Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 1
Административный регламент
предоставления государственной услуги по назначению и выплате единовременного пособия малоимущим семьям на детей, идущих в первый класс
(утв. приказом департамента социальной защиты населения области от 8 августа 2011 г. N 408)
15 июня 2012 г., 3 июля, 31 октября 2013 г.
I. Общие положения
1.1. Административный регламент предоставления государственной услуги по назначению и выплате единовременного пособия малоимущим семьям на детей, идущих в первый класс (далее соответственно - административный регламент, государственная услуга, пособие), устанавливает порядок и стандарт предоставления государственной услуги.
1.2. Государственная услуга предоставляется одному из родителей (опекунов, приемных родителей, усыновителей) (далее - заявители) в семьях, имеющих размер среднедушевого дохода ниже величины прожиточного минимума, установленного в расчете на душу населения в соответствии с законодательством области, (далее - малоимущие семьи) на каждого совместно проживающего с ним ребенка, идущего в первый класс, для приобретения одежды, обуви и школьных принадлежностей:
а) на детей, родители которых имеют право на получение ежемесячного пособия на ребенка в соответствии с законом области от 29 декабря 2003 года N 982-ОЗ "Об охране семьи, материнства, отцовства и детства в Вологодской области" (далее - ежемесячное пособие на ребенка);
б) на детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся под опекой в малоимущих семьях опекунов (приемных родителей), которым в соответствии с действующим законодательством выплачиваются денежные средства на их содержание.
Государственная услуга предоставляется заявителям, проживающим на территории Вологодской области.
От имени заявителя может выступать иное физическое лицо, наделенное соответствующими полномочиями в установленном законом порядке.
Требования к порядку информирования о предоставлении государственной услуги
1.3. Информация о месте нахождения, контактных телефонах и адресах электронной почты органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов области, осуществляющих отдельные государственные полномочия в сфере социальной защиты населения (далее - органы социальной защиты населения), адресах многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - МФЦ), и информация о месте нахождения, графике работы, контактных телефонах, адресах электронной почты и официального интернет-сайта Департамента социальной защиты населения Вологодской области (далее - Департамент) представлена в приложении 1 к настоящему административному регламенту.
Приказом Департамента социальной защиты населения Вологодской области от 31 октября 2013 г. N 415 в пункт 1.4 раздела I настоящего приложения внесены изменения
1.4. Адрес официального сайта Правительства Вологодской области в информационно-телекоммуникационной сети Интернет:
www.vologda-oblast.ru.
Адрес Портала государственных и муниципальных услуг (функций) Вологодской области в информационно-телекоммуникационной сети Интернет:
www.gosuslugi.gov35.ru.
Адрес Единого портала государственных и муниципальных услуг (функций) в информационно-телекоммуникационной сети Интернет: www.gosuslugi.ru.
Приказом Департамента социальной защиты населения Вологодской области от 31 октября 2013 г. N 415 в пункт 1.5 раздела I настоящего приложения внесены изменения
1.5. Информацию по вопросам предоставления государственной услуги можно получить:
на официальном сайте Правительства Вологодской области, Портале государственных и муниципальных услуг (функций) Вологодской области, на Едином портале государственных и муниципальных услуг (функций)
на информационных стендах в помещениях Департамента, органов социальной защиты населения и МФЦ (при наличии соглашений о взаимодействии органов социальной защиты населения с МФЦ по вопросам приема документов на предоставление государственной услуги);
обратившись в Департамент, в органы социальной защиты населения, в МФЦ (при наличии соглашений о взаимодействии органов социальной защиты населения с МФЦ по вопросам приема документов на предоставление государственной услуги) по почте, по электронной почте, посредством факсимильной связи, по телефону, лично.
1.6. Информирование о предоставлении государственной услуги осуществляется по следующим вопросам:
а) о законодательных и иных нормативных правовых актах Российской Федерации и Вологодской области, устанавливающих требования к предоставлению государственной услуги;
б) о настоящем административном регламенте, приказе о его утверждении и уполномоченных должностных лицах, ответственных за предоставление государственной услуги;
в) о ходе предоставления государственной услуги;
г) о сроках предоставления государственной услуги;
Приказом Департамента социальной защиты населения Вологодской области от 31 октября 2013 г. N 415 в подпункт "д" пункта 1.6 раздела I настоящего приложения внесены изменения
д) о перечне документов, необходимых для предоставления государственной услуги, в том числе об образцах заявлений;
е) о месте нахождения, графике работы, номерах телефонов Департамента, адресах официального сайта Департамента в информационно-телекоммуникационной сети Интернет и электронной почты Департамента;
ж) о месте нахождения, номерах телефонов органов социальной защиты населения и МФЦ;
з) о порядке получения консультаций;
и) об административных процедурах, осуществляемых при предоставлении государственной услуги;
к) о порядке обжалования действий (бездействия) должностных лиц и государственных служащих Департамента и органов социальной защиты населения, а также принимаемых ими решений в ходе предоставления государственной услуги;
л) о порядке и формах контроля за предоставлением государственной услуги;
м) иной информации о деятельности Департамента, органов социальной защиты населения, МФЦ в соответствии с Федеральным законом от 9 февраля 2009 года N 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления".
1.7. При информировании по вопросам предоставления государственной услуги по письменным запросам ответ направляется посредством почтового отправления в адрес заинтересованного лица в срок, не превышающий 5 рабочих дней со дня поступления письменного запроса.
При информировании в форме ответов по электронной почте ответ на обращение направляется на электронный адрес заинтересованного лица в срок, не превышающий 5 рабочих дней со дня поступления обращения.
1.8. Индивидуальное устное информирование осуществляется специалистами Департамента (органа социальной защиты населения, МФЦ), ответственными за информирование, при обращении заинтересованных лиц лично или по телефону.
При ответе специалист Департамента (органа социальной защиты населения, МФЦ), ответственный за информирование, должен сообщить информацию о наименовании Департамента (органа социальной защиты населения, МФЦ), фамилию, имя, отчество и должность специалиста.
