Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению администрации
Вологодского муниципального района
от 9 октября 2012 г. N 1716
Утверждена
постановлением администрации
Вологодского муниципального района
от 28 октября 2011 г. N 2073
Экологическая программа
по оздоровлению окружающей среды Вологодского муниципального района на 2012 - 2016 гг.
Паспорт Экологической программы по оздоровлению окружающей среды Вологодского муниципального района на 2012 - 2016 гг.
(далее - Программа)
Наименование программы |
Экологическая программа по оздоровлению окружающей среды Вологодского муниципального района на 2012 - 2016 гг. |
Основания для разработки программы |
Статья 42 Конституции Российской Федерации, Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" |
Цель программы |
При объединении усилий всех уровней власти, юридических лиц и населения добиться максимального возможного снижения антропогенного воздействия на окружающую среду, обеспечив тем самым улучшение качества жизни и здоровья населения в Вологодском муниципальном районе. |
Задачи программы |
- снижение уровня загрязнения водных объектов на территории района; - обеспечение населения района качественной питьевой водой; - повышение эксплуатационной надежности гидротехнических сооружений путем их приведения в безопасное техническое состояние; - предотвращение загрязнения природной среды отходами производства и потребления; - сохранение и развитие сети особо охраняемых природных территорий; - формирование основ экологической культуры населения района, развитие системы непрерывного экологического образования населения и обеспечение оперативного информирования и просвещения населения по вопросам охраны окружающей среды и рациональному природопользованию; |
Сроки реализации программы |
2012 - 2016 годы |
Ответственный исполнитель программы |
Отдел охраны окружающей среды в управлении строительства, энергетики и коммунального хозяйства администрации Вологодского муниципального района |
Соисполнители программы |
нет |
Объемы и источники финансирования программы |
Общий объем финансирования: 45680,76 тыс. руб., в том числе: 7150,18 тыс. руб за счет средств федерального бюджета; 30986,90 тыс. руб. за счет средств областного бюджета; 7426,52 тыс. руб за счет средств районного бюджета; 117,16 тыс. руб за счет средств бюджета Федотовского сельского поселения Программа разработана при условии ежегодной корректировки финансирования мероприятий в соответствии с утвержденными бюджетами. |
Ожидаемые результаты реализации программы |
в результате реализации программы к 2016 году планируется: выполнить реконструкцию и ремонт 11 очистных сооружений канализации (далее - ОСК); сократить объем сброса загрязненных сточных вод на 7,5%; увеличить доли населения обеспеченного питьевой водой отвечающей обязательным требованиям безопасности на 24,6%; внедрить установок по обезжелезиванию питьевой воды в населенных пунктах Новленского, Кубенского и Прилукского, Спасского сельских поселений; внедрить ультрафиолетовой установки по обеззараживанию питьевой воды в п. Федотово Федотовского сельского поселения выполнить капитальный ремонт плотины на реке Шомба Федотовского сельского поселения; увеличить доли экологически безопасной утилизации твердых бытовых отходов до 100% к 2016 году; обустроить ООПТ местного значения "Курорт "Новый источник"; увеличить количества ежегодно проводимых мероприятий по экологическому образованию и просвещению до 18 к 2016 году; увеличить доли населения, участвующих в мероприятиях экологической направленности до 7200 человек в 2016 году |
1. Характеристика проблем, на решение которых направлена Программа
Вологодский муниципальный район является одним из наиболее крупных, стабильно работающих и динамично развивающихся районов области. Его территория занимает 4,5 тысячи квадратных километров (3% общей площади области). В его состав входит 911 населенных пунктов, где проживает более пятидесяти тысяч человек. Район граничит с Кирилловским, Усть-Кубинским, Сокольским, Грязовецким, Шекснинским районами Вологодской области.
Экологическая ситуация в Вологодском районе в целом можно оценить как спокойную, устойчиво удовлетворительную. В пределах сельской местности экологическая обстановка района считается умеренно напряженной, но несмотря на некоторые позитивные результаты, многие проблемы в сфере экологии до конца не решены, и требуют программного подхода и дополнительных действий.
В настоящее время в Вологодском районе остаются проблемы загрязнения водных объектов и атмосферного воздуха от сбросов и выбросов промышленных предприятий, растущего объема отходов производства и потребления
Охрана атмосферного воздуха
Основные источники загрязнения атмосферного воздуха в районе:
- котельные, работающие на древесном топливе и угле;
- асфальтобетонные заводы;
- выбросы от автотранспорта;
- прочие стационарные источники (животноводческие объекты, деревопереработка и металлопереработка и др.).
На учете состоят 73 природопользователя, имеющих стационарные источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух.
Выброс загрязняющих веществ в атмосферу от стационарных источников составляет около 1% валового выброса по области. За период с 2005 по 2011 г. выброс в целом по району снизился на 20%, в том числе по стационарным источникам на 34%.
