Решение Вологодского районного суда Вологодской области от 14 ноября 2014 г. по делу N 2-1727/2014
Вологодский районный суд Вологодской области в составе:
председательствующего судьи Лукьяновой И.Б.,
при секретаре Пирмагомедовой М.А.,
с участием прокурора Шавариной Н.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Малыгина А.В., Максимова А.А. о признании незаконным и недействительным решение Совета Майского сельского поселения Вологодского муниципального района N 214 от 22.10.2012, установил:
решением Совета Майского сельского поселения Вологодского муниципального района от 22.10.2012 N 214 "О налоге на имущество физических лиц", вступившим в силу 01.01.2013, установлены ставки налога на имущество физических лиц в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости на объекты налогообложения согласно ст. 2 Закона РФ "О налогах на имущество физических лиц" в следующих размерах: при суммарной инвентаризационной стоимости объекта налогообложения до 300 000 руб. ставка налога 0,1%; при стоимости от 300 000 руб. до 500 000 руб. - 0,3%; от 500 000 до 600 000 руб. - 0,35%; от 600 00 руб. до 700 000 руб. - 0,45%; от 700 000 руб. до 800 000 руб. - 0,55%; от 800 000 руб. до 900 000 руб. - 0,65%; от 900 000 до 1 000 000 руб. - 0,75%; от 1 000 0000 руб. до 1 300 000 руб. - 0,78%; от 1 300 000 руб. до 1 500 000 руб. - 0,80%; от 1 500 000 руб. до 1 800 000 руб. - 0,85%; от 1 800 000 руб. до 2 000 000 руб. - 0,90%; от 2 000 000 руб. до 2 500 000 руб. - 1%; свыше 2 500 000 руб. - 1,15%.
Малыгин А.В., Максимов А.А. обратились в суд с заявлением об оспаривании указанного нормативно-правового акта, в обоснование указав, что согласно данному решению налоговая ставка на имущество, суммарная стоимость которого свыше 2 500 000 руб. на 2013 год увеличена с 0,4% (2012) до 1,15% (2013). О том, что ставка на 2013 год увеличена в 3-4 раза заявители узнали из квитанции об оплате налога на недвижимость на 2013 год, которую получили в августе 2014 года. На неоднократные письменные и устные обращения заявителей к главе Майского сельского поселения с просьбой о пересмотре ставки налога на недвижимое имущество в связи с тем, что она высока, они получили отказ, который был мотивирован тем, что ставка повышена согласно рекомендациям и отменить ее нельзя, в связи с тем, что решение о повышении налоговой ставки принято в 2012 году, по ней уже начислен налог. Также заявителями главе администрации Майского сельского поселения неоднократно направлялись обращения с просьбой указать, когда и в каком источнике было опубликовано оспариваемое решение. На данные обращения дан ответ, что указанное решение опубликовано на официальном сайте поселения и в "Официальном вестнике" 20 от 30.10.2012. Начисленный налог на имущество физических лиц неимоверно высок по сравнению с предыдущими годами. Его размер увеличился в 2,5-4 раза по сравнению с 2012 годом, что привело к тому, что фактическая возможность уплаты налога ставит плательщиков в крайне трудное финансовое положение вплоть до невозможности осилить налоговое бремя, исполнение обязательства по уплате налога ставит заявителей на грань банкротства и нищеты. Общий доход семьи заявителя Малыгина А.В., имеющей двоих несовершеннолетних детей, составляет *** руб. в месяц., из которого ежемесячно уплачивается платеж по кредиту на приобретение жилья в сумме *** руб. Согласно налоговому уведомлению налог на дом Малыгина А.В. увеличился с *** руб. до *** руб. Семья заявителя Максимова А.А. имеет ребенка-инвалида, которому нужно дорогостоящее лекарство и лечение. В сентябре 2014 года заявителю Максимову А.А. так же потребовалось лечение и операция, расходы на которые сказались на бюджете семьи. Налог на дом заявителя Максимова А.Ю. увеличился с *** руб. до *** руб. Считают, при вынесении решения Совет Майского сельского поселения Вологодского муниципального района не учел фактическую способность налогоплательщика к уплате налога, что является основополагающим принципом налогообложения.
Просят суд признать незаконным и недействительным решение Совета Майского сельского поселения Вологодского муниципального района об увеличении налоговой ставки от 22.10.2012 N 214. Взыскать с пользу Малыгина А.В., Максимова А.А. по *** руб. на оплату услуг представителя, по *** рублей на оформление доверенности, в пользу Малыгина А.В. *** рублей в порядке возврата госпошлины.
В судебном заседании Малыгин А.В. заявленные требования поддержал, суду показал, что такая ставка налога неподъемна для его семьи.
В судебное заседание заявитель Максимов А.А. не явились, извещен надлежаще, действует через представителя.
