29 марта, 10 августа, 10 октября, 13 декабря 2012 г., 8 октября, 31 декабря 2013 г.
В соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", постановлением Правительства Вологодской области от 26.11.2010 "О стратегии развития отрасли культуры в Вологодской области до 2020 года", постановлением мэрии города от 15.12.2010 N 4996 "О Положении о порядках разработки, утверждения и реализации ведомственных целевых программ и долгосрочных целевых программ", в целях создания условий, обеспечивающих доступ населения города к качественным культурным услугам, формирующих благоприятную культурную среду для всестороннего развития личности, сохранения и развития историко-культурного наследия, постановляю:
1. Утвердить ведомственную целевую программу "Отрасль "Культура города Череповца" (2012 - 2014 годы) (прилагается).
2. Контроль за исполнением постановления возложить на заместителя мэра города Д.Е. Зайцева.
3. Постановление подлежит опубликованию и размещению на официальном интернет-сайте мэрии города Череповца.
Мэр города |
О.А. Кувшинников |
Постановлением мэрии г. Череповца Вологодской области от 31 декабря 2013 г. N 6502 настоящая Программа изложена в новой редакции
Ведомственная целевая программа
"Отрасль "Культура города Череповца" (2012 - 2014 годы)
(далее - Программа)
(утв. постановлением мэрии города от 14 октября 2011 г. N 4301
29 марта, 10 августа, 10 октября, 13 декабря 2012 г., 8 октября, 31 декабря 2013 г.
1. Наименование Программы и срок ее реализации
Ведомственная целевая программа "Отрасль "Культура города Череповца" (2012 - 2014 годы).
Срок реализации Программы - 2012 - 2014 годы.
2. Наименование субъекта бюджетного планирования
Ответственное лицо |
Ф.И.О. |
Должность |
Контактный телефон |
Электронная почта |
Руководитель Программы |
Лавров Леонид Валентинович |
Начальник управления по делам культуры мэрии |
51 80 20 |
UDK-CHER@yandex.ru |
Разработчик Программы |
Каратаева Софья Германовна |
Директор МБУ "ЦБ ОУК" |
51 71 90 |
Cb-sofia@yandex.ru |
3. Основания для разработки Программы
Настоящая Программа разработана в соответствии с нормативными документами:
Конституцией Российской Федерации;
Законом Российской Федерации от 09.10.92 N 3612-1 "Основы законодательства Российской Федерации о культуре";
Федеральным законом от 29.12.94 N 78-ФЗ "О библиотечном деле";
Федеральным законом от 26.05.96 N 54-ФЗ "О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации";
Федеральным законом от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации";
Федеральным законом от 08.05.2010 N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений";
Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации";
Посланиями Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации;
постановлением Правительства Российской Федерации от 25.03.99 N 329 "О государственной поддержке театрального искусства в Российской Федерации";
распоряжением Правительства Российской Федерации от 25.08.2008 N 1244-р "О Концепции развития образования в сфере культуры и искусства в Российской Федерации на 2008 - 2015 годы";
распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 N 1662-р "О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года";
Стратегией развития отрасли культуры в Вологодской области до 2020 года, утвержденной постановлением Правительства Вологодской области от 26.11.2010 N 1362.
4. Характеристика проблем (задач), решение которых осуществляется путем реализации Программы
Статья 44 Конституции Российской Федерации определила, что каждый человек, находящийся на территории России, имеет право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, а также на доступ к культурным ценностям. Право граждан на качественное удовлетворение культурно-информационных потребностей должно подкрепляться соответствующим финансовым обеспечением.
Город Череповец - один из крупнейших промышленных городов Северо-Запада, в котором проживает более 310 тысяч жителей, находится в 130 километрах от областного центра - г. Вологды. Город располагает развитой социальной инфраструктурой. Учреждения культуры города одновременно могут принять более 20 тысяч человек.
Деятельность учреждений культуры и искусства является одной из важнейших составляющих современной культурной жизни города. Библиотеки, музеи, театры выполняют образовательные, воспитательные, досуговые функции в обществе, способствуют формированию нравственно-эстетических основ, духовных потребностей и ценностных ориентаций. Учреждения культуры являются также одной из основных форм информационного обеспечения общества. Собранные и сохраняемые ими фонды, коллекции представляют собой часть культурного наследия и информационного ресурса города. Неотъемлемым компонентом культурной среды города выступают театральные и музыкальные творческие коллективы, система дополнительного художественного эстетического воспитания детей и подростков.