Если для ответа требуется уточнение сведений о заинтересованном лице, изучение документов по интересующему его вопросу, специалист Департамента (органа социальной защиты населения, МФЦ), ответственный за информирование, предлагает гражданину обратиться за необходимой информацией в письменном виде либо назначить другое удобное для него время для повторного информирования.
Максимальное время информирования по телефону ограничивается 10 минутами.
Приказом Департамента социальной защиты населения Вологодской области от 31 октября 2013 г. N 415 в пункт 1.9 раздела I настоящего приложения внесены изменения
1.9. Публичное письменное информирование осуществляется путем публикации информационных материалов о правилах предоставления государственной услуги, а также настоящего административного регламента и приказа об его утверждении:
в средствах массовой информации;
в информационно-телекоммуникационных сетях общего пользования (в сети Интернет), в т.ч. на официальном сайте Правительства Вологодской области, на Портале государственных и муниципальных услуг (функций) Вологодской области, на Едином портале государственных и муниципальных услуг (функций);
на информационном стенде в Департаменте (органе социальной защиты населения, МФЦ).
С целью информирования о правилах предоставления государственной услуги Департамент (орган социальной защиты населения, МФЦ) издает буклеты, информационные брошюры и проспекты.
Тексты информационных материалов печатаются удобным для чтения шрифтом, без исправлений, наиболее важная информация может быть выделена другим видом шрифта.
II. Стандарт предоставления государственной услуги
Наименование государственной услуги
2.1. Назначение и выплата единовременного пособия малоимущим семьям на детей, идущих в первый класс.
Наименование органа, организации, предоставляющих государственную услугу
2.2. Государственная услуга предоставляется:
органами социальной защиты населения по месту жительства (месту пребывания) заявителя в части приема документов на предоставление государственной услуги и принятия решения о предоставлении либо об отказе в предоставлении государственной услуги;
МФЦ (при наличии соглашений о взаимодействии органов социальной защиты населения с МФЦ) по месту жительства (месту пребывания) заявителя в части приема документов на предоставление государственной услуги;
Департаментом, а именно специалистами отдела организации назначения и выплаты пособий на детей управления социальных выплат Департамента, специалистами управления бухгалтерского учета, бюджетной отчетности и контроля Департамента в части проверки обоснованности принятия решения о назначении пособия и организации его выплаты. Перечень должностных лиц, ответственных за предоставление государственной услуги, определяется приказом Департамента, который размещается на официальном интернет-сайте Департамента и информационном стенде в Департаменте.
Действие настоящего административного регламента распространяется на деятельность МФЦ при предоставлении государственной услуги с учетом соглашений о взаимодействии.
2.3. Органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов области, уполномоченные в сфере образования, участвуют в предоставлении государственной услуги, формируя списки детей, идущих в первый класс.
2.4. Кредитные организации участвуют в предоставлении государственной услуги, осуществляя зачисление сумм пособия на лицевой счет заявителя.
Организации федеральной почтовой связи участвуют в предоставлении государственной услуги, осуществляя почтовый перевод денежных средств по месту жительства (месту пребывания) заявителя.
2.5. Запрещается требовать от заявителя осуществления действий, в том числе согласований, необходимых для получения государственной услуги и связанных с обращением в иные государственные органы и организации, за исключением получения услуг, включенных в перечень услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственных услуг, утвержденный Правительством Вологодской области.
Результат предоставления государственной услуги
2.6. Результатом предоставления государственной услуги является:
а) зачисление суммы пособия на лицевые счета заявителей в кредитных организациях либо осуществление почтового перевода денежных средств по месту жительства (месту пребывания) заявителя.
Размер пособия составляет 3000 рублей на каждого ребенка, идущего в первый класс;
б) отказ заявителю в назначении пособия.
Срок предоставления государственной услуги
2.7. Общий срок предоставления государственной услуги:
а) на основании списков детей, идущих в первый класс, и базы данных малоимущих получателей ежемесячного пособия на ребенка - на детей, указанных в подпункте "а" пункта 1.2 настоящего административного регламента, с даты поступления в органы социальной защиты населения списков детей, идущих в первый класс до перечисления Департаментом денежных средств в кредитные организации для зачисления денежных средств на лицевые счета заявителей, либо в организацию федеральной почтовой связи для осуществления почтового перевода денежных средств по месту жительства (месту пребывания) составляет не более 55 дней;
б) на основании заявления заявителя (представителя заявителя) со дня регистрации заявления о назначении пособия в органе социальной защиты населения (в МФЦ) до перечисления Департаментом денежных средств в кредитные организации для зачисления денежных средств на лицевой счет заявителя, либо в организацию федеральной почтовой связи для осуществления почтового перевода денежных средств пособия заявителю по месту жительства (месту пребывания) составляет не более 72 дней.
2.8. Срок принятия решения о назначении (об отказе в назначении) пособия:
а) на основании списков детей, идущих в первый класс, и базы данных малоимущих получателей ежемесячного пособия на ребенка - на детей, указанных в подпункте "а" пункта 1.2 настоящего административного регламента, в срок до 17 августа текущего года;
б) на основании заявления заявителя (представителя заявителя) не позднее 10 дней со дня регистрации заявления о назначении пособия в органе социальной защиты населения (МФЦ).
2.9. Срок направления решения об отказе в назначении пособия составляет не более 5 рабочих дней со дня принятия решения.
