Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 4
к муниципальной программе
Подпрограмма
"Развитие общего и дополнительного образования детей"
(далее - подпрограмма 1)
16 февраля, 18 августа 2015 г.
Постановлением Администрации Грязовецкого муниципального района Вологодской области от 18 августа 2015 г. N 291 в паспорт настоящего приложения внесены изменения
Паспорт подпрограммы 1
I. Характеристика сферы реализации подпрограммы 1, описание основных проблем в указанной сфере и перспектив ее развития
Система образования Грязовецкого муниципального района включает 32 муниципальных образовательных учреждения (14 школ, 17 детских садов, 1 учреждение дополнительного образования детей). В 26 учреждениях функционируют управляющие советы, на уровне района работает Совет по развитию образования в Грязовецком муниципальном районе.
На 01.09.2014 контингент школьников составил 3513 человек, контингент дошкольников - 2057. Число дошкольных учреждений уменьшилось с 23 до 17 (с сохранением структурных подразделений на селе), в 5 школах функционируют дошкольные группы. Все дети от 1,5 до 7 лет на 01.09.2014 г. обеспечены местами в ДОУ. С 2009 по 2011 год были открыты три дополнительные группы, с 2012 по 2013 год - 5 дополнительных групп, также за 2 года были открыты 134 дополнительных места в функционирующих группах ДОУ. Данные мероприятия позволили увеличить охват детей в возрасте от 1,5 до 7 лет дошкольным образованием до 89,7% (в 2011 году - 80,4%) и из числа обратившихся за услугами дошкольного образования до 100%. В районе функционирует 25 учреждений, реализующих программу дошкольного образования, которые посещают 2057 человек. Организована работа двух адаптационных групп кратковременного пребывания детей "Вместе с мамой" (БДОУ N 20 и N 57). Функционирует группа присмотра и ухода "Степашка", организованная индивидуальным предпринимателем. Обеспеченность услугами дошкольного образования детей в возрасте от 1 года до 7 лет составляет 86,5%, что на 4,0% выше по сравнению с 2012 годом. Охват детей в возрасте от 3 до 7 лет увеличился с 89,2% в 2010 году до 100% в 2014 году. За последние четыре года в дошкольных учреждениях создано 414 дополнительных места, в том числе 110 мест в дополнительных 5 группах и 304 места в имеющихся группах. С целью оказания методической, диагностической и консультативной помощи родителям на базе шести дошкольных образовательных учреждений открыты консультативные пункты для родителей (законных представителей) и детей дошкольного возраста, посещающих образовательные учреждения и воспитывающихся в условиях семьи.
Контингент обучающихся в школах района снижается, но в меньшей степени, чем в предыдущие годы. Выпускники школ района в период с 2009 по 2014 год продемонстрировали достаточно высокие результаты ЕГЭ: в среднем показатели среднего балла выше областных по русскому языку, математике, биологии, химии, истории, обществознанию, информатике, литературе и др. Количество выпускников, набравших 90 и более баллов, в районе ежегодно увеличивается (в 2011 году 12 человек, в 2013 году - 12 и 4 стобалльника, в 2014 году - 14). Качество знаний обучающихся является стабильным, районные показатели ежегодно выше областных. Количество медалистов в среднем составляет 7% от числа выпускников. Процент поступаемости выпускников в вузы в период с 2009 года увеличился с 48% до 78% в 2014, что прежде всего обосновывается качественной организацией предпрофильной подготовки и профильного обучения в школах района.
В среднем ежегодно 74% школьников занимается в системе дополнительного образования. Через дополнительное образование 60% детей участвуют в районных, областных, российских соревнованиях и конкурсах. Ежегодно обучающиеся школ района успешно участвуют в региональных мероприятиях: "Школа безопасности", "Юность, наука, культура", "Безопасное колесо", "Мир через культуру" и др. Успешно развиваются районные традиции в спорте, детском творчестве: проведение выставок декоративно-прикладного творчества по итогам года в учреждениях дополнительного образования, проведение ежегодной годовой спартакиады школьников, проведение ежегодной акции "Подарок солдату", районной детско-юношеской оборонно-спортивной игры "Зарница", районного слета-соревнования "Школа безопасности", смотра-конкурса учебно-опытных участков, деятельность школьных музеев в образовательных учреждениях и др.
