Постановление мэрии г. Череповца Вологодской области
от 10 октября 2012 г. N 5374
"Об утверждении муниципальной программы "Повышение инвестиционной привлекательности города Череповца" на 2013 - 2015 годы"
Постановлением мэрии г. Череповца Вологодской области от 10 октября 2013 г. N 4803 настоящее постановление признано утратившим силу с 1 января 2014 г.
В соответствии с Федеральными законами от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", 25.02.99 N 39-ФЗ "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений", постановлением мэрии города от 10.11.2011 N 4645 "Об утверждении Порядка разработки, реализации и оценки эффективности муниципальных программ города и Методических указаний по разработке и реализации муниципальных программ города", в целях развития инвестиционной деятельности на территории города постановляю:
1. Утвердить муниципальную программу "Повышение инвестиционной привлекательности города Череповца" на 2013 - 2015 годы (прилагается).
2. Постановление подлежит опубликованию и размещению на официальном интернет-сайте мэрии города Череповца.
Мэр города |
Ю.А. Кузин |
Муниципальная программа
"Повышение инвестиционной привлекательности города Череповца" на 2013 - 2015 годы
(далее - муниципальная Программа)
(утв. постановлением мэрии города
от 10 октября 2012 г. N 5374)
1. Паспорт муниципальной Программы
Ответственный исполнитель муниципальной Программы |
Управление экономической политики мэрии |
Программно-целевые инструменты муниципальной Программы |
Долгосрочная целевая программа "Развитие инвестиционного потенциала города Череповца" на 2010 - 2015 годы, утвержденная постановлением мэрии города от 18.06.2010 N 2211 (с изменениями) |
Цель муниципальной Программы |
Повышение инвестиционной привлекательности города/территории за счет создания благоприятных условий для ведения бизнеса и привлечения инвестиций в развитие приоритетных направлений города |
Задачи муниципальной Программы |
Развитие инфраструктуры для реализации инвестиционных проектов. Снижение административных барьеров. Обеспечение доступа к кредитным ресурсам. Информационное и нормативно-правовое обеспечение инвестиционной деятельности. Формирование положительного инвестиционного имиджа города |
Целевые индикаторы и показатели муниципальной Программы |
1. Объем привлеченных инвестиций, в т.ч.: частных инвестиций; за счет федеральных, областных и иных программ, фондов, грантов и т.п. в экономику города. 2. Объем налоговых и иных поступлений в бюджет города от реализуемых проектов. 3. Количество проектов в стадии реализации. 4. Количество мероприятий, значимых для формирования инвестиционного имиджа. 5. Количество вновь созданных рабочих мест. |
Этапы и сроки реализации муниципальной Программы |
Муниципальная Программа реализуется в один этап. Сроки реализации муниципальной Программы: 2013 - 2015 гг. |
Объемы бюджетных ассигнований муниципальной Программы |
Муниципальная Программа финансируется за счет городского бюджета: 2013 - 12375,0 тыс. руб. 2014 - 12375,0 тыс. руб. 2015 - 12375,0 тыс. руб. Общий объем финансирования - 37125,0 тыс. руб. |
Ожидаемые результаты реализации муниципальной Программы |
Создание до 10 новых бизнесов, в т.ч. в секторах небазовых отраслей экономики (машиностроение, строительство, IT-отрасль, сфера услуг). Увеличение налоговых и иных отчислений в бюджет города от реализуемых проектов не менее чем на 70000,0 тыс. руб. Продвижение проектов с использованием механизмов государственно-частного партнерства. Рейтинг города - не ниже "30" по созданию привлекательных условий для бизнеса (ежегодный рейтинг Forbes "30 лучших городов для бизнеса"). Сокращение сроков реализации инвестиционных проектов не менее чем в 2 раза. Объем привлеченных средств - не менее 600000,0 тыс. руб. |
2. Общая характеристика ситуации в инвестиционной сфере
2.1. Анализ инвестиционной сферы, внутренние и внешние вызовы.
Необходимым условием социально-экономического развития является увеличение притока инвестиционных ресурсов в экономику города/территории.
В развитии инвестиционной деятельности на территории города можно выделить ряд этапов. До 2008 г. происходил достаточно интенсивный рост объемов инвестиций в основной капитал крупных и средних предприятий города Череповца и области. Затем последовал период спада и относительной стабильности объемов инвестиций, который сменился ростом лишь в 2010 году. За последние три года отмечалось увеличение объемов капитальных вложений в экономику и социальную сферу, за период с 2009 по 2011 годы объем инвестиций в реальном выражении увеличился в 1,4 раза 1, но так и не превысил уровня 2008 года.
Для определения направлений муниципальной Программы необходимо проанализировать влияние на экономику города внешних и внутренних вызовов, определиться с проблемными зонами, оценить конкурентные преимущества города в инвестиционной сфере.
Внешние вызовы.
Обостряется конкуренция городов за инвестиции и человеческие ресурсы, связанная с кризисными процессами в Еврозоне, вступлением России в ВТО, дефицитом бюджетов.
Внутренние вызовы.
