Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к решению
Череповецкой
городской Думы
от 6 мая 2015 г. N 56
Отчет
о результатах деятельности мэра города и мэрии города за 2014 год
I. Социально-экономическое положение города
1.1. Анализ социально-экономического положения города
В 2014 году в экономике города нашли свое отражение как негативные, так и положительные тенденции.
Среди негативных тенденций можно выделить снижение численности населения трудоспособного возраста и, как следствие, сокращение числа занятых.
Среди положительных тенденций - рост объема отгрузки, среднемесячной заработной платы, обусловленный, в том числе, и реализацией мероприятий по повышению оплаты труда целевым категориям бюджетной сферы в соответствии с "майскими" указами Президента Российской Федерации; продолжение реализации и финансирования инвестиционных проектов промышленными предприятиями; низкий уровень безработицы. Особо следует отметить устойчивую тенденцию естественного прироста населения, наблюдаемую три года подряд.
Социально-демографическая ситуация
В 2014 году численность постоянного населения(1) в результате естественного и миграционного приростов (+ 109 человек и + 1 239 человек соответственно) увеличилась на 1 348 человек и составила 318 106 человек.
Динамика движения населения представлена в таблице 1.
Таблица 1
Показатель |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
Численность постоянного населения на конец года, чел. |
314 646 |
315 738 |
316 758 |
318 106 |
Количество родившихся, чел. |
3 969 |
4 354 |
4 263 |
4 165 |
Количество умерших, чел. |
3 992 |
3 985 |
4 041 |
4 056 |
Естественный прирост (убыль), чел. |
-23 |
369 |
222 |
109 |
Количество прибывших, чел. |
5384 |
6592 |
6481 |
7 397 |
Количество выбывших, чел. |
3618 |
5869 |
5683 |
6 158 |
Миграционный прирост (убыль), чел. |
1766 |
723 |
798 |
1 239 |
Динамика показателей численности населения по возрастному составу представлена в таблице 2. Как показывает анализ таблицы 2, в 2014 году сохраняется тенденция сокращения численности населения трудоспособного возраста (оценочно (-1 999) человек к 2013 году, с 2011 года на конец 2014(-6096) человек) и увеличения численности населения моложе трудоспособного возраста (+ 1 874 человек к 2013 году) и старше трудоспособного возраста(+ 1 473 человек к 2013 году).
Таблица 2
Население: |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 (оценка) |
Моложе трудоспособного возраста, чел. |
52081 |
53810 |
55674 |
57548 |
Трудоспособного возраста, чел. |
195210 |
193273 |
191113 |
189114 |
Старше трудоспособного возраста, чел. |
67355 |
68655 |
69971 |
71444 |
В результате оптимизации предприятиями и организациями издержек на труд, сокращения численности населения в трудоспособном возрасте наблюдается устойчивая тенденция сокращения среднесписочной численности работников крупных и средних предприятий, которая по предварительным итогам составила 90 817 человек (- 5,7% к уровню 2013 года).
Динамика среднесписочной численности работников крупных и средних предприятий представлена в диаграмме 1.
Сокращение среднесписочной численности работников наблюдается в обрабатывающей промышленности(- 9,2%), однако в таких видах деятельности как розничная торговля, операции с недвижимым имуществом, связь, предоставление услуг в области культуры и искусства наблюдается увеличение числа занятых работников.
Диаграмма 1 Среднесписочная численность работников крупных и средних предприятий, чел.
Уровень безработицы в течение 2014 года остается на низком уровне - в среднем 1,1%, потребность предприятий и организаций в работниках за год (3 137 человек) превышает число зарегистрированных безработных (1 759 человек) в 1,8 раза. Динамика уровня безработицы и численности безработных граждан представлена в диаграмме 2.
Диаграмма 2 Уровень безработицы и численность безработных граждан
За 2014 год среднемесячная начисленная заработная плата работников крупных и средних предприятий города составила 39 325 рублей, по сравнению с аналогичным периодом 2013 года она выросла на 7,7%.
С учетом заработной платы работников малых предприятий и реализации мероприятий по повышению оплаты труда целевым категориям бюджетной сферы в соответствии с "майскими" указами Президента Российской Федерации размер заработной платы по итогам 2014 года оценочно составит 33 738 руб. (темп роста 104,2% к 2013 году). Динамика среднемесячной начисленной заработной платы работников крупных, средних и малых предприятий представлена на диаграмме 3.
Диаграмма 3 Среднемесячная начисленная заработная плата работников крупных, средних и малых...
Экономический потенциал
За 2014 год крупными и средними предприятиями промышленного производства города отгружено продукции на сумму 334,0(2) млрд. рублей, что на 10,1% больше уровня 2013 года. Динамика объема отгруженных товаров по крупным и средним предприятиям представлена на диаграмме 4.
По-прежнему определяющую роль в промышленности города играет металлургическое и химическое производство. За 2014 год их удельный вес суммарно составляет 87,8% от общего объема производства.
Диаграмма 4 Объем отгруженных товаров по крупным и средним предприятиям, млрд. руб.
Инвестиции в основной капитал
Промышленные предприятия продолжают реализацию и финансирование инвестиционных проектов.
Объем инвестиций в основной капитал крупных и средних предприятий за 2014 год составил 23 484,6(3) млн. рублей (в сопоставимых ценах + 3,7% к уровню 2013 года); объем инвестиций на душу населения - 74,0 тыс. руб./чел.
Динамика объема инвестиций в основной капитал крупных и средних предприятий представлена на диаграммах 5 и 6.
Диаграмма 5 Объем инвестиций в основной капитал, млрд. руб.
Диаграмма 6 Объем инвестиций в основной капитал на душу населения, тыс. руб./чел.
Приведем примеры некоторых проектов 2014 года:
дивизион "Северсталь Российская Сталь" (далее - СРС):
в 2014 году инвестирует в регион сопоставимые с прошлым годом средства - 11,3 млрд. рублей или 78% из почти 14,5 млрд. рублей, предусмотренных в целом на проекты в дивизионе "СРС".
Наиболее значимые реализуемые проекты 2014 года
Реализован самый крупный в истории предприятия экологический проект по строительству установки улавливания неорганизованных выбросов от конвертеров N 1 - 3 ЧерМК ПАО "Северсталь", цель которого - снижение выбросов загрязняющих веществ в окружающую среду до предельно-допустимых норм. Стоимость проекта 3,4 млрд. рублей.
В числе других крупных проектов-реконструкция коксовой батареи N 7 с установкой сухого тушения кокса ЧерМК ПАО "Северсталь", строительство дробильно-сортировочной установки N 6, комплекс мероприятий по развитию производства горячего проката, реконструкция 4 - клетевого стана, перенос трубных станов из "СеверстальЛат" на площадку ЧерМК.
ЗАО "ФосАгро АГ":
заключен контракт на возведение нового комплекса по производству аммиака в Череповце, по производительности который станет самым мощным в России - 760 тысяч тонн в год. Работа начата в 2013 году, пуск запланирован в первом полугодии 2017 года, общий объем инвестиций-порядка 30 миллиардов рублей.
Поддержка и развитие малого и среднего предпринимательства
(далее - МСП)
Малый и средний бизнес является динамично развивающейся структурой.
Отраслевая структура малого и среднего предпринимательства представлена на диаграмме 7.
Диаграмма 7 Отраслевая структура субъектов МСП на 01.01.2014
По отношению к 01.01.2013 наибольшее увеличение наблюдается в структуре таких видов деятельности, как строительство - на 3,3 процентных пункта (далее также - п.п.), предоставление персональных услуг, в том числе в области организации гостиниц и ресторанов, операций с недвижимым имуществом, - на 6,3 п.п.; в промышленности - на 1,4 п.п.
По данным МИФНС N 12 по Вологодской области, на 01.01.2014 в городе насчитывалось 20 463 субъекта МСП, что на 359 единиц меньше уровня на 01.01.2013.
По оценке налоговой инспекции, на 01.01.2015 число субъектов МСП остается практически на уровне начала года - 20 430, причем ожидается рост числа малых предприятий (далее - МП) на 334 единицы или 3,4% и сокращение числа индивидуальных предпринимателей (далее - ИП) на 336 единиц или 3,2%.
Динамика числа МП и ИП представлена в таблице 3:
Таблица 3
Период |
Ед. измер. |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 оценка |
Число МП |
Ед. |
9731 |
7539 |
9920 |
10254 |
Изменение к предыдущему году |
Ед |
2692 |
-2192 |
2381 |
334 |
% |
38,2% |
-22,5% |
31,6% |
3,4% |
|
Число ИП |
Ед. |
13 885 |
13 186 |
10 441 |
10 105 |
Изменение к предыдущему году |
Ед |
-383 |
-699 |
-2745 |
-336 |
% |
-2,7% |
-5,0% |
-20,8% |
-3,2% |
Снижение числа ИП - отрицательная тенденция, обусловленная и изменением в законодательстве, в частности, ростом с 1 января 2013 года финансовой нагрузки на предпринимателей.
