В соответствии со статьей 160.2-1 Бюджетного кодекса Российской Федерации Правительство области постановляет:
1. Утвердить прилагаемый Порядок осуществления главными распорядителями (распорядителями) средств областного бюджета, главными администраторами (администраторами) доходов областного бюджета, главными администраторами (администраторами) источников финансирования дефицита областного бюджета внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита (далее - Порядок).
2. Органам государственной власти области, осуществляющим функции главных распорядителей (распорядителей) средств областного бюджета, главных администраторов (администраторов) доходов областного бюджета, главных администраторов (администраторов) источников финансирования дефицита областного бюджета, в срок до 1 марта 2015 года обеспечить принятие правовых актов, предусмотренных Порядком.
3. Контроль за исполнением постановления возложить на заместителя Губернатора области, начальника Департамента финансов области В.Н. Артамонову.
Справку об исполнении постановления представить к 1 мая 2015 года.
4. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.
Губернатор области |
О.А. Кувшинников |
Порядок
осуществления главными распорядителями (распорядителями) средств областного бюджета, главными администраторами (администраторами) доходов областного бюджета, главными администраторами (администраторами) источников финансирования дефицита областного бюджета внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита
(далее - Порядок)
(утв. постановлением Правительства области от 20 октября 2014 г. N 916)
I. Общие положения
1. Настоящий Порядок устанавливает требования к осуществлению главными распорядителями (распорядителями) средств областного бюджета, главными администраторами (администраторами) доходов областного бюджета, главными администраторами (администраторами) источников финансирования дефицита областного бюджета внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита.
2. В ходе осуществления внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита главные распорядители (распорядители) средств областного бюджета, главные администраторы (администраторы) доходов областного бюджета, главные администраторы (администраторы) источников финансирования дефицита областного бюджета обязаны руководствоваться Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, приказами, инструкциями, иными нормативными актами Министерства финансов Российской Федерации, законами области, постановлениями Правительства области, приказами и распоряжениями Департамента финансов области и настоящим Порядком.
II. Внутренний финансовый контроль
3. Целями внутреннего финансового контроля являются:
а) для главных распорядителей (распорядителей) средств областного бюджета:
соблюдение внутренних стандартов и процедур составления и исполнения бюджета по расходам, включая расходы на закупку товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд, составления бюджетной отчетности и ведения бюджетного учета главными распорядителями бюджетных средств и подведомственными им распорядителями и получателями средств областного бюджета;
подготовка и организация мер по повышению экономности и результативности использования средств областного бюджета;
б) для главных администраторов (администраторов) доходов областного бюджета:
соблюдение внутренних стандартов и процедур составления и исполнения областного бюджета по доходам, составления бюджетной отчетности и ведения бюджетного учета этими главными администраторами доходов областного бюджета и подведомственными администраторами доходов областного бюджета;
в) для главных администраторов (администраторов) источников финансирования дефицита областного бюджета:
соблюдение внутренних стандартов и процедур составления и исполнения областного бюджета по источникам финансирования дефицита областного бюджета, составления бюджетной отчетности и ведения бюджетного учета этими главными администраторами источников финансирования дефицита областного бюджета и подведомственными администраторами источников финансирования дефицита областного бюджета.
4. Под внутренними стандартами в целях настоящего Порядка понимаются правовые акты главного распорядителя (распорядителя) средств областного бюджета, главного администратора (администратора) доходов областного бюджета, главного администратора (администратора) источников финансирования дефицита областного бюджета (далее - главный администратор средств областного бюджета), регулирующие составление и исполнение областного бюджета, составление бюджетной отчетности и ведение бюджетного учета, включая порядок ведения учетной политики.
5. Внутренний финансовый контроль осуществляется в структурных подразделениях главного администратора средств областного бюджета и получателя средств областного бюджета, исполняющих бюджетные полномочия.