В среднем 78% учителей имеют высшее образование, профессиональный уровень педагогов ежегодно растет, 75% педагогов имеют высшую и первую квалификационные категории. Педагоги района активно участвуют в инновационной деятельности, количество педагогов, участвующих в инновационной деятельности, с 2010 года увеличилось на 12% и составляет 70%. Количество педагогов в ДОУ сохраняется на необходимом уровне, при этом увеличилось количество педагогов с высшим образованием с 29% в 2010 году до 35% в 2014 году. Со стажем до 5 лет в школах района работает 32 педагога (5%). Ежегодно в образовательные учреждения района приходит стабильно малое количество молодых специалистов: 6 (2009 г.), 6 (2010 г.), 5 (2011 г.), 5 (2012 г.), 5 (2013 г.), 7 (2014 г). Тревожной тенденцией является старение педагогических работников. Увеличивается количество педагогов, достигших пенсионного возраста и продолжающих работать в образовательных учреждениях (за 3 года количество педагогических работников пенсионного возраста выросло с 12% до 35%). Педагогов, имеющих возраст от 49 до 68 лет - 219 чел. Педагогов, которым 55 лет и более - 78 чел.(13%). Также отмечается отрицательная тенденция увеличения в образовательных учреждениях педагогических вакансий (2009 г. - 12, 2011 г. - 25, 2012 г. - 27, 2013 г. - 19), хотя в 2014 году количество вакансий - 4.
В соответствии с национальной образовательной инициативой "Наша новая школа" активно развивается система поиска, поддержки и сопровождения талантливых детей. В связи с этим не только организуется творческая среда для выявления особо одаренных ребят в каждой общеобразовательной школе, но и предоставляется обучающимся возможность участия в заочных, очно-заочных и дистанционных олимпиадах, конкурсах и конференциях разного уровня. Качественный и количественный анализ участия за 3 учебных года позволяет отметить положительную динамику показателей. На муниципальном уровне осуществляется поддержка таких детей в виде районных стипендий, районных премий и общественных стипендий.
Система работы по патриотическому воспитанию школьников и молодежи района включает в себя широкий перечень мероприятий по военно-патриотическому, духовно-нравственному и гражданско-патриотическому направлениям. В настоящее время растет число социальных инициатив, направленных на преодоление кризисных явлений в духовности и гражданственности молодежи. В связи с этим возникает потребность в деятельности общественных организаций, ориентированных на патриотическое воспитание и гражданское становление подрастающего поколения, создании условий для включения детей и молодежи в развивающие и социально значимые виды деятельности, воспитывающие нравственность, патриотизм, подлинную гражданственность.
Организация питания обучающихся и воспитанников является одним из важных направлений деятельности образовательных учреждений. Горячим питанием через школьные столовые охвачено 2865 обучающихся (82%). Льготное питание получают 1548 обучающихся (44% от общего контингента и 54% от числа школьников, охваченных горячим питанием).
Для обеспечения жизнедеятельности и в целях укрепления материально-технической базы образовательных учреждений за последние три года проведены капитальные и текущие ремонты зданий и сооружений школ и детских садов на общую сумму 15,5 млн. руб. В настоящее время материально-техническое обеспечение образовательных учреждений характеризуется достаточно высокой степенью изношенности основных фондов (здания, сооружения, оборудование, инженерные сети и коммуникации), нарушением правил их эксплуатации в связи с недостаточным финансированием мероприятий, направленных на повышение инженерной безопасности образовательных учреждений, несоответствием современным требованиям к условиям организации образовательного процесса. Система обеспечения антитеррористической и противокриминальной защищенности образовательных учреждений обеспечивается наличием видеонаблюдения, кнопок тревожной сигнализации, физической охраной школ, ограждениями территорий учреждений.