Однако принятие Федерального закона N 237-ФЗ "О внесении изменений в статью 22 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" и статьи 14 и 16 Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхованию", в соответствии с которым для ИП с годовым доходом до 300 тыс. рублей произошел возврат к действующему ранее (в 2012 году) принципу расчета - исходя из одного МРОТ, позволит нивелировать дальнейшее сокращение числа ИП.
Следует отметить, что в 2014 году сокращение числа ИП по сравнению с 2013 годом снизилось на 17,6 п.п. (таблица 3).
Поддержка и развитие малого и среднего предпринимательства - одно из приоритетных направлений стратегического развития города, в рамках которого реализуется целый комплекс мероприятий муниципальной программы "Поддержка и развитие малого и среднего предпринимательства в городе Череповце на 2013 - 2017 годы".
Для развития взаимодействия бизнеса и власти в 2014 году проведено 8 заседаний координационного совета по развитию МСП, отраслевые группы по деревообработке, рекламе, туризму, пищевой переработке, ИТ-технологиям, строительству, торговле, образованию, ЖКХ, бытовым услугам; реализованы проекты "Город для бизнеса", "Утренний кофе с мэром"; проведена экспертиза 27 проектов принимаемых документов (например, по дислокации нестационарных объектов по оказанию услуг, размещению рекламных конструкций на территории города), прочее.
Продолжается реализация проекта по развитию взаимодействия субъектов МСП с крупным бизнесом "Электронная бизнес-кооперация". За 2014 год размещено более 150 объявлений - это заказы, сбыт, продажа и аренда недвижимости и др., задействовано более 50 компаний Вологодского региона, преимущественно таких сфер деятельности, как металлургия, строительство, обработка древесины, машиностроение. По последним оценкам, в металлургии заключены контракты с 291 поставщиком МСП на сумму 8,4 млрд. руб. (около 10,8% общего объема закупок); в химической промышленности - со 115 поставщиками на сумму 183,3 млн. рублей.
Более чем 590 человек посетили 34 обучающих мероприятия; оказано более 6000 консультаций по вопросам создания, ведения, оптимизации бизнеса, оказана помощь при подготовке заявок на участие в областных программах финансовой поддержки; в рамках проекта "бизнес-план shop" разработано 18 готовых бизнес-проектов, проинформировано и вовлечено в различные деловые мероприятия более8 000 человек, выпущено более 2 000 информационных материалов, оказаны услуги бизнес-инкубаторов.
На постоянной основе организована работа портала поддержки МСП www.agr-city.ru.
НП "Агентство Городского Развития", осуществляя деятельность Гарантийного фонда, за 2014 год предоставило поручительства 21 субъекту МСП, в т.ч. 10 - представителям Череповца (сумма поручительства составляет 158,148 млн. руб. из общей суммы по кредитам на сумму 250,951 млн. руб.).
Организовано более 2,5 тыс. различных мероприятий, направленных на развитие бизнеса: заседания Клуба начинающих предпринимателей, II Международная конференция "Развитие деревянного домостроения в России", ИT-форум "IT-city 2014: информационные технологии на службе города", городской конкурс "Бизнес-поколение", городской конкурс профессионального мастерства "Лучший парикмахер города 2014" и др.
В рамках комплексной поддержки социального предпринимательства - консультации, помощь в решении индивидуальных проблем, каталог социальных бизнес-проектов, публикация материалов в СМИ -открылся региональный Центр инноваций социальной сферы.
В рамках реализации социальных бизнес-проектов в Череповце появились центры:
по оказанию социальных, медицинских услуг пожилым людям;
по предоставлению спортивно-образовательных услуг детям всех социальных групп;
по развитию детей, страдающих расстройствами аутистического спектра, синдромом Дауна, задержкой речевого и психоречевого развития;
по оказанию профессиональных услуг в сфере развития детей и поддержки их творческой активности и мотивации деятельности.
В результате реализации программы в городе Череповце за 2014 год появилось 103 новых субъекта малого бизнеса, создано 451 рабочее место, сохранено 649 рабочих мест, из них 43 модернизировано.
1.2. Социальная инфраструктура
Образование
Обеспечение доступного и качественного образования в соответствии с меняющимися запросами населения и перспективными задачами развития экономики и городского сообщества является стратегической целью города.
84 муниципальных дошкольных образовательных учреждения (далее - МДОУ) и 3 общеобразовательных учреждения с дошкольными группами реализуют программу дошкольного образования для 21 001 воспитанника, численность которых с 2011 года выросла на 2 874 человека,охват дошкольным образованием увеличился на 1,7 процентных пункта.
Динамика численности детей в возрасте от 1 до 7 лет, посещающих муниципальные дошкольные образовательные учреждения и получающих услуги дошкольного образования, представлена на диаграммах 8 и 9.
Диаграмма 8 Численность детей в возрасте от 1 до 7 лет, посещающих муниципальные дошкольные образовательные учреждения, чел.
Диаграмма 9 Доля детей в возрасте от 1 до 7 лет, получающих услуги дошкольного образования в организациях различной формы собственности, %
Развитие дошкольных учреждений позволили создать в муниципальной сфере дошкольного образования 875 дополнительных мест и увеличить охват дошкольным образованием детей в 2014 году на 0,4п.п. в сравнении с 2013 годом:
отрыт детский сад в 115 мкр. на 420 мест (комплектование групп детьми началось в декабре 2014 года);
реконструировано 2 типовых здания в Индустриальном районе (ул. Бардина, 14; ул. Гагарина, 16а) на 120 мест каждое (комплектование групп детьми началось в декабре 2014 года);
открыты 4 дополнительные группы на 100 мест в помещениях функционирующих детских садов;
открыты 3 группы кратковременного пребывания для детей до 3-х лет на 115 мест в 3 детских садах города.
По отношению к 2013 году на 0,1 п.п. снизилась доля детей в возрасте 1 - 6 лет, стоящих на учете для определения в МДОУ, в общей численности детей в возрасте 1 - 6 лет (динамика представлена в таблице 4).
Таблица 4
2011 год |
2012 год |
2013 год |
2014 год |
20,6% |
23% |
21,5% |
21,4% |
В системе общего образования количество учащихся в школах города составляет 33 тысячи человек. С 2010 года наблюдается ежегодное увеличение контингента учащихся на 1 - 2%.
Услугами учреждений дополнительного образования охвачено 9,6 тысяч детей и подростков.
О высоком качестве образования свидетельствуют результаты государственной итоговой аттестации выпускников 9 классов в форме основного государственного экзамена (ОГЭ) и 11 классов в форме единого государственного экзамена (ЕГЭ). Средний балл ЕГЭ выпускников 11 классов по географии - 70,4 (по области - 62,6), по английскому языку - 68,1 (66,7), по химии- 63,7 (62,5).
Для сохранения и поддержания кадрового состава педагогических работников и во исполнение Указа Президента РФ от 7 мая 2012 года N 597 средняя заработная плата педагогических работников:
образовательных учреждений общего образования доведена до уровня средней заработной платы в Вологодской области (26745,4 руб.) и составляет 28 403,9 руб. (+5,5% к 2013 году);
дошкольных образовательных учреждений доведена до средней заработной платы в сфере общего образования по Вологодской области (21958,2 руб.) и составляет 23 206,4 руб. (+ 33,3% к 2013 году).
Динамика заработной платы представлена в таблице 5.
Таблица 5
|
2011 год |
2012 год |
2013 год |
2014 год |
Средняя заработная плата педагогических работников общего образования, руб. |
17 215 |
21 744 |
26 915 |
28 404 |
Средняя заработная плата педагогических работников дошкольных образовательных учреждений, руб. |
12 516 |
12 912 |
17 407 |
23 206 |
Для стабилизации ситуации по укомплектованию кадрами учреждений сферы по состоянию на 01.01.2015 произведены выплаты:
ежемесячного социального пособия на оздоровление отдельным категориям работников муниципальных дошкольных образовательных учреждений на сумму 10,076 млн. руб.;
компенсации работникам дошкольных учреждений родительской платы за содержание ребенка в детском саду на сумму 12,525 млн. руб.;
компенсации расходов по найму (поднайму) жилых помещений, предоставляемой воспитателям дошкольных учреждений, не имеющим жилых помещений для постоянного проживания, на сумму 8,139 млн. руб.;
10 ежегодных городских премий имени И.А. Милютина в области образования.
Проведен городской конкурс профессионального мастерства "Учитель года", по итогам которого призовые места заняли преподаватели географии и биологии, начальных классов, изобразительного искусства.
Несколько лет подряд наблюдается ряд позитивных тенденций:
увеличение воспитывающихся в семьях детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - с 423 чел. в 2013 году до 445 чел. в 2014 году (на 22 чел. или 5,0% больше уровня 2013 года);
рост участников муниципального этапа Всероссийской олимпиады по итогам реализации программы "Одаренные дети" до 2916 человек в 2014 году (на 123 чел. или 4,4% больше уровня 2013 года).