В текущей ситуации сохраняются риски, связанные с моноструктурностью и устойчивостью экономики города, высвобождением персонала на крупных предприятиях. Сохраняются дисбалансы в структуре экономики и занятости города на протяжении последних десяти лет. Суммарная доля градообразующих предприятий металлургии, химии в общем объеме производства составляет 87,5%, занятость - 53,8% от общей численности занятых.
Таким образом, экономическое благополучие города определяется в основном инвестиционной политикой и стратегией компаний базовых секторов экономики города и макроэкономическими трендами в этих отраслях.
Сложившаяся в настоящее время ситуация характеризуется невысоким уровнем инвестиционной активности в прочих секторах экономики города. У хозяйствующих субъектов отмечается явная недостаточность имеющихся инвестиционных ресурсов, необходимых для обеспечения надлежащих темпов технического перевооружения, модернизации производства, выпуска конкурентоспособной продукции. Вследствие обострившейся конкуренции на рынке и неготовности местного бизнеса отвечать на эти вызовы, обозначилась угроза потери внутреннего рынка местными производителями стройматериалов, продуктов питания.
Возможности дальнейшего увеличения объемов инвестиций за счет бюджетных источников финансирования в условиях дефицита бюджетов весьма ограничены. Увеличение доходной части бюджета города возможно только при условии дальнейшего развития экономики, осуществления ее структурных сдвигов, занятости, роста доходов населения.
Доступность кредитных ресурсов для малого и среднего бизнеса остается проблемой, озвучиваемой на всех мероприятиях с участием бизнеса и власти.
Активный приток внешних инвестиций сдерживается отсутствием должного количества подготовленных инвестиционных площадок, обеспеченных необходимой инфраструктурой. Развитая инфраструктура создает основу для реализации бизнес-проектов и, как следствие, устойчивого роста доходов населения и региональных бюджетов. Для реализации инфраструктурных проектов необходимо использовать перспективные формы государственно-частного партнерства (концессии), а также других форм ГЧП, применяемые в практике наиболее успешных городов и в мировой практике.
Стратегические приоритеты.
В ответ на обозначенные вызовы в рамках стратегии развития города до 2022 г. определены приоритеты развития города, том числе: организация новых современных производств в обрабатывающей промышленности; диверсификация экономики города, ее сбалансированность и устойчивость; создание комфортной среды проживания.
Предложены отраслевые направления развития экономики города до 2022 г.: машиностроение, металлообработка, деревообработка, малоэтажное домостроение. Развитие этих направлений связано с наличием имеющихся эффективных бизнесов в городе, кадрового потенциала.
Рассматривается создание технологического центра на условиях устойчивой кооперации вузов, центров технологических разработок на крупных предприятиях города и бизнеса. Потенциальные направления: автоматизация производства, информационные технологии, конструкторское направление, энергосбережение, природосберегающие технологии.
Востребованные направления сферы услуг: медицинские, коммунальные услуги, транспортные перевозки, общественное питание, индустрия гостеприимства, дополнительное образование, автосервис, активный и семейный отдых.
В связи с этим необходимо создание условий для привлечения внешних инвесторов и стимулирования инвестиционной активности действующих в этом секторе бизнесов; формирование благоприятных условий для ведения бизнеса, развитие инфраструктуры для реализации проектов в приоритетных направлениях.
Задачи планируется решить на основе программно-целевого метода и предложенных направлений деятельности в рамках муниципальной Программы.
2.2. Сравнительная оценка инвестиционной привлекательности Череповца*(1).
Развитие городов во многом зависит от их инвестиционной привлекательности, удобства для ведения бизнеса.
По оценкам журнала "Forbes", в том числе в 2012 году, Череповец не входит в число тридцати городов, имеющих высокий рейтинг по созданию привлекательных условий для бизнеса. В ежегодных рейтингах лучших городов России с населением от 100 тысяч человек ("самые богатые города", "самые сбалансированные города", "самые социальные города"), проводимых журналом "Секрет фирмы", Череповец не попадает в число лидеров.
2.2.1. Факторы, определяющие инвестиционную привлекательность территории.
По оценкам экспертов, инвестиционная привлекательность города представляет собой уровень удовлетворения ожиданий субъектов инвестиционной деятельности, связанный с возможностью реализации инвестиционных проектов на территории города, и определяется инвестиционным потенциалом городской экономики и состоянием делового климата.
Факторы, определяющие инвестиционный потенциал города/территории:
- Кадровый потенциал (квалификация, приемлемая стоимость на рынке труда).
- Логистика.
- Инфраструктурное развитие.
- Состояние окружающей среды.
- Стоимость и доступность энергоресурсов.
- Структурное разнообразие экономики.
Факторы благоприятного делового климата для ведения бизнеса:
- Качество стратегического управления (приоритетные направления развития, управление достижением поставленных целей).
- Действие механизма "одно окно" для инвестора (отсутствие административных барьеров).
- Информационная поддержка инвестиционного процесса.
- Активная действующая законодательная практика, регулирующая правоотношения в сфере инвестиционной деятельности в регионе/городе.
2.2.2. Оценка конкурентных преимуществ города.
Конкурентные преимущества города как инвестиционно привлекательной территории на текущий момент определяются наличием ресурсов/компетенций и сложившихся традиций города как крупного промышленного центра.
