Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава VII. Голосование и определение результатов выборов
Статья 37. Помещение для голосования
Помещение для голосования безвозмездно предоставляется в распоряжение избирательной участковой комиссии главой администрации города республиканского значения, главой местного самоуправления.
В помещении для голосования должен быть зал, в котором размещаются кабины или специально оборудованные места для тайного голосования, либо должны быть пригодные для тайного голосования комнаты.
Кабины либо комнаты для тайного голосования оснащаются столиками и письменными принадлежностями, применение для этих целей карандашей не допускается. Вход в кабины или комнаты для тайного голосования, выход из них, а также путь от них к избирательным ящикам должны находиться в поле зрения участковой избирательной комиссии и наблюдателей.
Статья 38. Избирательный бюллетень
Для выборов депутатов Верховного Совета каждый избиратель получает избирательный бюллетень по форме, установленной Избирательной комиссией Республики Хакасия не позднее чем за 30 дней до дня выборов.
Текст избирательного бюллетеня утверждается окружной избирательной комиссией. Текст избирательного бюллетеня должен быть размещен только на одной стороне избирательного бюллетеня.
Избирательный бюллетень содержит в алфавитном порядке фамилии, имена и отчества всех зарегистрированных по округу кандидатов в депутаты с указанием даты рождения, места работы, занимаемой должности (рода занятий), места жительства. В случае, если кандидат выдвинут избирательным объединением, избирательным блоком, указывается наименование этого избирательного объединения, избирательного блока, а также принадлежность кандидата к политической партии или иному общественному объединению, если такая принадлежность имеет место. Если кандидат выдвинут непосредственно избирателями, его политическая принадлежность указывается только по желанию самого кандидата. Справа против данных о каждом кандидате помещается пустой квадрат. В конце списка кандидатов помещается строка "Против всех кандидатов" с расположенным справа от нее пустым квадратом.
Каждый избирательный бюллетень должен содержать разъяснение о порядке его заполнения.
Избирательные бюллетени печатаются на государственных языках Республики Хакасия (русском и хакасском). Текст на этих языках помещается в каждом бюллетене.
Избирательные бюллетени печатаются по распоряжению Избирательной комиссии Республики Хакасия и пересылаются территориальным избирательным комиссиям не позднее чем за 10 дней до дня выборов.
Окружные избирательные комиссии получают избирательные бюллетени от территориальных избирательных комиссий не позднее чем за шесть дней до дня выборов.
Участковые избирательные комиссии получают от окружных избирательных комиссий избирательные бюллетени не позднее чем за четыре дня до дня выборов.
По каждому избирательному округу число избирательных бюллетеней, передаваемых участковой избирательной комиссии, не может превышать число включенных в список избирателей по избирательному участку избирателей более чем на 0,5 процента. В правом верхнем углу избирательного бюллетеня ставятся подписи двух членов участковой избирательной комиссии, которые заверяются печатью участковой избирательной комиссии. Не заверенные участковой избирательной комиссией бюллетени признаются бюллетенями неустановленной формы и при подсчете голосов не учитываются.
В случае выбытия отдельных кандидатов до дня выборов, но после изготовления бюллетеней, участковые избирательные комиссии по указанию территориальных или окружных избирательных комиссий вычеркивают в избирательных бюллетенях данные о выбывших кандидатах.
Статья 39. Порядок голосования
Время голосования в день выборов устанавливается Избирательной комиссией Республики Хакасия. О времени и месте голосования участковые избирательные комиссии обязаны оповестить избирателей на позднее чем за 20 дней до дня его проведения через средства массовой информации или иным способом. Если на избирательном участка проголосовали все избиратели, включенные в список избирателей, участковая избирательная комиссия может объявить голосование законченным раньше установленного времени.
В помещениях для голосования во время голосования и при подсчете голосов избирателей вправе находиться наблюдатели, иностранные (международные) наблюдатели, доверенные лица кандидатов, представители средств массовой информации.