Здравоохранение
Одной из первоочередных задач в сфере здравоохранения, которая направлена на выполнение одного из направлений стратегии города - "Высокое качество услуг здравоохранения", является сохранение и привлечение медицинских кадров в учреждения здравоохранения города.
Для реализации указанной задачи мэрией города реализуется ряд программ, в рамках которых за 2014 год произведены:
выплаты ежемесячного социального пособия на оздоровление 1 757 работникам на общую сумму 23466,5 тыс. руб.;
выплаты ежемесячного социального пособия за найм (поднайм) жилых помещений работникам учреждений здравоохранения на общую сумму 3 020,7 тыс. руб.;
с IV квартала 2013 года социальные выплаты для оплаты первоначального взноса и субсидирования части ежемесячного платежа по ипотечному кредиту предоставляются:
в 2013 году 3 специалистам выплачено 880,9 тыс. руб., в 2014 году выделено 9169,87 тыс. руб. 20 работникам, за год воспользовались выплатами 8 человек на сумму 2 477,1 тыс. руб.
Итогом реализации и проведения социальных выплат стало позитивное изменение кадровой ситуации в здравоохранении города.
После десятилетия постоянного оттока специалистов из сферы здравоохранения в 2013 году впервые число трудоустроившихся врачей (48 врачей) превысило число врачей, ушедших из медицинских учреждений города (34 работника)(4).
За 2014 год приступили к работе 58 дипломированных специалистов по различным направлениям и профилям специальностей; заключено 35 договоров со студентами вузов на трудоустройство их после прохождения интернатуры с 1 сентября 2015 года.
Из специалистов, трудоустроившихся в 2014 году, более половины проявили интерес к городским социальным программам. Например, 17 работников выразили желание участвовать в программе ипотечного кредитования.
В 2014 году подведены итоги завершенной в 2013 году Программы модернизации здравоохранения, за период реализации которой (2011-2013 гг.) учреждениями здравоохранения г. Череповца освоено 1 млрд. 8 млн. 713 тыс. рублей, из них на укрепление материально-технической базы - 595 млн. рублей.
Полностью отремонтированы Детская больница, детские поликлиники N 2, 4, частично проведен капитальный ремонт в Городской больнице N 2, отремонтирован филиал Городской поликлиники N 1. Приобретено диагностическое, реанимационное и эндоскопическое оборудование.
По программе государственно-частного партнерства открылся второй в Вологодской области сосудистый центр, оборудованный современным японским ангиографическим комплексом. Главная задача центра - снижение количества смертей от заболеваний сердечно сосудистой системы.
Радиоизотопная лаборатория введена в эксплуатацию в рамках реализации Программы модернизации здравоохранения.
32 автомобиля приобретены для станции скорой медицинской помощи по системе аутсорсинга в рамках соглашения между Правительством области и Автономной некоммерческой организацией содействия развитию здравоохранения "Новая скорая и неотложная помощь".
Культура
В городе развиваются условия для удовлетворения потребностей населения в театральном, музыкальном искусстве, культурно-досуговой деятельности; расширяются возможности для духовного развития и доступа к культурному наследию; возрастает гастрольная деятельность на территории города; ведется планомерная работа по сохранению и использованию культурно-исторического наследия города; проводится работа по продвижению городского туристского продукта на российском рынке.
В рамках реализации программы "Культура, традиции и народное творчество в городе Череповце" на 2013 - 2018 годы в 2014 году увеличилось:
количество посещений горожанами мероприятий и учреждений культуры (единиц на 1 жителя) на 2,0% (до 5,1 единиц на 1 жителя);
количество посещений музеев с 224,5 тыс. посещений до 289,8 тыс. посещений - на 29,1%.
В рамках реализации программы "Развитие внутреннего и въездного туризма в г. Череповце" на 2014 - 2022 годы численность обслуженных туристов оценочно выросла с 39,3 тыс. человек в 2013 году до 54,1 тыс. человек (на 14,8 тыс. человек или на 37,7%); обслуженных экскурсантов -с 217,2 тыс. человек в 2013 году до 248,6 тыс. человек (на 31,4 тыс. человек или на 14,5%).
Выполнение в 2014 году Указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики" и от 1 июня 2012 года N 761 "О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы" позволило увеличить заработную плату педагогов учреждений дополнительного образования детей в сфере культуры до 16 992 руб. (+34,5% к уровню 2013 года); работников учреждений культуры - до 15 720(5) руб.(+16,8% к уровню 2013 года).
2014 год был насыщен яркими, по-настоящему знаковыми культурными событиями общегородского и общероссийского значения:
в рамках фестиваля "Череповец театральный"прошли всероссийский фестиваль театрального искусства "Золотая маска", открытый фестиваль литературного театра "Кот-баюн", которые посетили более 4 тыс. горожан и гостей города;
городской открытый фестиваль-конкурс хореографического искусства "Мир танца";
проект "Храм на ангельских крыльях", посвященный 320-летию храма Успения Пресвятой Богородицы в с. Нелазское;
кинофестиваль "Voiсes";
фестивали: для людей с ограниченными возможностями "Стремление к солнцу", "Зимние забавы", цветов на усадьбе Гальских, "Король поэтов", "Северянинская рыбалка" на усадьбе И. Северянина (д. Владимировка), традиционной народной и православной культуры "Звонница";
I-й Открытый фестиваль "Гончары Вологодчины";
начаты археологические разведки на территории, входящей в зону охраняемого культурного слоя г. Череповца и отводимой для реализации проекта" туристско-рекреационный кластер "Центральная городская набережная".
Творческие коллективы и учащиеся школ искусств города успешно представляли Череповец на международных фестивалях (гран-при конкурса искусств "Золотой Бриз" (г. Омск), дипломы первой степени на фестивале любительского циркового искусства "Цветы России. Белые ночи" (г. Санкт-Петербург) и всероссийских фестивалях (первые места на всероссийском театрально-танцевальном фестивале массовых постановок "Триумф" (г. Москва)).
Физическая культура и спорт
В 2014 году сохраняется тенденция роста интереса горожан к занятиям спортом, что нашло свое отражение в увеличении доли горожан, систематически занимающихся спортом (диаграмма10).
Диаграмма 10 Доля горожан, систематически занимающихся физкультурой и спортом, %
Развитию тенденции способствуют:
подготовка спортивного резерва в 7 ДЮСШ города (7058 занимающихся);
культивирование более 50 видов спорта (хоккей, волейбол, баскетбол, футбол, боевые искусства, фитнес и пр.);
проведение более 290 физкультурно-спортивных и оздоровительных мероприятий(более71 900участников);
реализация проектов по проведению Спартакиад среди образовательных учреждений, молодежи, трудовых коллективов Череповца(охват более 5 700 горожан);
реализация проектов: "Движение как образ жизни" - более 5000 участников, "Школа мяча" - более 1500 дошкольников и младших школьников;
проведение различных спортивных праздников:
"Кросс Нации-2014" (6 076 участников, что на 616 чел. больше, чем в 2013 году);
Всероссийской массовой лыжной гонки "Лыжня России-2014" (более 4 550 участников; в 2013 году - более 2500 чел.);
городского Дня здоровья и спорта, проводимого впервые (охват-почти 20 000 горожан);
физкультурно-спортивная акция "Зарядка для всех" (более 1200 участников).
Более 20 000 горожан наблюдали Эстафету паралимпийского огня, предваряющую зимние Паралимпийские игры в Сочи.
В рамках реализации программы "Спортивный город" в 2014 году было организовано 100 физкультурно-оздоровительных и спортивных секций и команд (дворовый футбол, хоккей, баскетбол, волейбол, шахматы, городошный спорт, скандинавская ходьба).
Кроме того, организовано 15 секций на базе различных физкультурно-оздоровительный учреждений города для людей с ограниченными возможностями, в которых занимается 182 человека.
Начата реконструкция трех стадионов средних общеобразовательных школ, которая будет окончена в 2015 году.
Приняты в эксплуатацию 5 уличных тренажерных комплексов (в городском парке, в одном из санаториев города, в 2-х школах и на территории городской рощи) и универсальная площадка с футбольным полем.
Социальное обеспечение
Приоритетными задачами реализация прав социально незащищенных категорий граждан на предоставление мер социальной поддержки является обеспечение полного и своевременного предоставления ежемесячных денежных выплат, компенсаций, пособий; внедрение новых прогрессивных методов обслуживания получателей; реализация единой государственной политики в сфере социальной защиты населения; социальная поддержка и социальное обслуживание семей с детьми, пожилых граждан и инвалидов, иных категорий граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации.
В текущем году для повышения качества жизни более 100 тыс. жителей города предоставлено более 70 тыс. мер социальной поддержки.
С 2011 года по 2014 год отмечается рост численности получателей мер социальной поддержки городского уровня более чем в 4,7 раза (с 581 до 2709 человек).