Перечень нормативных правовых актов, регулирующих отношения, возникающие в вязи с предоставлением государственной услуги
2.10. Государственная услуга предоставляется в соответствии со следующими нормативными правовыми актами:
Конституцией Российской Федерации, принятой всенародным голосованием 12 декабря 1993 года;
Федеральным законом от 24 октября 1997 года N 134-ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации";
Федеральным законом от 27 июля 2006 года N 152-ФЗ "О персональных данных";
Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг";
законом Вологодской области от 4 января 1996 года N 52-ОЗ "О прожиточном минимуме в Вологодской области";
законом Вологодской области от 29 декабря 2003 года N 982-ОЗ "Об охране семьи, материнства, отцовства и детства в Вологодской области";
законом Вологодской области от 17 декабря 2007 года N 1718-ОЗ "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями в сфере социальной защиты населения области";
постановлением Правительства Вологодской области от 29 ноября 2004 года N 1086 "Об утверждении Порядка назначения и выплаты ежемесячного пособия на ребенка и Порядка учета и исчисления величины среднедушевого дохода, дающего право на получение ежемесячного пособия на ребенка";
постановлением Правительства Вологодской области от 20 декабря 2007 года N 1805 "Об утверждении Порядка назначения и выплаты единовременного пособия малоимущим семьям на детей, идущих в первый класс";
постановлением Правительства Вологодской области от 4 июля 2011 года N 791 "Об утверждении Положения и структуры Департамента социальной защиты населения Вологодской области";
постановлением Правительства Вологодской области от 24 декабря 2012 года N 1539 "О досудебном (внесудебном) обжаловании заявителем решений и действий (бездействия) органов исполнительной государственной власти области, предоставляющих государственные услуги, руководителей, иных должностных лиц и государственных служащих при предоставлении государственной услуги".
Исчерпывающий перечень документов, необходимых в соответствии с нормативными правовыми актами для предоставления государственной услуги и услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственной услуги, подлежащих представлению заявителем, порядок их представления
2.11. Заявители, получающие ежемесячное пособие на ребенка, не включенного в списки детей, идущих в первый класс либо идущего в первый класс не по месту жительства (месту пребывания) заявителя, для получения государственной услуги представляют:
а) заявление о назначении пособия (далее - заявление), составленное в письменном виде по образцу согласно приложению 2 к настоящему административному регламенту.
Заявление заполняется разборчиво, в машинописном виде или от руки, заверяется подписью заявителя.
Заявление по просьбе заявителя может быть заполнено специалистом, ответственным за прием документов. В этом случае заявитель вписывает в заявление от руки свои фамилию, имя, отчество (полностью) и ставит подпись.
Заявление представляется в единственном экземпляре - оригинале.
При заполнении заявления не допускается использование сокращений слов и аббревиатур. Ответы на содержащиеся в заявлении вопросы должны быть конкретными и исчерпывающими.
б) справку образовательного учреждения о зачислении ребенка в первый класс.
2.12. Заявители, не получающие ежемесячное пособие на ребенка, для получения государственной услуги представляют:
а) заявление, составленное в письменном виде по образцу согласно приложению 2 к настоящему административному регламенту.
б) копию паспорта заявителя (страниц, содержащих информацию о личности, отметки о регистрации по месту жительства, сведения о регистрации и расторжении брака);
в) копию свидетельства о рождении ребенка, выданного органами записи актов гражданского состояния, или копию свидетельства о рождении ребенка, выданного консульским учреждением Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации, - если ребенок родился на территории иностранного государства, а в случаях, когда регистрация рождения ребенка произведена компетентным органом иностранного государства:
копию документа, подтверждающего факт рождения и регистрации ребенка, выданного и удостоверенного штампом "апостиль" компетентным органом иностранного государства, с удостоверенным в установленном законодательством Российской Федерации порядке переводом на русский язык, - если ребенок родился на территории иностранного государства - участника Конвенции, отменяющей требование легализации иностранных официальных документов, заключенной в Гааге 5 октября 1961 года (далее - Конвенция);
копию документа, подтверждающего факт рождения и регистрации ребенка, выданного компетентным органом иностранного государства, переведенного на русский язык и легализованного консульским учреждением Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации, - если ребенок родился на территории иностранного государства, не являющегося участником Конвенции;
копию документа, подтверждающего факт рождения и регистрации ребенка, выданного компетентным органом иностранного государства, переведенного на русский язык и скрепленного гербовой печатью, - если ребенок родился на территории иностранного государства, являющегося участником Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам, заключенной в городе Минске 22 января 1993 года;
г) документы о доходах семьи за шесть месяцев, предшествующих месяцу подачи заявления о назначении пособия, необходимые для определения величины среднедушевого дохода, дающего право на получение пособия.
В случае если у заявителя или у полностью дееспособных и ограниченных в дееспособности членов его семьи, отсутствовали доходы в течение шести месяцев, предшествующих месяцу подачи заявления о назначении пособия, на каждого из них представляется копия трудовой книжки или военного билета или другого документа, содержащего сведения о последнем месте работы (службы, учебы).
2.13. Заявитель, не получающий ежемесячное пособие дополнительно представляет:
а) справку образовательного учреждения о зачислении ребенка в первый класс - если в списке детей, идущих в первый класс, отсутствуют данные о ребенке-первокласснике либо ребенок идет в первый класс не по месту жительства;
б) копию акта органа опеки и попечительства о назначении ребенку опекуна (попечителя) - если заявителем является опекун (попечитель);
в) копию договора, заключенного между органом опеки и попечительства и приемными родителями, о передаче ребенка на воспитание в приемную семью - если заявителем является приемный родитель;
г) копию решения суда об усыновлении ребенка или копию свидетельства об усыновлении (удочерении), выданного органами записи актов гражданского состояния, - если заявителем является усыновитель, который не указан в качестве родителя в документах, предусмотренных в подпункте "в" пункта 2.12 настоящего административного регламента;
д) копию свидетельства о регистрации по месту пребывания - если за назначением пособия обращается заявитель, являющийся гражданином Российской Федерации, временно проживающий на территории Вологодской области;
е) копию вида на жительство - если заявителем является лицо без гражданства, постоянно проживающее на территории Вологодской области;
ж) копию паспорта иностранного гражданина с отметкой о выдаче вида на жительство или копию вида на жительство - если заявителем является иностранный гражданин, постоянно проживающий на территории Вологодской области;
з) копию документа, подтверждающего право временно проживать в Российской Федерации, - если заявителем является иностранный гражданин или лицо без гражданства, временно проживающие на территории Вологодской области;
и) копию удостоверения беженца - если заявитель имеет статус беженца и проживает на территории Вологодской области.
2.14. В случае обращения за назначением пособия представителя заявителя, им представляется заявление, составленное по образцу согласно приложению 3 к настоящему административному регламенту.
