Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 19
к закону области
"Об областном бюджете на 2014 год
и плановый период 2015 и 2016 годов"
Методики
распределения (расчета) субвенций бюджетам муниципальных образований области, в том числе за счет средств федерального бюджета, на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов
30 апреля, 30 июня 2014 г.
I. Методика распределения субвенций бюджетам муниципальных образований на осуществление первичного воинского учета на территориях, где отсутствуют военные комиссариаты
1. Субвенции на осуществление полномочий по первичному воинскому учету на территориях, где отсутствуют военные комиссариаты (далее - субвенции), предоставляются бюджетам поселений и городских округов (далее - муниципальные образования), на территориях которых отсутствуют военные комиссариаты, в целях реализации полномочий Российской Федерации по осуществлению первичного воинского учета.
2. Субвенции бюджетам муниципальных образований определяются в пределах ассигнований, выделенных бюджету Вологодской области в соответствующем финансовом году на указанные цели из федерального бюджета.
3. Объем субвенции бюджету муниципального образования определяется по формуле:
, где
- объем субвенций бюджету муниципального образования;
- объем субвенций областному бюджету, выделенный из федерального бюджета;
- количество муниципальных образований, на территории которых отсутствуют военные комиссариаты;
- количество военно-учетных работников в органе местного самоуправления муниципального образования;
- количество работников, осуществляющих работу по воинскому учету в органе местного самоуправления муниципального образования по совместительству.
Количество военно-учетных работников и работников, осуществляющих работу по воинскому учету в органе местного самоуправления по совместительству , определяется на основании сведений, поступивших в военный комиссариат области из районных и городских военных комиссариатов, органов местного самоуправления, исходя из норм определения количества военно-учетных работников, установленных Положением о воинском учете, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2006 года N 719;
- коэффициент рабочего времени, который определяется по формуле:
, где:
- коэффициент рабочего времени;
- количество часов рабочего времени в год, рассчитанное на работника, осуществляющего работу по воинскому учету в органе местного самоуправления муниципального образования по совместительству;
- количество часов рабочего времени в год, рассчитанное на одного военно-учетного работника исходя из норм, установленных Трудовым кодексом Российской Федерации.
4. Субвенции предоставляются муниципальным образованиям в соответствии с Правилами предоставления из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации субвенций на осуществление полномочий по первичному воинскому учету на территориях, где отсутствуют военные комиссариаты, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 апреля 2006 года N 258 "О субвенциях на осуществление полномочий по первичному воинскому учету на территориях, где отсутствуют военные комиссариаты".
II. Методика распределения субвенций бюджетам муниципальных образований на обеспечение дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях
1. Субвенции на обеспечение дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях (далее - субвенции) предоставляются бюджетам муниципальных районов и городских округов (далее - муниципальные образования) в целях обеспечения государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях.
2. За счет субвенции обеспечиваются:
1) расходы на оплату труда в муниципальных дошкольных образовательных организациях;
2) приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг в муниципальных дошкольных образовательных организациях (далее - учебные расходы).
3. Расходы на оплату труда работников муниципальных дошкольных образовательных организаций и учебные расходы учтены в нормативах, установленных частями 5 и 6 настоящей Методики.
Учебные расходы в нормативе подушевого финансирования и нормативе финансирования устанавливаются в размере 0,85 процента.
