Постановлением Правительства Вологодской области от 13 сентября 2012 г. N 1068 в настоящее постановление внесены изменения
Постановление Правительства Вологодской области от 11 декабря 2009 г. N 1944
"О Стратегии развития физической культуры и спорта в Вологодской области до 2020 года"
19 марта 2010 г., 13 сентября 2012 г.
Во исполнение постановления Губернатора области от 12 июля 2007 года N 226 "О разработке Стратегий развития отраслей до 2020 года" Правительство области постановляет:
1. Одобрить прилагаемую Стратегию развития физической культуры и спорта в Вологодской области до 2020 года.
2. Комитету по физической культуре, спорту и молодежной политике области (О.А. Димони) принять меры по реализации Стратегии развития физической культуры и спорта в Вологодской области до 2020 года.
3. Контроль за выполнением постановления возложить на заместителя Губернатора области Е.К. Артемова.
Справку о выполнении постановления представить к 15 марта 2021 года.
Губернатор области |
В.Е. Позгалев |
Стратегия
развития физической культуры и спорта в Вологодской области до 2020 года
(далее - Стратегия)
(одобрена постановлением Правительства Вологодской области
от 11 декабря 2009 г. N 1944)
19 марта 2010 г.
1. Общие положения
Основополагающей задачей государственной политики в России является создание условий для роста благосостояния населения, национального самосознания и обеспечения долгосрочной социальной стабильности (Федеральная целевая программа "Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006-2015 годы", утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 11 января 2006 года N 7). Реализации этой задачи в значительной степени способствует обеспечение условий для сохранения и улучшения физического и духовного здоровья граждан. Существенным фактором, определяющим состояние здоровья населения, является поддержание оптимальной физической активности граждан в течение всей жизни.
Объем и интенсивность двигательной активности людей снижается по мере развития научно-технического прогресса, увеличения информационных, психологических перегрузок. Качество физического развития детей и молодежи не отвечает современным требованиям, что является следствием низкого уровня охвата занятиями физической культурой и спортом населения области и, прежде всего, молодежи. В 2008 году только 14,2 % населения занимались физической культурой и спортом постоянно. Число учащихся и молодежи, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе ежегодно увеличивается.
Опыт передовых стран, где физической культурой и спортом регулярно занимаются 30-60% населения, показывает, что для повышения физической активности населения необходимы разработка и реализация стратегии, развитие материально-спортивной базы учреждений физической культуры и спорта, обеспечение населения необходимыми спортивными сооружениями и инвентарем, а также широкая информационно-пропагандистская работа по формированию привлекательного имиджа спорта.
Основные цели разработки Стратегии:
1. Создание условий для укрепления здоровья населения.
2. Развитие материально-спортивной базы и инфраструктуры физической культуры и спорта.
3. Популяризация массового и профессионального спорта.
4. Приобщение широких слоев населения к регулярным занятиям физической культурой и спортом.
В настоящей Стратегии используются понятия, применяемые в значениях, определенных Федеральным законом от 4 декабря 2007 N 329-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" (с последующими изменениями).
2. Общая характеристика ситуации в области физической культуры и спорта
2.1. Количество спортивных сооружений
С 2001 по 2008 год в области наблюдался постоянный рост числа спортивных сооружений. Так, число сооружений в 2008 году превышает аналогичный показатель 2001 года на 16%, средний темп прироста числа спортивных сооружений за истекший период составлял 2,2% в год.
Число дворцов спорта за восемь лет увеличилось с 3 до 6 единиц. Увеличилось количество лыжных баз, в 2001 году их насчитывалось 22, в 2008 году уже 48. За анализируемый период число плоскостных спортивных сооружений увеличилось на 129 единиц.
В настоящее время, несмотря на положительную динамику, имеющиеся спортивные сооружения не обеспечивают потребности населения. Плоскостные спортивные сооружения (612 единиц) составляют 13,8%, спортивные залы (578 единиц) - 53,8%, бассейны (7 единиц) - 1,5% от норматива, установленного распоряжением Правительства Российской Федерации от 19 октября 1999 года N 1683-р (далее - установленный норматив). Для сравнения, в среднем по Северо-Западному федеральному округу эти показатели равны соответственно: плоскостные спортивные сооружения - 16,2 %, спортивные залы - 53,7 %, бассейны - 5,8%.
Для решения этой проблемы в городах и районах области вводятся в эксплуатацию новые спортивные сооружения, за последние четыре года введены следующие значимые спортивные сооружения:
в городе Череповце - дворец игровых видов спорта "Юбилейный" на 2 тысячи зрителей, ледовый дворец на 6 тысяч зрителей, тренировочный зал с искусственным льдом на 500 зрителей, Центр боевых искусств с двенадцатью спортивными залами, волейбольный центр, футбольное поле с синтетическим покрытием;
в городе Вологде - современный центр спортивной гимнастики, два стандартных футбольных поля с синтетическим покрытием и игровая площадка с синтетическим покрытием;
в городах Великом Устюге и Тотьме - плавательные бассейны;
в Междуреченском муниципальном районе - физкультурно-оздоровительный комплекс,
в Бабаевском и Череповецком муниципальных районах - лыжеролерные трассы;
в поселке Шексна - ледовый комплекс с искусственным льдом.
