановый период.
69. В случае отклонений от плановой динамики реализации муниципальной программы или ожидаемого воздействия факторов риска, способных оказать негативное влияние на основные параметры муниципальной программы, в годовой отчет включаются предложения по дальнейшей реализации муниципальной программы и их обоснование.
70. При описании результатов реализации муниципальной программы, достигнутых за отчетный финансовый год, на дату представления Доклада, и ожидаемых итогов реализации муниципальной программы на конец текущего финансового года следует привести:
а) описание основных результатов;
б) перечень запланированных, но не достигнутых результатов с указанием причин их недостижения и последствий для достижения основных параметров муниципальной программы, а также с указанием нереализованных или реализованных не в полной мере мероприятий;
в) сведения об ожидаемых результатах и значениях показателей (индикаторов) муниципальной программы, подпрограмм муниципальной программы на конец текущего финансового года согласно таблице 19 (приложение к Методическим указаниям). По показателям (индикаторам), плановые значения которых могут быть не достигнуты, приводится обоснование.
71. В рамках предоставления сведений об использовании бюджетных ассигнований городского бюджета и иных средств на реализацию мероприятий муниципальной программы в разрезе подпрограмм, реализация которых предусмотрена к дате представления Доклада, необходимо указать следующие сведения:
а) запланированные объемы бюджетных ассигнований за счет городского бюджета и иных средств на текущий год;
б) фактические расходы на дату представления Доклада;
в) предложения по корректировке объема бюджетных ассигнований за счет средств городского бюджета с обоснованием и оценкой их планируемого влияния на эффективность реализации муниципальной программы.
Данные об использовании средств городского бюджета и иных средств на реализацию мероприятий муниципальной программы представляются ответственным исполнителем согласно таблице 16 (приложение к Методическим указаниям).
72. Предложения по дальнейшей реализации муниципальной программы и их обоснование должны включать оценку необходимости корректировки муниципальной программы.
73. Титульный лист к годовому отчету и Докладу должен содержать следующую информацию:
наименование муниципальной программы;
наименование ответственного исполнителя;
отчетная дата (для годового отчета - отчетный год);
дата составления отчета (доклада);
должность, фамилия, имя, отчество, номер телефона и электронный адрес непосредственного исполнителя.
Титульный лист подписывается руководителем органа мэрии - ответственного исполнителя муниципальной программы или его заместителем.
74. Годовые отчеты о ходе реализации и оценке эффективности муниципальной программы направляются на согласование соисполнителям на бумажных носителях и в электронном виде.
V. Управление, контроль реализации и оценка эффективности муниципальной программы
75. Управление и контроль реализации муниципальной программы должны соответствовать требованиям раздела V Порядка.
76. Мероприятия муниципальной программы реализуются в соответствии со сроками, установленными муниципальной программой. Изменение сроков реализации мероприятий, влияющее на реализацию основных параметров муниципальной программы (подпрограммы), требует корректировки муниципальной программы (подпрограммы).
77. Мониторинг реализации муниципальной программы ориентирован на раннее предупреждение возникновения проблем и отклонений хода реализации муниципальной программы от запланированного.
Объектом мониторинга являются значения показателей (индикаторов) муниципальной программы (подпрограммы) и ход реализации основных мероприятий муниципальной программы.
78. Мониторинг реализации муниципальных программ проводится ответственным исполнителем с учетом показателей статистического наблюдения, на основе годовых отчетов о ходе реализации и оценке эффективности муниципальных программ, докладов ответственного исполнителя о ходе реализации муниципальной программы, отчетов о ходе реализации ведомственных целевых программ, иных отчетов органов мэрии, подготавливаемых по поручениям мэра города или заместителей мэра города.
79. Для получения уточненной информации о мониторинге - ходе реализации муниципальной программы ответственный исполнитель муниципальной программы направляет запросы соисполнителям для предоставления сведений по программе.
80. По результатам мониторинга реализации муниципальных программ ответственным исполнителем готовятся предложения о внесении изменений в муниципальную программу.
81. Оценка эффективности реализации муниципальной программы (подпрограммы) осуществляется на основе методики оценки ее эффективности.
82. Для выявления степени достижения запланированных результатов муниципальной программы (подпрограммы) в отчетном году фактически достигнутые значения показателей сопоставляются с их плановыми значениями.
83. Для выявления степени достижения запланированного уровня затрат фактически произведенные затраты на реализацию программы (подпрограммы) в отчетном году сопоставляются с их плановыми значениями.
84. Для выявления степени исполнения плана по реализации муниципальной программы (подпрограммы) проводится сравнение фактических сроков реализации мероприятий плана с запланированными, а также сравнение фактически полученных результатов с ожидаемыми.
85. В случае выявления отклонений фактических результатов в отчетном году от запланированных на этот год по всем вышеуказанным направлениям ответственному исполнителю рекомендуется представлять аргументированное обоснование причин нереализованных или реализованных не в полной мере мероприятий:
отклонения достигнутых в отчетном периоде значений показателей от плановых, а также изменения в этой связи плановых значений показателей на предстоящий период;
значительного недовыполнения одних показателей в сочетании с перевыполнением других или значительного перевыполнения по большинству плановых показателей в отчетном периоде;
возникновения экономии бюджетных ассигнований на реализацию муниципальной программы (подпрограммы) в отчетном году;
перераспределения бюджетных ассигнований между мероприятиями муниципальной программы (подпрограммы) в отчетном году;
исполнения плана по реализации муниципальной программы (подпрограммы) в отчетном периоде с нарушением запланированных сроков.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.