Вместе с тем дальнейшее продвижение и развитие города требует определенной перестройки системы использования культурных и творческих ресурсов, опирающихся на имеющийся историко-культурный потенциал.
Материально-техническая база учреждений отрасли культуры - одна из главных проблем отрасли и требует дальнейшего укрепления, что возможно при увеличении финансирования отрасли.
Недостаточное финансирование за счет средств городского бюджета комплектования муниципальных библиотечных фондов книжными и периодическими изданиями не позволяет в полной мере удовлетворять запросы читателей. Основной источник формирования книжных фондов муниципальных библиотек города с 2009 года - областная целевая программа "Развитие библиотечного дела в Вологодской области".
Согласно нормативу, утвержденному распоряжением Правительства Российской Федерации от 23.11.2009 N 1767-р, годовой объем пополнений библиотечного фонда текущими и периодическими изданиями должен составлять не менее 250 экз. на 1 тыс. жителей, средний показатель по Вологодской области - 300 экз. книг. В Череповце в соответствии с утвержденным нормативом ежегодное пополнение книжных фондов должно составлять не менее 77,4 тыс. экз.; на сегодняшний день книжный фонд пополняется в среднем всего на 28 тыс. экз., что соответствует 90 экз. книг на каждую тысячу жителей. Реализация Программы позволит к 2014 году достичь федерального норматива - не менее 240 - 280 ед. экз. на 1 тыс. жителей города.
Приоритетным направлением городской политики в области сохранения и популяризации объектов культурного наследия является популяризация историко-культурного наследия нашего края: движимых и недвижимых памятников культуры и архитектуры; творческого, литературного, музыкального наследия; жизни и деятельности известных череповчан. На культурной и туристической карте Череповца имеются четыре уникальные усадьбы, являющиеся памятниками архитектуры: Усадьба Гальских, Дом-музей Верещагиных, усадьба Владимировка (музей И. Северянина), Дом-музей И.А. Милютина. Все они находятся в муниципальной собственности, требуют проведения реставрационных работ и значительных финансовых вложений.
К негативным явлениям в области сохранения, использования и популяризации культурно-исторического наследия следует отнести и отсутствие современного депозитария для хранения музейных коллекций и музейных предметов, являющихся составной частью Музейного фонда Российской Федерации. В настоящее время в собрании городского музея находятся на ответственном хранении более 450 тыс. движимых памятников истории и культуры, относящихся к разным временным эпохам, - от 9 века до н.э. по сегодняшний день. Имеющиеся помещения отдела фондов не имеют необходимого количества площадей, специального оборудования, системы климат-контроля. Все это может привести к физическому разрушению памятников, утрате уникальных вещественных свидетелей эпох. Ряд отделов музейного объединения, в том числе и отдел фондов, не оборудован современными эффективными охранными сигнализациями, системами наблюдения.
Наличие в городе уникальных историко-культурных ценностей создает предпосылки для развития туризма. Развитие туризма позволит активизировать поток инвестиций в экономику нашего города. Проблемой, требующей повышенного внимания в этой области, является отсутствие современного комплекса туристической индустрии, системной разработки и реализации туристических программ и маршрутов, продвижения и популяризации туристического потенциала Череповца на национальном и международном туристических рынках.
В число проблем в сфере начального художественного образования, требующих решения на уровне города, входят:
не отвечающее современным нормам состояние части зданий и помещений;
нахождение большей части учебного оборудования и музыкальных инструментов в плачевном состоянии (необходимость в обновлении музыкальных инструментов испытывают все детские школы искусств, в которых реализуется музыкальное направление обучения);
недостаточная оснащенность школьных библиотек современной программно-методической и нотной литературой.
В городе отсутствует система поддержки одаренных учащихся детских школ искусств.