Факторы, определяющие инвестиционный потенциал города/территории:
- сформировавшиеся традиции - город "синих воротничков" (обучаемые квалифицированные трудовые ресурсы, лояльность к работе на промышленных предприятиях);
- развитая многоуровневая система профильного образования (профессионально-техническое и политехническое);
- выгодная логистика (транспортные коридоры и мощности по обслуживанию, рынки сбыта - Москва, Санкт-Петербург, верхняя Волга, СНГ);
- наличие динамично развивающихся глобальных компаний;
- наличие совместных предприятий с иностранными компаниями;
- действующие программы по благоустройству и транспортной логистике;
- наличие планов территориального развития города.
За период с 2010 г. по 2012 г. в рамках долгосрочной целевой программы "Развитие инвестиционного потенциала города Череповца" на 2010 - 2015 годы созданы дополнительные условия для развития инвестиционной деятельности в перспективе до 2015 года.
Факторы благоприятного делового климата для ведения бизнеса:
- Создана структура сопровождения инвестиционных проектов.
- Предоставляется услуга "одно окно" для инвестора.
- Разработаны ряд нормативных актов и регламенты по инвестиционной деятельности:
- Положение об инвестиционной деятельности на территории муниципального образования "Город Череповец", осуществляемой в форме капитальных вложений" (утверждено постановлением мэрии города от 31.08.2011 N 3553);
- Положение об инвестиционном комитете муниципального образования "Город Череповец" (утверждено постановлением мэрии города от 12.04.2011 N 1453);
- Положение об инвестиционном совете мэрии города Череповца (утверждено постановлением мэрии города от 31.08.2011 N 3552).
Разработаны стандарты инвестиционного соглашения и конкурсной документации для реализации инвестиционных проектов.
Ведется изучение законодательства в области инвестиционной деятельности (федеральный/ областной/ муниципальный уровень).
Нарабатываются контакты с институтами развития и участниками инвестиционного процесса во внешней среде.
Осуществляется подготовка комплексных инвестиционных предложений в различных сферах: развитие системы паркингов; развитие прибрежной инфраструктуры; организация эффективной городской логистической системы; развитие социальной инфраструктуры.
Осуществляется сопровождение проектов города с участием частного капитала и привлечением бюджетных средств (ГЧП), поданы заявки для включения в ФЦП по трем проектам.
В рамках долгосрочной целевой программы осуществляется комплексный анализ инвестиционных ресурсов города:
- создана база инвестиционных проектов, растет количество инвестиционных проектов, имеющих высокую степень проработки (http//iacher.ru);
- сформирована база инвестиционных площадок, подготовлены паспорта инвестиционных площадок, размещенных на общем ресурсе (http//iacher.ru);
- оценивается обеспеченность ресурсами потенциальных территорий для развития.
Основные показатели эффективности долгосрочной целевой программы "Развитие инвестиционного потенциала города Череповца" на 2010 - 2015 успешно выполняются (табл. 1):
Табл. 1. Основные показатели эффективности долгосрочной целевой программы
Показатель эффективности |
2011 год |
2012 год |
|
план |
факт |
план |
|
Количество бизнес-идей, прошедших экспертную оценку Рабочей группы (шт.) |
14 |
26 |
29 |
Объем инвестиций, привлеченных на основании заключенных соглашений (договоров) между участниками инвестиционного процесса (тыс. руб.) |
18 |
44600,0 |
100000,0 |
Несмотря на значительные успехи в создании условий для повышения инвестиционной привлекательности, необходимо выделить области, в которых есть проблемы, сдерживающие инвестиционную деятельность.
2.2.3. Основные проблемы, ограничивающие развитие инвестиционной деятельности.
На основании сравнительного анализа выявлен круг нереализованных полномочий муниципалитета и направлений развития для повышения инвестиционной привлекательности города:
- ограниченный спектр налоговых/неналоговых муниципальных преференций для инвестора;
- длительные процедуры согласования условий для старта проекта;
- недостаточное количество земельных участков, оснащенных объектами инженерной инфраструктуры, для прихода внешних инвесторов;
- недостаточный уровень информационной открытости органов местного самоуправления;
- выделение направлений инвестирования, наиболее эффективных в краткосрочной и в долгосрочной перспективе;
- ограниченный доступ к кредитным ресурсам;
- недостаточный уровень развития государственно-частного партнерства;
- пассивное продвижение инвестиционных возможностей города во внешней среде.
Существующие ограничения можно решить на основе программно-целевого метода и предложенных направлений деятельности в рамках муниципальной Программы.
______________________________
* (1) Использована информация, представленная в отчете: "Сравнительный анализ инвестиционной привлекательности Череповца" (АНО "Инвестиционное агентство "Череповец", 19.07.2012).
3. Цели и задачи муниципальной Программы
3.1. Цель муниципальной Программы.
Целью муниципальной Программы является повышение инвестиционной привлекательности города/территории за счет создания благоприятных условий для ведения бизнеса и привлечения инвестиций в развитие приоритетных направлений города.
3.2. Задачи муниципальной Программы.
Задачи муниципальной Программы направлены на создание правовых, экономических и организационных условий, максимально способствующих достижению поставленной цели:
3.2.1. Развитие инфраструктуры для реализации инвестиционных проектов.