6. Должностные лица главного администратора средств областного бюджета, организующие и выполняющие внутренние процедуры составления и исполнения областного бюджета, ведения бюджетного учета и составления бюджетной отчетности (далее - внутренние бюджетные процедуры), осуществляют внутренний финансовый контроль в соответствии с их должностными регламентами в отношении следующих внутренних бюджетных процедур (далее - предмет внутреннего финансового контроля):
составление и представление документов в Департамент финансов области, необходимых для составления и рассмотрения проекта областного бюджета, в том числе реестров расходных обязательств и обоснований бюджетных ассигнований;
составление и представление документов главному администратору средств областного бюджета, необходимых для составления и рассмотрения проекта областного бюджета, от подведомственных государственных учреждений области;
составление и представление документов в Департамент финансов области, необходимых для составления и ведения кассового плана по доходам областного бюджета, расходам областного бюджета и источникам финансирования дефицита областного бюджета;
составление, утверждение и ведение бюджетной росписи главного администратора средств областного бюджета;
составление и направление документов в Департамент финансов области, ГКУ ВО "Областное казначейство", необходимых для формирования и ведения сводной бюджетной росписи областного бюджета, а также доведения (распределения) бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств до главных распорядителей средств областного бюджета;
составление, утверждение и ведение бюджетных смет и свода бюджетных смет;
формирование и утверждение государственных заданий в отношении подведомственных государственных учреждений области;
исполнение бюджетной сметы;
принятие и исполнение бюджетных обязательств;
осуществление начисления, учета и контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью осуществления платежей (поступления источников финансирования дефицита бюджета) в областной бюджет, пеней и штрафов по ним;
принятие решений о возврате излишне уплаченных (взысканных) платежей в областной бюджет;
принятие решений о зачете (об уточнении) платежей в областной бюджет;
процедура ведения бюджетного учета, в том числе принятия к учету первичных учетных документов (составления сводных учетных документов), отражения информации, указанной в первичных учетных документах и регистрах бюджетного учета, проведения оценки имущества и обязательств, а также инвентаризаций;
составление и представление бюджетной отчетности и сводной бюджетной отчетности;
исполнение судебных актов по искам к Вологодской области, а также судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства областного бюджета по денежным обязательствам государственных казенных учреждений области.
7. При осуществлении внутреннего финансового контроля производятся следующие контрольные действия:
а) проверка оформления документов на соответствие требованиям нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих бюджетные правоотношения, и внутренним стандартам;
б) авторизация операций (формирование документов, необходимых для выполнения внутренних бюджетных процедур);
в) сверка данных;
г) сбор и анализ информации о результатах выполнения внутренних бюджетных процедур.
8. К методам контроля относятся контрольные действия, указанные в пункте 7 настоящего Порядка, применяемые в ходе самоконтроля и- (или) контроля по уровню подчиненности (подведомственности).
9. К способам проведения контрольных действий относятся:
а) сплошной способ, при котором контрольные действия осуществляются в отношении каждой проведенной операции;
б) выборочной способ, при котором контрольные действия осуществляются в отношении отдельной проведенной операции.
10. Подготовка к проведению внутреннего финансового контроля заключается в формировании плана внутреннего финансового контроля руководителем структурного подразделения, ответственного за результаты выполнения внутренних бюджетных процедур.
11. В плане внутреннего финансового контроля по каждому отражаемому в нем предмету внутреннего финансового контроля указываются данные о должностном лице, ответственном за выполнение операции (действия по формированию документа, необходимого для выполнения внутренней бюджетной процедуры), периодичности выполнения операции, должностных лицах, осуществляющих контрольные действия, методах контроля и периодичности контрольных действий.
12. Процесс формирования плана внутреннего финансового контроля включает следующие этапы:
анализ предмета внутреннего финансового контроля в целях определения применяемых к нему методов контроля и контрольных действий (далее - процедуры внутреннего финансового контроля);
формирование перечня операций (действий по формированию документов, необходимых для выполнения внутренней бюджетной процедуры) с указанием необходимости или отсутствия необходимости проведения контрольных действий в отношении отдельных операций.