2.2. Единовременная пропускная способность спортивных сооружений
С 2001 по 2008 год единовременная пропускная способность спортивных сооружений в области возросла с 31,6 до 43,5 тысяч человек, в среднем на 1,7 тысячи человек в год.
Динамика единовременной пропускной способности всех спортивных сооружений из расчета на 10 тысяч населения области возросла в 2008 году до 352 человек. Несмотря на рост показателя, его значение в 5,5 раза ниже установленного норматива на уровне 1,9 тысячи человек.
2.3. Обеспеченность спортивными сооружениями
Обеспеченность спортивными сооружениями неодинакова для различных видов спортивных сооружений. В 2008 году обеспеченность спортивными залами составила 26,7 %, спортивными площадками - 47%, бассейнами - 6% от установленного норматива. До 2020 года планируется строительство более 40 общедоступных спортивных сооружений в городах и районах области. Введение новых спортивных сооружений позволит повысить обеспеченность населения спортивными сооружениями.
Постановлением Правительства Вологодской области от 19 марта 2010 г. N 299 в пункт 2.4 раздела 2 настоящей Стратегии внесены изменения, вступающие в силу с момента подписания названного постановления
2.4. Кадровый состав работников физической культуры и спорта
Большое значение в развитии физической культуры и спорта в области имеет кадровый потенциал отрасли. Численность штатных работников физической культуры и спорта в области постоянно увеличивается и с 2001 по 2008 год возросла с 1914 до 2311 человек со средним темпом прироста 2,7% в год, которая из расчета на 10 тысяч населения увеличилась с 15 человек в 2001 году до 18 человек в 2008 году.
Кадровый состав работников физической культуры и спорта области включает в себя учителей общеобразовательных учреждений, преподавателей высших и средних специальных учебных заведений, профессиональных лицеев и училищ, тренеров-преподавателей учреждений дополнительного образования детей, инструкторов-методистов спортивных клубов, работников адаптивной физической культуры.
Численность работников адаптивной физической культуры с 2003 по 2008 год выросла в 7,6 раза (с 5 человек в 2001 году до 38 человек в 2008 году). На 126 человек сократилась численность учителей физической культуры в общеобразовательных школах (на 16%) и преподавателей физической культуры в профессиональных училищах (на 8%). В обоих случаях отток профессиональных кадров происходит по причине низкой заработной платы и снижения численности учащихся в этих учебных заведениях.
Постепенно повышается образовательный уровень работников физической культуры и спорта. Более половины штатных работников имеют высшее профессиональное образование в области физической культуры и спорта. Увеличилась доля работников со средним специальным образованием с 11% в 2001 году до 17% в 2008 году. Доля работников физической культуры и спорта без специального образования соответственно снизилась с 35 до 26%. В общеобразовательных школах 61% учителей физической культуры имеют высшее профессиональное образование, 21% среднее специальное. Рост численности специалистов и сокращение доли неквалифицированных кадров, наметившиеся в последние годы, безусловно, являются положительной тенденцией в повышении профессиональных навыков работников физической культуры и спорта.
В области имеется возможность повышения квалификации преподавателей физического воспитания. В ГОУ ВПО "Вологодский государственный педагогический университет" и ГОУ ВПО "Череповецкий государственный университет" осуществляется подготовка специалистов с высшим образованием в области физической культуры и спорта. В Череповецком государственном университете осуществляется подготовка преподавателей по адаптивной физической культуре.
Ежегодно Комитетом по физической культуре, спорту и молодежной политике области (далее - Комитет) и областными спортивными федерациями организуются семинары по повышению квалификации тренеров-преподавателей и спортивных судей по лыжным гонкам, полиатлону, футболу, хоккею, баскетболу, волейболу.
Две трети работников физической культуры и спорта проживают и работают в городах. С уменьшением доли сельского населения сокращается и доля работников физической культуры, работающих в сельской местности.
2.5. Численность занимающихся физической культурой и спортом
Одновременно с ростом числа спортивных сооружений в области увеличивалась численность регулярно занимающихся физической культурой и спортом. Численность занимающихся возрастала с 2001 по 2008 год в среднем на 15 тысяч человек в год.
С 2001 по 2008 год численность регулярно занимающихся физической культурой и спортом выросла почти вдвое: с 6,6 до 14,2 %, что соответствует среднему российскому показателю, который равен 15 %.
Доля детей и подростков в возрасте от 6 до 15 лет, занимающихся физической культурой и спортом, в общей численности детей и подростков составляет 20 %. Несмотря на положительные тенденции, необходима дополнительная работа по привлечению детей и подростков к занятиям физической культурой и спортом.