Отсутствие финансирования новых постановок (программ) препятствует работе и воплощению в жизнь интересных творческих проектов творческими коллективами учреждений. Универсальность муниципальных учреждений досуга и искусства заключается в возможности проведения совершенно разноплановых мероприятий: спектаклей, рок-концертов, выставок, презентаций, деловых встреч, детских игровых программ, танцевальных вечеров, концертов классической и народной музыки, встреч по интересам и многое другое. Характер деятельности учреждений и требования к уровню мероприятий обуславливает необходимость создания современной технической базы с широким спектром возможностей. Муниципальные учреждения культуры на сегодняшний день должны быть конкурентоспособными и в полном объеме отвечать запросам населения. Приобретение нового светового и музыкального оборудования, финансирование новых творческих проектов и постановок будет способствовать значительному повышению качественного уровня проводимых мероприятий, позволит увеличить общий количественный показатель человекопосещений, будет реализована возможность гастрольных поездок творческих коллективов за пределы города Череповца.
К наиболее серьезным рискам можно отнести:
- старение и потерю книжного фонда, музейных экспонатов и недвижимых памятников культуры, требующих реставрации;
- износ музыкальных инструментов и отток учащихся из школ искусств;
- сокращение клубных формирований, участников художественной самодеятельности и количества проведенных мероприятий на базе учреждений культуры;
- потерю квалифицированных кадров в отрасли.
5. Обоснование целесообразности и необходимости решения указанных проблем (задач) на ведомственном уровне
Необходимость решения указанных в настоящей Программе задач вытекает из закрепленной в Конституции Российской Федерации и действующем законодательстве обязательности предоставления услуг по организации обслуживания населения муниципальными учреждениями культуры. При этом решение этих задач должно идти с использованием программно-целевого метода, то есть путем реализации отдельной специализированной программы, что обеспечит больший уровень эффективности использования бюджетных ресурсов и лучшую связь их объемов с достижением планируемых результатов.
Выбор основных приоритетов отрасли определен в соответствии с основными направлениями Стратегии развития отрасли культуры Вологодской области до 2020 года, Стратегией развития города Череповца до 2022 года "Череповец - город возможностей". Программа "Отрасль "Культура города Череповца" (2012-2014 годы) разработана в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". В Программе определены вопросы местного значения городского округа в области сохранения и развития культуры:
- создание условий для организации досуга и обеспечения жителей городского округа услугами организаций культуры;
- организация библиотечного обслуживания;
- охрана и сохранение объектов культурного наследия местного значения;
- организация предоставления дополнительного образования детей.
В соответствии с Положением об управлении по делам культуры мэрии города Череповца, утвержденным решением Череповецкой городской Думы от 26.04.2011 N 61, основными задачами управления по делам культуры мэрии являются:
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату и номер решения Череповецкой городской Думы следует читать как "22.12.2009 г. N 196"
- создание условий для организации досуга и обеспечения жителей города услугами организаций культуры;
- организация библиотечного обслуживания населения, комплектование и обеспечение сохранности библиотечных фондов библиотек города;
- сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности города, охрана объектов культурного наследия местного (муниципального) значения, расположенных на территории города.
Следовательно, решение поставленных задач в настоящей Программе входит в безусловную компетенцию управления по делам культуры мэрии и может быть решено на ведомственном уровне.
Создание ведомственной Программы направлено на решение следующих задач:
- создание благоприятных условий для формирования и удовлетворения духовных и культурных потребностей населения;
- обеспечение сохранности и популяризации культурного наследия;
- повышение качества услуг, предоставляемых в сфере культуры;
- выравнивание уровня обеспеченности населения города услугами организаций культуры;
- создание условий для развития творческих способностей, художественного образования и нравственного воспитания детей и молодежи;
- создание стабильной культурной жизни города за счет проведения традиционных общегородских мероприятий, фестивалей, конкурсов, смотров, праздников, народных гуляний;
- развитие инновационной деятельности в сфере культуры;
- переоснащение муниципальных учреждений специализированным оборудованием и технологиями;
- развитие кадрового потенциала муниципальных учреждений культуры;
- увеличение числа престижных мероприятий общероссийского уровня на площадках Череповца.
6. Цель Программы
Формирование комфортной городской среды для создания возможностей потребления гражданами культурных благ и творческой самореализации, развитие культурного обмена, продвижение региональных культурных продуктов на российский и мировой культурные рынки; сохранение и развитие историко-культурного наследия города.