Среди мер социальной поддержки особо следует выделить следующие:
частичная оплата стоимости путевок в организации отдыха детей и их оздоровления (произведена 289 работникам бюджетной сферы);
предоставление денежной выплаты на возмещение затрат по замене газового оборудования, подлежащего замене, на общую сумму 212,5 тыс. руб. в рамках подготовки к празднованию 70-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне 27 инвалидам и участникам Великой Отечественной войны;
осуществление единовременной денежной выплаты в сумме 100 тыс. руб. в связи с рождением (усыновлением) третьего или последующих детей 430 многодетным семьям;
предоставление ежемесячных денежных компенсаций на оплату жилого помещения и (или) коммунальных услуг 81 887 гражданам;
субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (4 541 человек);
выплата пособий на детей (более 12000 человек).
В целях создания безбарьерной среды, повышения доступности и качества реабилитационных услуг, развития системы социальной реабилитации инвалидов приобретено 49 единиц технических средств для реабилитации инвалидов, а также легковой автомобиль, оборудованный для нужд инвалидов.
Значимым событием сферы стало завершение строительства вспомогательного корпуса реабилитационного центра для детей и подростков с ограниченными возможностями, осуществляющего социальное сопровождение и реабилитацию более чем 700 семей, воспитывающих детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья от их рождения до совершеннолетия:
в корпусе размещены музыкальный кабинет, современный компьютерный класс, комната социально-бытового ориентирования, в которой дети приобретают необходимые навыки поведения в быту, современные медицинские кабинеты, оснащенные новейшей цифровой техникой и оборудованием, творческие мастерские, бассейн, гостиная и кухня, просторный красивый зал для проведения мероприятий.
1.3. Инженерная инфраструктура
Жилищно-коммунальное хозяйство
Стратегическая цель города в сфере жилищно-коммунального хозяйства (далее - ЖКХ) - устойчивое и эффективное функционирование системы ЖКХ города, базирующееся на принципе партнерства властных структур, бизнес-сообщества и населения города.
В 2014 году продолжена работа по реализации муниципальной программы "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности на территории муниципального образования "Город Череповец" на 2014 - 2018 годы.
За 2014 год сохраняется тенденция достижения положительных результатов в части сокращения потребления энергоресурсов, динамика представлена в диаграмме 11.
Диаграмма 11 Динамика потребления тепловой энергии и воды
В сравнении с аналогичным периодом 2013 года произошло сокращение потребления:
тепловой энергии - на 7,4%;
воды - на 4,3%.
В 2014 году на первом Всероссийском конкурсе реализованных проектов в области энергосбережения и повышения энергоэффективности ENES была высоко отмечена членами жюри и удостоена награды второй степени в номинации "Эффективная система управления в области энергосбережения и повышения энергоэффективности на предприятии ТЭК" работа МУП "Электросеть".
В номинации "Привлечение частных инвестиций в реализацию энергосберегающих мероприятий в медицинских учреждениях" третье место заняло БУЗ Вологодской области "Вологодская областная больница N 2".
Проводится планомерная работа по информированию населения в сфере ЖКХ через участие сотрудников ДЖКХ в более 1650 собраниях собственниках жилья, работу службы жилищного просвещения (далее - Служба).
За 2014 год:
проведено 4279 консультаций специалистами Службы, что в 1,4 раза больше, чем в 2013 году (2985). Дополнительно в режиме "горячей линии" по программе капитальных ремонтов проведено 4563 консультаций;
207 человек стали выпускниками Школы жилищного просвещения, что в 4 раза больше уровня 2013 года, получили сертификат -171 человек, что также в 4 раза больше, чем в 2013 году.
Особо следует отметить, что в 2014 году:
практика работы Службы города Череповца признана лучшей в России и внесена в "Кодекс лучших практик России";
проект "Доступное ЖКХ" стал победителем на V Всероссийском конкурсе информированности населения сферы ЖКХ в номинации "Институт управления".
По благоустройству территорий общего пользования информация представлена в разделе "Благоустройство территорий".
Благоустройство территорий
Продолжены работы по повышению эффективности содержания территорий общего пользования; качества ремонта улично-дорожной сети; озеленению; реализации комплексных архитектурных, ландшафтных, дизайнерских и инженерных решений по обустройству, озеленению, цветовому, световому решению городской среды.
Проведены ремонты проезжей части улиц картами, ремонт проездов и заездов во дворы, ремонт участков тротуаров и пешеходных переходов общей площадью 95,4 тыс. кв. м.
Выполнен текущий ремонт мостовых сооружений, в том числе:
Октябрьского моста через реку Шексну, мостов через реку Ягорбу и реку Серовку;
путепроводов над железной дорогой по ул. Архангельской, ул. Сталеваров;
Кирилловской путепроводной развязки.
Приобретено 29 единиц специализированной многофункциональной техники для уборки города (погрузчики, оборудование для приготовления солевых растворов, машина комбинированная дорожная, экскаватор, грейдер и прочее).Значительная часть техники позволяет выполнять подметание дорог и тротуаров с одновременным увлажнением для подавления пыли и сбором мусора, мойку улиц, косьбу травы летом и уборку снега зимой; вакуумные подметально-уборочные машины оснащены специальной системой щеток для очистки прилотковой зоны дороги и всасывающим рукавом для сбора мусора.
Высажено 541 359 цветов,100 деревьев, 2500 кустарников.
Установлено 382 цветочных ящика на пешеходных ограждениях.
Выполнено устройство 11 каркасных фигур.
Разработаны:
предложения по благоустройству скверов (размещению малых архитектурных форм - урн, скамеек, указателей, городской скульптуры) по ул. Милютина у кинотеатра, по ул. Сталеваров у здания училища искусств, на участке Красноармейской площади;
схемы размещения детских площадок на территории города (фото 1);
Фото 1
схемы размещения зеленых насаждений на территории города в рамках проектов "Чистый город", "Народная роща".
В результате проведения работы с инвесторами по благоустройству территорий общего пользования заинтересованными инвесторами в 2014 году благоустроено в 2,4 раза больше территорий общего пользования - 70 154 кв. м.
Например, у гипермаркетов в Зашекснинском районе города произведены работы по благоустройству детских игровых площадок, площадок отдыха, дорожек, тротуаров, велосипедной дорожки, озеленение территории, освещение территории декоративными светильниками (фото 2).
Фото 2
Важной частью в благоустройстве города является работа по размещению на территории города нестационарных торговых объектов (объектов мелкорозничной сети), количество(6) которых на текущий момент составляет 271 объект (164 павильона и 107 киосков).
Для обеспечения приведения размещенных на территории города до 2011 года павильонов и киосков в соответствие требованиям действующего законодательства в городе в 2014 году рассмотрено:
23 проекта по реконструкции, модернизации нестационарных объектов;
3 проекта по размещению объектов капитального строительства взамен существующих временных объектов.
Проведена реконструкция/модернизация 2 объектов по пр. Победы (фото 3).
Фото 3
3 объекта находятся в стадии капитального строительства взамен временных по адресам: Гоголя, 17, М. Горького, 85, Краснодонцев, 9.
Природоохранная деятельность в городе Череповце направлена на создание условий для улучшения экологической обстановки, стабилизацию и снижение экологической нагрузки на окружающую среду.
Приоритетные задачи сферы:
снижение уровня загрязнения атмосферного воздуха;
снижение уровня загрязнения территории города промышленными и бытовыми отходами;
предотвращение возможного ущерба природным водным объектам;
повышение уровня экологической образованности населения, формирование основ экологической культуры населения.
С 2013 года реализуются мероприятия муниципальной программой "Охрана окружающей среды".
В 2014 году:
подготовлен экологический календарь на текущий год;
проведено 1 808 мероприятий по благоустройству и озеленению городской территории, по очистке водоохранных зон, экологическому воспитанию и просвещению, в которых приняло участие 101 234 жителя города;
установлено 6 аэроионизаторов в детских садах города.
Череповец награжден специальным дипломом за активное участие в ежегодной Всероссийской акции "Дни защиты от экологической опасности-2014", объединяющей усилия мэрии города, общественных движений и организаций, промышленных предприятий, средств массовой информации, населения города в обеспечении экологической безопасности и формировании у горожан высокого уровня экологической культуры, ориентированного на здоровый образ жизни.
С 2009 года продолжается деятельность рабочей группы по вопросу снижения негативного воздействия на атмосферный воздух города Череповца, в состав которой входят представители государственных и муниципальных служб, природоохранной прокуратуры и природоохранных служб крупных предприятий - ПАО "Северсталь", ЗАО "ФосАгро АГ", ЗАО "Череповецкий фанерно-мебельный комбинат". Постоянно проводится анализ состояния атмосферного воздуха на территории города, по результатам которого принимаются решения по дополнительным мерам, способствующим улучшению качества атмосферного воздуха в селитебной части города.