Дополнительно к документам, указанным в подпункте "б" пункта 2.11, подпунктах "б" - "г" пункта 2.12, в пункте 2.13 настоящего административного регламента, представитель заявителя представляет:
а) копию паспорта представителя заявителя (страницы, содержащей информацию о личности представителя заявителя);
б) копию документа, подтверждающего полномочия представителя заявителя.
2.15. Документы могут быть представлены заявителем (представителем заявителя) в органы социальной защиты населения (МФЦ) следующими способами:
а) путем личного обращения;
б) посредством почтовой связи.
2.16. Копии документов представляются с предъявлением подлинников либо заверенными в нотариальном порядке.
В случае предоставления документов на иностранном языке они должны быть переведены на русский язык. Верность перевода должна быть нотариально удостоверена.
Документы не должны содержать подчисток либо приписок, зачеркнутых слов и иные, не оговоренных в них исправлений, а также серьезных повреждений, не позволяющих однозначно истолковать их содержание.
Исчерпывающий перечень документов, необходимых в соответствии с нормативными правовыми актами для предоставления государственной услуги и услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственной услуги, которые находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления и иных организаций и которые заявитель вправе представить, порядок их представления
2.17. Документов, необходимых для предоставления государственной услуги, которые находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления и иных организаций, не имеется.
Приказом Департамента социальной защиты населения Вологодской области от 31 октября 2013 г. N 415 в пункт 2.18 раздела II настоящего приложения внесены изменения
2.18. Запрещено требовать от заявителя:
представления документов и информации или осуществления действий, представление или осуществление которых не предусмотрено нормативными правовыми актами, регулирующими отношения, возникающие в связи с предоставлением государственной услуги;
представления документов и информации, в том числе подтверждающих внесение заявителем платы за предоставление государственной услуги, которые находятся в распоряжении органов, предоставляющих государственные услуги, органов, предоставляющих муниципальные услуги, иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, участвующих в предоставлении государственных и муниципальных услуг, в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, за исключением документов, включенных в определенный частью 6 статьи 7 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" перечень документов.
Исчерпывающий перечень оснований для отказа в приеме документов, необходимых для предоставления государственной услуги
2.19. Основанием для отказа в приеме документов для назначения пособия является непредставление какого-либо из необходимых документов, указанных в пунктах 2.11 - 2.14 настоящего административного регламента.
Исчерпывающий перечень оснований для приостановления и (или) отказа в предоставлении государственной услуги, срок приостановления предоставления государственной услуги
2.20. Оснований для приостановления выплаты пособия не предусмотрено.
2.21. Основанием для отказа в назначении пособия являются:
а) выявление противоречий в сведениях, содержащихся в представленных документах;
б) отсутствие у заявителя права на пособие на день регистрации заявления о назначении пособия органом социальной защиты населения (МФЦ).
Перечень услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственной услуги, в том числе сведения о документе (документах), выдаваемом (выдаваемых) организациями, участвующими в предоставлении государственной услуги
2.22. Услугами, необходимыми и обязательными для предоставления государственной услуги, в том числе сведениями о документе (документах), выдаваемом (выдаваемых) организациями, участвующими в предоставлении государственной услуги, являются:
а) выдача по месту работы (службы) членов семьи документов о доходах;
б) выдача документа, подтверждающего оплату оказанных услуг (выполненных подрядных работ), подтверждающего доход заявителя или членов его семьи;
в) выдача организацией (индивидуальным предпринимателем), в которой (у которого) производятся удержания алиментов, справки об удержанных суммах;
г) выдача кредитной организацией справки о зачислении на вклад получателя алиментов;
д) выдача кредитной организацией справки о начисленных процентах по вкладам;
е) проставление отметки налогового органа в налоговой декларации за истекший налоговый период, подтверждающей ее принятие;
ж) выдача по месту учебы справки о выплаченной стипендии;
з) выдача учреждениями государственной службы занятости населения справки о выплате пособий, материальной помощи безработным гражданам;
и) выдача образовательным учреждением справки, подтверждающей обучение ребенка по очной форме;
к) выдача образовательным учреждением справки о зачислении ребенка в первый класс.
Порядок, размер и основания взимаемой государственной пошлины или иной платы, взимаемой за предоставление государственной услуги
2.23. Предоставление государственной услуги осуществляется для заявителей на безвозмездной основе.
Максимальный срок ожидания в очереди при подаче запроса о предоставлении государственной услуги и при получении результата предоставления государственной услуги
2.24. Срок ожидания в очереди при подаче запроса о предоставлении государственной услуги не должен превышать 15 минут.
Срок и порядок регистрации запроса заявителя о предоставлении государственной услуги
2.25. Запрос о предоставлении государственной услуги регистрируется в день представления заявителем (представителем заявителя) заявления о назначении пособия и необходимых документов, указанных в пунктах 2.11 - 2.14 настоящего административного регламента, (при направлении заявления и необходимых документов по почте - в день их поступления в орган социальной защиты населения, МФЦ).
Требования к помещениям, в которых предоставляется государственная услуга, к месту ожидания и приема заявителей, размещению и оформлению визуальной, текстовой и мультимедийной информации о порядке предоставления таких услуг
2.26. Центральный вход в здание, в котором предоставляется государственная услуга, оборудуется вывеской, содержащей информацию о наименовании и режиме работы.
Вход в здание оборудуется в соответствии с требованиями, обеспечивающими беспрепятственный доступ инвалидов (пандусы, поручни, другие специальные приспособления).
2.27. На территории, прилегающей к зданию, в котором предоставляется государственная услуга, организуются места для парковки автотранспортных средств, в том числе места для парковки автотранспортных средств инвалидов.
Доступ заявителей к парковочным местам является бесплатным.
2.28. Помещения, предназначенные для предоставления государственной услуги, должны соответствовать санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам.
В помещениях, предназначенных для предоставления государственной услуги, на видном месте помещаются схемы размещения средств пожаротушения и путей эвакуации.
2.29. Места информирования, предназначенные для ознакомления заинтересованных лиц с информационными материалами, оборудуются информационными стендами, наглядной информацией, а также текстом настоящего административного регламента.