7. Целевые показатели Программы
Показатель |
Единица измерения |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
Показатель Карты стратегии развития города |
Количество экземпляров новых поступлений в библиотечные фонды общедоступных библиотек города на 1 тыс. жителей города |
Ед. экз. на 1 тыс. жителей |
56 |
183 |
Не менее 24,0 |
Не менее 45,0 |
Не менее 90,0 |
Ч 3.1 Ч 3.3 |
Доля библиотек города, имеющих доступ к сети Интернет |
% |
26,6 |
100 |
100 |
100 |
100 |
Ч 3.1 Ч 3.3 |
Количество зарегистрированных пользователей городских библиотек |
Чел. |
80773 |
141 600 |
144 000 |
144 000 |
145 000 |
Ч 3.1 Ч 3.3 |
Доля объектов культурного наследия, находящихся в удовлетворительном состоянии, в общем количестве объектов культурного наследия, находящихся в муниципальной собственности |
% |
26 |
26 |
26 |
42 |
42 |
Ч 3.7 |
Доля отреставрированных музейных предметов от общего количества музейных предметов, нуждающихся в реставрации, в городских музеях |
% |
0,03 |
0,04 |
0,04 |
0,04 |
0,04 |
Ч 3.2. |
Число посещений экспозиций, выставок |
Тыс. посещений |
196,0 |
173,88 |
180 |
185 |
200 |
Ч 3.2. |
Коэффициент посещаемости муниципальных учреждений культуры |
На 1 жителя города (отношение числа посещений библиотек, музеев, парков, театрально-концертных организаций, учреждений клубно-досугового типа к среднегодовой численности населения города) |
3,3 |
6,3 |
5,4 |
5,8 |
5,9 |
Ч 3.1. |
Число посещений городских культурно-массовых мероприятий |
Тыс. посещений |
177,8 |
37,7 |
30,6 |
37,8 |
45,2 |
Ч 3.13. |
Число посещений спектаклей, концертов, представлений и т.п., проводимых муниципальными учреждениями культурно-досугового типа, театрально-концертными организациями города |
Тыс. посещений |
1052,0 |
1058,18 |
1023,2 |
1050,0 |
1060,0 |
Ч 3.1 Ч 3.8. Ч 3.12 Ч 3.15 Ч 3.16 Ч 2.12. |
Доля новых постановок, представленных в отчетном году, от общего числа спектаклей, концертов и концертных программ, цирковых номеров (программ) и иных зрелищных программ отчетного года |
(%) |
1,9 |
2,6 |
1,9 |
9,3 |
9,3 |
Ч 3.16 |
Количество участников клубных формирований города |
Чел. |
13 500 |
11 799 |
11799 |
12 000 |
18 300 |
Ч 3.5. |
Удовлетворенность населения города качеством предоставляемых услуг в сфере культуры |
% |
67,0 |
69,7 |
66,7 |
70 |
72 |
Ч 3.1 |
Доля конкурсов, в которых обучающиеся муниципальных учреждений дополнительного образования достигли повышенных результатов |
% |
- |
- |
79 |
80 |
82 |
Ч 1.14 |
Количество обучающихся - лауреатов и дипломантов городских, областных, региональных, российских, международных конкурсов, фестивалей и олимпиад |
Чел. |
485 |
281 |
300 |
310 |
350 |
Ч 1.14 |
Численность детей в возрасте 5 - 18 лет, получающих услуги по дополнительному образованию |
Чел. |
4203 |
4353 |
4353 |
4370 |
4400 |
Ч 1.14 |
Оценка горожанами уровня общегородских культурных мероприятий (мониторинг МКУ ИМА "Череповец") |
Балл |
72,8 |
69,7 |
70,8 |
72 |
74 |
Ч 3.14 |
8. Оценка показателей эффективности и результативности Программы
8.1. Оценка ожидаемой социальной эффективности (результативности) Программы:
- увеличение числа зарегистрированных пользователей городских библиотек;
- повышение уровня обеспеченности муниципальных учреждений культуры специализированным оборудованием и компьютерной техникой;
- повышение творческой активности работников культуры и востребованности результатов их труда;
- сохранение и увеличение самодеятельных коллективов, количества участников самодеятельных коллективов;
- рост числа новых творческих проектов, культурных программ профессиональных, самодеятельных коллективов и формирований;
- увеличение доли новых произведений профессионального искусства в общем репертуаре;
- увеличение количества проведенных мероприятий, концертов, фестивалей, конкурсов;
- повышение активности участия населения города в культурной жизни города - рост числа посещений городских мероприятий, спектаклей, концертов;
- повышение имиджа города как культурного центра Вологодчины путем участия творческих коллективов города в международных, всероссийских, региональных мероприятиях, фестивалях, конкурсах;
- привлечение туристов путем развития туристического кластера в городе;
- сохранение и увеличение числа учащихся в учреждениях дополнительного образования сферы культуры;
- сохранение музейных фондов и коллекций (единиц хранения), увеличение использования фондовых материалов в выставочной и экспозиционной деятельности;
- повышение уровня удовлетворенности населения города качеством предоставляемых услуг в сфере культуры;
- повышение оценки горожанами уровня общегородских культурных мероприятий;
- повышение интеллектуального и культурного уровня населения города.