Для решения поставленных задач на крупных предприятиях города в 2014 году:
завершено строительство установки улавливания неорганизованных выбросов от конвертеров, реконструкция газоочистки шахтной печи N 1 и реконструкция газоочистки вращающейся печи N 7 сталеплавильного производства ПАО "Северсталь";
на производстве древесностружечных плит достигнуто снижение выбросов формальдегида на 0,2 т/год в сравнении 2013 к 2012 году, в 2014 снизились среднемесячные концентрации на 30% по отношению к 2013 году.
В настоящее время экологическая обстановка в городе оценивается как стабильная с тенденцией к улучшению.
Планомерная природоохранная деятельность в городе Череповце позволила сохранить достигнутые в 2013 году показатели по городу, а в части сбросов и выбросов еще и улучшить их значение:
индекс загрязнения воздуха не увеличился и остался на уровне 2013 года - 7,3;
доля использованных и переработанных отходов в общем объеме образовавшихся отходов, в том числе и твердых бытовых в 2014 году достигла 48,5% (2011 год - 48,2%);
доля очищенных сточных вод в объеме сброса загрязненных сточных вод составила 80% (2011 год - 79,1%);
выбросы вредных веществ в атмосферу по сравнению с 2013 годом снизились на 20,6 тыс. тонн и составили 313,1 тыс. тонн;
объемы сбросов в водные объекты города уменьшились по сравнению с 2013 годом на 4,52 млн. куб. м. (2013 год - 68,510 млн. куб. м., 2014 год -72,562 млн. куб. м.).
В дальнейшем планируется развивать инфраструктуру переработки, использования и безопасного размещения отходов, в том числе твердых бытовых отходов.
В городе развивается общегородское экологическое движение, призванное способствовать решению проблемы чистоты города, благоустройства окружающей городской среды, которое нашло свое отражение в проекте "Чистый город" и охватило 365 предприятий, организаций и учреждений города.
В 2013 - 2014 годах при участии жителей города было высажено больше 10 аллей в различных частях города, проведено 10 экологических акций, в весеннем субботнике в 2014 году приняли участие свыше 43 тыс. жителей города.
Развитие транспортной инфраструктуры
С целью улучшения работы общественного транспорта и повышения качества обслуживания пассажиров в 2014 году:
обеспечен контроль за выполнением расписания движения общественного транспорта с использованием средств навигационных систем и визуального контроля, в результате которого количество обращений пассажиров в мэрию города о сбоях в движении автобусов снизилось практически до нуля;
в Зашекснинском районе открыто движение общественного транспорта по ул. Раахе: внесены изменения в схему движения автобусного маршрута N 17, предусмотрено увеличение количества рейсов, обеспечена возможность совершать пересадку на автобусы, идущие практически во все районы города, с автобусных остановок "104 мкр." или "Дом торговли", в том числе в сторону школ, детских садов и поликлиники N 7, расположенных в Зашекснинском районе.
На трех автобусных остановках: "Дом торговли", "Красноармейская площадь", "Ул. Набережная" в направлении в Заягорбский район города установлены табло с информацией о движении автобусов в рамках проекта по реконструкции волоконно-оптической линии связи. После тестирования объектов в 2015 году планируется установить информационные табло с информацией о реальном времени прибытия автобуса на 16 автобусных остановках (например, "ДКМ", "Красный ткач", "ДМиК "Комсомолец" и "Вокзал" в обоих направлениях, "Ул. Набережная" в сторону Индустриального района, и др.); всего планируется оборудование 44 автобусных остановок камерами видеонаблюдения и точками Wi-Fi доступа.
Для создания наиболее благоприятных условий для посадки и высадки пассажиров оборудована посадочная площадка автобусной остановки в районе ул. Леднева, произведен ремонт ряда пассажирских павильонов, в районе трамвайной остановки "Доменная" перенесена посадочная площадка, установлен пассажирский павильон, выполнены работы по благоустройству территории трамвайной остановки.
Капитально отремонтированы с элементами модернизации 8 трамвайных вагонов. Теперь в трамвайных вагонах применяется светодиодное освещение, которое экономичнее и долговечнее по сравнению с обычным.
Выполнен капитальный ремонт 0,6 км трамвайных путей, включая реконструкцию отдельных участков: на перекрестке улицы Комсомольской и Советского пр., на улице Комсомольской при пересечении с ул. М. Горького, на перекрестке улиц Вологодской и Комсомольской.
В 2015 году планируется продолжение работ по капитальному ремонту с элементами модернизации трамвайных вагонов, предусмотрено обустройство автобусных остановок павильонами/навесами для ожидания автобусов.
Решен вопрос обеспечения льготных перевозок отдельных категорий граждан на маршрутах общественного транспорта в район дачных массивов, расположенных вблизи Череповца.
Для обеспечения безопасности дорожного движения:
обновлена разметка на 37 пешеходных переходах перед началом нового учебного года;
восстановлены 54 дорожных знака;
модернизированы светофорные объекты на трех перекрестках города: ул. Сталеваров - пр. Строителей, ул. Металлургов - б. Доменщиков, пр. Строителей- б. Доменщиков;
улучшена освещенность в районе пешеходных переходов на улицах города, установлены дополнительные дорожные знаки, в том числе со светодиодами;
обустроены пешеходные дорожки к 29 пешеходным переходам;
установлены 3 искусственные неровности на проезжей части в районе проспекта Победы,131, Шекснинского проспекта, 18, улицы Архангельской,100.
Продолжено исполнение муниципальной программы "Развитие городского общественного транспорта" на 2014 - 2016 годы, мероприятия которой начали реализовываться в 2013 году:
приобретено 10 городских комфортабельных автобусов марки МАЗ, переданных для эксплуатации в МУП "Череповецкая автоколонна N 1456";
в 2014 году с целью сохранения стабильного уровня обслуживания на маршрутах с небольшим пассажиропотоком были предусмотрены субсидии из городского бюджета пассажирским транспортным предприятиям.
На повышение комфорта, привлекательности, качество преобразования городской среды направлены мероприятия муниципальной программы "Реализация градостроительной политики города Череповца на 2014 - 2022 годы". За 2014 год проведены следующие мероприятия:
конкурс на проектное решение по установке памятника медсестрам на территории сквера у привокзальной площади;
разработана схема озеленения Индустриального, Заягорбского, Северного районов города, ведется проработка отдельных участков для благоустройства;
разработаны схемы размещения рекламных конструкций на фасадах зданий, размещения элементов монументально-декоративного оформления исторической части города, размещения элементов городского дизайна, пешеходных зон;
начаты работы по внесению изменений в Генеральный план города Череповца.
В 2014 году в рамках работы по формированию и реализации градостроительной стратегии города утверждена ранее разработанная градостроительная документация:
по размещению отдельно стоящих рекламных конструкций;
по развитию территорий:
юго-восточной части Зашекснинского района;
под малоэтажное строительство для многодетных семей в Зашекснинском районе;
набережной от Ягорбского моста до Октябрьского моста;
территории восточной части Заягорбского района под многоэтажную жилую застройку (26 мкр.);
внутриквартальных проездов (105, 106 мкр.).
Строительство
На 01 января 2015 года на территории города насчитывается 64 объекта жилищного строительства, 20 объектов промышленного производства, 105 объектов иного назначения; принято в эксплуатацию 75 объектов капитального строительства.
В Зашекснинском районе города строится 40жилых домов, в Заягорбском районе города - 15 жилых домов, в Индустриальном районе - 5 домов, в Северном районе - 4 дома.
За 2014 год в городе введено в эксплуатацию 138 507 кв. м. жилья (+42,7% к уровню 2013 года), в том числе индивидуального - 11 536 кв. м (+8,3% к 2013 году).
Динамика изменения показателя объемов ввода жилья представлена на диаграмме 12.
Диаграмма 12 Годовой объем ввода, жилья, тыс. кв. м.
Объем инвестиций в объекты капитального строительства в городе Череповце в 2014 году составили 7,457 млрд. руб.:
1. Бюджетные инвестиции сумме 0,417 млрд. руб.;
2. Внебюджетные инвестиции - 7,040 млрд. руб., в том числе в объекты:
жилищного строительства - 4,784 млрд. руб.,
общественного назначения - 1,8 млрд. руб.,
производственного и коммунально-складского назначения - 0,366 млрд. руб.,
благоустройство и озеленение - 0,09 млрд. руб.
Объекты, принятые в эксплуатацию в2014 году, представлены в приложении 1.
Формирование земельных участков под индивидуальное жилищное строительство
В городе продолжены работы по выбору площадок для нового строительства, формированию земельных участков.
За 2014 год рассмотрены:
429 заявлений о получении разрешений на строительство объектов, выдано 277 разрешений на строительство, реконструкцию объектов (в т.ч. 122 разрешения на индивидуальное жилье);
и приняты 239 исполнительных схем инженерных коммуникаций;
126 заявлений о получении разрешений на ввод объектов в эксплуатацию.
Продолжается реализация закона Вологодской области от 22.11.2011 N 2650-ОЗ "О бесплатном предоставлении в собственность гражданам, имеющим трех и более детей, земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территории Вологодской области". За 2014 год предоставлено 106 земельных участков многодетным семьям, что в 2,7 раза превышает уровень 2013 года.