В городах Вологде, Череповце, а также в Вологодском, Грязовецком, Сокольском, Никольском, Кадуйском, Устюженском муниципальных районах создаются условия для занятия физической культурой в дошкольных учреждениях: оборудованы спортивные комнаты, тренажерные залы, уличные игровые и спортивные площадки, приобретается спортивный инвентарь, проводятся официальные физкультурные мероприятия и спортивные мероприятия. Тем не менее во многих дошкольных учреждениях еще отсутствуют необходимые условия для организации физкультурно-оздоровительных и профилактических занятий с детьми и подростками.
Дети дошкольного возраста являются постоянными участниками официальных областных мероприятий: "День здоровья и спорта", "Папа, мама, я - спортивная семья", подвижных игр, спортивных конкурсов, а также городских и районных спортивных мероприятий.
В спортивных секциях общеобразовательных учреждений области в настоящее время занимается 47 тысяч детей, только за 2008 год их число увеличилось на 4,5 тысячи человек. Наиболее массовыми видами спорта стали лыжные гонки, футбол, волейбол, баскетбол, легкая атлетика.
В целях привлечения детей, подростков и молодежи к регулярным занятиям физической культурой и спортом в области ежегодно проводятся районные и областные спартакиады среди школьников, учащихся системы начального профессионального образования и среди студентов средних и высших специальных учебных заведений. Среди учащихся учреждений начального профессионального образования области, профессиональных лицеев и училищ проводится ежегодная спартакиада по пяти видам спорта. С 1997 года регулярно проводятся спортивно-оздоровительные игры "Президентские состязания".
Увеличилась численность занимающихся физической культурой и спортом в средних специальных и высших учебных заведениях в 2,6 и 6,4 раза соответственно. Это объясняется как увеличением общей численности студентов, так и повышением их активности в области физической культуры и спорта.
Организация работы со студенческой молодежью строится при взаимодействии со спортивными клубами высших учебных заведений, поддержке совета ректоров высших учебных заведений области. Все учебные заведения обладают собственной спортивной базой, в достаточном количестве имеется спортивный инвентарь и спортивное оборудование. В целях активизации спортивной жизни ежегодно проводится Спартакиада высших учебных заведений области по девяти видам спорта. Проводится работа по созданию спортивного студенческого общества.
Активизировалась работа по привлечению к занятиям физической культурой и спортом населения по месту жительства путем развития сети детско-юношеских спортивных школ и клубов. В 2008 году по месту жительства занимались физической культурой и спортом в 2,4 раза больше граждан, чем в 2001 году. В массовых детских соревнованиях по футболу на приз клуба "Кожаный мяч" в 2008 году приняли участие более 200 команд по трем возрастным группам. Увеличилось число детских команд, принимающих участие в соревнованиях на приз клуба "Золотая шайба". Только в городе Череповце для проведения этих соревнований открыто 18 хоккейных площадок, организовано и полностью экипировано 13 детских дворовых команд.
В настоящее время в области проживает 136 тысяч жителей с ограниченными возможностями здоровья. Они занимаются физической культурой и спортом по 19 видам спорта. В районах организовано 17 физкультурно-спортивных клубов для лиц с ограниченными возможностями здоровья. Спортивные сборные команды и ведущие паралимпийцы в 2008 году достойно представляли Вологодскую область на всероссийских и международных соревнованиях, где завоевали медали различного достоинства, 9 спортсменов включены в основной состав национальных спортивных сборных команд России.
В области постоянно совершенствуется работа по подготовке спортивного резерва и спортсменов высокого класса. Спортивный резерв готовится в 42 детско-юношеских комплексных и 9 специализированных спортивных школах олимпийского резерва, в которых занимается 23,9 тысячи человек. Ведущие спортсмены области достойно выступают на всероссийских и международных соревнованиях.
Постановлением Правительства Вологодской области от 19 марта 2010 г. N 299 в пункт 2.6 раздела 2 настоящей Стратегии внесены изменения, вступающие в силу с момента подписания названного постановления
2.6. Организационная работа в области физической культуры и спорта
Организация работы по физической культуре и спорту среди населения области осуществляется физкультурно-спортивными организациями.
Комитет по физической культуре, спорту и молодежной политике области координирует деятельность областных физкультурно-спортивных организаций и 50 областных спортивных федераций.
Наряду с постоянной работой по физическому воспитанию и оздоровлению населения проводится широкий спектр официальных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий. Календарный план официальных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий области включает более 200 чемпионатов и первенств области по 50 видам спорта среди различных категорий и возрастных групп населения. Спортивные сборные команды области и ведущие спортсмены области участвуют более чем в 350 всероссийских и международных соревнованиях. На территории области проводятся крупнейшие всероссийские и международные соревнования, среди них такие, как Кубок России по фехтованию, чемпионаты России по карате и кикбоксингу, международный турнир по боксу памяти академика И.П. Бардина, чемпионаты России по мотокроссу и гонкам на снегоходах. В 2007 году в г. Череповце проводилась VII Спартакиада Союза городов Центрального и Северо-Западного федеральных округов России, в которой приняло участие 700 спортсменов из 14 городов России.