Законом Вологодской области от 30 апреля 2014 г. N 3331-ОЗ в пункт 4 раздела II настоящего приложения внесены изменения, вступающие в силу со дня официального опубликования названного Закона
4. Объем субвенции бюджету муниципального образования определяется по формуле:
, где
- объем субвенции бюджету i-го муниципального образования;
=1, 2, 3, 4 - местонахождение образовательных организаций (1 - городской населенный пункт, за исключением городов Череповца и Вологды, 2 - город Вологда, 3 - город Череповец, 4 - сельский населенный пункт);
- нормативы подушевого финансирования на обеспечение дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, имеющих местонахождение в городских населенных пунктах, в группах общеразвивающей направленности, компенсирующей направленности (для детей с ограниченными возможностями здоровья), комбинированных, оздоровительной направленности (для детей с туберкулезной интоксикацией) на одного воспитанника, в год;
- нормативы финансирования на обеспечение дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, имеющих местонахождение в сельских населенных пунктах, в группах общеразвивающей направленности, компенсирующей направленности (для детей с ограниченными возможностями здоровья), комбинированных, оздоровительной направленности (для детей с туберкулезной интоксикацией), на группу в год;
- прогнозируемая Департаментом образования области по данным статистической отчетности среднегодовая численность воспитанников в муниципальных дошкольных образовательных организациях, имеющих местонахождение в городских населенных пунктах, в группах общеразвивающей направленности, компенсирующей направленности (для детей с ограниченными возможностями здоровья), комбинированных, оздоровительной направленности (для детей с туберкулезной интоксикацией) на территории i-го муниципального образования;
- прогнозируемое Департаментом образования области количество групп в муниципальных дошкольных образовательных организациях, имеющих местонахождение в сельских населенных пунктах, в группах общеразвивающей направленности, компенсирующей направленности (для детей с ограниченными возможностями здоровья), комбинированных, оздоровительной направленности (для детей с туберкулезной интоксикацией) на территории i-го муниципального образования;
- коэффициент, учитывающий повышение заработной платы педагогических работников в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики" (в 2014 году К=1,0, в 2015 году К=1,05, в 2016 году К=1,16).
Законом Вологодской области от 30 апреля 2014 г. N 3331-ОЗ в пункт 5 раздела II настоящего приложения внесены изменения, вступающие в силу со дня официального опубликования названного Закона
5. Устанавливаются следующие нормативы подушевого финансирования на обеспечение дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, имеющих местонахождение в городских населенных пунктах, - объем финансовых средств, необходимых для реализации общеобразовательной программы дошкольного образования в муниципальных дошкольных организациях, имеющих местонахождение в городских населенных пунктах, на 1 воспитанника в год.
(рублей)
6. Устанавливаются следующие нормативы финансирования на обеспечение дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, имеющих местонахождение в сельских населенных пунктах, - объем финансовых средств, необходимых для реализации общеобразовательной программы дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях области, имеющих местонахождение в сельских населенных пунктах, на 1 группу в год:
(рублей)
Наименование |
Значение нормативов |
1 |
2 |
Дошкольные группы общеразвивающей направленности |
1 262 746 |
Комбинированные дошкольные группы |
1 262 746 |
Дошкольные группы компенсирующей направленности (для детей с ограниченными возможностями здоровья) |
2 134 041 |
Для детей с оздоровительной направленностью (с туберкулезной интоксикацией) |
1 641 570 |
III. Методика распределения субвенций бюджетам муниципальных образований на осуществление полномочий на реализацию мероприятий по проведению оздоровительной кампании детей, находящихся в трудной жизненной ситуации
1. Субвенции на реализацию мероприятий по проведению оздоровительной кампании детей, находящихся в трудной жизненной ситуации (далее - субвенции), предоставляются бюджетам муниципальных районов и городских округов (далее - муниципальные образования) в целях обеспечения отдыха и оздоровления детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
2. Объем субвенций бюджетам муниципальных образований определяется в пределах ассигнований, выделенных бюджету Вологодской области в соответствующем финансовом году на указанные цели из федерального бюджета.
3. Объем субвенции бюджету муниципального образования определяется по формуле:
, где
- объем субвенции бюджету i-го муниципального образования;
- численность детей, находящихся в трудной жизненной ситуации;
- норматив расходов на обеспечение отдыха и оздоровления детей в размере 1800 рублей на одного ребенка, находящегося в трудной жизненной ситуации.