Динамика предоставления земельных участков для строительства представлена в таблице 6.
Таблица 6
Вид разрешенного использования |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
||||
Кол-во |
Площадь, кв. м. |
Кол-во |
Площадь, кв. м. |
Кол-во |
Площадь, кв. м. |
Кол-во |
Площадь, кв. м. |
|
Всего под строительство, в том числе: |
49 |
203 127 |
37 |
462 267 |
119 |
314 389 |
157 |
253 323 |
для индивидуально жилищного строительства всего |
25 |
32 003 |
11 |
12 103 |
57 |
54 784 |
121 |
101 647 |
для индивидуально жилищного строительства многодетным семьям |
- |
- |
- |
- |
40 |
36 160 |
106 |
85 894 |
1.4. Структура местного бюджета, основные показатели его исполнения
Доходы бюджета
По итогам 2014 года доходы городского бюджета составили 6 802,2 млн. рублей (99,8% от запланированного на год объема, невыполнение 15,7 млн. руб.). По сравнению с 2013 годом доходная часть бюджета увеличилась на 694,2 млн. рублей, в т.ч. за счет роста безвозмездных поступлений на 981,6 млн. рублей, снижения в части налоговых и неналоговых доходов - на 287,4 млн. руб.
Налоговые и неналоговые доходы за отчетный период составили 2 894,3 млн. руб. (в том числе налоговые - 2 253,8 млн. руб., неналоговые - 640,5 млн. руб.), или 42,5% всех доходов бюджета (за 2013 год - 3181,7 млн. руб., или 52,1% всех доходов бюджета), безвозмездные поступления - 3907,9 млн. руб., или 57,5% всех доходов бюджета (за 2013 год - 2926,3 млн. руб., или 47,9%).
Динамика доходов бюджета представлена в таблице 7.
Таблица 7
Наименование доходов |
Фактическое исполнение городского бюджета, млн. руб. |
|||
2011 год |
2012 год |
2013 год |
2014 год |
|
Налоговые и неналоговые доходы |
4 132,4 |
3 056,2 |
3 181,7 |
2 894,3 |
Налоговые доходы |
3 566,4 |
2 474,0 |
2 617,0 |
2 253,8 |
Неналоговые доходы |
566,0 |
582,2 |
564,7 |
640,5 |
Безвозмездные поступления |
3 079,6 |
3 850,0 |
2 926,3 |
3907,9 |
Всего доходов |
7 212,0 |
6 906,2 |
6 108,0 |
6 802,2 |
Расходы бюджета
По итогам 2014 года исполнение городского бюджета по расходам составило 6 866,2 млн. рублей или 97,0% к годовому плану, утвержденному с учетом изменений в сумме 7 080,0 млн. рублей. По сравнению с 2013 годом расходная часть городского бюджета увеличилась на 512,1 млн. рублей в основном за счет увеличения межбюджетных трансфертов из вышестоящих бюджетов.
Наибольший удельный вес в общем объеме расходов составили расходы по следующим разделам бюджетной классификации:
"Образование" - 3 742,5 млн. рублей (54,5%);
"Социальная политика" - 1 012,0 млн. рублей (14,7%);
"Национальная экономика" - 931,5 млн. рублей (13,6%).
Динамика расходов бюджета представлена в таблице 8.
Таблица 8
Наименование |
Фактическое исполнение городского бюджета, млн. руб. |
|||
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
|
Общегосударственные расходы |
275,6 |
294,2 |
304,1 |
348,2 |
Национальная безопасность и правоохранительная деят-ть |
57,6 |
57,7 |
53,0 |
54,2 |
Национальная экономика |
219,8 |
1432,7 |
733,9 |
931,5 |
Жилищно-коммунальное хозяйство |
1458,6 |
394,7 |
250,2 |
173,0 |
Охрана окружающей среды |
16,4 |
16,7 |
15,6 |
17,6 |
Образование |
2525,5 |
2772,0 |
3431,8 |
3742,5 |
Культура, кинематография |
247,7 |
255,1 |
271,5 |
290,7 |
Здравоохранение |
578,6 |
480,9 |
1,4 |
2,0 |
Социальная политика |
1127,1 |
1116,6 |
986,9 |
1012,0 |
Физическая культура и спорт |
539,6 |
217,7 |
249,1 |
212,7 |
Средства массовой информации |
43,7 |
47,5 |
45,7 |
46,6 |
Обслуживание государственного и муниципального долга |
1,3 |
1,6 |
10,9 |
35,2 |
Итого расходов |
7091,5 |
7087,4 |
6354,1 |
6866,2 |
Бюджет города сформирован на основе 24 муниципальных программ, охватывающих основные сферы (направления) деятельности органов местного самоуправления, на реализацию которых в 2014 году было выделено 6 364,9 млн. рублей, что составляет 92,7% в общем объеме расходов городского бюджета (6 866,2 млн. рублей).
Структура муниципальных программ, охватывающих основные сферы (направления) деятельности органов местного самоуправления, представлена в приложении 2.
С 2013 года в городе реализуется проект "Народный бюджет".
В 2014 году в рамках проекта "Народный бюджет":
Завершен 1 этап благоустройства сквера на территории памятника участникам ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС;
установлено 5 тренажерных комплексов в различных микрорайонах города;
построена универсальная площадка с футбольным полем возле общеобразовательной школы (работы по строительству 4 спортивных площадок будут продолжены в 2015 году).
Объем средств городского бюджета, представленный для распределения участниками на 2015 год, остался на уровне 2014 года - 15 млн. рублей и направлен на:
благоустройство сквера на территории памятника участникам ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС, 2 этап;
установку детских площадок в различных микрорайонах города;
размещение социальной рекламы в различных частях города;
закупку информационных сенсорных терминалов;
IT-образование (реализация в рамках проекта "Электронный гражданин");
организацию турнира по дворовому футболу;
организацию трансляций заседаний Череповецкой городской Думы;
социальную рекламу в школах по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни.
На реализацию второго направления проекта "Народный бюджет" "Народный бюджет ТОС(7)"- запланировано 2,7 млн. руб.
Потенциальные возможности увеличения доходной части бюджета
В целях укрепления доходной базы городского бюджета и выполнения задания Губернатора Вологодской области по увеличению доходов пересмотрены ставки по местным налогам и значениям коэффициента К2, применяемого для расчета единого налога на вмененный доход.
С 01.01.2015 увеличены ставки:
по налогу на имущество физических лиц - на 15% ежегодно в течение трех лет, что позволит дополнительно получить в бюджет города в 2016 году порядка 17 млн. рублей, в 2017 году - порядка 20 млн. рублей;
по земельному налогу - на 30% в отношении земельных участков, предназначенных для размещения гаражей, что позволит дополнительно получить в бюджет города с 2016 года порядка 3 млн. рублей;
по единому налогу на вмененный доход (в зависимости от вида деятельности) произведено или единовременное увеличение К2 до единицы или рост на 10-35% ежегодно в течение трех лет; введены новые виды деятельности; увеличен показатель "среднемесячная заработная плата на 1 работника", в зависимости от которой устанавливается коэффициент К2. Принятое решение позволит дополнительно получить в бюджет города в 2015 году порядка 15 млн. рублей, в 2016 году - 20,4 млн. рублей, в 2017 году - более 23 млн. рублей.
В рамках Плана мероприятий по укреплению доходного потенциала городского бюджета на 2014 - 2016 годы, утвержденном на 2014 год в сумме 94,6 млн. рублей, бюджетный эффект за 2014 год составил 127,5 млн. рублей, в том числе за счет:
легализации налогооблагаемой базы и усиления работы по платежам в бюджет - 46,5 млн. рублей;
улучшения качества администрирования неналоговых доходов - 73,5 млн. рублей;
создания новых рабочих мест - 7,5 млн. рублей.
На 2015 год планом предусмотрен бюджетный эффект в сумме 99,3 млн. рублей, на 2016 год - в сумме 100,6 млн. рублей.
II. Ключевые проблемы социально-экономического развития
К ключевым проблемам, отсутствие адекватного реагирования на которые может нанести ущерб устойчивому развитию города, его социально-экономической стабильности и межмуниципальным позициям, эксперты относят следующие:
устойчивая тенденция к сокращению населения трудоспособного возраста;
качество окружающей среды, услуг в системе ЖКХ, здравоохранения;
дефицит квалифицированных кадров рабочих специальностей;
нарастающий износ коммунальной и жилой инфраструктуры;
Информацию о проекте можно найти на официальном городском сайте - http://www.cherinfo.ru/1289
усугубляющаяся проблема пропускной способности автомобильных дорог (в том числе проблема транспортной доступности Зашекснинского района);
нестабильная макроэкономическая ситуация в стране, негативно влияющая на изменение потребительских предпочтений населения;
несоответствие внешнего имиджа города реальному качеству городской среды.
Вся политика руководства города, формируемая на текущем этапе, направлена на решение выявленных проблем и разработку мер профилактического характера для предотвращения появления новых.
