Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава III. Порядок подготовки к проведению референдума
Республики Хакасия
Статья 14. Комиссии по проведению референдума Республики Хакасия
Организацию и проведение референдума Республики Хакасия осуществляют:
- Центральная избирательная комиссия Республики Хакасия, выступающая в качестве Центральной комиссии по проведению референдума Республики Хакасия;
- территориальные (районные, городские - в городах республиканского значения) комиссии по проведению референдума Республики Хакасия;
- участковые комиссии по проведению референдума Республики Хакасия.
Статья 15. Полномочия Центральной комиссии по проведению референдума Республики Хакасия
Центральная комиссия по проведению референдума Республики Хакасия:
1) обеспечивает единообразное исполнение настоящего закона и дает разъяснения о порядке его применения;
2) организует деятельность территориальных и участковых комиссий по проведению референдума Республики Хакасия;
3) рассматривает заявления и жалобы на решения и действия комиссий по проведению референдума Республики Хакасия;
4) издает инструкции для территориальных и участковых комиссий по проведению референдума Республики Хакасия по организационным и финансовым вопросам;
5) заслушивает сообщения государственных органов и органов местного самоуправления, руководителей предприятий, учреждений и организаций по вопросам организационно-технической подготовки и проведения референдума Республики Хакасия;
6) осуществляет контроль за законностью проведения голосования на референдуме Республики Хакасия;
7) распределяет денежные средства, выделенные из республиканского бюджета на проведение референдума Республики Хакасия, контролирует их целевое использование и отчитывается перед Верховным Советом Республики Хакасия о расходовании этих средств;
8) контролирует обеспечение комиссий по проведению референдума помещениями, транспортом, связью и рассматривает другие вопросы материально-технического обеспечения референдума;
9) устанавливает форму и утверждает образец бюллетеня референдума Республики Хакасия, устанавливает формы списков граждан, имеющих право на участие в референдуме, протоколов комиссий по проведению референдума, других документов референдума, образцы ящиков для голосования и печатей комиссий по проведению референдума;
10) обеспечивает не позднее чем за 45 дней до дня референдума Республики Хакасия, а в случае совмещения проведения референдума с проведением выборов не позднее 20 дней опубликование с целью всенародного обсуждения текста законопроекта, вынесенного на референдум Республики Хакасия, и текста закона, который предлагается отменить или изменить;
11) содействует средствам массовой информации в проведении мероприятий, направленных на разъяснение содержания вопроса, вынесенного на референдум Республики Хакасия;
12) обеспечивает изготовление бюллетеней для голосования и снабжение ими участковых комиссий по проведению референдума;
13) определяет результаты референдума Республики Хакасия и публикует их в средствах массовой информации, обеспечивает передачу в архив документации, связанной с организацией и проведением референдума;
14) осуществляет иные полномочия в соответствии с настоящим законом.
Решения Центральной комиссии по проведению референдума Республики Хакасия, принятые в пределах ее компетенции, обязательны для территориальных и участковых комиссий по проведению референдума Республики Хакасия, государственных органов и органов местного самоуправления, общественных объединений, средств массовой информации, предприятий, учреждений, организаций и должностных лиц.
При совмещении проведения референдума с проведением выборов функции Центральной комиссии по проведению референдума Республики Хакасия, территориальных и участковых комиссий по проведению референдума возлагаются на Центральную избирательную комиссию Республики Хакасия и соответствующие территориальные и участковые комиссии по проведению выборов.
Статья 16. Территориальные и участковые комиссии по проведению референдума Республики Хакасия
Территориальные комиссии по проведению референдума Республики Хакасия образуются в течение десяти дней со дня опубликования решения Верховного Совета Республики Хакасия о назначении референдума Республики Хакасия.
Участковые комиссии по проведению референдума Республики Хакасия образуются не позднее чем за 40 дней до дня референдума Республики Хакасия.
Территориальные и участковые комиссии по проведению референдума Республики Хакасия формируются соответствующими представительными и исполнительными органами власти на паритетных началах на основе предложений общественных объединений, трудовых коллективов, собраний военнослужащих, собраний граждан по месту жительства и учебы.
В состав территориальной или участковой комиссии входит от 5 до 11 членов.