На территории района основными источниками загрязнения атмосферного воздуха являются сельскохозяйственные предприятия (ЗАО "Надеево", ОАО "Птицефабрика "Ермаково", ЗАО "Вологодская птицефабрика", СХПК "Племптица-Можайское", СПК Племенной конный завод "Вологодский", Колхоз "Племзавод "Родина", СПК "Агрофирма Красная звезда", СПК колхоз "Племзавод "Пригородный" и др.) и предприятия жилищно-коммунального хозяйства (ООО "Кубенское - Ресурс", ООО "Тепловодоресурс", ООО "Жилкомсервис" и др.)
От общего количества загрязняющих веществ, выбрасываемых в атмосферу, 85% приходится на газообразные вещества (азот оксида, углерод оксид, серы диоксид) и 15% - на твердые (зола дров и угля).
С целью определения выбросов от всех источников загрязнения и выполнения мероприятий по снижению и предотвращению загрязнения атмосферного воздуха программой предусматривается проведение инвентаризации источников выбросов, разработка проектов предельно-допустимых выбросов.
Для снижения уровня загрязнения атмосферного воздуха предусмотрены мероприятия по переводу котельных на газ, строительство новых более эффективных котельных. Финансирование работ осуществляется за счет инвестиционных проектов в рамках программы газификации района.
Охрана и рациональное использование водных ресурсов
Поверхностные водные объекты, являются одновременно основными источниками питьевого и производственного водоснабжения и приемниками хозяйственно-бытовых и производственных сточных вод.
Водные ресурсы района представлены подземными и поверхностными водами. Наиболее крупные водные объекты: озеро Кубенское, реки Вологда, Тошня, Лоста, Комела.
На учете в Государственном водном реестре состоят 26 предприятий - водопользователей.
В 2011 году объем забранной воды на территории района составил 4,47 млн. куб. м, в том числе из поверхностных водных объектов - 0,64 млн. куб м.
Объем сброса сточных вод в поверхностные водные объекты за 2011 год составил 2,43 млн. куб. м.
Рис. 2.2. Динамика изменения объемов водоотведения за 2005 - 2011 гг.
За 2005 - 2011 годы наметилась устойчивая тенденция снижения объемов сброса сточных вод. Объем водоотведения за 2011 год составил 2,43 млн. м3 , что к уровню 2005 года составило 61% (уменьшение на 39%), в том числе в природные водные объекты - 50% (уменьшение на 50%).
Содержание загрязняющих веществ, поступающих со сточными водами в водные объекты области в 2011 году составило 382,5 тонн. В сравнении с уровнем 2005 года содержание загрязняющих веществ в сточных водах предприятий уменьшилось на 44,5%. Основную долю (более 70%) загрязняющих веществ в сточных водах составляют: сульфаты - 48% и хлориды - 26,2%. Содержание нитратов составляет 10,3%, БПКполн - 5,5%, взвешенных веществ - 4,7%, азота аммонийного - 3,9%, фосфатов - 1%. На долю остальных загрязняющих веществ (нитриты, СПАВ, нефтепродукты, железо, алюминий) приходится 0,4%.
Основной вклад в объем сброса сточных вод в природные водные объекты вносят предприятия жилищно-коммунального хозяйства и птицефабрики.
Наибольшая доля загрязняющих веществ, поступающих со сточными водами в природные водные объекты, содержится в стоках очистных сооружений канализации, обслуживаемых следующими предприятиями района: ООО "Сосны" (14,7%), ООО "Жилкомсервис" (14,7%), ООО "Тепловодресурс" (11,1%) и ООО "Кубенское - Ресурс" (9,6%). Это свидетельствует о том, что очистные сооружения канализации данных предприятий не позволяют очищать сточные воды до установленных нормативов допустимого сброса ввиду износа и морального устаревания очистного оборудования. По данным производственного контроля за 2011 год в сточных водах указанных предприятий наблюдаются превышения по азоту аммонийному, БПКполн , сульфатам и фосфатам.
Всего на территории района 24 очистных сооружений канализации, состоящих на балансе муниципальных организаций, из них 17 находятся в неудовлетворительном состоянии. В целях снижения негативного влияния сточных вод на качество воды природных водных объектов планируется проведение реконструкции или капитального ремонта очистных сооружений.
В настоящее время в долгосрочную целевую программу "Вода Вологодчины" на 2011 - 2020 годы", утвержденную постановлением Правительства области от 04.10.2010 N 1134, включены мероприятий по реконструкции и капитальному ремонту 17 очистных сооружений канализации района.
Качество воды в некоторых подземных водозаборах не соответствует санитарным требованиям по содержанию железа и кальция.
Одним из главных источников нецентрализованного водоснабжения являются питьевые колодцы. На территории района более тысячи питьевых колодцев. Это традиционно и наиболее широко используемые источники воды в деревнях и селах. Но не везде вода в колодцах соответствует ГОСТу "Вода питьевая". В современных условиях обострилась проблема содержания колодцев. Многие из них сегодня заброшены и не эксплуатируются.