13. Утверждение плана внутреннего финансового контроля осуществляется руководителем главного администратора средств областного бюджета до начала очередного финансового года.
14. Ответственность за организацию внутреннего финансового контроля несет руководитель главного администратора средств областного бюджета.
15. Департамент финансов области проводит анализ осуществления главными администраторами средств областного бюджета внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита.
Главный администратор средств областного бюджета обязан представлять Департаменту финансов области запрашиваемые информацию и документы в целях проведения анализа осуществления внутреннего финансового контроля.
16. Внутренний финансовый контроль осуществляется с соблюдением периодичности, методов контроля и способов проведения контрольных действий, указанных в планах внутреннего финансового контроля.
17. Самоконтроль осуществляется сплошным способом должностным лицом главного администратора средств областного бюджета путем проведения проверки каждой выполняемой им операции на соответствие нормативным правовым актам Российской Федерации, регулирующим бюджетные правоотношения, внутренним стандартам и должностным регламентам.
18. Контроль по уровню подчиненности осуществляется сплошным способом руководителем (заместителем руководителя) и (или) руководителем структурного подразделения главного администратора средств областного бюджета (иным уполномоченным лицом) путем авторизации операций (действий по формированию документов, необходимых для выполнения внутренних бюджетных процедур), осуществляемых подчиненными должностными лицами.
19. Контроль по уровню подведомственности осуществляется сплошным или выборочным способом в отношении процедур и операций, совершенных подведомственными распорядителями и получателями средств областного бюджета, администраторами доходов областного бюджета и администраторами источников финансирования дефицита областного бюджета, путем проведения проверок, направленных на установление соответствия представленных документов требованиям нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих бюджетные правоотношения, и внутренним стандартам, и (или) путем сбора и анализа информации о своевременности составления и представления документов, необходимых для выполнения внутренних бюджетных процедур, точности и обоснованности информации, отраженной в указанных документах, а также законности совершения отдельных операций. Результаты таких проверок оформляются заключением с указанием необходимости внесения исправлений и (или) устранения недостатков (нарушений) при их наличии в установленный в заключении срок.
20. Выявленные недостатки и (или) нарушения при исполнении внутренних бюджетных процедур, сведения о нарушениях и (или) недостатках и о предлагаемых мерах по их устранению (далее - результаты внутреннего финансового контроля) отражаются в регистрах (журналах) внутреннего финансового контроля.
Ведение регистров (журналов) внутреннего финансового контроля осуществляется в каждом структурном подразделении, ответственном за выполнение внутренних бюджетных процедур.
21. Регистры (журналы) внутреннего финансового контроля подлежат учету и хранению в установленном главным администратором средств областного бюджета порядке, в том числе с применением автоматизированных информационных систем.
22. Информация о результатах внутреннего финансового контроля направляется структурным подразделением, ответственным за результаты выполнения внутренних бюджетных процедур, руководителю главного администратора средств областного бюджета с установленной им периодичностью.
23. По итогам рассмотрения результатов внутреннего финансового контроля руководитель главного администратора средств областного бюджета принимает решения с указанием сроков их выполнения:
а) о необходимости устранения выявленных нарушений (недостатков), применении материальной, дисциплинарной ответственности к виновным должностным лицам, проведении служебных проверок;
б) об отсутствии оснований для применения мер, указанных в подпункте "а" настоящего пункта;
в) о направлении материалов в Департамент финансов области, правоохранительные органы в случае наличия признаков нарушений бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, в отношении которых возможность устранения отсутствует.
III. Внутренний финансовый аудит
24. Целями внутреннего финансового аудита являются:
а) оценка надежности внутреннего финансового контроля и подготовка рекомендаций по повышению его эффективности;
б) подтверждение достоверности бюджетной отчетности и соответствия порядка ведения бюджетного учета методологии и стандартам бюджетного учета, установленным Министерством финансов Российской Федерации;
в) подготовка предложений по .повышению экономности и результативности использования средств областного бюджета.
