Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава IV. Порядок голосования на референдуме Республики Хакасия
и определения его результатов
Статья 26. Порядок голосования на референдуме Республики Хакасия
На всех участках референдума Республики Хакасия голосование проводится с 7 до 20 часов. О времени и месте голосования участковая комиссия по проведению референдума оповещает граждан не позднее чем за 20 дней до дня референдума.
В 7 часов утра в день референдума председатель участковой комиссии объявляет участок референдума открытым и предъявляет членам комиссии, наблюдателям и присутствующим гражданам все ящики для голосования, которые после этого опечатываются.
Затем председатель комиссии объявляет о начале голосования.
Бюллетени для голосования выдаются гражданам, включенным в основной или дополнительный списки, по предъявлении паспорта или иного документа, удостоверяющего их личность. Голосование за других лиц не допускается.
Гражданин, получивший бюллетень, расписывается в соответствующей графе списка.
Гражданин, предъявивший открепительное удостоверение, включается в дополнительный список. Открепительное удостоверение в присутствии предъявителя погашается и хранится у секретаря участковой комиссии.
Участковая комиссия по проведению референдума Республики Хакасия обязана обеспечить возможность участия в голосовании всем гражданам, имеющим право на участие в референдуме Республики Хакасия, в том числе лицам, которые по состоянию здоровья либо по другим уважительным причинам не могут прибыть для голосования на участок референдума и сделали поэтому поводу устное или письменное заявление. В этих целях на участке референдума должно быть необходимое количество переносных ящиков для голосования.
Количество переносных ящиков определяется решением территориальной комиссии по проведению референдума. Заявление о предоставлении возможности проголосовать вне помещения участка референдума должно быть подтверждено гражданином в письменной форме при прибытии к нему членов участковой комиссии по проведению референдума. Члены участковой комиссии по проведению референдума, выезжающие по заявлениям, получают под роспись бюллетени в количестве, соответствующем числу заявлений. Количество заявлений, использованных и возвращенных бюллетеней отмечается в отдельном акте. Данные о гражданах, проголосовавших вне помещения участков референдума, вносятся в дополнительный список. При проведении голосования вне помещения участка референдума вправе присутствовать наблюдатели. Организация голосования вне помещения участка референдума должна исключать возможность нарушения права гражданина на участие в референдуме Республики Хакасия, а равно искажения его волеизъявления.
Бюллетени заполняются голосующим в специально оборудованной кабине или комнате, в которой не допускается присутствие иных лиц. Гражданин, не имеющий возможности самостоятельно заполнить бюллетень, вправе воспользоваться помощью другого лица, не являющегося членом участковой, а равно иной комиссии по проведению референдума или наблюдателем.
Заполненные бюллетени опускаются гражданином в ящики для голосования, которые должны находиться в поле зрения членов участковой комиссии по проведению референдума и наблюдателей.
В день голосования в помещениях участков референдума с момента их открытия до подписания протокола об итогах подсчета голосов вправе находиться наблюдатели от общественных объединений, уставы которых зарегистрированы Министерством юстиции Российской Федерации и Республики Хакасия, а также иностранные наблюдатели.
Порядок аккредитации наблюдателей устанавливается Центральной комиссией референдума Республики Хакасия за 30 дней до дня голосования. Иностранные (международные) наблюдатели осуществляют свою деятельность в соответствии с Положением о статусе иностранного (международного) наблюдателя, утверждаемого Центральной комиссией референдума Российской Федерации.
Член участковой комиссии по проведению референдума Республики Хакасия отстраняется от участия в ее работе, а наблюдатель незамедлительно удаляется из помещения участка референдума, если они нарушают тайну голосования или пытаются повлиять на волеизъявление гражданина. Решение об этом принимается участковой комиссией.
Статья 27. Подсчет голосов участковой комиссией по проведению
референдума Республики Хакасия
После заявления председателя участковой комиссии по проведению референдума Республики Хакасия об окончании голосования комиссия подсчитывает и погашает все неиспользованные бюллетени, о чем составляется протокол.
Вносить изменения в списки граждан, имеющих право на участие в референдуме Республики Хакасия, после начала подсчета голосов запрещается.
На основании списков граждан, имеющих право на участие в референдуме Республики Хакасия, в том числе дополнительном, комиссия подсчитывает общее число граждан, получивших бюллетени. После этого вскрываются ящики для голосования. Вначале производится подсчет бюллетеней, находящихся в переносных ящиках.
Количество бюллетеней, находящихся в переносных ящиках, не должно превышать количества письменных подтверждений от избирателей о проведении голосования вне помещения участка референдума.