В случае, если соответствующие органы в установленный срок не сформировали комиссии, формирование территориальной или участковой комиссии производится в течение 5 дней Центральной комиссией по проведению референдума Республики Хакасия на основе предложений общественных объединений, действующих на территории Республики Хакасия.
Председатель, заместитель председателя и секретарь территориальной или участковой комиссии по проведению референдума Республики Хакасия избираются на первом заседании комиссии из числа членов комиссии. Если председатель, заместитель председателя или секретарь комиссии не будет избран, то он назначается в пятидневный срок вышестоящей комиссией по проведению референдума Республики Хакасия.
Статья 17. Полномочия территориальной комиссии по проведению референдума Республики Хакасия
Территориальная комиссия по проведению референдума Республики Хакасия:
1) обеспечивает соблюдение настоящего закона на территории района, города;
2) оказывает помощь Центральной комиссии по проведению референдума Республики Хакасия по руководству деятельностью участковых комиссий по проведению референдума;
3) заслушивает сообщения органов местного самоуправления, руководителей предприятий, учреждений и организаций по вопросам организационно-технической подготовки и проведения референдума;
4) рассматривает заявления и жалобы на решения и действия участковых комиссий по проведению референдума;
5) определяет результаты голосования на референдуме по соответствующей территории, составляет протокол и передает его вместе с протоколами участковых комиссий в Центральную комиссию по проведению референдума Республики Хакасия;
6) отчитывается перед Центральной комиссией по проведению референдума Республики Хакасия об использовании ассигнований, выделенных на проведение референдума Республики Хакасия;
7) осуществляет иные полномочия в соответствии с настоящим законом.
Полномочия территориальной комиссии прекращаются по истечении одного месяца со дня опубликования (обнародования) результатов референдума Республики Хакасия.
Статья 18. Полномочия участковой комиссии по проведению Референдума Республики Хакасия
Участковая комиссия по проведению референдума Республики Хакасия:
1) составляет и уточняет список граждан, имеющих право на участие в референдуме, на территории участка;
2) обеспечивает ознакомление граждан со списком лиц, имеющих на территории участка право на участие в референдуме, рассматривает заявления и жалобы о неточностях в этом списке и решает вопрос о внесении в него соответствующих изменений;
3) оповещает население о дне и месте проведения голосования;
4) обеспечивает подготовку помещений для проведения голосования и их надлежащее оборудование;
5) организует голосование на участке:
6) производит подсчет голосов и определяет результаты голосования на референдуме по участку, составляет протокол и передает его в территориальную комиссию по проведению референдума;
7) рассматривает заявления и жалобы по вопросам подготовки и проведения референдума на территории участка;
Статья 19. Организация работы комиссий по проведению референдума Республики Хакасия
Центральная комиссия по проведению референдума Республики Хакасия проводит свое первое заседание не позднее трех дней с момента опубликования решения Верховного Совета Республики Хакасия о назначении референдума Республики Хакасия.
Территориальные и участковые комиссии по проведению референдума Республики Хакасия проводят свои первые заседания не позднее двух дней с момента их формирования.
Заседания комиссий по проведению референдума Республики Хакасия являются правомочными, если в них принимает участие большинство членов соответствующей комиссии. Решения комиссий принимаются открытым голосованием большинством голосов от присутствующих членов комиссии. Члены комиссии, не согласные с ее решением, вправе выразить особое мнение, которое в письменном виде прилагается к протоколу заседания комиссии.
Решения комиссий, принятые в пределах их полномочий, обязательны для исполнения всеми государственными органами, органами местного самоуправления, предприятиями, учреждениями и организациями, общественными объединениями, должностными лицами.
Решения комиссий по проведению референдума Республики Хакасия, противоречащие Конституции Республики Хакасия, настоящему закону, либо принятые комиссиями с превышением установленных полномочий, подлежат отмене вышестоящей комиссией по проведению референдума Республики Хакасия. При этом вышестоящая комиссия по проведению референдума Республики Хакасия вправе принять самостоятельное решение по существу вопроса.
