В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 4 июня 2014 года N 143-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с изменением подведомственности некоторых категорий дел, рассматриваемых судами общей юрисдикции и арбитражными судами" (далее - Федеральный закон N 143-ФЗ) в части первую и пятую статьи 24.19 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон об оценочной деятельности) внесены изменения, направленные на исключение дел по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости из компетенции арбитражных судов.
Федеральный закон N 143-ФЗ установил родовую подсудность указанных споров, дополнив часть 1 статьи 26 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации пунктом 8 о рассмотрении дел об оспаривании результатов определения кадастровой оценки верховным судом республики, краевым, областным судом, судом города федерального значения, судом автономной области и судом автономного округа по первой инстанции.
Согласно статье 16 Федерального закона N 143-ФЗ дата вступления в силу данного федерального закона была установлена по истечении ста восьмидесяти дней после дня вступления в силу Закона Российской Федерации от 05 февраля 2014 года N 2-ФКЗ "О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации" и соответствовала дате - 06 августа 2014 года.
21 июля 2014 года был принят Федеральный закон N 225-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 225-ФЗ), в соответствии с которым редакция главы III.1 "Государственная кадастровая оценка" Федерального закона об оценочной деятельности была изменена, а вопросы о порядке рассмотрения споров о результатах определения кадастровой оценки стали предметом регулирования статьи 24.18 этого закона.
Отношения по установлению кадастровой стоимости земельных участков регулируются нормами статей 65 и 66 Земельного кодекса Российской Федерации, главой III.1 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и относятся к сфере публичных правоотношений, поскольку одной из сторон этих отношений являются исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации либо органы местного самоуправления, принявшие решение о проведении государственной кадастровой оценки и (или) утвердившие результаты определения кадастровой стоимости объектов недвижимости.
Согласно статье 24.18 Закона об оценочной деятельности результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в суде. Одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
За период с 06 августа 2014 года по 01 мая 2015 года в Вологодский областной суд поступило всего 77 заявлений об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости, из них 53 заявления принято к производству суда: 3 дела - об оспаривании приказа Департамента имущественных отношений Вологодской области от 24 февраля 2014 года N 9н "О внесении изменений в приказ Департамента имущественных отношений области от 27 декабря 2012 года N 206 "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земель населенных пунктов Вологодской области"; 48 дел - об установлении в отношении земельных участков рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена их кадастровая стоимость; 2 дела - об оспаривании решений комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Вологодской области.
24 материала возвращены заявителям в связи с неисполнением определений судьи об оставлении заявления без движения, не соблюдения юридическими лицами досудебного порядка урегулирования спора путем обращения в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Вологодской области, вынесения судьей определения об отказе в принятия заявления.
Заявлений о недостоверности сведений об объекте недвижимости, использованных при определении кадастровой стоимости, в Вологодский областной суд не поступало.
Требования по делам указанной категории были заявлены: юридическими лицами - 7 дел; физическими лицами - 44 дела; в 2 делах об оспаривании решений комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Вологодской области - органом местного самоуправления - администрацией города Вологды.
К участию в рассмотрении дел в качестве заинтересованных лиц привлекались: Правительство Вологодской области, Департамент имущественных отношений Вологодской области, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Вологодской области, ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Вологодской области, муниципальные образования Вологодской области.
По 48 делам заявителями представлены заключения экспертов саморегулируемых организаций оценщиков об определении рыночной стоимости объектов недвижимости. При рассмотрении дел судебных экспертиз не назначалось.
Результаты рассмотрения дел указанной категории: по 37 делам требования удовлетворены, в том числе по 1 - частично; по 4 делам в удовлетворении требований отказано; по 6 делам производство прекращено; по 6 делам производство не окончено.
Судья судебной коллегии по административным делам |
М.В. Соколова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Обобщение практики рассмотрения Вологодским областным судом гражданских дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости
Текст документа опубликован на официальном сайте Вологодского областного суда http://oblsud.vld.sudrf.ru