Для реализации проектов необходимо наличие свободных территорий, обеспеченных энергоресурсами, с доступной стоимостью и на долгосрочных условиях.
Основные мероприятия:
- проведение аудита и инвентаризации существующего потенциала энергоресурсов (газ, тепло, вода, э/энергия) для реализации инвестиционных проектов;
- развитие инфраструктуры на промышленных территориях со смешанной формой собственности;
- организация взаимодействия с Корпорацией развития Вологодской области, Правительством Вологодской области по привлечению федеральных источников финансирования (на условиях государственно-частного партнерства) для развития инфраструктуры под реализацию инвестиционных проектов;
- развитие партнерских отношений с администрацией Череповецкого района с целью реализации инвестиционных проектов на пограничных территориях, развитие агломерации;
- выявление неэффективно используемых площадей с целью предоставления их бизнесу.
3.2.2. Снижение административных барьеров.
Основные мероприятия:
- повышение эффективности реализации функции "одного окна";
- сокращение сроков прохождения разрешительных процедур и реализации проектов;
- организация взаимодействия власти и бизнеса при разработке нормативно-правовой базы;
- создание равных условий для инвесторов (прозрачность процедур и принятия решений);
разработка гибкой системы предоставления налоговых льгот владельцам площадей, на территории которых реализуются приоритетные инвестиционные проекты.
3.2.3. Обеспечение доступа к кредитным ресурсам.
Основные мероприятия:
- формирование муниципальных инструментов поддержки приоритетных инвестиционных проектов;
- эффективное использование механизма "Муниципальный залоговый фонд" для поддержки приоритетных проектов города;
- привлечение федеральных, областных источников финансирования в развитие производственного потенциала;
- активное участие муниципалитета по привлечению к реализации инвестиционных проектов банковских организаций.
3.2.4. Информационное и нормативно-правовое обеспечение инвестиционной деятельности.
Основные мероприятия:
- определение направлений инвестирования, наиболее эффективных в краткосрочной и в долгосрочной перспективе;
- создание постоянно действующей площадки для обсуждения ситуации по защите бизнеса от административного давления, изменения делового климата;
- нормативно-правовое обеспечение инвестиционного процесса в соответствии с лучшим практиками;
- размещение на интернет-сайте материалов об инвестиционной деятельности города, инвестиционных возможностях города, а также потенциальных направлениях развития.
3.2.5. Формирование положительного инвестиционного имиджа города.
Основные мероприятия:
- реализация последовательной деятельности по позиционированию города во внешней среде;
- расширение инструментов продвижения, каналов продвижения инвестиционных возможностей города;
- организация совместных коммуникационных мероприятий с Правительством Вологодской области и Корпорацией развития Вологодской области по привлечению внешних инвестиций.
3.3. Показатели достижения целей и решения задач муниципальной Программы.
Показатели (индикаторы) достижения целей и решения задач, их значения в динамике представлены в приложении 2 к муниципальной Программе.
3.4. Ожидаемые конечные результаты реализации муниципальной Программы.
- Создание до 10 новых бизнесов, в т.ч. в секторах небазовых отраслей экономики (машиностроение, строительство, IT-отрасль, сфера услуг).
- Увеличение налоговых и иных отчислений в бюджет города от реализуемых проектов не менее чем на 70 млн. руб.
- Продвижение проектов с использованием механизмов государственно-частного партнерства.
- Рейтинг города - не ниже "30" по созданию привлекательных условий для бизнеса (ежегодный рейтинг Forbes: "30 лучших городов для бизнеса").
- Сокращение сроков реализации инвестиционных проектов не менее чем в 2 раза.
- Объем привлеченных средств - не менее 600000,0 тыс. руб.
- Задачи предполагается реализовать в рамках разработанного комплекса маркетинговых мероприятий инвестиционной деятельности и комплекса мероприятий проектного сопровождения инвестиционной деятельности долгосрочной целевой программы "Развитие инвестиционного потенциала города Череповца" на 2010 - 2015 годы (постановление мэрии города от 18.06.2011 N 2211 (с изменениями)).
3.5. Этапы и сроки реализации муниципальной Программы.
Муниципальная Программа реализуется в один этап. Сроки реализации: 2013 - 2015 гг.
4. Основания для разработки муниципальной Программы
Настоящая муниципальная Программа разработана в соответствии с:
- Федеральным законом от 25.02.99 N 39-ФЗ "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений";
- законом Вологодской области от 12.11.97 N 211-ОЗ "О государственном регулировании инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, на территории Вологодской области";
- постановлением мэрии города от 31.08.2011 N 3553 "О Положении об инвестиционной деятельности на территории муниципального образования "Город Череповец", осуществляемой в форме капитальных вложений";
- Стратегией социально-экономического развития Вологодской области на период до 2020 года, утвержденной постановлением Правительства Вологодской области от 28.06.2010 N 739.
В соответствии с пунктом 6 статьи 17 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к полномочиям органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения относится организация выполнения планов и программ комплексного социально-экономического развития муниципального образования.
В соответствии со статьей 19 главы 5 Федерального закона от 25.02.99 N 39-ФЗ "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений" регулирование органами местного самоуправления инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, предусматривает создание в муниципальных образованиях благоприятных условий для развития инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений.