Государственные органы, органы местного самоуправления, предприятия, учреждения и организации, общественные объединения, средства массовой информации, должностные лица обязаны содействовать комиссиям по проведению референдума Республики Хакасия в осуществлении ими своих полномочий, в частности, предоставлять необходимые для их работы помещения, транспорт, средства связи, техническое оборудование, сведения и материалы. Комиссии вправе обращаться по вопросам, связанным с подготовкой и проведением референдума, в государственные органы, предприятия, учреждения и организации, общественные объединения, к должностным лицам, которые обязаны рассмотреть поставленный вопрос и дать комиссии ответ не позднее чем в трехдневный срок со дня поступления запроса.
Председатель, заместитель председателя, секретарь, член комиссии по проведению референдума Республики Хакасия по решению комиссии может освобождаться в период подготовки и проведения референдума от выполнения производственных или служебных обязанностей с сохранением средней заработной платы за счет средств, выделяемых на проведение референдума Республики Хакасия.
Инициативная группа после опубликования решения Верховного Совета Республики Хакасия о назначении референдума Республики Хакасия вправе назначить одного члена Центральной комиссии по проведению референдума Республики Хакасия с правом совещательном голоса.
Та же инициативная группа после формирования территориальных и участковых комиссий по проведению референдума Республики Хакасия вправе назначить по одному члену соответствующей комиссии с правом совещательного голоса.
Полномочия члена комиссии с правом совещательного голоса прекращаются через 10 дней после опубликования (обнародования) решения, принятого на референдуме Республики Хакасия.
Статья 20. Обжалование решений и действий комиссий по проведению референдума Республики Хакасия
Решения и действия (или бездействие) Центральной комиссии по проведению референдума Республики Хакасия, совершенные с нарушением законодательства, могут быть обжалованы в Верховный суд Республики Хакасия.
Решения и действия (или бездействие) территориальных и участковых комиссий по проведению референдума Республики Хакасия, совершенные с нарушением законодательства, могут быть обжалованы в суд по месту нахождения комиссии или в вышестоящую комиссию по проведению референдума Республики Хакасия.
Решения нижестоящей комиссии по проведению референдума Республики Хакасия могут быть отменены, а ее действия могут приостановлены вышестоящей комиссией по проведению референдума Республики Хакасия. При этом вышестоящая комиссия по проведению референдума Республики Хакасия вправе принять самостоятельное решение по существу жалобы или заявления.
Жалобы на решения и действия (или бездействие) комиссий по проведению референдума Республики Хакасия рассматриваются в трехдневный срок, а поданные за три или менее дней до дня референдума, либо в день референдума, рассматриваются немедленно.
Решение суда по жалобе является окончательным и подлежит немедленному исполнению.
Статья 21. Участки референдума Республики Хакасия
Участки референдума Республики Хакасия образуются исполнительными органами власти района, города республиканского значения по согласованию с территориальными комиссиями по проведению референдума Республики Хакасия не позднее чем за 45 дней до дня референдума. Участки образуются с учетом административно-территориального деления и иных местных условий с целью создания максимальных удобств для граждан, имеющих право на участие в референдуме, из расчета не более трех тысяч граждан на каждый участок референдума.
В воинских частях участки референдума могут образовываться по решению Центральной комиссии по проведению референдума Республики Хакасия, если невозможно организовать голосование военнослужащих на участках, предусмотренных частью первой настоящей статьи.
В случае совмещения проведения референдума с проведением выборов голосование в день референдума проводится на избирательных участках, образованных для проведения выборов.
Списки участков референдума с указанием их границ и адресов участковых комиссий по проведению референдума Республики Хакасия подлежат обязательному опубликованию.
Каждый участок референдума должен иметь помещение для голосования, где при опечатывании и вскрытии ящиков для голосования, а также при подсчете голосов могут свободно размещаться члены участковой комиссии, наблюдатели, представители средств массовой информации. Помещение должно быть оборудовано мебелью, сейфом для хранения документации, стендами с информацией по референдуму, кабинами и ящиками для тайного голосования.
Кабины для тайного голосования оснащаются столиками (стойками) для голосования, а также авторучками. Применение карандашей для голосования не допускается.
Статья 22. Списки граждан, имеющих право на участие в референдуме Республики Хакасия
В списки граждан, имеющих право на участие в референдуме Республики Хакасия, включаются граждане Российской Федерации, проживающие на территории Республики Хакасия. Гражданин может быть включен только в один список.
Список составляется участковой комиссией по проведению референдума на основании сведений, представляемых главой местной администрации. В список включаются граждане, проживающие на территории данного участка.