III. Ресурсный потенциал города как предпосылка к развитию
Череповец - крупнейший город Вологодской области, административный центр Череповецкого района, один из немногих российских региональных городов, превосходящих административный центр своего субъекта федерации (Вологда) по промышленному потенциалу.
Территория города - 120,9 кв. км.
1. Выгодное географическое положение
Город находится на стыке трех экономических районов: Европейского Севера, Северо-Запада и Центра России, в радиусе 500 километров от крупнейших экономических центров страны-Москвы и Санкт-Петербурга. В городе развиты все виды транспортных коммуникаций: железная и автомобильная дороги федерального значения, Волго-Балтийский водный путь, международный аэропорт.
2. Наличие динамично развивающихся глобальных компаний
Для города наличие крупных компаний - это, прежде всего, хорошо оплачиваемые рабочие места, стабильная налогооблагаемая база, современные бизнес-практики и технологии, совместные социальные проекты, новые возможности развития экономического потенциала.
3. Сложившаяся культурная традиция индустриального города - население, лояльное к работе на производстве
Для горожан крупнейшие предприятия - это не только фактор стабильности, но и возможность для самореализации в рамках компаний с известными брендами и современной корпоративной культурой. В свою очередь, это формирует лояльность к работе на производстве у новых поколений череповчан.
4. Развивающаяся структура экономики города
В экономике Череповца представлены и равноправно сосуществуют бизнесы различных масштабов. Реализуемые проекты бизнес-кооперации крупных и малых предприятий положительно сказываются на их развитии. Потенциал этого сотрудничества далеко не исчерпан и может оказать существенное влияние на развитие технологической многоукладности экономики города.
5. Система профессионально-технического и высшего образования, подготовки и переподготовки кадров
Продолжается развитие многоуровневой образовательной системы за счет сотрудничества металлургических, химических и машиностроительных предприятий с профессиональными образовательными учреждениями города. Опыт создания образовательных учебных полигонов показал, что при определенных финансовых и организационных затратах возможен принципиально новый способ обучения и образования современного человеческого капитала.
IV. Задачи и перспективные направления социально-экономического развития
4.1. Повышение инвестиционной привлекательности
В рамках реализации городской инвестиционной политики объем инвестиций, привлеченных в 2014 году, составляет - более 218 млн. руб. Например, 8 млн. руб. привлечено в рамках создания постоянной выставки деревянного домостроения; более 169 млн. руб.-в рамках создания завода "Стальантикор"; более 5 млн. руб. - в рамках создания кластера "Туристско-рекреационный кластер "Центральная городская набережная", один из проектов которого - "Создание историко-этнографического и культурно-досугового комплекса "Усадьба Гальских", включен в федеральную целевую программу "Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации" (2011 - 2018 годы).
Объем налоговых и иных поступлений в бюджет города от реализуемых проектов в 2014 году составил - 19,4 млн. руб.
Начата работа по формированию пакета документов на участие в государственной программе финансирования мероприятий по созданию промышленных парков Минэкономразвития РФ по проекту "Индустриальный парк "Череповец".
Подготовлена концепция и бизнес-план проекта, которые предполагают на территории площадью 50 Га размещение энергоэффективных производств строительного кластера. На данный момент заявлены следующие проекты общей площадью 22,5 Га:
завод по производству стружечно-цементных стеновых панелей и плит;
предприятие по производству электро сварных труб;
завод по производству гипсокартона.
Общая сумма инвестиций по проектам - 3,145 млн. руб.
Планируемые эффекты по проекту "Индустриальный парк "Череповец":
привлечение инвестиций в экономику региона в размере 5,2 млрд. руб.;
создание качественной инженерно-транспортной и производственной инфраструктуры 8 новых предприятий;
создание около 954 высокопроизводительных рабочих мест и трудоустройство высвобождаемых кадров;
снижение социальной напряженности в городе;
диверсификация экономики города, снижение негативных эффектов монопрофильного города;
создание современных производств в смежных отраслях экономики региона;
увеличение доходной базы регионального бюджета на 1,9 млрд. руб. ежегодно (после выхода на плато резидентов).
Ключевое событие 2014 года - признание муниципального образования "Город Череповец" на федеральном уровне как одного из лучших городов по созданию инвестиционного климата. Агентством стратегических инициатив, созданным по инициативе Президента РФ, сформирован Атлас лучших практик, который более чем на четверть состоит из материалов города по поддержке субъектов МСП, инвестиционным практикам. Череповец вошел в число девяти муниципальных образований страны, которые были выбраны в качестве пилотных площадок для апробации лучших практик, направленных на развитие мер поддержки малого и среднего бизнеса на уровне муниципалитетов.
В 2014 году на постоянной основе организована работа главного инвестиционного портала Череповца ia-cher.ru
4.2. Наращивание собственной доходной базы местного бюджета
Использование механизмов государственно-частного партнерства
В рамках института государственно-частного (муниципально-частного) партнерства (ГЧП) продолжена реализация3 городских проектов, информация о которых представлена в приложении 3:
Банно-прачечный комплекс по ул. Краснодонцев, 53;
Медицинский центр по ул. Коммунистов, 40;
"Туристско-рекреационный кластер "Центральная городская набережная".
Налоговое администрирование
На постоянной основе функционирует межведомственная рабочая группа по платежам в городской бюджет и легализации заработной платы.
В результате деятельности рабочей группы по состоянию на 01.01.2015 уровень задолженности налогоплательщиков, состоящих на учете в Межрайонной ИФНС N 12 по Вологодской области, составил 1 183,5 млн. рублей, что на 4,4% меньше уровня задолженности на 01.01.2014 (1237,9 млн. рублей).
В течение 2014 года на регулярной основе осуществлялись выезды мобильного налогового офиса: за 2014 год состоялся 151 рейд, принято от налогоплательщиков в уплату имущественных налогов 13,4 млн. руб.
Эффективное управление муниципальной собственностью, земельными ресурсами
В настоящий момент комитетом по управлению имуществом города (далее - Комитет) осуществляются мероприятия для достижения городской стратегической цели "Эффективное управление муниципальным земельно-имущественным комплексом" по направлениям:
По состоянию на 1 января 2015 года:
проведено 5 аукционов и 4 конкурса, по итогам которых продано 35 участков (в 2013 году - 6 аукционов, продано 23 земельных участка);
начальная цена всех выставленных на торги участков составила 57 806 тыс. руб., по итогам торгов цена увеличилась на 60886 тыс. руб. и составила 118 692 тыс. руб., что выше уровня 2013 года на 39%;
продано - 4 объекта недвижимости, начальная цена проданных объектов составила 6 910 тыс. руб., по итогам торгов цена увеличилась на 3 060 тыс. руб. и составила 9 970 тыс. руб. (6,5% от уровня 2013 года).
Динамика объемов приватизации муниципального имущества представлена в таблице 9.
Таблица 9
Кв. м.
Показатели |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
Площадь приватизированных земельных участков |
442 332 |
178 555 |
128 716 |
193 589 |
Площадь приватизированного муниципального имущества |
26 640 |
4 828,6 |
677,4 |
2 906,6 |
Объем муниц. имущества, переданного в аренду бизнесу |
18 508 |
20 867 |
29 099 |
21 860 |
Приватизировано 74 земельных участка под зданиями, строениями, сооружениями.
В рамках достижения городской стратегической цели "Эффективное управление муниципальным земельно-имущественным комплексом":
Реализация федерального законодательства в части отчуждения недвижимого имущества позволит субъектам малого и среднего предпринимательства приобретать арендуемые помещения по рыночной стоимости напрямую без проведения торгов и без ограничения по площади;
по итогам проведенного конкурса определился застройщик, которому будет предоставлен бесплатно в собственность земельный участок, при условии обязательства нового застройщика предоставить в течение трех лет пострадавшим дольщикам (172 человека) квартиры площадью не менее расчетной нормы, установленной Законом, что позволит снять социальную напряженность и решить затянувшиеся проблемы с недостроенными объектами по ул. Раахе, 9 и 20;
по результатам торгов заключено 2 концессионных соглашения(8) в отношении муниципальных объектов, в одном из которых будут оказываться услуги социально-бытового обслуживания (баня), а в другом - здравоохранения (медицинский центр).
По результатам работы по администрированию неналоговых доходов от поступлений в городской бюджет доходов от использования, реализации муниципального имущества и иных неналоговых доходов (таблица 10) в 2014 году поступления составляют493,76 млн. руб., что на 40,7 млн. руб. или 9,0% больше поступлений 2013 года.
Таблица 10
тыс. руб.