Настоящий административный регламент, приказ об его утверждении и перечень должностных лиц, ответственных за предоставление государственной услуги, а также нормативные правовые акты, регулирующие предоставление государственной услуги, должны быть доступны для ознакомления на бумажных носителях, а также в электронном виде (информационные системы общего пользования).
2.30. Места ожидания и приема должны быть удобными для заявителей, оборудованы столами, стульями, обеспечены бланками заявлений, образцами их заполнения, канцелярскими принадлежностями.
2.31. Прием заявителей осуществляется в специально выделенных для этих целей помещениях - кабинетах для приема заявителей.
Кабинеты для приема заявителей оборудуются информационными табличками (вывесками) с указанием номера кабинета и наименования отдела.
Таблички на дверях или стенах устанавливаются таким образом, чтобы при открытой двери таблички были видны и читаемы.
Кабинеты для приема заявителей оборудуются сидячими местами (стульями, кресельными секциями).
Показатели доступности и качества государственной услуги
2.32. Показателями доступности государственной услуги являются:
Приказом Департамента социальной защиты населения Вологодской области от 31 октября 2013 г. N 415 в подпункт "а" пункта 2.32 раздела II настоящего приложения внесены изменения
а) своевременность и полнота предоставляемой информации о государственной услуге, в том числе на Портале государственных и муниципальных услуг (функций) Вологодской области, на Едином портале государственных и муниципальных услуг (функций);
б) возможность выбора способа подачи заявления.
2.33. Показателями качества государственной услуги являются:
а) сроки выполнения всех административных процедур, предусмотренных настоящим административным регламентом;
б) количество обоснованных обращений граждан о несоблюдении порядка и сроков выполнения административных процедур, об истребовании должностными лицами Департамента (органов социальной защиты населения, МФЦ) документов, не указанных в настоящем административном регламенте.
Иные положения
2.34. Государственная услуга предоставляется в беззаявительном порядке малоимущим семьям, получающим ежемесячное пособие на ребенка, включенного в списки детей, идущих в первый класс по месту жительства (месту пребывания) заявителя.
2.35. Орган социальной защиты населения производит расчет величины среднедушевого дохода семьи:
а) для семей, имеющих детей, указанных в подпункте "а" пункта 1.2 настоящего административного регламента, - в соответствии с Порядком учета и исчисления величины среднедушевого дохода, дающего право на получение ежемесячного пособия на ребенка, утвержденным постановлением Правительства области от 29 ноября 2004 года N 1086 (с последующими изменениями) (далее - Порядок учета и исчисления величины среднедушевого дохода);
б) для семей, имеющих детей, указанных в подпункте "б" пункта 1.2 настоящего административного регламента, - в соответствии с Порядком учета и исчисления величины среднедушевого дохода, применяемым с учетом следующих особенностей:
в составе семьи также учитываются несовершеннолетние дети, находящиеся под опекой, и приемные дети в этой семье;
в доходе семьи также учитываются выплачиваемые опекуну (приемному родителю) денежные средства на содержание детей.
2.36. Государственная услуга предоставляется, если заявление о назначении пособия зарегистрировано органе социальной защиты населения, МФЦ до 1 ноября текущего года.
2.37. Пособие выплачивается на детей, идущих в первый класс впервые.
2.38. Выплата пособия производится с 10 августа по 20 декабря текущего года.
2.39. Назначенное и неполученное пособие выплачивается в случае обращения заявителя за его получением в срок не более трех лет со дня его назначения.
2.40. Государственная услуга не предоставляется родителям, лишенным родительских прав (ограниченным в родительских правах), и на детей, находящихся на полном государственном обеспечении в государственных, муниципальных учреждениях, за исключением детей, временно находящихся в специализированных учреждениях области для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации.
2.41. Излишне выплаченная получателю сумма пособия вследствие его злоупотребления (представление документов с заведомо ложными сведениями, сокрытие данных, влияющих на право назначения пособия), возмещается им добровольно или взыскивается в судебном порядке.
Излишне выплаченная получателю сумма пособия по вине Департамента, органа социальной защиты населения, принявшего решение о его назначении, удержанию не подлежит, за исключением счетной ошибки.
III. Состав, последовательность и сроки выполнения административных процедур (действий), требования к порядку их выполнения, в том числе особенности выполнения административных процедур (действий) в электронной форме
3.1. Предоставление государственной услуги включает в себя следующие административные процедуры:
а) прием и регистрация заявления с необходимыми документами;
б) принятие решения о предоставлении либо об отказе в предоставлении государственной услуги;
в) организация выплаты денежных средств заявителям, получающим государственную услугу.
3.2. Блок-схема последовательности выполнения административных процедур предоставления государственной услуги приводится в приложении 4 к настоящему административному регламенту.
Прием и регистрация документов
3.3. Основанием для начала исполнения административной процедуры является:
а) поступление из органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов области, уполномоченных в сфере образования, в органы социальной защиты населения списков детей, идущих в первый класс (далее - списки детей).
Списки детей направляются до 7 августа текущего года.
В списках детей указываются:
- фамилия, имя, отчество обоих родителей (опекунов, приемных родителей, усыновителей);
- фамилия, имя, отчество, дата рождения и место жительства ребенка;
б) поступление справки образовательного учреждения о зачислении ребенка в первый класс (далее - справка).
Специалист (органа социальной защиты населения, МФЦ), ответственный за прием и регистрацию документов, в день поступления справки:
- проводит проверку справки на соответствие требованиям настоящего административного регламента;
- вносит в журнал регистрации заявлений о предоставлении мер социальной поддержки (приложение 5 к настоящему административному регламенту) запись о приеме справки, в том числе полученной по почте.
В случае если справка не соответствует требованиям настоящего административного регламента, специалист, ответственный за прием и регистрацию документов, возвращает заявителю (представителю заявителя) справку в день представления заявителем (представителем заявителя) заявления (при поступлении заявления по почте - в 5-дневный срок со дня поступления справки).
Возврат справки осуществляется с указанием причины возврата, способом, позволяющим подтвердить факт и дату возврата;
в) поступление заявления и необходимых документов, обязанность по предоставлению которых возложена на заявителя (представителя заявителя), на рассмотрение специалисту (органа социальной защиты населения, МФЦ), ответственному за прием и регистрацию документов.