Избиратель, который в день выборов по тем или иным причинам будет отсутствовать по месту своего жительства, может проголосовать досрочно, заполнив избирательный бюллетень в помещении окружной (за 5-4 дня до дня выборов) или участковой (за 3-1 день до дня выборов) избирательной комиссии, чтобы при этом не была нарушена тайна голосования. Если избиратель голосует в помещении окружной избирательной комиссии, то в правом верхнем углу выдаваемого ему избирательного бюллетеня ставятся подписи двух ее членов, которые заверяются печатью окружной избирательной комиссии. Если избиратель голосует в помещении участковой избирательной комиссии, то в правом верхнем углу выдаваемого ему избирательного бюллетеня ставятся подписи двух членов участковой избирательной комиссии, которые заверяются печатью участковой избирательной комиссии. Заполненный бюллетень избиратель помещает в конверт, который заклеивает и передает дежурному члену окружной или участковой избирательной комиссии. На месте склейки на конверте ставятся подписи двух членов соответственно окружной или участковой избирательной комиссии, которые заверяются печатью соответствующей избирательной комиссии. Окружная избирательная комиссия передает список проголосовавших избирателей и конверты с их бюллетенями в соответствующую участковую избирательную комиссию не позднее чем за три дня до дня выборов.
В случае досрочного голосования избирателя в окружной избирательной комиссии секретарь участковой избирательной комиссии, на территории которой постоянно проживает данный избиратель, делает в соответствующей строке списка избирателей запись "досрочное" (после поступления в комиссию запечатанного конверта с бюллетенем из окружной избирательной комиссии) и расписывается.
В установленное время в день выборов председатель участковой избирательной комиссии объявляет избирательный участок открытым и предъявляет членам комиссии, присутствующим избирателям и наблюдателям пустые избирательные ящики, которые вслед за этим опечатываются.
Затем председатель участковой избирательной комиссии предъявляет конверты, оставленные досрочно проголосовавшими избирателями. При этом проверяется неповрежденность каждого конверта, наличие на нем заверительных подписей и печатей, а также соответствие количества конвертов числу соответствующих отметок в списке избирателей. Затем конверты вскрываются и извлеченные из них избирательные бюллетени опускаются в избирательный ящик. В случае, если из конверта извлечено более одного избирательного бюллетеня, все извлеченные из конверта избирательные бюллетени погашаются, о чем составляется специальный акт. После этого председатель участковой избирательной комиссии приглашает избирателей приступить к голосованию.
При получении избирательного бюллетеня избиратель проставляет в списке избирателей серию и номер своего паспорта или заменяющего паспорт удостоверения личности.
С согласия избирателя либо по его просьбе серия и номер предъявляемого им паспорта или заменяющего его удостоверения личности могут быть внесены в список избирателей как членом участковой избирательной комиссии, так и иным лицом. Избиратель проверяет правильность произведенной записи и расписывается. Избиратель, не имеющий возможности расписаться самостоятельно, вправе воспользоваться помощью другого лица, не входящего в состав избирательной комиссии, фамилия этого лица указывается в списке избирателей в графе "Подпись избирателя о получении бюллетеней".
Каждый гражданин голосует лично. Голосование за других лиц не допускается.
Заполнение избирательного бюллетеня производится в специальной кабине или комнате, где не допускается присутствие кого бы то ни было, кроме голосующего.
Избиратель, на имеющий возможности самостоятельно заполнить бюллетень, вправе пригласить в кабину или комнату для тайного голосования любое лицо, кроме члена избирательной комиссии или наблюдателя.
В избирательном бюллетене избиратель ставит крест либо иной знак а пустом квадрате напротив фамилии того кандидата, за которого он голосует, либо в квадрате, расположенном напротив строки "Против всех кандидатов", если он голосует против всех кандидатов.
Заполненный бюллетень избиратель опускает в избирательный ящик.
Законом Республики Хакасия от 29 октября 1997 г. N 16 в части одиннадцатой статьи 39 настоящего Закона предложение "Данные об избирателях, проголосовавших вне помещения для голосования, вносятся в отдельный список избирателей, а в основном списке делается отметка о том, что избиратель проголосовал на дому", изложено в следующей редакции "Одновременно в списке избирателей делается отметка о том, что избиратель проголосовал вне помещения для голосования"
Участковая избирательная комиссия обязана обеспечить всем избирателям возможность участвовать в голосовании, в том числе лицам, которые по состоянию здоровья либо подругам уважительным причинам не могут прибыть в помещение для голосования. В этих целях в участковой избирательной комиссии должно быть необходимое количество переносных избирательных ящиков, которое определяется решением Избирательной комиссии Республики Хакасия. Устное заявление о предоставлении возможности проголосовать вне помещения для голосования должно быть подтверждено избирателем в письменной форме при прибытии к нему членов участковой избирательной комиссии. Члены участковой избирательной комиссии, выезжающие по заявлениям, получают под роспись избирательные бюллетени в количестве, соответствующем числу заявлений. Количество заявлений избирателей, использованных и возвращенных избирательных бюллетеней отмечается в отдельном акте. Одновременно в списке избирателей делается отметка о том, что избиратель проголосовал вне помещения для голосования. При проведении голосования вне помещения для голосования вправе участвовать наблюдатели. В случае, если избиратель считает, что при заполнении избирательного бюллетеня совершил ошибку, он вправе обратиться к члену избирательной комиссии, выдавшему избирательный бюллетень, с просьбой выдать ему новый избирательный бюллетень взамен испорченного. Член избирательной комиссии выдает избирателю новый избирательный бюллетень, делая при этом соответствующую отметку в списке избирателей против фамилии данного избирателя. Испорченный избирательный бюллетень погашается, о чем составляется акт.