В области стало хорошей традицией проведение официальных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий военно-патриотической направленности, среди них центральное место занимают областная военно-спортивная игра "Зарница", военно-спортивная игра учащихся профессиональных училищ "Осень", спортивные соревнования по зимнему и летнему полиатлону памяти Героя России Сергея Преминина.
Помимо официальных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий в области во взаимодействии со средствами массовой информации систематически проводится работа по популяризации физической культуры и спорта, активного и здорового образа жизни среди населения. Комитетом по физической культуре, спорту и молодежной политике области еженедельно готовится информация об официальных физкультурных мероприятиях и спортивных мероприятиях, спортивной жизни в области. Спортивные передачи и телевизионные новости регулярно выходят на областном телевидении, а также на городских телеканалах г. Вологды, г. Череповца и ряда муниципальных районов области. Освещение областных спортивных событий на радио осуществляют местные радиостанции "Трансмит", "Премьер", "Европа+".
В Вологодской области заметно активизировалась деятельность в области физической культуры и спорта, увеличилось количество спортивных сооружений, возросла численность работников сферы физической культуры и спорта и людей, постоянно занимающихся физической культурой и спортом. Однако для активизации работы по развитию физической культуры и спорта на территории области необходимо:
широкое привлечение различных категорий населения области к регулярным занятиям физической культурой и спортом;
увеличение объема и улучшение состояния материально-спортивной базы физической культуры и спорта;
развитие сети детско-юношеских спортивных школ и спортивных клубов;
активизация деятельности по развитию адаптивной физической культуры и спорта среди людей с ограниченными возможностями здоровья;
развитие физкультурной, оздоровительной и спортивной работы по месту жительства.
3. Направления развития физической культуры и спорта в Вологодской области
3.1. SWOT-анализ деятельности в области физической культуры и спорта
приведен в таблице 1
Таблица 1
Сильные и слабые стороны развития физической культуры и спорта в области
Сильные стороны развития физической культуры и спорта |
Слабые стороны развития физической культуры и спорта |
Положительная динамика роста количества спортивных сооружений. Рост доли населения, занимающегося физической культурой и спортом, в том числе детей и подростков. Увеличение численности населения, занимающегося физической культурой и спортом как в городской, так и в сельской местности, в том числе: учащихся общеобразовательных школ; студентов средних специальных учебных заведений; студентов высших учебных заведений; лиц, занимающихся адаптивной физической культурой; работников организаций. Рост численности штатных работников физической культуры и спорта. Повышение образовательного уровня работников физической культуры и спорта. Подготовка спортивного резерва и спортсменов высокого класса. Развитие сети спортивных клубов и других физкультурно-спортивных организаций. Положительная динамика финансирования отрасли. Рост числа официальных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий. Освещение в средствах массовой информации официальных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий, спортивной жизни области. |
Недостаточность развития материально-спортивной базы отрасли. Снижение единовременной пропускной способности спортивных сооружений. Снижение обеспеченности спортивными сооружениями населения, занимающегося физической культурой и спортом. Нестабильность динамики роста численности занимающихся физической культурой и спортом по месту жительства. Недостаточное количество специалистов, работающих в отрасли. Низкая квалификация тренеров.
|
Возможности (перспективы) до 2020 года |
Угрозы |
Увеличение финансирования отрасли. Строительство новых объектов спорта. Подготовка квалифицированных кадров физической культуры и спорта в образовательных учреждениях области. Повышение престижа профессий учителей, преподавателей физической культуры и тренеров. Широкое привлечение населения к занятиям физической культурой и спортом. Привлечение организаций к финансированию официальных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий. Модернизация системы физического воспитания в образовательных учреждениях области. Повышение эффективности использования существующей материально-спортивной базы. Создание условий для достижения спортсменами области высоких спортивных результатов на всероссийских и международных соревнованиях. Увеличение производства спортивного инвентаря и спортивного оборудования. |
Несовершенство нормативной правовой базы отрасли физической культуры и спорта. Увеличение износа спортивных сооружений. Рост стоимости содержания спортивных сооружений и увеличение стоимости их услуг. |
3.2. Определение целей развития физической культуры и спорта
Стратегические цели развития физической культуры и спорта в области включают:
обеспечение всестороннего развития человека, утверждение здорового образа жизни, формирование потребности в физическом и нравственном совершенствовании;
создание условий для занятий физической культурой и спортом, включая технические виды спорта и спортивно-оздоровительный туризм;
организацию профессионально-прикладной подготовки, профилактику заболеваний, вредных привычек и правонарушений.