Реализация данных мероприятий позволила достичь следующих результатов:
1. Увеличение доли школьников, обучающихся по ФГОС начального общего образования, в общей численности обучающихся начального общего образования (100%).
2. Доведение доли учителей, получивших в установленном порядке первую, высшую квалификационную категории и подтвердивших соответствие занимаемой должности, в общей численности учителей до 65%.
3. Доведение доли учителей и руководителей общеобразовательных учреждений, прошедших повышение квалификации и профессиональную переподготовку для работы в соответствии с ФГОС, в общей численности учителей до 100%.
4. Доведение доли общеобразовательных учреждений, осуществляющих дистанционное обучение обучающихся, в общей численности общеобразовательных учреждений до 20%.
5. Приобретение 7 автобусов, вследствие чего увеличилось количество детей, подвозимых на занятия в школу на транспорте, соответствующем требованиям безопасности.
6. Снижение доли обучающихся и образовательных учреждений с низкими образовательными результатами.
7. Увеличение уровня удовлетворенности обучающихся и их родителей (законных представителей) качеством образования.
8. Доведение доли обучающихся, которым предоставляется возможность обучаться в соответствии с современными требованиями федеральных государственных образовательных стандартов, до 67%
Но, несмотря на значительный прогресс по показателям доступности и качества образования, развития образовательной инфраструктуры на текущий момент в сфере общего и дополнительного образования детей остаются или возникают следующие острые проблемы, требующие решения:
дисбаланс в условиях осуществления образовательной деятельности и качестве образовательных результатов между общеобразовательными учреждениями;
отсутствие возможности выбора школьниками программ профильного обучения в соответствии со своими склонностями и способностями;
низкие темпы обновления учебно-материальной базы и номенклатуры услуг учреждений дополнительного образования детей для развития системы сопровождения и поддержки одаренных детей.
Перспективы развития системы образования заложены в программных мероприятиях, при выполнении которых будут созданы условия для успешного функционирования муниципальной системы образования и осуществления комплексного подхода к модернизации образования, введения ФГОС общего образования, реализации национальной инициативы "Наша новая школа", дистанционного обучения, развития системы оценки качества образования.
II. Цель, задачи и целевые показатели (индикаторы) достижения цели и решения задач, основные ожидаемые конечные результаты, сроки реализации подпрограммы 1
Целью подпрограммы 1 является повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям развития экономики района, современным потребностям общества и каждого гражданина.
На последовательную реализацию поставленной цели направлено решение следующих задач:
- создание оптимальной структуры сети образования и развитие инфраструктуры учреждений образования для обеспечения доступности образовательных услуг и качественных условий обучения независимо от территории проживания и возможностей здоровья обучающихся;
- повышение качества образования в рамках реализации основных образовательных программ дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования и дополнительных образовательных программ в муниципальных образовательных учреждениях;
- создание безопасных условий в учреждениях образования района, обеспечение антитеррористической, противопожарной, санитарно-эпидемиологической безопасности обучающихся;
- выявление, развитие и поддержка одаренных детей и молодых талантов;
- развитие кадрового потенциала системы образования.
Сведения о целевых показателях (индикаторах) подпрограммы 1, представлены в приложении 1 к подпрограмме 1.
Методика расчета значений целевых индикаторов (показателей) подпрограммы 1 приведена в приложении 2 к подпрограмме 1.
Сроки реализации подпрограммы 1: 2015 - 2017 годы.