В судебном заседании представитель заявителей по доверенности Махмудов Б.Р. заявленные требования поддержал в полном объеме по основаниям, указанным в заявлении, дополнил, что материальное положение заявителей не позволяет им уплатить налог на имущество по установленным ставкам. Указывает, что в 2012 году в бюджете Майского сельского поселения был дефицит в размере *** руб., но к началу 2013 года задолженность сократилась до *** руб., таким образом, бюджет Майского сельского поселения способен покрыть дефицит без такого повышения налоговой ставки. В экономическом обосновании отсутствует анализ доходов местного населения, его способность платить налог. При установлении ставки налога должен учитываться средний доход населения. При снижении ставки налога до 0,9%, она все равно превышает в 2,5 раза существовавшую ранее ставку.
Представитель заинтересованного лица администрации Майского сельского поселения по доверенности Агапова Е.В. заявленные требования не признала, в судебном заседании показала, что согласно ст. 7 Закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции РФ, федеральным законам и иным нормативным правовым актам РФ, а также законам субъектов РФ. Согласно ст. 15 Налогового кодекса РФ к местным налогам относится, в том числе, налог на имущество физических лиц. Согласно ст. 3 Закона от 09.12.1991 "О налогах на имущество физических лиц" ставки налога устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости объектов налогообложения, умноженной на коэффициент-дефлятор, определяемый в соответствии с ч. 1 НК РФ. Представительные органы местного самоуправления могут определять дифференциацию ставок в установленных пределах в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости, умноженной на коэффициент-дефлятор, и типа использования объекта налогообложения, а также в зависимости от места нахождения объекта налогообложения. ГП ВО "Вологдатехинвентаризация" представило инвентаризационную стоимость имущества, на которую и был начислен налог. При установлении ставок налога сельское поселение учитывает рекомендации Департамента финансов Вологодской области и не должно учитывать материальное положение каждого налогоплательщика. Решением Совета Майского сельского поселения Вологодского муниципального района N 330 от 28.10.2014 решение Совета Майского сельского поселения от 03.10.2013 N 277 "О налоге на имущество физических лиц" отменено. Решением Совета Майского сельского поселения Вологодского муниципального района от 28.10.2014 N 331 внесены изменения в решение Совета Майского сельского поселения от 22.10.2012 N 214 "О налоге на имущество физических лиц" согласно которым п. 1 решения изложен в новой редакции, в частности, при суммарной инвентаризационной стоимости объектов налогообложения свыше 1 800 000 руб. ставка налога установлена в размере 0,90%; добавлены пункты, о том, что несовершеннолетние дети освобождены от уплаты налога на один объект имущества, находящийся на территории поселения; родителям, имеющим детей-инвалидов, на период установления группы инвалидности предоставлена льгота по снижению ставки налога на имущество физических лиц на 50%; налог на имущество физических лиц за 2013 должен быть исчислен без учета коэффициента-дефлятора. Пояснила, что денежные средства, поступающие в бюджет Майского сельского поселения необходимы для строительства жилья, на обеспечение освещения, газоснабжения.
Представитель Межрайонной инспекции федеральной налоговой службы N 1 по Вологодской области по доверенности Павлов П.Л. в судебном заседании показал, что ставки по налогу на имущество физических лиц решением Совета Майского сельского поселения N 214 от 22.10.2012 установлены в пределах и в соответствии с Законом РФ "О налогах на имущество физических лиц", ввиду чего доводы заявителей о том, что ставки по налогу на имущество завышены, несостоятельны. Решение Совета Майского сельского поселения N 214 от 22.10.2012 не противоречит федеральному законодательству.
Представитель заинтересованного лица ГП ВО "Вологдатехинвентаризация" по доверенности Кобзева О.С. в судебном заседании показала, что предприятием были представлены в налоговый орган сведения об объектах недвижимости принадлежащих заявителям, в порядке, предусмотренном ст. 5 Закона РФ "О налогах на имущество физических лиц". Расчет инвентаризационной стоимости объектов недвижимости осуществлялся в соответствии с Приказом Минстроя РФ от 04.04.1992 "Об утверждении Порядка оценки строений, помещений и сооружений, принадлежащих гражданам на праве собственности". В 2013 году принято Постановление Правительства Вологодской области от 03.09.2013, которым установлен новый коэффициент перехода в уровень цен года оценки, поэтому в 2013 году инвентаризационная стоимость некоторых объектов недвижимости увеличилась. Малыгин А.В., Максимов А.А. в ГП ВО "Вологдатехинвентаризация" по вопросу инвентаризационной стоимости их недвижимого имущества не обращались.
Заслушав лиц, участвующих в деле, заключение прокурора, полагавшей, что при принятии решения от 22.10.2012 N 214 Совет Майского сельского поселения Вологодского муниципального района действовал в пределах компетенции и в соответствии с Законом РФ от 09.12.1991 N 2003-1 "О налогах на имущество физических лиц", и с учетом того, что предмет требований утратил силу в том виде, в котором он оспаривается требования удовлетворению не подлежат, исследовав представленные доказательства дела, суд приходит к следующему.