Для реализации целей необходимо:
строительство новых, реконструкция и модернизация имеющихся спортивных сооружений, развитие материально-технической базы физической культуры и спорта;
подготовка квалифицированных работников физической культуры и спорта в высших учебных заведениях области;
повышение престижа профессии учителей, преподавателей физической культуры и тренеров;
привлечение организаций области к финансированию официальных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий;
создание условий для достижения спортсменами области высоких спортивных результатов на всероссийских и международных соревнованиях.
3.3. Разработка сценариев развития физической культуры и спорта в области
Определить ситуацию в области физической культуры и спорта на будущее позволяет социально-экономическое прогнозирование.
3.3.1. Формальный прогноз развития физической культуры и спорта
Прогноз развития физической культуры и спорта в области осуществляется на период с 2010 по 2020 годы включительно. Формальный прогноз опирается на данные прошлых лет и не предусматривает коренных изменений в отрасли в будущем.
Анализ показателей развития физической культуры и спорта за период с 2001 по 2008 годы выявил, что большинство из них имеют четко выраженную тенденцию к снижению в первой половине анализируемого периода (с 2001 по 2003 годы) и обратную тенденцию в оставшийся отрезок времени (с 2003 по 2008 годы). Численность занимающихся физической культурой и спортом на постоянной основе до 2003 года ежегодно в среднем сокращалась на 4,4%, а с 2003 года наблюдается рост этого показателя на 8,9% в год, и в 2008 году численность занимающихся составила 173,5 тысячи человек, или 14,2%.
Интенсивный рост числа занимающихся физической культурой и спортом приведет к постепенному возрастанию доли населения, постоянно занимающегося физической культурой и спортом, к концу 2020 года значение этого показателя возрастет вдвое по сравнению с уровнем 2008 года и составит 28,5%.
С ростом числа занимающихся физической культурой спортом растет и потребность в увеличении количества спортивных сооружений в области. Удовлетворить растущие потребности населения в спортивных сооружениях возможно посредством реконструкции действующих и строительства новых спортивных сооружений с высокой единовременной пропускной способностью. При сохранении достигнутых темпов инвестирования в развитие физической культуры и спорта общее количество спортивных сооружений к концу 2020 года составит 2,2 тысячи единиц (таблица 2).
Таблица 2
Формальный прогноз показателей развития физической культуры и спорта в области
Показатели | Фактическое значение показателя в 2007 г. |
Прогнозные значения показателей по годам | ||||||||||||
2008 | 2009 | 2010 | 2011 | 2012 | 2013 | 2014 | 2015 | 2016 | 2017 | 2018 | 2019 | 2020 | ||
Численность населения, занимающегося физической культурой и спортом на постоянной основе, тысяч человек |
155,2 |
173,5 |
177,2 |
188,7 |
201,6 |
232,3 |
259,5 |
265,2 |
277,2 |
288,2 |
301,2 |
310,0 |
325,0 |
342,5 |
Доля занимающихся физической культурой и спортом, % |
12,6 |
14,2 |
15,0 |
15,7 |
17,0 |
19,3 |
20,8 |
22,1 |
23,0 |
24,0 |
25,1 |
25,8 |
27,0 |
28,5 |
Число спортивных сооружений |
1 644,0 | 1 617,0 | 1 651,0 | 1 687,0 | 1 725,0 | 1 765,0 | 1 808,0 | 1 853,0 | 1 900,0 | 1 950,0 | 2 001,0 | 2 055,0 | 2 111,0 | 2 169,0 |
Обеспеченность населения спортивными сооружениями (на 100 тысяч населения) |
134,0 |
132,0 |
135,0 |
138,0 |
141,0 |
144,0 |
147,0 |
150,0 |
153,0 |
156,0 |
158,0 |
161,0 |
164,0 |
166,0 |
Единовременная пропускная способность спортивных сооружений, тысяч человек |
43,5 |
46,6 |
48,2 |
49,7 |
51,3 |
52,8 |
54,2 |
55,6 |
57,0 |
58,4 |
59,8 |
61,2 |
62,6 |
64,0 |
Единовременная пропускная способность спортивных сооружений в расчете на 10 тысяч человек |
354,0 |
382,0 |
395,0 |
407,0 |
419,0 |
430,0 |
441,0 |
450,0 |
459,0 |
467,0 |
474,0 |
480,0 |
485,0 |
489,0 |
Численность штатных работников физической культуры и спорта, человек |
2 311,0 |
2 282,0 |
2 315,0 |
2 347,0 |
2 379,0 |
2 411,0 |
2 44,0 |
2 473,0 |
2 503,0 |
2 533,0 |
2 563,0 |
2 593,0 |
2 622,0 |
2 651,0 |
К концу прогнозного периода вероятная единовременная пропускная способность всех спортивных сооружений области составит 64 тысячи человек (таблица 2). Это означает, что развитие физической культуры и спорта в области начинает осуществляться интенсивным путем.