8.2. Оценка ожидаемой эффективности Программы:
- количество экземпляров новых поступлений в библиотечные фонды общедоступных библиотек на 1 тыс. человек населения не менее 90 экз. на 1 тыс. жителей города;
- увеличение книгообеспеченности населения (увеличение фондов библиотек на 51 600 экз., увеличение количества зарегистрированных пользователей библиотек до 145 тыс. человек);
- 100% обеспеченность библиотек доступом к сети Интернет;
- увеличение доли новых постановок спектаклей, концертов, номеров творческими коллективами учреждений от общего числа спектаклей, концертов и концертных программ, цирковых номеров (программ) и иных зрелищных программ до 5,6%;
- увеличение доли обучающихся, продолживших обучение по программам среднего и высшего профессионального образования в области культуры и искусства, от общего количества выпускников на 3,9%;
- сохранение и увеличение числа обучающихся в образовательных учреждениях культуры до 4400 чел.;
- увеличение доли обучающихся, занявших призовые места на конкурсах, смотрах и других творческих мероприятиях, от общего количества обучающихся на 1,9%;
- увеличение в 1,8 раза коэффициента посещаемости учреждений культуры - до 5,9 посещений на 1 жителя города;
- удовлетворенность населения качеством предоставляемых услуг в сфере культуры (качеством культурного обслуживания) - 72%.
9. Объемы финансирования Программы в разрезе сроков, исполнителей и источников финансовых средств
Реализация мероприятий Программы обеспечивается за счет средств городского бюджета путем предоставления субсидий бюджетным и автономным учреждениям, а также за счет внебюджетных средств.
Осуществление текущего ремонта по сфере "Культура" производится при координирующем участии МКУ "Управление капитального строительства и ремонтов", а также проверки смет расходов по ремонту объекта. Расходование средств городского бюджета осуществляется путем выделения субсидии на иные цели бюджетным и автономным учреждениям при аварийной ситуации объекта и включении его в Программу.
(тыс. руб.)
Источники финансирования |
Итого |
Органы мэрии |
||
управление по делам культуры мэрии | ||||
2012 |
2013 |
2014 |
||
Городской бюджет |
40544,4 |
7 672,2 |
23 372,2 |
9 500,0 |
Внебюджетные средства |
9304,2 |
1 820,4 |
4 202,8 |
3 281,0 |
10. Механизм реализации Программы
Механизм реализации Программы приведен в приложении к настоящей Программе.
Постановлением мэрии г. Череповца Вологодской области от 31 декабря 2013 г. N 6502 настоящее приложение изложено в новой редакции
Приложение
к Программе
10 октября, 13 декабря 2012 г., 8 октября, 31 декабря 2013 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление мэрии г. Череповца Вологодской области от 14 октября 2011 г. N 4301 "О ведомственной целевой программе "Отрасль "Культура города Череповца" (2012 - 2014 годы)"
Текст постановления опубликован в газете "Речь" от 1 ноября 2011 г. N 205
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление мэрии г. Череповца Вологодской области от 29 декабря 2014 г. N 7054
Постановление мэрии г. Череповца Вологодской области от 31 декабря 2013 г. N 6502
Постановление мэрии г. Череповца Вологодской области от 8 октября 2013 г. N 4731
Постановление мэрии г. Череповца Вологодской области от 13 декабря 2012 г. N 6453
Постановление мэрии г. Череповца Вологодской области от 10 октября 2012 г. N 5351
Постановление мэрии г. Череповца Вологодской области от 10 августа 2012 г. N 4327
Постановление мэрии г. Череповца Вологодской области от 29 марта 2012 г. N 1638