В силу ст. 132 Конституции РФ органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.
Согласно ст. 14 ФЗ РФ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" к вопросам местного значения городского поселения относится установление, изменение и отмена местных налогов и сборов поселения.
В соответствии с ч. 4 ст. 12, ст. 15 НК РФ местными налогами признаются налоги, которые установлены настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований, если иное не предусмотрено настоящим пунктом и пунктом 7 настоящей статьи. Местные налоги вводятся в действие и прекращают действовать на территориях муниципальных образований в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах. Налог на имущество физических лиц относится к местным налогам.
Из положений ст. ст. 1, 2 Закона РФ "О налогах на имущество физических лиц" следует, что плательщиками налогов на имущество физических лиц признаются физические лица - собственники имущества, признаваемого объектом налогообложения. Объектами налогообложения признаются, в том числе, и жилые дома.
В силу ст. 3 указанного выше закона РФ ставки налога устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости объектов налогообложения, умноженной на коэффициент-дефлятор, определяемый в соответствии с ч. 1 НК РФ. Ставки налога устанавливаются в следующих пределах: при суммарной инвентаризационной стоимости объектов налогообложения, умноженной на коэффициент-дефлятор: до 300 000 руб. (включительно) - ставка налога устанавливается до 0,1%; свыше 300 000 руб. до 500 000 руб. (включительно) - от 0,1 до 0,3% включительно; свыше 500 000 руб. - от 0,3% до 2.0% (включительно).
Согласно ст. 254 ГПК РФ гражданин вправе оспорить в суде решение органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считает, что нарушены их права и свободы.
В судебном заседании установлено, что решением Совета Майского сельского поселения от 03.10.2013 N 277 "О налоге на имущество физических лиц" обжалуемое решение признано утратившим силу. Однако решением Совета Майского сельского поселения Вологодского муниципального района N 330 от 28.10.2014 решение Совета Майского сельского поселения от 03.10.2013 N 277 отменено. Таким образом, решение Совета Майского сельского поселения Вологодского муниципального района от 22.10.2012 N 214 "О налоге на имущество физических лиц" в настоящее время является действующим.
Решением Совета Майского сельского поселения Вологодского муниципального района от 28.10.2014 N 331 в решение Совета Майского сельского поселения от 22.10.2012 N 214 "О налоге на имущество физических лиц" внесены изменения, согласно которым п. 1 решения изложен в новой редакции, согласно которой при суммарной инвентаризационной стоимости объектов налогообложения свыше 1 800 000 руб. ставка налога установлена в размере 0,90%. Этим же решением решение Совета Майского сельского поселения от 22.10.2012 N 214 добавлено пунктам о том, что несовершеннолетние дети освобождены от уплаты налога на один объект имущества, находящийся на территории поселения; родителям, имеющим детей-инвалидов, на период установления группы инвалидности предоставлена льгота по снижению ставки налога на имущество физических лиц на 50%; налог на имущество физических лиц за 2013 исчисляется без учета коэффициента-дефлятора.
Оценив изложенное, суд полагает, что решение Совета Майского сельского поселения от 22.10.2012 N 214 "О налоге на имущество физических лиц" принято в пределах полномочий органа местного самоуправления и не противоречит действующему законодательству о налогах и сборах, поскольку ставки налога приняты в установленных пределах в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости объектов недвижимости.
Основания для признания незаконным решения Совета Майского сельского поселения Вологодского муниципального района от 22.10.2012 N 214, указанные заявителями: трудное материальное положение и невозможность оплатить начисленный налог на имущество физических лиц, не свидетельствуют о противоречии обжалуемого решения федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу.
При указанных обстоятельствах и с учетом того, что в настоящее время решение Совета Майского сельского поселения Вологодского муниципального района от 22.10.2012 N 214 действует в новой редакции, согласно которой ставка налога снижена и добавлены льготы для отдельных категорий граждан, в удовлетворении заявления Малыгина А.В., Максимова А.А. следует отказать.
На основании ст. 98 ГПК РФ судебные расходы взысканию не подлежат.
Руководствуясь ст. 198, ст. 253 ГПК РФ, суд решил:
в удовлетворении заявления Малыгина А.В., Максимова А.А. о признании незаконным и недействительным решения Совета Майского сельского поселения Вологодского муниципального района "О налоге на имущество физических лиц" N 214 от 22.10.2012 отказать.
Решение может быть обжаловано в Вологодский областной суд через Вологодский районный суд в течение месяца со дня принятия в окончательной форме.
Судья: |
И.Б. Лукьянова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Вологодского районного суда Вологодской области от 14 ноября 2014 г. по делу N 2-1727/2014
Текст документа опубликован на официальном сайте Вологодского районного суда http://vologodsky.vld.sudrf.ru/