Рост единовременной пропускной способности спортивных сооружений в области и рост численности населения приведут к увеличению показателя единовременной пропускной способности спортивных сооружений в расчете на 10 тысяч человек в 2020 году до 489 человек, что больше значения этого показателя 2007 года в 1,4 раза. Несмотря на существенный рост показателя, его значение на конец прогнозного периода составит чуть больше четверти от установленного норматива, который равен 1900 тысяч человек на 10 тысяч жителей.
Рост численности занимающихся физической культурой и спортом и числа спортивных сооружений сопряжен с закономерным увеличением численности штатных работников физической культуры и спорта. По данным прогноза, к концу 2020 года потребность в штатных работниках отрасли может составить 2,7 тысяч человек (таблица 2), что на 15% больше значения 2007 года.
Таблица 3
Прогноз показателей развития физической культуры и спорта в области
Показатели | Фактическое значение показателя в 2007 г. |
Прогнозные значения показателей по годам | ||||||||||||
2008 | 2009 | 2010 | 2011 | 2012 | 2013 | 2014 | 2015 | 2016 | 2017 | 2018 | 2019 | 2020 | ||
Формальный прогноз показателей развития физической культуры и спорта | ||||||||||||||
Единовременная пропускная способность спортивных сооружений на 10 тысяч человек |
354,0 |
382,0 |
395,0 |
407,0 |
419,0 |
430,0 |
441,0 |
450,0 |
459,0 |
467,0 |
474,0 |
480,0 |
485,0 |
489,0 |
Единовременная пропускная способность спортивных сооружений, тысяч человек |
43,5 |
46,6 |
48,2 |
49,7 |
51,3 |
52,7 |
54,2 |
55,6 |
57,1 |
58,5 |
59,9 |
61,2 |
62,6 |
63,9 |
Число спортивных сооружений | 1 644,0 | 1 617,0 | 1 651,0 | 1 687,0 | 1 725,0 | 1 765,0 | 1 808,0 | 1 853,0 | 1 900,0 | 1 950,0 | 2 001,0 | 2 055,0 | 2 111,0 | 2 169,0 |
Обеспеченность спортивными сооружениями на 100 тысяч человек |
134,0 |
132,0 |
135,0 |
138,0 |
141,0 |
144,0 |
147,0 |
150,0 |
153,0 |
156,0 |
158,0 |
161,0 |
164,0 |
166,0 |
Рост единовременной пропускной способности спортивных сооружений до 500 человек на 10 тысяч населения к концу 2020 года | ||||||||||||||
Единовременная пропускная способность спортивных сооружений на 10 тысяч человек |
354,0 |
366,0 |
377,0 |
388,0 |
400,0 |
411,0 |
422,0 |
433,0 |
444,0 |
456,0 |
467,0 |
478,0 |
489,0 |
500,0 |
Единовременная пропускная способность спортивных сооружений, тысяч человек |
43,5 |
44,7 |
46,0 |
47,4 |
48,8 |
50,3 |
51,9 |
53,5 |
55,3 |
57,1 |
59,0 |
61,0 |
63,1 |
65,3 |
Требующееся число спортивных сооружений |
1 644,0 | 1 660,0 | 1 709,0 | 1 760,0 | 1 813,0 | 1 869,0 | 1 927,0 | 1 988,0 | 2 053,0 | 2 120,0 | 2 191,0 | 2 266,0 | 2 345,0 | 2 424,0 |
Обеспеченность спортивными сооружениями на 100 тысяч человек |
134,0 |
136,0 |
140,0 |
144,0 |
148,0 |
153,0 |
157,0 |
161,0 |
165,0 |
169,0 |
173,0 |
178,0 |
182,0 |
186,0 |
Рост единовременной пропускной способности спортивных сооружений до 1000 человек на 10 тысяч населения к концу 2020 году | ||||||||||||||
Единовременная пропускная способность спортивных сооружений на 10 тысяч человек |
354,0 |
404,0 |
453,0 |
503,0 |
553,0 |
602,0 |
652,0 |
702,0 |
751,0 |
801,0 |
851,0 |
900,0 |
950,0 |
1000,0 |
Единовременная пропускная способность спортивных сооружений, тысяч человек |
43,5 |
49,3 |
55,3 |
61,4 |
67,5 |
73,8 |
80,2 |
86,7 |
93,5 |
100,4 |
107,5 |
114,9 |
122,6 |
130,6 |
Требующееся число спортивных сооружений |
1 644,0 | 1 831,0 | 2 054,0 | 2 279,0 | 2 507,0 | 2 740,0 | 2 977,0 | 3 220,0 | 3 470,0 | 3 727,0 | 3 993,0 | 4 268,0 | 4 552,0 | 4 848,0 |
Обеспеченность спортивными сооружениями на 100 тысяч человек |
134,0 |
150,0 |
168,0 |
187,0 |
205,0 |
224,0 |
242,0 |
261,0 |
279,0 |
297,0 |
316,0 |
334,0 |
353,0 |
371,0 |
3.3.2. Сценарные прогнозы развития физической культуры и спорта
Ключевыми индикаторами развития физической культуры и спорта являются:
1) доля населения, постоянно занимающегося физической культурой и спортом;
2) обеспеченность спортивными сооружениями из расчета на 100 тысяч человек населения области.