В случае обнаружения в переносных ящиках большего количества бюллетеней, чем количество письменных подтверждений о голосовании вне помещения участка референдума, все бюллетени, находившиеся в переносных ящиках, могут быть призваны недействительными по решению участковой комиссии по проведению референдума.
Этот факт с указанием фамилий членов комиссии, обеспечивающих голосование вне помещения участка референдума, отражается в акте, который прилагается к протоколу о результатах голосования.
На основании списков граждан, имеющих право на участие в референдуме Республики Хакасия, данных о выданных и предъявленных открепительных удостоверениях и по количеству находившихся в ящиках для голосования бюллетеней участковая комиссия по проведению референдума устанавливает и отражает в протоколе:
1) общее число граждан, имеющих право на участие в референдуме Республики Хакасия, зарегистрированных по участку референдума;
2) количество погашенных неиспользованных бюллетеней;
3) общее число граждан, получивших бюллетени;
4) количество бюллетеней, обнаруженных в ящиках для голосования;
5) количество бюллетеней, признанных действительными;
6) количество бюллетеней, признанных недействительными;
7) количество голосов, поданных за проект решения;
8) количество голосов, поданных против проекта решения;
9) количество выданных открепительных удостоверений;
10) количество предъявленных открепительных удостоверений.
В протоколе отражаются также поступившие в день голосования в комиссию письменные жалобы и заявления на нарушение настоящего закона и принятые по ним решения.
В общее число граждан, имеющих право на участие в референдуме Республики Хакасия, зарегистрированных по участку референдума, включаются граждане, проголосовавшие по открепительным удостоверениям на данном участке, и не включаются граждане, получившие открепительные удостоверения на данном участке.
Недействительными признаются бюллетени, не изготовленные официально, не снабженные печатью участковой комиссии по проведению референдума либо подписями двух членов участковой комиссии по проведению референдума, а также бюллетени, по которым невозможно однозначно установить волеизъявление голосующего, в том числе те, в которых знак "плюс" проставлен в двух квадратах или не проставлен ни в одном из них. В случае сомнений в действительности бюллетеня решение принимает участковая комиссия по проведению референдума Республики Хакасия.
Протокол по результатам голосования составляется в двух экземплярах, и каждый экземпляр подписывается всеми членами участковой комиссии по проведению референдума. Член участковой комиссии, не согласный с протоколом в целом или отдельным его положением, вправе приложить к протоколу особое мнение. Первый экземпляр протокола незамедлительно направляется в соответствующую территориальную комиссию по проведению референдума, а второй экземпляр вместе с опечатанными бюллетенями и погашенными открепительными удостоверениями хранится у секретаря участковой комиссии.
Если на голосование выносилось одновременно несколько вопросов либо проводилось более одного референдума, подсчет голосов и составление протокола по каждому вопросу референдума производится отдельно.
Протоколы о результатах голосования на участках, образованных в воинских частях, составляются в двух экземплярах, первый экземпляр протокола представляется соответствующей территориальной комиссии по проведению референдума Республики Хакасия, второй экземпляр протокола хранится у секретаря участковой комиссии. После включения данных в протокол территориальной комиссии первый экземпляр протокола участковой комиссии, образованной в воинской части, с заверительной подписью председателя и секретаря территориальной комиссии и заверенный печатью территориальной комиссии возвращается в участковую комиссию. Хранение протоколов и бюллетеней для голосования осуществляется в воинской части в установленном для документации референдума Республики Хакасия порядке; в месячный срок протоколы и бюллетени передаются в соответствующие военные архивные учреждения. Разглашение сведений о дислокации и численности воинских частей не допускается.
Статья 28. Подсчет голосов территориальной комиссией по проведению референдума Республики Хакасия
Территориальная комиссия по проведению референдума Республики Хакасия, получив протоколы от всех участковых комиссий по проведению референдума, производит общий подсчет голосов, поданных на соответствующей территории.
Территориальная комиссия по проведению референдума составляет протокол, в котором указываются:
1) общее число граждан, имеющих право на участие в референдуме Республики Хакасия, зарегистрированных на данной территории;
2) иные данные, перечисленные в пунктах 2-10 части восьмой и в части девятой статьи 27 настоящего закона.
Протокол составляется в двух экземплярах, и каждый экземпляр подписывается всеми членами территориальной комиссии по проведению референдума. Член территориальной комиссии по проведению референдума, не согласный с протоколом в целом или отдельным его положением, вправе приложить к протоколу особое мнение.