4. Субвенции предоставляются муниципальным образованиям в соответствии с Правилами распределения и предоставления из федерального бюджета субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию мероприятий по проведению оздоровительной кампании детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2009 года N 1106 "О порядке предоставления из федерального бюджета субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию мероприятий по проведению оздоровительной кампании детей, находящихся в трудной жизненной ситуации".
IV. Методика распределения субвенций бюджетам муниципальных образований на осуществление полномочий по составлению (изменению) списков кандидатов в присяжные заседатели федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации
1. Субвенции на осуществление государственных полномочий, переданных исполнительно-распорядительным органам муниципальных образований, по составлению (изменению) списков кандидатов в присяжные заседатели федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации (далее - субвенции) предоставляются бюджетам муниципальных районов и городских округов области (далее - муниципальные образования) в целях реализации мер по участию граждан в осуществлении правосудия в качестве присяжных заседателей в соответствии с Федеральным законом от 20 августа 2004 года N 113-ФЗ "О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации".
2. Объем субвенций бюджетам муниципальных образований определяется в пределах ассигнований, выделенных бюджету Вологодской области в соответствующем финансовом году на указанные цели из федерального бюджета.
3. Объем субвенции бюджету муниципального образования определяется по формуле:
, где:
- объем субвенции бюджету i-го муниципального образования;
- объем субвенции, предоставленной из федерального бюджета областному бюджету;
- прогнозируемая численность граждан, подлежащих включению в общий и запасной списки кандидатов в присяжные заседатели области в i-м муниципальном образовании, либо прогнозируемая численность кандидатов в присяжные заседатели области, утративших право быть присяжными заседателями по i-му муниципальному образованию (в случае изменения и дополнения списков);
- прогнозируемая численность граждан, подлежащих включению в общий и запасной списки кандидатов в присяжные заседатели, либо прогнозируемая численность кандидатов в присяжные заседатели области, утративших право быть присяжными заседателями (в случае изменения и дополнения списков) в целом по области.
V. Методика распределения субвенций бюджетам муниципальных образований на обеспечение общеобразовательного процесса в муниципальных общеобразовательных организациях
1. Субвенции на обеспечение общеобразовательного процесса (далее - субвенции) предоставляются бюджетам муниципальных районов и городских округов (далее - муниципальные образования) в целях обеспечения государственных гарантий реализации прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования, а также дополнительного образования в муниципальных общеобразовательных организациях.
2. За счет субвенции обеспечиваются:
1) расходы на оплату труда работников в муниципальных общеобразовательных организациях;
2) расходы на учебники и учебные пособия, средства обучения, игры, игрушки (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг, осуществляемых из местных бюджетов) в муниципальных общеобразовательных организациях (далее - учебные расходы).
3. Расходы на оплату труда работников муниципальных общеобразовательных учреждений и учебные расходы учтены в нормативах, установленных частями 5, 6 и 7 настоящей Методики.
Учебные расходы в нормативе подушевого финансирования на 1 обучающегося и нормативе финансирования на 1 класс-комплект устанавливаются для муниципальных общеобразовательных организаций, за исключением базовых школ, в размере 0,85 процента, для базовых школ - 1,7 процента.