Обеззараживание сточных вод производится гипохлоритом натрия, но без соблюдения режима хлорирования, что является дополнительным источником загрязнения водных объектов.
Вологодский район - сельскохозяйственный район, но большинство животноводческих комплексов не имеют очистных сооружений канализации по очистке ливневых вод, что приводит к загрязнению водных объектов и рельефа местности.
За 2012 - 2013 годы планируется осуществить капитальный ремонт плотины на реке Шомба Федотовского сельского поселения, в противном случае эксплуатация плотин в существующем режиме может привести к возникновению опасных для населения чрезвычайных ситуаций.
Реализация мероприятий программы позволит предотвратить возможный ущерб от негативного воздействия вод, а также вследствие аварий гидротехнических сооружений.
Предотвращение загрязнения окружающей среды отходами производства и потребления
С каждым годом увеличивается количество бытовых отходов. Этому способствует рост упаковок от различных бытовых товаров, распространение бумажной рекламы и другие факторы.
На территории района 14 объектов размещения отходов, в том числе 10 полигонов ТБО, 2 действующих свалки ТБО, 3 свалки закрыты и подлежат рекультивации. Все полигоны построены по проектам, получившим положительное заключение экологической и вневедомственной экспертиз.
Оптимальная схема мест размещения отходов предполагает 9 полигонов ТБО, в том числе полигон ТБО города Вологды. То есть, планируется провести рекультивацию всех свалок и двух полигонов ТБО, исчерпавших свой ресурс, провести обустройство полигона ТБО п. Федотово, выполнить строительство полигона ТБО для Лесковского сельского поселения.
В 2011 году на территории района учтено 617,4 тыс. т отходов, использовано и переработано 579,2 тыс. т.
Рис. 3.1. Динамика образования, использования, захоронения отходов
В Вологодском муниципальном районе ежегодно организуется сбор и передача на демеркуризацию ртутьсодержащих отходов от населения. В 2009 году из бюджета района выделено 15,08 тыс. руб. на данные работы, в 2011 г. - 20,0 тыс. руб.
Твердые бытовые отходы
На территории района расположено 12 сельских поселений. Во всех поселениях применяются несколько методов сбора отходов: контейнерный, в стационарно установленные тракторные телеги, объезд населенных пунктов трактором по графику. Тем не менее, сбор и вывоз отходов организован только от наиболее крупных населенных пунктах поселений.
На территории Федотовского сельского поселения охват населения услугой по сбору и вывозу отходов составляет 100%. В среднем процент охвата населения услугой по систематическому сбору и вывозу отходов на территории района составляет 69,5%.
За период с 2008 по 2011 годы увеличилось количества сбора отходов от населения с 5,5 тысяч тонн до 7,5 тысяч тонн в год. Что составляет 74,8% от расчетного нормативного объема отходов (рис. 3.3.).
В среднем процент охвата населения услугой по систематическому сбору и вывозу отходов на территории района составляет 69,5%.
Рис. 3.2. Динамика сбора бытовых отходов
В Вологодском районе 139 садоводческих кооперативов, в том числе 83 - юридических лица. В настоящее время реестр садоводческих кооперативов уточняется, корректируются данные о председателях.
В 2011 году был организован сбор отходов в дачных кооперативах вблизи п. Дорожный, ст. Дикая, п. Куркино. В настоящее время в 20 кооперативах заключены договоры на вывоз отходов, 8 кооперативов направили заявки в специализированные организации.
Недостаточность охвата постоянно проживающего населения и дачников договорами на сбор и вывоз отходов приводит к захламлению земельных участков вдоль автомобильных дорог, на окраинах деревень, в лесных массивах.
Основные направления действия в области обращения с бытовыми отходами:
- реализация оптимальной схемы вывоза отходов на специализированные полигоны ТБО;
- ликвидация и рекультивация несанкционированных свалок на территории района;
- ведение учета и контроля за поступающими на полигоны отходами;
- эксплуатация полигонов ТБО в соответствии с санитарно-эпидемиологическими и природоохранными требованиями.
- стимулирование и создание условий для полного охвата населения района услугой по сбору и вывозу отходов.
Особо охраняемые природные территории и сохранение биоразнообразия
В условиях экономического подъема предприятия промышленности, транспорта, реализующие крупные инвестиционные проекты постоянно увеличивают техногенную нагрузку на природные системы. Поэтому все большую актуальность приобретают проблемы развития сети ООПТ и сохранения биологического разнообразия в целях поддержания экологического баланса, воспроизводства природных ресурсов, сохранения эталонных экосистем и ценного генофонда растений и животных.