В соответствии с перечисленными индикаторами определены сценарии развития физической культуры и спорта области, которые подразделены на две группы:
1) сценарии изменения доли населения, занимающегося физической культурой и спортом;
2) сценарии изменения единовременной пропускной способности спортивных сооружений.
Каждый из сценариев развития физической культуры и спорта, вне зависимости от групповой принадлежности, учитывает рост числа штатных работников физической культуры и спорта.
3.3.2.1. Сценарии изменения доли населения, занимающегося физической культурой и спортом, предназначены для определения перспективной численности занимающихся физической культурой и спортом, обеспечивающей рост доли занимающихся до заданного уровня (при существующей динамике численности населения области).
Сценарий 1 изменения доли населения, занимающегося физической культурой и спортом, предусматривает рост доли занимающихся в общей численности населения до 32%. Это потребует в течение тринадцати перспективных лет дополнительного привлечения к занятиям физической культурой и спортом 42,5 тысячи человек. Как следствие, численность населения, ведущего активный образ жизни, к концу 2020 года должна составить 385,0 тысяч человек.
Сценарий 2 изменения доли населения, занимающегося физической культурой и спортом, предусматривает рост доли занимающихся в общей численности населения до 40%. В этом случае число привлеченных к занятиям физической культурой и спортом должно увеличиться до 485,3 тысячи человек к 2020 году. Это потребует дополнительного привлечения к занятиям физической культурой и спортом 142,8 тысячи человек.
Привлечение населения к занятиям физической культурой и спортом возможно посредством внедрения ряда первоочередных мер, таких как:
развитие материально-спортивной базы физической культуры и спорта;
строительство и реконструкция комплексных спортивных сооружений;
обеспечение плоскостными спортивными сооружениями по месту жительства и отдыха населения;
создание в организациях физкультурно-оздоровительных и восстановительных центров;
обеспечение каждого образовательного учреждения спортивными сооружениями.
Изучению перспективной обеспеченности населения области спортивными сооружениями посвящены стратегии второй группы.
3.3.2.2. Сценарии изменения единовременной пропускной способности спортивных сооружений на 10 тысяч человек разрабатываются в расчете на достижение заданных значений единовременной пропускной способности спортивных сооружений. Так, к концу прогнозного периода возможно достижение следующих уровней единовременной пропускной способности: 500 человек на 10 тысяч населения области (значение, несколько превышающее уровень 2007 года); 1000 человек и 1500 человек на 10 тысяч человек, а также рост единовременной пропускной способности - 1900 человек на 10 тысяч жителей области.
Сценарий 1 изменения единовременной пропускной способности спортивных сооружений на 10 тысяч населения области предусматривает рост единовременной пропускной способности спортивных сооружений до 500 человек на 10 тысяч населения области. Согласно формальному прогнозу развития физической культуры и спорта (таблица 3), к концу 2020 года единовременная пропускная способность всех спортивных сооружений области составит 64,0 тысячи человек, или 489 человек на каждые 10 тысяч жителей области. Этот показатель составляет только 25% от установленного норматива - 1900 человек на 10 тысяч населения.
Рост единовременной пропускной способности спортивных сооружений до 500 человек на 10 тысяч населения области потребует дополнительных вложений денежных средств, при таких вложениях в отрасль число спортивных сооружений с 2007 по 2020 год увеличится с 1 644 до 2 169 (таблица 3). Как следствие, обеспеченность спортивными сооружениями на 10 тысяч населения возрастет с 134 в 2007 году до 186 сооружений в 2020 году.
Сценарий 2 изменения единовременной пропускной способности спортивных сооружений на 10 тысяч населения области разрабатывается в расчете на рост единовременной пропускной способности спортивных сооружений до 1 000 человек на 10 тысяч населения области.
Обеспечить планомерный рост единовременной пропускной способности спортивных сооружений до 1000 человек на каждые 10 тысяч жителей области возможно посредством строительства и ввода в эксплуатацию более 2 тысяч спортивных сооружений.
В первый год прогнозного периода увеличение числа спортивных сооружений должно составить 184 единицы (с 1 644 в 2007 году до 1 831 спортивного сооружения в 2008 году), а всего за перспективный период должно быть отстроено и реконструировано 3 204 сооружения при существующей структуре спортивных сооружений. В целом общая пропускная способность спортивных сооружений должна составить 130,6 тысячи человек (таблица 3).