Законом Вологодской области от 30 июня 2014 г. N 3391-ОЗ пункт 4 раздела V настоящего приложения изложен в новой редакции, вступающей в силу со дня официального опубликования названного Закона
4. Объем субвенции бюджету муниципального образования определяется по формуле:
, где
- объем субвенции бюджету i-го муниципального образования;
= 1, 2, 3 - местонахождение образовательных организаций (1 - городской населенный пункт, за исключением города Череповца, 2 - город Череповец, 3 - сельский населенный пункт);
= 1, 2, 3 - ступени обучения (1 - ступень начального общего образования, 2 - ступень основного общего образования, 3 - ступень среднего общего образования);
- нормативы подушевого финансирования на обеспечение общеобразовательного процесса в муниципальных общеобразовательных организациях, имеющих местонахождение в городских населенных пунктах, в общеобразовательных классах, в общеобразовательных классах, перешедших на обучение по федеральным государственным образовательным стандартам (ФГОС), в общеобразовательных классах базовых школ, в общеобразовательных классах базовых школ, перешедших на обучение по федеральным государственным образовательным стандартам (ФГОС), классах для лиц, проявивших выдающиеся способности, классах для лиц, проявивших выдающиеся способности, перешедших на обучение по федеральным государственным образовательным стандартам (ФГОС), в классах для детей с ограниченными возможностями здоровья, кадетских классах, классах с углубленным изучением отдельных предметов, классах с углубленным изучением отдельных предметов, перешедших на обучение по федеральным государственным образовательным стандартам (ФГОС), дошкольных группах в общеобразовательных организациях, интернатах при школах, с очно-заочной формой обучения классах с очно-заочной формой обучения для учащихся в исправительных колониях на одного обучающегося в год;
- норматив подушевого финансирования на обеспечение общеобразовательного процесса в муниципальных общеобразовательных организациях, при индивидуальном обучении на дому, на одного обучающегося в год;
- нормативы финансирования на обеспечение общеобразовательного процесса в муниципальных общеобразовательных организациях области, имеющих местонахождение в сельских населенных пунктах в общеобразовательных классах, в общеобразовательных классах, перешедших на обучение по федеральным государственным образовательным стандартам (ФГОС), в общеобразовательных классах базовых школ, в общеобразовательных классах базовых школ, перешедших на обучение по федеральным государственным образовательным стандартам (ФГОС), классах с углубленным изучением отдельных предметов, в классах для детей с ограниченными возможностями здоровья, дошкольных группах в общеобразовательных организациях, интернатах при школах, с очно-заочной формой обучения в муниципальных общеобразовательных организациях, классах с очно-заочной формой обучения для учащихся в исправительных колониях в расчете на один класс-комплект в год;
- нормативы подушевого финансирования на обеспечение общеобразовательного процесса в общеобразовательных классах центров образования, имеющих специализированные структурные подразделения, реализующие дополнительные предпрофессиональные программы в сфере искусств;
- прогнозируемая Департаментом образования области по данным статистической отчетности среднегодовая численность обучающихся в муниципальных общеобразовательных организациях, имеющих местонахождение в городских населенных пунктах, по основным общеобразовательным программам в общеобразовательных классах, в общеобразовательных классах, перешедших на обучение по федеральным государственным образовательным стандартам (ФГОС), в общеобразовательных классах базовых школ, в общеобразовательных классах базовых школ, перешедших на обучение по федеральным государственным образовательным стандартам (ФГОС), классах для лиц, проявивших выдающиеся способности, классах для лиц, проявивших выдающиеся способности, перешедших на обучение по федеральным государственным образовательным стандартам (ФГОС), в классах для детей с ограниченными возможностями здоровья, кадетских классах, классах с углубленным изучением отдельных предметов, классах с углубленным изучением отдельных предметов, перешедших на обучение по федеральным государственным образовательным стандартам (ФГОС), дошкольных группах в общеобразовательных организациях, интернатах при школах, с очно-заочной формой обучения, классах с очно-заочной формой обучения для учащихся в исправительных колониях на территории i-го муниципального образования;
- прогнозируемая Департаментом образования области по данным статистической отчетности среднегодовая численность обучающихся в муниципальных общеобразовательных организациях, индивидуально на дому;
- прогнозируемое Департаментом образования области по данным статистической отчетности среднегодовое число классов-комплектов в муниципальных общеобразовательных организациях области, имеющих местонахождение в сельских населенных пунктах по основным общеобразовательным программам в общеобразовательных классах, в общеобразовательных классах, перешедших на обучение по федеральным государственным образовательным стандартам (ФГОС), в общеобразовательных классах базовых школ, в общеобразовательных классах базовых школ, перешедших на обучение по федеральным государственным образовательным стандартам (ФГОС), классах с углубленным изучением отдельных предметов, в классах для детей с ограниченными возможностями здоровья, дошкольных группах в общеобразовательных организациях, интернатах при школах, с очно-заочной формой обучения в муниципальных общеобразовательных организациях, классах с очно-заочной формой обучения для учащихся в исправительных колониях, дошкольных группах в общеобразовательных организациях на территории i-го муниципального образования;
- прогнозируемая Департаментом образования области по данным статистической отчетности среднегодовая численность обучающихся по основным общеобразовательным программам в общеобразовательных классах центров образования, имеющих специализированные структурные подразделения, реализующие дополнительные предпрофессиональные программы в сфере искусств;
= 1, 2, 3 - ступени обучения (1 - ступень начального общего образования, 2 - ступень основного общего образования, 3 - ступень среднего общего образования);
- коэффициент, учитывающий повышение заработной платы педагогических работников в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики" (в 2014 году - 1, в 2015 году - 1,076, в 2016 году - 1,16).