На территории Вологодского района расположены 12 региональных особо охраняемых территории (ООПТ): государственный природный заказник Диковской лес, памятники природы: Оларевская гряда, Еловый лес у д. Кирики-Улита, Валун Двугорбый, Старинные парки в с. Куркино, д. Ермолово, д. Красково, д. Котельниково, Михальцевская роща, Урочище Векса, Урочище Темный мыс, Чудотворный источник. Все они являются особо охраняемыми территориями областного значения. Общая площадь особо охраняемых природных территорий в районе составляет 560 га.
В ходе программы планируются работы по обустройству особо охраняемой природной территории местного значения "Курорт "Новый источник".
Экологическое информирование и образование населения
Экологическое образование в последние годы является одним из приоритетных направлений природоохранной деятельности в районе. Очевидно, что проблема воспитания экологической культуры не может решаться силами только образовательных учреждений. В течение последних лет отмечается позитивная тенденция развития экологического образования в условиях конструктивного взаимодействия органов представительной и исполнительной власти с учреждениями образования, культуры, природоохранными, научными и общественными организациями на областном и местном уровнях.
Вологодский район нуждается в кадрах, готовых решать обостряющиеся проблемы охраны окружающей среды и природопользования, способных к адаптации и переменам в период формирования рыночной экономики и перехода общества к модели устойчивого развития. Поэтому формирование основ экологической культуры - одно из важных приоритетных направлений социально-экономического развития области.
В образовательных учреждениях Вологодского муниципального района накоплен некоторый опыт организации и проведения мероприятий по экологическому воспитанию обучающихся. Отмечается рост заинтересованности у учителей школ и воспитателей детских садов в развитии практической и теоретической экологии через организацию кружков экологической направленности, практическую работу на пришкольных участках. Традиционно в летний период в ряде школ организуются экологические, эколого-краеведческие, полевые экологические лагеря. Результаты исследований обсуждаются на районных экологических конференциях и служат основой в организации акций по благоустройству скверов, парков, населенных пунктов. Ежегодно растет количество участников акции "Посади дерево". Участие обучающихся школ и воспитанников детских садов в конкурсах, викторинах, выставках способствуют развитию творческой личности подростка. Информационное экологическое воспитание населения осуществляет газета "Маяк".
Накопленный опыт работы показывает, что управлению образования, отделу охраны окружающей среды, средствам массовой информации, местным органам власти необходимо объединить усилия в сохранении окружающей среды.
Мониторинг окружающей среды
Развитие системы комплексного мониторинга окружающей среды необходимо для своевременного сбора, хранения, обработки информации окружающей среды.
Ведется работа по внедрению компьютерной программы "Кедр-регион", для чего заключается договор с БОУ "ЭЛПРОС".
В настоящее время государственным учреждением "Вологодский центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды" осуществляется наблюдение за гидрологическим режимом за счет средств федерального бюджета на р.р. Тошне (водомерный пост Водогино) и Б. Ельма (водомерный пост Филютино) и на озере Кубенском (водомерные посты Пески и Коробово).
Наблюдения за гидрохимическим режимом ведутся за счет средств федерального бюджета на р. Вологде (2 створа) и озере Кубенском (водомерный пост Коробово), за счет средств областного бюджета осуществляется наблюдения на р. Б. Ельма (водомерный пост Филютино), на р. Тошне (д. Светилки) наблюдения ведутся за счет средств муниципального бюджета.
Природопользователями района осуществляется производственный экологический мониторинг: контроль качества атмосферного воздуха, водоприемников в фоновом и контрольных створах, грунтовых вод и почв в зоне влияния полигонов твердых бытовых отходов, для чего предприятия заключают договора с аккредитованными лабораториями.
Администрацией района осуществляется аналитический контроль за сбросами загрязняющих веществ за счет средств местного бюджета в основном весенний и осенний паводковые периоды или в период максимальной загрязненности сбрасываемых сточных вод.
2. Основные цели и задачи Программы, сроки ее реализации
Целью Программы является при объединение усилий всех уровней власти, юридических лиц и населения добиться максимального возможного снижения антропогенного воздействия на окружающую среду, обеспечив тем самым улучшение качества жизни и здоровья населения в Вологодском муниципальном районе.
Для достижения поставленных целей требуется решение следующих задач:
- снижение уровня загрязнения водных объектов на территории района;
- обеспечение населения района качественной питьевой водой;
- повышение эксплуатационной надежности гидротехнических сооружений путем их приведения в безопасное техническое состояние;
- предотвращение загрязнения природной среды отходами производства и потребления;
- сохранение и развитие сети особо охраняемых природных территорий;
- формирование основ экологической культуры населения района, развитие системы непрерывного экологического образования населения и обеспечение оперативного информирования и просвещения населения по вопросам охраны окружающей среды и рациональному природопользованию;
Решение указанных задач позволит предотвратить загрязнение водных объектов сточными водами путем реконструкции очистных сооружений канализации и строительства новых, увеличить долю населения Вологодского района, обеспеченную чистой питьевой водой, предотвратить загрязнение природной среды, в том числе почв отходами производства и потребления, обустроить особо охраняемые природные территории района, развивать непрерывное экологическое образование.