Таким образом, социальная эффективность Стратегии направлена на:
формирование у жителей области, в первую очередь у детей, подростков и молодежи, устойчивого интереса и потребности к регулярным занятиям физической культурой и спортом, а также навыков и форм ведения здорового образа жизни;
создание эффективной системы профилактики негативных явлений в молодежной среде средствами физической культуры и спорта;
создание для граждан равных условий для занятий физической культурой и спортом независимо от их социального статуса;
создание эффективной системы и условий подготовки для достижения спортсменами области высоких спортивных результатов на всероссийских и международных соревнованиях.
3.4. Мероприятия для решения поставленных задач
В целях реализации поставленных задач необходимо разработать систему мероприятий по следующим направлениям:
формирование организационных условий и нормативного правового обеспечения развития физической культуры и спорта;
государственная поддержка на конкурсной основе деятельности общественных объединений, осуществляющих инновационные проекты и программы по вовлечению детей, подростков и молодежи в систему физического воспитания;
научно-методическое и информационное обеспечение развития физической культуры и спорта (подготовка и издание доклада о состоянии физической культуры и спорта в области, издание информационных и научно-методических материалов, сбор и анализ статистических данных о состоянии и развитии физической культуры и спорта в области, сотрудничество со средствами массовой информации по пропаганде здорового образа жизни);
организационное и кадровое обеспечение (повышение квалификации тренерско-преподавательского состава, изучение и анализ кадрового потенциала отрасли физической культуры и спорта области, проведение конкурсов профессионального мастерства, организация областных и участие во всероссийских обучающих семинарах);
развитие сети объектов спорта и спортивных сооружений, включая их возведение в рамках реализации Федеральной целевой программы "Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006-2015 годы";
материально-техническое обеспечение процесса физического воспитания (приобретение необходимых технических средств, медицинского оборудования, оснащение спортивных площадок для активного отдыха и систематических занятий физической культурой и спортом);
развитие физической культуры и спорта среди лиц с ограниченными возможностями здоровья и лиц пожилого возраста, включая организацию и проведение официальных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий среди людей с ограниченными возможностями здоровья и пожилого возраста;
развитие системы областных официальных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий, подготовка спортивного резерва.
В целом осуществление мероприятий, предусмотренных Стратегией, позволит улучшить материально-спортивную базу и спортивную инфраструктуру области, создать дополнительные рабочие места, а также даст реальный шанс изменить состояние здоровья жителей области, повысить уровень их физической подготовленности, что, в конечном счете, будет способствовать решению задач по социально-экономическому развитию области.
Постановлением Правительства Вологодской области от 19 марта 2010 г. N 299 в пункт 3.5 раздела 3 настоящей Стратегии внесены изменения, вступающие в силу с момента подписания названного постановления
3.5. Механизмы реализации Стратегии
Механизм реализации Стратегии формируется из элементов правового, экономического и организационного характера на базе социально-экономической политики органов государственной власти области.
Для реализации мероприятий Стратегии необходимо использование средств областного бюджета, федерального бюджета, местных бюджетов и внебюджетных источников.
Реализация Стратегии будет осуществляться органами исполнительной государственной власти, органами местного самоуправления, организациями физической культуры и спорта области, образовательными учреждениями, областными спортивными федерациями.
Текущее управление реализацией Стратегии осуществляется Комитетом по физической культуре, спорту и молодежной политике области посредством проектных и комплексно-целевых методов в рамках реализации преемственных долгосрочных целевых программ развития физической культуры и спорта, ведомственных программ и областных проектов в сфере физической культуры и спорта.
Оценка достижений поставленных целей будет осуществляться путем проведения ежегодного мониторинга ситуации в областной системе физической культуры и спорта, результаты которого позволят оценить и скорректировать поставленные цели.
4. Ожидаемые результаты реализации Стратегии
Реализация мероприятий, предусмотренных настоящей Стратегией, позволит достичь следующих результатов:
увеличение числа лиц регулярно занимающихся физической культурой и спортом в области;
увеличение доли лиц, занимающихся в специализированных спортивных школах олимпийского резерва;
увеличение числа спортивных сооружений;
повышение единовременной пропускной способности спортивных сооружений области;
увеличение численности штатных работников физической культуры и спорта, их переподготовка и повышение квалификации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Вологодской области от 11 декабря 2009 г. N 1944 "О Стратегии развития физической культуры и спорта в Вологодской области до 2020 года"
Текст постановления опубликован в газете "Красный Север" от 19 декабря 2009 г. N 146
Постановлением Правительства Вологодской области от 19 декабря 2016 г. N 1149 настоящее постановление признано утратившим силу с 1 января 2017 г.
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Правительства Вологодской области от 19 января 2015 г. N 4
Изменения вступают в силу со дня принятия названного постановления
Постановление Правительства Вологодской области от 2 июня 2014 г. N 467
Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного постановления
Постановление Правительства Вологодской области от 13 сентября 2012 г. N 1068
Постановление Правительства Вологодской области от 19 марта 2010 г. N 299
Изменения вступают в силу с момента подписания названного постановления