Законом Вологодской области от 30 июня 2014 г. N 3391-ОЗ пункт 5 раздела V настоящего приложения изложен в новой редакции, вступающей в силу со дня официального опубликования названного Закона
5. Устанавливаются следующие нормативы подушевого финансирования на обеспечение общеобразовательного процесса в муниципальных общеобразовательных организациях области, имеющих местонахождение в городских населенных пунктах, - объем финансовых средств, необходимых для реализации образовательной программы в муниципальных общеобразовательных организациях, имеющих местонахождение в городских населенных пунктах, в соответствии с государственным образовательным стандартом общего образования в расчете на одного обучающегося в год по ступеням обучения:
Наименование |
Значение нормативов, рубли |
|
городской населенный пункт (кроме города Череповца) |
город Череповец |
|
1 |
2 |
3 |
Общеобразовательные классы |
|
|
ступень начального общего образования |
27 864 |
30 286 |
ступень основного общего образования, в том числе: по классам, не перешедшим на обучение по федеральным государственным образовательным стандартам (ФГОС) |
28 567 |
31050 |
по классам, перешедшим на обучение по федеральным государственным образовательным стандартам (ФГОС) |
29 558 |
32 128 |
ступень среднего общего образования |
32 615 |
35 452 |
Общеобразовательные классы в базовых школах |
|
|
ступень начального общего образования |
28 105 |
30 548 |
ступень основного общего образования, в том числе: по классам, не перешедшим на обучение по федеральным государственным образовательным стандартам (ФГОС) |
28 814 |
31318 |
по классам, перешедшим на обучение по федеральным государственным образовательным стандартам (ФГОС) |
29 814 |
32 406 |
ступень среднего общего образования |
32 897 |
35 759 |
Классы для лиц, проявивших выдающиеся способности |
|
|
ступень начального общего образования |
31499 |
34 237 |
ступень основного общего образования, в том числе: по классам, не перешедшим на обучение по федеральным государственным образовательным стандартам (ФГОС) |
34 409 |
37 402 |
по классам, перешедшим на обучение по федеральным государственным образовательным стандартам (ФГОС) |
35 718 |
38 824 |
ступень среднего общего образования |
39 174 |
42 581 |
Классы с углубленным изучением отдельных предметов |
|
|
ступень начального общего образования |
27 864 |
30 286 |
ступень основного общего образования, в том числе: по классам, не перешедшим на обучение по федеральным государственным образовательным стандартам (ФГОС) |
30 440 |
33 086 |
по классам, перешедшим на обучение по федеральным государственным образовательным стандартам (ФГОС) |
31 597 |
34 344 |
ступень среднего общего образования |
34 655 |
37 667 |
Кадетские классы |
|
|
ступень начального общего образования |
34 432 |
37 426 |
ступень основного общего образования |
43 552 |
47 339 |
ступень среднего общего образования |
48 414 |
52 624 |
Классы для детей с ограниченными возможностями здоровья |
|
|
ступень начального общего образования |
72 424 |
78 721 |
ступень основного общего образования |
87 616 |
95 234 |
ступень среднего общего образования |
92 863 |
100 939 |
Интернаты при школах |
20 661 |
22 457 |
Дошкольные группы общеразвивающей направленности в общеобразовательных организациях, за исключением г. Вологды |
44 001 |
43 762 |
Дошкольные группы общеразвивающей направленности в общеобразовательных организациях г. Вологды |
40 261 |
|
Дошкольные группы компенсирующей направленности (для детей с ограниченными возможностями здоровья) в общеобразовательных организациях |
128 836 |
140 038 |
Классы очно-заочной формы обучения |
18 429 |
20 031 |