Сроки реализации Программы: 2012 - 2016 годы.
3. Перечень программных мероприятий
Перечень мероприятий Программы и объемы их финансирования приведены в приложении 1 к Программе.
4. Ресурсное обеспечение Программы
При разработке стратегии ресурсного обеспечения Программы учитывались реальная ситуация в финансово-бюджетной сфере района, высокая социальная значимость проблемы, а также реальная возможность.
Общий объем финансирования, необходимый для реализации мероприятий, включенных в районную экологическую программу, составляет 45680,76 тыс. руб., в том числе за счет средств районного бюджета 7426,52 тыс. руб. Ресурсное обеспечение Экологической программы представлено в табл. 1.
Таблица 1
Ресурсное обеспечение Экологической программы по оздоровлению окружающей среды на территории Вологодского муниципального района на 2012 - 2016 годы за счет средств районного бюджета
(тыс. рублей)
|
Всего |
|
||||
|
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
|
Общий объем финансирования, из них |
7543,68 |
1602,48 |
1485,3 |
1485,3 |
1485,3 |
1485,3 |
|
|
|
|
|
|
|
Капитальные расходы |
6533,68 |
1400,48 |
1283,3 |
123,3 |
1283,3 |
1283,3 |
Текущие расходы |
1010,00 |
202,00 |
202,00 |
202,00 |
202,00 |
202,00 |
Объемы финансирования могут ежегодно корректироваться с учетом возможностей доходной части бюджета района.
Финансирование мероприятий Программы осуществляется на основании заключенных с исполнителями работ договоров (контрактов) на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг в соответствии с действующим законодательством, а также документов, подтверждающих исполнение контрактов.
5. Механизм реализации Программы
Реализация Программы осуществляется на основе договоров и муниципальных контрактов (договоров) на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для муниципальных нужд, заключаемых в соответствии с действующим законодательством о размещении муниципальных заказов. Муниципальный контракт определяет права и обязанности муниципального заказчика и поставщика по обеспечению муниципальных нужд, регулирует их отношения при выполнении муниципального контракта, в том числе предусматривает осуществление муниципальным заказчиком контроля за ходом работ по выполнению муниципального контракта.
Отдел охраны окружающей среды в управлении строительства, энергетики и коммунального хозяйства администрации Вологодского муниципального района с учетом выделяемых на реализацию Экологической программы финансовых средств ежегодно уточняет затраты по программным мероприятиям и с учетом этого целевые показатели Программы, для чего в установленном порядке готовит проект постановления администрации Вологодского муниципального района о внесении изменений в настоящую программу.
6. Контроль за ходом реализации Программы
6.1. Контроль за ходом реализации программы осуществляет заместитель главы района, курирующий деятельность отдела охраны окружающей среды в управлении строительства, энергетики и коммунального хозяйства.
6.2. Отдел охраны окружающей среды в управлении строительства, энергетики и коммунального хозяйства два раза в год (до 20 июля и 20 января) представляет заместителю главы района, курирующему деятельность отдела охраны окружающей среды, а копию - в финансовое управление района справку о выполнении мероприятий программы;
ежегодно в срок до 1 марта года, следующего за отчетным периодом, готовит и направляет в финансовое управление района годовой отчет о ходе реализации программы.
6.3. Годовой отчет содержит:
результаты реализации основных мероприятий программы (сведения о проведенных мероприятиях, выполненных работах, о ходе строительства объектов) и их роли в решении задач программы;
результаты использования средств районного бюджета и иных средств, привлекаемых на реализацию программы;
сведения о корректировке программы;
сведения о проблемных ситуациях и недостатках в ходе реализации программы, мерах, принимаемых по устранению выявленных недостатков;
информацию о результатах, достигнутых в ходе реализации программы;
характеристику полученных результатов решения задач и достижения целей программы;
информацию о результатах, достигнутых в рамках реализации программы, с обоснованием отклонений по индикаторам (показателям) программы, плановые значения по которым не достигнуты;
анализ факторов, повлиявших на ход реализации программы;
анализ фактических и вероятных последствий влияния указанных факторов на основные параметры программы;
предложения по дальнейшей реализации программы.
Годовой отчет подлежит размещению на официальном сайте Вологодского муниципального района в сети Интернет в срок до 1 марта года, следующего за отчетным.
6.4. Финансовое управление района ежегодно до 1 июня года, следующего за отчетным, формирует и представляет главе района сводную информацию о ходе реализации программ, содержащую:
а) сведения об основных результатах реализации мероприятий программ за отчетный период;
б) сведения о степени соответствия установленных и достигнутых целевых индикаторов (показателей) программ за отчетный год;
в) сведения о выполнении расходных обязательств, связанных с реализацией программ;
г) оценку деятельности ответственных исполнителей в части, касающейся реализации мероприятий программ;
д) при необходимости - предложения об изменении мероприятий программ, о сокращении (увеличении) финансирования и (или) досрочном прекращении отдельных мероприятий или программ в целом.