Председатель участковой избирательной комиссии следит за порядком в помещении для голосования. Его распоряжения для всех присутствующих обязательны. В случае отсутствия председателя его замещает заместитель председателя комиссии, а при его отсутствии - секретарь или иной член комиссии, уполномоченный ею.
Член избирательной комиссии немедленно отстраняется от участия в ее работе, а наблюдатель удаляется из помещения для голосования, если они нарушают тайну голосования или пытаются повлиять на волеизъявление избирателя. Решение об этом принимается избирательной комиссией.
Статья 40. Подсчет голосов избирателей на избирательном участке
По истечении времени голосования председатель участковой избирательной комиссии объявляет о том, что избирательные бюллетени могут получить и проголосовать только избиратели, уже находящиеся в помещении для голосования.
Подсчет голосов осуществляют непосредственно члены участковой избирательной комиссии, обладающие правом решающего голоса.
Подсчет голосов на избирательном участке должен проводиться без перерыва до получения итогов голосования, о которых должны быть извещены все члены участковой избирательной комиссии, а также наблюдатели.
Перед вскрытием избирательных ящиков члены избирательной комиссии в присутствии наблюдателей, если они находятся в помещении для голосования, подсчитывают и погашают неиспользованные избирательные бюллетени.
Их число оглашается и заносится а протокол об итогах голосования. После чего председатель участковой избирательной комиссии проверяет целостность печатей или пломб на избирательных ящиках и вскрывает их. Вскрытие избирательных ящиков осуществляется поочередно: сначала переносных, затем стационарных.
Вначале производится подсчет избирательных бюллетеней, находящихся в переносных избирательных ящиках.
Число бюллетеней, находящихся в переносных избирательных ящиках, не должно превышать число письменных заявлений избирателей с просьбами о проведении голосования вне помещения для голосования.
В случае обнаружения в переносных избирательных ящиках большего числа бюллетеней, чем количество заявлений с просьбой о голосовании вне помещения для голосования, все бюллетени, находившиеся в переносных избирательных ящиках, могут быть признаны недействительными решением участковой избирательной комиссии.
Этот факт с указанием фамилий членов комиссии, обеспечивавших голосование вне помещения для голосования, отражается в акте, который прилагается к протоколу об итогах голосования.
При подсчете голосов избирателей прежде всего отделяются бюллетени неустановленной формы, то есть не изготовленные официально либо не заверенные избирательной комиссией, и недействительные избирательные бюллетени. Недействительными считаются избирательные бюллетени, по которым невозможно установить волеизъявление избирателя, в частности, такие, в которых крест или любой иной знак проставлен более чем в одном квадрате либо не проставлен ни в одном из них.
При принятии решения о признании избирательного бюллетеня недействительным участковая избирательная комиссия указывает на его оборотной стороне причины его недействительности. Эта запись заверяется подписями не менее трех членов участковой избирательной комиссии. Недействительные избирательные бюллетени упаковываются отдельно от других избирательных бюллетеней.