Список военнослужащих, голосующих на общих участках референдума, а также список по участку, образованному в воинской части, составляется на основе сведений, представляемых ее командиром. Военнослужащие, постоянно или временно проживающие на момент составления списков вне воинских частей, включаются в списки по месту жительства на общих основаниях.
Сведения, предусмотренные второй, четвертой частями настоящей статьи направляются в участковые комиссии по проведению референдума Республики Хакасия не позднее чем за 30 дней до дня референдума.
Список избирателей составляется в двух экземплярах по форме, утверждаемой Центральной комиссией по проведению референдума Республики Хакасия, и подписывается председателем и секретарем участковой комиссии.
Список избирателей составляется в алфавитном или ином порядке (по населенным пунктам, улицам, домам на основе адресов избирателей). В списке указываются фамилия, имя, отчество, год рождения и место проживания (адрес) избирателя. В отношении граждан, которым в день голосования исполняется 18 лет, дополнительно указываются день и месяц рождения.
Граждане, которые в день голосования будут находиться в санаториях, профилакториях, домах отдыха, больницах и других стационарных лечебно - профилактических учреждениях, а также в изоляторах временного содержания, включаются в список (основной или дополнительный) на основании данных, представляемых руководителями указанных учреждений.
Студенты и аспиранты дневной формы обучения, имеющие право на участие в референдуме и проживающие в общежитиях, включаются в список на участке по месту нахождения общежития.
В случае совмещения проведения референдума с проведением выборов голосование в день референдума проводится по спискам избирателей, составленным для проведения выборов.
Гражданин вправе по предъявлении документа, удостоверяющего личность, обратиться в участковую комиссию по проведению референдума с целью проверки включения его в список граждан, имеющих право на участие в референдуме Республики Хакасия. Уточнение списка завершается не позднее 20 дней до дня референдума. Граждане, имеющие право на участие в референдуме, но поселившиеся на территории участка после названного срока, но до дня референдума, включаются участковой комиссией в дополнительный список на основании документов, подтверждающих их место жительства.
Если менее чем за 15 дней до дня референдума гражданин, включенный в список имеющих право на участие в референдуме, обнаружит, что не будет иметь возможности прибыть в день референдума в помещение того участка референдума, где он включен в список, то он вправе получить в участковой комиссии открепительное удостоверение на право участия в референдуме Республики Хакасия. О получении открепительного удостоверения гражданин расписывается в списке с указанием даты получения. Выдача открепительного удостоверения регистрируется в специальном реестре. По предъявлении открепительного удостоверения гражданин должен быть включен в дополнительный список на любом другом участке референдума. Форма открепительного удостоверения и форма реестра выдачи открепительных удостоверений утверждаются Центральной комиссией по проведению Референдума Республики Хакасия.
Каждый гражданин вправе обжаловать невключение или исключение его из списка, а также допущенные в списке неточности. Соответствующее заявление рассматривается участковой комиссией в течение 24 часов, а накануне и в день проведения референдума - немедленно. Участковая комиссия обязана внести необходимые исправления либо выдать заявителю копию мотивированного решения об отклонении его жалобы. Решение комиссии может быть обжаловано в вышестоящую комиссию или суд в порядке, установленном настоящим законом.
Статья 23. Бюллетени для голосования на референдуме Республики Хакасия
В бюллетене для голосования на референдуме Республики Хакасия точно воспроизводится текст вынесенного на референдум вопроса и указываются варианты волеизъявления голосующего словами "за" или "против", под которыми помещаются пустые квадраты. Если гражданин голосует за принятие вынесенного на референдум вопроса, он ставит знак "плюс" в квадрате под словом "за". Если гражданин голосует против вынесенного на референдум вопроса, он ставит знак "плюс" в квадрате под словом "против".
При вынесении на референдум нескольких вопросов они включаются в один бюллетень, последовательно нумеруются и отделяются друг от друга четко видимыми горизонтальными линиями. Альтернативные редакции какой-либо статьи законопроекта также последовательно нумеруются.
Бюллетени печатаются на государственных языках: русском и хакасском.