7. Оценка эффективности реализации Программы
В результате реализации Программы предусматривается снижение антропогенного воздействия на окружающую среду, обеспечив тем самым улучшение качества жизни и здоровья населения района.
Ожидаемые результаты Программы:
- реконструкция и ремонт 11 очистных сооружений канализации (далее - ОСК);
- сократить объем сброса загрязненных сточных вод на 7,5%;
- увеличение доли населения обеспеченного питьевой водой отвечающей обязательным требованиям безопасности до 24,6%;
- выполнение капитального ремонта плотины на реке Шомба Федотовского сельского поселения;
- увеличение доли экологически безопасной утилизации твердых бытовых отходов до 100% к 2016 году;
- обустройство ООПТ местного значения "Курорт "Новый источник";
- увеличение количества ежегодно проводимых мероприятий по экологическому образованию и просвещению;
- увеличение доли населения, участвующих в мероприятиях экологической направленности.
Система целевых индикаторов оценки эффективности Программы приведена в таблице 2.
Методика расчета показателей (индикаторов) представлена в приложении 2 к программе.
Таблица 2
Сведения о планируемых результатах реализации Экологической программы по оздоровлению окружающей среды Вологодского муниципального района на 2012 - 2016 годы
N |
Задачи, направленные на достижение цели |
Наименование индикатора (показателя) |
Ед. изм. |
|
|||||
2011 базовый |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
1 |
Задача 1: снижение уровня загрязнения водных объектов на территории района |
Количество новых, реконструированных очистных сооружений канализации |
ед. |
4 |
3 |
2 |
3 |
3 |
3 |
|
|
Доля загрязненных сточных вод в объем объеме отводимых в водные объекты сточных вод, подлежащих очистке |
% |
92 |
88,7 |
87 |
85 |
84,8 |
84,5 |
2 |
Задача 2. обеспечение населения района качественной питьевой водой. |
Доля населения района, обеспеченного питьевой водой, отвечающей обязательным требованиям безопасности |
% |
10,3 |
10,8 |
12,5 |
13,5 |
22,8 |
24,6 |
3 |
Задача 3: повышение эксплутационной надежности гидротехнических сооружений путем их приведение в безопасное техническое состояние. |
Доля гидротехнических сооружений с неудовлетворительным уровнем безопасности, приведенных в безопасное техническое состояние |
% |
33,3 |
66,7 |
66,7 |
- |
- |
- |
4 |
Задача 4: предотвращение загрязнения отходами производств и потребления |
Доля экологически безопасной утилизации твердых бытовых отходов |
% |
79,8 |
91 |
91 |
91 |
91 |
100 |
|
|
Доля использованных, обезвреженных отходов в общем объеме образовавшихся отходов в процессе производства и потребления. |
% |
94,8 |
94,8 |
95 |
95,1 |
95,1 |
95,2 |
5 |
Задача 5: сохранение и развитие сети особо охраняемых природных территорий |
Общая доля работ, проведенных по обустройству особоохраняемых природных территорий местного значения. |
% |
- |
0,2 |
0,3 |
0,5 |
0,6 |
0,7 |
6 |
Задача N 6: формирование основ экологической культуры населения района и обеспечение оперативного информирования и просвещения населения по вопросам охраны окружающей среды и рационального природопользования |
Количество проведенных мероприятий по экологическому образованию и просвещению населения района. |
ед. |
15 |
12 |
12 |
14 |
17 |
18 |
|
|
Участие населения района в мероприятиях экологической направленности |
тыс. чел |
7 |
7 |
7,1 |
7,1 |
7,2 |
7,2 |
8. Расчет предотвращенного экологического ущерба
Расчет выполнен в соответствии с методикой определения предотвращенного ущерба от антропогенного воздействия, утвержденной Госкомэкологии РФ 30.11.99.
Предотвращенный экологический ущерб в результате осуществления природоохранных мероприятий в течение отчетного периода времени определяется по формуле:
, где
- показатель удельного ущерба (цены загрязнения).
Определяется как , где
- коэффициент инфляции к ценам на 2006 год составляет:
(111 * 1,12 * 1,2 * (1,3+1,08)/2 * (1,93+1,58)/2 * (2,05+1,67)2 = 579,51, где
- удельный коэффициент вида загрязнения.
- приведенная масса загрязняющих веществ, не допущенного к попаданию в водный объект в результате осуществления природоохранных мероприятий, тонн.
- коэффициент экологической ситуации.
1. Водные ресурсы.
Расчет приведенных масс загрязняющих веществ, не допущенных к сбросу в результате природоохранных мероприятий приведен в таб.3
(руб./ усл. Тонну) - для рек бассейна р. Северная Двина.