Специалист (органа социальной защиты населения, МФЦ), ответственный за прием и регистрацию документов, в день поступления заявления:
- проверяет наличие всех необходимых документов, указанных в настоящем административном регламенте. При представлении копий документов с подлинниками делает на копии отметку о ее соответствии подлиннику и возвращает подлинник заявителю (представителю заявителя);
- проводит проверку документов на соответствие требованиям настоящего административного регламента;
- вносит в журнал регистрации заявлений о предоставлении мер социальной поддержки (приложение 5 к настоящему административному регламенту) запись о приеме заявления, в том числе полученного по почте.
В случае если к заявлению (в том числе поступившему по почте) не приложены или приложены не все необходимые документы, обязанность по представлению которых возложена на заявителя (представителя заявителя), специалист, ответственный за прием и регистрацию документов, возвращает заявителю (представителю заявителя) заявление и представленные документы в день представления заявителем (представителем заявителя) заявления (при поступлении заявления по почте - в 5-дневный срок со дня поступления заявления).
Возврат заявления и приложенных к нему документов осуществляется с указанием недостающих документов, способом, позволяющим подтвердить факт и дату возврата.
3.4. Результатом исполнения административной процедуры являются:
а) прием и регистрация списков детей;
б) прием заявления и документов (справки) и внесение записи в журнал регистрации заявлений о предоставлении мер социальной поддержки;
в) отказ в приеме заявления и документов (справки).
Принятие решения о предоставлении либо об отказе в предоставлении государственной услуги
3.5. Основанием для начала исполнения административной процедуры являются:
а) поступление в органы социальной защиты населения списков детей, идущих в первый класс.
б) внесение записи в журнал регистрации заявлений о предоставлении мер социальной поддержки.
3.6. Специалист (органа социальной защиты населения, МФЦ), ответственный за прием и регистрацию документов, направляет специалисту органа социальной защиты населения, ответственному за подготовку проекта решения о назначении (об отказе в назначении) пособия заявление и документы (справку), представленные(-ую) заявителем (представителем заявителя), не позднее дня, следующего за днем регистрации заявления о назначении пособия.
3.7. Специалист органа социальной защиты населения, ответственный за подготовку проекта решения о назначении (об отказе в назначении) пособия:
а) вносит информацию о заявителе в базу данных используемого программного комплекса:
- о детях-первоклассниках - на основании списков детей (справки) и базы данных получателей ежемесячного пособия на ребенка из малоимущих семей, используемого программного комплекса;
- о заявителе и его ребенке (детях) - на основании заявления и необходимых документов;
б) посредством используемого программного комплекса готовит проект решения о назначении пособия (в одном экземпляре) либо об отказе в назначении пособия (в двух экземплярах) и удостоверяет проект решения своей подписью.
Проект решения о назначении пособия, подготовленный на основании списков детей (справки) и базы данных получателей ежемесячного пособия на ребенка из малоимущих семей, используемого программного комплекса приобщает в личное дело получателя ежемесячного пособия на ребенка.
Проект решения о назначении пособия, подготовленный на основании заявления, и представленные документы приобщает в личное дело заявителя путем брошюрования документов.
При подготовке проекта решения об отказе в назначении пособия на основании заявления и представленных документов (справки) - указывает основания отказа и порядок его обжалования. Проект решения об отказе приобщает к заявлению и представленным документам (справке);
в) передает подготовленное личное дело либо проект решения об отказе в назначении пособия с приложением заявления и представленных документов (справки) специалисту органа социальной защиты населения, осуществляющему контрольные функции, для проверки права заявителя на предоставление государственной услуги.
Максимальный срок совершения административных действий, указанных в настоящем пункте, не может превышать 7 дней со дня поступления списков детей (5 дней со дня регистрации заявления о назначении пособия).
3.8. Специалист органа социальной защиты населения, осуществляющий контрольные функции, проверяет правомерность подготовленного проекта решения о назначении или об отказе в назначении пособия.
В случае если проект решения о назначении (об отказе в назначении) пособия подготовлен обоснованно, специалист органа социальной защиты населения, осуществляющий контрольные функции, удостоверяет проект решения своей подписью и передает его руководителю органа социальной защиты населения или уполномоченному им лицу.
В случае выявления неправомерности подготовленного проекта решения о назначении (об отказе в назначении) пособия, проект решения и документы в день выявления неправомерного решения возвращает специалисту органа социальной защиты населения, ответственному за подготовку решения о назначении (об отказе в назначении) пособия, для доработки. Срок доработки не может превышать 2 дня со дня возврата проекта решения о назначении (об отказе в назначении) пособия и приложенных к нему документов.
Максимальный срок совершения административного действия, указанного в настоящем пункте, не может превышать 9 дней со дня поступления списков детей, идущих в первый класс (7 дней со дня регистрации заявления о назначении пособия).
3.9. Руководитель органа социальной защиты населения или уполномоченное им лицо принимает решение о назначении пособия либо об отказе в назначении пособия:
а) на основании списков детей и базы данных получателей ежемесячного пособия на ребенка из малоимущих семей, используемого программного комплекса, - в срок до 17 августа текущего года;
б) на основании справки и базы данных получателей ежемесячного пособия на ребенка из малоимущих семей, используемого программного комплекса - не позднее 10 дней со дня регистрации справки;
в) на основании заявления о назначении пособия - не позднее 10 дней со дня регистрации заявления о назначении пособия.
Решение о назначении (об отказе в назначении) пособия подписывается руководителем органа социальной защиты населения или уполномоченным им лицом и удостоверяется печатью органа социальной защиты населения.
В случае принятия руководителем органа социальной защиты населения или уполномоченным им лицом решения об отказе в назначении пособия специалист органа социальной защиты населения, ответственный за ведение личного дела, один экземпляр решения, заявление и представленные документы (справку) подшивает в личное дело заявителя, второй экземпляр решения об отказе в назначении пособия направляет заявителю не позднее 5 рабочих дней со дня принятия решения.