Первый экземпляр протокола территориальной комиссии по проведению референдума незамедлительно направляется в Центральную комиссию по проведению референдума Республики Хакасия. Второй экземпляр протокола территориальной комиссии хранится у секретаря территориальной комиссии до окончания ее работы.
Статья 29. Определение результатов референдума Республики Хакасия
Центральная комиссия референдума Республики Хакасия на основании протоколов территориальных комиссий по проведению референдума определяет:
1) общее число граждан, имеющих право на участие в референдуме Республики Хакасия, включенных в списки;
2) общее число граждан, получивших бюллетени;
3) количества бюллетеней, обнаруженных в ящиках для голосования;
4) количество бюллетеней, признанных действительными;
5) количество бюллетеней, признанных недействительными;
6) количество голосов, поданных за проект решения;
7) количество голосов, поданных против проекта решения;
8) количество выданных открепительных удостоверений;
9) количество предъявленных открепительных удостоверений.
Референдум Республики Хакасия признается состоявшимся, если в нем приняло участие более половины граждан, имеющих право на участие в референдуме Республики Хакасия, включенных в списки. Число граждан, принявших участие в референдуме, определяется общим числом граждан, получивших бюллетени.
Решение считается принятым на референдуме, если за него в целом по Республике Хакасия проголосовало более половины граждан, принявших участие в референдуме. Если на референдум выносились альтернативные варианты решения и ни один из них не получил необходимого количества голосов, то все варианты считаются отклоненными.
Центральная комиссия по проведению референдума Республики Хакасия составляет протокол по итогам голосования в целом по Республике Хакасия, который подписывается всеми членами комиссии. Член центральной комиссии по проведению референдума Республики Хакасия, не согласный с протоколом в целом или отдельным его положением, вправе приложить к протоколу особое мнение.
В протоколе также отражаются поступившие в Центральную комиссию по проведению референдума Республики Хакасия письменные жалобы и заявления на нарушения настоящего закона и принятые по ним решения.
Постановлением Центральной комиссии по проведению референдума Республики Хакасия результаты голосования в отдельных территориях могут быть признаны недействительными из-за допущенных нарушений настоящего закона, существенно повлиявших на результаты голосования. В этом случае Центральная комиссия по проведению референдума Республики Хакасия вправе поручить соответствующим комиссиям по проведению референдума провести повторное голосование не позднее двух недель со дня опубликования (обнародования) постановления Центральной комиссии по проведению референдума Республики Хакасия.
Статья 30. Опубликование (обнародование) и вступление в силу решения, принятого на референдуме Республики Хакасия
Принятое на референдуме Республики Хакасия решение и результаты голосования в целом по Республике Хакасия подлежат опубликованию (обнародованию) не позднее трех дней после определения результатов референдума Республики Хакасия.
Центральная комиссия по проведению референдума Республики Хакасия в этот же срок публикует также для всеобщего сведения результаты голосования на каждой территории с учетом положений статьи 29 настоящего закона.
Принятое на референдуме Республики Хакасия решение вступает в силу в день его опубликования, если иное не предусмотрено в формулировке вопроса, принятого на референдуме.
Статья 31. Юридическая сила решения, принятого на референдуме Республики Хакасия
Решение, принятое на референдуме Республики Хакасия, является обязательным и не нуждается в утверждении какими-либо органами государственной власти.
Решение, принятое на референдуме Республики Хакасия, действует на всей территории Республики Хакасия и может быть отменено или изменено не иначе как путем принятия решения на новом референдуме Республики Хакасия.
Если для реализации решения, принятого на референдуме Республики Хакасия, требуется издание дополнительного правового акта, Верховный Совет Республики Хакасия обязан в течение 45 дней после вступления в силу решения, принятого на референдуме Республики Хакасия, определить срок подготовки данного правового акта.
Статья 32. Хранение документации референдума Республики Хакасия
Документация участковых комиссий по проведению референдума Республики Хакасия, включая бюллетени и погашенные открепительные удостоверения, передается в соответствующие территориальные комиссии по проведению референдума не позднее 10 дней после опубликования (обнародования) результатов референдума Республики Хакасия.
Территориальные комиссии по проведению референдума Республики Хакасия по истечении двух лет после опубликования (обнародования) результатов референдума уничтожают бюллетени для голосования и погашенные открепительные удостоверения, о чем составляют акт по форме, утверждаемой Центральной комиссией по проведению референдума Республики Хакасия.
Документация Центральной комиссии по проведению референдума Республики Хакасия сдается на постоянное хранение в Государственный архив Республики Хакасия через два года после опубликования (обнародования) результатов референдума Республики Хакасия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.