- коэффициент экологической ситуации для рек Вологодской области (Постановление Правительства РФ от 12.06.2003. N 344)
приведенная масса загрязняющих веществ, не допущенных к сбросу в результате природоохранных мероприятий.
Расчет приведенных масс загрязняющих веществ, не допущенных к сбросу в результате природоохранных мероприятий.
Таблица 3
Наименование вещества |
До мероприятия |
После мероприятия |
Масса предотвращенного сброса, кг |
Коэф-т экономической опасности вещества |
Приведенная масса ЗВ, не допущенных к сбросу, кг |
||||
Концентрация ЗВ, мг/л |
Объем сброса, тыс куб. м |
Концентрация ЗВ, мг/л |
Объем сброса, тыс куб. м |
|
|
|
|||
Ремонт ОСК п. Уткино | |||||||||
Аммоний Ион |
2,29 |
35,3 |
0,5 |
35,3 |
127,05 |
1 |
127,05 |
||
БПК |
8,43 |
35,3 |
3 |
35,3 |
191,68 |
0,3 |
57,5 |
||
Нитрит-анион |
0,59 |
35,3 |
0,06 |
35,3 |
18,71 |
20 |
374,2 |
||
Итого: |
|
35,3 |
|
|
|
|
558,75 |
||
Ремонт ОСК п. Лесково | |||||||||
Аммоний Ион |
9,46 |
35 |
0,5 |
35 |
313,6 |
1 |
313,6 |
||
БПК |
16,76 |
35 |
3 |
35 |
481,6 |
0,3 |
144,48 |
||
Итого: |
|
35 |
|
|
|
|
458,08 |
||
Ремонт ОСК с. Погорелово | |||||||||
Аммоний ион |
6,6 |
32 |
0,5 |
32 |
195,2 |
1 |
195,2 |
||
БПК |
13,83 |
32 |
3 |
32 |
346,56 |
0,3 |
103,97 |
||
Взвешенные в-ва |
14,70 |
32 |
10 |
32 |
150,4 |
0,15 |
22,52 |
||
Итого: |
|
32 |
|
|
|
|
321,69 |
||
Ремонт ОСК с. Березники | |||||||||
Аммоний ион |
11,57 |
16 |
0,5 |
16 |
177,12 |
1 |
177,12 |
||
БПК |
13,87 |
16 |
3 |
16 |
173,92 |
0,3 |
52,18 |
||
Взвешенные в-ва |
43,32 |
16 |
10 |
16 |
533,12 |
0,15 |
79,97 |
||
Итого: |
|
16 |
|
|
|
|
309,27 |
||
Ремонт ОСК с. Княгинино | |||||||||
Аммоний ион |
16,1 |
18,6 |
0,5 |
18,6 |
206,46 |
1 |
206,46 |
||
БПК |
27 |
18,6 |
3 |
18,6 |
446,4 |
0,3 |
133,92 |
||
Итого: |
|
18,6 |
|
|
|
|
340,38 |
||
Ремонт ОСК п. Дубровское | |||||||||
Аммоний ион |
12,68 |
10 |
0,5 |
10 |
121,8 |
1 |
121,8 |
||
БПК |
42,4 |
10 |
3 |
10 |
394 |
0,3 |
118,2 |
||
Взвешенные в-ва |
|
|
10 |
|
|
0,15 |
|
||
Итого: |
|
10 |
|
|
515,8 |
|
240,00 |
||
Строительство ОСК д. Нефедово | |||||||||
Аммоний ион |
3,41 |
10 |
0,5 |
10 |
2,91 |
1 |
2,91 |
||
БПК |
24,75 |
10 |
3 |
10 |
217,5 |
0,3 |
65,25 |
||
Взвешенные в-ва |
21,45 |
10 |
10 |
10 |
114,5 |
0,15 |
17,175 |
||
Итого: |
|
10 |
|
|
334,91 |
|
85,335 |
||
Всего: |
|
2534,2 |
|
|
2,3 тонн |
|
|
Таким образом, предотвращенный экологический ущерб составит:
Ремонт ОСК п. Уткино Упр = 59225,7 * 1,14 * 558,75/1000 = 37 725,29 рублей
Ремонт ОСК п. Лесково Упр = 59225,7 * 1,14 * 458,08/1000 = 30928,32 рублей
Ремонт ОСК д. Березники Упр = 59225,7 * 1,14 * 309,27/1000 = 20 881,07 рубля
Ремонт ОСК д. Княгинино Упр = 59225,7 * 1,14 * 340,38/1000 = 22981,54 рубля
Ремонт ОСК п. Дубровское Упр = 59225,7 * 1,14 * 240/1000 = 16204,00 рубля
Строительство ОСК д. Нефедово Упр = 59225,7 * 1,14 * 85,335/1000 = 5761,59 рубля
Итого по мероприятиям:
Снижение сброса ЗВ в водные объекты снизится на 2,3 тонн, предотвращенный экологический ущерб составит 134 481,81 рублей,
2. Земельные ресурсы.