В результате реализации подпрограммы 1 будет обеспечено достижение к 2017 году следующих результатов:
снижение доли детей в возрасте 1 - 6 лет, состоящих на учете для определения в муниципальные дошкольные образовательные учреждения, в общей численности детей в возрасте 1 - 6 лет с 5,6 в 2013 году до 5,2% в 2017 году;
увеличение средней наполняемости классов в городской местности с 23,7 чел. в 2013 году до 24,8 чел. в 2017 году;
увеличение средней наполняемости классов в сельской местности с 9,6 чел. в 2013 году до 10,0 чел. в 2017 году;
снижение удельного веса выпускников муниципальных общеобразовательных учреждений, освоивших образовательные программы среднего общего образования, получивших количество баллов по ЕГЭ ниже минимального, в общей численности выпускников, освоивших образовательные программы среднего общего образования, сдававших ЕГЭ: по математике; по русскому языку с 3,1% в 2013 году до 0% в 2017 году;
снижение удельного веса выпускников муниципальных общеобразовательных учреждений, освоивших образовательные программы основного общего образования, получивших количество баллов по ОГЭ ниже минимального, в общей численности выпускников, освоивших образовательные программы основного общего образования, сдававших ОГЭ: по математике; по русскому языку с 0,3% в 2013 году до 0% в 2017 году;
отсутствие муниципальных общеобразовательных учреждений, здания которых находятся в аварийном состоянии или требуют капитального ремонта, в общем количестве муниципальных общеобразовательных учреждений;
увеличение количества обучающихся, получающих материальную поддержку из бюджета района с 50 чел. в 2013 году до 60 чел. в 2017 году;
рост доли численности учителей в возрасте до 35 лет в общей численности учителей муниципальных общеобразовательных учреждений с 9,2% в 2013 году до 20% в 2017 году;
достижение соотношения средней заработной платы педагогических работников муниципальных дошкольных образовательных учреждений к средней заработной плате в сфере общего образования в регионе с 77,2% в 2013 году до 100% в 2017 году;
достижение соотношения средней заработной платы педагогических работников образовательных учреждений общего образования к средней заработной платы в регионе с 85,8% в 2013 году до 100% в 2017 году;
достижение соотношения средней заработной платы педагогических работников учреждений дополнительного образования детей к средней заработной плате учителей в регионе с 51,5% в 2013 году до 95% в 2017 году.
III. Характеристика основных мероприятий подпрограммы 1
Для достижения цели и решения задач подпрограммы 1 необходимо реализовать ряд основных мероприятий.
1.1. Обеспечение современных требований к условиям организации образовательного процесса в образовательных учреждениях и развитие инфраструктуры учреждений образования для обеспечения доступности образовательных услуг и качественных условий обучения независимо от территории проживания и возможностей здоровья.
Цель мероприятия: создание условий для удовлетворения потребностей граждан, общества и рынка труда в качественном образовании в связи с введением федеральных государственных образовательных стандартов. В рамках осуществления данного мероприятия предусматриваются: нормативное правовое и организационно-управленческое обеспечение функционирования ОУ; приобретение оборудования, мебели, учебников и учебно-наглядных пособий; материально-техническое обеспечение информационной инфраструктуры образовательных учреждений; создание и внедрение информационных систем и электронного документооборота в управлении системой образования; создание и поддержка системы дистанционного обучения; организация подвоза обучающихся и др. В рамках осуществления данного мероприятия также предусмотрены расходы бюджета на содержание зданий, сооружений образовательных учреждений, оплата коммунальных услуг, обеспечение перевода несвойственных для отрасли образования функций на условия аутсорсинга и т.п.
1.2. Обеспечение предоставления мер социальной поддержки отдельным категориям обучающихся, родителям (законным представителям) детей.
1). Родителям (законным представителям) детей, посещающих муниципальные образовательные учреждения, реализующие основную общеобразовательную программу дошкольного образования.
Цель мероприятия: оказание содействия родителям (законным представителям) детей, посещающих образовательные учреждения, реализующие основную общеобразовательную программу дошкольного образования. В рамках мероприятия предусматривается расходование субвенции для выплаты компенсации части родительской платы родителям за содержание ребенка в образовательных учреждениях, реализующих основные общеобразовательные программы дошкольного образования.
2). Отдельным категориям обучающихся в муниципальных образовательных учреждениях.