Показатели |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
Доходы от аренды имущества * |
26003,60 |
25674,77 |
31066,46 |
28940,30 |
Арендная плата за землю и продажа прав на заключение договоров аренды |
146599,20 |
192 601,9 |
257709,48 |
331619,78 |
Поступления от продажи имущества |
150408,70 |
173425,33 |
94390,66 |
69997,60 |
Поступления от продажи земли |
100062,40 |
72614,14 |
46739,95 |
33319,73 |
Плата за найм жилья |
11358,56 |
9960,10 |
8661,90 |
11750,41 |
Прочие неналоговые доходы (плата за размещение рекламных конструкций, за размещение временных объектов, плата по концессионному соглашению и пр.) |
13 904,95 |
14 412,25 |
14 492,85 |
18 128,77 |
Всего: |
448 337,41 |
296 086,59 |
453 061,30 |
493 756,59 |
______________________________
* Приведены доходы от продажи имущества комитетом, без учета мэрии города.
В 2014 году увеличились доходы:
от аренды земельных участков на 73,9 млн. руб. (+28,7% к уровню 2013 год);
за пользование жилыми помещениями на 3,1 млн. руб. (+ 35,7% к уровню 2013 года);
по прочим неналоговым доходам на 3,6 млн. руб. (+ 25,1% к 2013 году).
4.3. Повышение доступности и открытости деятельности мэра города
В 2014 году города Череповец отмечен за активную работу по повышению уровня доверия населения к власти и признан лучшим в России по развитию практик открытости муниципальной власти по итогам конкурса "Открытый муниципалитет".
В соответствии со Стратегией развития Череповца, которая также признана лучшей в России, город реализует много серьезных проектов и мероприятий, направленных на повышение уровня доверия населения к муниципальной власти.
Концессионное соглашение - это договор, в силу которого одна сторона (концессионер) обязуется за свой счет создать и (или) реконструировать определенное этим соглашением недвижимое имущество (объект концессионного соглашения), право собственности на которое принадлежит или будет принадлежать другой стороне (концеденту), осуществлять деятельность с использованием объекта концессионного соглашения, а концедент обязуется предоставить концессионеру права владения и пользования объектом концессионного соглашения для осуществления указанной деятельности на срок, установленный этим соглашением.
Повышение доступности и открытости деятельности мэра города проводится через работу:
С обращениями граждан, которая организована:
по телефону "Прямая линия мэра города" (т. 57 10 97), за 2014 год принято 206 обращений;
устных обращений за 2014 год - 56;
в Центрах профилактики правонарушений - консультационных центрах горожан по интересующим вопросам у сотрудников различных федеральных/муниципальных органов и структур непосредственно по месту жительства за 2014 год принято 1 731 человек.
С интернет - ресурсами через:
официальный сайта мэра города, на который поступило 2 430 обращений по состоянию на 01.01.2015;
публичную страницу мэра города в социальной сети "В Контакте" по направлениям: информирование о событиях в городе и области, ведение дискуссий и обмен опытом по каждой новостной теме, ежеквартальное проведение on-line-встреч с населением города. Количество подписчиков за год увеличилось более чем в 2 раза по сравнению с предыдущим годом и превысило 35 тысяч человек.
12 интернет-проектов с 13 644 участниками ( "Спорт от А до Я", "Череповец глазами горожан", "Свободное время", "Образование для всех", "Движение как образ жизни" и пр.).
Доступность и открытость деятельности мэра города по всем социально-значимым сферам подтверждается и проведением большого числа публичных слушаний, количество которых в органах мэрии варьируется от 2 до 15 и более.
Кроме того, в 2014 году состоялось 18 выездных встреч мэра города с трудовыми коллективами города.
V. Ожидаемые результаты социально-экономического развития города в трехлетней перспективе (2014 - 2017 годы)
Динамика ожидаемых результатов социально-экономического развития города в трехлетней перспективе представлена в таблице 12.
Таблица 12
|
Показатель |
Ед. изм. |
2015 |
2016 |
2017 |
1 |
Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами в промышленности |
млн. руб. |
348 074 |
369 950 |
390 427 |
% |
104,2 |
106,3 |
105,5 |
||
2 |
Среднемесячная заработная плата |
руб. |
35 175 |
36 904 |
38 823 |
% |
104,3 |
104,9 |
105,2 |
||
3 |
Инвестиции в основной капитал на душу населения по крупным и средним предприятиям |
тыс. руб./чел. |
99,1 |
86,5 |
71,5 |
% |
133,9 |
87,3 |
82,7 |
||
4 |
Уровень зарегистрированной безработицы (на конец года) |
% |
1,2 |
1,2 |
1,2 |
5 |
Общее количество дополнительно созданных рабочих мест в результате ввода в эксплуатацию инвестиционных объектов и реализации мероприятий (накопленным итогом), всего, в том числе: |
чел. |
35 625 |
39 422 |
43 430 |
% |
110,3 |
110,7 |
110,2 |
||
5.1. |
Постоянных рабочих мест (в том числе в течение отчетного года) |
чел. |
18 152 |
20 652 |
23 363 |
% |
108,6 |
113,8 |
113,1 |
||
5.2. |
Временных рабочих мест (в том числе в течение отчетного года) |
чел. |
17 473 |
18 770 |
20 067 |
% |
112,2 |
107,4 |
106,9 |
||
6 |
Количество малых предприятий |
ед. |
10 305 |
10 357 |
10 357 |
% |
100,5 |
100,5 |
100,0 |
||
7 |
Годовой объем ввода жилья по городу |
тыс. кв. м |
139 |
146 |
150 |
% |
100,4 |
105,0 |
102,7 |
||
8 |
Объем доходов городского бюджета, в том числе |
млн. руб. |
6 356,9 |
6 079,0 |
6 632,2 |
% |
93,5 |
95,6 |
109,1 |
||
8.1. |
Налоговые доходы |
млн. руб. |
2 408,6 |
2 516,9 |
2 643,3 |
% |
106,9 |
104,5 |
105,0 |
||
8.2. |
Неналоговые доходы |
млн. руб. |
639,4 |
597,2 |
567,7 |
% |
99,8 |
93,4 |
95,1 |
||
8.3. |
Безвозмездные поступления |
млн. руб. |
3308,9 |
2964,9 |
3421,2 |
% |
84,7 |
89,6 |
115,4 |
6. Информация об исполнении поручений Губернатора области, данных в ходе встреч с населением в рамках рабочих поездок Губернатора области в город, с итогами исполнения за отчетный период; поручений Череповецкой городской Думы, выданных мэрии города за отчетный период, с итогами исполнения за отчетный период
За период с 2012 по 2014 годы в мэрию города поступило 61 поручение Губернатора области (6 - в 2012 году, 21 - в 2013 году, 34 - в 2014 году).
По состоянию на 31.12.2014 исполнено 56 поручений Губернатора области, 5 находятся на исполнении, срок исполнения - 2015 - 2016 годы.
Наиболее значимые результаты в 2014 году в рамках проведенной работы по исполнению поручений Губернатора области
Разработан и выполняется план мероприятий по оптимизации и эффективности использования средств городского бюджета на 2014 - 2016 годы.
Для оказания первичной медицинской помощи взрослому населению мэрией города предложены удобные для размещения Центров врачей общей практики свободные помещения.
Создана рабочая группа по обеспечению реализации проекта по открытию в городе Череповце инженерных классов на базе 5 общеобразовательных школ города.
Достигнута договоренность с 86 работодателями о создании порядка 700 временных рабочих мест для трудоустройства несовершеннолетних. В период летних каникул всего было трудоустроено 632 несовершеннолетних гражданина. Кроме того, 53 человека работали по договорам на оказание услуг. Таким образом, летом трудовая занятость была организована для 685 череповецких подростков.
За период с 2012 по 2014 годы по результатам рассмотрения вопросов на заседаниях Череповецкой городской Думы и ее постоянных комиссий депутатами было дано 96 поручений мэрии города (38 - в 2012 году, 35 - в 2013 году, 23 - в 2014 году).
По состоянию на 31.12.2014 все поручения исполнены.
Структура поручений в 2014 году представлена в диаграмме 13.
Диаграмма 13 Структура поручения Череповецкой городской Думы
------------------------------
(1) По оперативным данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Вологодской области (далее - Вологдастат)
(2) По оперативным данным Вологдастата за январь-октябрь 2014 г.
(3) По оперативным данным Вологдастата
(4) Для сравнения: в 2012 году это было соответственно 18 и 34 работника.
(5) Без учета данных по заработной плате МКАУ "Череповецкий центр хранения документации", организаций, осуществляющих деятельность, связанная с производством, прокатом и показом фильмов, в области радиовещания и телевидения.
(6) Без учета нестационарных торговых объектов, размещенных на земельных участках, находящихся в частной собственности
(7) Информацию о проекте можно найти на официальном городском сайте - http://www.cherinfo.ru/1289
(8) Концессионное соглашение - это договор, в силу которого одна сторона (концессионер) обязуется за свой счет создать и (или) реконструировать определенное этим соглашением недвижимое имущество (объект концессионного соглашения), право собственности на которое принадлежит или будет принадлежать другой стороне (концеденту), осуществлять деятельность с использованием объекта концессионного соглашения, а концедент обязуется предоставить концессионеру права владения и пользования объектом концессионного соглашения для осуществления указанной деятельности на срок, установленный этим соглашением.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.