5. Обоснование выделения и включения в состав муниципальной Программы реализуемых долгосрочных целевых программ и планов
5.1. Долгосрочная целевая программа "Развитие инвестиционного потенциала города Череповца" на 2010 - 2015 годы (постановление мэрии города 18.06.2010 N 2211 (с изменениями)), является основным инструментом реализации муниципальной Программы.
Паспорт долгосрочной целевой программы "Развитие инвестиционного потенциала города Череповца" на 2010 - 2015 годы представлен в приложении 1 к муниципальной Программе.
5.2. Оценка вклада долгосрочной целевой программы "Развитие инвестиционного потенциала города Череповца" на 2010 - 2015 годы в реализации муниципальной Программы:
5.2.1. Задачи развития инвестиционной привлекательности, обозначенные в муниципальной Программе, могут быть достигнуты за счет реализации комплекса маркетинговых мероприятий инвестиционной деятельности и комплекса консалтинговых мероприятий инвестиционной деятельности в рамках действующей долгосрочной целевой программы.
5.2.2. Взаимосвязь показателей долгосрочной целевой программы и показателей муниципальной Программы (табл. 2).
Табл. 2. Взаимосвязь целевых индикаторов долгосрочной целевой программы и показателей муниципальной Программы
Показатель муниципальной Программы |
Целевой индикатор долгосрочной целевой программы |
Объем привлеченных инвестиций, в том числе: частных инвестиций; за счет федеральных, областных и иных программ, фондов, грантов и т.п. в экономику города, тыс. руб. |
- Объем инвестиций, привлеченных на основании заключенных соглашений (договоров) между участниками инвестиционного процесса на территории г. Череповца, тыс. руб. - Количество заявок для участия в федеральных, областных и иных программах, конкурсах с целью привлечения инвестиций, шт. |
Количество проектов, утвержденных к реализации, шт. |
- Количество бизнес-идей, прошедших экспертную оценку, шт. - Количество оказанных консалтинговых услуг, шт. |
Количество мероприятий, значимых для формирования инвестиционного имиджа, шт. |
- Предложения по расширению нормативно-правовой базы города (проекты муниципальных правовых актов), шт. - Организация и участие в выставках, форумах и др. имиджевых инвестиционных мероприятиях, шт. - Расширение базы деловых контактов, шт. |
Объем налоговых и иных поступлений в бюджет города от реализуемых проектов, тыс. руб. |
- Объем налоговых и иных поступлений в бюджет города от реализуемых проектов, тыс. руб. |
Количество вновь созданных рабочих мест, шт. |
- Количество вновь созданных рабочих мест, шт. |
5.2.3. За 2010 - 2012 гг. сформирована инфраструктура управления инвестиционной деятельностью, получен практический опыт, созданы все предпосылки для успешного расширения спектра задач в сфере маркетинга и более качественного оказания услуг для инвестора.
6. Обоснование объема финансовых ресурсов, необходимых для реализации муниципальной Программы
Расходы муниципальной Программы формируются за счет средств городского бюджета. Ежегодный объем средств, выделяемых на реализацию муниципальной Программы, утверждается решением Череповецкой городской Думы о городском бюджете на очередной финансовый год и плановый период.
Табл. 3. Объемы бюджетных ассигнований муниципальной Программы на 2013 - 2015 гг.
2013 |
2014 |
2015 |
Всего: |
12375,0 тыс. руб. |
12375,0 тыс. руб. |
12375,0 тыс. руб. |
37125,0 тыс. руб. |
Ресурсное обеспечение реализации муниципальной Программы за счет средств городского бюджета представлено в приложении 3 (таблица 2) к муниципальной Программе.
Ресурсное обеспечение муниципальной Программы и прогнозная (справочная) оценка расходов городского бюджета, внебюджетных источников на реализацию целей муниципальной Программы до 2015 года приведены в приложении 4 (таблица 3) к муниципальной Программе.
7. Участники реализации муниципальной Программы
В рамках утвержденного регламента инвестиционного процесса на территории муниципального образования "Город Череповец" (постановление мэрии города от 31.08.2011 N 3553 "О Положении об инвестиционной деятельности на территории муниципального образования "Город Череповец", осуществляемой в форме капитальных вложений") определен состав участников инвестиционного процесса, а также порядок деятельности данных участников при подготовке к реализации инвестиционных проектов.
Участники процесса:
- инвестиционный совет (постановление мэрии города от 31.08.2011 N 3552 "О Положении об инвестиционном совете мэрии города Череповца");
- оператор инвестиционного процесса - организация-победитель конкурса на получение субсидии из городского бюджета на реализацию долгосрочной целевой программы "Развитие инвестиционного потенциала города Череповца" на 2010 - 2015 годы, действующая в соответствии с условиями и целевыми показателями указанной программы;
- органы мэрии, в полномочия которых входит решение вопросов, связанных с реализацией отдельных этапов инвестиционного процесса;
- инвесторы - юридические и физические лица, заинтересованные в инвестировании на территории города;
- муниципальные организации и учреждения г. Череповца;
- ресурсоснабжающие компании г. Череповца;
- бизнес-сообщества, кредитные организации, генпроектировщики, генподрядчики и (или) сервисные компании, а также иной профильный функционал, участвующие в инвестиционном процессе.