В случае выявления руководителем органа социальной защиты населения или уполномоченным им лицом неправомерного решения о назначении (об отказе в назначении) пособия, проект решения и документы возвращает в день выявления неправомерного решения специалисту органа социальной защиты населения, осуществляющему контрольные функции, для доработки.
Срок доработки не может превышать 1 дня со дня возврата проекта решения о назначении (об отказе в назначении) пособия и приложенных к нему документов.
Максимальный срок совершения административного действия, указанного в настоящем пункте, не может превышать 10 дней со дня регистрации заявления о назначении пособия.
3.10. Специалист органа социальной защиты населения, ответственный за передачу информации о назначенных пособиях в Департамент, посредством используемого программного комплекса обеспечивает передачу информации о назначенных пособиях специалисту Департамента, ответственному за организацию выплаты пособия, в срок не позднее 5 дней со дня принятия решения.
3.11. Результатом выполнения административной процедуры является:
а) принятие руководителем органа социальной защиты населения или уполномоченным им лицом решения о предоставлении государственной услуги и передача информации о назначенных пособиях в Департамент;
б) принятие руководителем органа социальной защиты населения или уполномоченным им лицом решения об отказе в предоставлении государственной услуги и направление заявителю решения об отказе в назначении пособия.
Организация выплаты денежных средств заявителям, получающим государственную услугу
3.12. Основанием для начала исполнения административной процедуры является получение посредством используемого программного комплекса специалистом Департамента, ответственным за организацию выплаты пособия, информации о назначении пособия.
3.13. Специалист Департамента, ответственный за организацию выплаты пособия:
а) осуществляет проверку полученной информации о назначении пособия.
В случае выявления некорректного внесения информации в базу данных используемого программного комплекса дает в письменном виде рекомендации органу социальной защиты населения, принявшему решение о назначении пособия, по исправлению допущенных ошибок и замечаний и осуществляет контроль за их устранением;
б) формирует посредством используемого программного комплекса документы на выплату пособия и оформляет их в форме электронных или бумажных списков - в соответствии с договорами, заключенными Департаментом с кредитными организациями и с организацией федеральной почтовой связи;
в) готовит платежные документы и передает их в государственное казенное учреждение по Вологодской области "Областное казначейство" для перечисления денежных средств на выплату пособия через организации федеральной почтовой связи и кредитные организации;
г) передает документы, подготовленные в форме бумажных списков, специалисту Департамента, ответственному за отправку документов в организации федеральной почтовой связи и кредитные организации;
д) отправляет документы, подготовленные в форме электронных списков, в кредитные организации посредством используемого программного комплекса.
Максимальный срок совершения административных действий, указанных в настоящем пункте, не может превышать 52 дней со дня получения информации о назначении пособия.
3.14. Специалист Департамента, ответственный за отправку документов, направляет бумажные списки в соответствующие отделения почтовой связи и кредитные организации в срок не более 5 дней со дня получения списков.
3.15. Выплата пособия производится с 10 августа по 20 декабря текущего года.
3.16. Результатом исполнения административной процедуры является перечисление денежных средств и направление выплатных документов в кредитные организации для зачисления денежных средств на лицевые счета заявителей либо в организацию федеральной почтовой связи для осуществления почтовых переводов денежных средств заявителям по месту жительства (месту пребывания) по выбору заявителя.
IV. Формы контроля за предоставлением государственной услуги
4.1. Текущий контроль за соблюдением административного регламента специалистами Департамента (органов социальной защиты населения) и принятых в ходе его исполнения решений, осуществляется начальником отдела Департамента, ответственного за предоставление услуги (руководителем органа социальной защиты населения).
Текущий контроль осуществляется путем проведения ежедневных проверок соблюдения и исполнения специалистами положений административного регламента, иных нормативных правовых актов Российской Федерации и Вологодской области, устанавливающих требования к предоставлению государственной услуги.
4.2. Контроль за полнотой и качеством предоставления государственной услуги включает в себя проведение проверок, выявление и установление нарушений прав заявителей, принятие решений об устранении соответствующих нарушений и носит плановый характер (осуществляется не менее 1 раза в год в соответствии с приказом Департамента на основании планов работы Департамента), внеплановый характер (осуществляется в соответствии с приказом Департамента на основании информации о нарушении законодательства, регулирующего предоставление государственной услуги).
4.3. Ответственность за ненадлежащее исполнение возложенных обязанностей по предоставлению государственной услуги возлагается на:
специалистов органов социальной защиты населения в соответствии с действующим законодательством;
должностных лиц и государственных гражданских служащих Департамента в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе в Российской Федерации" и Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции".
V. Досудебный (внесудебный) порядок обжалования решений и действий (бездействия) органа, организации, предоставляющих государственную услугу, его должностных лиц и служащих
5.1. Заявитель имеет право на досудебное (внесудебное) обжалование решений и действий (бездействия), принятых (осуществленных) при предоставлении государственной услуги.
Обжалование заявителями решений, действий (бездействия), принятых (осуществленных) в ходе предоставления государственной услуги в досудебном (внесудебном) порядке, не лишает их права на обжалование указанных решений, действий (бездействия) в судебном порядке.
5.2. Предметом досудебного (внесудебного) обжалования является нарушение порядка предоставления государственных услуг, выразившееся в неправомерных решениях и действиях (бездействии) органов, предоставляющих государственные услуги, их должностных лиц и государственных гражданских либо муниципальных служащих (далее - служащие) при предоставлении государственных услуг (далее - жалоба). Заявитель может обратиться с жалобой, в том числе в следующих случаях:
а) нарушение срока регистрации запроса заявителя о предоставлении государственной услуги;
б) нарушение срока предоставления государственной услуги;
в) требование представления заявителем документов, не предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации и области для предоставления государственной услуги;
г) отказ в приеме документов, представление которых предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации и области для предоставления государственной услуги;
д) отказ в предоставлении государственной услуги, если основания отказа не предусмотрены федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и области;
е) требование внесения заявителем при предоставлении государственной услуги платы, не предусмотренной нормативными правовыми актами Российской Федерации и области;
ж) отказ органа, предоставляющего государственную услугу, его должностного лица в исправлении допущенных опечаток и ошибок в выданных в результате предоставления государственной услуги документах либо нарушение установленного срока таких исправлений.