Цель мероприятия: обеспечение условий получения доступного и качественного образования детям из малоимущих и многодетных семей, а также детям, состоящим на учете в противотуберкулезном диспансере. В рамках осуществления данного мероприятия предусматривается расходование субвенций на осуществление отдельных государственных полномочий, предусмотренных законом области от 17 декабря 2007 года N 1719-ОЗ "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями в сфере образования":
- по обеспечению питанием отдельных категорий обучающихся (детей из малоимущих и многодетных семей, детей, состоящих на учете в противотуберкулезном диспансере) в муниципальных общеобразовательных учреждениях, за исключением вечерних (сменных) общеобразовательных учреждений, и муниципальных образовательных учреждениях для детей дошкольного и младшего школьного возраста;
- по обеспечению мер социальной поддержки детей, обучающихся в муниципальных общеобразовательных учреждениях, из многодетных семей, приемных семей, имеющих в своем составе трех и более детей, в том числе родных, в части предоставления денежных выплат на проезд и приобретение комплекта детской одежды и спортивной формы и др.
3). Детям с ограниченными возможностями здоровья (питание).
4). ЕДК - предоставление мер социальной поддержки отдельным категориям граждан.
5). Родителям детей-инвалидов, обучающихся с помощью дистанционных технологий
1.3. Обеспечение реализации основных образовательных программ дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования и дополнительных образовательных программ в муниципальных образовательных учреждениях.
Цель мероприятия: реализация образовательных программ дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, а также дополнительного образования в муниципальных общеобразовательных учреждениях. В рамках мероприятия предусматривается: расходование субвенции на обеспечение общеобразовательного процесса (на общее и дошкольное образование), обеспечение выплаты заработной платы из бюджета района на реализацию дополнительных общеобразовательных программ.
1.4. Комплексная безопасность образовательных учреждений и укрепление материально-технической базы учреждений образования.
Цель мероприятия: обеспечение современных требований к организации образовательного процесса в соответствии с требованиями законодательства. В рамках осуществления данного мероприятия предусматривается: проведение мероприятий по обеспечению технической безопасности зданий (ремонт зданий и сооружений образовательных учреждений; техническое обслуживание автоматической пожарной сигнализации (АПС) и средств оповещения о пожаре и управления эвакуацией (СОУЭ), ПАК "Стрелец-мониторинг"; установка видеонаблюдения; ремонт электрических сетей, электрического оборудования, системы освещения; обработка деревянных конструкций чердачных помещений огнезащитным составом, проверка состояния огнезащитной обработки; ремонт, техническое обслуживание внутреннего и наружного противопожарного водоснабжения; приведение в соответствие требованиям пожарной безопасности путей эвакуации и эвакуационных выходов, испытание лестниц и др.
1.5. Формирование комплексной системы выявления и поддержки одаренных детей и молодых талантов.
Цель мероприятия: создание благоприятных условий для поиска, поддержки и сопровождения одаренных детей. В рамках осуществления данного мероприятия предусмотрено проведение районных мероприятий предметной направленности, школьного, муниципального этапов Всероссийской олимпиады школьников и участие в региональном и заключительном этапах Всероссийской олимпиады школьников; информационное обеспечение работы с одаренными детьми в образовательных учреждениях района; организация профильных лагерей и отрядов. В рамках осуществления данного мероприятия также предусмотрена выплата районных премий и стипендий одаренным детям и талантливой молодежи; проведение конкурсов "Лучший ученик", чествование медалистов.
1.6. Обеспечение условий духовно-нравственного, художественно-эстетического, правового, военно-патриотического воспитания школьников, формирование здорового образа жизни, безопасного поведения обучающихся, организация спортивно-массовой работы и мероприятий по профилактике преступлений и правонарушений с обучающимися.