8. Оценка рисков
8.1. Финансовые риски.
Ограничение бюджетного финансирования, связанное с бюджетным кризисом Вологодской области, может быть причиной приостановления льгот и преференций для инвесторов. Возможно повышение количества налоговых проверок на действующих предприятиях. Это может снизить уровень инвестиционной активности, затянуть сроки реализации проектов.
Меры управления рисками:
разработать положение о приоритетных инвестиционных проектах, в отношении которых необходимо сохранить предоставляемые льготы.
8.2. Нормативно-правовые риски.
Несовершенство нормативно-правового регулирования инвестиционной деятельности с использованием ГЧП - механизмов на федеральном и региональном уровне затрудняет реализацию крупных инвестиционных проектов.
Меры управления рисками:
законодательные инициативы и предложения со стороны муниципалитета для обсуждения на правительственном уровне.
8.3. Организационно-управленческие риски.
Процессы оптимизации и реструктуризации муниципальных и подведомственных структур, перераспределение функций могут создать ситуацию временной потери управляемости инвестиционных процессов.
Меры управления рисками:
эффективный менеджмент по управлению изменениями. Стандартизация деятельности по сопровождению инвестиционных проектов.
8.4. Кадровые риски.
Недостаточный уровень подготовки руководителей и специалистов мэрии города, органов мэрии, чья деятельность связана с реализацией и сопровождением инвестиционных проектов, в том числе с использованием механизмов ГЧП.
Меры управления рисками:
организации обучения руководителей и специалистов мэрии города, органов мэрии. Повышение квалификационных требований к специалистам.
9. Методика оценки эффективности выполнения муниципальной Программы
9.1. Оценка плановых показателей.
Оценка достижения плановых значений целевых показателей и индикаторов муниципальной Программы осуществляется по итогам каждого календарного года и в целом по итогам реализации муниципальной Программы в соответствии со следующими формулами:
9.1.1. , где:
- степень достижения планового значения показателя "Объем привлеченных инвестиций на территории г. Череповца, в т.ч.: частных инвестиций; за счет федеральных, областных и иных программ, фондов, грантов и т.п.";
- фактическое значение показателя "Объем привлеченных инвестиций на территории г. Череповца, в т.ч.: частных инвестиций; за счет федеральных, областных и иных программ, фондов, грантов и т.п." по итогам отчетного периода;
- плановое значение показателя "Объем привлеченных инвестиций на территории г. Череповца, в т.ч.: частных инвестиций; за счет федеральных, областных и иных программ, фондов, грантов и т.п.".
9.1.2. где:
- степень достижения планового значения показателя "Объем налоговых и иных поступлений в бюджет города от реализуемых проектов";
- фактическое значение показателя "Объем налоговых и иных поступлений в бюджет города от реализуемых проектов" по итогам отчетного периода;
- плановое значение показателя "Объем налоговых и иных поступлений в бюджет города от реализуемых проектов" в соответствии с муниципальной Программой.
9.1.3. , где:
- степень достижения планового значения показателя "Количество проектов в стадии реализации";
- фактическое значение показателя "Количество проектов в стадии реализации" по итогам отчетного периода;
- плановое значение показателя "Количество проектов в стадии реализации" в соответствии с муниципальной Программой.
9.1.4. , где:
- степень достижения планового значения показателя "Количество мероприятий, значимых для формирования инвестиционного имиджа";
- фактическое значение показателя "Количество мероприятий, значимых для формирования инвестиционного имиджа";
- плановое значение показателя "Количество мероприятий, значимых для формирования инвестиционного имиджа".
9.1.5. , где:
- степень достижения планового значения показателя "Количество вновь созданных рабочих мест";
- фактическое значение показателя "Количество вновь созданных рабочих мест";
- плановое значение показателя "Количество вновь созданных рабочих мест".
Степень достижения плановых значений вышеуказанных показателей , , , , оценивается в соответствии со следующими критериями:
до - неэффективное выполнение показателей муниципальной Программы;
и более - эффективное выполнение показателей муниципальной Программы.
9.1.6. Экономическая эффективность муниципальной Программы оценивается по итогам реализации муниципальной Программы путем сопоставления результатов муниципальной Программы и средств, затраченных на реализацию муниципальной Программы:
, где:
- экономическая эффективность реализации муниципальной Программы;
- сумма дохода, полученного в результате реализации муниципальной Программы;
оценивается как суммарный объем привлеченных инвестиций на территорию г. Череповца в т.ч.: частных инвестиций; за счет федеральных, областных и иных программ, фондов, грантов;
- сумма затрат на реализацию муниципальной Программы.
Экономическая эффективность муниципальной Программы оценивается в соответствии со следующими критериями:
до - реализация муниципальной Программы экономически неэффективна;
и более - реализация муниципальной Программы экономически эффективна.
Приложение 1
к муниципальной Программе
Долгосрочная целевая программа
"Развитие инвестиционного потенциала города Череповца" на 2010 - 2015 годы
(далее - Программа)
Паспорт Программы
1.1. Наименование Программы, срок реализации.