5.3. Основанием для начала процедуры досудебного (внесудебного) обжалования является регистрация жалобы в органе, уполномоченном на рассмотрение жалобы.
Жалоба подается в орган, предоставляющий государственную услугу, в письменной форме на бумажном носителе, в том числе при личном приеме заявителя, или в электронном виде.
Прием жалоб в письменной форме осуществляется органами, предоставляющими государственные услуги, в месте предоставления государственной услуги (в месте, где заявитель подавал запрос на получение государственной услуги, нарушение порядка которой обжалуется, либо в месте, где заявителем получен результат указанной государственной услуги).
Жалоба в письменной форме может быть также направлена по почте.
В случае подачи жалобы при личном приеме заявитель представляет документ, удостоверяющий его личность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В электронном виде жалоба может быть подана заявителем посредством официального сайта органа, предоставляющего государственную услугу.
В случае если жалоба подается через представителя заявителя, также представляется документ, подтверждающий полномочия на осуществление действий от имени заявителя. В качестве документа, подтверждающего полномочия на осуществление действий от имени заявителя, может быть представлена:
а) оформленная в соответствии с законодательством Российской Федерации доверенность (для физических лиц);
б) оформленная в соответствии с законодательством Российской Федерации доверенность, заверенная печатью заявителя и подписанная руководителем заявителя или уполномоченным этим руководителем лицом (для юридических лиц);
в) копия решения о назначении или об избрании либо приказа о назначении физического лица на должность, в соответствии с которым такое физическое лицо обладает правом действовать от имени заявителя без доверенности.
Жалоба подлежит регистрации в журнале учета жалоб на решения и действия (бездействие) органа, предоставляющего государственную услугу, его должностных лиц и служащих не позднее следующего рабочего дня со дня ее поступления.
5.4. В досудебном порядке могут быть обжалованы действия (бездействие) и решения:
должностных лиц Департамента, государственных гражданских служащих Департамента - в Департамент;
начальника Департамента - в Правительство области;
должностных лиц органов социальной защиты населения, муниципальных служащих органов социальной защиты населения - в соответствующий орган социальной защиты населения;
МФЦ - в орган, предоставляющий государственную услугу, заключивший соглашение о взаимодействии с многофункциональным центром.
В случае если заявитель обращался с заявлением на предоставление государственной услуги в МФЦ, жалоба может быть подана заявителем в орган, уполномоченный на ее рассмотрение, через МФЦ.
5.5. Жалоба должна содержать:
а) наименование органа, предоставляющего государственную услугу, фамилия, имя, отчество должностного лица либо государственного гражданского служащего органа, предоставляющего государственную услугу, решения и действия (бездействие) которых обжалуются;
б) фамилию, имя, отчество (при наличии), сведения о месте жительства заявителя - физического лица либо наименование, сведения о месте нахождения заявителя - юридического лица, а также номер (номера) контактного телефона, адрес (адреса) электронной почты (при наличии) и почтовый адрес, по которым должен быть направлен ответ заявителю;
в) сведения об обжалуемых решениях и действиях (бездействии) органа, предоставляющего государственную услугу, его должностного лица либо государственного гражданского служащего при предоставлении государственной услуги;
г) доводы, на основании которых заявитель не согласен с решением и действием (бездействием) органа, предоставляющего государственную услугу, его должностного лица либо государственного гражданского служащего.
Заявителем могут быть представлены документы (при наличии), подтверждающие доводы заявителя, либо их копии.
5.6. На стадии досудебного обжалования действий (бездействия), а также решений, принятых в ходе предоставления государственной услуги, заявитель имеет право на получение информации и документов, необходимых для обоснования и рассмотрения жалобы в течение 5 рабочих дней со дня получения такого запроса.
5.7. Жалоба рассматривается в течение 15 рабочих дней со дня ее регистрации.
В случае обжалования отказа органа, предоставляющего государственную услугу, его должностного лица в приеме документов у заявителя либо в исправлении допущенных опечаток и ошибок или в случае обжалования заявителем нарушения установленного срока таких исправлений жалоба рассматривается в течение 5 рабочих дней со дня ее регистрации.
5.8. Случаи оставления жалобы без ответа:
а) наличие в жалобе нецензурных либо оскорбительных выражений, угроз жизни, здоровью и имуществу должностного лица, а также членов его семьи;
б) отсутствие возможности прочитать какую-либо часть текста жалобы, фамилию, имя, отчество (при наличии) и (или) почтовый адрес заявителя, указанные в жалобе.
В вышеуказанных случаях заявителю, не позднее трех рабочих дней со дня регистрации, направляется письменное уведомление об оставлении жалобы без ответа с указанием оснований принятого решения, за исключением случая, если в жалобе не указаны фамилия заявителя и (или) почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ.
5.9. Случаи отказа в удовлетворении жалобы:
а) отсутствие нарушения порядка предоставления государственной услуги;
б) наличие вступившего в законную силу решения суда, арбитражного суда по жалобе о том же предмете и по тем же основаниям;
в) подача жалобы лицом, полномочия которого не подтверждены в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
г) наличие решения по жалобе, принятого ранее в отношении того же заявителя и по тому же предмету жалобы.
5.10. По результатам рассмотрения жалобы в соответствии с частью 7 статьи 11.2 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" принимается решение об удовлетворении жалобы либо об отказе в ее удовлетворении.
При удовлетворении жалобы орган, предоставляющий государственную услугу, принимает исчерпывающие меры по устранению выявленных нарушений, в том числе по выдаче заявителю результата государственной услуги, в срок не позднее 5 рабочих дней со дня принятия решения, если иной срок не установлен законодательством.
Ответ по результатам рассмотрения жалобы направляется заявителю не позднее дня, следующего за днем принятия решения, в письменной форме.
По желанию заявителя ответ по результатам рассмотрения жалобы может быть направлен не позднее дня, следующего за днем принятия решения, в форме электронного образа документа по адресу электронной почты, указанному в жалобе.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.