При вынесении на референдум проекта закона Центральная комиссия по проведению референдума Республики Хакасия решает вопрос о целесообразности приобщения к каждому бюллетеню текста выносимого на референдум законопроекта и текста закона, который предлагается отменить или изменить. Если текст законопроекта не приобщается к бюллетеню для голосования, то он вывешивается в помещении каждого участка референдума для всеобщего ознакомления.
В случае проведения референдума Республики Хакасия в один день с референдумом Российской Федерации, а также одновременно с выборами бюллетени для голосования изготавливаются на бумаге разных цветов либо каждый из них имеет иной отличительный знак.
Территориальные комиссии по проведению референдума Республики Хакасия обеспечиваются бюллетенями не позднее чем за 5 дней до дня референдума.
Участковые комиссии по проведению референдума Республики Хакасия получают бюллетени не позднее 3 дней до дня референдума. По каждому участку количество бюллетеней не может превышать более чем на 0,5 процента числа зарегистрированных граждан, имеющих право на участие в референдуме, на данном участке.
На каждом бюллетене ставится печать участковой комиссии по проведению референдума Республики Хакасия или подписи двух членов комиссии.
Статья 24. Финансирование референдума Республики Хакасия
Правительство Республики Хакасия на основании решения Верховного Совета Республики Хакасия о проведении референдума выделяет Центральной комиссии по проведению референдума Республики Хакасия необходимые ассигнования на проведение референдума Республики Хакасия. Выделенные ассигнования поступают в распоряжение Центральной комиссии по проведению референдума Республики Хакасия и распределяются ею между комиссиями по проведению референдума Республики Хакасия.
Комиссии по проведению референдума Республики Хакасия представляют Центральной комиссии по проведению референдума Республики Хакасия отчеты о расходовании выделенных им ассигнований не позднее 45 дней со дня опубликования (обнародования) результатов референдума.
Центральная комиссия по проведению референдума Республики Хакасия представляет Верховному Совету Республики Хакасия отчет о расходовании ассигнований, указанных в части первой настоящей статьи, на позднее трех месяцев после опубликования (обнародования) результатов референдума.
Статья 25. Агитация по вопросам, вынесенным на референдум Республики Хакасия
Граждане Российской Федерации, проживающие на территории Республики Хакасия, общественные объединения вправе беспрепятственно вести агитацию за или против проведения референдума Республики Хакасия, за или против участия в референдуме и за или против закона или иного вопроса, выносимого на референдум Республики Хакасия.
Не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства.
Все агитационные печатные материалы должны содержать информацию об организациях и лицах, ответственных за их выпуск. Распространение анонимных агитационных материалов запрещается.
Комиссии по проведению референдума Республики Хакасия, поставленные в известность о распространении анонимных либо подложных агитационных материалов, принимают меры по пресечению этой деятельности и вправе обратиться в соответствующие органы внутренних дел с представлением о применении необходимых мер пресечения противоправной агитационной деятельности.
За день до голосования и в день голосования агитация запрещается. В течение шести дней до дня референдума и в день референдума опубликование (обнародование) результатов опросов общественного мнения, прогнозов результатов и иных исследований, связанных с референдумом, запрещается.
Вывешивание агитационных материалов на памятниках, обелисках, на зданиях и в помещениях, имеющих историческую, культурную или архитектурную ценность, а также в помещениях комиссий по проведению референдума Республики Хакасия и в помещениях участков референдума запрещается.
Агитация может осуществляться через средства массовой информации, путем проведения различных мероприятий (собраний и встреч с гражданами, публичных дебатов и дискуссий, митингов, демонстраций, шествий), выпуска и распространения агитационных печатных материалов. В агитации не могут участвовать государственные органы, органы местного самоуправления, члены комиссий по проведению референдума Республики Хакасия, должностные лица. Агитация не может вестись на территории воинских частей, деполитизированных учреждений и в помещениях участков референдума.
Рекомендации о порядке предоставления эфирного времени для агитации за или против вынесенного на референдум Республики Хакасия вопроса по каналам государственных телерадиокомпаний принимаются Центральной комиссией по проведению референдума Республики Хакасия.
Средства массовой информации, учредителями которых являются государственные органы, предприятия, учреждения и организации, либо финансируемые полностью или частично за счет государственных средств или средств местного самоуправления, обязаны обеспечить равные возможности для агитации за или против вопроса, вынесенного на референдум Республики Хакасия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.