Долгосрочная целевая программа "Развитие инвестиционного потенциала города Череповца" на 2010 - 2015 годы.
1.2. Основания для разработки Программы.
Настоящая Программа разработана в соответствии с:
- Федеральным законом от 25.02.99 N 39-ФЗ "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений";
- законом Вологодской области от 12.11.97 N 211-ОЗ "О государственном регулировании инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, на территории Вологодской области";
- постановлением мэрии города от 31.08.2011 N 3553 "О Положении об инвестиционной деятельности на территории муниципального образования "Город Череповец", осуществляемой в форме капитальных вложений".
В соответствии со Стратегией социально-экономического развития Вологодской области на период до 2020 года, утвержденной постановлением Правительства Вологодской области от 28.06.2010 N 739, определены приоритеты развития экономики области, в том числе за счет развития инвестиционной и инновационной инфраструктуры; повышения инвестиционного рейтинга; активного инвестиционного маркетинга, улучшения делового климата.
В соответствии с пунктом 6 статьи 17 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к полномочиям органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения относится организация выполнения планов и программ комплексного социально-экономического развития муниципального образования.
В соответствии со статьей 19 главы 5 Федерального закона от 25.02.99 N 39-ФЗ "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений" регулирование органами местного самоуправления инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, предусматривает создание в муниципальных образованиях благоприятных условий для развития инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений.
1.3. Миссия и основные задачи.
Миссия Программы.
Создание благоприятных условий для работы инвесторов и увеличение притока инвестиций в развитие приоритетных направлений экономики города.
Задачи, которые необходимо решить для достижения поставленной цели:
- развитие инфраструктуры для реализации инвестиционных проектов;
- привлечение внешних инвестиций за счет участия в федеральных, областных и иных программах; привлечение средств фондов, грантов и т.п.;
- информационное и нормативно-правовое обеспечение инвестиционной деятельности;
- сопровождение инвестиционных проектов в режиме "одного окна";
- продвижение инвестиционных проектов и возможностей города.
1.4. Ответственные лица:
Ответственное лицо |
Фамилия, имя, отчество |
Должность |
Контактный телефон |
Электронная почта |
Руководитель Программы |
Ананьин М.А. |
Заместитель мэра города |
501714 |
MAAnanyin@cherepovetscity.ru |
Менеджер Программы |
Соколова Т.А. |
Начальник управления экономической политики мэрии |
572424 |
T_Sokolova@cherepovetscity.ru |
1.5. Исполнители, участники Программы.
Разработчик и исполнитель Программы - мэрия города.
Участниками Программы являются некоммерческие организации, предприятия и организации, банки, инвестиционные фонды, физические лица.
1.6. Объемы финансирования Программы в разрезе источников и распорядителей финансовых средств.
(тыс. руб.)
Источник финансирования |
Итого |
Главный распорядитель: мэрия города |
|||||
2010 год |
2011год |
2012 год |
2013 год |
2014 год |
2015 год |
||
Городской бюджет |
68672,6 |
5973,8 |
13198,8 |
12375,0 |
12375,0 |
12375,0 |
12375,0 |
1.7. Ожидаемые конечные результаты реализации Программы (показатели эффективности и результативности):
- создание не менее 10 новых предприятий в секторах небазовых отраслей экономики;
- увеличение объема привлеченных инвестиций на территорию города не менее 600 млн. руб.;
- увеличение налоговых и иных отчислений в бюджет города от реализуемых проектов не менее чем на 70 млн. руб.;
- создание благоприятных условий для реализации проектов (сокращение сроков реализации проектов не менее чем в 2 раза);
- создание новых рабочих мест не менее 500.
Приложение 2
к муниципальной Программе
Таблица 1. Информация о показателях (индикаторах) муниципальной Программы
N п/п |
Показатель (индикатор) (наименование) |
Ед. измерения |
Значение показателя |
|||||||
отчетный год (факт) |
текущий год* |
очередной год |
первый год планового периода |
второй год планового периода |
||||||
Муниципальная программа "Повышение инвестиционной привлекательности города Череповца" на 2013 - 2015 годы | ||||||||||
1. |
Объем привлеченных инвестиций, в т.ч.: частных инвестиций; за счет федеральных, областных и иных программ, фондов, грантов и т.п. в экономику города |
тыс. руб. |
|
|
200000,0 |
200000,0 |
200000,0 |
|||
2. |
Объем налоговых и иных поступлений в бюджет города от реализуемых проектов |
тыс. руб. |
|
|
13200,0 |
21600,0 |
31700,0 |
|||
3. |
Количество проектов в стадии реализации |
шт. |
|
|
3 |
3 |
3 |
|||
4. |
Количество мероприятий, значимых для формирования инвестиционного имиджа |
шт. |
|
|
12 |
12 |
12 |
|||
5. |
Количество вновь созданных рабочих мест |
ед. |
|
|
130 |
250 |
340 |
|||
ДЦП "Развитие инвестиционного потенциала города Череповца" на 2010 - 2015 годы | ||||||||||
1. |
Количество бизнес-идей, прошедших экспертную оценку |
шт. |
26 |
15 |
15 |
15 |
15 |
|||
2. |
Объем инвестиций, привлеченных на основании заключенных соглашений (договоров) между участниками инвестиционного процесса на территории г. Череповца |
тыс. руб. |
44550,0 |
100000,0 |
200000,0 |
200000,0 |
200000,0 |
|||
3. |
Предложения по расширению нормативно-правовой базы города (проекты муниципальных правовых актов) |
шт. |
2 |
1 |
>1 |
>1 |
>1 |
|||
4. |
Количество заявок для участия в федеральных, областных и иных программах, конкурсах с целью привлечения инвестиций |
шт. |
|
1 |
<1 |
<1 |
<1 |
|||
5. |
Количество оказанных консалтинговых услуг |
шт. |
10 |
18 |
24 |
28 |
30 |
|||
6. |
Организация и участие в выставках, форумах и других имиджевых инвестиционных мероприятиях |
шт. |
15 |
8 |
10 |
10 |
10 |
|||
7. |
Объем налоговых и иных поступлений в бюджет города от реализуемых проектов |
тыс. руб. |
|
|
13200,0 |
21600,0 |
31700,0 |
|||
8. |
Количество вновь созданных рабочих мест |
ед. |
|
|
130 |
250 |
340 |
|||
9. |
Расширение базы деловых контактов |
шт. |
33 |
55 |
55 |
55 |
55 |
______________________________
* Оценочное значение показателя текущего года.