Участковая избирательная комиссия составляет протокол об итогах голосования. В протокол вносятся следующие данные:
число избирателей, внесенных в список избирателей, включая избирателей, внесенных в список дополнительно;
число избирательных бюллетеней, полученных участковой избирательной комиссией;
число избирательных бюллетеней, выданных избирателям на избирательном участке в день голосования;
число погашенных избирательных бюллетеней;
число избирательных бюллетеней, выданных избирателям, проголосовавшим досрочно;
число избирательных бюллетеней, выданных избирателям, проголосовавшим вне помещения для голосования;
число избирательных бюллетеней, содержащихся в стационарных избирательных ящиках (за исключением бюллетеней неустановленной формы);
число избирательных бюллетеней, содержащихся в переносных избирательных ящиках (за исключением бюллетеней неустановленной формы);
число действительных избирательных бюллетеней;
число недействительных избирательных бюллетеней (в том числе отдельной строкой - число избирательных бюллетеней, не содержащих отметок ни по одной из позиций);
фамилии, имена и отчества внесенных в избирательный бюллетень кандидатов;
число действительных голосов, поданных, за каждого кандидата;
число голосов, поданных против всех кандидатов;
поступившие в комиссию жалобы и заявления и принятые по ним решения.
Протокол составляется в трех экземплярах и подписывается всеми присутствующими членами комиссии. Не допускается заполнение протокола об итогах голосования карандашом и внесение в него каких бы то ни было исправлений. При выявлении ошибок, несоответствий в протоколе участковой избирательной комиссии, а также при сомнении в правильности составления протокола вышестоящая избирательная комиссия вправе принять решение о повторном подсчете голосов избирателей соответствующей участковой избирательной комиссией.
Повторный подсчет голосов избирателей проводится участковой избирательной комиссией в присутствии члена (членов) вышестоящей избирательной комиссии. Член участковой избирательной комиссии, не согласный с протоколом в целом или отдельным его положением, вправе приложить к протоколу особое мнение, о чем в протоколе делается соответствующая запись. К первому экземпляру протокола приобщаются жалобы и заявления, поступившие в участковую избирательную комиссию в день голосования, а также принятые по ним решения комиссии.
По требованию любого члена участковой избирательной комиссии или наблюдателя участковая избирательная комиссия обязана предоставить им заверенную копию протокола об итогах голосования. Первый экземпляр протокола участковой избирательной комиссии после его подписания незамедлительно направляется в соответствующую окружную избирательную комиссию.
Второй экземпляр протокола вместе с опечатанными избирательными бюллетенями, со списками членов избирательной комиссии с правом совещательного голоса, наблюдателей от кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков, представителей средств массовой информации, присутствовавших на заседании участковой избирательной комиссии при установлении итогов голосования и составлении протокола, хранятся у секретаря комиссии до окончания ее работы.
Третий экземпляр протокола предоставляется для ознакомления доверенным лицам кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков, наблюдателям, членам участковой комиссии с правом совещательного голоса, представителям средств массовой информации.
Избирательная документация, включая избирательные бюллетени, передается в соответствующие территориальные избирательные комиссии не позднее чем через пять дней после официального объявления итогов выборов.
Статья 41. Определение результатов выборов в Верховный Совет
На основании подлинных протоколов участковых избирательных комиссий путем суммирования содержащихся в них данных окружная избирательная комиссия определяет результаты выборов в избирательном округе.
Окружная избирательная комиссия составляет протокол о результатах выборов в избирательном округе, в который вносятся следующие данные:
число участковых избирательных комиссий в округе;
число протоколов участковых избирательных комиссий, на основе которых составлен данный протокол;
число избирателей по избирательному округу, внесенных в списки избирателей;
число избирательных бюллетеней, выданных участковым избирательным комиссиям;
число избирательных бюллетеней, выданных избирателям на избирательных участках в день голосования;
число погашенных избирательных бюллетеней;
число избирательных бюллетеней, выданных избирателям, проголосовавшим досрочно;
число избирательных бюллетеней, выданных избирателям, проголосовавшим вне помещений для голосования;
число избирательных бюллетеней, содержащихся в стационарных избирательных ящиках (за исключением бюллетеней неустановленной формы);
число избирательных бюллетеней, содержащихся в переносных избирательных ящиках (за исключением бюллетеней неустановленной формы);
общее число действительных избирательных бюллетеней;
общее число недействительных избирательных бюллетеней ( в том числе отдельной строкой - число избирательных бюллетеней, не содержащих отметок ни по одной из позиций);
фамилии, имена и отчества внесенных в избирательный бюллетень кандидатов;
число голосов, поданных за каждого кандидата;
число голосов, поданных против всех кандидатов;
фамилия, имя, отчество избранного кандидата.
Законом Республики Хакасия от 25 сентября 1996 г. N 70 часть 3 статьи 41 настоящего Закона изложена в новой редакции
Избранным признается кандидат, который получил более половины голосов избирателей, прин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.