Величина предотвращенного ущерба в результате недопущения захламления земель несанкционированными свалками, ликвидации существующих несанкционированных свалок представлен в табл.4:
тыс. руб./га.
- площадь земель, которую удалось предотвратить от захламления, га.
Таблица 4
Наименование |
Площадь, га |
Тип земель, сохраненных от деградации |
Коэффициент народно-хозяйственной значимости почв и земель |
Предотвращенный ущерб ,рублей |
Рекультивация несанкционированных свалок | ||||
д. Леоново |
1,0 |
Прочие |
1,3 |
267,45 |
д Колышкино |
0,3 |
Прочие |
1,3 |
80,23 |
д. Ивановка |
1,0 |
Прочие |
1,3 |
267,45 |
п. Непотягово |
0,6 |
Прочие |
1,3 |
160,46 |
п. Можайское |
1,2 |
Прочие |
1,3 |
320,94 |
Всего: |
4,1 |
|
|
1363,98 |
Таким образом, предотвращенный экологический ущерб от деградации почв и земель (площадью 4,1 га) составит 1363,98 рублей, в том числе:
Приложение N 2
к Экологической программе
по оздоровлению окружающей среды
Вологодского муниципального района
на 2012 - 2016 годы,
утвержденной постановлением
администрации
Вологодского муниципального района
от 28.10.2011 N 2073
(в редакции постановления
от 09 октября 2012 N 1716)
Методика
расчета показателей (индикаторов) Экологической программе по оздоровлению окружающей среды Вологодского муниципального района на 2012 - 2016 годы
1. Показатель "Строительство, реконструкция, модернизация и ремонт очистных сооружений канализации" определяется как сумма отремонтированных в отчетном году очистных сооружений канализации.
2. Показатель "Доля загрязненных сточных вод в общем объеме отводимых в водные объекты сточных вод, подлежащих очистке" отражает отношение объема загрязненных сточных вод в отчетном году к объему отводимых в водные объекты и подлежащих очистке сточных вод в отчетном году:
,
где:
- объем загрязненных сточных вод в отчетном году, тыс. куб. м;
- объем отводимых в водные объекты и подлежащих очистке сточных вод в отчетном году, тыс. куб. м.
3. Показатель "Доля населения, обеспеченного питьевой водой, отвечающей обязательным требованиям безопасности" рассчитывается с нарастающим итогом и отражает отношение численности населения обеспеченного питьевой водой отвечающей обязательным требованиям безопасности в результате реализации мероприятий программы в отчетном году и к численности всего населения района в отчетном году:
,
где:
- численность населения, обеспеченного питьевой водой, отвечающей обязательным требованиям безопасности, в результате реализации мероприятий программы в отчетном году, чел.;
- численность всего населения района в отчетном году, чел.
4. Показатель "Доля гидротехнических сооружений с неудовлетворительным и опасным уровнем безопасности, приведенных в безопасное техническое состояние" рассчитывается с нарастающим итогом и отражает отношение количества потенциально опасных гидротехнических сооружений, находящихся в муниципальной собственности, а также бесхозяйных, приведенных в безопасное техническое состояние, к общему количеству потенциально опасных гидротехнических сооружений с неудовлетворительным и опасным уровнем безопасности, находящихся муниципальной собственности, а также бесхозяйных:
,
где:
- количество отремонтированных потенциально опасных гидротехнических сооружений, находящихся в собственности субъекта, муниципальной собственности, а также бесхозяйных, с нарастающим итогом начиная с 2010 года (базовый период) до конца отчетного периода,
- общее количество потенциально опасных гидротехнических сооружений с неудовлетворительным уровнем безопасности, находящихся в муниципальной собственности, а также бесхозяйных.
5. Показатель "Доля экологически безопасной утилизации твердых бытовых отходов" определяется по формуле
,
где:
- количество твердых бытовых отходов, утилизируемых на полигонах для захоронения бытовых отходов, мусороперерабатывающих заводах,
- общее количество утилизируемых твердых бытовых отходов.
6. Показатель "Доля использованных, обезвреженных отходов в общем объеме образовавшихся отходов в процессе производства и потребления" определяется по формуле:
,
где:
- количество использованных, переданных для использования обезвреженных отходов,
- общее количество образовавшихся в течение года отходов.
7. Показатель "Общая доля работ, проведенных по обустройству ООПТ местного значения" определяется как доля работ от общего объема работ, необходимых для обустройства ООПТ местного значения.
8. Показатель "Количество проведенных мероприятий по экологическому образованию и просвещению" определяется как сумма проведенных мероприятий по экологическому образованию и просвещению.
9. Показатель "Участие населения района в мероприятиях экологической направленности" определяется как количество населения области, принявшего участие в мероприятиях экологической направленности.
<< Назад |
||
Содержание Постановление Администрации Вологодского муниципального района Вологодской области от 9 октября 2012 г. N 1716 "О внесении... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.