Приложение 3
к муниципальной Программе
Таблица 2. Ресурсное обеспечение реализации муниципальной Программы
Статус |
Наименование муниципальной Программы, долгосрочной целевой программы |
Ответственный исполнитель, соисполнитель, муниципальный заказчик-координатор |
Код бюджетной классификации |
Расходы (тыс. руб.), год |
|||||
ГРБС |
Рз Пр |
ЦСР |
ВР |
очередной год 2013 |
первый год планового периода |
второй год планового периода |
|||
Муниципальная Программа |
"Повышение инвестиционной привлекательности города Череповца" на 2013 - 2015 годы |
всего |
801 |
04.12 |
х |
х |
12375,0 |
12375,0 |
12375,0 |
Ответственный исполнитель муниципальной Программы: управление экономической политики мэрии |
801 |
04.12 |
х |
х |
12375,0 |
12375,0 |
12375,0 |
||
ДЦП |
"Развитие инвестиционного потенциала города Череповца" на 2010 - 2015 годы |
всего |
801 |
04.12 |
7950105 |
019 |
12375,0 |
12375,0 |
12375,0 |
Ответственный исполнитель ДЦП: управление экономической политики мэрии |
801 |
04.12 |
7950105 |
019 |
12375,0 |
12375,0 |
12375,0 |
Приложение 4
к муниципальной Программе
Таблица 3. Ресурсное обеспечение и прогнозная (справочная) оценка расходов городского бюджета, внебюджетных источников, юридических лиц на реализацию целей муниципальной Программы
Статус |
Наименование муниципальной Программы, подпрограммы муниципальной Программы, долгосрочной целевой программы (подпрограммы долгосрочной целевой программы), ведомственной целевой программы, основного мероприятия |
Ответственный исполнитель, соисполнитель, муниципальный заказчик-координатор |
Оценка расходов (тыс. руб.), год |
||
очередной год |
первый год планового периода |
второй год планового периода |
|||
Муниципальная Программа |
"Повышение инвестиционной привлекательности города Череповца" на 2013 - 2015 годы |
всего |
12375,0 |
12375,0 |
12375,0 |
городской бюджет |
12375,0 |
12375,0 |
12375,0 |
||
внебюджетные источники |
|
|
|
||
юридические лица |
|
|
|
||
ДЦП 1 |
"Развитие инвестиционного потенциала города Череповца" на 2010 - 2015 годы |
всего |
12375,0 |
12375,0 |
12375,0 |
городской бюджет |
12375,0 |
12375,0 |
12375,0 |
||
Итого: |
|
|
12 375,0 |
12 375,0 |
12 375,0 |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Главной целью данной программы является повышение инвестиционной привлекательности города за счет создания благоприятных условий для ведения бизнеса и привлечения инвестиций в развитие приоритетных направлений города. Основными задачами программы являются развитие инфраструктуры для реализации инвестиционных проектов, снижение административных барьеров, обеспечение доступа к кредитным ресурсам и др.
Срок реализации программы - 2013 - 2015 годы. Отмечено, что общий объем финансирования программы составляет 37 125,0 тыс. руб.
Указано, что конечными результатами выполнения программных мероприятий являются создание до 10 новых бизнесов, в т.ч. в секторах небазовых отраслей экономики, сокращение сроков реализации инвестиционных проектов не менее чем в 2 раза, продвижение проектов с использованием механизмов государственно-частного партнерства и др.
Постановление мэрии г. Череповца Вологодской области от 10 октября 2012 г. N 5374 "Об утверждении муниципальной программы "Повышение инвестиционной привлекательности города Череповца" на 2013 - 2015 годы"
Текст постановления опубликован в газете "Речь" от 22 ноября 2012 г. N 221
Постановление мэрии г. Череповца Вологодской области от 10 октября 2013 г. N 4803 настоящее постановление признано утратившим силу с 1 января 2014 г.
настоящее признано утратившим силу