25. Внутренний финансовый аудит осуществляется уполномоченными должностными лицами главного администратора средств областного бюджета (далее - субъект внутреннего финансового аудита), наделенными полномочиями по осуществлению внутреннего финансового аудита, на основе функциональной независимости.
Субъект внутреннего финансового аудита подчиняется непосредственно руководителю главного администратора средств областного бюджета.
26. Объектами внутреннего финансового аудита являются структурные подразделения главного администратора средств областного бюджета, осуществляющие финансовые и хозяйственные операции.
27. Внутренний финансовый аудит осуществляется посредством проведения плановых и внеплановых аудиторских проверок. Плановые проверки осуществляются в соответствии с годовым планом внутреннего финансового аудита, утверждаемым руководителем администратора средств областного бюджета (далее - План) до начала очередного финансового года.
28. План представляет собой перечень аудиторских проверок, которые планируется провести в очередном финансовом году.
По каждой аудиторской проверке в плане указывается проверяемая внутренняя бюджетная процедура, объекты аудита, срок проведения аудиторской проверки и ответственный исполнитель.
Внеплановые проверки осуществляются на основании правового акта главного администратора средств областного бюджета, принятого в связи с поступлением поручений (обращений, требований) Губернатора области, первых заместителей Губернатора области, Департамента финансов области, прокуратуры области, следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Вологодской области, Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Вологодской области.
29. Субъект внутреннего финансового аудита при проведении аудиторских проверок имеет право запрашивать и получать на основании запроса документы, материалы и информацию, необходимые для проведения аудиторских проверок, в том числе информацию об организации и о результатах проведения внутреннего финансового контроля.
30. Субъект внутреннего финансового аудита обязан:
а) проводить аудиторские проверки в соответствии с программой аудиторской проверки;
б) знакомить руководителя или уполномоченное должностное лицо объекта аудита с программой аудиторской проверки, а также с результатами аудиторских проверок.
31. Ответственность за организацию внутреннего финансового аудита несет руководитель главного администратора средств областного бюджета.
32. Главный администратор средств областного бюджета обязан представлять Департаменту финансов области запрашиваемые информацию и документы в целях проведения анализа осуществления внутреннего финансового аудита.
33. Аудиторская проверка назначается правовым актом главного администратора средств областного бюджета и проводится на основании программы аудиторской проверки, утвержденной субъектом внутреннего финансового аудита.
34. Программа аудиторской проверки должна содержать:
а) тему аудиторской проверки;
б) наименование объектов аудита;
в) перечень вопросов, подлежащих изучению в ходе аудиторской проверки, а также сроки ее проведения.
35. В ходе аудиторской проверки проводятся контрольные действия по документальному и фактическому изучению финансовых и хозяйственных операций по вопросам программы аудиторской проверки.
36. Контрольные действия по документальному изучению финансовых и хозяйственных операций объекта аудита проводятся по финансовым, бухгалтерским, отчетным документам и иным документам объекта аудита.
Контрольные действия по фактическому изучению финансовых и хозяйственных операций объекта аудита проводятся путем осмотра, инвентаризации, наблюдения, пересчета, контрольных замеров.
37. Проведение аудиторской проверки подлежит документированию в виде контрольного дела, которое должно содержать:
документы, отражающие подготовку аудиторской проверки, включая ее программу;
сведения о сроках, об объеме аудиторской проверки и о результатах ее выполнения;
сведения о выполнении внутреннего финансового контроля в отношении операций, связанных с темой аудиторской проверки;
перечень договоров, соглашений, протоколов, первичной документации, документов бюджетного учета и бюджетной отчетности, подлежавших изучению в ходе аудиторской проверки;
письменные заявления и объяснения, полученные от должностных лиц и иных работников объектов аудита;
документальные доказательства, подтверждающие выявленные нарушения;
акт аудиторской проверки.
38. Предельные сроки проведения аудиторских проверок, основания для их приостановления и продления, форма акта аудиторской проверки, порядок направления и сроки его рассмотрения устанавливаются руководителем главного администратора средств областного бюджета.