Цель мероприятия: создание и совершенствование условий для духовно-нравственного, художественно-эстетического, правового, военно-патриотического воспитания школьников, формирования здорового образа жизни, безопасного поведения обучающихся, организации спортивно-массовой работы и мероприятий по профилактике преступлений и правонарушений с обучающимися. В рамках осуществления данного мероприятия предусматривается реализация мер, направленных на создание условий для обеспечения деятельности лагерей с дневным пребыванием детей; проведение районных спортивных соревнований, фестивалей, праздников; обеспечение участия детских и молодежных команд района в межрайонных, областных, российских спортивных соревнованиях, фестивалях, первенствах; проведение районных мероприятий в рамках Всемирного Дня борьбы со СПИДОМ и Всемирного Дня здоровья, Дней от экологической безопасности и др.; реализация комплекса мер, направленных на формирование здорового образа жизни, на воспитание осознанного стойкого отрицательного отношения к наркотикам и другим негативным явлениям; обеспечение участия школьников района в районных, областных, российских, международных мероприятиях различной направленности. Также в рамках осуществления данного мероприятия предусматривается правовая пропаганда, информационно-просветительская работа с обучающимися по предупреждению и пресечению правонарушений и преступлений; организация межведомственного взаимодействия с учреждениями здравоохранения, правоохранительными органами и прочими службами по вопросам профилактики асоциальных явлений в детской и подростковой среде.
1.7. Кадровое и методическое обеспечение системы образования района.
Цель мероприятия: развитие кадрового потенциала системы образования района. В рамках осуществления данного мероприятия предусмотрены мероприятия по привлечению молодых специалистов в район (оплата съемного жилья, выплата студентам стипендий, осуществление единовременных выплат молодым специалистам); функционирование Школы молодого педагога; проведение мероприятий, направленных на повышение уровня профессиональной компетентности работников сферы образования; реализация мероприятий, направленных на поддержку педагогических инициатив (чествование педагогов, имеющих высокие результаты в обучении и воспитании детей - августовская конференция, День учителя, прием лучших педагогов и т.п.); проведение конкурсов профессионального мастерства, педагогических конференций, форумов, методических совещаний, семинаров, научно-практических конференций и т.п.
1.8. Обеспечение условий для реализации муниципальной программы.
Цель мероприятия: обеспечение осуществления основных мероприятий муниципальной программы, направленных на реализацию полномочий органов местного самоуправления. В рамках осуществления данного мероприятия предусматривается финансовое обеспечение деятельности Управления образования района и БУ "Центр обеспечения деятельности образовательных учреждений района".
Реализация мероприятий подпрограммы 1 приведет к достижению современного качества образования, которое будет соответствовать образовательным потребностям и возможностям личности, потребностям рынка труда, что благоприятно повлияет на социально-экономическое развитие района, региона.
Постановлением Администрации Грязовецкого муниципального района Вологодской области от 18 августа 2015 г. N 291 в раздел IV настоящего приложения внесены изменения
IV. Объем финансовых средств, необходимых для реализации подпрограммы 1
Объем бюджетных ассигнований на реализацию подпрограммы 1 за счет средств бюджета района составляет 1 233 009,3 тыс. руб., из них собственные доходы бюджета района 409 403,7 тыс. руб., межбюджетные трансферты из областного бюджета за счет собственных средств областного бюджета 823 605,6 тыс. руб., в том числе по годам:
2015 год - 402 026,0 тыс. руб., из них собственные доходы бюджета района 135 135,1 тыс. руб., межбюджетные трансферты из областного бюджета за счет собственных средств областного бюджета 266 890,9 тыс. руб.;
2016 год - 392935,2 тыс. руб., из них собственные доходы бюджета района 137134,3 тыс. руб., межбюджетные трансферты из областного бюджета за счет собственных средств областного бюджета 255800,9 тыс. руб.;
2017 год - 438048,1 тыс. руб., из них собственные доходы бюджета района 137134,3 тыс. руб., межбюджетные трансферты из областного бюджета за счет собственных средств областного бюджета 300913,8 тыс. руб.
Финансовое обеспечение подпрограммы 1 за счет средств бюджета района представлено в приложении 3 к подпрограмме 1. Прогноз сводных показателей муниципальных заданий по годам реализации подпрограммы 1 приведен в приложении 4 к подпрограмме 1.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.