Классы очно-заочной формы обучения |
29 646 |
32 224 |
для учащихся исправительных колонии |
|
|
Общеобразовательные классы центров образования, имеющих специализированные структурные подразделения, реализующие дополнительные предпрофессиональные программы в сфере искусств |
|
|
ступень начального общего образования |
48 961 |
53 218 |
ступень основного общего образования, в том числе: по классам, не перешедшим на обучение по федеральным государственным образовательным стандартам (ФГОС) |
59 010 |
64 141 |
ступень среднего общего образования |
65 942 |
71676 |
Законом Вологодской области от 30 июня 2014 г. N 3391-ОЗ в пункт 6 раздела V настоящего приложения внесены изменения, вступающие в силу со дня официального опубликования названного Закона
6. Устанавливаются следующие нормативы подушевого финансирования на обеспечение общеобразовательного процесса в муниципальных общеобразовательных организациях, при индивидуальном обучении на дому - объем финансовых средств, необходимых для реализации образовательной программы в соответствии с государственным образовательным стандартом общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях индивидуально на дому на одного обучающегося в год по ступеням обучения:
Наименование |
Значение нормативов, рубли |
||
городской населенный пункт (кроме города Череповца) |
город Череповец |
сельский населенный пункт |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
Индивидуальное обучение на дому |
168 427 |
183 072 |
199 617 |
7. Устанавливаются следующие нормативы финансирования на обеспечение общеобразовательного процесса в муниципальных общеобразовательных организациях области, имеющих местонахождение в сельских населенных пунктах - объем финансовых средств, необходимых для реализации образовательной программы в соответствии с государственным образовательным стандартом общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях области, имеющих местонахождение в сельских населенных пунктах, в расчете на один класс-комплект, группу в год по ступеням обучения:
(рублей)
Наименование |
Значение нормативов |
1 |
2 |
Общеобразовательные классы | |
ступень начального общего образования |
702 654 |
ступень основного общего образования, в том числе: по классам, не перешедшим на обучение по федеральным государственным образовательным стандартам (ФГОС) |
734 010 |
по классам, перешедшим на обучение по федеральным государственным образовательным стандартам (ФГОС) |
775 510 |
ступень среднего общего образования |
798 776 |
Общеобразовательные классы в базовых школах | |
ступень начального общего образования |
855 363 |
ступень основного общего образования, в том числе: по классам, не перешедшим на обучение по федеральным государственным образовательным стандартам (ФГОС) |
876 928 |
по классам, перешедшим на обучение по федеральным государственным образовательным стандартам (ФГОС) |
907 370 |
ступень среднего общего образования |
1 001 236 |
Классы с углубленным изучением отдельных предметов |
|
ступень начального общего образования |
848 030 |
ступень основного общего образования |
926 420 |
ступень среднего общего образования |
1 054 694 |
Классы для детей с ограниченными возможностями здоровья | |
ступень начального общего образования |
1 030 021 |
ступень основного общего образования |
1 246 086 |
ступень среднего общего образования |
1 320 583 |
Интернаты при школах |
754 551 |
Классы очно-заочной формы обучения |
209 598 |
Классы очно-заочной формы обучения для учащихся исправительных колоний |
544 953 |
Дошкольные группы в общеобразовательных организациях |
1 262 746 |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.