39. Результаты аудиторской проверки оформляются актом аудиторской проверки, который подписывается субъектом внутреннего финансового аудита и вручается им объекту аудита.
40. В случае несогласия с фактами, изложенными в акте аудиторской проверки, объект аудита вправе представить субъекту внутреннего финансового аудита письменные возражения и документы, подтверждающие обоснованность своих возражений, в срок не позднее 5 рабочих дней с момента получения акта аудиторской проверки.
41. Письменные возражения, документы, подтверждающие их обоснованность, прилагаются к акту аудиторской проверки и являются его неотъемлемой частью.
42. Субъект внутреннего финансового аудита рассматривает обоснованность представленных возражений и дает по ним письменное заключение в срок, установленный главным администратором средств областного бюджета. Указанное заключение подписывается субъектом внутреннего финансового аудита. Один экземпляр заключения направляется объекту аудита, один экземпляр заключения приобщается к материалам аудиторской проверки.
43. На основании акта аудиторской проверки составляется отчет о результатах аудиторской проверки, содержащий информацию об итогах аудиторской проверки, в том числе:
информацию о выявленных в ходе аудиторской проверки недостатках и нарушениях (в количественном и денежном выражении), об условиях и причинах таких нарушений;
информацию о наличии или об отсутствии возражений со стороны объектов аудита;
выводы о степени надежности внутреннего финансового контроля и достоверности представленной объектами аудита бюджетной отчетности;
выводы о соответствии ведения бюджетного учета объектами аудита методологии и стандартам учета, установленным Министерством финансов Российской Федерации;
выводы, предложения и рекомендации по устранению выявленных нарушений и недостатков, а также предложения по повышению экономности и результативности использования средств областного бюджета.
44. Отчет о результатах аудиторской проверки с приложением акта аудиторской проверки направляется руководителю главного администратора средств областного бюджета. По результатам рассмотрения указанного отчета руководитель главного администратора средств областного бюджета вправе принять одно или несколько решений:
о необходимости реализации выводов, предложений и рекомендаций, содержащихся в отчете о результатах аудиторской проверки;
о недостаточной обоснованности выводов, предложений и рекомендаций, содержащихся в отчете о результатах аудиторской проверки;
о применении материальной и (или) дисциплинарной ответственности к виновным должностным лицам, а также о проведении служебных проверок;
о направлении материалов аудиторской проверки в Департамент финансов области и (или) правоохранительные органы в случае наличия признаков нарушений бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, в отношении которых возможность устранения отсутствует.
45. Субъекты внутреннего финансового аудита обеспечивают составление годовой (квартальной) отчетности о результатах осуществления внутреннего финансового аудита. Порядок составления и представления годовой (квартальной) отчетности о результатах осуществления внутреннего финансового аудита устанавливается главным администратором средств областного бюджета.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Вологодской области от 20 октября 2014 г. N 916 "Об утверждении Порядка осуществления главными распорядителями (распорядителями) средств областного бюджета (бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования области), главными администраторами (администраторами) доходов областного бюджета (бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования области), главными администраторами (администраторами) источников финансирования дефицита областного бюджета (бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования области) внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита"
Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования
Текст постановления опубликован на "Официальном интернет-портале правовой информации" (http://publication.pravo.gov.ru/SignatoryAuthority/region35) 21 октября 2014 г., на официальном Интернет-портале правовой информации Вологодской области (http://www.pravo.gov35.ru) 21 октября 2014 г., в газете "Красный Север" от 25 октября 2014 г. N 118
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Правительства Вологодской области от 7 октября 2019 г. N 922
Изменения вступают в силу с 10 октября 2019 г.
Постановление Правительства Вологодской области от 9 апреля 2018 г. N 301
Изменения вступают в силу с 10 апреля 2018 г.
Постановление Правительства Вологодской области от 23 января 2017 г. N 56
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного постановления
Постановление Правительства Вологодской области от 26 сентября 2016 г. N 866
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного постановления
Постановление Правительства Вологодской области от 5 октября 2015 г. N 820
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного постановления